УДК 342.9 А. Н. Сандугей
ВНИИ МВД России
К итогам исследования проблем государственного администрирования в сфере миграции
АННОТАЦИЯ. Введение. Как отмечается в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, в результате реализации плановых мероприятий в 2012-2017 годах были усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции. Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты в сфере реализации миграционной политики, следует признать, что миграционное законодательство Российской Федерации по-прежнему не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. При этом наблюдается несовершенство действующей системы управления миграционными процессами.
Все это обусловливает необходимость переосмысления тенденций формирования общественных отношений в сфере миграции, научной оценки действующего законодательства в сфере миграции и перспектив его развития, пересмотра теоретических подходов к механизмам реализации миграционной политики Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена также тем, что для достижения целей государственной миграционной политики, повышения эффективности ее реализации требуется надежный методологический инструментарий корректировки задач и функций федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Цель исследования. Обосновать концептуальные основы государственного администрирования в сфере миграции, разработать проблемы реализации современной государственной миграционной политики, а также подготовить предложения (рекомендации) по совершенствованию и систематизации миграционного законодательства Российской Федерации.
Методологию и методику исследования составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский и теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование). В качестве правовых методов использовались формально-логический, историко-правовой и метод сравнительного правоведения.
Выводы. Научная новизна работы состоит в обосновании научной парадигмы категории «государственное администрирование в сфере миграции» применительно к исследованию теоретических вопросов административного права, а также перспективного методологического подхода к исследованию проблем реализации государственной миграционной политики. Обоснованы концептуальные подходы к формированию современной отечественной модели государственного администрирования в сфере миграции. Аргументирована необходимость систематизации российского законодательства в сфере иммиграции, определены перспективные направления совершенствования системы миграционного администрирования. Исследование правового механизма регулирования общественных отношений в сфере миграции позволило заявить о закономерностях формирования миграционного права в отечественной правовой системе как самостоятельной подотрасли административного права.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миграция, научное исследование, методология, государственное администрирование, миграционная политика.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сандугей А. Н. К итогам исследования проблем государственного администрирования в сфере миграции // Научный портал МВД России. 2021. № 2 (54). С. 116-123.
A. N.Sandugey
National Research Institute of the Ministry of interior of the Russian Federation
On the results of the study of problems of state administration in the field of migration
ABSTRACT. Introduction. As noted in the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025, as a result of the implementation of planned measures in 2012 - 2017, the instruments of legal regulation in the field of migration were improved, including measures of responsibility for violations of the migration legislation of the Russian Federation and measures to counter illegal migration. However, despite the results achieved in the implementation of migration policy, it should be recognized that the migration legislation of the Russian Federation still does not fully meet the current and future needs of economic, social and demographic development, the interests of employers and the Russian society as a whole. At the same time, there is an imperfection of the current system of migration management.
All this makes it necessary to rethink the trends in the formation of public relations in the field of migration,
scientific assessment of the current legislation in the field of migration and the prospects for its development, revision of theoretical approaches to the mechanisms for implementing the migration policy of the Russian Federation. The relevance of the study is also due to the fact that in order to achieve the goals of the state migration policy, to increase the effectiveness of its implementation, reliable methodological tools are required to adjust the tasks and functions of the federal executive authorities authorized in the sphere of public relations under consideration.
Purpose of research. Substantiate the conceptual foundations of state administration in the field of migration, to develop problems of implementing modern state migration policy, as well as to prepare proposals (recommendations) for improving and systematizing the migration legislation of the Russian Federation.
The methodology and methodology of the research are modern achievements of the theory of knowledge. General philosophical and theoretical methods (dialectics, system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, modeling) were used in the research process. Formal-logical, historical-legal, and comparative legal methods were used as legal methods.
Conclusions. The scientific novelty of the work consists in the substantiation of the scientific paradigm of the category "state administration in the field of migration" in relation to the study of theoretical issues of administrative law, as well as a promising methodological approach to the study of the problems of implementing state migration policy. Conceptual approaches to the formation of a modern domestic model of state administration in the field of migration are substantiated. The necessity of systematization of the Russian legislation in the field of immigration is reasoned, the perspective directions of improvement of the system of migration administration are defined. The study of the legal mechanism for regulating public relations in the field of migration allowed us to state the regularities of the formation of migration law in the domestic legal system, as an independent sub-branch of administrative law.
KEYWORDS: migration, scientific research, methodology, public administration, migration policy.
