для вузов/под ред. А.Н. Сухова, A.A. Деркача. -М.: Академия, 2003 - 600 с.
5. Толстое U.C. Проблемы выпускников^об-щеобразовательных школ при профессиональном самоопределении / Н.С. Толстое, Э.П. Михайлова // Совершенствование подготовки кадров для системы потребительской кооперации на основе развития инноваций и качества. Материалы меж-
региональной научно-практической конференции, посвященный 45-летию Чебоксарского кооперативного института / 25-26 января 2007 г. / -Чебоксары: ЧКИРУК,2007.-С. 423^26.
6. Филиппов Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования; Дис.. .канд. пед. наук-М., 2003. -206 с.
Таблица 2
Изменение уровней адаптированности слушателей довузовской подготовки в процессе обучения на начало и на конец эксперимента
Критерии Уровни На начало эксперимента На конец эксперимента
Г ородские слушатели Сельские слушатели Городские слушатели Сельские слушатели
1 2 3 4 5 6
Мотивационно- ценностный Высокий 0,73 0,70 0,83 0,79
Средний 0,24 0,24 0,16 0,18
Низкий 0,03 0,06 0,01 0,03
Практико- деятельностный Высокий 0,23 0,20 0,3 0,24
Средний 0,68 0,69 0,62 0,66
Низкий 0,09 0,11 0,08 0,1
Когнитивный Высокий 0,20 0,15 0,24 0,19
Средний 0,58 0,60 0,61 0,63
Низкий 0,22 0,25 0,15 0,18
Коммуникатив ный Высокий 0,50 0,48 0,63 0,55
Средний 0,42 0,40 0,32 0,36
Низкий 0,08 0,12 0,05 0,09
Саморегуляции Высокий 0,25 0,27 0,29 0,29
Средний 0,59 0,58 0,6 0,59
Низкий 0,16 0,15 0,11 0,12
Д.А. Ефремов
К ОБОСНОВАНИЮ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППОЙ КАК КОЛЛЕКТИВОМ
Преамбула* В настоящее время стратегия в решении проблемы формирования студенческой группы как коллектива предполагает необходимость модернизации содержания педагогического управления процессами формирования организации и общности в рамках студенческой группы. Концептуальными основаниями модернизации должны стать конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия, базовые идеи теории групповой сплоченности.
©Д.А. Ефремов, 2008
111
Коллективообразование (от лат. соНес^уш-собирательный) - стадия группообразования, означающая переход группы в процессе совместной социально ценной деятельности от низко Гб к более высокому уровню развития и в конечном итоге к коллективу. Процессы колл е ктивоо бр аз о -вания сопровождаются рядом социально-психологических феноменов: повышением сплоченности и единства коллектива, формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений, проявлением коллективистской идентификации и одновременно коллективистского самоопределения и т.п. Исследования показали, что причина активизирующего влияния группы на своих членов в условиях совместной коллективообразующей деятельности заключается в «движении мотива» (как предметно направленной активности определенной силы) от одного субъекта к другому. Идея движения мотива в совместно действующей группе позволяет понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта, то есть механизм интериоризации-экстериоризации. Если в рамках образовательного процесса в высшей школе созданы условия для движения мотива, то коллективообразование и усвоение социального опыта идут максимально эффективно. Очевидно, что на обеспечение этих условий и должно быть направлено педагогическое управление студенческой группой как коллективом.
В современном мире человек, чтобы реализовать свой потенциал, должен уметь управлять собственной жизнью. В связи с этим возрастает роль его активности в выстраивании пространства собственной жизни. Различные аспекты проблемы субъектного развития личности рассматриваются в работах многих ученых, представляющих различные отрасли научного знания: субъектная позиция личности (А.А. Бодалев, А.В-. Бруишинский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); научные основы психологии субъекта (Г.В. Акопов, В.В. Знаков и др.); развитие и становление субъекта деятельности в образовательном пространстве (Л.И. Божович, Н.И. Вьюнова, С.М. Годник, В А. Сластенин, Д.Б. Эль конин, И.С-. Якиманская и др.).
По мнению В. А. Сластенина, С. А. Смирнова, В.А. Петровского, процесс общего развития личности приобретает оптимальный характер при наличии субъект-субъектных отношений, а также на основе диалогического подхода и сотруд-
ничества, партнерства во взаимоотношениях педагога и учащихся (Г.Г. Кравцов, Х.Й, Лийметс, В .Я. Ляудис, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.).
Так, A.B. Брушлинский утверждает, что важнейшее из всех качеств человека - быть субъектом, то есть творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит, инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов.
В. А. Лабунская считает, что в данном определении необходимо подчеркнуть такое свойство субъекта, как «преобразовательная активность, соответствующая уровню развития индивида». Этот параметр субъекта позволяет любого человека квалифицировать в качестве субъекта, имеющего характерный для его уровня развития вид, качество, форму, способы, средства преобразовательной активности». В категории «субъект», по мнению В.В. Знакова, воплощены представления о способе самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности, то есть, в конечном счете, бытия человека в мире. По В.В. 3-накову, субъект находится внутри бытия, обладает психикой, сам творит свою жизнь в мире и понимает его. Выделим в этом описании то, что субъект - это внутреннее состояние человека, который является «активным и сознательным творцом» жизни человека. Ученый подчеркивает, что человеческое бытие невозможно понимать абстрактно, то есть, не будучи включенным в него. Поскольку человек сам является участником событий, включенным в социальные ситуации, то его бытие представляет собой субъект-ность, объективированную в процессах, явлениях, предметах человеческого мира.
