Научная статья на тему 'К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ФТАЛОФОСА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ '

К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ФТАЛОФОСА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF PHTHALOPHOSE IN THE AIR OF A WORKING ZONE

The author studied the toxicity and features of action of phosphororganic insecticide — phthalophose acaricide (imidan, prolat, R-1504) in its administration to laboratory animals by various routes. The substance proved to be highly toxic in its introduction into the stomach and weakly toxic in application onto the skin. Its cumulative properties were insignificant. In introduction by the respiratory route the zone of its toxic action was wide but its toxicity was mild. The toxic effect of phthalophose revealet) itself in excitation of the cholinoreactive systems and inhibition of the cholinesterase activity. The maximum permissible concentration of phthalophose in the air of a working zone is recommended to be set at a level of 0.03 mg/m3.

Текст научной работы на тему «К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ФТАЛОФОСА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ »

концентрации вещества 10 мг/м3 может быть расценена как защитная реакция организма на введение инородных тел. Запыление животных большими количествами препарата (40 мг/м3) приводило к значительной клеточной пролиферации с развитием очагов пневмосклероза. вторичной эмфиземы и нарушению лимфооттока вследствие запыленности лимфатических сосудов.

Отсутствие токсического и выраженного фибриногенного действия пыли нитрида ниобия в концентрации 10 мг/м3 позволяет рекомендовать последнюю как предельно допустимую в воздухе рабочих помещений.

Поступила 26/VII 1967 г.

THE ACTION OF NIOEIUM NITRIDE ON ANIMALS L. V. Kosoia, A. A. Yarosheva

The processes of niobium production are accompanied with formation of a great amount of dust in the breathing zcne of workers. The investigation proved the inhalation of miobium to be followed by gradual reactive changes in cells of the alveolar epithelium and connective tissues of lymphatic tracts of the lungs. The presence of high concentrations of the substance in form of dust in the air causes a considerable cellular proliferation with development of pneumosclerotic foci. The maximum permissible concentration of niobium nitride in the air is suggested to be set at a level of 10 mg/m3.

УДК 613.155.3 + 614.72]: в 15.778*3

К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ФТАЛОФОСА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ

Л. П. Даниленко

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и "токсикол огив пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Новый инсектицид — акарицид фталофос (0,0-диметилфталимидоме-тилдитиофосфат), синтезированный во Всесоюзном научно-исследовательском институте химических средств защиты растений, относится к фосфорор-ганическим соединениям. В химически чистом виде он представляет собой твердое кристаллическое вещество белого цвета, растворимое в органических растворителях, маслах и практически нерастворимое в воде. Препарат гидролизуется на 50% при рН 8,3 менее чем за 4 часа, при рН 7,0 за 12 часов, а при рН 4,5 в течение 30 дней. Используется он в сельском хозяйстве и, в частности, в животноводстве как эффективный комплексный инсектицид-акарицид. Выпускается фталофос в виде 20% концентрата эмульсий и 30% смачивающегося порошка. Применяется он для опрыскивания в виде 0,02—0,1% водных эмульсий.

Сведения о токсичности фталофоса в отечественной литературе отсутствуют. За рубежом имеются отдельные сообщения о токсичности его аналога имидана. По данным Мепп и МсВгат, среднесмертельная доза(ЬО50) имидана для бе-пых крыс составляет 220 мг/кг, по материалам фирмы Б1а-иГГег (США), выпускающей препарат, ЬЭ50 имидана для белых крыс равна 233 мг/кг и для белых мышей — 108 мг/кг.

В настоящем сообщении приведены данные о степени и характере токсического действия фталофоса, полученные нами в эксперименте на белых мышах, крысах, морских свинках и кошках при различных путях поступления препарата в организм животных (через желудок, кожу и ингаляционно). При однократном введении фталофоса в желудок ЬЕ)60 различных образцов

препарата для белых крыс находится в пределах 92,5—164 мг/кг, для белых мышей — в пределах 26—60 мг/кг, для морских свинок — 200 мг/кг. Дозу фталофоса, равную 15 мг/кг, белые крысы переносят без видимых признаков отравления, однако она вызывает угнетение активности холинэстеразы эритроцитов крови на 20—25%, т. е. является пороговой.

