I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH
International journal of theoretical and practical research
Year: 2022 Issue: 9 Published: http://alferganus.uz
Scientific Journal Volume: 2 30.09.2022
Citation:
Mikheeva, A. I. (2022). To some problems of education during the educational process. SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (9), 90-97.
Mixeeva, A.I. (2022). To some problems of education during the educational process. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (9), 90-97.
Doi:
https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7187646
ISSN 2181-2357
T. 2 №9. 2022
ISJIF 2022:5.962 QR-Article
Mikheeva, Alexandra Ivanovna
Senior Lecturer, Department of Social Sciences and
Sports
Fergana Polytechnic Institute E-mail: ivanovna16.06@mail. ru
UDC 371.4(075.8)
TO SOME PROBLEMS OF EDUCATION DURING THE EDUCATIONAL
PROCESS
Abstract. This article discusses the issues of education in the course of the educational process. The author in his study points out the relevance of the problems associated with the education of a harmoniously developed personality in modern times. As part of the study, the author studied the experience of methods for educating outstanding teachers of the past and present and the ways of their implementation in the modern educational process. The relevance of the research topic comes from its importance in the educational process. In the course of the study, an analysis was carried out and recommendations were given on the effective use of appropriate methods of educating a harmoniously developed personality.
Keywords: pedagogy, educational process, pedagogical interaction, personality socialization, pedagogical competence
К НЕКОТОРЫМ ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Михеева, Александра Ивановна
Старший преподаватель, Кафедра "Общественные науки и спорт " Ферганский политехнический институт
© ®
90
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы воспитания в ходе образовательного процесса. Автор в своём исследовании указывает на актуальность проблем, связанных с воспитанием гармонично развитой личности в современное время. В рамках исследования автором изучен опыт методик воспитания выдающихся педагогов прошлого и современности и способы их внедрения в современный образовательный процесс. Актуальность темы исследования исходит из её значимости в образовательном процессе. В ходе исследования проведён анализ и даны рекомендации по результативному использованию соответствующих методик воспитания гармонично развитой личности.
Ключевые слова: педагогика, воспитательный процесс, педагогическое взаимодействие, социализация личности, педагогическая компетентность.
TA'LIM JARAYONINDAGI TA'LIM ВА TARBIYA BERISHNING BA'ZI
MAMULLARI
Annotatsiya. Ushbu maqolada ta'lim jarayoni jarayonida ta'lim masalalari ko'rib chiqiladi. Muallif o'z tadqiqotida zamonaviy zamonda barkamol shaxsni tarbiyalash bilan bog'liq muammolarning dolzarbligini ta'kidlaydi. Tadqiqot doirasida muallif o'tmish va hozirgi davrning yetuk o'qituvchilarini tarbiyalash uslublari tajribasini, ularni zamonaviy o'quv jarayoniga tatbiq etish yo'llarini o'rgandi. Tadqiqot mavzusining dolzarbligi uning ta'lim jarayonidagi ahamiyatidan kelib chiqadi. O 'rganish jarayonida barkamol shaxsni tarbiyalashning tegishli usullaridan samarali foydalanish bo'yicha tahlillar o'tkazilib, tavsiyalar berildi.
Kalit so'zlar: pedagogika, ta'lim jarayoni, pedagogik o'zaro ta'sir, shaxsning ijtimoiylashuvi, pedagogik kompetentsiya.
В современное время, в период развития науки и техники, информационно -коммуникационных технологий, усиления веяний массовой культуры на сознание молодёжи особенно актуальными становятся вопросы воспитания в ходе образовательного процесса.
Как известно личность человека формируется и развивается под воздействием множества факторов, как объективных, так и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независящих и зависящих от воли и сознания людей, действующих хаотично или в рамках определенных целей. При этом сама личность не воспринимается как пассивное существо. Она выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Mixeeva, Aleksandra Ivanovna
katta o'qituvchisi, 'Ijtimoiy fanlar va sport" kafedrasi, Farg'ona politexnika institute
Введение
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
Воспитание — это одно из ведущих понятий в педагогике. В процессе исторического развития обществ и педагогики сложились различные подходы к трактовке данной категории. Исходно, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле интерпретируется как общественное явление, в ходе которого общество воздействует на личность. В данном случае воспитание фактически равняется социализации.
