К МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
А. Ж. Насипов
Аннотация. В статье рассматртвается проблема формирования технологической культуры личности, являющейся частью общей культуры и определяющей эффективность преобразовательной деятельности человека в современном технологически насыщенном мире.
Ключевые слова: культура, технологическая культура, деятельность, технологическое образование.
Summary. The article discusses the problem of developing a person's technological culture which is part of their general culture and which determines the efficiency of a person's transformational activity in the modern technological world.
Keywords: culture, technological culture, activity, technological education.
Интегральным показателем развития человека и одновременно личностным качеством, обеспечивающим эффективность этого развития, является культура.
Технологическая культура личности - составная часть общей культуры, представляющая собой интегральное личностное новообразование, выраженное в совокупности технологического мировоззрения и системы знаний, умений и опыта, обеспечивающих эффективную преобразовательную и познавательную деятельность себя и окружающей действительности.
В педагогическом аспекте технологическая культура понимается как особая характеристика личности, содержащая ее технологические способности и потребности. В технологической культуре интегрируются технологические и интеллектуальные потенции личности, выражаясь в преоб-
разовательной деятельности, эстетических ориентирах и деятельностных установках [1].
Технологическая культура формируется в процессе технологического образования, в ходе технологической подготовки учащихся. Развитие технологической культуры осуществляется под воздействием новейших достижений науки, техники и внедрения их для создания материальных и духовных ценностей, одновременно при этом происходит возрастание потребности в технологической деятельности.
Очевидно, что развитие таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности нельзя однозначно отнести к задачам общего или профессионального образования. Они формируются также в процессе мыслительной деятельности и социализации личности. В процессе социализации личности происходит
35
36
ее приобщение к технологической деятельности, усвоение и присвоение личностью технологических знаний и умений, то есть накопление собственного технологического опыта. Усвоив эти знания и умения, а также необходимые качества, переработав их в сознании, личность начинает реа-лизовывать приобретенный технологический опыт, активно используя его в различных видах деятельности. Таким образом, развитие технологической культуры человека является результатом и важнейшим аспектом социализации личности, то есть постепенного и мотивированного включения ее в общественную жизнь. Этот процесс сложный, многофакторный и противоречивый. Он включает следующие аспекты:
- раскрытие технологических и интеллектуальных способностей личности (познавательных, трудовых, профессиональных, коммуникативных, игровых, творческих, управленческих) и формирование целостного представления о реальном объективно существующем и непрерывно развивающемся технико-технологическом мире;
- формирование и развитие потребности в технологической деятельности как основы формирования преобразующего мышления, проявляющегося в его действиях. Потребность в технологической деятельности выступает здесь, как желание приобщиться к технологической культуре общества, к научным и техническим достижениям, из которых складывается мировоззрение, к созидающей и активной преобразующей деятельности. В то же время потребность в технологической деятельности стимулирует внутреннюю жизнь личности, ее интеллектуальный мир,
сознание, которое побуждает к социальной активности;
- приобщение к цивилизацион-ным достижениям в области материальной и духовной культуры, их усвоение. Приобщаясь к достижениям научно-технической мысли, личность активно усваивает их и использует в своей деятельности;
- формирование системы технологических принципов.
Основой технологической культуры человека является мировоззрение, так как именно оно осуществляет оценку, отбор технокультурного материала и его перевод в технологический опыт личности, ориентацию преобразовательной деятельности на определенные цели. Приобщаясь к технологической культуре общества, человек усваивает в определенных границах общечеловеческое и конкретно-историческое содержание материальных и духовных ценностей, мировоззренческих идей. С учетом этого он вырабатывает свою собственную систему принципов, в которую вписываются также итоги его технологического опыта.
Свое выражение технологическая культура личности находит в потребности в технологической деятельности, технологическом мышлении как мыслительной способности к преобразовательной деятельности, в способности к творческой деятельности. Потребность же в технологической деятельности выступает, с одной стороны, в качестве продукта развития технологической культуры личности, а с другой - в форме творческих притязаний, побуждающих ее к преобразовательной деятельности.
Для более глубокого и всестороннего анализа феномена технологиче-
ской культуры в содержательном и динамическом аспекте необходимо построить ее модель. Современный этап развития педагогики характеризуется повышенным вниманием к моделированию как основному методу исследования. Многообразные возможности модельного подхода находят свое применение при изучении различного рода педагогических проблем.
За основу теоретической модели технологической культуры личности нами выбраны следующие методологические предпосылки:
- развитие технологической культуры как психологического процесса подчиняется общим закономерностям формирования личностных новообразований;
- технологическая культура - интегральная характеристика личности, реализующаяся в преобразовательной деятельности человека;
- технологическая культура обуславливает саморазвитие личности и прежде всего творческих способностей;
- темп, характер формирования и развитие технологической культуры личности носят индивидуальный характер;
- технологическая культура личности имеет универсальный характер независимо от вида профессиональной деятельности человека.
