Научная статья на тему 'Этапы становления технологической культуры личности: грамотность, компетентность, культура'

Этапы становления технологической культуры личности: грамотность, компетентность, культура Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
606
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / TECHNOLOGICAL LITERACY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TECHNOLOGICAL COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TECHNOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насипов А.Ж.

Работа посвящена исследованию проблемы технологической культуры личности, основным этапам ее становления. Автором выделяются три основных этапа развития технологической культуры: грамотность, компетентность, культура, проводится сравнительный анализ концепции технологической культуры и технологической грамотности. В статье показано, что концепция технологической культуры по отношению к концепции технологической грамотности является более общей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL CULTURE: LITERACY, COMPETENCE, CULTURE

This work is devoted to research of a problem of technological culture and the basic stages of its formation. Three basic stages of development of technological culture are allocated: literacy, competence, culture. The comparative analysis of the concept of technological culture and technological literacy is carried out. It is shown that the concept of technological culture in relation is more general then the concept of technological literacy.

Текст научной работы на тему «Этапы становления технологической культуры личности: грамотность, компетентность, культура»

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ГРАМОТНОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КУЛЬТУРА

A PERSON'S TECHNOLOGICAL CULTURE DEVELOPMENT STAGES: LITERACY, COMPETENCE, CULTURE

А.Ж. Насипов

Работа посвящена исследованию проблемы технологической культуры личности. Автором выделяются три основных этапа развития технологической культуры: грамотность, компетентность, культура; проводится сравнительный анализ концепции технологической культуры и технологической грамотности. В статье показано, что концепция технологической культуры по отношению к концепции технологической грамотности является более общей.

Nasipov A.Zh.

This work examines a person's technological culture development. The author singles out three basic stages of the technological culture development, namely literacy, competence and culture, and compares the concepts of technological culture and technological literacy. It is shown that the concept of technological culture is more general in relation to the concept of technological literacy.

Ключевые слова: технология, технологическое образование, технологическая грамотность, технологическая компетентность, технологическая культура.

Keywords: technology, technological education, technological literacy, technological competence, technological culture.

Современную стадию развития научно-технической революции часто характеризуют как революцию технологическую. «Сегодня человек живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его экстенсивной, технократической идеологией. Новый - технологический -этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, психологических, эстетических и других факторов и последствий» [1]. В результате этого в обществе формируется новая универсальная культура, зарождение которой связано с многообразием проявлений человеческой деятельности, - технологическая культура.

Происходящие в обществе изменения находят свое отражение и в системе непрерывного образования. Многие развитые страны мира в конце 1980-х - начале 1990-х гг. пришли к пониманию необходимости всеобщего технологического образования, в основу которого были заложены идеи концепции технологической грамотности.

Концепция технологической грамотности не нашла широкого распространения у нас в стране; здесь получила развитие концепция технологической культуры личности. Однако наряду с термином «технологическая культура личности» часто используются понятия «технологическая грамотность» и «технологическая компетентность», что вносит некоторую путаницу.

В связи с этим хотелось бы обрисовать ситуацию в целом и дать ответы на некоторые вопросы. Что понимается под технологической грамотностью у нас и за рубежом? В чем ее отличие от технологической компетентности? Что

означает термин «технологическая культура личности» и есть ли соответствующий ему аналог в англоязычной литературе? Образуют ли эти понятия единую систему или они описывают не зависимые друг от друга объекты?

Прежде чем дать ответы на эти вопросы, проанализируем для сравнения три группы понятий. Первая: информационная грамотность, информационная компетентность, информационная культура. Вторая: психологическая грамотность, психологическая компетентность, психологическая культура. Третья: акмеологическая грамотность, акмеологическая компетентность, акмеологиче-ская культура.

Концепция информационной грамотности появилась в 1990-х годах в США и странах Западной Европы [2]. Вначале информационная грамотность определялась как способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать. Большой вклад в развитие этой концепции внесли Американская библиотечная ассоциация (ALA) и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA).

В 2006 г. опубликовано «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» [3]. В этой работе под информационной грамотностью подразумевается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации, ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации; оценки точ-

#

ности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости - передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов».

Исследованиям в области информационной компетентности посвящены работы Н.И. Гендиной, Ю.С. Зубова, С.Д. Каракозова и др. А.В. Хуторской и С.В. Тришина рассматривают информационную компетентность как одну из ключевых компетентностей, имеющую объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона является отражением объективной, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Ряд исследователей категорию «информационная компетентность» рассматривают во взаимосвязи с категориями «компьютерная грамотность» и «информационная культура». Иногда ошибочно ставят знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью. Компьютерную грамотность, то есть умение работать с компьютером, нельзя считать даже элементом информационной грамотности.

