Научная статья на тему 'К НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЧЕРКЕССКИХ ХУДОЖНИКОВ ТУРЦИИ'

К НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЧЕРКЕССКИХ ХУДОЖНИКОВ ТУРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЧЕРКЕСЫ / ЧЕРКЕССКАЯ ДИАСПОРА ТУРЦИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ETHNOCULTURAL IDENTITY / GLOBALIZATION / CIRCASSIANS / CIRCASSIAN DIASPORA OF TURKEY / VISUAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куек Жанна Хамедовна, Сулейманова Фатима Хазерталиевна

В статье предпринята попытка выявить и проанализировать проблему осмысления и отражения этнокультурной идентичности в произведениях художников черкесской диаспоры в Турции. Показано, что она формируется на основе пересечения социокультурной, национально-исторической, политико-культурной и других сфер. В настоящее время в условиях процесса глобализации, которая ведет к унификации культур, проблема сохранения культурной памяти и наследия этнических групп в условиях диаспоры актуальна по следующим причинам: произведения художников Турции, в которых прослеживается устойчивый интерес к репрезентации культурного своеобразия черкесов, являются хранителями знания о ценностях, традициях, нравственных идеалах народной культуры; через их восприятие молодое поколение черкесской диаспоры формирует свое представление о мире, обществе, о самих себе. Это сложный процесс в поликультурном пространстве искусства Турции, так как в его основе - взаимодействие и взаимопроникновение разных культур. Значительное место уделено анализу причин и факторов, способствующих кризису темы национальной идентичности в творчестве черкесов-художников Турции. Сделан вывод, что коллективная этнокультурная идентичность является художественной основой в современном изобразительном искусстве художников диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF THE ETHNOCULTURAL IDENTITY MANIFESTATION IN THE WORKS OF CONTEMPORARY CIRCASSIAN ARTISTS OF TURKEY

The article attempts to identify and analyze the problem of understanding and reflecting ethnocultural identity in the works of the Circassian diaspora artists in Turkey. It is shown that it is formed on the basis of the intersection of the socio-cultural, national-historical, political-cultural, and other spheres. Currently, in the context of the globalization process, that leads to the unification of cultures, the issue of cultural memory preservation and inheritance of ethnical groups in the context of the diaspora is relevant on the following reasons: the works of Turkey artists, that show the sustainable interest towards the presentation of the cultural identity of the Circassians, are the keepers of knowledge about the values, traditions, moral ideals of folk culture; through their perception, the young generation of the Circassian diaspora forms their ideas about the world, society and about themselves. This is a complicated process in multicultural space of Turkey’s art, as its basis is interaction and interpenetration of different cultures. Much attention is paid to the analysis of the reasons and factors contributing to the crisis of national identity topic in the work of the Circassian artists of Turkey. It is concluded that the collective ethnocultural identity is the artistic basis in the contemporary visual arts of the diaspora artists.

Текст научной работы на тему «К НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЧЕРКЕССКИХ ХУДОЖНИКОВ ТУРЦИИ»

УДК 7.03 ББК 85+41.08 К88

Ж.Х. Куек,

заместитель директора по учету и хранению Северокавказского филиала Государственного музея Востока, г. Майкоп, тел.: +79286640131, e-mail: zhanna_k24@mail.ru

Ф.Х. Сулейманова,

заместитель директора по развитию Северокавказского филиала Государственного музея Востока, г. Майкоп, тел.: +79094704478, e-mail: fsuleymanova@mail.ru

К НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЧЕРКЕССКИХ ХУДОЖНИКОВ ТУРЦИИ1

(Рецензирована)

Аннотация. В статье предпринята попытка выявить и проанализировать проблему осмысления и отражения этнокультурной идентичности в произведениях художников черкесской диаспоры в Турции. Показано, что она формируется на основе пересечения социокультурной, национально-исторической, политико-культурной и других сфер.

В настоящее время в условиях процесса глобализации, которая ведет к унификации культур, проблема сохранения культурной памяти и наследия этнических групп в условиях диаспоры актуальна по следующим причинам: произведения художников Турции, в которых прослеживается устойчивый интерес к репрезентации культурного своеобразия черкесов, являются хранителями знания о ценностях, традициях, нравственных идеалах народной культуры; через их восприятие молодое поколение черкесской диаспоры формирует свое представление о мире, обществе, о самих себе. Это сложный процесс в поликультурном пространстве искусства Турции, так как в его основе - взаимодействие и взаимопроникновение разных культур.

