К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ ^^^
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
К. А, Гулин
ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Здоровье, образование и личностное развитие детей и молодежи - первостепенное задачи любого общества. Забота об охране и фтежческато, ^сулжчгстто У. социального здоровья подрастающих поколений, сохранении интеллектуального потенциала страны свидетельствует о стремлении государства к прогрессу и процветаний. Напротив, забвение принципа «дети - наше будущее» в угоду сиюминутным интересам ставит страну на путь угасания и гибели. К сожалению, социальные, экономические и политические потрясения последнего десятилетия крайне негативным образом отражаются на качественном состоянии подрастающих поколений, что ставит под угрозу не только возможность поступательного развития страны в XXI столетии, но и существование России как целостного государства.
Одним из наиболее катастрофических последствий радикального реформирования явилось падение рождаемости. Если в 1990 г. уровень рождаемости составлял 13,4 чел. на 1 ООО населения, то в 2001 г. - лишь 9,1. Серьезные опасения вызывает здоровье как новорожденных, так и вступающих во взрослую жизнь молодых людей. Увеличивается количество детей с особыми нуждами. По результатам диспансеризации 2001 г. более 50% детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Каждый третий ребенок шести лет не готов к систематическому обучению в школе, и лишь 10% выпускников школ могут считагь-ся практически здоровыми. Остальные к 17 годам имеют по два-три хронических заболевания. Около 20% юношей призывного возраста полностью соответствуют международным. стандартам, дня. службы. и С 1996 года в РФ зарегистрировано 677 случаев ВИЧ-инфекции у детей в возрасте от 5 до 15 лет и более 38 тыс. случаев - среди моло-
дежи 15-20 лет. Более 320 детей 10-15 лет и 22,5 тыс. подростков 15-20 лет заразились вирусом СПИДа при употреблении наркотиков.
ных услуг не сопровождается повышением их качества; нивелируется ценность образования как ресурса для достижения более высокого общественного статуса. По данным Всемирного ежегодного экономического форума, по среднему уровню образованности населения Россия находится на 40-м месте из 60 стран. Исследования, проведенные в Вологодской области, показывают, что доля тех, кто считает для себя недоступным получить или дать детям высшее образование, увеличилась с 28% в 1996 г. до 44% в 2001 г.
Наблюдается резкий рост дезадаптации детей и подростков, проявляющийся в различных девиантных формах поведения. В настоящее время, по разным оценкам, в стране около 2 млн беспризорных детей. В 2001 г. в России, по данным Минздрава РФ, насчитывалось 70 тыс. несовершеннолетних наркоманов, на учете в органах внутренних дел состояло 8 тыс. детей-правонарушителей, которые никогда не приступали к учебе (по оценкам специалистов, реально эти цифры в 5-10 раз выше).
Приведенные факты свидетельствуют о том, что сегодня остро необходимы комплексные действия по охране и укреплению здоровья, интеллектуальному развитию, повышению социальной адаптации подрастающих поколений. В противном случае сегодняшние дети и молодежь рискуют остаться поколением без будущего. Обсуждению этих животрепещущих проблем и возможных путей их петления, была, посвящена Российская научно-практическая конференция «Дети и молодежь - будущее России», которая проходила в г. Вологде с 27 по 29 июня 2002 г.
Организаторами конференции выступили Правительство Вологодской области и Воло-Отделение общественных наук РАН, Мини- годский научно-координационный центр стерство труда и социального развития РФ, РАН.
Выступление вице-президента Российской академии наук А. Д. Некипелова
Основной целью конференции явилось всестороннее рассмотрение текущих проблем и перспектив подрастающего поколения, которое в недалеком будущем составит основу трудового потенциала страны и будет определять ее экономическое развитие. На пленарных и секционных заседаниях были рассмотрены три основных блока вопросов: 1) здоровье, 2) образование, 3) социальные проблемы детей и молодежи в современной России. Использование междисциплинарного подхода позволило более объективно подойти к анализу социально-экономического потенциала подрастающего поколения, проанализировать эффективность социальной политики государства в молодежной сфере, научно обосновать и предложить для практической реализации действенные меры по поддержке и развитию детей и молодежи. В конференции приняли участие ведущие ученые Российской академии наук, специалисты управленческих структур различных уровней, представители вузовской науки, руководители и специалисты учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты из городов и районов Вологодской области, что позволило рассмотреть самые различные точки зрения и сформировать широкий взгляд на рассматриваемые проблемы. Важное место было уделено региональному аспекту положения детей и молодежи, чему пока не при-
дается должного внимания в отечественной науке.
