ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
THEORY AND METHODS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AND BIOLOGICAL PROBLEMS OF SAFETY OF THE EDUCATIONAL SPACE
YAK 796.011:004.4(571.122)
ББК К74.100.55в6(2Рос-6Хан-2Сургут)+К75.1 в6(2Рос-6Хан-2Сургут)
A.A. СЕМЕНОВ
L.A. SEMENOV
К ИТОГАМ НАУЧНО-ИССАЕДОВАТЕАЬСКОИ И ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ деятеаьности ПО КОРРЕКиИОННОМУ РАЗВИТИЮ КОНДИиИОННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА В ДОУ г. СУРГУТА
TO RESULTS OF SCIENTIFIC-RESEARCH AND INNOVATION ACTIVITY ON CORRECTION DEVELOPMENT OF CONDITIONING PHYSICAL QUALITIES IN CHILDREN BASED ON MONITORING IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SURGUT
В работе приводятся теоретическое обоснование и результаты экспериментального подтверждения идеи о возможности кардинального улучшения физической подготовленности детей дошкольного возраста за счет осуществления коррекции кондиционных физических качеств. Отмечается, что базовым условием для такой коррекции является ежегодное проведение в ДОУ мониторинга физической подготовленности детей. Раскрывается практическая значимость проделанной работы, заключающаяся в разработке и в последующем внедрении в ДОУ компьютерной программы для создания банка данных и обработки результатов тестирования детей, паспортов физической подготовленности, пособия для педагогов ДОУ по вопросам содержания и методики проведения коррекционных занятий, технологии проведения мониторинга и осуществления коррекции отклонений в физической подготовленности детей.
The theoretical basis and the experimental confirmation results of the idea of the possibility of cardinal improvement of physical fitness of children of preschool age due to the correction of conditioning physical qualities are given in the work. It is noted that the basic condition for such correction is the annual monitoring of the physical preparedness of children in a preschool educational institution. The author reveals the practical significance of the work consisting in the development and subsequent implementation of a computer program for the creation of a data bank and the processing of test results for children, physical fitness passports, a manual for teachers of a preschool educational institution on contents and methods of corrective exercises, monitoring and correction technology deviations in the physical preparedness of children.
Ключевые слова: коррекция, физические качества, дети дошкольного возраста, мониторинг, информационное обеспечение.
Key words: correction, physical qualities, children of preschool age, monitoring, information support.
На протяжении с 2010 по 2016 годы в г. Сургуте проводилось комплексное исследование, сначала предшествующее, а затем сопровождающее реализацию инновационных проектов: «Информационное обеспечение реализации Федеральных государственных требований в сфере физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» (2013 г.) и «Информационно-технологическое обеспечение реализации основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной области и физическом развитии» (2014-2016 гг.).
Целью статьи является представление итоговых результатов научно-исследовательской деятельности по коррекции кондиционных физических качеств у детей, проводимой на основе мониторинга, и внедрения их в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ) г. Сургута.
Первоначально с 2009 по 2012 годы исследование проводилось в ДОУ № 7 «Буровичок», а также в ДОУ № 81 «Мальвина» и №84 «Одуванчик».
В этих ДОУ по результатам весеннего тестирования (2010 г.) была проведена оценка состояния кондиционной физической подготовленности детей, выпускающихся из ДОУ. При этом для диагностики применялись тестовые методики, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры при проведении общероссийского мониторинга физической подготовленности детей [3], к которым относятся: бег на 30 метров (оценка быстроты), бег на 1000 м (оценка выносливости), прыжок в длину с места (оценка скоростной силы), поднимание-опускание туловища в течение 30 секунд (оценка силы у девочек); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков) и дополнительно используемый тест «Наклон вперед из положения "сидя на полу"» (оценка гибкости).
Основными критериями оценки являлись минимальные средние показатели по каждому тестируемому физическому качеству, предлагаемые для семилетних детей наиболее популярной в школах России программы физического воспитания, разработанной под руководством В.И. Ляха [4]. Нормативы замененного теста «шестиминутный бег» на «бег на 1000 м» были приведены в соответствие с показателями оценочной шкалы в шестиминутном беге. При этом состояние кондиционной физической подготовленности оценивалось исходя из «принципа отклонений», который заключался в выявлении учащихся, имеющих результаты ниже минимального значения среднего уровня развития того или иного физического качества. Полученные результаты приводятся на рис. 1.
