Научная статья на тему 'К изучению проблемы формирования творческого мышления студентов'

К изучению проблемы формирования творческого мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К изучению проблемы формирования творческого мышления студентов»

вошел в комнату бодрым шагом, веселый, улыбающийся. Мне представилось, что сейчас должна прийти сестра и принести мне ужин. Анну Павловну так и подмывает уйги. Она не любит празднословия мужа, да ей и некогда. Мне мерещится, сдается, что я печаль твою сотру.

Задание № 4. Преобразуйте односоставные безличные предложения в синонимичные двусоставные.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. Сладко пахло клубникой, горько - земляникой, березой, полынью. Все небо заволокло облаками, и стал накрапывать мелкий, редкий дождь. 11ахнет сеном над лугами. Зажгло грозою дерево. В Ленинграде бывает гак: вдруг в самое лето завоют осенние ветры, пойдут лить холодные, словно в ноябре дожди, затянет небо, кажется, навечно сырыми

плотными тучами. Уже с глубоких ложбин Ямбуя веет прохлалой, и с болот доносится грустная перепелиная перекличка утиных стай, готовящихся покинуть родные места. Волной на речке смыло сходни, гром прогремел над головой.

!. Ивич М. Оппозиция: «Односоставное предложение» - «двусоставное предложение» // Научи. докл. высш. шк. Филологические науки. 1965. №4. С. 24.

2. Лекант П. А. Так что такое подлежащее? // Семантика словоформы в высказывании. М.. 1999. С. 47-51.

3. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. М., 1972. С. 137.

Поступила в редакцию 15.03.2005.

К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Е.В. Нейфельд

Neyfeld E.V. То the siudy of the problem of forming students' creative thinking. I he article uncovers such conceptions as creation and creative thinking; the criteria and level indices of creative thinking being formed are marked out; the results of diagnostics of creative thinking of the students of the .Agrarian University are presented and several recommendations concerning its formation are given.

Изменения в обществе, происходящие за короткий отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно решать возникающие задачи; становится востребованной личность, обладающая творческим мышлением. Перед системой образования стоят задачи такой ее организации, в которой бы каждому студенту обеспечивалась возможность не только овладения профессией, но и развития творческого мышления.

Анализ философской и психолого-педа-гогической литературы показал, что большинство авторов тракту ет творчество, прежде всего, как деятельность личности, состоящую в производстве нового, оригинального (Г.Л. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, П.И. Мангли, А.II. Шептулин, А.Т. Шумилин, М.Г. Яро-шевский. Л.В. Яценко и др.).

В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного В.И. Андреевым: «Творчество - это вид человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные знания, умения, творческие способности, результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью. а также прогрессивностью» [3].

Творчество имеет два вектора - один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой - на самого человека, на са-мосозидание, на развитие в человеке всех сущностных сил и способностей. Он отмечает, что когда речь идет о творчестве, творческой деятельности человека, чаще всего имеют в виду первый вектор, т. е. одну составляющую; в то время как не менее, а, скорее всего, более важная компонента челове-

ческого творчества - это творческое саморазвитие личности. В процессе созидательной. творческой деятельности человек с неизбежностью растет, саморазвивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех проблем, которые становятся объектом его предметной деятельности.

Творческое (продуктивное) мышление является важным звеном всякой мыслительной деятельности, т. к. оно. по определению Я.Л. Пономарева, «непосредственно открывает новое». Кроме того, как полагает Я.Л. Пономарев, «мышление всегда является творческим, т. к. возникает в ситуациях задач, для решения которых у субъекта нет готовых средств» [9].

Анализ исследований К.А. Абульхано-вой-Славской. В.Г.Ананьева. Б.П. Битинаса. В.М. Блинова, Е.К. Бондарсвской. З.И. Калмыковой, О.Е. Лебедева. Н.Д. Левитова,

Н.В. Назарова и других позволил нам уточнить определение творческого мышления как интегративного качества, позволяющего личности обеспечить самопознание и самореализацию при осмыслении каждого из его компонентов: мотивационно-творческого, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-оценочного.