Открыли конференцию приветственным словом первый заместитель губернатора Вологодской области И. А. Поздняков и вице-президент Российской академии наук А. Д. Некипелов, которые отметили актуальность рассмотрения проблем - как в научном, так и в практическом плане.
В докладе директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН академика РАЕН Н. М. Римашевской на широком фактическом материале были рассмотрены ключевые аспекты здоровья, образования и социального развития детей и молодежи в современной России. Депопуляция и уменьшение удельного веса воспроизводственных когорт в структуре населения, чрезвычайное падение физического, психического и социального здоровья молодых поколений, алкоголизм, наркомания и токсикомания, рост инвалидизации, беспризорность и безнадзорность, рост криминальности, маргинализация, детская проституция -вот неполный перечень проблем, требующих скорейшего решения во имя сохранения человеческого потенциала страны. Это особенно актуально в связи со стремительно нарастающим отставанием России по основным показателям качества человеческого потенциала от экономически развитых стран.
Стратегическим направлением, по мнению докладчика, должно выступать улучшение жизненного уровня российских семей, которое является непременным фактором расширенного воспроизводства населения, сохранения здоровья подрастающих поколений, улучшения условий их воспитания и социальной адаптации.
Руководитель департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ М. В. Гордеева рассказала о текущих и перспективных мерах правительства страны в рамках детской и молодежной политики. Она констатировала, что в России в целом удалось сформировать и проводить в жизнь целенаправленную политику в интересах детей. Вместе с тем актуальные проблемы положения детей невозможно успешно решать в отрыве от решения общих проблем экономического и социального развития страны, задачи повышения уровня жизни населения в целом. В политике в интересах детей следует сделать акцент на профилактической работе, предупреждении возникновения детского и семейного неблагополучия, в связи с чем необходимо совершенствовать работу учреждений социального обслуживания семьи и детей. Пересмотра требует вся структура работы с детьми-инвалидами, с тем чтобы обеспечить им эффективную реабилитацию и, по возможности, полноценную интеграцию в общество. Необходимо также усилить взаимодействие органов государственной власти всех уровней в решении конкретных проблем детства.
В докладе директора Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН д.э.н., профессора В. А. Ильина на материалах Вологодской области с использованием региональных данных были рассмотрены конкретные социально-экономические условия жизни населения как решающий фактор развития детей и молодежи, сделан вывод о необходимости их коренного улучшения. Требуется создание условий для реализации каждой личностью своих прав на всестороннее и гармоничное развитие, чего можно достичь, обеспечив значительный рост средних реальных доходов домохозяйств при доле населения с доходами ниже научно обоснованного прожиточного минимума не более
10% (в РФ - 30%). Для этого в экономике нужно создать условия, которые обеспечат достаточно высокие (6 - 6,5% в год) стабильные темпы современного экономического роста, основанного на инновационных технологиях. Однако задачу приблизиться к минимальным стандартам благосостояния, удовлетворения социальных потребностей, развития интеллектуального потенциала, мотивации труда, уже достигнутых в развитых европейских странах, невозможно решить, не меняя стратегию экономического развития страны, оставляя большую часть природной ренты и доходов от государственных активов в частных руках. Поскольку резкого ускорения в экономическом развитии России ждать пока не приходится, нужно продолжать искать точки наиболее эффективного приложения ограниченных финансовых средств за счет лучшей координации усилий отраслевых ведомств здравоохранения, образования, труда и социального развития, научной общественности, за счет системы постоянного мониторинга эффективности выполнения целевых задач, своевременной корректировки баланса целей и ресурсов.
Е. К. Артемов: «...Социальное обслуживание семьи и детей как система только формируется...»