Значительное место уделено анализу причин и факторов, способствующих кризису темы национальной идентичности в творчестве черкесов-художников Турции. Сделан вывод, что коллективная этнокультурная идентичность является художественной основой в современном изобразительном искусстве художников диаспоры.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, глобализация, черкесы, черкесская диаспора Турции, изобразительное искусство.

Zh.Kh. Kuek,

Deputy Director for Accounting and Storage, North Caucasian Branch, State Museum of Oriental Art, Maikop, ph.: +79286640131, e-mail: zhanna_k24@ mail.ru

1 Статья написана при финансовой поддержке РФФИ, проект 20-012-00065 «Культурные диффузии черкесов Турции и России: искусствоведческий и социокультурный анализ».

F.Kh. Suleymanova,

Deputy Director for Development, North Caucasian Branch, State Museum of

Oriental Art, Maikop, ph.: +79094704478, e-mail: fsuleymanova@mail.ru

ON SOME ASPECTS OF THE ETHNOCULTURAL IDENTITY MANIFESTATION IN THE WORKS OF CONTEMPORARY CIRCASSIAN ARTISTS OF TURKEY

Abstract. The article attempts to identify and analyze the problem of understanding and reflecting ethnocultural identity in the works of the Circassian diaspora artists in Turkey. It is shown that it is formed on the basis of the intersection of the socio-cultural, national-historical, political-cultural, and other spheres.

Currently, in the context of the globalization process, that leads to the unification of cultures, the issue of cultural memory preservation and inheritance of ethnical groups in the context of the diaspora is relevant on the following reasons: the works of Turkey artists, that show the sustainable interest towards the presentation of the cultural identity of the Circassians, are the keepers of knowledge about the values, traditions, moral ideals of folk culture; through their perception, the young generation of the Circassian diaspora forms their ideas about the world, society and about themselves. This is a complicated process in multicultural space of Turkey's art, as its basis is interaction and interpenetration of different cultures.

Much attention is paid to the analysis of the reasons and factors contributing to the crisis of national identity topic in the work of the Circassian artists of Turkey. It is concluded that the collective ethnocultural identity is the artistic basis in the contemporary visual arts of the diaspora artists.

Keywords: ethnocultural identity, globalization, Circassians, Circassian diaspora of Turkey, visual art.

После Кавказской войны большая часть черкесов выселилась на территорию Османской империи. Ранее на Северном Кавказе имели место и естественные миграционные процессы, когда в поисках работы в Османскую империю выезжали тысячи наших соотечественников. Также здесь проживали черкесы, проданные в рабство. Но эти процессы не имели такой масштабный характер, как во второй половине XIX в.

В результате различных исторических обстоятельств тут сформировалась черкесская диаспора, которая смогла сохранить свое этническое самосознание, культуру, язык и традиции, что говорит о ее больших возможностях и жизнестойкости. В настоящее время больше всего черкесов проживают в Турции, они являются одной из самых значительных этнических групп и составляют более трех миллионов человек - 2,7% от населения страны.

В.В. Дубовицкий выделяет следующие характерные признаки диаспоры: «множественная этническая самоидентификация, предполагающая наличие этнокультурной связи и со страной проживания, и с этнической родиной; существование институтов, призванных обеспечить сохранение и развитие диаспоры (национальные общины, координационные советы, культурные центры и т.д.), в том числе международного характера; наличие стратегии взаимодействия с государственными институтами как страны проживания, так и своей этнической родины» [1; 99].

Исходя из перечисленных признаков, можно сделать вывод, что именно этнокультурная идентичность среди разнообразных форм социальных идентичностей обладает важнейшим элементом существования и наибольшей устойчивостью. Раскрывая аспекты взаимосвязи этнического самосознания и

этнической идентичности, С.А. Ля-ушева и О.И. Кускарова справедливо отмечают, что «этнокультурная идентичность представляет собой феномен, обусловленный как ментальным опытом народа, так и социальными, экономическими и политическими факторами его бытия; как межэтническими и межнациональными взаимодействиями, так и политико-идеологическими стратегиями этнонациональных элит». Авторы считают, что «одной из важнейших функций этнокультурной идентичности выступает партиципа-ция (причастность) к определенному культурному сообществу, усвоение выработанных им знаний, навыков и технологий и посредством специфических для него культурных институтов адаптация к социальному и природному окружению» [2; 5]. Данный подход позволит нам рассмотреть проблемы этнокультурной идентичности в современном изобразительном искусстве черкесских художников Турции.

