Научная статья на тему 'К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ" ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ" ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КУЛЬТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поспелова Ю. П., Фахрутдинова А. В.

Актуальность статьи обусловлена процессами глобализации и международной интеграции, определившими новые требования к компетенциям и основным трудовым функциям работников на всех уровнях, которые лежат в основе определения компетенций. Это, в свою очередь определило изменение парадигмы образования, что нашло отражение в государственных стандартах высшего образования. Одновременно с концепцией образования в течение всей жизни, расширением коммуникативного поля, особую значимость обретают не только процессы самообразования и саморазвития выпускника учебного заведения, но и процесс формирования культуры его самообразования. Цель статьи заключается в определении сущности и содержания данного понятия, которое сформулировано авторами на основе анализа и классификации психолого-педагогической, философской и социологической литературы. Статья предназначена для педагогов высшего, среднего профессионального уровней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE INDIVIDUAL "CULTURE OF SELF-EDUCATION OF A MODERN" UNIVERSITY GRADUATE STUDENT

Тhe relevance of the article is devoted to the discussion of the processes of globalization and international integration, which have defined new requirements for the competencies and basic labor functions of employees at all levels. These, in its turn, are the basis for the definition of students’ competencies as the main subject of research. It also helps to define changes in the educational paradigm, which is reflected in the state standards of higher education. Simultaneously with the concept of Lifelong Learning (LLL) and the expansion of the communicative field, it is not just the processes of self-education and self-development, but the process of forming a culture of self-education of a graduate student of an educational institution that is of particular importance. The purpose of the article is to determine the essence and content of this concept (culture of self-education), which is formulated by the authors on the basis of the analysis and classification of psychological, pedagogical, philosophical and sociological literature. The article is intended to be useful for teachers of higher and secondary professional levels of education.

Текст научной работы на тему «К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ" ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

УДК 37:378

К определению понятия «культура самообразования личности» выпускника современного вуза

The concept of the individual «culture of self-education of a modern» university graduate student

Поспелова ^Ю.П., Московский Государственный Университет им. Ломоносова, jpospelova@mail. ru

Фахрутдинова А.В., ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», avfach@mail. ru

Pospelova J., Moscow Lomonosov State University, jpospelova@mail.ru Fakhrutdinova A., Kazan Federal University, avfach@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.012

Ключевые слова: образовательные учреждения, культура самообразования, мультикультурализм, самообразование, профессиональная деятельность.

Keywords: educational institutions, culture of self-education, multiculturalism, self-education, professional activity.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена процессами глобализации и международной интеграции, определившими новые требования к компетенциям и основным трудовым функциям работников на всех уровнях, которые лежат в основе определения компетенций. Это, в свою очередь определило изменение парадигмы образования, что нашло отражение в государственных стандартах высшего образования. Одновременно с концепцией образования в течение всей жизни, расширением коммуникативного поля, особую значимость обретают не только процессы самообразования и саморазвития выпускника учебного заведения, но и процесс формирования культуры его самообразования. Цель статьи заключается в определении сущности и содержания данного понятия, которое сформулировано авторами на основе анализа и классификации психолого-педагогической, философской и социологической литературы. Статья предназначена для педагогов высшего, среднего профессионального уровней образования.

Abstract. ne relevance of the article is devoted to the discussion of the processes of globalization and international integration, which have defined new requirements for the competencies and basic labor functions of employees at all levels. These, in its turn, are the basis for the definition of students' competencies as the main subject of research. It also helps to define changes in the educational paradigm, which is reflected in the state standards of higher education. Simultaneously with the concept of Lifelong Learning (LLL) and the expansion of the communicative field, it is not just the processes of self-education and self-development, but the process of forming a culture of self-education of a graduate student of an educational institution that is ofparticular importance. The purpose of the article is to determine the essence and content of this concept (culture of self-education), which is formulated by the authors on the basis of the analysis and classification ofpsychological, pedagogical, philosophical and sociological literature. The article is intended to be useful for teachers of higher and secondary professional levels of education.