FOR CITATION: Sandugey A. N. On the results of the study of problems of state administration in the field of migration // Scientific portal of the Ministry of the interior. 2021. № 2 (54). P. 116-123 (in Russ.).
Как отмечается в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, «в результате реализации плановых мероприятий Концепции миграционной политики в 2012-2017 годах были усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции»1.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты в сфере миграционной политики, следует признать актуальными отдельные положения Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция миграционной политики), не так давно утратившей свою силу. В частности, «миграционное законодательство Российской Федерации по-прежнему не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентируется на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов». При этом наблюдается «несовершенство действующей системы управления миграционными процессами, кото-
рое проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов»2.
В настоящее время, как и прежде, «теневые» миграционные процессы сопровождаются многими проблемами, развитие которых создает реальные угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Наиболее значимые из них - развитие новых форм нежелательной миграции, «размытие» этнокультурных основ жизнедеятельности титульных народов Российской Федерации, «утечка умов», рост теневой экономики и коррупции, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в местах массового пребывания потенциальных иммигрантов, «импорт» учений радикального ислама. При этом, несмотря на проводимые с начала 2000-х годов реформаторские преобразования в системе задач и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, среди субъектов миграционного администрирования по-прежнему наблюдается ведомственная разобщенность, наличие дублирующих и излишних (несвойственных) функций. Сложившаяся ситуация неизбежно приводит к нарушению прав граждан, снижает авторитет власти.
Все это обусловливает необходимость адекватного осмысления тенденций формирования общественных отношений в сфере миграции, научной оценки действующего законодательства в сфере миграции и перспектив его развития,
1 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 31 окт. 2018 г. № 622, п. 11 // СПС КонсультантПлюс.
2 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. Президентом Рос. Федерации от 13 июня 2012 г. (утратила силу) // СПС КонсультантПлюс.
пересмотра теоретических подходов к механизмам реализации государственной миграционной политики.
Следует отметить, что важность государственного администрирования в сфере миграции трудно переоценить. Это одна из наиболее динамичных составляющих всей системы администрирования в стране, обладающая мощным потенциалом для развития России. Посредством государственного администрирования в сфере миграции решаются многие социально-экономические и правоохранительные задачи государства: поддерживаются миграционные режимы, демографический и этнокультурный баланс населения, распределяются трудовые ресурсы, предупреждаются правонарушения и т. д. Поэтому повышение эффективности администрирования, совершенствование основ правового регулирования в сфере миграции являются, по существу, «неотложной юридической помощью» для современных общественных отношений, которые динамично развиваются в миграционной сфере.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что для достижения целей государственной миграционной политики, повышения эффективности ее реализации требуется надежный методологический инструментарий корректировки задач и функций федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рассматриваемой сфере общественных отношений. Соответствующие исследования необходимы также в целях реализации задач государственного стратегического планирования в сфере миграции. А в рамках развития предмета науки административного права нужна современная парадигма категории «государственное администрирование в сфере миграции» в виде комплексного научного знания, обобщающая как общемировые, универсальные закономерности администрирования в этой сфере общественных отношений, так и сугубо отечественные, самобытные взаимоотношения российского общества с иммигрантами.
Примечательно, что отдельные вопросы рассматриваемых проблем традиционно исследовались в науке административного и конституционного права. Внимание ученых привлекали сущность и содержание правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства [2], миграционных режимов [8], особенности мер принуждения, применяемых за нарушение требований миграционного законодательства [5; 6], проблемы информационного обеспечения ми-
грационной политики [9], международно-правовые аспекты миграционных отношений [13] и др.
Однако соответствующие вопросы рассматривались преимущественно узко в контексте исследования правовых, организационных либо информационных проблем государственного администрирования в сфере миграции. Периодически современные исследователи предпринимали попытки системного анализа теоретических основ административно-правового регулирования в рассматриваемой сфере жизнедеятельности. При этом каких-либо значимых исследований, регулирующих общественные отношения в сфере миграции в условиях построения современного социально ориентированного государства, развития инновационных средств и методов администрирования в рассматриваемой сфере, не проводилось.
Вместе с тем нельзя не заметить ряд достижений российских ученых в исследовании проблем правового регулирования миграционных процессов в современной России. Среди них следует выделить докторские диссертации И. А. Романова «Государственное регулирование миграционных процессов в современной России» (2006 г.), А. Н. Жеребцова «Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: комплексный анализ теории и практики» (2009 г.), Т. А. Прудниковой «Административно-правовое регулирование миграционных процессов (современность и перспективы)» (2016 г.).