Оказавшись в Османской империи, черкесы представляли собой самодостаточную для воспроизводства группу, и им удалось сохранить этническую эндогамию [3; 84]. Они принимали активное участие в общественно-политической жизни страны. С приходом к власти кема-листов, которые проводили политику ассимиляции всех народов, проживающих в Турции, их положение заметно ухудшилось.

В течение многих лет культура и искусство черкесов переживали кризис. Это было связано с тем, что долгие годы в Турции никто не имел права даже озвучивать свою этническую принадлежность. Данный факт, в частности, подтверждается в одном из исследований Б.Н. Березго-ва: «В те годы любой житель Турции независимо от его этнической принадлежности официально считался турком, т.е. отрицалось наличие в стране национальных меньшинств. Защищая официальную идеологию турецкого национализма, некоторые

историки доходили в своих изысканиях до того, что объявляли нетюркские народы Северного Кавказа тюрками, но когда-то забывшими свой родной язык» [5; 29]. Однако наиболее яркие представители искусства черкесской диаспоры - Муа-лимм Шевкет, Хусейн Авни Лифиж, Намык Исмаил, Михри Мюшфик - смогли адаптироваться в новых условиях и внесли заметный вклад в искусство Турции.

Сегодня это положение заметно изменилось, и черкесы по-прежнему продолжают играть видную роль в жизни страны. Возросшее стремление художников-черкесов турецкой диаспоры знать и понимать свои национальные корни побуждает активно изучать их. Они обращаются к прошлому миру своих предков как к миру стабильному и справедливому, который в состоянии противостоять разрушению прежних систем осознания своей этнической принадлежности, утрате идеалов и поиску своего места в пространстве.

Большую роль в сохранении и развитии исторической и культурной памяти, формировании у молодого поколения черкесской диаспоры этнокультурной идентичности, а также распространении культурных ценностей, играют литература, музыка и изобразительное искусство черкесов - виды творчества, которые бережней всего хранят архети-пические и ментальные установки национального сознания.

К сожалению, как отмечает турецкий художник и исследователь искусства черкесского происхождения Ахмет Озел, в Турции мало художников - потомков черкесов, которые раскрывают в своем творчестве кавказскую тему. Он обращает внимание на то, что «группа художников, которых волновала тема Кавказской войны, не получила какой-либо поддержки от сообщества черкесской диаспоры», которое в основном поддерживает развитие народных промыслов черкесов и танцы [4; 197-198].

Тем не менее, те немногочисленные произведения современных живописцев и графиков диаспоры, которые обращены к черкесской теме, представляют собой искусство, которое основано на фольклорных мотивах, культурных кодах (тамги, орнамент и т.д.), на использовании сюжетов музыкального и танцевального искусства, событиях и последствиях военных событий XIX в.

Мировоззренческие универсалии этноса они «преломляют» через собственные и формируют свое представления о мире, обществе, о самих себе. Это нелинейный, многослойный процесс в поликультурном пространстве искусства Турции, так как в его основе - взаимодействие и взаимопроникновение разных культур.

Исследование живописных и графических произведений художников-черкесов диаспоры в их национальной образности даст нам возможность систематизировать и саму образную систему в целом, определяя ее характер и особые типы их взаимосвязей.

Многие из художников диаспоры получили прекрасное образование в лучших художественных учебных заведениях Турции, Франции, Германии, Америке и т.д., что свидетельствует о высоком профессиональном уровне черкесских художников в Турции.

События вековой Кавказской войны и ее трагические последствия, нечеловеческие страдания переселенцев, которые испытали на себе всю тяжесть махаджирства, стали для художников диаспоры - Джиха-та Арала, Фарука Кутлу, Ильхана Гюндогду, Кенана Озгюра, Юмера Юнсала и др. - важным элементом их этноментального сознания.

Рис. 1. Фарук Кутлу. Полнолуние.