Введение. Современный мир характеризуется не только динамикой социальных, экономических, политических процессов, но и их планетарным масштабом. В связи с этим мы можем констатировать, что глобализационные процессы в обязательном порядке затрагивают сферы культуры и образования. Цифровое общество подразумевает расширение контакта на государственном, региональном, локальном,

индивидуальном уровнях. Изменение парадигмы социальных, экономических, политических отношений, формирование новой, виртуальной сферы жизни индивида накладывает отпечаток на изменения в профессиональных потребностях. Современный выпускник должен обладать не только профессиональными компетенциями, но, в первую очередь, универсальными. В соответствии с федеральными стандартами

ФГОС ВО 3++ пятая универсальная компетенция формулируется следующим образом: выпускник должен быть «способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах».

Расширение социокультурного пространства, следующее за процессами глобализации, способствует усилению связи между образовательными учреждениями, разработкой соответствующих интегрированных направлений подготовки, ведёт к изменению форм, методов и средств обучения.

Возникает потребность подготовки индивида не только к будущей успешности в профессиональной деятельности, но и к готовности быстро адаптироваться в меняющемся мультикультурном мире. Н.М. Романенко пишет: «Анализируя многоаспектность и

неоднозначность глобализационных процессов образования, важно помнить о том, что процессы глобализации, как насущный глобальный, транснациональный обмен в области науки, культуры, техники остановить невозможно, поскольку появился мощный социальный аспект глобализации, касающийся укрупнения, расширения социальных связей между странами и народами» [1, с.9-12].

Профессиональная подготовка в рамках учебно-воспитательного процесса высшей школы обусловлена инновационностью, она направлена на оснащение выпускника технологиями, которые позволят ему в дальнейшем самостоятельно осуществлять процесс своего профессионального и личностного роста. Н.М. Романенко отмечает, что «одной из важнейших задач современного обучения в высшей школе является усвоение не только готовой системы знаний, но и методов самообразования. Педагогика ориентирует на прочную систему развиваемых в вузе умений и навыков, методов и приемов самостоятельной работы с различными источниками знаний и, наконец, на выработку стремления к самообразованию на основе развития потребностей, интересов и формирования мотивов, направленных на приобретение и осмысление новых знаний. Задача высшей школы - дальнейшее развитие творческих познавательных способностей студентов, подготовка из них специалистов, умеющих хорошо ориентироваться в условиях интенсивного роста научно-технической информации, самостоятельно разбираться в новейшей литературе, особенно по своей специальности» [2, с.168]. Мы считаем целесообразным говорить не просто о

самообразовании и саморазвитии, а о формировании культуры самообразования выпускников высших учебных заведений.

Методология исследования. Изучение интеграции вопросов самообразования, культуры и образования, подразумевает обучение культурологическому (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Г.Д. Дмитриева, Е.Н. Богданов И.М. Осмоловская и др.), компетентностному (И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, Г.В. Мухаметзянова и др.), деятельностному (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.) подходам. Для решения поставленной задачи, а именно - определения сущности и содержания культуры самообразования выпускников высших учебных заведений, мы обратились к теоретическим методам, а именно: анализу и интерпретации философской, психолого-педагогической и учебно-нормативной литературы и

документации, систематизировали, ранжировали и обобщили полученную информацию. В связи с чем, прежде чем перейти к определению структурной и содержательной характеристик данного феномена, были уточнены значения понятий «культура», «культура

самообразования», «профессиональное

самообразование».

Результаты исследования. На сегодняшний день в диссертационных исследованиях представлено более 900 дефиниций термина «культура». К примеру, Г.Г. Кириленко и Е.В. Шевцов определяют термин «культура» - как «совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой

жизнедеятельности» [3, с.211]. Как ряд других терминов, используемых в современном русском языке, слово «культура» латинского происхождения, имеет отношение к процессам земледелия, символизирует начало всего живого, единство человека и природы. Несколько позже, значение культуры была связана с произведениями человеческих рук единство человека и его деятельности. С.И. Ожегов определяет культуру как «совокупность производственных, общественных, и духовных достижений людей» [4, с.313].