Кроме того, информационную компетентность рассматривают, с одной стороны, как составляющую профессиональной компетентности, а с другой - как составляющую информационной культуры личности. Понятие информационной компетентности нельзя считать однозначно определенным. В качестве наиболее удачной дефиниции можно привести следующее: «Информационная компетентность - интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием современных информационных технологий для достижения профессионально значимых целей» [4].

Термин «информационная культура личности» в научной литературе используется только отечественными учеными. Информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. Принято выделять три модуса ее существования: информационная культура общества, информационная культура отдельной группы потребителей информации и информационная культура личности.

По мнению большинства специалистов, информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Таким образом, видно, что понятия «информационная грамотность» и «информационная культура личности» имеют значительное сходство. Однако между ними есть и существенное различие. Концепция информационной культуры личности включает такой компонент, как информационное мировоззрение. Последнее предполагает обязательную мотивацию личности на необходимость повышения уровня информационной подготовки.

Отмеченное различие между отечественной концепцией формирования информационной культуры личности и международной концепцией информационной грамотности не носит принципиального характера. Оно, можно считать, отражает стремление отечественных специалистов сочетать достижения международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования.

Вместе с тем необходимо отметить, что концепция информационной культуры личности, разработанная отечественными учеными [2], получила высокую оценку на III сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и была предложена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Программы на 2006-2007 гг.

Рассмотрим теперь группу понятий, связанных с психологической грамотностью, компетентностью и культурой.

Исследования, направленные непосредственно на изучение проблемы психологической культуры как самостоятельного феномена, начались сравнительно недавно. В отличие от рассмотренной выше группы понятий, связанных с информационной грамотностью, компетентностью и культурой, здесь в генезисе психологической культуры изначально выделяют три основных качественных уровня развития: психологическую грамотность, психологическую компетентность и зрелую психологическую культуру [5].

Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей [6]. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Наиболее лаконичным и общепринятым является определение, предложенное Е.А. Климовым: «Минимальный необходимый уровень развития психологической культуры - психологическая грамотность» [7] .

В характеристике психологической компетентности специалисты в данной области придерживаются определения компетентности, предложенного М.А. Холодной: «Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» [8]. Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный - может эффективно использовать знания в решении тех или иных проблем.

В отношении понятия «психологическая культура личности» также нет единой, общепринятой точки зрения. Существуют различные определения, раскрывающие ее параметры, уровни. Так, А.Б. Орлов считает, что психологическая культура предстает в совокупности следующих компонентов: культуры убеждений, переживаний, представлений о самом себе и педагогических влияний [9].

Большая часть известных работ посвящена исследованию психологической культуры в контексте профессиональной деятельности как составляющей профессиональной культуры. Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (врача, программиста, менеджера и т. д.), особенностями решаемых задач.

Наиболее общим является подход, при котором психологическая культура рассматривается как часть общей культуры человека. В этом ракурсе психологическая культура личности определяется наличием характеристик, определяющих готовность эффективно решать широкий круг задач безотносительно конкретной профессиональной деятельности.

По мнению Л.С. Колмогоровой, понятие «базисная психологическая культура» - системное, многокомпонентное понятие, которое может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов: гносеологического, процессуально-деятельностного и субъективно-личностного [6].

Перейдем к анализу следующей группы понятий: ак-меологическая грамотность, акмеологическая компетентность и акмеологическая культура.

Как и в случае с психологической культурой, в генезисе акмеологической культуры постулируется наличие трех качественных уровней: акмеологической грамотности, акмеологической компетентности и собственно акмеологической культуры [10].

В качестве теоретической основы доказательства этого утверждения выбрана концепция Е.Г. Силяевой, согласно которой процесс формирования культуры личности рассматривается исключительно как процесс формирования психологических новообразований [11].

Е.Г. Силяева описывает психологические механизмы возникновения и закрепления новообразований в структуре личности следующим образом. В так называемом равновесном состоянии личности как системы всегда доминируют одна или нескольких составляющих, обусловленных спецификой ситуации или деятельности субъекта, а также структурой свойств личности.

Наиболее чувствительными к изменениям являются доминирующие элементы и подсистемы структуры личности. Доминирование и «напряженность» [11] тех или иных составляющих в структуре психического состояния способствуют образованию и закреплению соответствующего новообразования в процессе социально-профессиональной адаптации.