В содержании творческого мышления личности можно выделить познавательнотворческие мотивы; знания о сущности творческого мышления, процессах становления творческого мышления, деятельности как способе развития личности, героях литературы, искусства, реальных людях, обладающих творческим мышлением; умения не придерживаться однажды избранной позиции на проблему, решать нестандартные задачи и задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения, самостоятельно делать обобщающие выводы, осуществлять планиро-вание и рефлексию; ценностные отношения.

В качестве характеристик творческого мышления С.Л. Рубинштейном выделялись «продуктивность» и «селективность». Под первой понимается способность объекта вступать в процессе мышления во все новые связи и выступать в новых качествах, которые фиксируются в новых понятийных характеристиках. Селективность - это сознательное ограничение зоны поиска (как одно-

го из принципов организации творческой деятельности) [10].

В произведениях Дж. Гилфорда мы находим иные характеристики творческого мышления:

1) беглость (легкость, продуктивность) определяется общим числом ответов;

2) гибкость - способность к быстром) переключению, определяется числом классов (групп) данных ответов:

3) оригинальность характеризует необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением ответов, оригинальностью структуры отвега;

4) точность характеризует стройность, логичность, строгость творческого мышления. выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели [12].

Близка к мнению Дж. Гилфорда точка зрения Л.Б. Ермолаевой-Томиной. Кроме беглости, гибкости и оригинальности мышления, она указывает, как на обязательные, на наличие интеллектуальной, творческой инициативы (способность выходить за рамки задач и требований непосредственной действительности); «широту катег оризации» (способность к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной, очевидной категориальной связью) [6].

В исследованиях последних лет углубляется понятие творческого мышления: необходимыми предпосылками творческого мышления, по мнению А.А. Смирнова, являются самостоятельность и критичность ума.

Е.И. Рогов указывает на то, что на отдельных этапах творческого мышления ведущая роль будет принадлежать различным характеристикам мышления. Так. например, на этапе постановки задач необходимы самостоятельность и инициативность мышления; на этапе поиска ассоциаций и отбора гипотез оказываются выраженными широта и глубина мышления. При проверке решения требуется критичность и гибкость мышления [8].

В своем исследовании мы приняли за основу следующие критерии творческого мышления.

Глубина мышлении - способность отличать главное от второстепенного, существенное от несущественного, необходимое от случайного. Для этого необходимо развитое

интуитивное мышление, а также умение обнаруживать не только внешние, поверхностные закономерности, но и внутренние, латентные.

Гибкость мышления - способность человека широко использовать имеющийся опыт и знания, освободиться от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, оперативно исследовать известные предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность и стереотипность мышления.

Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в способности видеть новые проблемы.

Критичность и рефлексивность мышления - умение подвергну ть рефлексии результаты мыслительной деятельности, подвергнуть их критической оценке, отказаться от начатых действий, если они прот иворечат требованиям задачи.

Самостоятельность мышления - это умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями.

Выделенные критерии творческого мышления представлены в таблице I.

По нашему мнению, человек, обладающий творческим мышлением, адекватно понимает научный текст, способен концентрировать информацию в гезис, цитату, формулировку, сообщение; может оценить степень обоснованности суждений, утверждений; способен к интерпретации и объяснению выводов и заключений; аргументированно доказывает и опровергает; формулируег вопросы; обнаруживает неправильное решение; умеет выявлять противоречие и формулировать проблему; рассматривает объект с нескольких точек зрения; устанавливает множественность проявлений объекта; способен выделять качественные стороны идей; использует различные стратегии в решении проблемы; имеет развитое воображение.

Во многих работах можно встретить понятие «студенческий возраст», охватывающий период с 18 до 25 лет (что отчасти соот ветствует в возрастной психологии юношескому возрасту). Считается, что студенческий возраст - это особый период в жизни человека, центральный период становления личности.

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Ю.Н. Кулюткина. А.А. Реана. Е.И. Степановой. В.А. Сластенина, В.А. Якунина студент характеризуется как особый субъект учебной деятельности с социальнопсихологической и психолого-педагогичес-кой позиций. Студенчество есть особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Оно включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями.

Анализ психологических особенностей юношеского возраста позволяет предположить, что он является оптимальным в аспекте формирования готовности личности к творческому мышлению и творческому самовыражению и самореализации.

