Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / методика обучения / качество знаний / умения / обучение / инновационные технологии математика / методика обучения / качество знаний / умения / обучение / инновационные технологии / mathematics / teaching methods / quality of knowledge / skills / training / innovative technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нишонов, Фарход Мусажонович, Nishonov, Farkhod Musazhonovich

Современный этап строительства и реформирования высшей школы в Узбекистане предъявляет качественно новые требования к организации, содержанию и методике процесса обучения в высших учебных заведениях, его индивидуализации и дифференциации. Проведенный анализ выявил, что перед методикой обучения математике встала задача совершенствования теории и практики подготовки специалиста, соответствующего всему комплексу современных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF INDIVIDUAL WORKS OF STUDENTS IN MATHEMATICS

The current stage of construction and reform of higher education in Uzbekistan imposes qualitatively new requirements for the organization, content and methodology of the learning process in higher educational institutions, its individualization and differentiation. The analysis revealed that the methodology of teaching mathematics faced the task of improving the theory and practice of training a specialist corresponding to the entire complex of modern requirements

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ»

Pedagogika fanlari /Pedagogical sciences/Педагогические науки

International journal of theoretical and practical research

Scientific Journal

Volume: 2 31.05.2022

Year: 2022 Issue: 5 Published: http://alferganus.uz

Citation:

Nishonov, F.M. (2022). Problems of organization of individual works of students in mathematics. SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (5), 75-80.

Нишонов, Ф.М. (2022). Проблемы организации индивидуальных работ студентов по математике. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (5), 75-80.

Doi:

https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6945588

DOI 10.5281/zenodo.69455e8

QR-Article

Farkhod Musazhonovich Nishonov

Academic Lyceum of Ferghana Polytechnic Institute, Fergana

ORCID: 0000-0003-1608-0052 E-mail: mavhum@mail.com

UDC 372.851

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF INDIVIDUAL WORKS OF STUDENTS

IN MATHEMATICS

Abstract: The current stage of construction and reform of higher education in Uzbekistan imposes qualitatively new requirements for the organization, content and methodology of the learning process in higher educational institutions, its individualization and differentiation. The analysis revealed that the methodology of teaching mathematics faced the task of improving the theory and practice of training a specialist corresponding to the entire complex of modern requirements.

Keywords: mathematics, teaching methods, quality of knowledge, skills, training, innovative technologies.

МАТЕМАТИКА ФАНИДАН ТАЛАБАЛАРНИНГ ИНДИВИДУАЛ ИШЛАРИНИ ТАШКИЛ ЕТИШ МУАММОЛАРИ

Фар^од Мусажонович Нишонов

Фарзона Политехника институти академик лицейи,

ORCID: 0000-0003-1608-0052 E-mail: mavhum@mail.com

Аннотация: Узбекистонда олий таълимни цуриш ва ислоу цилишнинг уозирги босцичи олий уцув юртларида уцув жараёнини ташкил этиш, мазмуни ва методикасига, уни индивидуаллаштириш ва фарцлашга сифат жщатидан янги талабларни цуймоцда. Таулиллар шуни курсатдики, математика уцитиш

@ ®

75

методикаси олдида замон талабларининг бутун мажмуасига мос мутахассис тайёрлаш назарияси ва амалиётини такомиллаштириш вазифаси турибди.

Калит сузлар: математика, уцитиш усуллари, билим сифати, куникма, уцитиш, инновацион технологиялар.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

ПО МАТЕМАТИКЕ

Фарход Мусажонович Нишонов

Академический лицей Ферганского политехнического института,

г. Фергана, Узбекистан ORCID: 0000-0003-1608-0052 E-mail: mavhum@mail.com

Аннотация: Современный этап строительства и реформирования высшей школы в Узбекистане предъявляет качественно новые требования к организации, содержанию и методике процесса обучения в высших учебных заведениях, его индивидуализации и дифференциации. Проведенный анализ выявил, что перед методикой обучения математике встала задача совершенствования теории и практики подготовки специалиста, соответствующего всему комплексу современных требований.

Ключевые слова: математика, методика обучения, качество знаний, умения, обучение, инновационные технологии математика, методика обучения, качество знаний, умения, обучение, инновационные технологии.