Клиническая картина острого отравления развивается в течение 1-го часа после введения препарата в желудок в смертельных дозах и характеризуется угнетением, вялостью, слезо- и слюноотделением, повышенной секрецией из носа, одышкой, фибриллярными поддергиваниями мышц, судорогами. Гибель животных наступает в 1—2-е сутки после затравки.

Рис. 1. Изменение активности фермента холинэстеразы в крови и органах белых крыс после многократного введения фталофоса

per os.

'ОО

i <?о <■>

<3 $

| ео

§ so

\ ч>

I i>

I

Ч /о

'so

V/JOJD

"SO

/Мозг Сердце

/7егние

Печень \Почни

" Сы5орот\Эритро-ка | циты

При многократном введении фталофоса в желудок белых крыс в течение 5 месяцев в дозах, равных 710. 7го и 1Ло ЬОБ0, установлено, что препарат обладает слабо выраженными кумулятивными свойствами. Введение 7и ЬОь0 вещества вызывает гибель 4 из 12 крыс, 7го ЬЭ50 — 2 из 12, 7во Ь05„ гибели животных не вызывает. В опытах мы выявили влияние фталофоса на морфологический состав периферической крови, функциональное состояние почек белых крыс, активность холинэстеразы в органах и крови. В морфологическом составе периферической крови однонаправленных и статистически достоверных изменений не выявлено. Произошли некоторые отклонения, свидетельствующие о токсическом действии фталофоса на функциональное состояние почек в хроническом эксперименте: отмечен сдвиг рН мочи в щелочную сторону, увеличилось содержание белка, повысилась активность глютамино-щавелевоуксусной трансаминазы в моче и крови, возросло содержание И-азота в крови. Снизилась активность холинэстеразы в сыворотке, эритроцитах, мозгу, сердце, легких, печени и почках крыс (рис. 1). Наблюдаемые нами изменения находились в прямой зависимости от величины ежедневно вводимой дозы препарата.

Часто направленность патологического процесса удается установить не только биохимическими и функциональными исследованиями, но и путем патоморфологических наблюдений 1. По нашим данным, после введения заведомо смертельной дозы фталофоса в различных органах возникал ряд

1 Патоморфологические исследования проведены при консультации канд. мед. наук Г. А. Родионова.

четко выраженных патологических изменений. Появились резкие гемодина-мические и метаболические расстройства, нарушение проницаемости сосудистых стенок, приводившие к плазморрагиям, отеку ткани и кровоизлияниям. Деструктивные изменения выражались в гибели клеток печени или их вакуольной дистрофии, появлении очагов раздражения в ткани головного мозга (рис. 2, а и б). Эти деструктивные изменения доминировали в патоморфологической картине. Реактивные процессы чаше отсутствовали или были выражены в виде полиморфно клеточной инфильтрации ткани легких и миокарда, пролиферации ретикулярных клеток. В хроническом опыте ежедневное введение l/io. У?и и '/во LD&0 фталофоса приводило к появлению более ограниченных изменений неспецифического характера. Чаще наблю-

Рис. 2. Изменения в органах при введении заведомо смертельной дозы.

а — печень. Резкач дискомплексация клеток паренхимы, мне го безъядерных клеточных элементов и их комплексов. Окраска гемаюксилин-эоэнноч. ув. 192Х; Л — мозжечок Участки разряжения ыозговоЛ ткани, очаговое кроноизлияпие. Окраска гематоксилин-эозином,

ув. 192Х.

далась пролиферация клеток паренхимы печени, купферовых клеток и гистиоцитов. Отмечалась также пролиферация клеток глин, ретикулярных клеток селезенки.