Воспитание же в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитуемых для реализации целей образования в педагогическом процессе.
Современные научные теории о воспитании сложились в результате длительного противоборства ряда педагогических идей.
Ещё в период средневековья сложилась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах имеет место и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, сводивший воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.
В качестве выражения протестов против авторитарного стиля воспитания возникла теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие.
Анализ использованной литературы
С теоретической точки зрения базой исследования явились работы выдающихся педагогов-исследователей Антона Макаренко, Марии Монтессори, Константина Ушинского, Ян Амос Коменского, Абдуллы Авлони и др. Антон Макаренко считал, что хороший учитель - педагог должен верить в своих учеников, отлично знать свой предмет и оперативно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт. Авторская методика выдающегося педагога до настоящего времени остаётся востребованной и актуальной.
Анализ и результаты
Под сущностью воспитания понимается система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт человека, устойчивых привычек поведения, коими необходимо овладеть, а те в свою очередь должны соответствовать определённым целям и задачам.
Умственные, физические, трудовые и политехнические, нравственные, эстетические составляющие воспитания, собранные воедино в целостном педагогическом процессе, позволят достичь главенствующей цели воспитания — формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
В своём исследовании мы хотели бы рассмотреть вопросы воспитания в ходе образовательного процесса.
Патриотическое воспитание является компонентом формирования культуры межнационального общения. В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот»
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
В ракурсе образовательного процесса с воспитательной точки зрения на наш взгляд необходимо прививать студентам так же чувство любви к родине, своей отчизне. Можно привести десятки или сотни примеров, когда представители молодого поколения стараются покинуть свою родину, для поиска более обеспеченной и «красивой» жизни за рубежом. Как следствие по всему миру распространяется явление «утечка умов», когда высококвалифицированные кадры покидают свою страну и уезжают в другие страны на постоянное место жительства.
Патриотизм как качество личности выражается в любви к своей отчизне, преданности, готовности служить своему родному краю. Выражением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов.
Оно противопоставлено признакам национализма и шовинизма. В патриотизме закладывается идея гордости за свою Родину, соотечественников; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения обучающихся в активный созидательный труд на благо отчизны, укоренения бережного отношения к истории отчизны, к её культурному наследию, к обычаям и традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
Воспитание с точки зрения интернационализма и патриотизма в учебном и внеучебном процессе реализуется с помощью многообразных форм и методов.
Большую роль в воспитании чувства патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. перво-наперво, это достижения в процессе обучения, отбора содержания процесса образования.
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание подразумевает создание у студентов знаний и представлений о достижениях нашей страны в области научно-технических, культурно-просветительских открытий. Это направление воспитательной работы в высшем учебном заведении достигается в процессе ознакомления с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Патриотическое воспитание — часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. Его суть и содержание сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Республики Узбекистан — это системная и упорядоченная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей отчизне, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
Под патриотизмом понимается любовь к Родине, преданность своей Отчизне, стремление служить её интересам и готовность, вплоть до пожертвования, к её защите. На личностном уровне патриотизм выражается в качестве важнейшей устойчивой характеристики человека, выражающейся в его мировоззрении, нравственных принципах, нормах поведения.
В современных условиях чувство патриотизма определяется на уровне таких качеств личности, как любовь к большой и малой родине, готовности выполнить конституционный долг.
Современные формы патриотического мировоззрения, установок и ценностей, социальной толерантности, в том числе религиозной и национальной являются главными составляющими воспитания в ходе образовательного процесса.
К проблемам воспитания свои взоры обращали многие учёные-исследователи в педагогической деятельности. Одним из них являлся К.Д.Ушинский. Ушинским отдавал предпочтение трудовому воспитанию.
С этой точки зрения мы можем привести пример педагогов, которые в ходе образовательной деятельности ставят перед студентами задачу, выполнение которой требует определённого труда, соответствующих усилий, и в данном случае студент понимает, что без каких - либо трудовых усилий он данным предметом овладеть не сможет.
