РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КОМПОНЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А.В. ШАРОВА,
преподаватель, кафедра экономики, НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента», 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216
Условия развития финансовых отношений, существующих в пространстве современной России, определяют необходимость расширения возможностей данного процесса, относящихся к мезо-уровню.
Ключевые слова: финансовые отношения; развитие; мезоуровень.
Коды классификатора ^ЕЬ: S10.
В современной динамично развивающейся и интегрирующейся в глобальное мировое хозяйство системе экономических отношений сформировался и получил интенсивное развитие особый финансовый компонент, значение которого трудно переоценить. На ранних стадиях развития экономических отношений доминировала узкая трактовка рассматриваемого компонента, согласно которой его роль сводилась исключительно к обеспечению хозяйственного оборота реальных благ деньгами. В основании узкой трактовки лежал известный неоклассический принцип безотносительности денежного фактора к рыночным ценам, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, в соответствии с которым финансы рассматривались как «денежная вуаль» [5]. Соответственно, в состав финансового компонента включались, в основном, банки.
Узкая трактовка финансового компонента оказалась несовместимой с процессом расширения пространства экономического взаимодействия, поэтому на смену ей в конце ХХ века пришло расширительное понимание места и роли финансовых отношений в процессе хозяйственного развития. В основании такого понимания — принцип активного участия денег и производных от них финансовых инструментов в экономическом развитии. Выдвинув ключевое положение о том, что «деньги имеют значение», сторонники монетарной теории трактуют финансы не просто как важный экономический фактор, а как главный, центральный элемент системы экономических отношений, определяющий общее состояние экономической системы и весь ход экономического роста [4, р. 3].
Отметим, что инвестиционный бум последних десятилетий ХХ века в развитых странах во многом опирался на новую роль финансового компонента в развитии системы экономических отношений, а также был обусловлен двумя качественно новыми факторами:
❖ активным участием семейных сбережений (финансов домохозяйств) в формировании совокупного денежного спроса на фондовые инструменты; ранее указанные сбережения практически не учитывались в составе инвестиционного потенциала;
❖ интенсивным развитием ценных бумаг как особого, виртуального товара, в наибольшей степени адаптированного к специфическим условиям семейного инвестирования.
Современный финансовый кризис обусловил существенную переоценку многих казавшихся ранее незыблемыми постулатов теории финансов, поскольку в процессе глобальной рецессии обозначились качественно новые явления, в том числе:
□ огромные массы спекулятивного финансового капитала, готовые в течение короткого времени переместиться в хозяйственном пространстве, что провоцирует резкие изменения на локальных рынках, волатильность которых становится критической для национальной экономики;
□ растущую зависимость между развитием реального сектора и финансового сектора экономической системы, которая становится одним из важнейших императивов современного эволюционного процесса;
□ транснациональный характер современной глобальной интеграции экономических отношений — на первый план выходит интеграционное взаимодействие между субъектами бизнеса и гражданского общества, роль национального государства как участника и регулятора мирового эволюционного процесса последовательно снижается;
□ концентрацию потенциала модернизации общественно-хозяйственных отношений и возможностей интеграционного взаимодействия на мезоуровнях организации экономических отношений, в том числе, на региональном, метарегиональном и субрегиональном уровнях [2].
Вместе с тем, глобальный финансовый кризис выявил неадекватное потребностям современного эволюционного процесса состояние региональных экономических систем современной России и, прежде всего, их финансовых составляющих. Выделим ряд существенных признаков указанного неадекватного состояния:
♦ отсутствие в региональных экономических системах элементарных резервов и инструментов антикризисного характера, что обусловило формирование федерального списка приоритетных для регионов предприятий, обладающих правом на первоочередное предоставление финансовой помощи (при этом трансакционные издержки и потери финансовых ресурсов достигали уровня 30-40% выделенных средств) [3];
♦ устойчивая асимметрия между распределением потребностей функционирования и развития территории, относящихся к региональному уровню, а также распределением финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней; благодаря наличию данной асимметрии, региональные экономические системы последовательно теряют статус реальных субъектов формирования и реализации социальноэкономической политики, а также необходимую конкурентоспособность, превращаясь в обычные ресурсные площадки для организации отчужденных от них воспроизводственных процессов;
© А.В. Шарова, 2009
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
296
А.В. ШАРОВА
♦ отсутствие собственно региональной финансовой составляющей территориальной экономической системы — большинство банков, страховых, оценочных, аудиторских и инвестиционных компаний, действующих в регионах России, контролируются на глобальном и федеральном уровнях, используя регионы для сбора средств, в то время, как потребности развития территории предполагают концентрацию имеющихся здесь финансовых ресурсов на важнейших направлениях эволюционного процесса.
Региональные экономические системы нуждаются в региональных коммерческих банках. Необходимо отметить, что статус региональных банков не прописан в законодательстве современной России, в связи с чем необходимо определить некоторые существенные характеристики таких субъектов финансовых отношений.
