Учредители:
Уральское отделение РАН Оренбургский научный центр УрО РАН
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН
(электронный журнал)
2012 * № 4
Оп-ііпе версия журнала на сайте http://www.elmag.uran.ru
© Д.А. Грудинин, А.А. Чибилев (мл.), 2012 УДК 502.131.1
Д.А. Грудинин, А.А. Чибилёв (мл.)
ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ОРЕНБУРГСКО-КАЗАХСТАНСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ОСВОЕНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА
Институт степи УрО РАН, Оренбург, Россия
В статье рассмотрены аспекты социально-экономического значения рационального использования природно-ресурсного потенциала охраняемых территорий Оренбургско-Казахстанского приграничья. Предложены варианты интеграции ОПТ в экономику региона с учётом его устойчивого развития.
Ключевые слова: природно-ресурсный потенциал, охраняемые территории, Оренбургско-Казахстанское приграничье, устойчивое развитие.
D.A. Grudinin, A.A. Chibilyov (jr.)
OBJECTS OF NATURAL HERITAGE IN ORENBURG-KAZAKHSTAN FRONTIER REGION AND PROBLEMS OF THEIR RECREATIONAL AND TOURIST DEVELOPMENT
Institute of Steppe UrB RAS, Orenburg, Russia
The article considers the aspects of the socio-economic importance of rational use of the natural resource potential of protected areas of Orenburg-Kazakhstan frontier region. Offered variants of integration protected natural areas into the economy of the region with account of its sustainable development.
Key words: natural resource potential, protected areas, Orenburg-Kazakhstan frontier region, sustainable development.
Сегодня можно констатировать, что в сложившихся к началу XXI века социально-экономических условиях современной России утрачивается приоритетность решения проблемы рационального использования природных ресурсов. Как ни парадоксально, наиболее остро эта проблема проявляется на территориях с особым режимом природопользования - охраняемых природных территориях (ОПТ). Между тем природные ресурсы охраняемых территорий - это отнюдь не нечто внешнее по отношению к социально-экономической сфере регионов, а фактор, во многом формирующий её параметры.
Практически любой ландшафт имеет климатические, водные, земельные, почвенные и другие ресурсы, но возможности хозяйственного их использования весьма различны. В одном случае могут складываться благоприятные усло-
1
вия для добычи минерального сырья, в других - для выращивания ценных культурных растений или для организации промышленного производства, курортного комплекса и т.д.
На этом основании выделяются природно-ресурсные территориальные комплексы по наиболее предпочтительному (или предпочтительным) виду хозяйственного освоения. Они делятся на: 1) горнопромышленные, 2) сельскохозяйственные, 3) водохозяйственные, 4) лесохозяйственные, 5) селитебные, 6) рекреационные и др.
Использование только одной классификации видов ресурсов по их происхождению (или «природной классификации», по определению А.А. Минца) недостаточно, так как она не отражает экономического значения ресурсов и их хозяйственной роли [1]. Среди систем классификаций природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и роль в системе общественного производства, чаще применяется классификация по направлению и формам хозяйственного использования ресурсов.
Природные ресурсы охраняемых территорий носят интегральный характер, представляя собой совокупность конкретных видов природных ресурсов. Такое сочетание характеризуется тем, что качественное или количественное изменение одного из ресурсов неизбежно ведёт к более или менее заметным переменам и других ресурсов.
Для решения проблем устойчивого развития социально-экономической геосистемы бассейна реки Урал и формирования фундаментальной основы сохранения её природного наследия актуально проведение анализа современного состояния и пространственного размещения ключевых ландшафтных территорий с организацией трансграничных ООПТ (рис. 1).