В качестве одной из последних фундаментальных работ, посвященных исследованию теоретико-правовых проблем регулирования миграционных отношений в Российской Федерации, необходимо отметить монографическое исследование Т. Я. Хабриевой «Миграционное право России: сравнительно-правовое исследование» (2019 г.).
Отмечая ценность этих и многих других исследований в рассматриваемой сфере, следует перечислить обстоятельства, которые подтверждают необходимость научной разработки проблем государственного администрирования в сфере миграции.
Во-первых, из всего массива ранее проведенных исследований правовых проблем в сфере миграции лишь незначительная часть работ имеет отношение к предмету административно-правовой науки. При этом многие ученые в своих трудах обращались к изучению вопросов прикладного характера, что обусловило их узкую направленность. Полученные ими результа-
ты исследований не отражают всего комплекса проблем административно-правового регулирования в сфере миграции, общего состояния миграционного законодательства Российской Федерации.
Во-вторых, в условиях динамичных изменений миграционной ситуации в России и за рубежом - на фоне демографического и социально-экономического кризиса - необходимо новое видение социальной роли государства в сфере миграции. Это в свою очередь обусловливает необходимость исследования его возможностей с учетом потребности российского общества в привлечении иностранных трудовых ресурсов, переселении соотечественников, противодействии нежелательной миграции, снижении уровня социальной напряженности в миграционной среде.
В-третьих, существующие разработки проблем административной деятельности полномочных органов в сфере миграции не затрагивают актуальных вопросов реализации миграционной политики Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций. При этом характер и объем нормативного правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении экстренного массового перемещения населения (в том числе принудительного), не получили должного отражения в теории административного права.
В-четвертых, решение указанных проблем с использованием имеющегося научного инструментария весьма затруднительно. Необходимо обоснование нового методологического подхода к разработке проблем государственного администрирования в сфере миграции, позволяющего обосновать перспективную модель реализации миграционной политики современной России.
Учитывая это, потребность в научной разработке теоретических, правовых и организационных проблем государственного администрирования в сфере миграции применительно к современным условиям развития общественных отношений в Российской Федерации вполне очевидна.
В связи с этим в качестве методологической основы проведенного исследования была выбрана концепция трехстадийности миграционного процесса, разработанная проф. Л. Л. Рыбаков-ским [7], а также современные взгляды на научную парадигму категории «администрирование» [3; 10; 1; 4], основанные в первую очередь на работах А. Файоля [12], а также зарубежных концепциях государственного администрирования [14-17].
Выбранная методология исследования общественных отношений в сфере миграции позволила обосновать право на миграцию в качестве естественного права человека и гражданина на свободу передвижения к новому месту жительства и вселения туда на неограниченный срок. При этом был сделан вывод о том, что на миграцию как социальное явление, представляющее собой длительный стадийный процесс, невозможно оказывать прямое управленческое воздействие. Поэтому объектом администрирования выступает не миграция, а та региональная система, в рамках которой совершаются миграционные процессы3.
Опираясь на результаты научных работ по проблемам государственного администрирования, в ходе исследования была обоснована научная категория «государственное администрирование в сфере миграции». В частности, был сделан вывод о том, что государственное администрирование в сфере миграции по сравнению с иными сферами или областями государственного администрирования по своему содержанию обладает собственными индивидуальными характеристиками.
Отличительной особенностью общественных и, как следствие, правоотношений, возникающих в процессе миграционного администрирования, является наличие более широкого круга их участников. Среди них выделяются непосредственный объект административного воздействия - участники миграционных процессов и опосредованный объект в лице региональной инфраструктуры, включая принимающее население, в пределах которой эти процессы осуществляются. Государственное администрирование в сфере миграции, представляющее собой деятельность государственных и иных полномочных органов и организаций по практическому достижению цели и реализации задач миграционной политики, предполагает также взаимную интеграцию законных интересов всех участников миграционных отношений.
Следует отметить, что с концептуальной точки зрения синтезированная научная категория «государственное администрирование в сфере миграции», или «миграционное администриро-
3 Под миграционными процессами следует понимать любые территориальные перемещения людей, совершающиеся между населенными пунктами двух или нескольких государств, различными населенными пунктоми одной или нескольких административно-территориальных единиц в пределах территории Российской Федерации независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.
