ЛИТЕРАТУРА. Попов B.B. Санитарно-гигиеническая характеристика источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Павлодарской области и их санитарная охрана. Автореф. дисс. канд. Алма-Ата, 1966. — Шабад Л. М. О циркуляции канцерогенов в окружающей среде. М., 1973, с. 328. — Шабад Л. М., Ильниц-к и й А. П. В кн.: Вопросы профилактики загрязнения внешней среды, в частности водоемов, канцерогенными веществами. Горький, 1972, с. 10.— Lowe С. R. et al. Brit. med. J., 1971, v. 2, p. 357. — W о у t о w i с z E., Holowiecka E., Matuszew-s k i H. et al. Roczn. Zak. Hig. (Warsz.), 1972, т. 23, с. 719.
Поступила 28/VIII 1974 г.
УДК 613.5:491.175:547.584
Канд. мед. наук О. К■ Антонюк
К ОБОСНОВАНИЮ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ФТАЛАТОВ ИЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Санитарно-химические исследования большой группы поливинилхлоридных (ПВХ) материалов, проведенные нами (О. К- Антонюк) в моделируемых н натурных условиях, показали, что в моделируемых условиях фталаты выделялись в течение 1—3 мес с момента их изготовления в количестве от 0,22 до 0,85 мг/м3. В натурных условиях они выделялись в течение 12 мес с момента настила полов в количестве от 0,04 до 0,119 мг/м3. Бромирующие вещества выделялись в количестве от 6 до 17 мг/м3. Хлористый водород в пробах воздуха не был обнаружен. Для обоснования допустимого уровня выделения фгалатов необходимо было располагать данными токсикологических исследований с целью выявления воздействия фгалатов в низких концентрациях на организм подопытных животных. В связи с этим поставили 2 серии хронических опытов. Крыс (по 10 особей в каждой группе) подвергали воздействию паров и аэрозоля дибутилфталата в концентрациях 1,5 ± 0,09 и 0,05 ± 0,002 мг/м3 на протяжении 120 дней по 18 ч ежедневно. Концентрация 1,5 мг/м3 является величиной одного порядка с пороговой (2 мг/м3), установленной для дибутилфталата в хроническом эксперименте на крысах продолжительностью 4,5 мес и ежедневной 6-часовой экспозицией, а также близка к насыщающей концентрации при 20°, рассчитанной нами по формуле Менделеева — Клапейрона. При выборе концентрации 0,05 мг/м3 мы исходили из тех уровней, которые сохранялись в натурных условиях исследования ПВХ материалов через 3—6 мес после их изготовления.
Результаты экспериментальных исследований показали, что воздействие дибутилфталата в концентрации 1,5 мг/м3 вызывает у подопытных животных статистически достоверное уменьшение прироста веса тела по сравнению с контролем. Так, вес контрольной группы животных увеличился на 51,4%, а подопытных —на 32,3%. Изменений результатов суммационно-порогового показателя, пробы Квика — Пытеля, гексеналовой не выявлено; наблюдалось снижение (Р < 0,05) результатов дифениламиновой пробы на 30-й и 90-й дни затравки по сравнению с контролем. Содержание остаточного азота в сыворотке крови подопытных и контрольных животных, а также удельный вес мочи, содержание белка в моче и сыворотке крови, показатель каталазы и пероксидазный индекс существенно не различались на всем протяжении затравки. Не изменились весовые коэффициенты внутренних органов; гистологических изменений у животных не обнаружено.
Таким образом, концентрация дибутилфталата 1,5 мг/м3 отмечена как пороговая, а концентрация 0,05 мг/м3— как недействующая в данных условиях опыта. Из литературы (Л. Е. Милков и соавт.; А. П. Головапок) известно, что длительное воздействие на организм комплекса летучих соединений (среди которых идентифицированы бромнрующиеся вещества дибутилфгалат и хлористый водород, причем последний на уровне ПДК), образующихся в процессе изготовления пластифицированных ПВХ материалов, вызывает ряд сдвигов в состоянии здоровья работающих. Возможность выделения тех же соединений в процессе эксплуатации ПВХ материалов в жилых и общественных зданиях может обусловить потенциальную опасность аналогичного воздействия на людей, длительно находящихся там.
