Научная статья на тему 'К итогам III Российской научно-практической конференции «Дети и молодежь будущее России» (г. Вологда, 27-29 июня 2007 г. )'

К итогам III Российской научно-практической конференции «Дети и молодежь будущее России» (г. Вологда, 27-29 июня 2007 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К итогам III Российской научно-практической конференции «Дети и молодежь будущее России» (г. Вологда, 27-29 июня 2007 г. )»

К вопросу о стратегам и тактике развития региона 31

Константин Анатольевич Гулин

К ИТОГАМ III РОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»1

(г. Вологда, 27-29 июня 2007 г.)

Сохранение политической стабильности и устойчивых темпов экономического роста в России на протяжении последних лет позволило создать предпосылки для системного решения насущных социальных проблем, стоящих перед страной. Это, в частности, выразилось в реализации приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, обеспечения населения жильем, инициативах в области демографической политики и т. д.

Тем не менее формирование качественного потенциала подрастающих поколений продолжает происходить в достаточно сложных условиях. Анализ результатов современных научных исследований (проводимых Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институтом социологии РАН, Институтом социальнополитических исследований и др., региональными академическими учреждениями и такими неакадемическими организациями, как ПРООН, Мировой банк и др.) показывает, что

К. А. ГУЛИН - к.и.Н.

заместитель директора

ВНКЦ ЦЭМИ РАН

сохраняются серьезные проблемы в состоянии здоровья, интеллектуальном развитии, духовно-нравственном состоянии, социальном положении детей и молодежи. С одной стороны, они препятствуют нормальному развитию подрастающих поколений в текущий момент. С другой стороны, от их решения будет зависеть уровень конкурентоспособности страны и регионов как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе.

Обсуждению проблем и перспектив развития подрастающих поколений была посвящена традиционная, Третья Российская научно-практическая конференция «Дети и молодежь -будущее России», состоявшаяся в г. Вологде в период с 27 по 29 июня 2007 г.

В конференции принимали участие ученые Российской академии наук, Национальной академии наук Беларуси, работники научных и образовательных учреждений, руководители и специалисты федеральных, региональных и местных органов управления, учреждений социальной сферы, что позволило рассмотреть самые разные точки зрения и сформировать широкий взгляд на обсуждавшиеся проблемы.

В качестве основных идей конференции были выдвинуты следующие: конкурентоспособность и конкурентные преимущества России и ее регионов в глобализирующемся мире; инновационное образование, развитие

1 Конференция и круглые столы проводились при финансовой поддержке РГНФ (грант №07-02-14037г) и РФФИ (№07-06-06055).

интеллектуального потенциала; сохранение здоровья детей и молодежи как ресурсов конкурентоспособности страны в условиях глобализации.

В рамках мероприятий прошли пленарные и секционные заседания, было организовано посещение объектов социальной сферы, муниципальных образований Вологодской области, что усилило практическую направленность конференции.

Открыли конференцию: приветственным словом от Правительства Вологодской области начальник департамента здравоохранения А.А. Колинько и видеоприветствием от Российской академии наук вице-президент РАН академик А.Д. Некипелов.

С докладами на пленарном заседании выступили 10 человек:

КОЛИНЬКО АЛ., начальник Де-

JnapTaMeHTa здравоохранения Вологодской области к.м.н.

I («Обеспечение условий формирования здоровья подрастающих поколений на современном этапе»);

ИЛЬИН В.Л., директор Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН д.э.н., профессор («Узловые вопросы обеспечения национального и регионального роста на современном этапе»);

СМИРНОВ Е.Б., проректор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета по научной работе д.э.н., профессор («Формирование благоприятной образовательной среды для реализации творческого и интеллектуального потенциала молодежи»);

ХУРС М.Н., заместитель директора Института социологии Национальной академии наук Беларуси к.с.н. («Семья как социокультурная среда формирования личности»);

ЕГОРОВ В.К., начальник отдела гуманитарных и общественных наук Научно-организационного управления РАН к.и.н. («Молодежь и туризм»);

ЗЛЙЦЕВ Д.Е., заместитель руководителя проекта «Дорога к дому» («Опыт реализации муниципального проекта «Дорога к дому»);

БЛНЫКИНА С.В., заведующий кафедрой человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования к.пед.н. («Толерантность в образовательном процессе»);

ПЕТРОВ О.В., заместитель главы г. Вологды по экономике («Стратегические приоритеты муниципального развития для будущих поколений»);

РЯБОВА Н.Л., председатель комитета по социальной политике Законодательного Собрания Вологодской области («Современные проблемы реализации социальной политики в отношении семьи и детей на региональном уровне»);

ЛОГИНОВ Д.М., ученый секретарь Института социально-экономических проблем народонаселения РАН к.э.н. («Задачи сохранения конкурентоспособности интеллектуального потенциала России»).