Информация о задачах и непосредственных результатах деятельности структур государственного управления регионального уровня в отношении детей и молодежи прозвучала в докладах начальника департамента труда и социального развития Вологодской области Е. К. Артемова, заместителя начальника департамента образования О. Н. Сергеевой, начальника департамента здравоохранения А. А. Колинько. Приятно отметить, что кон-
О. И. Сергеева : «...Мы отработали модель регионального компонента содержания образования. Мы можем это официально заявить...»
ференция позволила сделать еще один шаг в непростом процессе налаживания межведомственного взаимодействия, без которого эффективное решение конкретных социальных проблем не представляется возможным.
Председатель комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного Собрания Вологодской области М. Г. Оглуздина рассказала о проблемах действующего законодательства в отношении детей и молодежи, о законотворческой деятельности в этой сфере на региональном уровне, предложила ряд соответствующих нормативно-правовых инициатив.
Вопросы формирования и реализации политики в отношении детей и молодежи на муниципальном уровне осветил первый заместитель главы г. Вологды С. А. Юзгин. Докладчик подчеркнул высокое значение участия областного центра в проекте «Здоровые города», в реализации которого участвуют не только отраслевые управления администрации, но и широкий круг общественных организаций.
Проблемы детской дезадаптации и возможности ее преодоления были рассмотрены руководителем Центра проблем профилактики безнадзорности, наркомании, ВИЧ/СПИДа в детской среде ГНИИ семьи и воспитания М. Н. Мирсагатовой. Доклад главного научного сотрудника ЦЭМИ РАН д.э.н. Б. Д. Бреева был посвящен анализу причин и последствий безработицы в молодежной среде.
Помимо пленарных заседаний, поставленные в повестку дня конференции вопро-
сы обсуждались также в ходе работы трех секций.
В работе секции №1 «Здоровье подрастающих поколений — важнейшая задача общества и государства» приняло участие 46 человек, представлявших департаменты здравоохранения, образования, труда и социальной защиты Вологодской области, научные организации Вологды, Москвы, Республики Коми. На заседании секции было заслушано 16 докладов, содержавших как теоретические аспекты состояния здоровья детей, так и примеры практических мероприятий по укреплению детского здоровья. В докладах к.мед.н. Е.В. Андрюшиной и к.э.н. Н.Е. Русановой (ИСЭПН РАН) прозвучала озабоченность возможностями реализации прав молодежи на успешное деторождение и материнство, а также новой для России проблемой - детского бесплодия. Основные положения программ по формированию здорового образа жизни вниманию коллег представили директор Вологодского областного центра медицинской профилактики P.A. Касимов и главный специалист управления образования администрации г. Вологды И.С. Ганзен.
А. А. Колинько: «...Здоровье и благополучие детей должны стать главной заботой семьи, государства и общества...»
Основная часть докладчиков показывала результаты конкретных мероприятий, направленных на укрепление детского здоровья в детских садах, школах, детских домах, учреждениях социальной помощи семье и детям. Зав. отделом гигиены детей и подростков ЦГСЭН г. Вологды и Вологодского района В.А. Тонкова доложила о комплексе мероприятий по укреплению здоровья детей, проведен-
ных в Государственном естественно-математическом лицее. Директора вологодских школ №37 Г.А. Зинченко и №24 Е.Б. Евдокимова познакомили участников секции с работой по оздоровлению детей в школах. Доклады директора Вологодского областного центра планирования семьи Г.И. Гиндина о формах и методах профилактической работы среди подростков, директора Областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом Т.Н. Мельниковой - о факторах, влияющих на развитие эпидемии ВИЧ/СПИДа в Вологодской области, и зам. главного врача Вологодского областного наркологического диспансера П.Г. Лаврова- о формах профилактической работы по вопросам употребления психоактивных веществ в подростково-молодежной среде нацелили участников конференции на активизацию профилактической работы по сохранению здоровья детей. В целом в ходе работы секции была подчеркнута необходимость профилактической работы по укреплению здоровья детей и молодежи, а также отмечена эффективность межведомственного подхода к решению обозначенных проблем. Одним из путей распространения знаний о здоровье среди подрастающих поколений и развития профилактической работы в современных условиях было названо «обучение обучающих».
