Научная статья на тему 'Ценности будущих педагогов - представителей студенческих отрядов в условиях системных изменений в педагогическом образовании'

Ценности будущих педагогов - представителей студенческих отрядов в условиях системных изменений в педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL EDUCATION / PROSPECTIVE TEACHERS / TEACHER'S TRAINING / STUDENT GROUPS / VALES / REPRESENTATIVES OF STUDENT GROUPS / EDUCATIONAL WORK / EDUCATION / CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна, Мазурчук Екатерина Олеговна, Боровиков Сергей Юрьевич

В данной статье идет речь о происходящих в России системных изменениях в педагогическом образовании, смещающих акценты в сторону активизации творческой воспитательной деятельности, в которую включаются представители студенческих отрядов. В молодежной прослойке эта системная единица в условиях преобразований отличается неоднородностью и неоднозначностью как по своему составу, так и по видам деятельности. В силу этого о будущих педагогах, объединившихся в студенческие отряды, идет речь не только и не столько как о носителях ценностей, но и как о их трансляторах. Отмечается, что на представителей студенческих отрядов возлагается ответственность за развитие и укрепление идей гуманизма, мира, культуры. Подчеркивая их субъектную позицию, авторы в статье обосновывают преимущество демократической системы внешнего руководства. При снижении самостоятельности будущих педагогов в целом, их подготовленности и осознанности необходимо делать акцент на активизацию творческой воспитательной деятельности в условиях вновь созданной воспитательной среды с опорой на представителей студенческих отрядов, имеющих специфические психологические, биологические, социальные и психолого-педагогические характеристики. В статье представлены первые результаты эмпирического исследования ценностей будущих педагогов в рамках студенческих отрядов. Первичная обработка данных позволила сделать вывод о доминировании среди инструментальных ценностей терпимости, чуткости, независимости, а среди терминальных ценности свободы, уверенности в себе, любви. Это дает основание авторам статьи сделать первые выводы о готовности представителей студенческих отрядов быть инициаторами создания воспитывающей среды для школьников. Данные выводы не являются исчерпывающими, так как основываются только на первичных результатах исследования специфических характеристик будущих педагогов в рамках студенческих отрядов, и характеристики их ценностно-смысловой сферы даны только с позиции изучения инструментальных и терминальных ценностей, без учета особенностей личностных смыслов. Это предстоит описать в следующей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна, Мазурчук Екатерина Олеговна, Боровиков Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of Future Teachers - Representatives of Student Groups in Terms of Systemic Changes in Teacher’s Education

This article is about systemic changes in teacher’s education in Russia, shifting the emphasis towards creativity and educational activities for the representatives of student groups. In the groups of young people this systemic unit is characterized by heterogeneity and ambiguity as to its composition and activities. Because of this, future teachers are not only bearers of values, but they are rather communicators of values. It is noted that representatives of the student groups are responsible for the development and strengthening of the ideas of humanism, peace and culture. Emphasizing their subjective position, the authors of the article argue the advantages of the democratic system of external leadership. The authors noted that reducing the autonomy of future teachers in general, as well as their preparedness and awareness, it is necessary to focus on revitalization of creative educational activities in the context of the newly designed educational environment, paying special attention to the representatives of student groups with specific psychological, biological, social and psycho-pedagogical traits. The article presents the first results of an empirical study of the values of future teachers in the framework of student groups. The initial processing of the data allowed to conclude about the dominance among the instrumental values of tolerance, sensitivity, independence, and among the terminal values of freedom, confidence and love. This allows the authors to make the first conclusion about the readiness of representatives of student groups to be the initiators of creating a nurturing environment for schoolchild. These findings are not exhaustive, being based only on primary results of the study of the specific characteristics of future teachers in the framework of student groups and their characteristics of value sphere only from the standpoint of the study of instrumental and terminal values, without regard to the characteristics of personal meaning. This will be described in the next article.

