Научная статья на тему 'К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ОДЕЖДЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ОДЕЖДЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — М.З. Аграновский, А.Н. Синицын

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ОДЕЖДЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

УДК 613.48:378.661

Канд. мед. наук М. 3. Аграновский, А. Н. Синицын

К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ОДЕЖДЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

На практических занятиях по общей гигиене для студентов санитарно-гигиенических факультетов не рассматриваются вопросы гигиенического исследования тканей и одежды, а между тем учебная программа совершенно оправданно отводит на них специальное занятие. Овладение элементами современной физиолого-гигиенической оценки системы человек — одежда имеет самостоятельное значение, а также влияет на общий уровень подготовки санитарного врача. В соответствии с этим данное практическое занятие должно, как нам представляется, органически сочетать исследование наиболее значимых в гигиеническом отношении физико-механических свойств тканей (масса 1 м2, толщина, объемная масса, пористость) и хотя бы простейшие сани-тарно-химические анализы (качественная реакция на формальдегид, определение бромирующихся ве-* ществ в водных вытяжках из тканей либо в жидкости, имитирующей пот).

Далее студентам могут быть предложены ситуационные задачи по расчету теплозащитной одежды в зависимости от конкретных условий ее эксплуатации согласно методике, разработанной Р. Ф. Афанасьевой. Это фрагмент занятия приобретает особую актуальность в связи с увеличением контингента работающих на открытых территориях вновь осваиваемых районов севера страны и Сибири.

Расчет средневзвешенной толщины пакета материалов одежды (о) облегчает предложенная нами сетчатая номограмма. Она состоит из двух семейств

линий со значениями температуры воздуха (Тв) и уровня теплопродукции (М), связанной с физической работой — левое поле номограммы. На правом ее поле нанесены линии со значениями воздухопроницаемости пакета материалов (В) и скорости ветра (V). Для вычисления а по заданным Тв, М, В и V следует найти в левом поле номограммы точку а пересечения Тв и М, а затем провести через нее прямую, параллельную шкале М до пересечения с вертикальной линией, ограничивающей данное поле справа в точке в. Аналогичным образом в правом поле находим точку пересечения с величин V и В и далее проводим через нее прямую, параллельную шкале В, до пересечения с вертикальной линией, ограничивающей данное поле слева, в точке с1. Пометка точки пересечения е прямой сс1, соединяющей уже найденные засечки на крайних вертикалях обеих полей, со шкалой о даст ответ. Точность результатов, получаемых по данной методике, имеет в среднем тот же порядок, что и на логарифмической линейке, и тем самым соответствует требованиям современной номографии (Г. С. Хованский).

В заключение отметим, что занятие по гигиенической оценке тканей и одежды, базирующееся на высказанных здесь соображениях, неизменно вызывает значительный интерес у студентов и с учетом сложившихся межпредметных связей, очевидно, может способствовать оптимизации преподавания на санитарно-гигиеническом факультете.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьева Р. Ф. Гигиенические основы проектирования

одежды для защиты от холода. М., 1977. Временные методические указания по гигиенической оценке текстильных материалов, обработанных пропитками

на основе синтетических смол и других химических соединений. М., 1974. Хованский Г. С. Номография и ее возможности. М., 1977.

Поступила 17/1V 1980 г.

УДК 613.984/956-07:378.661

Проф. А. П. Селиванов, канд. мед. наук В. И. Агарков

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СТУДЕНТАМИ-МЕДИКАМИ МЕТОДОВ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Донецкий медицинский институт

Современные детские и подростковые учреждения призваны обеспечить оптимальные условия для умственного, физического, эстетического и трудового воспитания. Поэтому планировочное, архи-

тектурное и композиционное решение здания и земельного участка этих заведений должно полностью отвечать современным требованиям гигиенической науки. В связи с этим возрастает значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.