Ввиду того что фосфорорганические соединения способны проникать через неповрежденные кожные покровы и этот путь поступления в организм является одним из ведущих, мы определяли токсичность фталофоса при нанесении его на кожу белым крысам. Установлено, что ь£)60 препарата для белых крыс составляет 1700 мг/кг, а 1ь„. т. е. доза вещества, способная вызвать угнетение активности холинэстеразы крови на 50%, равняется 874 мг/кг. Местная реакция на коже после нанесения фталофоса проявлялась быстро проходящей гиперемией. Других видимых изменений кожного покрова не отмечено. Полученные нами результаты свидетельствуют о малой токсичности фталофоса, наносимого на неповрежденные кожные покровы, что имеет существенное значение при практическом использовании препарата.

При применении фталофоса в сельском хозяйстве возможно поступление его в воздух рабочей зоны в виде жидкого аэрозоля. Вероятность поступления препарата в виде паров из-за небольшой летучести его меньше. В связи с этим мы изучали влияние фталофоса (его водной эмульсии) на организм лабораторных животных. Опыты проводили на 138 крысах и 12 кошках в камере для жидких аэрозолей с ежедневной 4-часовой экспозицией. Концентрации жидкого аэрозоля создавали путем распыления препарата с помощью специальной форсунки (Г. А. Войтенко). Фталофос в воздухе камеры определяли методом тонкослойной хроматографии, разработанным М. А. Клисенко и М. В. Письменной в лаборатории аналитической химии пестицидов Всесоюзного научно-исследовательского института гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс.

Данные о токсичности фталофоса при однократном ингаляционном пути поступления представлены в табл. 1.

Из табл. 1 следует, что концентрация аэрозоля фталофоса, равная 54 мг/м3, при однократном воздействии является среднесмертельной для белых крыс. Концентрация, равная 6,2 мг/м3, не влияя на общее состояние животных, вызывает угнетение активности холинэстеразы на 25%, т. е.

Таблица 1

Токсичность жидкого аэрозоля фталофоса при однократном поступлении в организм кошек

и крыс (экспозиция 4 часа)

к к 1 X

к 8 а к а и се н Х £ • я и «1!» к " в К 3 о «в X = а 4. х о

Концентрац фталофоса ( мг/м') X н о п 5 * X ш Наблюдавш эффект Угнетение а тивности хо эстеразы кг (в «) Концентрац фталофоса ( мг/мг) Р о в ж X ч X ш Наблюдавш эффект Угнетение а тивности хо эстеразы к (в К)

20 Крысы Гибели нет 54,0 4,4 Крысы Признаков отравления нет 11,0

31 » Гибель 2 из 12 61,3 5,4 » То же 26,3

42 » » 4 » 12 75,5 6,9 » » » 32,1

48 » » 5 » 12 86,9 9,7 » » » 37,0

65 » » 8 » 12 86,5

65 Кошки » 1 » 3 47—75 9,7 Кошки » » Не угнеталась

является пороговой. Величины ЬС50 и 125 рассчитывались методом пробит-анализа по Прозоровскому. Для кошек токсическая концентрация равна 65 мг/м3, пороговая — 9,7 мг/м3.

Токсические свойства фталофоса при его ежедневном многократном поступлении в организм через дыхательные пути мы исследовали на крысах и кошках. Пробы воздуха отбирали раз в 2—3 дня. Данные о концентрации фталофоса в камере, полученные в хроническом опыте, подвергали статистической обработке с вероятностью выхода за пределы доверительных границ Р=0,05. Токсичность фталофоса при его многократном поступлении в организм лабораторных животных показана в табл. 2.

Таблица 2

Токсичность жидкого аэрозоля фталофоса при многократном поступлении в организм крыс

и кошек

Средняя концентрация (в мг/м') Вид животных Срок опыта Наблюдавшийся эффект

16 (17,44-14,6) Крысы 35 дней Видимые признаки отравления, угнетение активности холинэстеразы в крови на 29—74%, в органах на 62—77%

16 (17,4н-14,6) Кошки 35 дней Видимые признаки отравления, угнетение активности холинэстеразы в крови на 45—55%. Гибель 1 из 3 кошек

3,1 (3,44-2,8) Крысы 4 месяца Видимых признаков отравления нет. Угнетение активности холинэстеразы на 14—27%