На рисунке 1 указаны следующие наиболее интересные и перспективные объекты. Республика Башкортостан: 1) Озеро Ургун и Ургунский бор; 2) Природный парк «Мурадымовское ущелье»; 3) Государственный природный заказник «Шайтантау»; 4) Историко-археологический, ландшафтный музей-заповедник «Ирендык». Челябинская область: 5) Леоновские горы; 6) Абля-зовские луга; 7) Г ора Разборная; 8) Чекинская степь; 9) Историко-культурный заповедник «Аркаим»; 10) орнитологической территории международного значения «Три Гусихи». Оренбургская область: 11) Малый Накас; 12) Донгуз-ский полигон; 13) Соль-Илецкие озёра; 14) Урочище Шубарагаш; 15) Орлов-
ская степь; 16) Участок Государственного заповедника Оренбугский «Буртин-ская степь»; 17) Кзыладырское карстовое поле; 18) Государственный заповедник «Шайтан-тау»; 19) Участок Государственного заповедника Оренбугский «Айтуарская степь»; 20) Карагай-Губерлинское ущелье; 21) Губерлинское ущелье; 22) Ириклинское водохранилище; 23) Урочище Шийлиагаш. ЗападноКазахстанская область: 24) Верхнедеркульская степь; 25) гора Большая Ичка; 26) Битикская степь; 27) озеро Шалкар; 28) урочище Кабылтобе; 29) реликтовая дубрава в Ахмадеевской балке; 30) Берёзовская степь; 31) степной участок «Шыбынды»; 32) озеро Сулуколь. Актюбинская область: 33) гора Шангроу; 34) Илек-Каргалинский природный резерват; 35) урочище Уркаш; 36) гора Жа-мантау. Атырауская область: 37) Индерские горы; 38) Государственный природный резерват «Акжайык».
Рис. 1. Ключевые ландшафтные территории в составе существующих и перспективных ООПТ бассейна реки Урал.
Особая роль в решении этой проблемы отводится освоению объектов
природного наследия Оренбургско-Казахстанского приграничья, организации
новых форм ОПТ, выявлению приоритетных направлений их интеграции в сферу туризма и рекреации.
На современном этапе в России природные ресурсы охраняемых территорий в недостаточной степени вовлечены в социально-экономическое развитие регионов. Такая интеграция в большей степени проявляется на густонаселённых урбанизированных территориях, в регионах традиционно использующих природные ресурсы в окрестностях крупных городов в качестве рекреационных. Вместе с тем некоторые категории охраняемых территорий имеют значительные перспективы использования природно-ресурсного потенциала для решения региональных социально-экономических проблем. В этом аспекте нам представляется актуальной проблема освоения объектов природного наследия Оренбургско-Казахстанского приграничья.
Данная территория является частью Российско-Казахстанского трансграничного пространства и образована Оренбургской областью Российской Федерации (РФ) и пограничными участками Западно-Казахстанской, Актюбинской и Кустонайской областями Республики Казахстан (РК) (рис. 2).
Рис. 2. Карта-схема границ Оренбургско-Западно-Казахстанского трансграничного региона.
Наиболее глобальными геосистемами, определяющими качественные параметры ландшафтного разнообразия региона являются зональные степные геосистемы и бассейн реки Урал. Территория региона составляют единое историко-географическое пространство с общей историей заселения, хозяйственного освоения и природопользования.
Объектами природного наследия Оренбургско-Западно-Казахстанского трансграничного региона являются объекты природно-заповедного фонда (ПЗФ): участки уже имеющихся ООПТ, памятники природы, перечень которых хорошо проработан для Оренбургской (рис. 3) и Западно-Казахстанской областей (рис. 4).
# Участки госзаповедника ..Оренбургский" 9 Орловская степь
Цр о Государственные памятники природы ^ Биологический заказник „Светлинский"
Рис. 3. Карта-схема расположения приграничных объектов ПЗФ Оренбургской области.
Особый интерес, с природоохранной точки зрения, представляют сохранившиеся участки эталонных степей и участки вторичных степей, восстанавливающихся на заброшенных пашнях и пастбищах. Рассмотрение их в качестве объектов природного наследия имеет рекомендательный характер.
В общей сложности распределение выявленных и рекомендованных объектов природного наследия данной трансграничной территории представлено в таблице 1.
