ББК 81.2Рус-923 УДК 811.161.1 К 40
З.М. КИМ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Z.M. KIM
EFFECTIVENESS OF GROUP WORK IN TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS
Формирование и развитие личности происходит только в коллективе и через коллектив. Коллектив создает условия для развития личности, а личность реализует свои потребности и интересы через коллектив. Принцип совместной деятельности группы является важнейшим интегратором группы.
The formation and development of personality takes place only in a group and through the group. A group creates conditions for personal development and the personality fulfills his/her needs and interests in the group. Cooperation is the most important integrator of any group.
Ключевые слова: группа, совместная деятельность, преподаватель, коллектив, учащиеся, цель.
Key words: a group, cooperation, a teacher, students, a purpose.
По мнению многих исследователей, формирование и развитие личности по-настоящему может происходить только в коллективе и через коллектив.
Формирующее влияние коллектива во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Но коллектив формируется и сплачивается не в любой деятельности, а в такой, которая составляет основное содержание жизни коллектива, т.е. побуждается актуальными мотивами.
Коллектив - это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [3, с. 68].
Проблема коллектива и коллективного творчества давно заинтересовала ученых. В 20-х годах прошлого столетия на эту тему были проведены первые психологические опыты. В.М. Бехтерев в России, В. Меде в Германии, Ф. Олпорт и Н. Триплет в США специально давали людям различного рода задания, которые надо было выполнять то в группе, то в одиночку, и измеряли таким образом групповой эффект. Исследователи группового эффекта поставили перед собой вопрос «При каких условиях группа превосходит достижения того же количества разрозненных индивидов?»
Оказалось, что в общем виде ответить на вопрос, как лучше работать -индивидуально или в группе, - трудно. Здесь выявились и индивидуальные черты людей, их способности, отношения друг к другу и т.п. Согласно исследованиям В.М. Бехтерева коллектив (в зависимости от его состава) не тормо-
зит, а, наоборот, возбуждает те или иные проявления личности, в особенности если ее стремления совпадают с общим настроением.
С конца 30-х годов до начала 50-х внимание к проблемам групповой эффективности падает, но вновь привлекает к себе внимание в начале 50-х годов. В этот период начинается изучение зависимости эффективности групповой деятельности не только от размера группы, ее композиции, задачи деятельности, стиля лидерства, межличностных отношений, но и от структуры самой группы, характера сплоченности и проявления группы как коллектива. Специальному исследованию были подвергнуты различные аспекты влияния учебного коллектива на личность, социально-психологические характеристики личности в учебном коллективе.
Было установлено, что результат взаимодействия коллектива и личности состоит в том, что коллектив создает условия для развития личности, а личность реализует свои потребности и интересы через коллектив. Будучи членом коллектива, личность не просто образует его «строительный материал», она формируется всем укладом коллективного бытия, а будучи сформирована, выполняет важные функции в масштабе коллективного действия [4, с. 100].
Приступая к работе в группе, преподаватель должен помнить, что существует большое количество социально-психологических, психолого-педагогических и учебно-методических факторов, влияющих на учебную групповую эффективность при обучении языку.
На практике вышеперечисленные факторы выглядят следующим образом:
1) особая организация и презентация учебного материала;
2) организация и управление общением на занятиях;
3) управление преподавателем коллективообразованием (учебная группа проходит все стадии развития от первичной контактной группы до высокосплоченного учебного коллектива);
4) мотивация творческой учебно-познавательной деятельности студентов.
Обучение РКИ в вузе ведется, как правило, не индивидуально, а в группе. Члены такой группы различаются между собой по своим психологическим характеристикам, по степени мотивированности, вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д. Студенческая группа возникает благодаря внешним обстоятельствам, дальше она «переживает» длительный процесс своего становления в качестве психологической общности. Главным показателем образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность.
Принцип совместной деятельности группы является важнейшим интегратором группы. Но сначала члены учебной группы незнакомы друг с другом, их совместная деятельность только начинается, групповые цели не осознаны и отношение к группе, как целостности, у индивидов, ее составляющих, индифферентное. Обучаемые на данном этапе становления группы заинтересованы в достижении своих индивидуальных целей, значимыми для них являются собственные успехи в изучении иностранного языка. Достичь всего этого возможно с помощью преподавателя и за счет собственных усилий. Группа, в целом, в своей начальной стадии выступает для ее членов как нечто нейтральное, им лично не мешающее, но и не особенно способствующее достижению хороших результатов в освоении языка [2, с. 113]. То есть, группа проходит путь от момента объединения ранее незнакомых людей ради опре-
деленной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом (до момента ее социальной зрелости). При условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентированного единства, опосредования всех отношений в группе предметной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель.
По наблюдениям психологов и социологов, групповая мотивация в группах низкого уровня развития фактически сводится к простой суммации мотивов или их равнодействующей (в результате доминирования отдельных членов группы). В группах среднего уровня носит косвенный по отношению к цели характер (не важно, что и для чего делать, а важно «с кем вместе делать» или «что делать»). Лишь в группах высокого уровня развития (коллективах) мотивы отношений и дела сливаются с мотивами цели; важно и «для чего делать», «что делать», и «с кем делать» [5, с. 81].
Отмеченное практически всеми исследователями положительное влияние группового сотрудничества на результат деятельности, на личность учащегося и на формирование учебной группы как коллектива, достигается действием сложных психологических механизмов, регулирующих межличностное взаимодействие [1, с. 149].
Когда группа учащихся находится на самом низком уровне развития и каждый ее член - лишь отдельная личность, преподавателю приходится руководить этими отдельными личностями, каждый из которых становится самостоятельным объектом управления. Тут нет возможности опереться на общее мнение (его пока нет), на силу единства и взаимодействия (их тоже нет). При такой ситуации преподаватель выполняет лишь минимум своих функций. Его работа состоит в том, чтобы превратить просто группу в коллектив.
Отсюда следует, что объектом организаторской деятельности педагога в группе станет развивающаяся как коллектив группа, находящаяся в процессе коллективообразования. Все функции организаторской деятельности в целом сводятся к управлению коллективообразованием. Успешность в этом -один из существенных показателей психолого-педагогической деятельности преподавателя.
Литература
1. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 1989. -С. 149.
2. Манько, Ю.В. Понятие и структура групповой деятельности [Текст]: дис... канд. пед. наук / Ю.В. Манько. - Л., 1976. - С. 113.
3. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива [Текст] / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - М.: Просвещение , 1978. - 176 с.
4. Барышникова, М.Г. Психологические основы комплектования учебной группы как условие повышения эффективности обучения иностранным языкам [Текст] / М.Г. Барышникова, И.А. Зимняя, Н.Н. Иванова, И.П. Именитова, С.Д. Толкачева // Сб. науч. трудов МГИИЯ им. М. Тореза. - М., 1987. - Вып. 283. - 141 с.
5. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение , 1980. - С. 82.