Рис. 1. Число детей, выпускающихся из ДОУ г. Сургута, с низким уровнем развития кондиционных физических качеств (констатирующее исследование, весна 2010 г.)
Из приведенных данных совершенно очевиден тот факт, что на время проведения констатирующего исследования дошкольное физическое воспитание в г. Сургуте не решало поставленных перед ним задач в обеспечении должного физического состояния детей и подготовки к их школе. Так, чрезвычайно велико число выпускников ДОУ, не выполняющих элементарные нормативные требования по показателям силы (80% мальчиков и 69% девочек); выносливости (59% мальчиков и 61% девочек); скоростной силы (52% мальчиков и 67% девочек); гибкости (47% мальчиков и 50% девочек); быстроты (42% мальчиков и 41% девочек)
При этом нельзя не отметить, что г. Сургут в этом отношении не является исключением. Примерно такое же положение и в других регионах России, о чем свидетельствуют, в частности, полученные нами позднее результаты аналогичного исследования, проведенного в Свердловской области [11], а также опубликованные материалы по городам Челябинск [14] и Тюмень [2].
Для выявления причин низкой результативности дошкольного физического воспитания в выделенных ДОУ проводился социологический опрос педагогов (инструкторов по физической культуре и воспитателей), направленный на выявление их информированности о физическом состоянии детей, а также о тестовых методах и оценочных нормативах для диагностики физической подготовленности. Оценивались также знания педагогов о средствах и методах развития основных кондиционных физических качеств.
Было выяснено, что педагоги ДОУ не в состоянии объективно оценивать физическое состояние детей, о чем убедительно свидетельствуют данные приведенные на рис. 2.
Рис. 2 Оценочные показатели педагогов в ДОУ об уровне физической подготовленности детей
Сравнение показателей, приведенных на рис. 1 и 2, свидетельствует о том, сколь неадекватно оценивают педагоги физическое состояние детей. Так, если в реальности от 41% до 80% детей имеют низкий уровень физической подготовленности, то осознает это лишь 4% педагогов.
Социологический опрос родителей, проведенный в ДОУ № 7 «Бурови-чок», показал, что родители также склонны существенно переоценивать физическое состояние своих детей. Из приведенных данных на рис. 3 видно, что 51% родителей считают уровень физической подготовленности своего ребенка средним, 26% - вышесреднего, 7% - высоким. Таким образом, в целом 84% родителей оценивают физическую подготовленность своего ребенка нормальной и лишь 2% родителей считают её низкой.
Рис. 3. Оценочные показатели родителей об уровне физической подготовленности своих детей
При этом данные проведенного тестирования физической подготовленности воспитанников ДОУ № 7 свидетельствует о том, что от 35% до 81% мальчиков имеет низкий уровень развития кондиционных физических качеств; у девочек этот диапазон - от 37% до 71%. Таким образом, родители склонны завышать уровень физической подготовленности своих детей, что может быть связано либо с недостатком знаний по физическому воспитанию детей, либо же с некорректным доведением информации со стороны воспитателей и инструктора по физическому воспитанию.
Проведенный опрос показал также, что инструкторы по физической культуре в ДОУ не в состоянии отчетливо назвать тестовые методики, применяемые ими для оценки у детей отдельных физических качеств. Тем более они не владеют информацией, касающейся нормативных требований к развитию того или иного качества. Оказалось, что существует объективное объяснение такой ситуации: анализ основных программ по физическому воспитанию в ДОУ [1, 5, 7 и др.] показал, что тестовые методики в них отличаются. Кроме того, даже при наличии в разных программах каких-то одинаковых тестовых методик, оценочные нормативы к ним, как правило, различны. Таким образом, давать единообразную для всех ДОУ оценку физической подготовленности, сравнивать ее в разных ДОУ при существующем положении не представляется возможным.
Выявлены также существенные пробелы в знаниях не только воспитателей, но и инструкторов по физической культуре в вопросах, связанных с общей теорией и методикой физического воспитания детей дошкольного возраста, с методикой развития кондиционных физических качеств, с оздоровительным влиянием упражнений, направленных на развитие этих качеств.
На основании проделанной констатирующе-аналитической исследовательской работы был выделен ряд проблем в физическом воспитании детей в ДОУ г. Сургута. Основная проблема, безусловно, связана с необходимостью осуществления коррекционной направленности дошкольного физического воспитания в целом и особенно в части кондиционной физической подготовленности детей (которая, в первую очередь, обусловливает оздоровительное влияние занятий физической культурой на организм ребенка).