вание» в отличие от категории «государственное управление в сфере миграции» обладает более широким значением. При рассмотрении категории «миграционное администрирование» в качестве ее организационно-правовых элементов, требующих своего развития, следует различать прямое (директивное) государственное управление миграционными процессами и опосредованное государственное регулирование миграции.
Управление миграционными процессами представляет собой организацию федерального государственного миграционного контроля (надзора), миграционного (регистрационного) учета населения, обеспечение соблюдения иных режимных требований и правил в сфере миграции, включая применение мер принуждения к нарушителям миграционного законодательства.
В свою очередь государственное регулирование миграции населения - это целенаправленная деятельность полномочных органов публичной власти по созданию условий для планируемых (ожидаемых) переселений в организованных формах, оказанию административного содействия потенциальным иммигрантам и внутренним переселенцам посредством предоставления государственных услуг и иных форм административного содействия.
Рассмотрение различных методологических подходов к исследованию проблем государственного администрирования в сфере миграции позволило сделать вывод о том, что в основу перспективного методологического подхода в данной сфере правовых исследований должна быть положена парадигма современного отечественного материализма, допускающая различные культурно-исторические версии организации общественных отношений иммигрантов и принимающего населения России. При этом для комплексного восприятия всех аспектов действующей системы миграционного администрирования, оценки ее эффективности, определения перспектив трансформации с учетом реальных и прогнозируемых рисков для Российской Федерации и принимающего сообщества (регионов, городов, поселений) представляется приоритетным использование методологии риск-ориентированного подхода к исследованию проблем национальной безопасности.
Анализ зарубежных и отечественных концепций государственного управления (администрирования), сформулированных на рубеже ХХ-ХХ1 вв., позволил заявить о том, что современный концептуальный подход к администрированию миграционных процессов в Российской
Федерации должен совмещать в себе как элементы технократизации, так и административного усмотрения.
Ключевыми для отечественной модели миграционного администрирования должны стать следующие механизмы:
1) ориентация деятельности всех субъектов администрирования на измеримый, прозрачный и понятный для мигрантов и принимающего сообщества результат работы по достижению целей миграционной политики;
2) совместное участие системы органов публичной власти, а также институтов социального (государственно-частного) партнерства и гражданского общества в реализации миграционной политики. Развитие сетевых форм администрирования в сфере трудовой миграции (частных агентств занятости), ориентированных на реализацию внутренней переселенческой политики, а также иммиграцию;
3) повсеместное внедрение новых форм и методов контроля (надзора) в сфере миграции. Главным критерием оценки эффективности органов публичной власти в сфере миграции должно стать общественное мнение, включающее мнение участников миграционных процессов (мигрантов и принимающего сообщества). Общественное мнение призвано выступать не только критерием оценки деятельности органов публичной власти, но и важным фактором, влияющим на вопросы стратегического планирования, а также принятие важных административных решений в сфере миграции. Принимающее сообщество поселений (муниципальных образований) - основной субъект оценки качества и эффективности реализации государственной миграционной политики;
4) взаимная ответственность всех субъектов реализации миграционной политики, в основе которой должны находиться бюджетные отношения.
Внедрение обозначенных механизмов в отечественную систему миграционного администрирования непосредственно связано с принципиальным выбором этнической модели иммиграционной политики [11, с. 5-6], реализация которой во многом связана с глобальными изменениями в мировых миграционных процессах, трансформациями административного порядка в сфере миграции.
Сегодня, по существу, происходит формирование нового глобального административного пространства, которое основывается не на суверенном равенстве государств, использующих в
частности международные стандарты в сфере миграции, а на выборе отдельными государствами и их союзами приоритетов в публично-правовых институтах с учетом национальной (коллективной) безопасности и социально-экономических интересов от миграционных эффектов.
Развитие глобального административного пространства повлечет за собой формирование новой формы национального миграционного права, основой которого будут являться результаты консолидации международного, внутригосударственного и административного права, посредством появления новых «норм-конгломератов». Подобные нормы могут появляться не только за счет имплементации норм международного права в национальное миграционное законодательство, но и, наоборот, в результате импле-ментации норм национального (регионального) администрирования в систему международного права.
Поэтому в современных условиях развития общественных отношений в сфере международной, и в первую очередь вынужденной, миграции действующие международные стандарты в сфере миграции не могут выступать в качестве приоритета для организации эффективной системы миграционного администрирования в Российской Федерации.
При имплементации международных стандартов в сфере миграции для Российской Федерации в качестве приоритетов должны превалировать вопросы обеспечения национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие принимающего населения. Одновременно должна учитываться демографическая ситуация в стране и ее влияние на потребности российской экономики. Недопустимо внедрение тех стандартов, на реализацию которых у государства нет необходимых экономических возможностей.