Фарук Кутлу - яркий представитель современного изобразительного искусства диаспоры Турции. Он посвятил сотни своих произведений художественному осмыслению событий тех лет. При этом Фарук, как и многие художники диаспоры, обращается не к батальным сюжетам Кавказской войны, а к теме махад-жирства. Глубоко драматичны его картины, в которых он описывает расставание с родной землей. Так, в работе «Полнолуние» он раскрывает не только любовь к родине, но и большую тревогу за будущее черкесов, покидающих ее. Для раскрытия поставленной задачи он обобщает мужские фигуры на втором плане произведения, уделяя основное внимание образу девушки, сидящей в раздумье на берегу моря. На ее лице - страдание, боль и надежда на скорое возвращение домой (рис. 1).

Не менее значителен метафоричный образ-символ Черного моря в его работах. В этноментальном сознании черкесов Турции Черное море, с одной стороны, предстает как место ненависти, смерти, горькой воды, свидетель трагических событий махаджир-ства. Но в то же время они почитают его как священное место гибели их предков. Фа-рук Кутлу не раз обращается к нему в своих работах, вводя в структуру пространства произведений.

Фарук Кут-лу давно и плодотворно работает с черкесской темой, создавая реалистичные произведения. Причем когда он отходит от этой темы, то весьма успешно переключается на современный художественный язык, выполняя сюрреалистические работы.

Джихат Арал - кабардинец по происхождению, один из успешных

представителен старейшего поколения художников диаспоры. Он учился в 1964-1969 гг. на отделении живописи в Стамбульской государственной академии изобразительных искусств в мастерской Нешет Гюнал, затем с 1971 по 1974 гг. продолжил свое художественное образование во Франции, в Парижской национальной школе изящных искусств. Живет и работает в Стамбуле.

Джихат Арал в теме насильственного выселения черкесов использует концепт пути (рис. 2). Мифологема пути выступает в его живописных работах в качестве центральной композиционной основы и базируется на теме страдания, поиска судьбы, неустроенности.

Он акцентирует внимание зрителей именно на фигурах и силуэтах людей, тем самым создает впечатление реальности происходящего, наполняя все произведение чувством обреченности. В эмоционально-психологическом плане эта тема нашла отражение в драматической поэме «Тисовое дерево» А. Кешокова:

Лъэс ешахэр мак1уэр хуэму, Яхур ахэм я пщыл1 лъагъуэр. Махуэр хуабэу ик1и уэму, Пщыл1 гъуэмылэу я1э щ1агъуи А тхьэмыщк1эхэм щымы!э, Яч лъэбакъуэм нытогу1э [6; 54].

Уставшие пешие идут медленно, Идут своей рабской тропой. День жаркий и знойный, Не имея [даже] рабской еды, Эти бедные,

Оплакивают каждый свой шаг.

Подстрочный перевод

Таким образом, в драматическом освещении темы Кавказской войны и ее последствий главным предметом

Рис. 2. Джихат Арал. Махаджиры

в произведениях художников диаспоры стала насильственная эмиграция черкесского народа. Страшные картины прошлого навсегда запечатлелись в народной памяти и, естественно, до сих пор осмысливаются, анализируются и отражаются в произведениях современного искусства черкесов диаспоры.

Образ черкешенки, которую воспели в своих произведениях поэты, писатели, художники Востока и Европы, - один из излюбленных и поэтичных в изобразительном искусстве художников-черкесов Турции. Целостная и яркая красота, естественное очарование, блистательный ум, неженская смелость, дающая ей право стоять в бою рядом с мужчиной, преданность и верность способствовали тому, что черкешенки за-значительное место в бога-истории Османской начиная с

нимали

той событиями империи и Черкесии древних времен вплоть до сегодняшнего дня.

«Высокие, стройные, гибкие, -они точно светлый след оставляли за собой... (Они) вдохновляли турецких поэтов... И до сих пор в городах Малой Азии анатолийцы говорят: у них в роду — черкешенка. Капля ее крови очищала целое поколение», - писал Василий Немирович-Данченко

[7; 2].

В жизни и поэзии черкесская женщина является сдержанной, сосредоточенной, суровой; любит и страдает втайне. Внутренний мир ее души закрыт даже от самых близких людей. Она не меньше мужчины краснеет от невольного порыва души и таит его от постороннего взора. Оплакивая жениха, мужа, сына, она выражала как свои чувства к

ним, так и сожаление о том, что они не будут в стане храбрых воинов.

