УДК 613.48:378.661
Канд. мед. наук М. 3. Аграновский, А. Н. Синицын
К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ОДЕЖДЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
На практических занятиях по общей гигиене для студентов санитарно-гигиенических факультетов не рассматриваются вопросы гигиенического исследования тканей и одежды, а между тем учебная программа совершенно оправданно отводит на них специальное занятие. Овладение элементами современной физиолого-гигиенической оценки системы человек — одежда имеет самостоятельное значение, а также влияет на общий уровень подготовки санитарного врача. В соответствии с этим данное практическое занятие должно, как нам представляется, органически сочетать исследование наиболее значимых в гигиеническом отношении физико-механических свойств тканей (масса 1 м2, толщина, объемная масса, пористость) и хотя бы простейшие сани-тарно-химические анализы (качественная реакция на формальдегид, определение бромирующихся ве-* ществ в водных вытяжках из тканей либо в жидкости, имитирующей пот).
Далее студентам могут быть предложены ситуационные задачи по расчету теплозащитной одежды в зависимости от конкретных условий ее эксплуатации согласно методике, разработанной Р. Ф. Афанасьевой. Это фрагмент занятия приобретает особую актуальность в связи с увеличением контингента работающих на открытых территориях вновь осваиваемых районов севера страны и Сибири.
Расчет средневзвешенной толщины пакета материалов одежды (о) облегчает предложенная нами сетчатая номограмма. Она состоит из двух семейств
линий со значениями температуры воздуха (Тв) и уровня теплопродукции (М), связанной с физической работой — левое поле номограммы. На правом ее поле нанесены линии со значениями воздухопроницаемости пакета материалов (В) и скорости ветра (V). Для вычисления а по заданным Тв, М, В и V следует найти в левом поле номограммы точку а пересечения Тв и М, а затем провести через нее прямую, параллельную шкале М до пересечения с вертикальной линией, ограничивающей данное поле справа в точке в. Аналогичным образом в правом поле находим точку пересечения с величин V и В и далее проводим через нее прямую, параллельную шкале В, до пересечения с вертикальной линией, ограничивающей данное поле слева, в точке с1. Пометка точки пересечения е прямой сс1, соединяющей уже найденные засечки на крайних вертикалях обеих полей, со шкалой о даст ответ. Точность результатов, получаемых по данной методике, имеет в среднем тот же порядок, что и на логарифмической линейке, и тем самым соответствует требованиям современной номографии (Г. С. Хованский).
В заключение отметим, что занятие по гигиенической оценке тканей и одежды, базирующееся на высказанных здесь соображениях, неизменно вызывает значительный интерес у студентов и с учетом сложившихся межпредметных связей, очевидно, может способствовать оптимизации преподавания на санитарно-гигиеническом факультете.
ЛИТЕРАТУРА
Афанасьева Р. Ф. Гигиенические основы проектирования
одежды для защиты от холода. М., 1977. Временные методические указания по гигиенической оценке текстильных материалов, обработанных пропитками
на основе синтетических смол и других химических соединений. М., 1974. Хованский Г. С. Номография и ее возможности. М., 1977.
Поступила 17/1V 1980 г.
УДК 613.984/956-07:378.661
Проф. А. П. Селиванов, канд. мед. наук В. И. Агарков
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СТУДЕНТАМИ-МЕДИКАМИ МЕТОДОВ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Донецкий медицинский институт
Современные детские и подростковые учреждения призваны обеспечить оптимальные условия для умственного, физического, эстетического и трудового воспитания. Поэтому планировочное, архи-
тектурное и композиционное решение здания и земельного участка этих заведений должно полностью отвечать современным требованиям гигиенической науки. В связи с этим возрастает значи-