Касаясь сроков затравки животных в хроническом токсикологическом эксперименте, проводимом в целях гигиенической оценки токсичности полимерных строительных материалов, мы учитывали данные литературы (А. Н. Боков) о том, что статистически достоверные изменения по принятым в эксперименте показателям наступают у подопытных крыс, как правило, в течение первых 2 мес; в дальнейшем они не отмечаются, что можно объяснить привыканием организма к действию химических веществ. Кроме того, как показали многочисленные санитарно-химические исследования полимерных материалов, количество выделяющихся из них химических веществ со временем значительно снижается, а сопротивляемость подопытных животных воздействию этих соединений по мере их роста усиливается. Кроме того, постановка такой серии опытов была обусловлена недостаточной специфичностью ряда химических методов анализа и трудностями прогнозирования ожи-
даемого состава летучих соединений, выделяющихся из полимерных материалов. В круглосуточном хроническом эксперименте на протяжении 70 дней изучено общерезорбтивное действие комплекса летучих соединений, выделяющихся из безосновного ПВХ линолеума производства Киевского комбината «Стройиндустрия». В его рецептуру входили ПВХ смола С-65 (27—32,3% дибутилфталат и диостилфталат ДОФ в соотношении 1 : 1 (14— 17%), стеарат Са (0.3%), тальк (27,8—23,7%), барит (27,8—23,7%) и минеральные пигменты (3%). Образец изучаемого материала помещали в термошкаф при 40°, создавая «насыщенность» и кратность воздухообмена, близкие к натурным условиям. Газовоздушную смесь из термошкафа подавали в ингаляционную камеру с подопытными животными.
Отбор проб воздуха из ингаляционных камер показал, что уровень дибутилфталата в нем колебался от 0,05 до 0,03 мг/м3, бронирующихся веществ — от 7,3 до 3 мг/м3; хлористый водород не был обнаружен. Результаты эксперимента свидетельствовали о том, что воздействие комплексу летучих соединений, выделяющихся из изученного полимерного материала, на организм подопытных животных не вызвало статистически достоверных изменений по изученным показателям. Критерием положительной оценки образца ПВ X материала явилось отсутствие биологического действия летучих соединений на подопытных животных. Концентрация дибутилфталата 0,05 мг/м3 рекомендована в качестве допустимого уровня выделения его из ПВХ материалов, применяемых в строительстве жилых и общественных зданий; эта концентрация утверждена Министерством здравоохранения СССР.
Изученный образец ПВХ линолеума рекомендован к настилу полов в жилых и общественных зданиях и включен в Перечень полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве (№ 829—69).
ЛИТЕРАТУРА. Антонюк О. К- Гиг. и сан., 1973, № 9, с. 92. — Б о -ков А. Н. Гигиена и токсикология полимерных строительных материалов и некоторых химических веществ. Ростов-на-Дону, 1968, в. 1, с. 29. — Г о л о в а т ю к А. П. Гигиеническое значение поливинилхлорида и ее нормирование в воздухе рабочих помещений. Автореф. дисс. канд. Киев, 1967. — Милков Л. Е. и др. Гиг. труда, 1969, № 6, с. 14.
Поступила ЗОЛУ 1974 г.
УДК 612.013.7+812.391-052.63:378.861
П. Б. Виноградов
ЭНЕРГОЗАТРАТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Кафедра общей гигиены Калининского медицинского института
Мы исследовали энергозатраты и особенности питания у студентов III курса Калининского медицинского института в 1971/72 учебном году. Третий год обучения в медицинском вузе справедливо считается едва ли не самым трудным. Наряду с перегруженностью учебными занятиями по теоретическим дисциплинам (фармакология, патофизиология, патоанатомия и др.) учебный процесс на III курсе приобретает своеобразие в связи с первыми клиническими занятиями на кафедрах пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии. Следует также учесть, что с 111 курса прекращаются обязательные занятия по физическому воспитанию, студенты перестают регулярно заниматься физкультурой и спортом, что при перегруженности учебными занятиями и домашней подготовкой к ним ведет к значительному нарастанию адинамии.
Суточный бюджет времени студентов III курса (108 человек: 52 мужчины, 56 женщин) изучали методом хронометража рабочего времени в институте и анкетирования студентами всей деятельности вне стен института.
Изучение расхода энергии при тех видах деятельности, которые наиболее характерны для учебного процесса и быта студентов, показало, что средние энергетические затраты студентов III курса находятся для мужчин на уровне 2865± 172 ккал, для женщин — 2525± 101 ккал (в среднем 2685± 142 ккал). Это ниже энергозатрат, установленных А. П. Борисовым в 1965/66 году (3035 ккал) и ближе к энергозатратам студентов (2800 ккал), определенным в 1932/33 учебном году Н. Г. Щепкиным и соавт.
Основные виды активной деятельности снижаются главным образом за счет учебных перегрузок. Значительно возрастает время на подготовку домашних заданий, увеличивается время занятий в лабораториях, а также использование рекреационного времени на повторение учебного материала. Студенты 111 курса все свободное между занятиями время, как правило, посвящают повторению учебного материала, который предстоит отвечать на следующем занятии. Во внеучебные часы студенты довольно много времени уделяют просмотру телепередач, что также является новым фактором в бюджете их времени. По-ви-димому, малое количество времени, отводимое для ночного сна, заставляет студентов экономить минуты на личную гигиену и, что особенно нежелательно, на физическую зарядку. Если учесть, что обязательных занятий по физическому воспитанию у студентов III курса нет, а добровольно из опрошенных 257. студентов занимаются спортом только 26,5%, большинство из которых единственным видом спорта признают утреннюю гимнастику, то