Научная статья на тему '"Общество взаимопомощи черкесских женщин": история создания и деятельность'

"Общество взаимопомощи черкесских женщин": история создания и деятельность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРКЕССКАЯ ДИАСПОРА / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / МЛАДОТУРЕЦКИЙ РЕЖИМ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / "ОБЩЕСТВО ВЗАИМОПОМОЩИ ЧЕРКЕССКИХ ЖЕНЩИН" / CIRCASSIAN DIASPORA / OTTOMAN EMPIRE / YOUNG TURKISH REGIME / PUBLIC ORGANIZATIONS / SOCIETY OF MUTUAL ASSISTANCE OF CIRCASSIAN WOMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хуако Марина Гилимовна

Данная статья посвящена изучению социополитической и культурной жизни Османской империи в период правления младотурецкого режима с 1908-1918 гг. и до принятия Конституции 1924 г. Именно в этот период наблюдалось ослабление давления центральной власти на социально-политическую и культурную жизнь общества. Являясь частью османского общества, черкесская диаспора также почувствовала эти изменения. Ослабление авторитарного режима способствовало появлению женских движений, обществ. Начали издаваться так называемые женские журналы, на страницах которых стало возможным выражать свою активную социальную и политическую позицию. В эти годы стали создаваться культурные и благотворительные общества черкесов, в том числе и женские. Одним из них стала общественная организация «Общество взаимопомощи черкесских женщин». Основатели общества преследовали не только благотворительную, но и просветительскую цель, в том числе и сохранение национального языка и культуры. Проблема ассимиляционных процессов стояла перед черкесской диаспорой еще в начале XX в., поэтому именно в среде данного общества появилась идея открытия национальной черкесской школы, не имеющей аналогов в свое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIETY FOR MUTUAL ASSISTANCE OF CIRCASSIAN WOMEN: HISTORY OF CREATION AND ACTIVITY

This article is devoted to the study of the sociopolitical and cultural life of the Ottoman Empire during the reign of the Young Turkish regime from 1908 to 1918 until the adoption of the 1924 Constitution. It was during this period that the pressure of central power on the social, political and cultural life of society was reduced. As part of Ottoman society, the Circassian diaspora also felt these changes. The weakening of the authoritarian regime has contributed to the emergence of women's movements, societies. The so-called women's magazines have begun to be published, on the pages of which it has become possible to express their active social and political position. During these years, cultural and charitable societies of Circassians, including women's societies, began to be established. One of them was the social organization "Society of Mutual Assistance of Circassian Women". The founders of the society pursued not only a charitable but also an educational goal, including the preservation of the national language and culture. The Circassian diaspora encountered the problem of assimilation processes in the early 20th century. Therefore, it was within this society that the idea of opening a national Circassian school, which had no analogues in its time, appeared.

Текст научной работы на тему «"Общество взаимопомощи черкесских женщин": история создания и деятельность»

УДК 94(560):39(=352.3)-055.2 ББК 63.3(5Туц) Х 98

М.Г. Хуако,

соискатель кафедры всеобщей истории исторического факультета Адыгейского государственного университета, научный сотрудник Национального Музея Республики Адыгея, г. Майкоп, тел.: +79955525008, e-mail: slovjna@yandex.ru

«ОБЩЕСТВО ВЗАИМОПОМОЩИ ЧЕРКЕССКИХ ЖЕНЩИН»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

( Рецензирована)

Аннотация. Данная статья посвящена изучению социополитической и культурной жизни Османской империи в период правления младотурецкого режима с 1908-1918 гг. и до принятия Конституции 1924 г. Именно в этот период наблюдалось ослабление давления центральной власти на социально-политическую и культурную жизнь общества. Являясь частью османского общества, черкесская диаспора также почувствовала эти изменения. Ослабление авторитарного режима способствовало появлению женских движений, обществ. Начали издаваться так называемые женские журналы, на страницах которых стало возможным выражать свою активную социальную и политическую позицию. В эти годы стали создаваться культурные и благотворительные общества черкесов, в том числе и женские. Одним из них стала общественная организация «Общество взаимопомощи черкесских женщин». Основатели общества преследовали не только благотворительную, но и просветительскую цель, в том числе и сохранение национального языка и культуры. Проблема ассимиляционных процессов стояла перед черкесской диаспорой еще в начале XX в., поэтому именно в среде данного общества появилась идея открытия национальной черкесской школы, не имеющей аналогов в свое время.

