Научная статья на тему 'К определению статуса регионального банка'

К определению статуса регионального банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / МЕЗО УРОВЕНЬ / FINANCIAL CONNECTIONS / DEVELOPMENT / MEZZOLEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарова Анастасия Валерьевна

Условия развития финансовых отношений, существующих в пространстве современной России, определяют необходимость расширения возможностей данного процесса, относящихся к мезоуровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO DEFINITION OF THE STATUS OF REGIONAL BANK

The conditions of development of financial connections, which located in territory of contemporary Russia, determinate the imperative of wide using of the potential of this process on the mezzolevel of their organization.

Текст научной работы на тему «К определению статуса регионального банка»

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА

Шарова Анастасия Валерьевна, преподаватель кафедры экономики НЧОУ ВПО.

Место работы: Южный институт менеджмента. Контакты автора: 8-861-233-88-59

Аннотация. Условия развития финансовых отношений, существующих в пространстве современной России, определяют необходимость расширения возможностей данного процесса, относящихся к ме-зо- уровню.

Ключевые слова: Финансовые отношения; развитие; мезо - уровень.

TO DEFINITION OF THE STATUS OF REGIONAL BANK

Sharova Anastas Valerevna, the teacher of chair of economy of NCHOU VPO.

Place of employment: Southern institute of management. Contacts of the author: 8-861-233-88-59

Annotation. The conditions of development of financial connections, which located in territory of contemporary Russia, determinate the imperative of wide using of the potential of this process on the mezzo- level of their organization.

Keywords: financial connections; development; mezzo- level.

Современная кризисная ситуация в экономике России обусловливает закономерный рост научного интереса к развитию региональных экономических систем. В свою очередь, финансовая природа определяет приоритеты научного исследования, в частности, повышенное внимание к анализу таких проблем территорий, как интенсивное развитие особого финансового компонента региональных экономических систем, роль локальных рынков ценных бумаг, позиция и статус региональных банков в воспроизводственном процессе указанных систем.

Однако данные приоритеты далеко не всегда совпадают с приоритетами государственной социальноэкономической политики. Выделим в данном отношении решение Центрального Банка России о существенном повышении минимального размера собственного капитала банковских организаций. Реализация такого решения в условиях крайней напряженности региональных бюджетов и сжатия региональных финансовых рынков неизбежно приведет либо к исчезновению региональных банков, либо к их превращению в элементы национальных и глобальных финансовых сетей. В обоих случаях региональные экономические системы лишатся опорных для центров регулирования инвестиционного процесса и процесса территориального сбережения, поскольку элементы внешних по отношению к региону финансовых сетей функционируют и развиваются, как правило, вне оперативного и стратегического поля территориальных властей.

Представляется, что в основании рассматриваемого решения лежит узкая трактовка финансового компонента развивающейся экономической системы, согласно которой его роль сводилась исключительно к обеспечению хозяйственного оборота реальных благ деньгами. Здесь использован известный неоклассический принцип безотносительности денежного фактора

к рыночным ценам, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, в соответствии с которым финансы рассматривались как «денежная вуаль» [1]. Соответственно, роль и статус банков в рамках такого подхода обозначены далеко не адекватно потребностям развития современной экономики.

Отметим также, что узкая трактовка финансового компонента современных хозяйственных систем оказалась несовместимой с процессом расширения пространства экономического взаимодействия, поэтому на смену ей в конце ХХ века пришло расширительное понимание места и роли финансовых отношений в процессе хозяйственного развития. В основании такого понимания - принцип активного участия денег и производных от них финансовых инструментов в экономическом развитии на всех уровнях организации хозяйственных отношений.

Выдвинув ключевое положение о том, что «деньги имеют значение», сторонники монетарной теории трактуют финансы не просто как важный экономический фактор, а как главный, центральный элемент системы экономических отношений, определяющий общее состояние экономической системы и весь ход экономического роста [2, р.3].