Табл. 1. Распределение объектов ПЗФ в Оренбургско-Западно-Казахстанском трансграничном регионе
Оренбургская область Западно- Казахстанская область Актюбинская область
Приграничные районы 13 4 5
Памятники природы 183 81 -
Существующие ОПТ 5 5 1
Проектируемые ОПТ 1 5 3
Выявленные в 2009-2011 годах * вторичные и эталонные степи 6 11(3) 10(1)
* Первое число отражает общее количество степных участков, число в скобках - эталонные среди них.
Рис. 4. Карта-схема расположения объектов ПЗФ в приграничных районах Западно-Казахстанской области:
Государственные заказники: IV. Карачаганакский серпартер;
1. Кирсановский зоологический заказник;
2. Бударинский зоологический заказник; Заказник областного значения:
3. Ботанический заказник «Дубрава»;
4. Ботанический заказник «Селекционный»;
5. Челкарский биогидрологический заказник;
6. Караагашское охотничье хозяйство;
7. Аккумский ландшафтный заказник.
Проектируемые ОПЗФ:
I. Ботанический резерват ольхи по р. Быковка;
II. Дендрарий у с. Гнилое;
III. Уральский национальный природный парк;
V. Миргородский биосферный пустынностепной заповедник.
Выявленные массивы вторичных и целинных степей:
1. Щукинская вторичная степь;
2. Чапуринская вторичная степь;
3. Кожевниковская вторичная степь;
4. Балбинский приграничный степной эталон;
5. Кировская вторичная степь;
6. Карасайская вторичная степь;
7. Мазановская вторичная степь;
8. Вторичная степь Жинишке;
9. Амангельдинский степной эталон;
10. Караобинская вторичная степь;
11. Верхнеутвинский вторичный степной участок и степной этплон.
Памятники природы:
Зеленовский район:
1. Нижнекирсановское нерестилище;
2. Урочище «Петровские пески»;
3. Черноольшаник по р. Быковка;
4. Урочище «Дубовое»;
5. Дендрарий у с. Гнилое;
6. Выходы ископаемой фауны;
7. Лес у с. Погодаево;
8. Водохранилище у с. Таловка;
9. Высота 191м. с типчаково-ковыльной степью;
10. Озеро «Хреновое»;
11. Мало-Кирсановская зимовальная яма;
12. Алебастровское нерестилище;
13. Суслиная зимовальная яма;
14. Малофеевская зимовальная яма и нерестилище;
15. Балаганное нерестилище;
16. Осетровая зимовальная яма;
17. Сазанья зимовальная яма;
18. Богановская зимовальная яма;
19. Березы в полупустыне;
20. Осинник на г. Циган;
Теректинский район:
21. Яр у алебастрового завода;
22. Дубрава с чистотелом;
23. Юрские глины на р. Солянка;
24. Обрыв балки Жаман-Бурли;
25. Воровская балка;
26. Ахмадеевская балка;
27. Оползень в балке Альпи;
28. Дубрава с лещиной;
29. Осинник в овраге Туленгур;
30. Возвышенность «Сундук»;
31. Заросли парнолистника;
32. «Ковыльная степь»;
33. Гора Сатас;
34. Гора Сасай;
35. Озеро Большое Бобровое;
36. Урочище Сауркин Яр;
37. Кумысная зимовальная яма;
38. Нерестилище «Золотое»;
39. Гурьевское нерестилище;
40. Плицеские зимовальные ямы;
41. Нижне-Янайкинское нерестилище;
42. Прорвинское нерестилище;
43. Родник «Дадеж агаш»;
44. Юрские песчаники;
45. Пойменный лес в устье р. Солянка; Бурлинский район:
46. Нижнежарсуатское нерестилище;
47. Остров Раздоры;
48. Бородинское нерестилище;
49. Большая батраковская зимовальная яма;
50. Ранневские зимовальные ямы;
51. Красная старица;
52. Типчаково-ковыльная степь у с. Бистау;
53. Гора Актау;
54. Родник Аксу («Долголетия»);
55. Гора Таратбасы;
56. Дубняк ландышево-калиновый;
57. Старица в пойме р. Илек;
58. Пырейный луг в пойме р. Илек;
59. Родник в балке Каракамыс;
60. Разнотравно-ковыльная степь;
61. Жерехавское нерестилище;
62. Золотая зимовальная яма;
63. Березовая аллея;
64. Тырсовники на р. Утва;