Творчески мыслящий студент может выделить противоречие, выявить проблемы и решить их нетрадиционными методами, порождать нечто качественно новое для себя и для других. Творческое мышление студентов имеет отличительную черту: творчество может иметь место и при усвоении уже известного, открытие субъект ивно нового, которое вносит вклад в развитие личности.

Как в отечественной, гак и в зару бежной психолог ии до сих пор наблюдается явный дефицит диагностических методик, адекватных природе творческого мышления, и, как следствие, экспериментальных данных, позволяющих более эффективно проектировать процесс творческого развития личности. Большое распространение получили специальные тесты креативности (творческости), основанные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное, как правило, число решений. Этим они отличаются от тестов интеллекта, использующих задачи закрытого типа, имеющие только одно или несколько заранее правильных решений. Примеры заданий открытого типа: дополнить геометрическую фигуру; сделать как можно больше рисунков с использованием данной фигуры (например, треугольника);

Таблица 1

Критерии

творческого

мышления

Высокий уровень (*10 - 12)

Средний

уровень

'(7-9)

Допустимый уровень ■ 4-6)

Низкий

уровень

(1-3)

Критичность и рефлексивность

Полная сформированное^ умений понимать научный текст и выделять главное: оценивать степень обоснованности суждений: умений аргументировано доказывать и опровергать; умений формулировать вопросы; умений обнаружить неправильное решение; способное! ь выявить несовместимость результатов с исходными данными: выявлять противоречия и формулировать проблемы

Интуитивное выявление противоречий, способность выявить несовместимость результатов с исходными данными только с посторонней номошыо

Умение обнаружить неправильное решение только с посторонней помощью, неполная ар!лмен-тация при доказательстве или опровержении

Смешение главною и второстепенного. формулировка однотипных поверхностных вопросов

Глубина

Полностью сформированы умения обнаруживать внешние. внутренние, латентные закономерности. развито интуитивное мышление

Умение обнаружить внешние закономерности. благодаря интуитивному мышлению частично обнаруживаются внутрен-ние закономерности

Обнаружение только внешних закономерностей

І ісумсние обнаруживать закономерности

Г ибкость

Генерапия отличающихся идей, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой: быстрый и автоматический анализ ситуации

Генерация нескольких идей, правильный. но не быстрый анализ ситуации, влияние предшествующего вида деятельности нч последующий

Выдвижение только одной идеи, довольно медленное переключение на другой вид деятельности

Анализ ситуации затруднен, неумение генерировать идеи

Широта

Точное предсказание событий, добавление множества деталей с принципиальным усовершенствованием

Предсказание событий с большой вероятностью, допуск некоторых неточностей, добавление нескольких деталей с принципиальным усовершенствованием

Предвидение некоторых событий, добавление нескольких деталей с незначительным усовершенствованием

Предвидение почти отсутствует, добавление деталей без усовершенствования

Самостоятель-

ность

Полностью сформированы умения устанавливать множественность проявлений объекта; способность рассматривать объект с нескольких точек зрения: использование

различных стратегий решения проблемы, способное! ь выделять качест-вепные стороны идей

І Іост ановка новых проблем затруднена, рассмотрение несколько однотипных стратегий решения проблем иди поиск одного альтернативного решения

Прсдлаї-аюіся одно-два однотипных решений. неумение самостоятельно обнаруживать новые проблемы

Решение задач только при посторонней помощи. рассмотрение объекта только с одной точки зрения

придумать как можно больше вариантов использования предмета (например, кирпича); задать как можно больше вопросов к рисунку; придумать как можно больше невероятных событий и т. п.

Для диагностики сформированности творческого мышления, мы использовали

задания открытого типа, анализ продуктов творческой деятельности студентов, беседы, анкетирование, методику незаконченного предложения.

С помощью методики незаконченного предложения нами был проведен опрос студентов первого курса Оренбургского аграр-

ного университета. Студентам было предложено продолжить предложения «творчество - это...», «творческое мышление - это...», «творческое мышление студента - это...» и указать характеристики человека, обладающего творческим мышлением.