Похвала женщины побуждала мужчину проявлять отвагу. «Решительно все девицы здесь ценят доблесть больше богатства... И песни, которые они все слушали с таким наслаждением, были посвящены доблести» [8; 136].

Образ молчаливой, задумчивой горянки предстает перед нами в произведениях Йонж-ди Догбай Динч (рис. 3). Это - глубоко личностные воспоминания-грезы о далекой родине, где спокойно и радостно, они не столько воскрешают события тех лет, сколько отражают внутреннее состояние автора, которое можно выразить в двух стихотворных строках поэта Х.К. Бешто-кова: «В далеких арабских странах растят наших потомков, / Душой зовущих родину».

Стиль, в котором работает Йонджа, можно назватьромантико-поэтичным, она привносит в свои работы элементы фантазии, но не отказывается от формы, гармонично использует пластику и колорит.

Другой подход к созданию художественного образа черкешенки мы наблюдаем

Рис. 3. Йонджа Догбай Динч. Сатаней Гуащэ.

Рис. 4. Камиль Аслангер. В гареме. Из серии «Османский Стамбул».

в творчестве стамбульского художника Камиля Аслангера, который последние пятнадцать лет занимается исследованиями в области востоковедения и истории Турции, посвятив все свое время живописи, опирающейся на ориентализм (применение элементов и стилистических приемов искусства Востока, сюжетов, исторических особенностей быта восточной культуры в искусстве). Он создал серию работ, посвященных прошлому Османского Стамбула, где пленительные и грациозные черкешенки, живущие в гаремах султана, становятся персонажами его картин (рис. 4).

Народная культура - танцы, музыка, одежда, предметы быта -является одним из основных средств выражения этнической специфики. Как отмечает Г.К. Вагнер: «Суть явления состоит в самом акте собственно народного самоутверждения в творчестве, поскольку традиционное искусство наравне с фольклорным выступает носителем народной философии и народного этноса» [9; 50]. Поэзия особенной горской жизни - вот ощущение, которое

художники-черкесы Турции хотят донести до своих зрителей. Их увлекает жизнь горцев в военных походах, они изображают их в кавказской традиционной одежде, вооруженными кинжалами, шашками, ружьями. Они рассказывают о подвигах нартов, их персонажи исполняют героические и лирико-эпические песни в кунацкой, танцуют захватывающие танцы, тем самым изображая жизнь, полную романтики, рыцарской любви к далекой родине.

Интересна трактовка образа уходящей народной культуры в произведении «Ме лодии прошлого» Ирфана Гошгита,

Рис.5. Ирфан Гошгит. Мелодии прошлого.

значением. Так, мир вещей оборачивается образом мышления и жизни в творчестве Кази-ма Артута (рис. 6). По мнению художника, человек отличается от других не только личностными качествами, но и предметами, которые его окружают, детерминированные временем и пространством, которые репрезентируют и его этническую идентичность.

Неслучайно он обращается в своем произведении «Исход» к технике коллажа. Он использовал старые фотографии с образами черкесской истории и культуры, фрагмент страницы из книги с текстом

выполненном автором в 2005 г. Он на арабском языке, холст, наждач-

изображает трех музыкантов, играющих на традиционных музыкальных инструментах черкесов - шичепшине, пшине (адыгейская гармошка) и барабане. Лица, контуры руки у персонажей, фон размыты. Этот прием транслирует основную идею произведения - память, которая с течением времени стирает лица и воспоминания.

Чем дальше народ отходит от традиционных культурных реалий, тем большую образность приобретают они в современном искусстве, наполняясь художественно-метафорическим и философским

Рис.6. Казим Артут. Исход.

ную бумагу, и эти предметы приобрели новый смысл и новую жизнь в его работе: расплывчатые образы-воспоминания соединились в целую историю. Важную роль здесь играют ритм, контраст, сочетание плавности и жесткости линий, фактура бумаги (рис. 5).