3.1 (3,4-!-2,8) Кошки 4 месяца Видимых признаков отравления нет. Активность холинэстеразы в крови достоверно не угнетена

2 Гигиена и санитария № 2

33

Из табл. 2 видно, что в хроническом эксперименте жидкий аэрозоль фталофоса в концентрации 16 мг/м3 вызывает видимые признаки отравления у животных и существенное угнетение активности холинэстеразы (токсическая концентрация). Концентрация жидкого аэрозоля фталофоса, равная 3,1 мг/м3, в хроническом опыте вызывает пороговые изменения активности холинэстеразы в крови подопытных животных. Полученные нами результаты согласуются с данными патоморфологического исследования, при котором у животных, подвергавшихся действию токсических концентраций препарата, обнаружены явления дистрофии клеток паренхимы печени, повышенная гидратация ткани мозга, сопровождающаяся перицеллюлярным и пери-васкулярным отеком с участками пролиферации клеток — глии. Изменения в органах животных, подвергшихся действию фталофоса в концентрации 3,1 мг/м3, были незначительными или отсутствовали вовсе.

Эксперименты на животных мы дополнили изучением условий труда рабочих, применяющих фталофос для борьбы с вредителями садов. Объектом исследования (июнь 1967 г.) был избран совхоз «Победа» Крымской области. Фталофос применялся в виде 0,2% водной эмульсии. Рабочие растворы готовились из 20% концентрата эмульсии. Работы велись с помощью тракторного опрыскивания. Температура воздуха во время опрыскивания колебалась от 21 до 26°, скорость движения воздуха — от 0,1 до 2,8 м/сек. Концентрация фталофоса в воздухе рабочей зоны трактористов и работающих на заправочной площадке составляла 2—7 мг/м3. Лица, работавшие с препаратом, использовали индивидуальные средства защиты (халаты, перчатки, респираторы).

Активность холинэстеразы цельной крови рабочих к концу дня снижалась на 17—23% по сравнению с исходными данными. Рабочие не предъявляли жалоб; сдвигов в функциональном состоянии вегетативной нервной системы не обнаружено. Полученные нами результаты производственных наблюдений согласуются с экспериментальными данными.

Таким образом, фталофос, несмотря на высокую токсичность его при поступлении в желудок, обладает слабо выраженными кумулятивными свойствами, относится к группе новых фосфорорганических инсектицидов (кильваль, фенкаптон, фозалон), малотоксичных при нанесении на кожу, имеет широкую зону токсического действия. Поэтому мы считаем возможным рекомендовать1 в качестве предельно допустимой концентрацию фталофоса в воздухе рабочей зоны на уровне 0,3 мг/м3. Эта концентрация в 10 раз меньше пороговой, установленной в хроническом опыте при поступлении фталофоса через дыхательные пути кошек и крыс, и ниже концентрации, вызывающей пороговые изменения активности холинэстеразы крови у людей.

Результаты исследований позволяют заключить, что фталофос менее токсичен при введении в желудок, аппликации на кожу и ингаляций, чем тиофос, метилмеркаптофос и октаметил, а поэтому может быть рекомендован для их замены.

ЛИТЕРАТУРА

Войтенко Г. А. Гиг. труда и проф. заболеваний, 1957, № 4, с. 51. — M е п п J. J., McBrain В. J., J. econ. entom., 1965, v. 58, p. 875.

Поступила 5/IX 1967 г.

SUBSTANT1ATION OF THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF PHTHALOPHOSE IN THE AIR OF A WORKING ZONE

L. P. Danilenko

The author studied the toxicity and features of action of phosphororganic insecticide — phthalophose acaricide (imidan, prolat, R-1504) in its administration to laboratory animais by various routes. The substance proved to be highly toxic in its introduction into the stomach

1 Предложенная концентрация принята комиссией по установлению ПДК в воздухе рабочей зоны в апреле 1967 г.

and weakly toxic in application onto the skin. Its cumulative properties were insignificant. In introduction by the respiratory route the zone of its toxic action was wide but its toxicity was mild. The toxic effect of phthalophose revealetj itself in excitation of the cholinoreactive systems and inhibition of the choli nest erase activity. The maximum permissible concentration of phthalophose in the air of a working zone is recommended to be set at a level of 0.03 mg/m3.