Формирование новообразований в структуре личности обусловливают только те состояния, которые являются неравновесными, то есть имеют высокое или низкое

энергетическое положение. Неравновесные состояния появляются в результате нарушения баланса, инициированного внесением извне потока информации и энергии в открытую систему, которой является личность.

Переход в равновесное состояние связан с рассеиванием энергии субъекта посредством действий, поступков и возникновением новых структур и образований в структуре сознания. Таким образом, появление неравновесных состояний - необходимое предварительное условие возникновения личностных новообразований.

Процесс формирования новообразований делится на три основных этапа. На первом этапе происходит зарождение новообразования. Этап связан с формированием так называемого динамического опорного ядра. Само ядро состоит из психических процессов, в которых данное новообразование (свойство) проявляется, и конкретной деятельности или ситуации, в процессе которой это свойство развивается.

Второй этап связан с совершенствованием опорного ядра. На этом этапе новообразование становится более выраженным и закрепляется в конкретной деятельности и поведении. Происходит повышение устойчивости элементов опорного ядра и динамичности в пределах ситуаций профессиональной деятельности и общения. Эти результаты достигаются за счет повторения психических состояний и их фиксации в пределах повторяющейся деятельности, то есть возникновения стандартных устойчивых ситуаций.

На третьем этапе происходит качественно новое развитие процесса формирования новообразования. Сформированное новообразование само репродуцирует психические состояния определенного типа, вида и знака, аналогичные тем, благодаря которым оно возникло. Новообразование в качестве составного элемента уже обусловливает появление других психических состояний [11].

Как считают авторы работы [10], рассматривая процесс формирования культуры личности как процесс формирования новообразований, Е.Г. Силяева исходит из понимания культуры личности как «включенности в социум», овладения «человеческими» качествами и свойствами. При таком допущении процесс формирования культуры личности равнозначен процессу ее социализации. При этом в качестве новообразований выступают разноуровневые качества и свойства, интегрально образующие культуру личности.

Признавая такое понимание культуры правомерным, А.А. Деркач и Е.В. Селезнева считают его недостаточно полным для исследования генезиса акмеологической культуры личности. Однако они согласны с тем, что описанные Е.Г. Силяевой психологические механизмы возникновения и закрепления новообразований в структуре личности, безусловно, действуют и в процессе развития акмеологической культуры личности [10].

С другой стороны, как любой вид личностной культуры, акмеологическая культура - системное и интегральное образование и одновременно единство знания, отношения, переживания и жизненного опыта [5].

Опираясь на эти теоретические положения, А.А. Дер-кач и Е.В. Селезнева выделяют три основных этапа становления акмеологической культуры: акмеологическую грамотность, акмеологическую компетентность и собственно акмеологическую культуру как механизм достижения акме и самоосуществления.

Акмеологическая грамотность определяется как:

- осведомленность о закономерностях достижения человеком вершины в своем индивидном, личностном, субъектном и индивидуальном развитии;

- воспитанность личности как субъекта самопреобразующей деятельности;

- наличие в мотивационно-смысловой сфере личности интенции в области саморазвития.

Акмеологическая компетентность - интегральная способность человека строить свое поступательное развитие в различных сферах жизнедеятельности с постоянным усложнением задач и возрастанием уровней достижений. Или же: «акмеологическая компетентность - это системно-структурное многоуровневое интегральное личностно-деятельностное качество, которое позволяет человеку ставить и эффективно решать задачи и проблемы разного уровня сложности в области самоактуализации, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности» [10] .

Акмеологическая культура, по мнению тех же авторов, включает и акмеологическую грамотность, и акмео-логическую компетентность, которые выступают как начальные уровни ее развития.

По своей природе акмеологическая культура является духовным образованием. Духовность, по мнению авторов, здесь понимается как целостная активность человеческой психики в ее специфичности по сравнению с психикой животных.

По способу реализации своих функций акмеологиче-ская культура является психологическим образованием, и о ней можно говорить как об одном из видов психологической культуры.

Вместе с тем по способу бытования и направленности акмеологическая культура является нравственным образованием, и о ней можно говорить как об одном из видов нравственной культуры.

Таким образом, акмеологическую культуру можно представить как некую результирующую, возникающую при взаимодействии и гармонизации трех видов личностной культуры: духовной, психологической и нравственной.

