К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА
Шарова Анастасия Валерьевна, преподаватель кафедры экономики НЧОУ ВПО.
Место работы: Южный институт менеджмента. Контакты автора: 8-861-233-88-59
Аннотация. Условия развития финансовых отношений, существующих в пространстве современной России, определяют необходимость расширения возможностей данного процесса, относящихся к ме-зо- уровню.
Ключевые слова: Финансовые отношения; развитие; мезо - уровень.
TO DEFINITION OF THE STATUS OF REGIONAL BANK
Sharova Anastas Valerevna, the teacher of chair of economy of NCHOU VPO.
Place of employment: Southern institute of management. Contacts of the author: 8-861-233-88-59
Annotation. The conditions of development of financial connections, which located in territory of contemporary Russia, determinate the imperative of wide using of the potential of this process on the mezzo- level of their organization.
Keywords: financial connections; development; mezzo- level.
Современная кризисная ситуация в экономике России обусловливает закономерный рост научного интереса к развитию региональных экономических систем. В свою очередь, финансовая природа определяет приоритеты научного исследования, в частности, повышенное внимание к анализу таких проблем территорий, как интенсивное развитие особого финансового компонента региональных экономических систем, роль локальных рынков ценных бумаг, позиция и статус региональных банков в воспроизводственном процессе указанных систем.
Однако данные приоритеты далеко не всегда совпадают с приоритетами государственной социальноэкономической политики. Выделим в данном отношении решение Центрального Банка России о существенном повышении минимального размера собственного капитала банковских организаций. Реализация такого решения в условиях крайней напряженности региональных бюджетов и сжатия региональных финансовых рынков неизбежно приведет либо к исчезновению региональных банков, либо к их превращению в элементы национальных и глобальных финансовых сетей. В обоих случаях региональные экономические системы лишатся опорных для центров регулирования инвестиционного процесса и процесса территориального сбережения, поскольку элементы внешних по отношению к региону финансовых сетей функционируют и развиваются, как правило, вне оперативного и стратегического поля территориальных властей.
Представляется, что в основании рассматриваемого решения лежит узкая трактовка финансового компонента развивающейся экономической системы, согласно которой его роль сводилась исключительно к обеспечению хозяйственного оборота реальных благ деньгами. Здесь использован известный неоклассический принцип безотносительности денежного фактора
к рыночным ценам, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, в соответствии с которым финансы рассматривались как «денежная вуаль» [1]. Соответственно, роль и статус банков в рамках такого подхода обозначены далеко не адекватно потребностям развития современной экономики.
Отметим также, что узкая трактовка финансового компонента современных хозяйственных систем оказалась несовместимой с процессом расширения пространства экономического взаимодействия, поэтому на смену ей в конце ХХ века пришло расширительное понимание места и роли финансовых отношений в процессе хозяйственного развития. В основании такого понимания - принцип активного участия денег и производных от них финансовых инструментов в экономическом развитии на всех уровнях организации хозяйственных отношений.
Выдвинув ключевое положение о том, что «деньги имеют значение», сторонники монетарной теории трактуют финансы не просто как важный экономический фактор, а как главный, центральный элемент системы экономических отношений, определяющий общее состояние экономической системы и весь ход экономического роста [2, р.3].
Отметим, что инвестиционный бум последних десятилетий ХХ века в развитых странах во многом опирался на новую роль финансового компонента в развитии системы экономических отношений, а также был обусловлен двумя качественно новыми факторами:
- активным участием семейных сбережений (финансов домохозяйств) в формировании совокупного денежного спроса на фондовые инструменты; ранее указанные сбережения не практически не учитывались в составе инвестиционного потенциала;
- интенсивным развитием ценных бумаг как особого, виртуального товара, в наибольшей степени адаптированного к специфическим условиям семейного инвестирования.