Отметим, что инвестиционный бум последних десятилетий ХХ века в развитых странах во многом опирался на новую роль финансового компонента в развитии системы экономических отношений, а также был обусловлен двумя качественно новыми факторами:

- активным участием семейных сбережений (финансов домохозяйств) в формировании совокупного денежного спроса на фондовые инструменты; ранее указанные сбережения не практически не учитывались в составе инвестиционного потенциала;

- интенсивным развитием ценных бумаг как особого, виртуального товара, в наибольшей степени адаптированного к специфическим условиям семейного инвестирования.

Современный финансовый кризис обусловил существенную переоценку многих казавшихся ранее незыблемыми постулатов теории финансов, поскольку в процессе глобальной рецессии обозначились качественно новые явления, в том числе:

- огромные массы спекулятивного финансового капитала, готовые в течение короткого времени переместиться в хозяйственном пространстве, что провоцирует резкие изменения на локальных рынках, волатильность которых становится критической для национальной экономики;

- растущую зависимость между развитием реального сектора и финансового сектора экономической системы, которая становится одним из важнейших императивов современного эволюционного процесса;

- транснациональный характер современной глобальной интеграции экономических отношений - на первый план выходит интеграционное взаимодействие между субъектами бизнеса и гражданского общества, роль национального государства как участника и регулятора мирового эволюционного процесса последовательно снижается;

- концентрацию потенциала модернизации общественно-хозяйственных отношений и возможностей интеграционного взаимодействия на мезо- уровнях организации экономических отношений, в том числе, на региональном, мета- региональном и суб- региональном уровнях [3].

Вместе с тем, глобальный финансовый кризис выявил неадекватное потребностям современного эво-

Бизнес в законе

1 '2010

люционного процесса состояние региональных экономических систем современной России и, прежде всего, их финансовых составляющих. Выделим ряд существенных признаков указанного неадекватного состояния:

- отсутствие в региональных экономических системах элементарных резервов и инструментов антикризисного характера, что обусловило формирование федерального списка приоритетных для регионов предприятий, обладающих правом на первоочередное предоставление финансовой помощи (при этом трансакционные издержки и потери финансовых ресурсов достигали уровня 30-40% выделенных средств) [4];

- устойчивая асимметрия между распределением потребностей функционирования и развития территории, относящихся к региональному уровню, а также распределением финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней;

- благодаря наличию данной асимметрии, региональные экономические системы последовательно теряют статус реальных субъектов формирования и реализации социально-экономической политики, а также необходимую конкурентоспособность, превращаясь в обычные ресурсные площадки для организации отчужденных от них воспроизводственных процессов;

- отсутствие собственно региональной финансовой составляющей территориальной экономической системы - большинство банков, страховых, оценочных, аудиторских и инвестиционных компаний, действующих в регионах России, контролируются на глобальном и федеральном уровнях, используя регионы для сбора средств, в то время, как потребности развития территории предполагают концентрацию имеющихся здесь финансовых ресурсов на важнейших направлениях эволюционного процесса.

Региональные экономические системы нуждаются в региональных коммерческих банках. Необходимо отметить, что статус региональных банков не прописан в законодательстве современной России. В связи с этим обстоятельством, необходимо определить некоторые существенные характеристики таких субъектов финансовых отношений.

Прежде всего, отметим, что на уровне региона складывается своя финансовая подсистема, в том числе, и банковский сектор, которая оказывает определяющее влияние на развитие реального сектора территории. Именно региональные банки, страховые и инвестиционные компании, аудиторы и оценщики обладают необходимым знанием специфических условий развития территории, способны с необходимой точностью прогнозировать движение локальных рынков, эффективно осуществлять мониторинг различных территориальных индикаторов и др.

Региональные банки, благодаря непосредственной связи с экономической системой территории, обладают уникальной информационной базой, а также разветвленной системой отношений во внутренней среде указанной системы, что следует квалифицировать, как их явные конкурентные преимущества по сравнению с филиалами общенациональных или транснациональных банков, действующими на той же территории.

