Научная статья на тему 'РОЛЬ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА'

РОЛЬ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА»

вне оказывают жилищные условия семьи. При установлении возраста биологического развития школьников необходимо принимать во внимание условия жизни в семье.

ЛИТЕРАТУРА. Kotuläu J. — "Csl. Hyg.", 1967, т. 12, с. 241—247. — Lamosovä М. — Ibid., с. 248—253. — R i с h t е г J. — "Arztl. Jugendkunde", 1973, Bd 64, S. 268—280.

Поступила 29/IV 1975 r.

УДК 378.661

Проф. А. К. Кощеев, канд. мед. наук И. И. Добросердова

РОЛЬ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ подготовки СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Пермский медицинский институт

Повышение качества подготовки молодых специалистов — одна из важных задач, поставленных перед высшей школой XXIV съездом КПСС. Решение этой задачи во многом зависит от того, как тесно увязывается обучение студентов с их широким участием в научных кружках и от того, насколько хорошо овладели они формами самостоятельной работы. Л. И. Брежнев в речи на Всесоюзном слете студентов 19/Х 1971 г. говорил: «Процесс обучения в вузе сегодня все больше опирается на самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студента».

Большую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов играет участие в кружках, где студент осваивает методику работы с литературой, знакомится с аппаратурой и методами исследования. Однако этим занимается незначительная часть студентов. Для подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих всеми современными формами анализа и поиска, должны быть использованы и другие формы работы, позволяющие охватить не единицы, а большинство или всех студентов. В Положении о научно-исследователь-ской работе студентов высших учебных заведений, принятом в 1974 г., подчеркивается, что она служит продолжением и углублением учебного процесса. Формы учебно-исследовательской работы разнообразны.

В 1963/64 учебном году на IV курсе санитарно-гигиенического факультета нами было введено как обязательное занятие написание рефератов по отдельным вопросам гигиены питания во внеучебное время. Первоначально мы преследовали только учебную цель, т. е. стремились полнее ознакомить студента с новыми, наиболее важными разделами, недостаточно освещенными в учебниках. Основные темы рефератов (их насчитывалось более 150) посвящены роли отечественных и зарубежных ученых в развитии гигиены питания, мероприятиям партии и правительства по развитию общественного питания, применению полимеров в пищевой промышленности, главным направлениям в работе санэпидстанций в связи с применением ядохимикатов, гигиеническим аспектам применения добавок к пищевым продуктам, особенностям питания различных групп населения и др. В дальнейшем оказалось, что составление рефератов, кроме глубокого ознакомления с изучаемым предметом, имеет еще и большое воспитательное значение. Студент длительно (в течение семестра и более) работает в тесном контакте с преподавателем во внеучебное время, учится правилам поведения, такту, более рациональному использованию свободного времени, бережному отношению к материальным ценностям кафедры и уважению к результатам труда других.

При написании рефератов о роли отечественных ученых в развитии гигиены питания воспитывается чувство патриотизма и гордости за достижения нашей науки. Одновременно прививается любовь к профессии санитарного врача, что надо считать очень важным при подготовке врачей-гигиенистов. Несомненно, что воспитательная роль составления курсовых рефератов весьма значительна. Рефераты, имея учебное и воспитательное значение, вместе с тем служат начальной и наиболее доступной формой исследования.

Студент знакомится с методами научного поиска, учится самостоятельно работать с научной литературой, находить нужный материал и правильно его оценивать. После составления курсовых рефератов многие студенты изъявляют желание продолжить работу по данной теме в научном студенческом кружке. При этом реферативные исследования углубляются, дополняются экспериментальными, статистическими и другими данными. В связи с этим число членов научного кружка увеличилось с 6 в 1966 г. до 45—50, а в 1974 г. — до 86 человек.

К написанию рефератов студенты относятся весьма ответственно. В этом деле определенную роль играет тот факт, что многие работы после разбора в группе (на групповой конференции) используются для подготовки к экзаменам и докладываются на курсовых студенческих конференциях, которые включены в учебный план кафедры. Такие конференции стали на кафедре гигиены питания традиционными, проводятся 2 раза в год. На конференциях обязательно присутствует весь курс (до 200 человек)—это является особенно ценным.

Говоря о расширении кругозора будущих специалистов, об улучшении подготовки его как специалиста, следует отметить, что многие студенты IV курса еще не умеют правильно пользоваться научной литературой и не могут составить надлежащим образом реферат или сделать обобщение по заданной теме. Наши наблюдения показали, что первое время 95% студентов не делали в тексте ссылки на авторов, 75%—не указывали страницы, 50%—не писали название статьи, 45,5%—не указывали авторов книг и статей и др. Многие студенты не могли правильно расположить материал: 57% не выделяли разделы, у 77% отсутствовали в тексте таблицы и т. д.