Прежде всего, отметим, что на уровне региона складывается своя финансовая подсистема, в том числе, и банковский сектор, которая оказывает определяющее влияние на развитие реального сектора территории. Именно региональные банки, страховые и инвестиционные компании, аудиторы и оценщики обладают необходимым знанием специфических условий развития территории, способны с необходимой точностью прогнозировать движение локальных рынков, эффективно осуществлять мониторинг различных территориальных индикаторов и др.
Региональные банки, благодаря непосредственной связи с экономической системой территории, обладают уникальной информационной базой, а также разветвленной системой отношений во внутренней среде указанной системы, что следует квалифицировать, как их явные конкурентные преимущества по сравнению с филиалами общенациональных или транснациональных банков, действующими на той же территории.
Региональные банки могут оказаться основными жертвами последовательно проводимой Центральным Банком России линии на административное сокращение количества банков и утверждение крупных банков в качестве основных «игроков» национального финансового рынка. Хорошо известно, что концентрация финансового капитала в немногих крупнейших кредитных организациях сама по себе не гарантирует успеха. Более того, в условиях монополизации национальной экономики России укрупнение банков значительно ослабит и без того слабое конкурентное поле функционирования и развития малого и среднего бизнеса. Меры, принимаемые для существенной концентрации банковского капитала, должны соотноситься с национальными интересами, а не только с интересами ряда государственных органов и олигархических групп.
Известно, что до кризиса 1998 г. ЦБ РФ исходил из принципа неделимости банковской системы страны на составляющие ее региональные подсистемы. В России отсутствовала сама концепция развития региональных банковских подсистем, а, следовательно, и дифференцированный подход к управлению процессами, протекающими в их внутренней среде. Однако в такой огромной и отличающейся высоким уровнем региональной поляризации стране, как Россия, унитарный подход к развитию национальной банковской системы не мог обеспечить эффективное управление ее развитием.
Одна из особенностей современных экономических кризисов заключается в том, что они существенно ускоряют последующее развитие, снимая барьеры и очищая хозяйственное пространство от заведомо неэффективных игроков. После кризиса 1998 г. Центральный Банк России отказался от унитарного подхода, и в разработанной им Программе неотложных мер по реструктуризации банковской системы РФ значительное внимание было уделено сохранению и развитию опорных региональных банков. Тем самым, хотя и в неявной форме, была принята концепция банковского федерализма [1].
Очищающее воздействие современного глобального финансового кризиса состоит в том, что он снимает барьеры на пути инновационной модернизации существующей экономической системы. Применительно к развитию региональных банков это означает, что в их деятельности станут приоритетными следующие направления:
♦ активное участие в разработке и реализации стратегий социально-экономического развития и крупных инвестиционных программ территориальных систем; отметим в данном отношении, что если банк изначально не включен в указанный процесс, то не имеет места необходимое согласование интересов всех субъектов регионального развития, что недопустимо применительно к финансовой составляющей системы региона;
♦ развитие в хозяйственном пространстве региона банковских сетевых структур, контроль над которыми осуществляется из внутренней среды территории; при этом перспектива дальнейшей интеграции указанных сетей в национальные и глобальные финансовые сети происходит с учетом интересов территории;
♦ поддержка регионального малого и среднего бизнеса;
♦ мониторинг, прогнозирование и стратегическое планирование региональных сбережений, формирующихся в домохозяйствах, сфере малого бизнеса, сфере некоммерческих организаций и др.
Правомерно выделить следующие основные функции регионального коммерческого банка:
• воспроизводственная функция, ориентированная на трансформацию сбережений, собственных средств банка и заемных ресурсов в кредиты, выданные для обеспечения потребностей совокупного воспроизводственного процесса в экономической системе региона; соответственно, главным критерием отнесения того или иного банка к числу региональных выступает участие банка в формировании ВРП;
• функция регулирования денежного оборота в хозяйственном пространстве территории;
• расчетно-посредническая функция, ориентированная на обеспечение расчетов между участниками локальных рынков и свободного движения капиталов во внутренней среде территории;
• защитная страховая функция, дающая возможность хозяйствующим субъектам, некоммерческим организациям и населению обеспечить сохранность своих средств, размещенных в коммерческом банке;
• контрольная функция, ориентированная на контроль над оборотом денежных средств и финансовых инструментов в хозяйственном пространстве территории; данная функция осуществляется региональными банками под руководством территориального управления Центрального Банка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Габеева З.Ю. Воспроизводственный подход к региональной банковской системе / Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2007.
2. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10.
3. Хутыз З.М. Антикризисное управление экономической системой региона в условиях пролонгированной
трансформации отношений собственности и рентной ориентации развития. Краснодар: ЮИМ, 2009.
4. Friedman M. Quantity theory of money and other essays. Chicago: Publishes Book, 1958.
5. Pigou A.C. Industrial Fluctuations. L.: ОР, 1927.