Решение этой ключевой проблемы, на наш взгляд, возможно лишь при решении ряда других, соподчиненных проблем, к которым относятся:
- определение единых базовых методик и шкал для оценивания физической подготовленности детей в ДОУ г. Сургута;
- постоянное проведение в ДОУ мониторинга кондиционной физической подготовленности детей;
- разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс ДОУ средств информационного обеспечения, позволяющих оперативно проводить обработку результатов мониторинговых обследований физического состояния детей и создание баз данных;
- организация регулярного информирования всех субъектов процесса физического воспитания детей в ДОУ о физическом состоянии детей (инструктор по физической культуре, воспитатели, заведующий, родители);
- повышение профессиональной компетентности инструкторов по физической культуре и воспитателей в области физического воспитания детей в ДОУ (в том числе и в контексте решения выделенных проблем).
Экспериментальной площадкой для проведения исследовательской работы по выделенным проблемам явилось дошкольное образовательное учреждение № 7 «Буровичок» при активном участии заведующего С.А. Мат-виец и инструктора по физической культуре Н.В. Болдыревой.
Проблема определения единых базовых методик и шкал для оценивания физической подготовленности в ДОУ г. Сургуте, по нашему мнению, может быть решена, если взять за основу тестовые методики и оценочные шкалы, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры при проведении мониторинга [3], о которых уже шла речь выше. Остается только добавить, что для оценивания выносливости у детей с 4-х лет в этой оценочной системе проводится бег на 90 м, а у детей 5-7 лет - бег на 300 м. По-видимому, целесообразно в содержание программы для дошкольников включить также школьные следующие тесты: «наклон вперед» (оценивание гибкости) для всех детей 4-7 лет; бег на 1000 м (оценивание выносливости) для детей в возрасте с 6 лет; подтягивание на высокой перекладине для мальчиков в возрасте с 6 лет 6 месяцев (оценивание силы), что обеспечит преемственность между дошкольным и школьным физическим воспитанием.
Проблема постоянного проведения в ДОУ г. Сургуте мониторинга кондиционной физической подготовленности может быть решена только при наличии специальных средств информационного обеспечения. Поэтому была разработана компьютерная программа, основное предназначение которой -обработка результатов и создание базы данных о динамике физической подготовленности каждого ребенка, посещающего ДОУ с 4-х лет.
Содержание программы определяется тестовыми методиками, принятыми для оценивания промежуточных и итоговых результатов освоения основной образовательной программы, а экспертная база - конкретными результатами (нормативами), которые должны показывать дети с 4-х до 7-ми лет. Программа предусматривает возможность введения в неё и обработку результатов тестирования и по другим, дополнительным методикам.
Конечными продуктами программы1 , используемой в ДОУ, являются:
- база данных с результатами тестирования детей;
- таблично-графические материалы, отражающие текущее состояние и динамику изменений в развитии физических качеств (в целом по ДОУ и по группам);
- списки детей, имеющих индивидуальные отклонения и нуждающихся в коррекционных занятиях;
- списки детей с высоким уровнем физической подготовленности, которым могут быть рекомендованы занятия спортом.
При таком построении компьютерной программы информацию, необходимую для оценивания физической подготовленности детей и принятия соответствующих мер, получают инструктор по физической культуре, заведующий ДОУ, воспитатели и родители. Предлагаемая программа предусматри-
1 В 2014 году на данную программу было получено «Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ» (№ 2014611532 от 04.02.2014 г.).
вает возможность получения обобщенной информации о состоянии физических качеств детей не только по отдельным ДОУ, но и в целом по району, по муниципальному образованию.
Как показало апробирование разработанной компьютерной программы, для оперативного, систематического и наглядного информирования (прежде всего воспитателей и родителей) крайне важно наличие еще каких-то простых средств. Такими средствами являются паспорт физической подготовленности (на бумажном носителе) и информационный стенд.
Основное предназначение паспорта - отслеживание динамики изменения показателей развития физических качеств на протяжения всего нахождения ребенка в ДОУ, начиная с 4-х лет (средняя, старшая и подготовительная группы).