Системный анализ законодательства Российской Федерации в сфере миграции позволил утверждать, что на сегодня сформирован обширный массив законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в сфере миграции. Вместе с тем существующие проблемы, обусловленные наличием пробелов и коллизий в правовом регулировании этих отношений, приводят к нарушениям в системном подходе к развитию отечественного законодательства в сфере миграции. Сложившаяся ситуация осложняется тем, что такие весьма значимые понятия миграционного законодательства, как «миграция», «иммиграция»,
«иммигрант», «миграционный процесс» и другие, нормативно не установлены.
Решение соответствующих актуальных проблем правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений может быть осуществлено в первую очередь за счет проведения системной переработки законодательства в сфере иммиграции, в основу которой должен быть положен комплексный подход к его построению и юридико-техническому оформлению в форме отраслевого законодательного акта «Об иммиграции».
В процессе исследования норм миграционного законодательства было установлено, что миграция населения и иные миграционные процессы, представляя собой совокупность однородных, специфических общественных отношений, являются предметом регулирования норм административного права. Соответствующие правовые нормы подчинены определенным принципам, общим положениям, формирующим их в самостоятельную правовую общность особенной части системы административного права. В связи с этим в работе был сделан вывод о том, что данная правовая общность - миграционное право представляет собой подотрасль административного права, в структуру которой входит комплекс административно-правовых институтов, определяющих административно-правовой статус различных категорий мигрантов, устанавливающих миграционные режимы в Российской Федерации, а также специальные процедуры административно-правового воздействия в сфере миграции.
Наряду с исследованием законодательства Российской Федерации в сфере миграции, анализ содержания документов стратегического планирования в рассматриваемой сфере миграции позволил утверждать, что основополагающий документ стратегического планирования в сфере миграции4 не в полной мере отвечает надлежащим требованиям, предъявляемым к современным документам подобного рода с позиции методологии сценарного планирования. При этом совершенно очевидно, что именно на основе данного подхода должны получить свое развитие перспективные направления совершенствования российского законодательства в сфере миграции.
Для преодоления состояния неопределенности наиболее актуальных направлений совершен-
4 См.: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы.
ствования правового обеспечения государственной миграционной политики представляется необходимым учитывать сценарные прогнозы развития миграционной ситуации в стране. Это позволит создать оптимальную модель право-
вого регулирования миграционных процессов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, предусмотрев ее реализацию в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере миграции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асадов А. М. Конституционные основы государственного финансового администрирования // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 16-20.
2. Балашова Т. Н. Конституционно-правовое регулирование миграции в современной России: проблемы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2011.
- 463 с.
3. Гоголев А. М. Государственное администрирование в области налогов и сборов: проблемы административно-правового регулирования : монография. - М. : Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2015. - 269 с.
4. Махина С. Н. Концепция децентрализации государственного администрирования: некоторые вопросы содержания и значения // Административное право и процесс. 2006. № 1. С. 10-13.
5. Мишунина А. А. Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. - Тюмень, 2004. - 206 с.
6. Огиенко А. С. Административно-правовое принуждение в сфере миграции : дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2019. - 189 с.
7. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2001. - 158 с.
8. Степенко А. В. Административно-правовые средства обеспечения специального режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства : дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2006.
- 275 с.
9. Столярова З. Н. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции : дис. . канд. юрид. наук. - М., 2017. - 196 с.
10. Сухарев А. С. Административно-правовые средства и методы противодействия коррупции в сфере государственного администрирования // Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 50-53.
11. Трыканова С. А. Вопросы организационно-правового регулирования управления миграционной политикой в кризисных ситуациях (опыт ЕС) // Миграционное право. 2011. № 3. С. 5-6.
12. Файоль А. Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль. - М., 1923.
13. Ястребова А. Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. -М., 2017. - 580 с.
14. Haque M. Sh. New Public Management: origins, dimensions, and critical implications // Public Administration and Public Policy. Vol. 1.
15. Hellmut Wollmann. Public Sector Reforms and Evaluation: Trajectories and Trends. An International Overview; Evaluating Public Sector Reforms: An International
and Comparative Perspective, Special Issue of Revista Internacional de Estudios Politicos, 2001.