65. Водяной орех у с. Даниляково;
66. Дубрава в пойме р. Илек;
67. Липовая роща в «Большой Луке»; Чингирлауский район:
68. Высшая точка области - 273 м.;
69. Гора Шадырлы;
70. Гора Кыз-Емшек;
71. Лес у озера Сор-Коль;
72. Урочище Кандыкты;
73. Урочище Сегиз-Сай;
74. Березово-осиновые леса по р. Куагаш;
75. Заросли можжевельника казацкого
(песчаный массив Ак-Кумы);
76. Заросли черемухи обыкновенной;
77. Родник «Саркырыма»;
78. Заросли можжевельника казацкого
(песчаный массив ККара-Агаш);
79. Опушка березового леса с зарослями
девясила высокого;
80. Перестый ковыль у а. Каракала;
81. Истоки р. Чингирлау.
В целях сохранения и создания условий для рекреационного освоения участков отражающих ландшафтное разнообразие имеет смысл объединение их в кластеры ОПТ, в местах их наибольшего скопления.
В конечном итоге процесс организации охраняемых территорий и рационального использования их природных ресурсов должен иметь положительное социально-экономическое значение для региона (рис. 1).
При выработке стратегии сбалансированного регионального развития следует использовать определенные инструменты, позволяющие принимать эффективные решения и добиваться поставленной цели. Важнейшими из них являются стоимостные оценки природных ресурсов. Причем эти экономические показатели должны учитывать не только выгоды от коммерческого использования ресурсов (прямые потребительские ценности выражаются рыночными ценами), но и отражать косвенные функции природных благ (биосферные, регуляторные, оздоровительные), не потребительские ценности - историческую, эстетическую, культурную значимость природных объектов.
Социально-экономический эффект использования в целях рекреации уникальных природных объектов Оренбургско-Казахстанского приграничья сопровождается несомненным экологическим эффектом, обеспечивающим сохранение эстетической ценности пейзажа, ландшафтного и биологического разнообразия. В конечном итоге, рекреационное использование природноресурсного потенциала охраняемых территорий будет способствовать восстановлению экологического потенциала ландшафта и улучшению природных условий жизни и отдыха населения [7].
Одним из путей улучшения экологической ситуации региона и решения проблемы деградации степных ландшафтов является создание охраняемых природных территорий. На сегодняшний день законодательством РФ регионам даны полномочия по созданию региональных категорий ОПТ и определению экологической политики. При этом интеграцию природных ресурсов охраняемых территорий Оренбургско-Казахстанского приграничья в социальноэкономическую систему трансграничного региона представляется целесообразным рассматривать в нескольких аспектах (рис. 5).
Экономический аспект. Организация и функционирование ОПТ связаны с созданием новых рабочих мест за счет бюджетных ассигнований, выделяемых
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал), 2012, №4 на их содержание, что особенно значимо для регионов с высоким уровнем безработицы.
ОПТ могут и должны вносить существенный вклад в развитие туризма в регионе и связанной с ним инфраструктуры, в том числе стимулируя развитие местных промыслов, и вовлекая местных жителей в сферу обслуживания посетителей парка. Наиболее распространенные пути данного направления интеграции - это развитие платных услуг для посетителей (проживание, питание, услуги проводников, торговое обслуживание и др.) и производство товаров для реализации (экологически чистые продукты питания, сувениры, изделия народных промыслов и т.д.).