Содержания паспорта соответствует тестовым методикам для оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста, принятым при проведении общероссийского мониторинга [6] и «заложенными» в основу компьютерной программы. Кроме того, при представлении в паспорте результатов тестирования используются те же оценочные шкалы, что и в экспертной базе компьютерной программы. Объем паспорта - 12 страниц формата А6. На первой (титульной) странице отпечатано: «Паспорт физической подготовленности воспитанника МДОУ» - и далее указывается наименовании ДОУ, фамилия и имя ребенка. На обратной стороне титульного листа паспорта указывается дата рождения ребенка и помещается его фотография. Далее на 4-х страницах размещается однотипная страница, которая заполняется в начале и в конце каждого учебного года с указанием абсолютного и уровневого показателей развития каждого физического качества (быстрота, выносливость, гибкость, сила, скоростная сила). На основании достигнутых по каждому физическому качеству уровней для наглядности рисуется два профиля разного цвета: один «осенний» (исходный), другой - «весенний» (итоговый). Кроме того, на этих страницах, на основании достигнутых уров-невых показателей по каждому физическому качеству может представляться балльная оценка подготовленности (как осенью, так и весной). Результаты высокого уровня могут оцениваться 5 баллами; среднего - 3 баллами и низкого - нулевым значением.
И еще одно средство, которое может иметь большое значение для повышения эффективности коррекционного развития физических качеств, -это информационный стенд. Предназначение стенда - представление возможности воспитателям получения по мере необходимости информации о нормативных требований по каждой тестовой методике, выполнение которых должно являться основными ориентирами. Учитывая, что стенд рассчитан на пользование воспитателями и родителями, информационный целесообразнее размещать в каждой группе. Название этого стенда может быть таким: «Проверьте физическое состояние своего ребенка!» (но, по-видимому, могут быть и другие варианты названий). Тестовые методики и нормативные требования (в том числе и для детей семилетнего возраста, выпускающихся из ДОУ), помещаемых на стенде, повторяют материалы восьмой и девятой страниц паспорта физической подготовленности1.
Следует отметить, что предлагаемые средства информационного обеспечения физического воспитания в ДОУ представляют некую систему, основывающуюся на единстве принятых методик и нормативных требований. Данные средства и позволили технологизировать процесс проведения мониторинга и осуществления коррекции отклонений в физической подготовленности детей в ДОУ.
Технология - это совокупность операций, осуществляемая определенным способом и в определенной последовательности. Таким образом, первой отличительной чертой любой технологии является четкий алгоритм последовательно выполняемых действий. Вторая очень важная черта - это цель
1 Более полное описание информационных средств дается в ряде публикаций [8, 9 и др.].
деятельности, достижение которой в технологизированном процессе отслеживается. Эти две общие для любой технологии черты и были взяты за основу при разработке модели проведения мониторинга и осуществления коррекции физической подготовленности детей в ДОУ, которая включает два взаимосвязанных блока: диагностико-информационный и деятельностный (рис. 4). Ключевыми составляющими диагностико-информационного блока являются средства информационного обеспечения мониторинга: компьютерная программа и паспорт физической подготовленности. Компьютерная программа предназначена, как уже говорилось, для обработки результатов тестирования и создания банка данных о физическом состоянии детей. Паспорт же предназначен для фиксирования индивидуальных результатов каждого ребенка в начале и в конце учебного года и обеспечивает информирование об этих результатах родителей, воспитателей и инструктора по физической культуре ДОУ.
ДИАГНОСТИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Рис. 4. Модель технологии проведения мониторинга и осуществления коррекции физической подготовленности детей в ДОУ
В начале учебного года в ДОУ инструктором по физической культуре проводится тестирование детей (1 этап) по методикам, заложенным в основу компьютерной программы и паспорта физической подготовленности. Затем полученные в результате тестирования показатели подлежат компьютерной обработке (этап 2). Это основная информационная часть технологии: результаты компьютерной обработки являются базовыми для ряда последующих этапов.
Так, на основе полученного материала, во-первых, создается банк данных о физической подготовленности каждого ребенка (этап 3), который по мере повторных тестирований пополняется новыми данными, отражающими изменения показателей физической подготовленности. Затем индивидуальные результаты заносятся в паспорт физической подготовленности детей (этап 4). Кроме того, результаты компьютерной обработки, предлагаемые в табличной и графической формах, а также списки детей с низким уровнем развития по каждому физическому качеству являются основанием для подготовки аналитического отчета о состоянии физической подготовленности детей (в целом по ДОУ и по каждой группе) на бумажном носителе (этап 5).
Данная информация является полезной прежде всего для заведующего ДОУ, инструктора по физической культуре и воспитателей. Заведующий, затрачивая минимум времени, получает информацию о состоянии физической подготовленности в целом по ДОУ и, что важно, по каждой группе детей. Воспитатели же и инструктор по физической культуре получают как общую информацию о состоянии в развитии отдельных физических качеств по группам, с которыми работают, так и информацию о каждом ребенке.