Современный финансовый кризис обусловил существенную переоценку многих казавшихся ранее незыблемыми постулатов теории финансов, поскольку в процессе глобальной рецессии обозначились качественно новые явления, в том числе:
- огромные массы спекулятивного финансового капитала, готовые в течение короткого времени переместиться в хозяйственном пространстве, что провоцирует резкие изменения на локальных рынках, волатильность которых становится критической для национальной экономики;
- растущую зависимость между развитием реального сектора и финансового сектора экономической системы, которая становится одним из важнейших императивов современного эволюционного процесса;
- транснациональный характер современной глобальной интеграции экономических отношений - на первый план выходит интеграционное взаимодействие между субъектами бизнеса и гражданского общества, роль национального государства как участника и регулятора мирового эволюционного процесса последовательно снижается;
- концентрацию потенциала модернизации общественно-хозяйственных отношений и возможностей интеграционного взаимодействия на мезо- уровнях организации экономических отношений, в том числе, на региональном, мета- региональном и суб- региональном уровнях [3].
Вместе с тем, глобальный финансовый кризис выявил неадекватное потребностям современного эво-
Бизнес в законе
1 '2010
люционного процесса состояние региональных экономических систем современной России и, прежде всего, их финансовых составляющих. Выделим ряд существенных признаков указанного неадекватного состояния:
- отсутствие в региональных экономических системах элементарных резервов и инструментов антикризисного характера, что обусловило формирование федерального списка приоритетных для регионов предприятий, обладающих правом на первоочередное предоставление финансовой помощи (при этом трансакционные издержки и потери финансовых ресурсов достигали уровня 30-40% выделенных средств) [4];
- устойчивая асимметрия между распределением потребностей функционирования и развития территории, относящихся к региональному уровню, а также распределением финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней;
- благодаря наличию данной асимметрии, региональные экономические системы последовательно теряют статус реальных субъектов формирования и реализации социально-экономической политики, а также необходимую конкурентоспособность, превращаясь в обычные ресурсные площадки для организации отчужденных от них воспроизводственных процессов;
- отсутствие собственно региональной финансовой составляющей территориальной экономической системы - большинство банков, страховых, оценочных, аудиторских и инвестиционных компаний, действующих в регионах России, контролируются на глобальном и федеральном уровнях, используя регионы для сбора средств, в то время, как потребности развития территории предполагают концентрацию имеющихся здесь финансовых ресурсов на важнейших направлениях эволюционного процесса.
Региональные экономические системы нуждаются в региональных коммерческих банках. Необходимо отметить, что статус региональных банков не прописан в законодательстве современной России. В связи с этим обстоятельством, необходимо определить некоторые существенные характеристики таких субъектов финансовых отношений.
Прежде всего, отметим, что на уровне региона складывается своя финансовая подсистема, в том числе, и банковский сектор, которая оказывает определяющее влияние на развитие реального сектора территории. Именно региональные банки, страховые и инвестиционные компании, аудиторы и оценщики обладают необходимым знанием специфических условий развития территории, способны с необходимой точностью прогнозировать движение локальных рынков, эффективно осуществлять мониторинг различных территориальных индикаторов и др.
Региональные банки, благодаря непосредственной связи с экономической системой территории, обладают уникальной информационной базой, а также разветвленной системой отношений во внутренней среде указанной системы, что следует квалифицировать, как их явные конкурентные преимущества по сравнению с филиалами общенациональных или транснациональных банков, действующими на той же территории.
Региональные банки могут оказаться основными жертвами последовательно проводимой Центральным Банком России линии на административное сокращение количества банков и утверждение крупных банков в качестве основных «игроков» национального финан-
сового рынка. Хорошо известно, что концентрация финансового капитала в немногих крупнейших кредитных организациях сама по себе не гарантирует успеха. Более того, в условиях монополизации национальной экономики России укрупнение банков значительно ослабит и без того слабое конкурентное поле функционирования и развития малого и среднего бизнеса. Меры, принимаемые для существенной концентрации банковского капитала, должны соотноситься с национальными интересами, а не только с интересами ряда государственных органов и олигархических групп.