В секционных заседаниях приняло участие более 200 человек, с докладами и сообщениями выступило 128 человек.

В рамках работы секции и круглого стола №1 «Россия: вызовы настоящего и стратегии будущего» рассматривались следующие вопросы:

> конкурентоспособность и конкурентные преимущества России в глобализирующемся мире;

> угрозы экономической и социальной стабильности и пути их преодоления; проблемы модернизации и экономического роста;

> новые подходы к стратегическому планированию и управлению экономическими процессами; формирование инновационного мышления и становление экономики знаний, развитие инфраструктуры экономики знаний.

С докладами и сообщениями выступили 27 человек. Тематика выступлений охватывала следующий спектр проблем:

=> условия и факторы конкурентоспособности России и регионов страны (Л.Г. Симкина, В.А. Цукерман, С.А. Пономарева и др.);

=> проблемы становления и развития экономики знаний, инновационной инфраструктуры (К.А. Задумкин, С.А. Березиков, А.А. Орлов);

=> пространственное развитие территорий (Е.С. Губанова, Э.О. Орлова, Р.Ю. Малышев, Р.В. Дубиничев);

=> эффективность управления территориальными образованиями (ТВ. Ускова, М.Н. Рогозина, О.И. Попова, М.А. Дубинин, К.В. Марков и др.);

=> функционирование отраслевых комплексов (Д.В. Перевалов, Е.Н. Богачева, Р.Ю. Селименков, Т.Г. Смирнова);

=> развитие информационных сетей и информационно-коммуникационных технологий (О.В. Подолякин, С.П. Юрченко, B.C. Сафонов).

Секция и круглый стол N22 «Интеллектуальный потенциал подрастающих поколений - фундаментальная основа социально-экономического развития»: состояние интеллектуального потенциала подрастающих поколений и перспективы его развития; задачи сохранения конкурентоспособности интеллектуального потенциала России; социальноэкономические последствия образовательной реформы; проблемы повышения результативности и эффективности профессионального образования молодежи; поддержка и развитие творческих инициатив в детской и молодежной среде: институциональный аспект; формы, задачи и перспективы инновационного образования;

развитие инновационного предпринимательства в молодежной среде: проблемы и решения.

С докладами и сообщениями выступили 32 человека. Тематика выступлений охватывала следующий спектр проблем:

=> факторы формирования и развития интеллектуального потенциала подрастающих поколений (В.А. Цу-керман, Н. А. Кармаев, И.Д. Л ушников,

З.А.Кокарева и др.);

=> условия и факторы повышения качества образования (A.M. Попов, Т.А. Крылова);

=> инновационная деятельность в системе образования (Г.В. Леонидова, М.А. Углицкая, З.А. Зверева, Е.А. Касаткина, О.Н. Коптяева, Т.И. Слинки-на и др.);

=> развитие творческих способностей детей и молодежи в образовательном процессе (С.В. Кузнецова, Н.В. Малухина и др.);

=> личностное развитие детей и молодежи в образовательном процессе (В.А. Талашова, Н.В. Афанасьева,

А.В. Городилова и др.);

=> работа с одаренными детьми (Т.Д. Макарова, Н.В. Дудырева);

=» информационные технологии в образовании (И.А. Евграшина);

=> взаимосвязь между системой образования и народнохозяйственным комплексом и возможности повышения ее эффективности (И.И. Свирел-кина, А.С. Кельсина).

Секция и круглый стол №3 «Здоровье подрастающих поколений - базовая основа сохранения и развития интеллектуального потенциала» работали в следующих направлениях: стабилизация и укрепление репродуктивного здоровья населения - основа здоровья детей; состояние и перспективы здоровья

детей и молодежи; факторы риска физическому и психическому здоровью подрастающих поколений и пути их минимизации; пути улучшения условий формирования здоровья детей и молодежи.

