Научная статья на тему 'Эффективность группового обучения иностранных учащихся русскому языку'

Эффективность группового обучения иностранных учащихся русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КОЛЛЕКТИВ / УЧАЩИЕСЯ / ЦЕЛЬ / A GROUP / COOPERATION / A TEACHER / STUDENTS / A PURPOSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Зинаида Михайловна

Формирование и развитие личности происходит только в коллективе и через коллектив. Коллектив создает условия для развития личности, а личность реализует свои потребности и интересы через коллектив. Принцип совместной деятельности группы является важнейшим интегратором группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of group work in teaching Russian to foreign students

The formation and development of personality takes place only in a group and through the group. A group creates conditions for personal development and the personality fulfills his\her needs and interests in the group. Cooperation is the most important integrator of any group.

Текст научной работы на тему «Эффективность группового обучения иностранных учащихся русскому языку»

ББК 81.2Рус-923 УДК 811.161.1 К 40

З.М. КИМ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Z.M. KIM

EFFECTIVENESS OF GROUP WORK IN TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS

Формирование и развитие личности происходит только в коллективе и через коллектив. Коллектив создает условия для развития личности, а личность реализует свои потребности и интересы через коллектив. Принцип совместной деятельности группы является важнейшим интегратором группы.

The formation and development of personality takes place only in a group and through the group. A group creates conditions for personal development and the personality fulfills his/her needs and interests in the group. Cooperation is the most important integrator of any group.

Ключевые слова: группа, совместная деятельность, преподаватель, коллектив, учащиеся, цель.

Key words: a group, cooperation, a teacher, students, a purpose.

По мнению многих исследователей, формирование и развитие личности по-настоящему может происходить только в коллективе и через коллектив.

Формирующее влияние коллектива во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Но коллектив формируется и сплачивается не в любой деятельности, а в такой, которая составляет основное содержание жизни коллектива, т.е. побуждается актуальными мотивами.

Коллектив - это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [3, с. 68].

Проблема коллектива и коллективного творчества давно заинтересовала ученых. В 20-х годах прошлого столетия на эту тему были проведены первые психологические опыты. В.М. Бехтерев в России, В. Меде в Германии, Ф. Олпорт и Н. Триплет в США специально давали людям различного рода задания, которые надо было выполнять то в группе, то в одиночку, и измеряли таким образом групповой эффект. Исследователи группового эффекта поставили перед собой вопрос «При каких условиях группа превосходит достижения того же количества разрозненных индивидов?»

Оказалось, что в общем виде ответить на вопрос, как лучше работать -индивидуально или в группе, - трудно. Здесь выявились и индивидуальные черты людей, их способности, отношения друг к другу и т.п. Согласно исследованиям В.М. Бехтерева коллектив (в зависимости от его состава) не тормо-

зит, а, наоборот, возбуждает те или иные проявления личности, в особенности если ее стремления совпадают с общим настроением.

С конца 30-х годов до начала 50-х внимание к проблемам групповой эффективности падает, но вновь привлекает к себе внимание в начале 50-х годов. В этот период начинается изучение зависимости эффективности групповой деятельности не только от размера группы, ее композиции, задачи деятельности, стиля лидерства, межличностных отношений, но и от структуры самой группы, характера сплоченности и проявления группы как коллектива. Специальному исследованию были подвергнуты различные аспекты влияния учебного коллектива на личность, социально-психологические характеристики личности в учебном коллективе.

Было установлено, что результат взаимодействия коллектива и личности состоит в том, что коллектив создает условия для развития личности, а личность реализует свои потребности и интересы через коллектив. Будучи членом коллектива, личность не просто образует его «строительный материал», она формируется всем укладом коллективного бытия, а будучи сформирована, выполняет важные функции в масштабе коллективного действия [4, с. 100].

Приступая к работе в группе, преподаватель должен помнить, что существует большое количество социально-психологических, психолого-педагогических и учебно-методических факторов, влияющих на учебную групповую эффективность при обучении языку.