На основании выявленных и зарегистрированных в аналитическом отчете групповых и индивидуальных отклонений в развитии физических качеств инструктором по физической культуре определяется содержание и подходы по коррекции выявленных отклонений в развитии физических качеств (этап 6).
Седьмым этапом является организация проведения занятий физической культурой с коррекционной направленностью. Учитывая то, что большую часть времени дети проводят с воспитателями, особое внимание здесь следует уделять организации выполнения физических упражнений непосредственно в группе и на прогулках. Для этого необходимо соответствующее систематически проводимое инструктирование педагогом по физической культуре воспитателей. Следующим этапом технологии является текущее тестирование детей (этап 8), которое по каким-то качествам может проводиться ежемесячно (в условиях спортивного зала). Тестирование может проводиться не только инструктором по физической культуре, но и, при условии качественного овладения методикой тестирования, воспитателем. На основании результатов текущего тестирования вносятся соответствующие коррективы в содержание занятий детей в группах.
Обязательным является и тестирование в конце учебного года (этап 9), которое проводится инструктором по физической культуре. Результаты этого тестирования так же, как и исходного (в начале учебного года), вводятся в компьютер и обрабатываются. После чего заполняется база данных, вторично за учебный год заполняется паспорт физической подготовленности и, что чрезвычайно важно, готовится итоговый отчет, в котором проводится сравнение показателей физической подготовленности детей в начале и в конце учебного года.
Наряду с технологией было разработано содержание и определены методические особенности развития у детей физических качеств с коррек-ционной направленностью, на основании чего после апробации в ДОУ № 7 «Буровичок» были подготовлено и издано методическое пособие для инструкторов по физической культур и воспитателей [10]. В пособии обосновываются и описываются физические упражнения для коррекционного развития у детей преддошкольного возраста силы (ног, брюшного пресса, рук и
верхнего плечевого пояса), выносливости, быстроты и гибкости. Предлагаются также комплексы упражнений для использования в условиях улицы и спортивного зала.
Принимая во внимание выявленные пробелы в знаниях инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ, а также учитывая отчетливо инновационных характер осуществляемой деятельности в период 2010-2011 гг. была разработана образовательная программа «Организация мониторинга состояния физической подготовленности детей и использования его результатов в дошкольных образовательных учреждениях»1. Программа включала модули, раскрывающие основные программно-нормативные документы, определяющие содержание и организацию физического воспитания в ДОУ; материалы, касающиеся организации и проведения мониторинга физического состояния детей, и вопросы, связанные с технологией коррекции развития кондиционных физических качеств у детей в ДОУ.
Данная программа была апробирована в ДОУ № 7 «Буровичок» с задействованием более 30 педагогов (в том числе инструкторов по физической культуре, воспитателей и, что немаловажно, заведующей и её заместителя).
Параллельно с определением единых базовых методик и оценочных шкал для оценивания физической подготовленности детей дошкольного возраста; с разработкой и внедрением средств информационного обеспечения, технологии проведения мониторинга и осуществлением коррекции, содержания и методических особенностей коррекционного развития у детей кондиционных физических качеств, а также повышением профессиональной компетентности педагогов, в ДОУ № 7 «Буровичок» на протяжении с 2010 по 2012 гг. проводился формирующий эксперимент.
Цель эксперимента заключалась в определении эффективности кор-рекционного развития у детей кондиционных физических качеств, осуществляемом на основе мониторинга.
Отличительными чертами экспериментальных занятий физической культуры с коррекционной направленностью являлись:
- ориентированность на индивидуальные и групповые показатели мониторингового обследования детей;
- избирательность направленности коррекционного воздействия (с учетом отставаний в физической подготовленности детей);
- систематическое информирование воспитателей и родителей о физическом состоянии детей;
- дифференцированный подход физических упражнений с учетом индивидуально-групповых отклонений в развитии кондиционных физических качеств;
- увеличение объемов физических упражнений, направленных на развитие выносливости и силы - основных, базовых физических качеств;
- реализация при развитии кондиционных физических качеств таких принципов коррекционного воздействия, как: учет зоны ближайшего развития (нагрузка и сложность выполняемых упражнений не должны превышать возможности занимающихся); нормативности (направленность на выполнение установленного возрастного норматива); единства диагностики и коррекции (диагностика является основанием для выявления отставания); дробности (выполнение упражнений небольшими «фразами», но с увеличением числа этих «доз» (подходов);
1 Позднее данная программа была переработана с учетом выявленных в процессе апробации недостатков и в связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменилось и название программы: «Технология развития физических качеств с коррекционной направленностью в дошкольном физическом воспитании на основе мониторинга в контексте реализации требований ФГОС» (2015 г.).