Акмеологическая культура в своем внешнем проявлении раскрывается как система основных функций, личностных качеств и деятельностных проявлений, сформированного которой является условием и предпосылкой эффективного акме-ориентированного саморазвития как фактора достижения акме и самоосуществления.

С внутренней точки зрения акмеологическая культура - это личностное новообразование, которое обеспечивает ускорение процесса акме-ориентированного саморазвития человека, закрепление новых достижений в

этом процессе и подготовку к дальнейшим акме-ориентированным самопреобразованиям.

Попробуем теперь дать ответы на вопросы, поставленные в начале статьи.

В ряде стран мира (США, Израиль, Новая Зеландия и др.) принята концепция технологической грамотности (technological literacy) как цели всеобщего технологического образования [12]. Что понимается под технологической грамотностью?

В материалах проекта «Технология для всех американцев» приводится следующее определение: «Технологическая грамотность - это способность использовать технологию, управлять ею и понимать ее» [12]. Там же сформулированы качества технологически грамотного человека:

«Технологически грамотный человек - это человек, который:

- умеет решать проблемы с учетом различных точек зрения в различных контекстах;

- понимает, что технология включает системы и активно использует системный подход;

- использует понятия из науки, математики, общественных и гуманитарных дисциплин как инструменты для управления технологическими системами;

- может идентифицировать соответствующие решения и прогнозировать последствия решений;

- понимает важнейшие концепции технологии».

У нас же в стране концепция технологической грамотности не нашла широкого применения. Вместо нее идет активная разработка более общей концепции технологической культуры личности.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном планах [13]. В социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве.

В личностном плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.

Согласно Ю.Л. Хотунцеву, «технологическая культура -культура преобразующей, творческой природосообраз-ной (экологически оправданной) деятельности включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (ко-нативный уровень)» [14].

В работе [15] под технологической культурой понимается область, занимаемая технологией в культурном пространстве и включающая в себя знания и регулятивы, с помощью которых и осуществляется деятельность.

Термин «технологическая компетентность» встречается реже, но также используется в современных исследованиях. Под технологической компетентностью понимается умение вычленять основную проблему и нахо-

дить способы ее оптимального решения в реальной профессиональной деятельности. Специалист должен обладать сформированной технологической компетентностью, которая понимается как сочетание личностных особенностей и качеств, позволяющих умело выполнять определенные профессиональные действия, способность к высокоэффективному труду, знание своего дела в совершенстве.

Анализ приведенных выше определений показывает, что между понятиями «технологическая грамотность» и «технологическая компетентность» нет принципиальных различий. Видно, что эти понятия описывают один и тот же объект.

По существу, речь может идти о двух концепциях: технологической грамотности, принятой в зарубежных странах, и технологической культуры личности, разрабатываемой отечественными учеными.

В связи с этим возникают два аспекта рассматриваемой проблемы: необходимо либо привести в соответствие друг другу эти концепции, либо показать их отличительные признаки и сделать выбор в пользу одной из них.

Этот выбор фактически сводится к выбору между двумя подходами в сфере образования: компетентность™ и куль-туроцентричным. Мы согласны с А.И. Субетто, что «компе-тентностный подход находится в отношении дополнительности к культуроцентричному, знаниецентричному, систе-модеятельностному подходам и не может рассматриваться как доминирующий при описании качества человека в образовательном пространс тве. Наиболее общим, всеохватывающим является культуроцентричный подход» [16].

Таким образом, сделав выбор в пользу концепции формирования технологической культуры личности, мы рассматриваем технологическую культуру как интегральное психическое образование человека, имеющее иерархическую многокомпонентную структуру и качественно своеобразные уровни развития [17]. Пользуясь вышеприведенной терминологией, выделяем три основных этапа становления технологической культуры личности: технологическая грамотность; технологическая компетентность; собственно технологическая культура личности.

Технологической грамотностью мы называем первый этап становления технологической культуры личности. Грамотность определяется как наличие необходимых сведений из какой-либо области. С этой точки зрения технологическая грамотность - наличие технологических знаний и понимание природы технологической деятельности, связей между производством и обществом, воздействия технологий на окружающую среду.

Технологическая компетентность - интегральное личностно-деятельное качество, характеризующее способность человека ставить технологические задачи разного уровня сложности и находить их оптимальное решение.

Технологическая культура включает в себя технологическую грамотность и технологическую компетентность как начальные этапы развития. Технологическая культура

есть некая результирующая, возникающая при взаимодействии и взаимовлиянии трех видов личностной культуры: научной, технической и инженерной.