УДК 615.831.4+ в IS. 835.1]. 015.3(470.23)

РЕЖИМ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ОБЛУЧЕНИЯ ПРИ ПРИЕМЕ СОЛНЕЧНЫХ И ВОЗДУШНЫХ ВАНН НА ШИРОТЕ ЛЕНИНГРАДА И ОРЛА

Канд. мед. наук A.A. Генералов Кафедра гигиены Ленинградского педиатрического медицинского института

Применяемая с лечебной и профилактической целью естественная ультрафиолетовая радиация должна быть правильно дозирована, особенно для детей. Встречающиеся в литературе сведения о режиме облучения взрослых и детей при приеме солнечных и воздушных ванн (Г. Н. Сперанский и Е. Д. Заблудовская, и др.) недостаточно полны и основаны на методе дозиметрии, который позволяет оценивать только тепловые лучи. Не учитываются величина ультрафиолетовой радиации, ее биологическое действие и изменения в зависимости от географической широты и высоты солнца. Подобная характеристика, необходимая для правильного дозирования ультрафиолетовых лучей в различных широтах, еще крайне недостаточна.

Мы изучали биологическое действие и дозирование ультрафиолетовой радиации детям и взрослым на широте Ленинграда (60° северной широты) и Орла (53° северной широты). Наблюдения на широте Ленинграда проводились в 1965 и 1966 гг. и на широте Орла — в 1962 и 1966 гг.

Интегральный поток солнечной радиации определяли с помощью термоэлектрического актинометра и пиранометра Янишевского. Ультрафиолетовую радиацию измеряли фотоэлектрическим прибором — ультрафиолетметром, который состоял из счетчика интегратора, основанного на накоплении зарядов на конденсаторе, и приемника из вакуумного сурьмяно-цезиевого фотоэлемента с фильтром УФС-2 и шаром Ульбрихта (Д. А. Шкловер и О. П. Дорф; А. Мейер и Э. Зейтц). Приемник позволял учитывать ультрафиолетовую радиацию в диапазоне длин волн 300—400 ммк. Градуировка ультрафиолетметра в абсолютных энергетических единицах была произведена А. Н. Бойко по солнцу и кварцевому монохроматору его же конструкции (О. П. Шелкова с соавторами). Биологическое действие ультрафиолетовой радиации оценивали по пороговой эритеме, образуемой на коже человека, и показаниям ультрафиолетметра, отградуированного в эритемных единицах — микроэрах на 1 см2 (Д. Н. Лазарев). Пороговую эритему определяли по методу Дальфельда — Горбачева. Облучению подвергали участки кожи живота. Результаты облучения учитывали через 8 часов после экспозиции. Наблюдения проводили над взрослыми и детьми 5—7 лет. В Ленинграде было выполнено 368 биологических проб, из них 252 на взрослых и 116 на детях, в Орле — 138, • из них 114 на взрослых и 24 на детях.

Градуировка ультрафиолетметра в эритемных единицах заключалась в нахождении поправочных коэффициентов к его показаниям путем параллельно проведенных измерений ультрафиолетового излучения и образования пороговой эритемы при различных высотах солнца. Количество эритемного облучения, необходимое для получения пороговой эритемы у взрослых, согласно данным В. В. Коблентца, принимали равным 500 мкэр/мин на I см2.

Биологическое действие ультрафиолетовой радиации на широте Ленинграда и Орла характеризуется данными, представленными в табл. 1 и 2. Анализ этих данных показывает прежде всего, что биологическим, а следовательно, и лечебно-профилактическим действием обладают не только прямые солнечные лучи, но и рассеянные лучи небосвода. С увеличением вы-I соты солнца от средних ее значений за время образования пороговой эритемы (с 30 до 59,5°) биологическое действие ультрафиолетовых лучей от солн-

2*

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.