В работе секции №2 «Образование подрастающих поколений - фундаментальная основа социального и экономического развития» приняли участие 52 человека: представители департамента образования Вологодской области, директора образовательных учреждений гг. Вологды и Череповца, представители научной общественности г. Москвы. С докладами выступило 17 человек. Темы докладов отражали вопросы теоретического осмысления роли образования в современном мире, практического воплощения в жизнь идей патриотического воспитания, работы с одаренными детьми, были посвящены проблемам развития дополнительного образования школьников и студентов. Тон работе секции задала д.филос.н., профессор Вологодского государственного педагогического университета Г.Н. Оботурова, обозначившая в своем докладе философские проблемы образования детей и молодежи. Эмоциональны-
ми были выступления д.пед.н., профессора ВГПУ И.Д. Лушниковаоб исторически непреходящей роли воспитания детей и молодежи в обществе и государстве и д.филол.н., профессора ВГПУ Г.В. Судакова- о значении русского речевого общения в обучении и воспитании подрастающих поколений. С особым интересом участники секции слушали директора ООШ «Школа искусств» Ю.В. Загрядки-на, который посвятил свое выступление проблеме выявления детской талантливости. О необходимости воспитания в детях любви к своему Отечеству, к малой родине говорили директора школы № 1 г. Череповца З.А. Зверева и школы № 15 г. Вологды В.И. Порошин, д.и.н., профессор ВГПУ A.B. Камкин. Тема ценностного и смыслового наполнения содержания обучения и воспитания, путей формирования свободной личности человека была затронута в докладе директора школы № 33 г. Вологды А.Я. Волоскова. Выступления на секции отличались эмоциональностью и практической направленностью тематики. Все докладчики внесли конструктивные предложения по совершенствованию системы образования и воспитания детей и молодежи.
В работе секции №3 «Проблемы социальной адаптации и развития детей и молодежи в современных условиях» приняли участие 50 человек, 13 из них выступили с докладами. В докладах к.филос.н., доцента, руководителя службы региональных исследований ОАО «Северсталь» A.A. Меховой о ценностных ориенгациях современной молодежи и руководителя Научно-практического центра «Барьер» ИСЭПН РАН Н.Е. Марковой о влиянии СМИ на развитие и социальную адаптацию детей внимание было заострено на основных причинах отклоняющегося поведения современной молодежи, таких, как: попытки построения государства без идеологии, разрушение позитивных ценностей, отсутствие детских общественных организаций, негативное влияние СМИ. Большинство докладчиков предложили конкретные пути и средства преодоления трудностей, возникающих на пути социальной адаптации и развития отдельных групп детей и молодежи. Так, в докладе д.э.н., зав. лабораторией ИСЭПН РАН Е.Б. Бреевой о современной ситуации и
возможных стратегиях преодоления детской безнадзорности было обозначено несколько направлений решения проблемы: создание банков данных неблагополучных семей, повышение ответственности родителей, подготовка кадров для работы с беспризорными детьми и т. д. Выступления д.филос.н., зав. кафедрой философии ВГПУ Б.В. Ковригина, к.и.н. пом. ректора ВоГТУ Н.В. Савиной, к.филос.н. зам. директора Череповецкого филиала СПбГИЭУ C.B. Бойко касались вопросов адаптации студентов и профилактики девиантного поведения в студенческой среде. Заведующий отделом охраны прав детей управления образования г. Вологды O.A. Смирнова рассказала о проблемах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о возможностях и перспективах приемной семьи как новой формы устройства данной категории детей. Ведущий специалист департамента образования к.пед.н. А.П. Коновалова затронула тему социально-психологической защиты детей с ограниченными возможностями. Ведущий специалист департамента культуры М.А. Шабанова раскрыла роль и значение учреждений культуры в социальной реабилитации и адаптации молодежи. В выступлениях зав. отделом Республиканского центра социальной помощи семье и детям (г. Петрозаводск) Е.Е. Макаровой и директора МУ «Центр социальной помощи семье и детям» (г. Вологда) Т.С. Ухановой был представлен взгляд практических работников и обобщен накоп-
ленный опыт социальной помощи семье и детям. В целом в ходе работы секции сделан вывод о необходимости изучения и практического решения проблемы социальной адаптации детей и молодежи в современных условиях путем использования для этого различных институтов: семьи, школы, СМИ, государственных и общественных организаций.