Изучение экологического, Обоснование создания ОПТ в данном
природоохранного, регионе (определение форм,
социально-экономического территориальных и площадных
положения в регионе характеристик)
1
ОХРАНЯЕМЫЕ Реализация механизмов создания
ТЕРРИТОРИИ: охраняемых территории
рациональное использование природных ресурсов
Социально-экономическое значение
Прямое
- развитие инфраструктуры регионального экотуризма;
- развитие рекреации;
- коммерческое использование биоресурсов (лицензионный отлов и отстрел животных, сбор грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.);
- привлечение инвестиций международных экологический фондов доноров (WWF, IUCN,
GEF и т.д.);
- формирование информационного пространства (продажа видео-, фотоматериалов, печатных изданий).
Косвенное
- символьные выгоды: представление ландшафтного разнообразия как региональных символов (повышение общественного интереса к конкретному региону);
- экологические выгоды: сохранение и восстановление биоразнообразия, как стабилизирующего фактора;
- оздоровительная функция: снижение заболеваемости;
- этические выгоды: формирование положительных эмоций от осознания существования дикой природы;
- гуманитарные выгоды: воспитание и образование;
- привлечение научного потенциала, в том числе международного значения;
- созданиетрансграничных и международных ОПТ.
Рис. 5. Этапы освоения охраняемых территорий и их социальноэкономическое значение [5].
Не следует недооценивать значение налоговых отчислений, поступающих при вышеупомянутой деятельности в региональные и муниципальные бюджеты.
В целях поддержки производства и реализации качественных продуктов питания природные парки могут передавать лучшим предприятиям права на использование при маркировке их продукции официальной эмблемы национальных парков. Проводиться это должно в соответствии с установленными
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал), 2012, №4 правилами и с учетом возможностей осуществлять контроль соответствия качества продукции.
Необходимо сделать общедоступной информацию, полезную для развития предпринимательства в границах ОПТ и рядом с ними, включая доступ к данным по устойчивому использованию природных ресурсов, возможностям развития туризма и т.п. Для тех предприятий, чья хозяйственная деятельность ограничена режимом охраны, следует добиваться предоставления налоговых льгот на региональном и местном уровнях.
Природные парки способны внести вклад в развитие рентабельного охотничьего хозяйства и организацию спортивного и любительского рыболовства. Необходимо иметь в виду, что деятельность ОПТ содействует привлечению в регион дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.
Система ОПТ совместно с региональными и местными администрациями могут инициировать осуществление программ устойчивого жизнеобеспечения местного населения. Все преимущества и выгоды для региона, в том числе для населения, проживающего в непосредственной близости от ОПТ, должны широко пропагандироваться самой ОПТ.
Просветительский аспект. Охраняемые территории становятся своеобразными региональными центрами культурно-исторического и экологического просвещения. Особый практический интерес для любого региона представляют активность и потенциал таких территорий в разнообразных формах работы со школьниками и взаимодействие с органами народного образования.
Природоохранный аспект. Потенциал ОПТ можно использовать в части осуществления государственного экологического контроля, включая контроль за соблюдением правил и норм охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Территориальным органам МПР России следует шире использовать возможности инспекций природных парков и заповедников, в том числе путем расширения зоны деятельности этих инспекций на прилегающие территории.
Социальный аспект. При организации ОПТ необходимо осознавать, что низкий уровень жизни местного населения и отсутствие благоприятных возможностей для экономического развития провоцируют конфликты в сфере природопользования, обостряются проблемы сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов. Присутствие коренного населения, поддерживающего традиционный образ жизни, является важным фактором при-
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал), 2012, №4 влекательности ОПТ для туристов. Коренное население, обладающее богатым опытом природопользования, может оказать и существенную поддержку ОПТ в его эколого-просветительской деятельности.