Результаты анкетирования показали поверхностные знания терминов. Например, студенты писали: творчество - это «творение человека», «искусство творить», «создание чего-то нового», «определенный вид деятельности» (без дальнейшего объяснения); творческое мышление - это «способность творчески мыслить», «мышление человека по поводу творений», «тип мышления, характерный для творческой личности».

Р.сли придерживаться определения, данного В.И. Андреевым, то следует признать, что ни один студент нс обладает полным знанием о творчестве. 47,6 % респондентов отметили его деятельностный характер; 27,4 % - его новизну и оригинальность; 28,6 % - личную значимость в процессе творчества (творчество - это «проявление человека себя», «создание вещей, приносящее духовное удовлетворение», «процесс совершенствования личности», «свобода самовыражения». «способность вложить в предмет частичку своей индивидуальности», «состояние души человека»); 5.9 % считают необходимым желание создавать новое, а также специальные (творческие) умения.

На вопрос о творческом мышлении правильный и полный ответ никто не дал. Мы разделили ответы на несколько групп, исходя из выделения студентами, как правило, только одного из компонентов творческого мышления:

1) указания необходимости в творческих умениях («нахождение нестандартного решения задачи»; «умение подходить к любой проблеме с «изюминкой»; «предвидение своих действий и предложений»; «способность видеть предмет с разных сторон») (19%);

2) рассмотрения творческого мышления как особого качества человека («особый склад ума»; «то, что характеризует и выделяет личность»; «способность человека удивлять своей незаурядностью»; «одна из черт, отвечающая за создание нового»; «своеоб-

разный. индивидуальный признак человека») (17,9%);

3) выделения познавательно-творческих мотивов (9.5 %);

4) выделения ценностных отношений («добрая фантазия», «высоконравственное мышление», «то, что займет место в жизни других людей», «тип мышления по созданию нового, вызывающий огромное количество различных эмоций») (4,8 %).

Интересно отметить, что 8,3 % респондентов отождествляют творческое мышление с мышлением человека, а 17,9 % не видят разницы между понятиями «творческое мышление» вообще и «творческое мышление студента», «студент тоже человек», аргу ментируют они. Только 1,2 % опрошенных правильно отметили особенность творческого мышления студента, 15,5 % связывают его со способностью быстро и без подготовки сдавать зачеты, экзамены и сессию, некоторые -с рефлексией содержания обучения; у 11,9 % нет ответа на этот вопрос. Был и такой ответ: творческое мышление студента - это го, чем занимаются студенты, если они поступили не в тот вуз, в который хотели.

Мы обратили внимание на ответы, в которых говорится о невозможности студента творчески мыслить, так как вуз поощряет только репродуктивный характер обучения.

Среди характеристик, которыми обладает человек с творческим мышлением, студенты выделили следующие: духовное богатство (13,1 %), умение отстаивать собственное мнение (8,3 %). образованность (4,8 %), умение видегь необычное в обычном (4,8 %), начитанность, правильное и красивое изложение мыслей, развитое воображение, стремление добиваться целей (по 3.6 %), а также - широта кругозора, сообразительность, чувство юмора, впечатлительность, замкнутость, умение понимать других. 28,6% респондентов ответили, что творчески мыслящий человек непохож на других, это отличие не было объяснено, и 13,1 % дали, на наш взгляд, тривиальный отвег - способность творить, создавать.

Таким образом, анкетирование показато отрывочные, бессистемные, неглубокие знания студентов о творчестве и творческом мышлении. Однако беседы, целенаправленное педагогическое наблюдение позволили

сделать вывод об ориентации на внутренний духовный мир человека, потребность в самореализации и самовыражении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При изучении деятельностного компонента творческого мышления студентов были выделены четыре уровня: высокий, средний. допустимый и низкий.