По утверждению Е.И. Исаева и В.И. Слобод-чикова, чтобы стать субъектом, человек должен постоянно превращать саму свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к миру, превращать предпосылки и условия своей жизни во вторую природу. Современное образование, развивая субъектный подход, определяет субъектную позицию как цель образования, и как необходимое условие продуктивности образовательного процесса. При этом субъектная позиция характери-
112
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, том 14
зует не только личность студента, педагога, но и, по мнению Г.Г. Шпета, группу людей: отдельный коллектив, организацию, более широкие сообщества. Далее, продолжает автор, коллектив можно рассматривать как целостный субъект совместной деятельности, имеющий единый внутренний мир, коллективное сознание.
Наиболее успешной, весьма перспективной формой опосредованной субъективизации учебного процесса является организация групповых форм обучения. Вместо традиционной диады «субъект-объект» используется более продуктивная триада «субъект 1 - субъект 2 - субъект 3», где второй элемент триады - группа как совокупный субъект учебной деятельности (Я.С. Гольдштейн, Л.В. Путляева, Р.Т. Сверчкова, Т.К. Цветкова).
Педагог, работающий в группе, решает задачу взаимодействия не столько с отдельными субъектами, объединением индивидов под названием «класс, группа», но, прежде всего, с сообществом, непохожим ни на какое другое.
Таким образом, модель процесса педагогического управления студенческим коллективом будет иметь трехчастную составляющую субъекта управления: «субъект-студент», «субьект-пе-дагог», «субьект-коллектив», что отражено на рисунке 1.
В структуре педагогического управления выделяют деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов.
В структуре деятельности, как известно, основными элементами являются: цели (преобразованные потребности); средства (объективированные, нормативно заданные возможности реализации целей); действия (реальные способы достижения целей через точное использование средств в конкретной ситуации); результат (точность реализации цели, определяющаяся степенью желания, четкостью подбора средств и качеством способностей); рефлексия (осознание точности достижения результата, определение степени успеха, выявление ошибок, их причин, путей устранения).
В процессе педагогического управления студенческой группой как коллективом принципиальное значение имеют базовые виды деятельности, необходимые для поддержания структурной целостности (рисунок 2). Для успешной реализации видов деятельности, обеспечивающих педа-
гогическое управление студенческой группой как коллективом, необходим учет способностей субъектов педагогического управления, обусловленных как системой потребностей конкретной личности, так и целеполаганием образовательного процесса в высшей школе. Содержание педагогического управления студенческой группой как коллективом определяется учетом как уровня развития студенческой группы как коллектива, так и особенностями вхождения отдельных личностей во внутригрупповую деятельность, общение, отношения. Принципиальное значение имеют показатели сплоченности студенческой группы.
Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеиология. Социокинетика, № ], 2008
1) уровень взаимной симпатии в межличнос-
тных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность); ^
2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов (чем больше число тех лю-
Согласно представлениям родоначальников концепции групповой сплоченности американских психологов К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера и их многочисленных последователей, групповая сплоченность является своего рода «результирующей» тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой-либо другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. К числу основных факторов групповой сплоченности чаще всего относят: сходство базовых ценностных ориентаций членов группы,
дей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность).
ясность и определенность групповой цеди, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж.
Предметно-ценностное единство коллектива - нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, при которой каждая из них, будучи функционально специфична (по объекту, либо способам его преобразования) и занимая иерархически различные места в системе внутригрупповой активности, опосредована единым ценностным содержанием предмета социально обусловленной совместной деятельности. Данное явление - важнейшая составляющая интеграции социальной группы как совокупного объекта деятельности. Оно проявляется, во-первых, в близости ценностных представлений чле-
Виды деятельности
Исследо-
вательская
(контроли-
рующая)
Проектиру
ющая
(корректир
ующая)
Организа Исполни
торская тельская
Коммуник Рефлекс
ативная ивная
Рис. 2. Виды и структура деятельности в педагогическом управлении студенческой группой
114
Вестаик КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14
нов группы о предмете (цели) совместной деятельности, во-вторых, в единстве практического воплощения (актуализации) этих представлений в конкретных условиях деятельности. Оно закономерно порождается общественно детерминированной совместной деятельностью и может быть рассмотрено как феномен интеграции коллектива на высшем уровне.
Ценностно-ориентационное единство - один из основных показателей сплоченности группы,
фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем ценностно-ориентированного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания.
В итоге модель педагогического управления студенческой группой как коллективом можно представить следующим образом (рисунок 3).
Критерии уровня развитости коллектива
Рис. 3. Модель педагогического управления студенческой группой как коллективом
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008
115