Регионы трансграничной социально-экономической геосистемы бассейна реки Урал должны стать субъектами устойчивого развития в условиях международной интеграции. В рамках стратегии устойчивого развития и организации новых форм трансграничных особо охраняемых природных территорий, на 2011-2014 гг. предусмотрены к реализации проекты ПРООН/ГЭФ/Минприроды России «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России» и ПРООН/ГЭФ/Правительства Республики Казахстан «Сохранение и устойчивое управление степными экосистемами». В рамках указанных проектов предусмотрено проведение эколого-экономического обоснования и подготовка предпроектной документации по организации трансграничных ООПТ на границе Оренбургской области РФ и Республики Казахстан.
Организации трансграничных ООПТ способствует и тот факт, что именно вдоль государственной границы располагаются наиболее сохранившиеся степные участки и участки уже имеющихся степных ОПТ, в частности государственного природного заповедника «Оренбургский»: Талинская степь, Буртин-ская степь, Айтуарская степь, Ащисайская степь (РФ) и заказника регионального значения «Эбита» (Актюбинская область РК).
Анализ расположения объектов ПЗФ, сохранившихся и восстанавливающихся степей позволяет выделить четыре репрезентативных кластера ландшафтного разнообразия степей, имеющих трансграничное положение: Чибен-динско-Троицкий (степной, Соль-Илецкий район Оренбургской области, Чин-гирлауский район Западно-Казахстанской области и Хобдинский район Актю-бинской области); Хобдинский (степной, Акбулакский район Оренбургской области и Хобдинский район Актюбинской области); Айтуарско-Эбитинский (степной, Кувандыкский район Оренбургской области, Каргалинский район Актюбинской области); Озерно-степной (озерно-степной, Светлинский район Оренбургской области и Айтекебейский район Актюбинской области).
Также перспективным для создания трансграничной ОПТ является участок поймы р. Урал, ниже от впадения в нее р. Илек, где сохранились уремные леса. Этот участок, получивший название «Уральская урема» располагается на территории Илекского и Ташлинского районов Оренбургской области и Терек-тинского района Западно-Казахстанской области.
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал), 2012, №4
Создание единых межгосударственных ООПТ - процесс длительный и трудоёмкий, требующий внесения определённых поправок в природоохранное законодательство соседних государств. Наиболее действенным решением этой проблемы видится организация на приграничных территориях смежных ООПТ согласно национальному законодательству каждой из сторон. При этом общность целей и задач этих пар ООПТ закрепляется соответствующими международными соглашениями, а деятельность координируется межгосударственными комитетами [4].
Для решения трансграничных проблем бассейна реки Урал в экологической сфере необходимо:
- научное обоснование и разработка совместных программ рационального природопользования и устойчивого развития;
- организация двустороннего международного мониторинга за динамикой изменения трансграничной геосистемы;
- разработка согласованных оценок, норм и ограничений регионального природопользования в разных звеньях геосистемы;
- создание совместных международных комиссий по устойчивому развитию трансграничного региона.
Для координации усилий регионов бассейна реки Урал в сфере сохранения природного наследия представляется целесообразным создание сети ключевых ландшафтных территорий, отражающих ландшафтное разнообразие имеющих важное значение для идентификации и сохранения эталонов зональных, характерных, редких и находящихся под угрозой исчезновения геосистем [2] (рис. 1 и 4).
Сегодня особое значение приобретает изучение рекреационного и туристского потенциала Оренбуржья как одного из сегментов туристского рынка России. Это делает тему позиционирования природного и историкокультурного наследия территорий региона особенно актуальной.
Привлекательность региона для посещения его туристами определяется наличием туристских ресурсов (природных, исторических, социальнокультурных объектов, включающих объекты туристского показа, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные потребности рекреантов). В этом отношении Оренбургская область имеет широкие возможности для развития как внутреннего, так и въездного туризма.
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал), 2012, №4
Как нам кажется, в Оренбургской области рекреационное развитие может стать тем эффективным способом ведения хозяйства, при котором будет обеспечено сочетание экологических требований и социальных установок, что в конечном итоге, несомненно, будет способствовать формированию устойчивого развития отдельных районов и области в целом.