Введение

В современный период активного развития общества, характеризующийся кардинальными изменениями социально-экономической, политической и других сфер, целью всей системы высшего профессионального образования, безусловно, становится формирование творчески мыслящих специалистов высшего уровня, что требует, в свою очередь, создания новой парадигмы высшей школы, развития творческих способностей, сотрудничества профессорско-преподавательского состава и студентов в учебном процессе. В последние годы интенсивно развиваются новые подходы и математические методы, основанные на теории вероятностей и математической статистике. Это разработка математического аппарата таких прикладных дисциплин, как надежность и ремонт машин, обслуживание техники, сбор, учет обработка и статистический анализ данных, характеризующих процесс функционирования реальных систем техники с целью разработки мероприятий по повышению их эффективности и качества работы. Применение заданий с инженерно-техническим содержанием при проведении занятий на инженерных специальностях способствует повышению уровня усвоения материала, повышению интереса к изучению данного предмета. Знания по математическим дисциплинам будут сознательнее и прочнее усваиваться студентами, если в процессе обучения применять задачи с профессионально

сс

®

76

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

направленным содержанием. Проведенное исследование свидетельствует, что к началу XXI века система обучения студентов университетов Узбекистана поэтапно входит в кредитную форму подготовки, которая требует нового подхода к подготовке студентов. Это особенно важно, когда самостоятельная деятельность и в связи с этим, индивидуализация обучения студентов имеют первостепенное значение. В связи с этим, перед методикой обучения математике встала задача совершенствования теории и практики подготовки специалиста, соответствующего всему комплексу современных требований.

Анализ и результаты

При использовании понятия «индивидуализация обучения» или «дифференциация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В высшей школе, на практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного студента, а группы студентов, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные особенности, или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения; наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен, или даже, не так уж и необходим;

3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь, в том случае, если именно это важно для данного студента (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.

В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Однако необходимо иметь в виду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы мы сталкиваемся с дифференциацией по возрастному, половому, регионально-экономическому, национальному и другим признакам. Попытаемся еще уточнить, как мы характеризуем понятие «индивидуальный подход» и понятие «дифференциация».

В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором - с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы. В этом же значении представляется соотношение принципа индивидуального подхода и индивидуализации обучения. Этот принцип также наиболее широко рассмотрен в работе. При использовании нами понятия «индивидуализация обучения» или дифференциация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

Одним из основных факторов, которые влияет на профессионализм в будущем, является целенаправленное качественное образование.

© ®

ISSN 2181-2357

Т. 2. №5. 2022

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH _

SJIF 2022:5.962

Определенное значение зависит от того в каком значении используется термин «самостоятельный». В основном выделяют 3 значения данного слова:

■ студент должен выполнять работу сам, без непосредственного участия педагога;

■ от студентов требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале;

■ выполнение работы строго не регламентировано, студенту предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.

Самостоятельная работа в высшей школе является специфическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе, средством самоорганизации и самодисциплины студентов при овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками. Как известно, при кредитной технологии обучения сокращение объема аудиторной работы непосредственно повышает значение и статус самостоятельной работы студента. Для правильной и эффективной организации СРС, по нашему мнению, большое значение имеют следующие условия: подготовленность преподавателей к эффективной организации самостоятельной работы по кредитной системе обучения; наличие учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, включающий описание курса в печатном и электронном виде, форм и средств контроля уровня самостоятельного освоения студентом СРС с указанием содержания и сроков их проведения, справочника-путеводителя для студента на весь период обучения; обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой; индивидуализация заданий, а также учет уровня подготовленности и склонности каждого студента; применение инновационных технологий; оптимальная нагрузка студентов в области самостоятельной работы.

Как показывает практика, в большинстве университетах существуют две формы самостоятельной работы:

■ традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме и времени, в удобные для студента часы, часто вне аудитории.

■ аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

В Ферганском политехническом институте приняты несколько видов самостоятельной работы: регулярные и долгосрочные. Регулярные самостоятельные работы выполняются студентами в соответствии с предложенными в силлабусе заданиями к каждому занятию. Их выполнение контролируется и оценивается преподавателем на консультационных занятиях. Как показывает опыт ведущих специалистов в области преподавания математики, а также опыт преподавателей кафедры, наиболее эффективными формами и видами регулярной самостоятельной работы студентов являются следующие: выполнение индивидуальных задач с тремя уровнями сложности, доказательство теорем и формул, написание докладов и рефератов, ответ на теоретические вопросы и т.д. Индивидуализация подготовки студентов при кредитной форме обучения не исключает, а предполагает также коллективные, фронтальные и групповые формы