Между тем мы позволим себе утверждать, что на современном этапе культура представляет собой сложное междисциплинарное образование, которое имеет инвариантную трактовку в зависимости от отрасли знания, в котором данный термин используется. В педагогических исследованиях, как отмечает Г.М. Коджаспирова,

термин «культура» наиболее часто используется в таком сочетании, как «культура личности» и определяется как «уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих,

социальных, политических, нравственных, поведенческих и т.д.» [5, с.45].

Проводя параллель между самообразованием и самостоятельной деятельностью, Т.Ю. Тамбовкина трактует самообразование, как процесс самообучения и самовоспитания осуществляемый индивидом целенаправленно с учетом интереса личности, общества и государства [6, с.76-80]. Е.А. Дыганова термин «самообразование» определяет как

«систематическая, целенаправленная

познавательная деятельность субъекта на основе сформировавшихся мотивов и добровольных побуждений, способствующая развитию личностных качеств, осуществляемая в учебное и свободное время» [7, с.77-79]. Формирование культуры самообразования, в рамках нашего исследования рассматривается как компонент профессиональной творческой активности индивида. При самобразовательной деятельности, осуществляемой индивидом, особое значение обретает его активность, а не «давление той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью» [7, с.18].

При изучении основ профессионального самообразования мы обращаемся к теории и практике самообразовательной науки, когда на раннем этапе обсуждения вопросов самообразования ведущая роль отводилась самостоятельному обучению, связанному с освоением дополнительных материалов связанных с освоением элементов знания, относящегося к будущей профессии и общему развитию личности. Так, согласно теории М.А. Киссель, самообразование - важный компонент процесса самосовершенствования, который неразрывно связан с процессом самовоспитания. «Центральным звеном самосовершенствования выступает рефлексия, поэтому данную деятельность определяют как рефлексивную, структурными компонентами которой выступают: саморефлексия (генезис) -самопознание (деятельность) - самореализация (результат)» [8, с.175].

С точки зрения социологической науки «самообразование» рассматривается с позиции общественных отношений, включения индивида в процессы социального и институционального

взаимодействия. По мнению Е.А. Шуклиной, самообразование как феномен может быть рассмотрен как «...вид деятельности личности (социальной группы), характеризующейся свободным выбором и направленной на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получении удовольствия и наслаждения» [9, с.53].

Как видно из приведённых выше примеров, самообразование имеет отношение к профессиональной, социальной, образовательной деятельности человека, которая направлена на удовлетворения важных и значимых потребностей личности, имеющих отношение к культуре, социуму, профессиональной деятельности. При этом, когда мы говорим о культуре в социуме и профессиональной деятельности, мы подразумеваем психолого-педагогические процессы, связанные с воспитанием и обучением, реализуемые в рамках получения образования на всех уровнях.

Процесс обучения, равно как и процесс социализации и профессиональной деятельности, имеют отношения непосредственно к деятельности, которая связана с мотивацией, организацией и самоорганизаций,

целеполаганием, механизмами самоконтроля, самокоррекции и самооценки [10].

С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.П. Узнадзе и др. рассматривают личность, которая «преобразует, творит предметную

действительность, в том числе и самое Я, вступая в активное отношение с окружающим миром» [9, с.40]. Интересной в этом ключе представляет собой точка зрения, что человек, вовлеченный в процесс самообразования и саморазвития демонстрирует продуктивную активность, направленную на овладение глубокими теоретическими знаниями. Таким образом, мы согласны с А.Н. Козиевым, акцентирующим внимание на дуальности процесса самообразования, когда, с одной стороны, готовность к самообразованию является характеристикой личности, с другой стороны, самообразование - это процесс, характеризующийся целенаправленностью и систематичностью [9, с.140].

Н.М. Романенко рассматривает процесс самообразования в контексте организации и деятельности обучающихся, когда сама образовательная деятельность должна получать практический выход. Такой подход, по его мнению, будет способствовать повышению качества, объема знаний и совершенствованию

уровня воспитанности [11, с.272].

Итак, проанализировав дефиниции феномена «самообразование», которые были даны психологами, мы представляем его как продуктивную, самоорганизующуюся,

творческую, креативную активность человека.