Трудно переоценить роль творчества и личности Ахмета Озела для всего черкесского изобразительного искусства и культуры. Активная общественная, педагогическая и выставочная деятельность, интересные исследовательские и

искусствоведческие работы и, конечно, непосредственно творчество - работа в живописи и графике - сыграли большую роль в развитии изобразительного искусства Турции. Он говорит со зрителем языком истинных смыслов, понятных каждому, что дает возможность осмысливать их во времени, в опыте и общении. Именно этот изобразительный язык создает условную форму нефигуративного отражения реальности. В произведении он дает толчок, провокацию, а зритель уже сам создает свой сюжет.

Художник вспо- Рис. 7. Ахмет Озел минает, как он писал портрет своего отца Сефера Озе-ла за три месяца до его смерти (рис. 7). Ахмет тогда был студентом Государственной академии художеств в Стамбуле. «Навсегда запомнил я повязку на его голове, которую он носил при позировании, она напоминала мне черкесский головной убор. Отец пользовался им в последние годы жизни. Для меня такой способ повязки на голове стал соединением Кавказа, Османского и исламского стиля. Может быть, поэтому я использовал в дальнейшем этот образ в своих работах как символ, оставленный мне от отца», - вспоминает художник [10]. Таким образом, для художника важно показать в своем творчестве не только культурное богатство черкесского народа, но и особенности места, где он родился (рис. 8).

Знаковое искусство художницы Бедиа Дипшо отличается особой манерой стилизации и предельной лаконичностью сложных идей и понятий. Внутреннюю форму ее художественных образов - культурных знаков - отличает национальное

своеобразие, причем значение символов также универсально как для искусства Запада, так и Востока. «Художественный образ, - утверждают В.А. Скриба и Л.В. Чернец, - феномен сложный. В нем как в целостности интегрированы индивидуальное и общее, существенное (характерное, типическое), равно как и средства их воплощения. Образ существует объективно, как воплощенная в соответствующем материале авторская конструкция, как «вещь в себе». Однако становясь элементом сознания Портрет отца. «других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла» [11; 74]. В этом контексте также проявляется коллективная этнокультурная идентичность художников диаспоры.

Нефин Ильдар в своих декоративных произведениях использует элементы черкесского орнамента, но она уходит от лаконичности и выразительности народного искусства черкесов, вкладывает в них уже другое понимание, обращаясь к более современному художественному языку, в котором использует яркую цветовую гамму, характерную для искусства Турции, и сложную многочастную композицию.

Значительную роль в начале 90-х гг. прошлого века в культурной жизни черкесской диаспоры Турции сыграли первые групповые и персональные выставки российских черкесских художников в Стамбуле и в Анкаре (Ф. Петуваш, А. Берсиров, Р. Црымов, Т. Кат, А. Евтых и др.), которые содействовали не только общению деятелей искусства двух

стран, но и способствовали популяризации и активному возрождению черкесской темы в искусстве художников диаспоры. В свою очередь художники-черкесы Турции представили свои работы на выставках в России - в Москве, Майкопе, Нальчике, Сухуме (Ахмет Озел, Зеки Бешто, Йонджа Догбай Дугъ и др.) Это свидетельствует о взаимных культурных контактах черкесов России и Турции.

Не меньшее значение имеет сотрудничество художников черкесской диаспоры в культурных мероприятиях, проводимых в Адыгее. Так, в 2011 г. известный в Турции художник и дизайнер Ша-гудж Корай Озбей выполнил афишу к первому Дню национального костюма в Адыгее. Он изобразил на ярко-желтом фоне, символизирующем солнце, стилизованные изображения корпуса и головы мужчины и женщины в национальной одежде адыгов, стоящих друг к другу лицом. Образы их торжественны, сдержанны, они выражают благородство и изысканную простоту черкесов. В центре на черном фоне контуры рисунка нарукавника от женского платья, переплетенного с черкесским оружием - кинжалом и шашкой. Корай Озбей использует в своей работе методы и средства современной европейской школы дизайна, такие как лаконичность образов, обобщение, цветовой контраст,

Рис. 8. Ахмет Озел. Первый предок.

четкий шрифт текста, равновесие всех изображаемых объектов.

Устойчивость диаспоры к ассимиляции обеспечивается наличием «некоего ядра своей культуры» (термин С.А. Ляушевой) [12], в качестве которого может выступать историческая и культурная память народа, что сплачивает и не даёт раствориться в инокультурной среде. Этому может способствовать расширение культурного обмена между черкесами России и Турции, поддержание устойчивого интереса к репрезентации культурного своеобразия черкесов, которые являются хранителями знания о ценностях, традициях, нравственных идеалах народной культуры. Через их восприятие молодое поколение черкесской диаспоры формирует свое представления о мире, обществе, о самих себе.