На наш взгляд каждый педагог преподаватель-предметник должен быть достаточно требовательным, чтобы студент овладел необходимым набором знаний с точки освоения того или иного предмета.
В высшем учебном заведении своя специфика преподавания каждой дисциплины. Но в ходе преподавания той или иной дисциплины привитие трудовых навыков является прерогативой каждого преподавателя.
В вопросах воспитания уместно привести методику выдающегося узбекского писателя, просветителя и педагога Абдуллы Авлони.
Абдулла Авлони открывал школы, стремился к всеобщему образованию, воспитанию молодежи на основе передовых идей. Его произведения оставили заметный след в развитии педагогической мысли начала XX века. Все, о чем писал великий педагог узбекского народа, актуально и сейчас, в век информационно-коммуникационных технологий, когда каждый студент должен понимать роль образования в его жизни.
Хотя воспитание тесно связано с образованием, оно также имеет свои закономерности. Образование и воспитание - уникальный процесс. Но они не совсем идентичны. Общность образования и воспитания заключается, прежде всего, в единстве их предназначения. Во всём педагогическом процессе образование системно выполняет образовательные функции, а воспитание несёт ответственную роль, например, знание жизни и подготовка к ней.
Великий полководец, просветитель, учёный Абу Наср Фароби в своей работе «Классификация наук» назвал «арифметику, геометрию, астрономию и музыку как образовательную науку». Потому что молодые люди воспитаны из-за них. Эти науки делают нашу молодежь более деликатной. Он сказал: «Трудно овладеть естественными науками, не овладев так называемыми педагогическими науками».
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
Образование формируется только словами и обучением, а обучение - практической работой и опытом.
С этой точки зрения уместно отметить, что преподаватели высших учебных заведений должны обладать не только профессиональной, но так же и педагогической компетентностью.
При определении цели образования учитываются потребности общества, дыхание времени, национальные особенности.
Цель образования - это воспитание полноценно развитой совершенной личности. Исходя из этих целей, и каждый педагог определяет задачи воспитательной работы, определяет ее содержание.
Основная задача образования несёт в себе миссию того, чтобы вооружить студентов знаниями, в то время как в сфере образования военные должны быть сформированы так же нравственные навыки и способности, потребности и стремления.
Абдулла Авлони, узбекский народный педагог, подчеркнул роль образования в развитии человека в своей книге «Турецкий Гулистан» или «Мораль». Но развитие человеческих способностей происходит через образование. Если ребенок вырастет воспитанным, свободным от коррупционного поведения и приученным к хорошим манерам, каждый окажется приемлемым, счастливым человеком. Если он вырастет без дисциплины и морали, он станет невежественным, не слышащим советов и совершающим всевозможные злые дела. Педагоги подобны врачу точно так же, как врач лечит болезнь в теле пациента, так что педагог должен усиливать болезнь гнева в теле ребенка, давая ему лекарство от «добра» излечения «хорошего поведения». Потому что нам заповедано исправлять наше поведение в соответствии с заповедями, но основной коготь нашего поведения - воспитание. Воспитание оказывает большое влияние на построение нашей морали, чтобы быть красивой.
Заключения и предложения
В заключении необходимо отметить, что задача современной системы образования сводится не только к передаче знаний. Приоритетными целями современного образования являются, прежде всего, развитие умений у обучаемых к самостоятельным действиям и взаимодействиям в обществе, т.е. в том, что называется социальной компетентности.
Еще одним направлением, без коего нет возможности движения к новому качеству образования - это расширение границ культурного пространства личности с помощью ознакомления с традициями иных народов и этносов стран мира.
В условиях многонационального образовательного пространства превалирующим условием его стабильного развития является формирование толерантных этнокультурных и этноконфессиональных установок, воспитание в обществе уважения к другим культурам, религиям и традициям в качестве одной из важных слагаемых социального поведения. Здесь следует отметить, что на уровне высших учебных заведений Узбекистана происходит так называемый «Обмен студентами», в рамках которого студенты из вузов других стран проходят
© ®
ш
ISSN 2181-2357
Т. 2 №9. 2022
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH _
SJIF 2022:5.962
обучение в определённое время в нашей стране, а студенты из Узбекистана направляются в другие страны.
