Научная статья на тему 'К ОБСУЖДЕНИЮ ПРОЕКТА САНИТАРНОГО КОДЕКСА СССР'

К ОБСУЖДЕНИЮ ПРОЕКТА САНИТАРНОГО КОДЕКСА СССР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ОБСУЖДЕНИЮ ПРОЕКТА САНИТАРНОГО КОДЕКСА СССР»

комбината, что совершенно не обеспечивает нормального проветривания комнат для облучения.

При рассмотрении проектов санитарные органы обращают мало внимания на правильное санитарно-техническое оборудование комнат личной гигиены женщин. Выстроенные на многих шахтах такие помещения не оборудованы лампами и не функционируют.

Помещение здравпункта обычно размещается при административно-бытовом комбинате с входом со двора шахты. Практика показала, что по характеру деятельности работникам медпункта необходимо периодически бывать в бытовом комбинате и при необходимости быстро возвращаться на медпункт. Поэтому необходимо предусматривать возможность непосредственного выхода из здравпункта в бытовой комбинат.

Недостаточно внимания уделяется при предупредительном надзоре отдельным цехам шахты. Так, большинство электромеханических цехов устраивается без оконных .фрамуг или форточек, не предусматривается устройство местного низковольтного освещения на металлообрабатывающих станках, вентиляции на заточных станках и пр. На шахтах имеются электроподстанции с ртутными выпрямителями. Такие ртутные выпрямители устанавливаются на поверхности шахт и в шахтах, где имеется необходимость зарядки аккумуляторов. Однако не предусматриваются в соответствии с санитарными нормами специально оборудованные комнаты для ремонта ртутных выпрямителей с соответствующим их проветриванием.

Камеры ожидания подъема в шахтах обычно устраиваются на расстоянии 15—20 м от ствола и вследствие удаленности не используются рабочими. При рассмотрении проектов необходимо требовать расположения их как можно ближе к стволу шахты.

Изложенные здесь вопросы предупредительного санитарного надзора в шахтах не охватывают других имеющихся недостатков.

Реорганизация санитарно-эпидемических станций даст возможность более квалифицированно осуществлять предупредительный санитарный надзор и улучшать условия труда и быта шахтеров.

Поступила I4/VII 1956 г.

К ОБСУЖДЕНИЮ ПРОЕКТА САНИТАРНОГО КОДЕКСА СССР

Санитарный врач И. К■ Кузнецов, ассистент Я. В. Кузнецова

Из санитарно-эпидемиологической станции и кафедры гигиены Сталинабадского

медицинского института

В местные санитарные организации направлен для обсуждения проект Санитарного кодекса СССР. Ознакомление с ним позволяет нам сделать следующие общие замечания. Прежде всего в проекте не чувствуется единой редакции: главы его разработаны неравномерно — одни детально (например, глава XI «О санитарной охране труда и промышленной санитарии»), другие бегло и поверхностно. Так, глава VIII «О санитарном благоустройстве физкультурно-спортивных сооружений» фактически существует в оглавлении, так как ее содержание сводится лишь к трем пунктам общего порядка.

В главу II «О планировке, застройке и санитарном благоустройстве населенных мест» следует ввести добавления о сельских населенных местах. Глава XII «Об охране народного питания» в основном охватывает вопросы санитарного благоустройства пищевых предприятий, обходя вопросы общественного питания (столовые, буфеты, закусочные и т. п.).

Полезно, что выделены главы о борьбе с инфекционными заболеваниями, но в них опущен вопрос о профилактике пищевых токсикоинфекций.

В главе об охране народного питания следует отвести место профилактике бруцеллеза. Возможно, в эту же главу следует ввести пункт о запрещении свободной продажи витаминных препаратов (отпуск их только по рецептам).

Затем, по нашему мнению, в Кодексе следует выделить отдельную главу о санитарном благоустройстве лечебных и профилактических учреждений. Обходить такой вопрос в своде санитарных законов нельзя.

В Кодексе совершенно не представлены вопросы санитарного благоустройства специальных средних и высших учебных заведений. Правда, в настоящее время по этому разделу, к сожалению, мало нормативов, но лучше указать, что будет предпринят дополнительный выпуск нормативов новых учреждений, чем обойти этот важный вопрос молчанием. В проекте Кодекса имеются пункты — и вполне правильно — о косметических кабинетах и предприятиях, занимающихся химической чисткой. Вопрос о санитарном благоустройстве специальных учебных заведений и охране труда сотен тысяч студентов и преподавателей не может быть менее важным.

Также не представлены в Кодексе пункты относительно санитарного благоустройства культурно-просветительных, зрелищных и увеселительных учреждений.

Касаясь частных вопросов, отметим, что отдельные пункты Кодекса не должны ухудшать санитарных нормативов. Так, в пункте 59 (глава VI «О санитарном благоустройстве жилых и общественных зданий») говорится о запрещении использования для жилья помещений, лишенных естественного света (подчеркнуто нами.—Я. К. и Н. К.). Не лучше ли оставить старое положение о запрещении для жилья помещений с недостаточным естественным светом? Далее, если для промышленных предприятий в проекте Кодекса оговаривается высота производственных помещений (не менее 3,2 м; глава XI, пункт 119 н), то также она должна оговариваться и для жилищ (глава VI, пункт 61), т. е. высота жилища для городов должна быть не ниже 3 м, для сельских местностей — 2,8 м.

В главе IX «О санитарном благоустройстве детских и подростковых учреждений» предусматривается возможность строительства 5-этажных школ (пункт 86). Думается, что следует допускать не более 4 этажей, чтобы не затруднить школьникам проводить перемены на дворе.

Как известно, в большинстве школ приходится еще работать в две смены и вопрос о необходимой к,оатуре классных комнат продолжает оставаться важным. Поэтому непонятно, почему в проекте Кодекса норма площади пола на одного учащегося в начальной школе снижена с 1,25 до 1,15 м2 и в средних школах — с 1,5 до 1,25 м2 (глава IX, пункт 95). Также не оговаривается необходимая высота классных помещений.

В главе XVI о надзоре за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм в пункте 313 следует оставить за санитарной организацией не только право приостановки строительства, но и приостановки финансирования его в случае нарушения установленных норм. Вообще з пункт 313 надо ввести взыскание за «непредставление на согласование с органами санитарной службы проектов всех видов строительства и реконструкции».

Естественно, что наши замечания далеко не полны и желательно, чтобы журнал «Гигиена и санитария» осветил мнение санитарных врачей и гигиенистов по проекту Кодекса.

Поступила 25/Х 1956 г.

• -¿Г -Л -¿Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.