Известно, что до кризиса 1998 г. ЦБ РФ исходил из принципа неделимости банковской системы страны на составляющие её региональные подсистемы. В России отсутствовала сама концепция развития региональных банковских подсистем, а, следовательно, и дифференцированный подход к управлению процессами, протекающими в их внутренней среде. Однако в такой огромной и отличающейся высоким уровнем региональной поляризации стране, как Россия, унитарный подход к развитию национальной банковской системы не мог обеспечить эффективное управление ее развитием.
Одна из особенностей современных экономических кризисов заключается в том, что они существенно ускоряют последующее развитие, снимая барьеры и очищая хозяйственное пространство от заведомо неэффективных игроков. После кризиса 1998 г. Центральный Банк России отказался от унитарного подхода, и в разработанной им Программе неотложных мер по реструктуризации банковской системы РФ значительное внимание было уделено сохранению и развитию опорных региональных банков. Тем самым, хотя и в неявной форме, была принята концепция банковского федерализма [5]. Представляется, что естественным продолжением такого движения должен стать дифференцированный подход Центрального Банка к определению минимального размера собственного капитала применительно к следующим категориям банков: участникам глобальных финансовых сетей; участникам национальных финансовых сетей; региональным банкам; муниципальным банкам.
Очищающее воздействие современного глобального финансового кризиса состоит в том, что он снимает барьеры на пути инновационной модернизации существующей экономической системы. Применительно к развитию региональных банков это означает, что в их деятельности станут приоритетными следующие направления:
- активное участие в разработке и реализации стратегий социально-экономического развития и крупных инвестиционных программ территориальных систем; отметим в данном отношении, что если банк изначально не включен в указанный процесс, то не имеет места необходимое согласование интересов всех субъектов регионального развития, что недопустимо применительно к финансовой составляющей системы региона;
- развитие в хозяйственном пространстве региона банковских сетевых структур, контроль над которыми осуществляется из внутренней среды территории; при этом перспектива дальнейшей интеграции указанных сетей в национальные и глобальные финансовые сети происходит с учетом интересов территории;
- поддержка регионального малого и среднего бизнеса;
- мониторинг, прогнозирование и стратегическое планирование региональных сбережений, формирую-
щихся в домохозяйствах, сфере малого бизнеса, сфере некоммерческих организаций и др.
Правомерно выделить следующие основные функции регионального коммерческого банка:
- воспроизводственная функция, ориентированная на трансформацию сбережений, собственных средств банка и заемных ресурсов в кредиты, выданные для обеспечения потребностей совокупного воспроизводственного процесса в экономической системе региона; соответственно, главным критерием отнесения того или иного банка к числу региональных выступает участие банка в формировании ВРП;
- функция регулирования денежного оборота в хозяйственном пространстве территории;
- расчетно-посредническая функция, ориентированная на обеспечение расчетов между участниками локальных рынков и свободного движения капиталов во внутренней среде территории;
- защитная страховая функция, дающая возможность хозяйствующим субъектам, некоммерческим организациям и населению обеспечить сохранность своих средств, размещенных в коммерческом банке;
- контрольная функция, ориентированная на контроль над оборотом денежных средств и финансовых инструментов в хозяйственном пространстве территории; данная функция осуществляется региональными банками под руководством территориального управления Центрального Банка.
Список литературы:
1. Pigou A.C. Industrial Fluctuations. L.: ОР, 1927.
2. Friedman M. Quantity theory of money and other essays. Chicago: Publishes Book, 1958.
3. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. №10.
4. Хутыз З.М. Антикризисное управление экономической системой региона в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации развития. Краснодар: ЮИМ, 2009.
5.Габеева З.Ю. Воспроизводственный подход к региональной банковской системе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2007.