Ключевые слова: черкесская диаспора, Османская империя, младотурец-кий режим, общественные организации, « Общество взаимопомощи черкесских женщин».

M.G. Khuako,

PhD Applicant of the Department of General History of the Faculty of History, Adyghe State University, Researcher of the National Museum of Adyghea Republic, Maikop,ph.: +79955525008, e-mail: slovjna@yandex.ru

SOCIETY FOR MUTUAL ASSISTANCE OF CIRCASSIAN WOMEN: HISTORY OF CREATION AND ACTIVITY

Abstract. This article is devoted to the study of the sociopolitical and cultural life of the Ottoman Empire during the reign of the Young Turkish regime from 1908 to 1918 until the adoption of the 1924 Constitution. It was during this period that the pressure of central power on the social, political and cultural life of society was reduced. As part of Ottoman society, the Circassian diaspora also felt these changes. The weakening of the authoritarian regime has contributed to the emergence of women's movements, societies. The so-called women's magazines have begun to

be published, on the pages of which it has become possible to express their active social and political position. During these years, cultural and charitable societies of Circassians, including women's societies, began to be established. One of them was the social organization "Society of Mutual Assistance of Circassian Women". The founders of the society pursued not only a charitable but also an educational goal, including the preservation of the national language and culture. The Circassian diaspora encountered the problem of assimilation processes in the early 20th century. Therefore, it was within this society that the idea of opening a national Circassian school, which had no analogues in its time, appeared.

Keywords: Circassian diaspora, Ottoman Empire, Young Turkish regime, public organizations, Society of Mutual Assistance of Circassian Women.

Культурно-просветительскую деятельность в Османской империи черкесская диаспора смогла осуществлять только с установлением власти младотурок в 1908 г. В августе 1908 г. в Стамбуле были опубликованы султанские указы о проведении парламентских выборов и о неприкосновенности жилища, о ликвидации тайной полиции и об отмене цензуры. Один за другим в Стамбуле возникали новые органы периодической печати, общественно-политические и научные организации, общества, клубы. Так, в этом же году было открыто «Черкесское общество единения и взаимопомощи» (ЧОЕВ). Помимо того, что организация занималась культурно-просветительской деятельностью, она выпускала периодические издания на османском, арабском и черкесском языках (на основе арабского алфавита - М. X.) [1].

Но не только мужчины извлекли пользу из социальных и культурных свобод, которые появились с провозглашением второй конституции 23 июля 1908 г., женщины также стали активно заниматься культурной, социальной и просветительской деятельностью. Несмотря на то, что законом об общественных организациях было запрещено создавать общества по этническому признаку, на практике этот закон нарушался [2; 165].

Именно в этот период на территории Османской империи стали создаваться этнические общественные организации. Кроме этого, широко были представлены религиозные и женские общества.

Женские организации следовали политическим программам комитета «Единение и прогресс» (политическая организация националистов-революционеров - младотурок, основанная в 1889 г. - М.Х.), таковым было женское отделение «Единения и прогресса». В конце XIX -начале ХХ вв. был создан целый ряд организаций, преследовавших культурные и благотворительные цели. В качестве примера можно привести организацию «Шевкат-и Нисван» (Общество милосердия), основанное в Салониках в 1898 г., «Женское общество прогресса» (Стамбул), «Общество османских женщин» (Стамбул), «Общество современных женщин» (Стамбул) [2; 165 - 166].

Одной из таких женских организаций было «Общество взаимопомощи черкесских женщин». Турецкий исследователь 60-70 гг. XX в. черкесского происхождения Васфи Гю-сар в статье «Стамбульское общество взаимопомощи черкесских женщин», опубликованной в журнале «Кавказское культурное общество», указывал дату основания общества - сентябрь 1918 г., но датой основания общества все-таки считается май 1919 г., так как с этого времени оно работало официально [3; 47].

Обществом был разработан и утвержден устав. В первом пункте констатировалось создание общества и ставились планы по открытию его филиалов, оговаривались все организационные моменты, регулирующие его деятельность, цели создания, его состав, указывались источники доходов и обязанности

его членов. Совет директоров «Диа-нэ» состоял из двенадцати женщин, среди них избирался тайным голосованием председатель, секретарь и казначей сроком на один год.

Организация преследовала, в первую очередь, культурно-просветительские цели, что также следует из устава общества. Вторым пунктом ставился вопрос о поддержании и развитии национальной культуры, а третьим пунктом - изучение родного языка, с этой целью предполагалось открытие национальных школ. И только четвертым пунктом стояла задача помогать обездоленным черкесам, создание для них рабочих мест [4; 29-31].