Текст научной работы на тему «Ценности будущих педагогов - представителей студенческих отрядов в условиях системных изменений в педагогическом образовании»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

УДК 378.18

ББК Ч448.904.3 ГСНТИ 14.07.01; 15.81.21; 14.35.07 Код ВАК 13.00.01; 19.00.07; 13.00.08

Мазурчук Нина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: Mazurchuk-nina@rambler.ru

Мазурчук Екатерина Олеговна,

ассистент, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26;

e-mail: MazurchukE@yandex.ru

Боровиков Сергей Юрьевич,

магистрант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26;

e-mail: borovikov@uspu.me

ЦЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; студенческие отряды; ценностные ориентации; представители студенческих отрядов; воспитывающая работа; воспитание студентов; творческая деятельность.

АННОТАЦИЯ. В данной статье идет речь о происходящих в России системных изменениях в педагогическом образовании, смещающих акценты в сторону активизации творческой воспитательной деятельности, в которую включаются представители студенческих отрядов. В молодежной прослойке эта системная единица в условиях преобразований отличается неоднородностью и неоднозначностью как по своему составу, так и по видам деятельности. В силу этого о будущих педагогах, объединившихся в студенческие отряды, идет речь не только и не столько как о носителях ценностей, но и как о их трансляторах. Отмечается, что на представителей студенческих отрядов возлагается ответственность за развитие и укрепление идей гуманизма, мира, культуры. Подчеркивая их субъектную позицию, авторы в статье обосновывают преимущество демократической системы внешнего руководства. При снижении самостоятельности будущих педагогов в целом, их подготовленности и осознанности необходимо делать акцент на активизацию творческой воспитательной деятельности в условиях вновь созданной воспитательной среды с опорой на представителей студенческих отрядов, имеющих специфические психологические, биологические, социальные и психолого-педагогические характеристики. В статье представлены первые результаты эмпирического исследования ценностей будущих педагогов в рамках студенческих отрядов. Первичная обработка данных позволила сделать вывод о доминировании среди инструментальных ценностей терпимости, чуткости, независимости, а среди терминальных - ценности свободы, уверенности в себе, любви. Это дает основание авторам статьи сделать первые выводы о готовности представителей студенческих отрядов быть инициаторами создания воспитывающей среды для школьников. Данные выводы не являются исчерпывающими, так как основываются только на первичных результатах исследования специфических характеристик будущих педагогов в рамках студенческих отрядов, и характеристики их ценностно-смысловой сферы даны только с позиции изучения инструментальных и терминальных ценностей, без учета особенностей личностных смыслов. Это предстоит описать в следующей статье.

Mazurchuk Nina Ivanovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Mazurchuk Ekaterina Olegovna,

.Assistant Lecturer, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Borovikov Sergey Yurievich,

Master's Degree Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

VALUES OF FUTURE TEACHERS - REPRESENTATIVES OF STUDENT GROUPS IN TERMS OF SYSTEMIC CHANGES IN TEACHER'S EDUCATION

KEYWORDS: pedagogical education; prospective teachers; teacher's training; student groups; vales; representatives of student groups; educational work; education; creative activities.

ABSTRACT. This article is about systemic changes in teacher's education in Russia, shifting the emphasis towards creativity and educational activities for the representatives of student groups. In the groups of young people this systemic unit is characterized by heterogeneity and ambiguity as to its composition and activities. Because of this, future teachers are not only bearers of values, but they are rather communicators of values. It is noted that representatives of the student groups are responsible for the development and

strengthening of the ideas of humanism, peace and culture. Emphasizing their subjective position, the authors of the article argue the advantages of the democratic system of external leadership. The authors noted that reducing the autonomy of future teachers in general, as well as their preparedness and awareness, it is necessary to focus on revitalization of creative educational activities in the context of the newly designed educational environment, paying special attention to the representatives of student groups with specific psychological, biological, social and psycho-pedagogical traits. The article presents the first results of an empirical study of the values of future teachers in the framework of student groups. The initial processing of the data allowed to conclude about the dominance among the instrumental values of tolerance, sensitivity, independence, and among the terminal values of freedom, confidence and love. This allows the authors to make the first conclusion about the readiness of representatives of student groups to be the initiators of creating a nurturing environment for schoolchild. These findings are not exhaustive, being based only on primary results of the study of the specific characteristics of future teachers in the framework of student groups and their characteristics of value sphere only from the standpoint of the study of instrumental and terminal values, without regard to the characteristics of personal meaning. This will be described in the next article.