Изучением вопросов, связанных с профессиональным самообразованием,

занимается ряд ученых, которые рассматривают понятие «профессиональное самообразование» через призму деятельности человека занятого в различных профессиональных сферах, а также обучающихся на всех уровнях получения профессиональной подготовки, ориентированой на совершенствование или приобретение новых профессиональных знаний в контексте творческого преобразования своей деятельности [12;17].

В современных научных источниках феномен культуры, как было показано ранее, получил широкое освещение. При этом ни одно из определений, представленных учёными, не является исчерпывающим, что связано с интегративным, междисциплинарным характером данного понятия. При этом достаточно часто авторы отмечают, что культура - это интегративное, личностное образование, характеризующиеся наличием совокупности самостоятельно освоенных личностью моделей поведения (нормативного, ролевого,

профессионального и т.д.), в основе которых лежат социокультурная, традиционная, этноментальная особенности, которые отражаются на процессе взаимодействия с окружающим миром [13; 14]. С учётом глобализационных процессов, происходящих в обществе важным составляющим компонентом культуры самообразования является владение иностранным языком, а вместе с ним знание и понимание уникальности каждой культуры, то есть социально-информативным пространстве поликультурного общества [15].

Суть процесса самообразования неразрывно связана с дефиницией «образование», когда отмечается связь процессов учения и обучения, в котором самостоятельным элементом процесса образования является самообучение. «Учение», -по мнению А.С. Воронина - «процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости» [16, с.75].

Так мы подошли к определению понятия «культура самообразования», которое понимаем как интегративное личностное образование, отражающее совокупность, самостоятельно

освоенных личностью, разнообразных моделей профессионального, нормативно-ролевого

поведения, определяющее эффективность личностно-делового взаимодействия с окружающими людьми, учитывая их социокультурную специфику, традиции и этноментальные особенности.

При этом можно выделить ряд содержательных структурных компонентов сформированной у выпускников культуры самообразования в процессе изучения иностранного языка. К ним мы относим: когнитивно-стратегический компонент,

включающий знание сути и содержания основных компонентов и технологий «самообразования», основанный на владении знаниями об особенностях организации самостоятельной познавательной деятельности, способах и приемах повышения ее эффективности; мотивационно-деятельностный, реализующийся в мотивационной, созидательной, креативной активности обучающегося в изучении предметов, направленных на повышение профессиональных, социальных, конкретно и общекультурных знаний, когда прослеживается самостоятельность при выборе средств и приемов самостоятельного обучения, присутствуют самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, самооценка, обучающийся не только понимает роль самообразовательной деятельности для будущей профессиональной деятельности, но и активно в нее вовлечен; технолого-культурологический, когда обучающийся находится не просто в постоянном поиске новых программ, техник и технологий, методов, средств и приемов самостоятельного усвоения знаний по иностранному языку, но обладает приемами и техниками грамотного поиска достоверной, качественной информации, обладает высокой культурой ее систематизации и

структурирования, с учетом особенностей среды получения этих знаний, методами и приемами самостоятельной работы. Межкультурно-адаптационный компонент подразумевает демонстрацию студентом умения выделять культурные особенности и интерпретации в информационном поле знания, уметь адаптировать данное знание к реалиям бытия, кроме того, данный компонент подразумевает межкультурную коммуникацию с

представителями других культур, которая позволит осуществлять контакты и взаимодействие в деловой, профессиональной сфере партнеров, установление между ними позитивной, деловой межкультурной

коммуникации и контакта, через принятие на себя

внутренней ответственности за результаты собственной деятельности, самостоятельных решений.

Как было отмечено выше, для успешного развития в условиях поликультурного мира особую роль для культуры самообразования обретает лингвистическая подготовка, которая реализуется на всех этапах обучения.

Анализ состояния разработанности проблемы в философской теории, социологической и психолого-педагогической практике позволил нам определить триплексную сущность феномена культуры самообразования у бакалавров, (социально значимая ценность, механизм изменения и развития личности, социально-педагогическое явление) и особенности (культуроориентированная, лингвистическая, ситуативная обусловленность) культуры самообразования у бакалавров международного профиля.

Заключение. Проведённое исследование показало, что сложно определить универсальные профессиональные качества, которые влияют на процесс самообразования.