Использование системного подхода ориентирует на то, чтобы рассматривать педагогический объект, в данном случае технологическую культуру личности, в трех аспектах: как явление, как процесс и как деятельность [2].
Исследование объекта как явления позволяет определить функции системы, выявить составляющие ее элементы, проследить связи между
ними, а также связи системы с окружающей средой. Кроме того, это дает возможность обнаружить интегратив-ные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Изучение объекта как процесса позволяет выявить стадии, которые проходит система в своем развитии, описать качественное своеобразие каждой стадии. Этот вопрос и рассмотрен нами в работе [3].
Результатом исследования объекта как деятельности является модель работы педагога-практика с исследуемым феноменом.
С системным подходом тесно связаны структурный и функциональный подходы. При структурном подходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее элементов, а также связей между ними. На основе выявленной структуры делаются заключения о других характеристиках системы. Функциональный подход направлен на выявление функций («задач») каждого элемента системы и системы в целом.
На этом основании мы представляем технологическую культуру личности в виде совокупности структурных и функциональных компонентов.
В качестве структурных компонентов технологической культуры мы рассматриваем инвариантные личностные и субъектно-деятельност-ные особенности личности, проявляющиеся при постановке и решении разных проблем в исследовательской, преобразовательной и проектировочной деятельности.
В соответствии с этим мы выделили следующие структурные компоненты технологической культуры личности: когнитивный, мотивационно-цен-
37
38
ностный, операциональный и твор-ческо-деятельностный.
Содержание когнитивного компонента технологической культуры личности составляют совокупность личностных, социальных и профессиональных знаний о технологическом мире, технологиях, а также развитость интеллектуальных процессов и мыслительной деятельности. Этот компонент предполагает наличие у человека технологического мышления и выработки нестандартных решений. Знания рассматриваются не как цель образования, а как средство оптимальной организации своей деятельности.
Когнитивный компонент технологической культуры личности предусматривает знания способов, приемов и методов исследовательской, преобразовательной, проектной деятельности. Он включает в себя также знания способов получения, хранения информации и ее передачи, навыки совершенствования профессиональных знаний и умений. Уровень развития когнитивного компонента определяется полнотой, глубиной, системностью указанных знаний.
Мотивационно-ценностный компонент технологической культуры характеризует наличие ценностных ориентаций и мотивов выполнения своей профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент отражает профессионально-личностную заинтересованность в отношении использования научно-технических и инженерных технологий в своей деятельности.
Изучение технологической культуры личности в мотивационно-цен-ностном аспекте раскрывает ее содержание, основу которого составляют
технологические ценности. По мере развития потребностей общества изменяются и переоцениваются и технологические ценности.
Степень присвоения личностью технологических ценностей зависит от активности ее технологического сознания, так как установление ценности той или иной технологической идеи, системы происходит в процессе оценки. Мы, опираясь на исследования И. Ф. Исаева [4], выделяем следующие группы технологических ценностей в структуре технологической культуры:
• 1 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл целей технологической деятельности (ценности-цели);
• 2 группа - ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления технологической деятельности (ценности-средства);
• 3 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной технологической деятельности (ценности-отношения);
• 4 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл научных и инженерно-технологических знаний в процессе осуществления технологической деятельности (ценности-знания);
• 5 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл технологически важных качеств личности (ценности-качества).
Система объективно существующих ценностей (целей, средств, отношений, знаний и качеств) порождает в сознании человека личностную систему ценностных ориентаций. Важно, чтобы она существовала не только в сознании, в мыслях, но и реальных технологически-ориентированных действиях, технологической деятельности.
Операциональный компонент технологической культуры предусматривает наличие исследовательских умений личности: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал.
Операциональный компонент представляется средствами, методами и формами организации деятельности, методами и формами планирования, контроля и регулирования ее преобразовательного процесса.
Творческо-деятельностный компонент технологической культуры личности подразумевает механизм овладения ею и ее воплощения в творческом акте. Процесс приобретения человеком технологических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Именно в творческой деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности.
Становится очевидным, что технологическая культура является сферой творческого приложения и реализации технологических способностей личности. В технологических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные возможности и опосредует процесс присвоения культурных, нравственных, эстетических, этических, правовых и других отношений. Воздействуя на других, человек творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в преобразовательной деятельности.
Выделенные и кратко охарактеризованные структурные компоненты специфически преломляются в функциональных компонентах: исследовательском, проектировочном, конструк-
тивном, мировоззренческом и рефлексивном, образуя систему технологической культуры личности.