Основоположницами общества были пять женщин: Харие Мелек Хюнч, Берзек Мекбелек, Эмине Решит Залике, Сеза Пух (Пекху) и Фаика Ханым. Мелек Хюнч была образованной женщиной, которая родилась приблизительно в 1880 г. в селении Хаджи Осман в Маньясе, в семье убыхов, во время русско-кавказской войны эмигрировавшей на Кавказ. Она играла ведущую роль в жизни общества с момента создания и до его закрытия. Также она являлась одной из первых женщин-романисток в Османской империи. Ею было написано и опубликовано несколько работ: романы «Горе Зух-ры» (1910 г.), «Зейнеб» (1926 г.). Ме-лек Хюнч писала рассказы для газеты «Гъуазэ» («Вестник» - печатное издание, публиковавшееся ЧОЕВ -М.Х.) [3; 47 - 48].

Идея создания общества преследовала несколько целей. В среде черкесской интеллигенции остро стоял вопрос о сохранении адыгской культуры и языка. Особое внимание обращалось на то, что задача вырастить подрастающее поколение в чуждой культурной среде с сохранением национальной идентичности является проблемной.

Преподавание в образовательных учреждениях велось на османском языке, также преподавались арабский и европейские языки.

Поскольку обучение не велось на черкесском языке, все члены организации видели острую необходимость в открытии национальной школы для черкесских детей, хотя в данное учебное заведение могли принимать детей и других национальностей [5].

Здание для школы арендовали в районе Стамбула - Бешикташ Ака-ретлер, директором школы был назначен Мустафа Батбей, но вскоре, как писал он сам, был вынужден покинуть пост из-за разногласий с советом директоров «Дианэ». Разногласия заключались в том, что обучение должно было вестись на родном черкесском языке. Однако сам Батбей считал, что с юридической точки зрения обучение должно вестись на османском языке, а для желающих обучаться на черкесском можно было сформировать отдельный класс. Но совет директоров настоял на своем, и Мустафа Батбей ушел в отставку, и на его должность была назначена Сеза Пух. Помимо адыгского языка и литературы, в программу обучения были включены уроки географии, османского и французского языков, музыки (в том числе преподавание на национальных инструментах - М.Х.), физической культуры.

Отличительной особенностью школы было то, что и мальчики, и девочки обучались вместе под одной крышей, что было беспрецедентным случаем для исламского государства. Другая особенность состояла в том, что черкесский язык, который преподавался в школе, был на основе не арабского, а латинского алфавита, что также не было характерным для страны того времени, исповедовавшей ислам, тогда как в Турции латинская письменность была введена 3 ноября 1928 г. [3; 47].

Являясь представителями элитарной прослойки общества Османской империи, черкесской интеллигенцией, члены общества осознавали необходимость более широкого охвата аудитории с целью пропагандиро-вания идей общества. В связи с этим

«Общество взаимопомощи черкесских женщин» выпустило журнал - «Дианэ» (по названию совета директоров организации - М.Х.), первый номер которого вышел 10 марта 1920 г. Его планировали издавать раз в две недели, но на сегодняшний день известен только первый выпуск. До наших дней сохранилось два экземпляра, один хранится в частной коллекции, другой - в Библиотеке Конгресса США. Главным редактором журнала была Мелек Хюнч. Журнал состоит из 12 страниц и двух разделов на османском и черкесском (на основе латинского алфавита - М.Х.) языках, содержал статьи и рекламные объявления. Авторы издания позиционировали его как социальное и литературное издание [2; 200- 202].

На страницах журнала поднимались такие вопросы и проблемы, как необходимость поднятия уровня образования и культуры в среде черкесов, проблемы национального языка. В статьях, опубликованных в «Дианэ», авторы призывали адыгскую молодежь изучать родной язык, историю, приобщаться к национальной культуре [6; 5]. Тема ассимиляции как неизбежного процесса для черкесской диаспоры беспокоила идеологов общества, и они неоднократно обращались к данной проблеме, отмечая, что это явление особенно отражается на черкесском языке [6; 8-9].