Региональные банки могут оказаться основными жертвами последовательно проводимой Центральным Банком России линии на административное сокращение количества банков и утверждение крупных банков в качестве основных «игроков» национального финан-

сового рынка. Хорошо известно, что концентрация финансового капитала в немногих крупнейших кредитных организациях сама по себе не гарантирует успеха. Более того, в условиях монополизации национальной экономики России укрупнение банков значительно ослабит и без того слабое конкурентное поле функционирования и развития малого и среднего бизнеса. Меры, принимаемые для существенной концентрации банковского капитала, должны соотноситься с национальными интересами, а не только с интересами ряда государственных органов и олигархических групп.

Известно, что до кризиса 1998 г. ЦБ РФ исходил из принципа неделимости банковской системы страны на составляющие её региональные подсистемы. В России отсутствовала сама концепция развития региональных банковских подсистем, а, следовательно, и дифференцированный подход к управлению процессами, протекающими в их внутренней среде. Однако в такой огромной и отличающейся высоким уровнем региональной поляризации стране, как Россия, унитарный подход к развитию национальной банковской системы не мог обеспечить эффективное управление ее развитием.

Одна из особенностей современных экономических кризисов заключается в том, что они существенно ускоряют последующее развитие, снимая барьеры и очищая хозяйственное пространство от заведомо неэффективных игроков. После кризиса 1998 г. Центральный Банк России отказался от унитарного подхода, и в разработанной им Программе неотложных мер по реструктуризации банковской системы РФ значительное внимание было уделено сохранению и развитию опорных региональных банков. Тем самым, хотя и в неявной форме, была принята концепция банковского федерализма [5]. Представляется, что естественным продолжением такого движения должен стать дифференцированный подход Центрального Банка к определению минимального размера собственного капитала применительно к следующим категориям банков: участникам глобальных финансовых сетей; участникам национальных финансовых сетей; региональным банкам; муниципальным банкам.

Очищающее воздействие современного глобального финансового кризиса состоит в том, что он снимает барьеры на пути инновационной модернизации существующей экономической системы. Применительно к развитию региональных банков это означает, что в их деятельности станут приоритетными следующие направления:

- активное участие в разработке и реализации стратегий социально-экономического развития и крупных инвестиционных программ территориальных систем; отметим в данном отношении, что если банк изначально не включен в указанный процесс, то не имеет места необходимое согласование интересов всех субъектов регионального развития, что недопустимо применительно к финансовой составляющей системы региона;

- развитие в хозяйственном пространстве региона банковских сетевых структур, контроль над которыми осуществляется из внутренней среды территории; при этом перспектива дальнейшей интеграции указанных сетей в национальные и глобальные финансовые сети происходит с учетом интересов территории;

- поддержка регионального малого и среднего бизнеса;

- мониторинг, прогнозирование и стратегическое планирование региональных сбережений, формирую-

щихся в домохозяйствах, сфере малого бизнеса, сфере некоммерческих организаций и др.

Правомерно выделить следующие основные функции регионального коммерческого банка:

- воспроизводственная функция, ориентированная на трансформацию сбережений, собственных средств банка и заемных ресурсов в кредиты, выданные для обеспечения потребностей совокупного воспроизводственного процесса в экономической системе региона; соответственно, главным критерием отнесения того или иного банка к числу региональных выступает участие банка в формировании ВРП;

- функция регулирования денежного оборота в хозяйственном пространстве территории;

- расчетно-посредническая функция, ориентированная на обеспечение расчетов между участниками локальных рынков и свободного движения капиталов во внутренней среде территории;

- защитная страховая функция, дающая возможность хозяйствующим субъектам, некоммерческим организациям и населению обеспечить сохранность своих средств, размещенных в коммерческом банке;

- контрольная функция, ориентированная на контроль над оборотом денежных средств и финансовых инструментов в хозяйственном пространстве территории; данная функция осуществляется региональными банками под руководством территориального управления Центрального Банка.

Список литературы:

1. Pigou A.C. Industrial Fluctuations. L.: ОР, 1927.

2. Friedman M. Quantity theory of money and other essays. Chicago: Publishes Book, 1958.

3. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. №10.

4. Хутыз З.М. Антикризисное управление экономической системой региона в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации развития. Краснодар: ЮИМ, 2009.

5.Габеева З.Ю. Воспроизводственный подход к региональной банковской системе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.