Среди всего многообразия привлекательных для туристов объектов региона особое место занимает группа природных объектов и памятников историко-культурного наследия долины реки Урал.
Для Оренбургской области начало проявления интереса административных органов управления к проблемам ОПТ пришлось на середину 90-х годов ХХ века. Тогда впервые был составлен кадастр охраняемых территорий, содержащий сведения об их местонахождении, площади и экономикогеографических особенностях. В результате этого исследования общее число выявленных объектов природного наследия Оренбуржья составило более тысячи. На долину реки Урал приходится весомая часть природных объектов как с точки зрения их количества и значимости для формирования каркаса особо охраняемых территорий Оренбургской области, так и с точки зрения их рекреационной привлекательности.
Процесс вовлечения ресурсов природных территорий в социальноэкономическое развитие региона предполагает выявление природных объектов для охраны и развития рекреации (ПООР). Такое сочетание представляется наиболее эффективным способом привлечения интереса к проблемам сохранения уникальных природных экосистем, популяризации региональных ОПТ, развития рекреационного потенциала региона [7].
Природные условия и ресурсы Оренбургско-Казахстанского приграничья позволяют развивать следующие виды туризма: лечебный (медицинский), рекреационный, спортивный, познавательный, туризм с деловыми целями, конгрессный, культовый (религиозный), ностальгический, транзитный, самодеятельный.
Разумеется, на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма, обусловленных различными потребностями рекреантов и туристов.
Дальнейшее развитие комплекса учреждений отдыха должно отвечать задаче рационального использования имеющейся ресурсной базы и формирования оптимального комплекса учреждений социальной инфраструктуры. Оно
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал), 2012, №4 способно дать мощный импульс для хозяйственного и социального развития малых и средних городов, отдельных сёл.
Наибольшее развитие, на наш взгляд, мог бы получить природный комплекс видов отдыха. Особое внимание следует уделить возможности развития «экзотичных» видов туризма в долине реки Урал (сплав на байдарках, путешествие на плотах, береговые конные и верблюжьи маршруты), возможности нестандартного проживания в период отдыха: в палаточных лагерях, юртах, в старинных подворьях, караван-сараях, в сельских домах [3, 6].
Мы считаем, в настоящее время эти идеи могут служить основой создания специальных программных туров, пользующихся наибольшим спросом на международном туристском рынке. Особый международный статус реки, исторические предпосылки становления этой территории в качестве южного форпоста России, позиционирование Урала в качестве исторической границы Европы и Азии должно способствовать сегодня формированию имиджа данного природного объекта как наиболее перспективного с точки зрения интеграции его природных условий и ресурсов с социально-экономическим развитием региона.
В связи с этим важное значение отводится комплексу мер по позиционированию рекреационного потенциала долины реки Урал в пределах Оренбургской области и в масштабах страны, созданию имиджа региона, благоприятного для привлечения инвестиций в развитие сферы туризма и отдыха.
Как уже было сказано выше, природные объекты (в том числе и ОПТ) могут и должны вносить существенный вклад в стимулирование развития местных промыслов, производство экологически чистых товаров для реализации. В этом аспекте эффективными могут быть маркетинговые решения по созданию имиджа природных территорий, оказывающие эмоционально-психологическое воздействие на население области в целях их популяризации и рекламы.
Нами рекомендуется использовать названия охраняемых территорий в качестве наименований товарных марок продукции местных товаропроизводителей. Названия таких природных объектов как гора Г орюн, Берег Сокровищ, Царский родник, Губерлинский Шихан, Медвежья Ростошь, остров Раздоры, и др. обладают благозвучием и эстетически самоценны. Они могут послужить названием товарной продукции различной номенклатуры. Использование эмблем и изображений природных объектов при маркировке продукции, безусловно, будет способствовать повышению общественного интереса и популяризации товаров уникальных природных ресурсов региона.
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал), 2012, №4
Проблема нехватки информации по функционированию природных территорий обусловливает необходимость создания геоинформационной системы. Сегодня возрастает самостоятельность и ответственность региональных структур: усиливается необходимость в конкретной и территориально распределённой информации о ресурсных возможностях и эколого-экономическом состоянии территории.