С целью оказания помощи студентам нами была создана, а затем отпечатана в типографии большим тиражом методическая разработка, которая выдавалась каждому из них на период составления реферата. Постоянно действуя в контакте с преподавателем и пользуясь методической разработкой, студенты овладевают методикой правильного изложения материала и оформления литературы.

Большое значение имеет также выполнение студентами тематических заданий в период производственной практики. Темы заданий заранее согласуются с санэпидстанциями и выполненные работы используются в практике. При этом кафедра оказывает методическую помощь. По итогам производственной практики ежегодно проводится факультетская конференция под девизом «Студенты — здравоохранению», где докладываются лучшие работы. От выполнения этих заданий студенты получают большое удовлетворение, так как видят в этом плоды своей работы.

Члены студенческого научного общества широко привлекаются к изготовлению стендов и приборов. Так, в 1974 г. на кафедре под руководством преподавателей студентами было изготовлено 8 учебных стендов, 50 походно-портативных лабораторий для обследования предприятий общественного питания, несколько номографов акад. А. А. Покровского, несколько укладок для экспрессного определения витамина С в готовых блюдах и другие приборы, которые используются в учебном процессе.

Органическим элементом научно-исследовательской работы студентов, входящим в учебный процесс, мы считаем также изучение темы «Статус питания», когда на практических занятиях они анализируют свой рацион питания, определяют С-витаминную обеспеченность организма с применением биохимических и физиологических методов; в дальнейшем полученные результаты обобщаются на научных студенческих конференциях. За основу выполнения этой темы нами взяты методические разработки, созданные на кафедре гигиены питания I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова.

Приведенные примеры сочетания учебного процесса научно-исследовательской н воспитательной работы соответствуют основным задачам совершенствования преподавания в вузе.

Поступила 22/1 1975 г.

УДК 613:061.22(470.23-23)(091)

Проф. Н. Ф. Кошелев (Ленинград)

50 ЛЕТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ГИГИЕНИСТОВ И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ

В конце 1924 г. группа профессоров и санитарных врачей Ленинграда во главе с Г. В. Хлопиным обратилась в Ленинградский губис-полком с ходатайством разрешить организацию научного общества гигиенистов. В состав этой группы, кроме Г. В. Хлопина, входили профессора Д. К. Заболотный, 3. Г. Френкель, Г. А. Ивашенцев, А. И. Антоновский, Н. А. Иванов, А. Ф. Сулима-Самуйло и ряд других наиболее активных членов Общества охранения народного здравия, созданного еще в 1877 г. выдающимся русским гигиенистом А. П. Доб-рославиным. 27/1 1925 г. губисполком принял решение об организации в Ленинграде Общества работников санитарного дела и эпидемиологов. Его первое пленарное заседание, на котором был избран председатель правления- 3. Г. Френкель и секретари А. И. Штрейс и М. Л. Иоффе, состоялось 3/111 1925 г. Почетным председателем пожизненно был избран Г. В. Хлопин.

В апреле 1925 г. общество получило официальное приглашение о вступлении в качестве отделения в только что образовавшееся в Москве Всероссийское общество социальной и экспериментальной гигиены. Это предложение было принято на пленарном заседании в июне 1925 г., а окончательно оформлено 30/ХП 1925 г.

Ленинградское общество гигиенистов и санитарных врачей возникло как общественная организация, объединяющая работников научной и практической гигиены и продолжающая дело Русского общества охранения народного здравия, целью которого было «содействие улучшению общественного здоровья и санитарных условий России».

С момента своего зарождения общество занялось решением наиболее важных гигиенических проблем. На заседаниях его рассматривались вопросы водоснабжения Ленинграда из Ладожского озера, мелиорации территории города, планировки, устройства канализации, организации снабжения молоком и строительства крупных молочных заводов, загрязнения ленинградской почвы, создания опытных полей ассенизации, строительства фабрик-кухонь, мясокомбината и т. п. Впервые в нашей стране по инициативе В. А. Углова и В. А. Яковенко был рассмотрен вопрос о загрязнении воздушной среды городов в связи с развитием промышленности. Большое внимание уделялось социальной гигиене и организации здравоохранения, подготовке гигиенических кадров на вновь организуемых санитарно-профилактических факультетах, борьбе с алкоголизмом и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.