Содержание исследовательского компонента технологической культуры составляет комплекс умений и навыков организации исследовательской деятельности, включающий способы практической деятельности, специальные исследовательские умения, отражающие возможности человека в создании новых систем и технологий.
Потребность, предметом которой выступает не только новое знание, но и процесс его поиска и самостоятельного получения, называется исследовательским мотивом. Уровень развития исследовательских способностей личности выше в том случае, если смыслообразующим мотивом соответствующей деятельности является исследовательский мотив. Потребность исследовать - это необходимая потребность интеллектуального, образованного человека, особенно человека молодого, занимающего активную жизненную позицию. Исследовательская потребность - основной внутренний побудитель познава- 39 тельной потребности.
Проектировочный компонент технологической культуры мы определяем как систему действий, связанных с перспективным планированием задач и способов их решения в своей деятельности для достижения поставленных целей.
Эффективность проектировочного компонента технологической культуры обеспечивают такие субъективные свойства личности, как способность к деятельности на высоком технологическом уровне. Технологическая деятельность требует технологической мобильности специалиста, вы-
40
ражающейся способностью быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере.
Владение человеком проектировочными умениями в современных социокультурных условиях представляет собой один из ведущих критериев профессионализма и является системообразующим компонентом в структуре технологической культуры личности.
Конструктивный компонент технологической культуры представляет объект конструирования, этапы и конечный результат мысленного конструирования. Он включает действия по отбору и композиционному построению содержания информации для предстоящей технологической деятельности. Конструктивное мастерство специалиста заключается в умении гибко приспосабливать требования спецификаций технологических систем к конкретным особенностям данного объекта. Человек, в совершенстве владеющий конструктивной функцией, всегда является хорошим методистом в избранном деле.
Содержание мировоззренческого компонента технологической культуры составляют ценности и идеалы, убеждения и принципы, связное, целостное воззрение на мир, историю, человека.
Мировоззренческий компонент также включает в себя: умение воспринимать вероятностный и альтернативный характер течения процессов и явлений в системе человек-общество-природа, то есть оценивать ситуацию и принимать решения в условиях неопределенности; способность моделировать возможные варианты развития социальной реальности, прогнозировать результат и опре-
делять свое отношение к ним; сфор-мированность многомерной технологической картины мира в ее единстве и динамике, в существующих и нарождающихся взаимосвязях и противоречиях; умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причины), терминах сегодняшнего (событие) и терминах будущего (следствия); наличие осознанного и целенаправленного интереса к окружающей действительности в разных ее проявлениях; сформированное умение видеть личный смысл в любой деятельности.
Реализация рефлексивного компонента технологической культуры, позволяет человеку осознанно подойти к решению поставленной задачи; осуществлять решение на основе методологических подходов; оценить собственную деятельность и ее результаты.
Рефлексивный компонент технологической культуры личности говорит о способности оценивать свою деятельность по освоению и использованию современных способов и приемов преобразовательной деятельности, о системе взглядов и установок по отношению к собственному развитию в сфере творческой профессиональной деятельности.
Рефлексивность мышления определяют как комплексное свойство мышления, характеризующее овладение субъектом способами контроля и оценки собственных мыслительных действий и их включение в структуру мыслительной деятельности. Развитие рефлексивности мышления происходит в ситуации, когда субъект обнаруживает противоречие между ресурсами накопленного опыта и условиями нестандартной задачи.
Выделенные и обоснованные структурные и функциональные компоненты находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему технологической культуры личности.
Важно определить также место технологической культуры по отношению к различным видам личностной культуры. Мы считаем, что в целом технологическую культуру можно представить как некую результирующую, возникающую при взаимопроникновении и взаимодействии трех видов личностной культуры: научной, технической и инженерной.
Технологическая культура личности проявляется:
- в обладании творческим исследовательским поведением;
- во владении способами и приемами исследовательской деятельности;
- в обладании высокими познавательными способностями, адаптивностью, гибкостью и мобильностью;
- в наличии потребности в преобразовательной деятельности;
- во владении способами и методами преобразовательной деятельности;
- в умении анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность и деятельность других.
3. Насипов А. Ж. Этапы становления технологической культуры личности: грамотность, компетентность, культура // Наука и школа. - 2010. - № 3. -С. 15-20.
4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с. ■
41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Насипов А. Ж. Технологическая культура личности // Наука и школа. - 2008. - № 6. - С. 13-15.
2. Борытко Н. М. Методология психолого-педагогических исследований: Учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Мо-ложавенко, И. А. Соловцова / Под ред. Н. М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 284 с.