Студенческие отряды в условиях системных преобразований в педагогическом образовании как структурная единица неоднородны как по составу, так и по видам деятельности. Представители таких отрядов неоднозначно воспринимают мир, ориентируются в жизни, имеют различные ценности и установки. Но главное, что студенты педагогического вуза в рамках студенческих отрядов - будущее отечества, ведь им предстоит организовать воспитательную деятельность с подрастающим поколением - обучающимися дошкольных и общеобразовательных организаций. В этом случае студенты-педагоги - не столько носители традиционных ценностей России и гражданского общества, сколько их трансляторы. Поэтому такие студенты не только должны осознавать свою роль в создании собственного суверенного, демократического государства и осуществлять необходимые преобразования в своей стране в целом и в образовании в частности, но и отвечать за реализацию общемировой идеи человеколюбия, мира, культуры.

В силу этих причин в предложениях по формированию программы развития педагогического образования в России в период с 2017 по 2020 гг., направленных на системные изменения в подготовке будущих педагогов, обозначена задача создания и реализации методических и организационных основ развития ценностей и установок будущих педагогов, их подготовку к воспитательной деятельности. Акцент при этом делается на активное использование потенциала студенческих отрядов как особой организационной формы развития психологической и социальной активности будущих педагогов, что должно существенно повлиять на качество основного общего образования.

Обращает на себя внимание тот факт, что из объекта воздействия, воспроизводства заранее заданных идей, установок

представители студенческих отрядов становятся субъектами общественных преобразований.

Суть нового подхода к представителям студенческих отрядов заключается в переходе от директивно-командной системы внешнего руководства к преимущественно демократической, которая предполагает в свою очередь наличие не только прямой, но и обратной связи, контроль не сверху, а снизу.

Все это подкрепляется множественностью интересов, позиций и точек зрения в среде будущих педагогов, широким спектром социально-политической динамики различных студенческих объединений.

Представителям студенческих отрядов на современном этапе предстоит жить в эпоху новых базовых национальных ценностей, среди которых патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и культура, природа и человечество. Представителям студенческих отрядов предстоит выстраивать отношения на основе новой этики взаимоотношений между людьми, народами, странами с опорой на достигнутое предыдущими поколениями, при этом нужно осваивать и развивать новую планетарную этику, новую систему ценностей.

Однако сегодня мы наблюдаем снижение самостоятельности будущих педагогов в целом, их подготовленности к жизни в новых условиях, к осознанным действиям. В силу этого актуализируется вопрос о формировании воспитывающей образовательной среды вуза, включающей активизацию работы студенческих отрядов, которая позволит привлекать студентов к совместной творческой воспитательной деятельности. Формирование воспитывающей образовательной среды обусловит развитие и совершенствование воспитательной деятельности будущего учителя, прошедшего «школу

© Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О., Боровиков С. Ю., 2017

жизни» в студенческом отряде, особенно ее организационных и коммуникативных компонентов.

Как показала проведенная нами обзорно-аналитическая часть исследования, будущие педагоги, включенные в творческую воспитательную деятельность в рамках студенческих отрядов, имеют в сравнении с остальными студентами педагогического вуза ряд специфических характеристик.

Во-первых, такие студенты имеют особые психологические характеристики, которые представляют собой единство психологических процессов, состояний, свойств, проявляющееся в совместном функционировании всех конструктов личности при реализации разных видов деятельности. Такое функционирование указывает на развитость самосознания у представителей студенческих отрядов в отличие от других студентов.