- изменение структуры основного занятия физической культурой (с выделением коррекционной части);
- активное задействование в проведении занятий физической культуры воспитателей (особенно на прогулках).
Итогом формирующего педагогического эксперимента, носящим, по сути, поисковый характер, явилось то, что весной 2013 г. число детей, выпускающихся из ДОУ и не выполняющих нормативные требования школьной программы для семилетних детей, существенно снизилось. Так, число мальчиков с низким уровнем развития составило: в проявлении скоростной силы - 6%, гибкости - 17%, выносливости - 19% и быстроты - 37%; у девочек: в проявлении скоростной силы - 16%, гибкости - 32%, выносливости - 17% и быстроты - 33%. Нормативы по силовой подготовленности были выполнены всеми девочками. При этом число мальчиков с низким уровнем развития силы (в подтягивании на перекладине) осталось достаточно большим - 67% (но тем не менее уменьшилось в сравнении с исходными показателями, приведенными на рис. 1).
Полученные более чем просто положительные результаты в одном ДОУ послужили основанием для трансформации проведенной работы на все дошкольные образовательные учреждения г. Сургута, процесс происходил последовательно с привлечением все большего числа ДОУ (при активном содействии к поддержке директора Департамента образования Т.Н. Османки-ной).
Первоначально в рамках проекта «Информационное обеспечение реализации Федеральных государственных требований в сфере физического воспитания в ДОУ» в 2013 г. на основании приказа Департамента образования г. Сургута было привлечено 15 ДОУ.
В последующие годы работа с другими ДОУ проводилась уже в рамках инновационного проекта «Информационно-технологическое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования в образовательной области "Физическое развитие"», осуществляемого с учетом особенностей требований принятого Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [12].
Так, в 2014 году к участию в проекте было привлечено 10 ДОУ; в 2015 г. - 37 ДОУ и в 2016 г. - оставшиеся ДОУ (№ 44 «Сибирячок» и № 23 «Золотой ключик») и 5 дошкольных отделений общеобразовательных школ.
Для реализации проектов на базе ДОУ № 7 «Буровичок» была организована стажировочная площадка (руководитель Н.В. Болдырева), основное предназначение которой заключалось в проведении консультаций и оказании направленной помощи в организации тестирования и компьютерной обработки результатов; содержания, методического обеспечения и организации в ДОУ работы по коррекционному развитию у детей кондиционных физических качеств. По итогам осеннего и весеннего тестирования на базе стажи-ровочной площадки ежегодно проводились круглые столы для всех инструкторов, участвующих (и не участвующих, но желающих) в проектах.
Центром мониторинга физического состояния, коррекции и определения спортивной пригодности детей и подростков Сургутского государственного педагогического университета в течение 2013-2016 гг. все инструкторы по физической культуре ДОУ и частично воспитатели ДОУ г. Сургута прошли курсовую подготовку с учетом специфики реализации проектов.
По мере включения в работу по проекту каждому ДОУ оказывалась помощь в создании базы данных физической подготовленности детей и обработке результатов тестирования с последующей передачей этих материалов вместе с компьютерной программой, которой в дальнейшем ДОУ уже пользовались самостоятельно. После опубликования (в 2015 г.) каждое ДОУ г. Сургута было обеспечено методическим пособием «Коррекционное развитие физических качеств у детей в дошкольных образовательных организациях» [10].
Важно то, что вся проводимая в ДОУ инновационная деятельность обеспечивалась научным сопровождением, заключающимся прежде всего в проведении анализа получаемых результатов и подготовке обобщающих аналитических отчетов о физическом состоянии детей на каждом этапе включения ДОУ в проект. Таким образом, был получен огромный эмпирический материал, показывающий эффективность проводимого формирующего эксперимента в ДОУ.
Учитывая ограниченные рамки статьи, здесь приводятся материалы формирующего эксперимента проводимого лишь в 2015/16 учебном году с общим числом привлеченных детей в количестве 5052 человека из 25 ДОУ, начинавших участвовать в проекте в 2013 и в 2014 годах. При этом на рис. 5 приводятся данные лишь по показателям детей из подготовительных групп, число которых составило 1652 (852 мальчика и 802 девочки).