На практике вышеперечисленные факторы выглядят следующим образом:

1) особая организация и презентация учебного материала;

2) организация и управление общением на занятиях;

3) управление преподавателем коллективообразованием (учебная группа проходит все стадии развития от первичной контактной группы до высокосплоченного учебного коллектива);

4) мотивация творческой учебно-познавательной деятельности студентов.

Обучение РКИ в вузе ведется, как правило, не индивидуально, а в группе. Члены такой группы различаются между собой по своим психологическим характеристикам, по степени мотивированности, вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д. Студенческая группа возникает благодаря внешним обстоятельствам, дальше она «переживает» длительный процесс своего становления в качестве психологической общности. Главным показателем образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность.

Принцип совместной деятельности группы является важнейшим интегратором группы. Но сначала члены учебной группы незнакомы друг с другом, их совместная деятельность только начинается, групповые цели не осознаны и отношение к группе, как целостности, у индивидов, ее составляющих, индифферентное. Обучаемые на данном этапе становления группы заинтересованы в достижении своих индивидуальных целей, значимыми для них являются собственные успехи в изучении иностранного языка. Достичь всего этого возможно с помощью преподавателя и за счет собственных усилий. Группа, в целом, в своей начальной стадии выступает для ее членов как нечто нейтральное, им лично не мешающее, но и не особенно способствующее достижению хороших результатов в освоении языка [2, с. 113]. То есть, группа проходит путь от момента объединения ранее незнакомых людей ради опре-

деленной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом (до момента ее социальной зрелости). При условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентированного единства, опосредования всех отношений в группе предметной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель.

По наблюдениям психологов и социологов, групповая мотивация в группах низкого уровня развития фактически сводится к простой суммации мотивов или их равнодействующей (в результате доминирования отдельных членов группы). В группах среднего уровня носит косвенный по отношению к цели характер (не важно, что и для чего делать, а важно «с кем вместе делать» или «что делать»). Лишь в группах высокого уровня развития (коллективах) мотивы отношений и дела сливаются с мотивами цели; важно и «для чего делать», «что делать», и «с кем делать» [5, с. 81].

Отмеченное практически всеми исследователями положительное влияние группового сотрудничества на результат деятельности, на личность учащегося и на формирование учебной группы как коллектива, достигается действием сложных психологических механизмов, регулирующих межличностное взаимодействие [1, с. 149].

Когда группа учащихся находится на самом низком уровне развития и каждый ее член - лишь отдельная личность, преподавателю приходится руководить этими отдельными личностями, каждый из которых становится самостоятельным объектом управления. Тут нет возможности опереться на общее мнение (его пока нет), на силу единства и взаимодействия (их тоже нет). При такой ситуации преподаватель выполняет лишь минимум своих функций. Его работа состоит в том, чтобы превратить просто группу в коллектив.

Отсюда следует, что объектом организаторской деятельности педагога в группе станет развивающаяся как коллектив группа, находящаяся в процессе коллективообразования. Все функции организаторской деятельности в целом сводятся к управлению коллективообразованием. Успешность в этом -один из существенных показателей психолого-педагогической деятельности преподавателя.

Литература

1. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 1989. -С. 149.

2. Манько, Ю.В. Понятие и структура групповой деятельности [Текст]: дис... канд. пед. наук / Ю.В. Манько. - Л., 1976. - С. 113.

3. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива [Текст] / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - М.: Просвещение , 1978. - 176 с.

4. Барышникова, М.Г. Психологические основы комплектования учебной группы как условие повышения эффективности обучения иностранным языкам [Текст] / М.Г. Барышникова, И.А. Зимняя, Н.Н. Иванова, И.П. Именитова, С.Д. Толкачева // Сб. науч. трудов МГИИЯ им. М. Тореза. - М., 1987. - Вып. 283. - 141 с.

5. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение , 1980. - С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.