Следующей проблемой была проблема преемственности адыгских обычаев и традиций. Общественная жизнь адыгов до переселения в Османскую империю регулировалась посредством Адыгэ Хабзэ - этно-фи-лософской доктрины, включающей в себя как нормы обычного права, так и моральные принципы, определяющие поведение отдельного человека и нормы жизни общества в целом, которая в новых социально-политических условиях утратила прежнее первостепенное значение. Авторы в своих статьях отмечали, что общественную жизнь черкесов

нельзя рассматривать без Адыгэ Хабзэ, и неоднократно ссылались на него, обращаясь к постулатам данной доктрины [6; 10-11].

Важной деятельностью общества являлась благотворительность: помощь нуждающимся семьям. Школа также нуждалась в финансировании. С целью получения средств в журнале «Дианэ» размещались платные рекламные объявления и взимались взносы с членов общества. В школьном театре ставили пьесы, автором которых была Мелек Хюнч, а денежные средства с продажи билетов являлись одной из статей дохода женской ассоциации.

После провозглашения Турецкой Республики в 1923 г. и установления правления Народной республиканской партии изменился курс правительства по отношению к этническим меньшинствам, был установлен режим республиканского однопартийного правления [7]. Руководство страны стало проводить политику турецкого национализма. В Конституции 1924 г. были закреплены положения об отсутствии в государстве других народов и языков, кроме турецкого. Правительство запретило деятельность ЧОЕВ, черкесских школ и других черкесских организаций. Не исключением было и «Общество взаимопомощи черкесских женщин», издание журнала было запрещено, школа была закрыта, а ее архив, документы и библиотека уничтожены [8].

Общество, подобное «Обществу взаимопомощи черкесских женщин», в среде черкесской диаспоры не имело аналогов в мире. Основатели общества были одними из самых образованных людей своего времени, происходили из знатных и интеллигентных семей и по своим взглядам опережали время, сохраняя национальную самобытность. Темы, поднятые на страницах журнала, не были характерны для женского журнала, в которых обычно обсуждались темы воспитания детей и мода. Они касались не

только женщин, поднимались такие вопросы, как национальные проблемы черкесской диаспоры, затрагивались философские и социальные вопросы. Школа, созданная обществом на основе смешанного гендер-ного обучения, являлась способом

реализации культурно-просветительской цели организации. Несмотря на то, что организация просуществовала сравнительно недолго, она оказала большое влияние на черкесские организации в последующие периоды.

Примечания:

1. Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в Турции. URL: http://intercircass. org/?p=2161.

2. Arslan E.Z. Circassian organization in Ottoman Empire (1908-1923): дис. ... канд. ист. наук. Стамбул, 2008. 316 с.

3. Gusar V. Istanbul ?erkes Kadmlari Teavun Cemiyeti // Kafkasya Kulturel Dergi. Ankara, 1975. № 48. С. 46-49.

4. Берзег С. Документальные сведения о Кавказской диаспоре. Анкара, 1985. 44 с.

5. Karayel E. ^erkes Kadmlari Teavun Cemiyeti = Общество взаимопомощи черкесских женщин. URL: http://www.kafkasevi.com/index.php/article/detail/441.

6. Публикация идей Общества взаимопомощи черкесских женщин // Ди Анэ. Стамбул. 2004. № 1. С. 1-12.

7. Киреев Н.Г. История Турции XX в. URL: https://studfiles.net/ preview/1623699/.

8. Сеза Пух. Краткая биография. Стамбульский музей женщин. URL: http:// istanbulkadinmuzesi.com/seza-polar.

References:

1. Kushkhabiev A.V. Circassian Diaspora in Turkey. URL: http://intercircass. org/?p=2161.

2. Arslan E.Z. Circassian organization in Ottoman Empire (1908-1923): Diss. for the Cand. of History degree. Istanbul, 2008. 16 pp.

3. Gusar V. Istanbul ?erkes Kadmlari Teavun Cemiyeti // Kafkasya Kulturel Dergi. Ankara, 1975. No. 48. P. 46-49.

4. Berzeg S. Documentary information on the Caucasian diaspora. Ankara, 1985. 44 pp.

5. Karayel E. Circassian Women Mutual Assistance Society. URL: http://www. kafkasevi.com/index.php/article/detail/441.

6. Publication of the ideas of the Circassian Women Mutual Assistance Society // Di Ane. Istanbul. 2004. No. 1. P. 1-12.

7. Kireev N.G. History of Turkey of the 20th century URL: https://studfiles.net/ preview/1623699/.

8. Seza Pukh. Short biography. Istanbul Women's Museum. URL: http:// istanbulkadinmuzesi.com/seza-polar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.