С докладами и сообщениями выступили 34 человека. Тематика выступлений охватывала широкий спектр проблем:

=> репродуктивный потенциал и репродуктивное поведение населения (Л.А. Попова, Ю.В. Ковалева, О.Н. Ка-лачикова);

=> формирование здоровьесберегающего пространства и здоровьесберегающей деятельности в системе образования и воспитания (Р.А. Касимов, Л.С. Воропанова, Н.Н. Максимова, С.В. Зорина, Н.С. Гуляева, Л.С. Гугова,

Н.В. Костюк и др.);

=> состояние и перспективы здоровья детей и молодежи (А.А. Шабуно-ва, Н.А. Рыбакова, Л.Н. Кесаревская, Г.В. Тихомирова и др.);

=> факторы суицидального риска в молодежной среде (М.В. Морев);

=> программно-целевое планирование развития службы материнства и детства (М. Д. Дуганов, К.Н. Калашников).

Секция и круглый стол №4 «Проблемы социальной адаптации и развития детей и молодежи в современных условиях»: динамика ценностных ориентаций и жизненных стратегий подрастающих поколений, знания в системе ценностей детей и молодежи; структура трудовой деятельности подростков и молодежи; проблемы отклоняющегося и противоправного поведения подрастающих поколений и совершенствование его профилактики; проблемы формирования и реализации государственной детской и молодежной политики: национальный и региональный уровень.

С докладами и сообщениями выступили 35 человек. Тематика выступлений охватывала следующий спектр проблем:

=> формирование ценностных ориентаций детей и молодежи (Е.Ю. Ног-тева, А.Е. Творогов, Е.А. Чекмарева);

=> духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений (Ю.Н. Бекряев, Н.В. Жилина, В.Г. Шахов, И.А. Мамаева);

=> формирование гражданской культуры (В. А. Т алашова, Е.В. Бондаренко);

=> социально-профессиональная адаптация различных групп молодежи (С.В. Кузнецова, С.В. Филина, Ю.В. Орсаг, С.В. Смирнова);

=> государственная поддержка молодежи при приобретении жилья (О.Н. Гордина);

=> состояние социального самочувствия молодежи (Т.А. Гужавина);

=> развитие системы социального обслуживания семей с детьми (Е.К. Артемов, Л.В. Каманина);

=> социальная реабилитация и социализация детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (Л.Н. Лысенко, Е.Н. Рындина, М.В. Свя-тогорова, А.П. Коновалова и др.);

=> профилактика отклоняющегося поведения в детской и подростковой среде (И.В. Пестовская, Н.Г. Карпыше-ва, Е.В. Попаденко, Е.Л. Трефилова,

В.И. Попова).

По результатам конференции была принята следующая резолюция.

Задачи сохранения и развития качества подрастающих поколений трудно решить без существенных изменений во всех сферах государственного управления и общественной жизни. Важнейшей задачей для общества и государства является определение целей и приоритетов социального

развития страны и регионов, с учетом достижений фундаментальной и прикладной науки.

Необходимо проявление и реализация политической воли для обеспечения перехода на справедливые принципы формирования собственности и распределения национального дохода, построение финансовой политики государства в соответствии с системой общественных приоритетов, в числе которых - повышение физического, интеллектуального, духовно-нравственного, социального потенциала детей и молодежи. Нужно скорректировать социально-экономическую стратегию государства, в частности отказаться от концепции догоняющего развития и все ресурсы сконцентрировать на разработке и внедрении шестого и седьмого технологических укладов. Насущным является внедрение механизма действенного контроля общества за эффективностью и безопасностью действий государственных органов, за соблюдением основ конституционного строя в части статьи 7 Конституции РФ (на всех уровнях управления).

Первоочередное внимание также целесообразно направить на создание благоприятного психологического настроя в обществе, преодоление атмосферы социальной апатии, пропаганду позитивных социальных ценностей, создание условий для всестороннего повышения качества жизни подрастающих поколений.