Рис. 5. Число детей, выпускающихся из ДОУ г. Сургута, с низким уровнем развития кондиционных физических качеств (результат формирующего эксперимента - 2015-2016 уч. года)
Сравнение приведенных показателей с результатами констатирующего исследования (рис. 1) показывает сколь велико улучшение показателей (уменьшение числа детей с низким уровнем подготовленности к школе). Особенно значимы улучшения в показателях гибкости, силы и скоростной силы. Снижение числа детей с низким уровнем развития выносливости также свидетельствует о возможностях развития этого, во многом определяющем состояние здоровья ребенка качества в дошкольном возрасте (причем в условиях ДОУ). Незначительно улучшились у детей показатели быстроты, но резерв дальнейшего развития данного физического качества, безусловно, есть, и его надо использовать в последующей коррекционной работе.
Важно отметить, что на рис. 5 приведены общие показатели для всех детей-выпускников из 25 ДОУ г. Сургута. Понятно, что не во всех ДОУ отнеслись к проводимой работе с полной ответственностью. Так, к концу учебного года показатели развития физических качеств не только не улучшились, а наоборот, ухудшились в шести ДОУ (как у мальчиков, так и у девочек) по показателям быстроты, выносливости, гибкости и скорости; в двух ДОУ - по показателям силы. Это, безусловно, исказило реальные возможности осуществления коррекционного воздействия на физическое состояние детей. Тем более что в целом ряде ДОУ число детей, выполняющих нормативные требования, предъявляемые к семилетним детям, составило 100% и лишь несколько ниже. Достоверность этого была проверена при проведении в ДОУ г. Сургута игры «Югорские богатыри».
Свидетельством эффективности проделанной работы являются и результаты детей из ДОУ г. Сургута, привлеченных к сдаче норм ГТО. Так, нормативные требования комплекса I ступени выполняются по показателям гибкости и выносливости 100% (мальчики и девочки), быстроты: мальчики -88%, девочки - 84%; силы: 95% (мальчики и девочки); скоростной силы: 80% мальчиков и 88% девочек [13]. Ничего подобного при сдаче норм по другим ступеням комплекса ГТО в г. Сургуте, да и в других регионах не наблюдается (к сожалению, в приведенной статье причины столь успешного выполнения нормативов комплекса детьми дошкольного возраста по кондиционной подготовленности не рассматриваются).
Заключение
Основным итогом проведенной научной работы является обоснование и экспериментальное подтверждение идеи о возможности кардинального улучшения физической подготовленности детей дошкольного возраста за счет осуществления направленной коррекции кондиционных физических качеств, ориентированной на выполнение минимальных нормативных требований школьной программы по физическому воспитанию для семилетних детей. Базовым же условием для такой коррекции служит ежегодное проведение в каждом ДОУ мониторинга физической подготовленности детей.
Практическая значимость проделанной работы заключается в разработке:
- средств информационного обеспечения (компьютерная программа, паспорт физической подготовленности, информационный стенд), технологии проведения мониторинга и осуществления коррекционного развития у детей кондиционных физических качеств;
- пособия «Коррекционное развитие физических качеств у детей в дошкольных образовательных организациях»;
- образовательной программы для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ «Технология развития кондиционных качеств с коррекционной направленностью в дошкольном физическом воспитании на основе мониторинга в контексте реализации требований ГОС».
Чрезвычайно важно, что к настоящему времени все ДОУ г. Сургута (и дошкольные отделения общеобразовательных школ) обеспечены компьютерными программами с подготовленными базами данных о физическом состоянии детей. При этом все инструкторы прошли обучение и многоразовые консультации по использованию программ. Кроме того, все инструкторы по физической культуре в ДОУ г. Сургута прошли курсовую подготовку по разработанной образовательной программе с получением удостоверений.
Литература
1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб. : Изд-во «Детство-Пресс», 2011. - 528 с.
2. Завьялова, Т.П. Мониторинг физической подготовленности дошкольников в Тюмени: первые результаты, первые обсуждения [Текст] / Т.П. Завьялова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 8. - С. 17.
3. Иззак, С.И. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи [Текст] / С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин // Опыт работы в субъектах РФ по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи : сб. науч. тр. - М. : Госкомспорт РФ, Всероссийский НИИ физической культуры, 2002. - С. 10-37.
4. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2013. -128 с.
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
6. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» от 29.12.2001 г. № 916 [Текст] // Российская газ. - 2002. - 12 янв.