Приоритетным направлением в решении вопросов рационального использования природных ресурсов охраняемых территорий является обеспечение не только государственной поддержки их деятельности, но и активного участия общественных организаций и граждан Оренбургской области в процессе их формирования и функционирования.
Важная роль в позиционировании природных и историко-культурных объектов исследуемой территории принадлежит организации Международной российско-казахстанской историко-культурной, экологической экспедиции по бассейну реки Урал. В 2012 году прошёл уже 16-й её этап.
Население, проживающее в непосредственной близости от территорий вовлечённых в туристско-рекреационный комплекс, также не должно остаться в стороне от решения вопросов рационального использования их природных ресурсов. В этом аспекте большие перспективы для развития в Оренбургской области имеет сельский «зелёный туризм».
Местные органы власти также должны быть заинтересованы в развитии «зелёного туризма» на ПООР, способствующего:
- повышению благосостояния местного населения, а следовательно -улучшению социально-экономического климата;
- пополнению региональных и местных бюджетов за счет увеличения налогооблагаемой базы.
Сувенирная продукция с символикой природного объекта, представленная художественными творениями местных мастеров и товарами традиционных народных промыслов, способствует созданию уникального имиджа ОПТ, её узнаваемости. Около 20% своих денег турист обычно тратит на покупку изделий местных промыслов, в том числе и сувенирной продукции. Мотивы приобретения сувениров и местных изделий бывают совершенно разными. Но очевидно, что данная услуга повышает туристскую привлекательность территории.
Всё выше сказанное не означает, что развитие индустрии туризма и позиционирование природных объектов должно осуществляться только лишь в от-
Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал), 2012, №4 ношении территории долины реки Урал. Трафаретные подходы к развитию рекреационного комплекса часто оказываются малоэффективными. Необходимо расширение набора вариантов, адаптированных к различным природным, социальным и культурным условиям территорий Оренбургско-Казахстанского приграничья.
Литература.
1. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. М.: Мысль, 1972. 303 с.
2. Чибилёв А.А. Ключевые ландшафтные территории: постановка проблемы и пути её решения // Ландшафтоведение: теория, методы, региональные исследования, практика: Материалы XI Междунар. Ландшафт. Конф. (Москва, 22-25 авг. 2006 г.). М.: 2006. С. 626-628.
3. Чибилёв А.А. Маршрут экстремального и спортивного туризма: «Сплав по реке Урал» / А.А. Чибилёв, А.А. Чибилёв (мл.), Д.С. Мелешкин. Оренбург: ООО «ИЦП Оренбургской области», 2007. 15 с.
4. Чибилёв А.А. Природное наследие Оренбургской области: особо охраняемые природные территории / А.А. Чибилёв, В.М. Павлейчик, А.А. Чибилёв (мл.). Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008. 326 с.
5. Чибилёв А.А. (мл.) Система экологических и экономических показателей функционирования природных комплексов. Проблемы регионального управления рисками на объектах агропромышленного комплекса: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002. С. 252-257.
6. Чибилёв А.А. (мл.) Позиционирование природного и историко-культурного наследия охраняемых природных территорий Оренбургской области в рамках устойчивого социальноэкономическое развития региона. Вестник ОГУ: «Ключевые природные территории степной зоны Северной Евразии». Оренбург: ОГУ, 2007. С. 183-189.
7. Чибилёв А.А. (мл.) Перспективы развития сети ООПТ долины реки Урал. Степи Северной Евразии. Матер. V междунар. симпоз. Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2009. С. 718-721.
Поступила 20.12.2012
(Контактная информация: Чибилёв Александр Александрович (мл.) - научный сотрудник ИС УрО РАН, кандидат экономических наук. Адрес: 460000, Оренбург, ул. Пионерская, 11; тел. (3532) 776247, факс (3532) 774432; e-mail: [email protected])