Вместе с тем, можно утверждать, что сформированная культура самообразования позволит выпускнику высшего учебного заведения критично оценивать результаты своих действий, грамотно исправлять, корректировать результаты, удовлетворяющие намеченные цели, овладеть системой самостоятельных действий в рамках усвоения иностранного языка.

Изученные нами материалы позволяют утверждать, что культура в самообразовании обучающегося - это не только систематически, но и технологически грамотно построенный процесс, способствующий развитию личности, имеющий высокую социальную значимость и ценность.

1. Романенко Н.М. Глобализация как новая возможность образовательного пространства и мироустройства или угроза национальному суверенитету / Н.М. Романенко // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 11. - С. 912.

2. Романенко Н.М., Романенко А.В. Проблема эмотивности в языке рекламного интервью / Н.М. Романенко А.В. Романенко // Человеческий капитал. -2015. - № 5(77). - С. 167-169.

3. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов / Высшее образование. - М.: ООО «Филологическое общество «СЛОВО». - 2003. - 479 с.

4. Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / С.И. Ожегов, Н.Ю. Щведова; РАН: Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1999. - 944 с.

5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова. - 2-е изд.М., АО "ЦИТП". - 2014. - 344 с.

6. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранному языку как основная составляющая язьжового самообразования / Т.Ю.Тамбовкина // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 5. - C. 76-80.

7. Дыганова Е.А. Формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта / Е.А. Дыганова // Психолого-педагогические науки: Педагогика. Вестник ТГГПУ. -2011. - № 3(25). - С. 77-79.

8. Терехова Н.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов (На примере педагогического колледжа): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Терехова Нина Васильевна. - М., 1996. - 168

с.

9. Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема: дис. ... канд. филос. наук: 22.00.06 / Шуклина Елена Анатольевна. -Екатеринбург, 1995. - 163 с. Козиев В.Н. Самообразование и самооценка учителя: монография. -2-е издание. - М.: Слово, 2016. - 312 с.

10. Fakhrutdinova A.V, et all Paradigmatic methodology of civic culture formation process in young generation / A.V Fakhrutdinova, D.V Shamsutdinova, N.G Ramsiya // Journal of Sociology and Social Anthropology. -2019. - Vol.10, Is.4. - P. 198-202.

11. Романенко Н.М. Содержание процесса самообразования студентов как педагогическая проблема / Н.М. Романенко // Вестник МГИМО. - 2013.

- № 3(30). - С. 270-272.

12. Кондратьева И.Г. Вопросы непрерывного и гибкого образования: сборник / И.Г. Кондратьева, А.В. Фахрутдинова // Иностранные язьжи в современном мире // Материалы Х Международной научно-практической конференции; под ред. А.В. Фахрутдиновой. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. - С. 140-147.

13. Minzaripov R.G. et all, Multicultural Educational Approach Influence on Students Development / R.G.Minzaripov, A.V.Fakhrutdinova, L.VMardakhaev // International Journal of Criminology and Sociology. - 2020.

- Vol.9, Is. - P. 866-870.

14. Maklakova N.V. et all. Critical thinking as a fundamental ability of a personality/ N.V. Maklakova, E.S. Khovanskaya, A.V. Favictorovna // Journal of Sociology and Social Anthropology. - 2019. - Vol.10, Is.4. - P. 142147.

15. Фахрутдинова А.В., Конратьева И.Г. Построение учебно-воспитательного процесса вуза -современное понимание и принципы организации /

А.В. Фахрутдинова, И.Г. Кондратьева // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2015. -Т.224. - С. 233.

16. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Файл формата pdf; Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

17. Котлярова И.О. Педагогические аспекты повышения качества результатов межкультурной социализации научно-педагогических работников / И.О. Котлярова, Г.Я. Гревцева, А.В. Фахрутдинова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9. - № 3. - С. 8-21.

References:

1. Romanenko N.M. Globalization as a new opportunity for educational environment and world order or a threat to national sovereignty / N.M. Romanenko // Secondary vocational education. - 2016. - № 11. - P. 9-12.

2. Romanenko N.M., Romanenko A.V. The problem of emotiveness in the language of advertising interviews / A.V. Romanenko // Human capital. - 2015. - № 5(77). - S. 167-169.