@ ®

78

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

деятельности, усиление в обучении связей «преподаватель-студент» и «студент-студент», при этом большой акцент делается на самостоятельность в познавательной деятельности студентов.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что индивидуализация обучения в высшей школе при кредитной подготовке состоит в том, чтобы увидеть особенности психофизиологического развития студентов и строить учебный процесс, исходя из их возможностей и способностей. В нашем примере, раскрытие и совершенствование индивидуальности студентов происходит в процессе овладения знаниями основ высшей математики в университете, поэтому индивидуализация обучения не освобождает студентов от учебных заданий, которые им трудно даются. Задача индивидуализации заключается в том, чтобы дать всем студентам систему математических знаний как средство их развития и компетентности. Решение вопроса об индивидуализации процесса подготовки студентов нельзя понимать посредством сокращения учебного материала или решения математических задач для одних студентов и видоизменения её для других.

1. Marginson S. World higher education under conditions of national/global disequilibria //Centre for Global Higher Education, UCL Institute of Education, London.

2. Nishonov F. M., Azizov E. Matematik matnlar tarjimasidagi o'ziga hos jihatlar va muammolar. //Адабий алокалар ва маданиятларнинг узаро таъсири номли Халкаро илмий-анжуман маколалар туплами. 2-К,исм. 2019 й. С. 166-168.

3. Nishonov F. M., Qo'shnazarova M. Maktab yoshigacha bo'lgan bolalarda matematik tasavvurlarni shakllanishida didaktik o'yinlarning o'rni// Maktabgacha ta'lim taraqqijotining dolzarb masalalari. FarDU. - 2019. 166-167.

4. Nishonov, F. M., Ehsonova, N. T., & Tolibov, I. S. (2019). Professional growth of the teacher of mathematics of the academic lyceum in the conditions of technologies of the digital educational space. ISJ Theoretical & Applied Science, 03 (71), 534-537.

5. Nishonov, F.M (2018). Some questions of design of tasks in mathematics. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (65): 41-44.

6. Trautwein C., Bosse E. The first year in higher education—critical requirements from the student perspective //Higher education. - 2017. - Т. 73. - №. 3. - С. 371-387.

7. Маматова З.М., Толибов И. Ш. К вопросу о научном подходе к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры // Достижения науки и образования. 2019. №7 (48).

8. Нишонов Ф. Дифференциал тенгламаларнинг тебранмас ва тебранувчи ечимлари//Материалы конференции: Иктисодий ресурслардан фойдаланиш самарадорлигини ошириш йуналишлари. Илмий-амалий анжуман материаллари. ФарFOна политехника институти, 2015.

Список использованной литературы:

2018.

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2. №5. 2022

RESEARCH _

SJIF 2022:5.962

9. Нишонов Ф. М. Конструирование систем задач по математике //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №. 10-1.

10. Нишонов Ф. М., Эхсонова Н. Т., Толибов И. Ш. У. Некоторые вопросы профессионального роста преподавателя математики в условиях цифровой экономики //Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №. 4 (137).

11. Нишонов Ф. М.Некоторые вопросы методики преподавания математики в общеобразовательной школе и высшем образовательном учреждении// Материалы конференции «Х,озирги замон аник ва техник фанлар муаммолари ва уларнинг ечимлари» мавзусидаги Республика илмий-назарий ва амалий анжуман материаллари. I Булим. Ажиниёз номидаги Нукус давлат педагогика институти, Нукус, 2018. С120-122.

12. Янкевич, О. А., Балабаева, Н. П., & Энбом, Е. А. (2022). Особенности сбалансированного онлайн-и оффлайн-обучения математике студентов с ограниченными возможностями здоровья. Самарский научный вестник, 11(1), 340344.

13. Власова, И. Н., & Крылатых, С. И. (2022). Организация учебной проектной деятельности в подготовке будущих учителей математики. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, (10), 53-61.

14. Михащенко, Т. Н. Современные проблемы науки и образования. современные проблемы науки и образования Учредители: ООО" Издательский дом" Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет, (2), 54.

15. Музаффарова, Л. (2022). Проектирование самостоятельной работы студентов по реализации педагогических технологий. Zamonaviy innovatsion tadqiqotlarning dolzarb muammolari va rivojlanish tendensiyalari: yechimlar va istiqbollar, 1(1), 90-92.

© ®

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.