7. Радуга: программа воспитания, образования и развития от 2 до 7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т.П. Гризлик [и др.] ; науч. рук. Е.В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2014. - 111 с.
8. Семенов, Л.А. Информационное обеспечение реализации Федеральных государственных требований в сфере физического воспитания [Текст] / Л.А. Семенов // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 1. - С. 153-158.
9. Семенов, Л.А. Средства информационного обеспечения физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.А. Семенов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 96-100.
10. Семенов, Л.А. Коррекционное развитие физических качеств у детей в дошкольных образовательных организациях: методические рекомендации для инструкторов по физической культуре и воспитателей [Текст] / Л.А. Семенов, Н.В. Болдырева. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015. - 71 с.
11. Семенов, Л.А. Состояние кондиционной физической подготовленности детей-выпускников дошкольных образовательных организаций в контексте реализации требований ФГОС [Текст] / Л.А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 1. - С. 26-29.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.
13. Фурсов, А.В. Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста на основе результатов выполнения испытаний комплекса ГТО [Текст] / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, А.В. Петракова // Сб. III Межрегион. науч.-практ. конф. «Повсеместное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди всех категорий населения. - Ханты-Мансийск, 2017. - С. 94-99.
14. Шарманова, С.Б. Физическое состояние выпускников подготовительных групп образовательных учреждений [Текст] / С.Б. Шарманова, О.А. Новоселова, А.И. Федоров // Современные проблемы физической культуры и спорта : сб. науч. тр. - СПб. : НИИФК, 1998. - С. 71-77.
References
Babaeva T.I. [et al.] Childhood: approximate basic General education program of preschool education. Saint-Petersburg, LLC "Publishing house "Childhood-Press", 2011, 528 p.
Zavyalova T.P. Monitoring of physical fitness of preschool children in Tyumen: the first results, the first discussion, Theory and practice of physical culture, 2005, N 8, pp. 17 (in Russian).
Issac S.I., Zucchini VA., Tyapin A.N. Scientific providing for the system of monitoring of physical development and physical preparedness of children, adolescents and youth, Experience in the constituent entities of the Russian Federation on implementation of monitoring of physical health of children, adolescents and young adults: Sat. scientific. tr. Moscow, State Committee of the Russian Federation, all-Russian research Institute of physical culture, 2002, pp. 10-37 (in Russian).
Lyakh V.I., Zdanevich A.A. A Comprehensive program of physical education students I-XI classes of secondary schools: the programs of educational institutions. Moscow, Education, 2013, 128 p.
From birth to school. Basic General educational program of preschool education, eds. E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva. Moscow, Mosaic-Synthesis, 2010, 304 p.
Decree of the Government of the Russian Federation №On the all-Russian system of monitoring the physical health of the population, physical development
1. 2.
3.
4.
5.
of children, adolescents and youth" dated 29.12.2001 N 916, Rossiyskaya Gazeta. 2002. Jan. 12 (in Russian).
7. Rainbow: programme of education and development from 2 to 7 years in kindergarten, Grezlik T.P. [et al.], research. head E.V Solovyova]. Moscow, Education, 2014, 111 p.
8. Information support of the implementation of the Federal state requirements in the field of physical education, Vestnik of the Surgut State Pedagogical University, 2013, N 1, pp. 153-158 (in Russian).
9. Semenov L.A. Means of information support of physical education in preschool educational institution, 2013, N 6, pp. 96-100 (in Russian).
10. Semenov L.A., Boldyrev N.V. Corrective physical qualities development in children in preschool educational institutions: guidelines for trainers in physical education and teachers. Surgut, 2015, 71 p.
11. Semenov L.A. Condition of physical training of children-graduates of preschool educational organizations in the context of the implementation of the requirements of the FSES, Physical education, education, training, 2016, N 1, pp. 26-29 (in Russian).
12. Federal state educational standard of preschool education : Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 1155 of 17.10.2013.
13. Fursov A.V, Sinyavskiy N.I., Petrakova O.V Monitoring of physical readiness of children of preschool age on the basis of the results of the tests of the TRP, Proceedings of III Interregional scientific-practical conference "Widespread introduction of the all-Russian sports complex TRP among all categories of the population". Khanty-Mansiysk, 2017, pp. 94-99 (in Russian).
14. Sharmanov S.B., Novoselova O.A., Fedorov A.I. The physical state of the graduates of the educational institutions of the training groups, Modern problems of physical culture and sports: the collection: Scientific works. St. Petersburg, NIFK, 1998, pp. 71-77 (in Russian).