Кроме того, необходима реализация следующих направлений:

•всемерная поддержка семьи, укрепление социально-экономического положения молодых семей, разработка и осуществление программ по их поддержке;

• охрана и укрепление материнского здоровья как определяющего фактора качественного потенциала новорожденных;

• развитие навыков здорового образа жизни, противодействие распространению вредных привычек, наркомании в детской и молодежной среде;

•развитие комплексной системы социозащитных учреждений для детей и молодежи;

• улучшение условий жизни детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов;

•обеспечение возможностей реализации конституционных прав детей на образование, вне зависимости от их местожительства и социального происхождения;

•повышение качества образования, адаптация образовательной системы к потребностям экономического и общественного развития;

• поддержка развития научно-технического потенциала, активизация мер стимулирования инновационной активности, усиление работы по комплексной подготовке инновационных менеджеров;

• содействие адаптации подрастающих поколений к социальной среде, профилактика дезадаптации, противоправного поведения и безнадзорности детей и подростков;

• усиление общественного контроля за соблюдением прав ребенка, предупреждение жестокого обращения с детьми.

Участники конференции также рекомендовали:

1. Совершенствовать практику взаимодействия секторов здравоох-

ранения, образования, социальной защиты населения как наиболее эффективной формы решения насущных проблем семьи, детей и молодежи.

2. Развивать научные исследования широкого спектра социальных проблем детей и молодежи, особое внимание уделяя выработке направлений и практических рекомендаций по их реализации.

3. Совершенствовать взаимодействие науки и практики социального управления с целью повышения эффективности общественной и государственной политики в отношении детей и молодежи.

4. Полнее и объективнее освещать актуальные проблемы подрастающих поколений в средствах массовой информации, привлекая к конструктивной дискуссии ответственных деятелей, общественные организации, ученых.

5. В течение 2007 года подготовить и опубликовать материалы конференции.

6. Продолжить практику проведения научно-практической конференции «Дети и молодежь - будущее России» на регулярной основе.

В целом опыт проведения конференции показал, с одной стороны, наличие высокого научного потенциала для обоснования мероприятий по решению насущных проблем социальноэкономического развития (на федеральном, региональном и местном уровнях), с другой стороны, высокую теоретико-методологическую оснащенность практических работников, позволяющую разрабатывать и реализовывать технологии социального управления на современном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу о стратегии и тактике развития региона

37

В апрепе текущего года директор BHKLL ИЭМИ РАН д.э.н., проф. В.А. Ипьин участвовап в составе депегации РАН в очередном заседании российско-белорусского Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства в процессе интеграции двух стран. Результатом поездки руководителя BHKL1 в Минск явилось Соглашение об организации творческого сотрудничества между Институтом социологии НАН Беларуси и Вологодским научно-координационным центром 1_1ЭМИ РАН, осуществлении совместных фундаментальных и прикладных исследований в области социально-гуманитарных проблем Союзного государства, Республики Беларусь и Российской Федерации. В июне заместитель директора Института социологии НАН Беларуси к.с.н. М.Н. Хурс принял участие в III Российской научно-практической конференции «Дети и молодежь - будущее России», проходившей в Вологде. Его выступление о состоянии социологической науки в Республике Беларусь, тематике научных исследований и их результатах, а также об отношении белорусского народа к России было выслушано с большим интересом (статья по его выступлению опубликована в журнале «Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз» / BHKLL ИЭМИ РАН. - Вып. 37,-С.1 00 - 103).

Сегодня мы публикуем его очередную статью.

Михаил Николаевич Хурс

ВЕКТОРЫ ВЫБОРА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ

Усиливающийся в мире процесс глобализации происходит в крайне противоречивых, все усложняющихся и обостряющихся социально-экономических и политических условиях как в рамках любого отдельно взятого государства, так и мирового сообщества в целом.

С одной стороны, в мировом сообществе растет понимание неизбежности и позитивов данного процесса.

Как нам представляется, вся история развития человечества по сути является непрерывным процессом глобализации экономических, социальных и политических отношений, и,

M.H. ХУРС - к.с.н.,

заместитель директора по научно-инновационной деятельности Института социологии НАН Беларуси

в этом плане, можно утверждать, что глобализация, результируя итоги предыдущих этапов развития, все в большей мере становится основным механизмом и базовым условием дальнейшего развития мирового сообщества.

С другой стороны, процесс глобализации в современных условиях несет в себе громадные экономические, социальные и политические издержки по причине попыток отдельных государств использовать его позитивы для реализации своих узконациональных интересов в ущерб интересам других стран.

Проводимая этими отдельными государствами политика «двойных стандартов» в использовании позитивов процесса глобализации породила движение антиглобалистов, серьезно осложняет международную обстановку, объективно тормозит интеграционные процессы. Примеров здесь приводить можно много: это и агрессия против Югославии как попытка затормозить (а лучше всего и вовсе свести на нет)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.