Технологическая культура личности - это высокого уровня обобщенности интегральное образование и одновременно свойство развитого сознания, выраженное в его интеллектуальном, творческом и этическом потенциалах; оно включает технологические знания и умения, владение современными методами поиска решения технологических задач, стремление к преобразовательной деятельности, технологическое мировоззрение и мышление [12].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Ч.1. / Под ред. П.Р. Атутова. -М.: ИОСО РАО, 1997.

2. Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ifap.ru/projects/infolit.htm.

3. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006.

4. Евладова Н.В. Формирование информационной компетентности студентов экономических специальностей ссузов (на примере специальности 080106 «Финансы»): Дис. ... канд. пед. наук. -Благовещенск, 2006.

5. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. - СПб., 2004.

6. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования // Педагог. - 1997. - № 3.

7. Климов ЕА. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

8. Холодная МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997.

9. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психол. факультетов. - М.: Логос, 1995.

10. Деркач АА, Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.

11. Силяева Е.Г. Синергетический подход и процесс формирования культуры личности // Синергетика, философия, культура. - М., 2001.

12. Горинский С.Г. Концепция и модель технологического образования всемирного союза ОРТ: Сб. материалов VI межд. конф. по проблемам техн. образ. школьников. - М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Симоненко ВД. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Изд-во БГПУ, 2001.

14. Хотунцев ЮЛ. Технология, экология, естественнонаучная картина мира. - М.: Изд-во «Эслан», 2001.

15. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. -СПб.: Питер, 2006.

16. Субетто А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения,

классификация - и его место в системе ноосфер-ного императива в XXI веке. - М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

17. Насипов АЖ. О технологической грамотности, компетентности и культуре // Материалы XIV Межд. конф. «Проблемы технологического образования в школе и вузе». - М., 2008.

18. Насипов АЖ. Технологическая культура личности // Наука и школа. - 2008. - № 6.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ВУЗА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЗРЕЛОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

IMPROVING A UNIVERSITY MANAGEMENT SYSTEM BY INCREASING THE MATURITY OF BUSINESS PROCESSES

И.Л. Беленок, М.В. Погребицкая

В статье изложены основные принципы успешного применения процессного подхода к менеджменту вуза. Предложен подход к совершенствованию системы менеджмента вуза на основе непрерывного повышения зрелости процессов.

Ключевые слова: вуз, менеджмент, процесс, совершенствование, зрелость.

Belenok I.L., Pogrebitskaya M.V.

The article examines the main principles of a successful application of the process approach to the university management. The authors suggest improving a university management system by continuously increasing the maturity of the processes.

Keywords: university, management, process, improvement, maturity.

Одним из основных факторов развития вуза в условиях возрастающей конкуренции является непрерывное совершенствование протекающих в нем процессов [1]. Под непрерывным совершенствованием мы понимаем постепенное и постоянное, без временных перерывов, улучшение бизнес-процессов с целью повышения их способности создавать ценности [2].

Несмотря на простоту заложенных принципов, процессный подход к менеджменту вуза до сих пор вызывает многочисленные дискуссии и споры в академическом сообществе. Использование процессного подхода чаще всего связывают с внедрением в систему управления вузом международных стандартов серии ISO 9000. Однако трудности, с которыми сталкивается вуз при проектировании процессов, выходят за рамки проблем построения системы менеджмента качества [3; 4]. Исследование проблем применения и эффективности процессного подхода представляется важной задачей в менеджменте учебных заведений высшего профессионального образования.

Результаты проведенного автором исследования позволили выделить основные принципы успешного

применения процессного подхода к менеджменту вуза:

- использование процессного подхода по всем видам деятельности вуза в целом, а не для проектирования специализированных систем менеджмента [3];

- выделение (декомпозиция) процессов вуза на основе создания цепочки ценностей вуза и использование основных принципов декомпозиции, определенных Р. Портером [4; 5];

- определение приоритетности процессов, нуждающихся в совершенствовании, на основе оценки качества их функционирования, значимости для стратегического развития вуза [1];

- использование современных подходов, методов и инструментов менеджмента для совершенствования бизнес-процессов с учетом их текущего состояния [1].

Целью научного поиска стала разработка подхода к совершенствованию системы менеджмента вуза, основанного на непрерывном повышении зрелости процессов и учитывающего перечисленные выше принципы.

Понятие «зрелость процессов» означает степень их управляемости, включая возможность поэтапной количественной оценки качества, контролируемости и эффектив-

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.