16. Henry Fayol. Administration Industrielle et Generale, 1916. - 192 c.
17. Pierre J., Peters G. Governance, politics, and the state. - New York, 2000. - 223 c.
REFERENCES
1. Asadov A. M. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and Process), 2011, No. 7, pp. 16-20.
2. Balashova T. N. Konstitutsionno-pravo voe reguliro-vanie migratsii v sovremennoj Rossii: problemy teorii i praktiki: dis. ... d-ra yurid. nauk (Constitutional and legal regulation of migration in modern Russia: problems of theory and practice: Doctor's thesis), Saratov, 2011, 463 p.
3. Gogolev A. M. Gosudarstvennoe administrirovanie v oblasti nalogov i sborov: problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya : monografiya (Public administration in the field of taxes and fees: problems of administrative and legal regulation: monograph), Moscow: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2015, 269 p.
4. Makhina S. N. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and Process), 2006, No. 1, pp. 10-13.
5. Mishunina A. A. Administrativnaya otvetstvennost' za narushenie rezhima prebyvaniya inostrannykh grazhdan v Rossijskoj Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk (Administrative liability for violation of the regime of stay of foreign citizens in the Russian Federation: candidate's thesis), Tyumen, 2004, 206 p.
6. Ogienko A. S. Administrativno-pravovoe prinuzhde-nie vsfere migratsii: dis. ... kand. yurid. nauk (Administrative and legal coercion in the field of migration: candidate's thesis), Moscow, 2019, 189 p.
7. Rybakovskij L. L. Migratsiya naseleniya. Vyp. 5: stadii migratsionnogo protsessa. Prilozhenie k zhurnalu «Migratsiya vRossii» (Population migration. Issue 5: stages of the migration process. Supplement to the magazine „Migration in Russia ), Moscow, 2001, 158 p.
8. Stepenko A. V. Administrativno-pravovye sredstva obe-specheniya spetsial'nogo rezhima prebyvaniya v Rossijskoj Federatsii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva : dis. ... kand. yurid. nauk (Administrative and legal means of ensuring a special regime for the stay in the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons: candidate's thesis) -Khabarovsk, 2006, 275 p.
9. Stolyarova Z. N. Administrativno-pravovoe reguliro-vanie informatsionnogo obespecheniya pasportno-vizovoj deyatel'nosti Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii vsfere migratsii: dis. ... kand. yurid. nauk (Administrative and legal regulation of information support for passport and visa activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the field of migration: candidate's thesis), Moscow, 2017, 196 p.
10. Sukharev A. S. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and Process), 2014, No. 1, pp. 50-53.
11. Trykanova S. A. Migratsionnoe pravo (Immigration law), 2011, No. 3, pp. 5-6.
12. Fajol' A. Osnovnye cherty promyshlennoj administrat-sii - predvidenie, organizatsiya, rasporyaditel'stvo, koordiniro-
vanie, kontrol' (The main features of industrial administration are foresight, organization, management, coordination, control), Moscow, 1923.
13. Yastrebova А. Yu. Mezhdunarodno-pravovye mekha-nizmy regulirovaniya migratsii: doktrinal'nye podkhody i opyt Rossijskoj Federatsii: dis. ...d-ra yurid. nauk (International legal mechanisms for regulating migration: doctrinal approaches and experience of the Russian Federation: Doctor's thesis), Moscow, 2017, 580 p.
14. Haque M. Sh. New Public Management: origins, dimensions, and critical implications // Public Administration and Public Policy. Vol. 1.
15. Hellmut Wollmann. Public Sector Reforms and Evaluation: Trajectories and Trends. An International Overview; Evaluating Public Sector Reforms: An International and Comparative Perspective, Special Issue of Revista Internacional de Estudios Politicos, 2001.
16. Henry Fayol. Administration Industrielle et Generale, 1916, 192 p.
17. Pierre J., Peters G. Governance, politics, and the state, New York, 2000, 223 p.
Рукопись поступила в редакцию 23.03.2021, принята к публикации 21.04.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Анатолий Николаевич Сандугей, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный сотрудник органов
внутренних дел Российской Федерации, заместитель начальника научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел - начальник отдела по исследованию проблем охраны общественного порядка и участия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1) E-mail: [email protected] Тел.: 8 (495) 915-20-50
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Anatoly N. Sandugey, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Honored worker of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation, Deputy Head of the Research Center for Researching the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Affairs Bodies -Head of the Department for Researching Problems of Public Order Protection and Participation of Internal Affairs Bodies in Ensuring Public Security of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) E-mail: [email protected] Те!.: 8 (495) 915-20-50