3. Kirilenko G.G., Shevtsov E.V. A brief philosophical dictionary / G.G. Kirilenko, E.V. Shevtsov / Higher education. - M.: LLC "Philological Society" SLOVO". -2003. - 479 p.

4. Ozhegov S.I., Shchvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shchvedova; RAS: Institute of the Russian Language. V.V. Vinogradov. - 4th ed., Supplemented. - M: Azbukovnik, 1999. - 944 p.

5. Kodzhaspirova G.M. Culture of professional self-education of a teacher / G.M. Kodzhaspirova. - 2-nd ed. M., JSC "TslTP". - 2014. - 344 p.

6. Tambovkina T.Yu. Self-study of a foreign language as the main component of language self-education / T.Yu. Tambovkina // Foreign languages at school. - 2005. - № 5. -S. 76-80.

7. Dyganova E.A. Formation of self-educational culture of the future musician teacher / E.A. Dyganova // Psychological and pedagogical sciences: Pedagogy. Bulletin of TGSPU. - 2011. - № 3(25). - S. 77-79.

8. Terekhova N.V. Pedagogical guidance of students' independent work (on the example of a pedagogical college): dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / Terekhova Nina Vasilievna. - M., 1996. - 168 p.

9. Shuklina E.A. Self-education as a sociological problem: dis. ... cand. philos. sciences: 22.00.06 / Shuklina Elena Anatolyevna. - Yekaterinburg, 1995. - 163 p. Koziev V.N. Self-education and self-esteem of the teacher: monograph. - 2nd edition. - M.: Slovo, 2016. - 312 p.

10. Fakhrutdinova A.V, et all Paradigmatic methodology of civic culture formation process in young

generation / A.V. Fakhrutdinova, D.V. Shamsutdinova, N.G. Ramsiya // Journal of Sociology and Social Anthropology. - 2019. - Vol.10, Is.4. - P. 198-202.

11. Romanenko N.M. The content of the process of students' self-education as a pedagogical problem / N.M. Romanenko // Bulletin of MGIMO. - 2013. - № 3(30). - S. 270-272.

12. Kondratyeva I.G. Questions of continuous and flexible education: collection / I.G. Kondratyeva, A.V. Fakhrutdinova // Foreign languages in the modern world // Materials of the X International scientific-practical conference; ed. by A.V. Fakhrutdinova. - Kazan: Publishing house of Kazan University, 2017. - S. 140-147.

13. Minzaripov R.G. et all, Multicultural Educational Approach Influence on Students Development / R.G. Minzaripov, A.V. Fakhrutdinova, L.V. Mardakhaev // International Journal of Criminology and Sociology. - 2020. - Vol.9, Is. - P. 866-870.

14. Maklakova N.V. et all. Critical thinking as a fundamental ability of a personality / N.V. Maklakova, E.S. Khovanskaya, A.V. Favictorovna // Journal of Sociology and Social Anthropology. - 2019. - Vol.10, Is.4. - P. 142147.

15. Fakhrutdinova A.V., Konratyeva I.G. Construction of the educational process of the university modern understanding and principles of organization / A.V. Fakhrutdinova, I.G. Kondratyeva // Scientific notes of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine named after V.I. N.E. Bauman. - 2015. - T. 224. - S. 233.

16. Voronin A.S. Glossary of terms on general and social pedagogy. Pdf file; Ekaterinburg: GOU VPO USTU-UPI, 2006. - 135 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Kotlyarova I.O. Pedagogical aspects of enhancing quality of the results of intercultural socialization of scientific and pedagogical workers / I.O. Kotlyarova, G.Ya. Grevtseva, A.V. Fakhrutdinova // Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical Sciences ". - 2017. - T. 9. - № 3. -P. 8-21.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторах:

Поспелова Юлия Павловна (г. Москва, Россия), старший преподаватель кафедры глобальных коммуникаций, факультета глобальных процессов, Московского Государственного Университета им. Ломоносова, e-mail: jpospelova@mail.ru

Фахрутдинова Анастасия Викторовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков Высшей школы иностранных языков и перевода, Институт международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: avfach@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.