Итоги работы конференции положены в основу резолюции, принятой ее участниками. Отметив острую необходимость комплексных действий по охране и укреплению здоровья, интеллектуальному развитию, повышению социальной адаптации подрастающих поколений, участники конференции подчеркнули, что указанные проблемы не решить автономно, без существенных изменений в экономической, политической, социальной сферах, изменений, которые должны быть ориентированы на национальные интересы.
Необходимо добиться того, чтобы финансовая политика государства строилась в соответствии с системой общественных преференций, обеспечивая переход на справедливые принципы формирования собственности и распределения национального дохода, а также развитие наукоемкого производства и высокотехнологичных отраслей. В политической сфере необходим механизм действенного контроля общества за эффективностью и безопасностью действий государственных органов, за соблюдением основ конституционного строя в части статьи 7 Конституции РФ (на федеральном, региональном и муници-
Встреча с участниками конференции в ВНКЦ ЦЭМИ РАН (21 июня 2002 г.)
пальном уровнях). В социальной сфере первоочередное внимание следует уделить созданию благоприятного психологического настроя в обществе, преодолению атмосферы отчужденности, пропаганде позитивных социальных ценностей, созданию условий для всестороннего повышения качества жизни подрастающих поколений и населения в целом.
Кроме того, необходима реализация следующих направлений:
• всемерная поддержка и социальное оздоровление семьи - важнейшего института социализации подрастающих поколений; обеспечение приоритетного права ребенка жить в семье;
• укрепление социально-экономического положения молодых семей, разработка и осуществление программ по их поддержке;
• охрана и укрепление материнского здоровья как определяющего фактора здоровья новорожденных (в порядке эксперимента организовать обеспечение беременных и кормящих матерей полноценным питанием);
• создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями И молодых инвалидов;
• развитие навыков здорового образа жизни, противодействие распространению вредных привычек, наркомании в детской и молодежной среде (в порядке эксперимента начать проведение в учебных учреждениях уроков по профилактике наркомании);
• обеспечение условий реализации конституционных прав детей на образование, вне зависимости от их местожительства и социального происхождения;
• повышение качества образования, адаптация образовательной системы к потребностям экономического и общественного развития;
• ориентация образования и воспитания подрастающего поколения на национальные традиции и ценности;
• усиление общественного контроля за соблюдением прав ребенка, пред упреждение жестокого обращения с детьми; проработать вопрос о введении должности уполномоченного по правам ребенка в Вологодской области;
• содействие адаптации подрастающих поколений к социальной среде, профилакти-
ка дезадаптации, противоправного поведения и безнадзорности детей и подростков.
Участники конференции также рекомендовали:
1. Совершенствовать практику взаимодействия секторов здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других компетентных структур как наиболее эффективную форму решения насущных проблем семьи, детей и молодежи.
2. Развивать научные исследования по проблемам здоровья, образования и социальной защиты детей и молодежи, уделив особое внимание выработке направлений и практическому решению выявленных проблем.
3. Развивать практику общественного диалога между педагогической общественностью и родителями, провести съезд педагогов Вологодской области.
4. При разработке программ развития муниципальных образовательных систем и программ развития образовательных учреждений активнее использовать основанные на гуманистических принципах инновационные технологии управления, одна из которых — мотивационный внутришкольный контроль.
5. Развивать систему социозащитных учреждений для детей и молодежи.
6. Совершенствовать взаимодействие науки и практики социального управления для достижения максимальной эффективности государственной и общественной политики в отношении детей и молодежи.
7. Полнее освещать актуальные проблемы подрастающих поколений в средствах массовой информации, привлекая к конструктивной дискуссии ответственных деятелей, общественные организации, ученых.
Широкую поддержку среди участников конференции нашло предложение продолжить общение, полезное и для ученых, и для практиков. Было принято решение о регулярном (один раз в два года) проведении конференции «Дети и молодежь - будущее России». Кроме того, решено проводить с той же регулярностью (в перерывах между конференциями) региональные секции конференции по трем направлениям: здоровье, образование и социальное развитие детей и молодежи.