Во-вторых, такие студенты отличаются специфическими биологическими характеристиками - типом высшей нервной деятельности, строением анализаторов, безусловными рефлексами, инстинктами, физической силой, телосложением, ростом и др. Их специфика обуславливает успешность выполнения деятельности, необходимой для представителей студенческих отрядов.

В-третьих, есть социальные особенности - общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью к своей социальной группе [9].

В-четвертых, можно выделить психолого-педагогические характеристики таких студентов: единство коллективистского самоопределения, коллективистской идентификации, характера мотивации межличностных выборов, высокой референтности межличностных отношений, сплоченности и взаимной ответственности представителей студенческих отрядов. В этом случае коллективистское самоопределение предполагает сознательный выбор членом студенческого отряда своей позиции. Коллективистская идентификация рассматривается как процесс осознаваемого отождествления себя с членами студенческого отряда, его целей и ценностей со своими. Характер мотивации межличностных выборов в процессе общения и взаимодействия предполагает построение отношений не только на эмоциональной, но и на ценностно-ориентационной основе. Высокая референтность межличностных отношений членов студенческого отряда - избирательное отношение к партнерам по коллективному взаимодействию, основанное на признании их авторитета, значимости их позиций, мнений [1; 6; 9; 14].

Первичная обработка данных эмпирической части исследования позволила выявить особенности и в содержании компонентов ценностно-смысловой сферы будущих педагогов, осуществляющих творческую воспитательную деятельность в рамках студенческих отрядов.

Выборочную совокупность для исследования составили студенты федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет», входящие в состав студенческого отряда охраны правопорядка «Барс». Респонденты, входящие в состав выборки, с одной стороны, являются представителями студенческого педагогического сообщества в целом, а с другой стороны, на содержание компонентов их ценностно-смысловой сферы оказывает влияние включенность в творческую воспитательную деятельность в составе студенческого отряда.

Согласно полученным данным, наибольшей значимостью для студотрядов-цев среди инструментальных ценностей обладают ценности терпимости, чуткости и независимости. Перечисленные ценности относятся к группе самоутверждения и принятия других людей, подразумевают некоторую способность действовать самостоятельно, решительно, но при этом терпимо относиться к ошибкам и заблуждениям других, проявлять заботу о них.

На первое место среди терминальных ценностей будущие педагоги в студенческих педагогических отрядах поставили свободу, уверенность в себе, любовь.

Такие результаты дают основание судить о потребности в самостоятельности, независимости в суждениях, свободе от внутренних противоречий, сомнений, выраженной в достижении внутренней гармонии, а также о стремлении к духовной близости с любимым человеком.

Опираясь на результаты научного поиска, полученные на данный момент, можно говорить о том, что активизация работы студенческих отрядов - верное направление в процессе реформирования педагогического образования в России, его системного преобразования. Приобретенные представителями студенческих отрядов в творческой воспитательной деятельности качества личности помогут в будущей профессиональной деятельности инициировать создание в школе воспитывающего образовательного пространства, где будущий педагог сможет решить следующие задачи:

1) в каждом обучающемся увидеть уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и

одновременно причастности к социальному целому; последовательно научить каждого обучающегося видеть в себе личность и считать себя таковой, научить видеть личность в каждом из окружающих;

2) предоставить обучающемуся возможности и побуждать его к удовлетворению потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя в группе);

3) организовать процесс воспитания в коллективе на основе сочетания в нем массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм, а также предусмотреть со-

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой толковый психологический словарь : в 2 т. / пер. с англ. А. Ребера. - М. : Вече, АСТ, 2009.

2. Вдовиченко В. П. Ценностные ориентации современной молодежи // Школьная библиотека. -

2004. - № 3. - С. 1-16.

3. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / / Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 96-105.

4. Голянская О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2004.

5. Каджаспирова Г. М., Каджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М. : ИКЦ МарТ ; Ростов н/Д. : МарТ, 2005.

6. Кузнецова Ю. М. Структурные и содержательные характеристики ценностных образований личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

7. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. - 1997. - № 6.

8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М. : Смысл, 1999. - 487 с.

9. Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов стран СНГ (на примере России и Украины) // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 189-194.

10. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М. : Знание, 1983. - С. 46-47.

11. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. -Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.

12. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. - Кемерово : Кузбас-свузиздат, 2004. - 272 с.

13. Сиргалина Л. Р. Ценность как онтологическая основа ценностных ориентаций : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Магнитогорск, 2007.

14. Субботина Н. Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности студента на этапе профессионализации // Психология обучения. - 2007. - № 11. - С. 75-86.

15. Шакуров Р. Х. Психология смыслов: теория преодоления / / Вопросы психологии. - 2003. - № 5.

16. Шледер Б. Структура ценностных ориентаций: Эмпирическое исследование // Иностранная психология. - 1994. - № 2.

17. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово : Куз-бассвузиздат, 2008. - 204 с.

REFERENCES

1. Bol'shoy tolkovyy psikhologicheskiy slovar' : v 2 t. / per. s angl. A. Rebera. - M. : Veche, AST, 2009.

2. Vdovichenko V. P. Tsennostnye orientatsii sovremennoy molodezhi // Shkol'naya biblioteka. - 2004. -№ 3. - S. 1-16.

3. Gavrilyuk V. V., Trikoz N. A. Dinamika tsennostnykh orientatsiy v period sotsial'noy transformatsii (pokolennyy podkhod) // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2002. - № 1. - S. 96-105.

4. Golyanskaya O. A. Psikhologicheskie faktory razvitiya tsennostnykh orientatsiy lichnosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Novosibirsk, 2004.

5. Kadzhaspirova G. M., Kadzhaspirov A. Yu. Slovar' po pedagogike. - M. : IKTs MarT ; Rostov n/D. : MarT,

2005.

6. Kuznetsova Yu. M. Strukturnye i soderzhatel'nye kharakteristiki tsennostnykh obrazovaniy lichnosti : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2006.

7. Leont'ev D. A. Dinamika smyslovykh protsessov // Psikhologicheskiy zhurnal. - 1997. - № 6.

8. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti. - M. : Smysl, 1999. - 487 s.

9. Mazurchuk N. I., Mazurchuk E. O. Sravnitel'nyy analiz tsennostno-smyslovoy sfery studentov stran SNG (na primere Rossii i Ukrainy) / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 6. - S. 189-194.

10. Mudrik A. V. Lichnost' shkol'nika i ee vospitanie v kollektive. - M. : Znanie, 1983. - S. 46-47.

11. Seryy A. V. Psikhologicheskie mekhanizmy funktsionirovaniya sistemy lichnostnykh smyslov. - Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2002. - 183 s.

четание управления, самоуправления и учета самоорганизации в коллективе;

4) относиться к самому себе как к личности, что придаст ему уверенности в своих силах, позволит увидеть личность в своих питомцах [10].

Нельзя не отметить, что в этой статье мы не затрагиваем особенности личностных смыслов в структуре ценностно-смысловой сферы будущих педагогов, занимающихся творческой воспитательной деятельностью в студенческих отрядах. Это предстоит описать в следующей статье.

12. Seryy A. V. Sistema lichnostnykh smyslov: struktura, funktsii, dinamika. - Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2004. - 272 s.

13. Sirgalina L. R. Tsennost' kak ontologicheskaya osnova tsennostnykh orientatsiy : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - Magnitogorsk, 2007.

14. Subbotina N. Yu. Osobennosti tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti studenta na etape profes-sionalizatsii // Psikhologiya obucheniya. - 2007. - № 11. - S. 75-86.

15. Shakurov R. Kh. Psikhologiya smyslov: teoriya preodoleniya // Voprosy psikhologii. - 2003. - № 5.

16. Shleder B. Struktura tsennostnykh orientatsiy: Empiricheskoe issledovanie // Inostrannaya psikhologiya. - 1994. - № 2.

17. Yanitskiy M. S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. - Kemerovo : Kuz-bassvuzizdat, 2008. - 204 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.