В итоге можно привести выводы основанные на исследовании выдающихся учёных-педагогов, которые оставили неизгладимый след в истории педагогики. Одним из них является Лев Семёнович Выготский.
В его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание -это не приспособление человека к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед - за границы этой среды. Ведь только личная деятельность обучаемого может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
Список использованной литературы:
1. Jalilov, I. (2019). to the problems of innovation into the educational process. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(3), 344-347.
2. Nishonov, F. M. (2021). Digital economy as a vector of improving the quality of education. Актуальные научные исследования в современном мире, (7-1), 52-58.
3. Nishonov, F. M. (2021). Digital economy in the education system. Мировая наука, (7), 134-141.
4. Азарова, Л. Е., Аликулова, Н. А., Арутюнова, Г. И., Баляева, С. А., Баташев, С. А., Белов, В. В., ... & Гуляев, Г. Ю. (2019). Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования.
5. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика: Пособие для специалистов по воспитанию/ Под науч. рея С.А. Лисицына, СВ. Тарасова.- СПб.: ЛОИРО.2005.
6. Выготский, Л. С. (1997). Лекции по психологии.
7. Выготский, Л. С. (2001). Лекции по педологии.
8. Илёсов, А. А., Курпаяниди, К. И. (2017). Кадрлар малакасини ошириш ва уларни кайта тайёрлаш жараёнида вужудга келаётган айрим муаммоларига. Oliy ta'lim taraqqiyoti istiqbollari, 95.
9. Корнетов, Г. Б. (2015). Педагогика Марии Монтессори: воспитание свободой. Психолого-педагогический поиск, (3), 35.
10. Корнетов, Г. Б. (2017). Ян Амос Коменский и возникновение педагогической науки. Историко-педагогический журнал, (1), 13-21.
11. Курпаяниди, К. И. (2013). Вопросы совершенствования методики преподавания бизнес-дисциплин. Психология. Социология. Педагогика, (10), 03-07.
12. Курпаяниди, К. И. (2013). Некоторые вопросы совершенствования методики преподавания бизнес-дисциплин в высшем образовательном учреждении. Гуманитарные научные исследования, (11), 15-15.
13. Курпаяниди, К. И. (2016). Дорожная карта совершенствования организации учебного процесса в системе высшего образования. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (11-5), 955-958.
© ®
96
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
ISSN 2181-2357
T. 2 №9. 2022
RESEARCH!_,
ISJIF 2022:5.962
14. Курпаяниди, К. И. (2016). Проблемы совершенствования организации учебного процесса в системе высшей школы. Бюллетень науки и практики, (12 (13)), 342-346.
15. Макаренко, А. (2022). Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании. Litres.
16. Михайлов, А.Б. (2022). К вопросам подготовки конкурентоспособных кадров для сферы услуг в условиях цифровых изменений. Oliy ta'lim muassasalarida raqobatbardosh kadrlar tayyorlashning zamonaviy integratsiyasini ta'minlash: muammolar va yechimlar. Uzbekistan, Kokand. С. 65-70. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6649327
17. Михайлов, А. Б. К вопросам инвестирования в человеческий капитал / А. Б. Михайлов, Д. Э. Муниров // Экономика и социум. - 2021. - № 12-2(91). - С. 239249.
18. Муминова, Э. А., & Умаралиев, З. Б. (2018). Новая веха в отношениях центрально азиатских государств. In Научно-технический прогресс: социальные, технические и общественные факторы (pp. 203-206).
19. Мухдммадиев, Л. F., & Кошанова, Н. М. (2022). Абдулла Авлоний асарларида тарбиянинг долзарб масалалари. Academic research in educational sciences, 3(6), 713-718.
20. Усманова, З. М. (2022). К вопросам влияния литературы на общество. Integration of Pragma linguistics, Functional Translation Studies and Language Teaching Processes, 169-171.
21. Усманова, З., & Тишабаева, Л. (2020). Кукон жадид матбуоти тарихининг айрим сахдфалари. Взгляд в прошлое, (SI-1№ 4).
22. Ушинский, К. Д. (1948). О нравственном элементе в воспитании. Собр. соч, 2, 433.
@ ®
97