Мы получили следующие результаты по 97 респондентам (таблицы 2, 3). Из таблиц

2, 3 видно, что такой характеристикой творческого мышления, как критичность и рефлексивность (по нашему мнению, системообразующей) наши студенты практически не обладают. Способность обнаруживать закономерности (внешние, внутренние, латентные) обнаружили 5 (5,15 %) студентов первого курса. Вообще не смогли обнаружить даже внешние закономерности 44,33 % студентов. Показали способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и предлагать разнообразные идеи только 5,15% студентов, данная способность практически отсутствует у 75.25 % студентов. 4,12 % студентов, добавляя детали, мо|ут принципиально усовершенствовать объект, а также предвидеть возможное развитие событий, устанавливая причинно-следственные связи, у 41,24 % эта способность не развита. А 7,22 % студентов показати высокий уровень самостоятельности мышления. Они могут предложить несколько стратегий решения задач, не придерживаются одной точки зрения при рассмотрении объекта. 22,68 % не умеют решать задачи самостоятельно.

Данная ситуация заставила нас сделать вывод о необходимости научно-методичес-

кйго обеспечения процесса формирования творческою мышления студентов.

Дтя развития творческого мышления студентов мы использовати открытые задания разных типов и разного содержания, которые не имеют однозначного решения. Например, сочинить стихотворение, песню, очерк, трактат. интервью, рекламу: составить кроссворд, игру, викторину; разработать свои учебные пособия (задачи, сборники задач, атгоритмы решения задач, памятки, тесты).

В образовательном процессе широко использовали креативные методы:

«Мозговой штурм» (основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов;

метод «Если бы...» (составить описание или нарисовать картину о том. что произойдет. если в мире что-либо изменится: все объемные тела станут плоскими; хищники станут травоядными и т. д.);

метод синектики (основывается на различных формах аналогии - прямых, субъективных. символических, фантастических);

метод морфологического яшика (нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов);

методы нормотворчества (разработка норм индивидуальной и коллективной деятельности - эврист ический процесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения

Таблица 2

Уровни Высокий Средний Допустимый Низкий

Количество студентов, чел. (%) 3 (3,09) 19(19.59) 39(40,21) 36(37.11)

Таблица 3

Уровни Критерии тво оческого мышления, чел. (%)

Критичность и рефлексивность мышления Глубина мышления Гибкость мышления Широта мышления Самостоя- тельность мышления

Высокий 1 (1,03) 5(5,15) 5(5,15) 4(4,12) 7 (7.22)

Средний 7 (7.22) 18(18.56) 19(19.59) 15(15,46) 23 (23.71)

Допустимый 42 (43.29) 31 (31.95) 37 (38.14) 38 (39.17) 45 (46,39)

Низкий 47(48,45) 43 (44.33) 36(37.11) 40 (41.24) 22 (22,68)

ее элементов, установления субъектов деятельности и их функциональных прав, формулирование прав и законов);

мегол рецензий (формирует умение критически анализировать ответ, материал учебника, статью, выделять главные моменты) [I I].

11рименение креативных методов меняло качественные характеристики творческого мышления.

Анализ передового психолого-педагоги-ческого опыта позволил выработать комплекс рекомендаций процесса формирования творческого мышления:

ни в коем случае не подавлять интуицию студента:

формировать уверенность в силах, веры в способность решить задачу;

в процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т. п.);

- необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах);

не допускать формирования конформною мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства;

развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с «выдаванием» выдумки за истину;

формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их;

- чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать;

шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает

веру учащегося в свою способность к таким открытиям;

весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач рахчичною типа;

условием развития творческою мышления студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность.

Система формирования творческого

мышления студентов в вузе требует дальнейшею теоретического изучения и внедрения в практику'.

1. Абульханова-С'лавская К.И Личностные типы мышления // Когнитивная психология: матер, сов.-финского симпозиума. М., I986.

2. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л., 1968.

3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческою саморазвития. Казань, 2000.

4. Битчнас Б П.. Катаев Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. I993. № 2.

5. Брушлинский В.А. Мышление и прогнозирование. (Логико-психологический анализ). М., 1979.

6. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развтия творческих способностей детей // Вопр. психологии. 1975. №5.

7. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М., I975.

8. Общая психология: Курс лекции для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. М., 2000.

9. Пономарев И.А. Психология творчества. М., 1976.

10. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии М., 1946.

11 .Хуторской А.В Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.. 2000.

12.Gilford D. Creativity. American psychology. N. Y„ 1950.

Поступила в редакцию 20.10.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.