Двойственное положение

художников-черкесов Турции предполагает необходимость поддерживать и развивать связи со своей исторической родиной, чтобы сохранить свою собственную идентичность, но приспособление к новой среде требует освоения социокультурных ценностей и норм страны проживания. Таким образом, этническое искусство черкесской диаспоры Турции содержит в себе элементы как своей этнической родины, так и культуры страны проживания.

Примечания:

1. Дубовицкий В.В. Национальная идентичность русской диаспоры как элемент сохранения исторической России // Русская идентичность на постсоветском пространстве. М.: ИнфоРос, 2008. 140 с.

2. Ляушева С.А., Кускарова О.И. Сущность взаимосвязей социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе// Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ suschnost-vzaimosvyazi-sotsialnoy-kulturnoy-i-etnicheskoy-identichnostey-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения 25.07.2020).

3. Кудаева С.Г. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблема изучения. Черкесск, 1993.

4. Березгов Б.Н. Кавказская война в турецкой историографии // Кавказская война: события, факты, уроки: Материалы международной научной конференции (г. Нальчик, 15-19 октября 2014 г.). - С. 23-34.

5. Озел Ахмет. Искусство в жизни и творчестве черкесов Турции // Образы, сюжеты, художественные направления в изобразительном искусстве: региональный аспект. Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2020. С. 195-205.

6. Кешоков А.П. Тисовое дерево (на каб. яз.). - Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1955. 68 с.

7. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992. 375 с.

8. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. 456 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Вагнер Г.К. Соотношение народного и самостоятельного искусства // Проблемы народного искусства. М., 1982. 148 с.

10. Озел Ахмет. Личная страница на Facebooke. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.facebook.com/profile.php?id=100002112660221.

11. Скиба В.А., Чернец Л.В. Знак // Введение в литературоведение. Под редакцией Л.В. Чернец. М., 2004. С.72-78.

12.Ляушева С.А. «Ядро культуры» и «базовые культурные характеристики» как категории теории культуры // Философия, социология, культурология. Майкоп, 2006. Вып. 5.

References:

1. Dubovitsky V.V. National identity of the Russian diaspora as an element of the preservation of historical Russia // Russian identity in the post-Soviet space. Moscow: InfoRos, 2008. 140 p.

2. Liausheva S.A., Kuskarova O.I. The essence of the relationship of social, cultural and ethnic identities in modern Russian society // Electronic resource. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-vzaimosvyazi-sotsialnoy-kulturnoy-i-etnicheskoy-identichnostey-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (Date of the application 07/25/2020)

3. Kudaeva S.G. The cultural diaspora of the peoples of the Caucasus: genesis, the problem of study. Cherkessk, 1993.

4. Berezgov B.N. Caucasian War in Turkish Historiography // Caucasian War: Events, Facts, Lessons: Materials of an International Scientific Conference (Nalchik, October 15-19, 2014). - P. 23-34.

5. Ozel Akhmet. Art in the life and work of the Circassians of Turkey // Images, plots, artistic trends in the visual arts: regional aspect. Maikop: Magarin O.G. Publishing House, 2020. P.195-205.

6. Keshokov A.P. Yew tree (in the Kabardin language). - Nalchik: Kabardin Book Publishing House, 1955. 68 p.

7. Sukunov Kh.Kh., Sukunova I.Kh. Circassian. Maikop, 1992. 375 p.

8. Selected works of the Adyghe educators. Nalchik: Elbrus, 1980. 456 p.

9. Wagner G.K. The ratio of folk and independent art // Problems of folk art. M., 1982. 148 p.

10.0zel Akhmet. Personal page on Facebook. Electronic resource. Access mode: https://www.facebook.com/profile.php?id=100002112660221.

11. Skiba V.A., Chernetz L.V. Sign // Introduction to literary criticism. Ed. L.V. Chernets. Moscow, 2004. P.72-78.

12.Lyausheva S.A. The core of culture and basic cultural characteristics as a category of the theory of culture // Philosophy, Sociology, Cultural Studies. Maykop, 2006. Issue 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.