Научная статья на тему 'К истории вопроса о становлении международного торгового права как межсистемного комплексного образования'

К истории вопроса о становлении международного торгового права как межсистемного комплексного образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
365
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL LAW / GLOBALIZATION / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров В. А., Соболева М. А.

В данной статье осуществляется попытка рассмотрения процесса становления международного торгового права как межсистемного комплексного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORICAL BACKGROUND ABOUT FORMATION OF THE INTERNATIONAL COMMERCIAL LAW AS INTERSYSTEM COMPLEX EDUCATION

In this article attempt of consideration of process of formation of the international commercial law as intersystem complex education is carried out.

Текст научной работы на тему «К истории вопроса о становлении международного торгового права как межсистемного комплексного образования»

ПРАВО

В.А. НИКИФОРОВ

доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой международного и международного частного права Орловского государственного универ -ситета

Тел. (4862) 76 12 25

М.А СОБОЛЕВА

старший преподаватель кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета Тел. 8 (4862) 76 12 25

К ИСТОРИИ ВОПРОСА О СТАНОВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВОГО ПРАВА КАК МЕЖСИСТЕМНОГО КОМПЛЕКСНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

В данной статье осуществляется попытка рассмотрения процесса становления международного торгового права как межсистемного комплексного образования.

Ключевые слова: международные организации, принципы международного права, международное право, глобализация, международные отношения.

В современных международных отношениях наблюдается своеобразный феномен международных организаций: происходит их бурный рост и усиление роли и влияния в решении важнейших проблем современности. Назначение универсальных международных организаций - быть центром совместных действий всех государств в решении глобальных проблем современности, способствовать укреплению международного мира и безопасности, разоружению, экономическому и социальному прогрессу народов, ликвидации колониализма и расизма во всех его проявлениях, дальнейшему прогрессивному развитию международного права. Создание ООН явилось крупным политическим достижением в области межгосударственных отношений и международного сотрудничества, началом эпохи глобальной структуризации международных организаций, образования всеобщей системы международных органов и организаций, их институциализации на международной арене. В Уставе ООН нашли отражение такие важные принципы современных международных отношений и международного права, как: неприменения силы и угрозы силой, мирного урегулирования международных споров, равноправия и самоопределения народов, широкого международного сотрудничества для всех народов, обеспечения основных прав и свобод личности, уважения к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права и др.

Устав ООН - это многосторонний универсальный договор особого рода и значения. Он не

только определил права и обязанности членов Организации, но и закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права. В силу этого он является основным источником современного международного права. Положения Устава имеют преимущественную силу по отношению к другим международным договорам. Статья 103 Устава предусматривает: «В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную «силу» имеют обязательства по настоящему Уставу»1. Значительное количество двусторонних или многосторонних договоров принято на основе Устава или содержит прямые ссылки на него.

Как известно, основные принципы - это ядро системы международного права. Они имеют руководящее значение для всего механизма международноправового регулирования. Принципы международного права - это обобщенные нормы, отражающие характерные особенности, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Особое значение придаётся императивным нормам, характеристику которых обычно связывают со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. В этой статье сказано, что «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение

* Научно-исследовательская работа проводится в рамках Госзадания Министерства образования и науки РФ на 2012 год (номер: 6.5038.2011, фундаментальные исследования).

© В.А. Никифоров, М.А. Соболева,

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер»2. Нормы, обладающие высшей юридической силой, именуются ius cogens. К ним относят основные принципы современного международного права, специальные (отраслевые) принципы, а также некоторые другие нормы. Сформированные по предмету регулирования нормативные комплексы - институты и отрасли международного права - действуют в полном соответствии с этими принципами, каждый из которых во взаимосвязи с остальными является критерием правомерности отраслевых норм и критерием эффективности их реализации.

Одним из средств реализации основных принципов, охватывающих всю область международноправового регулирования, становятся межотраслевые, отраслевые или даже внутриотраслевые принципы, регулирующие отдельные комплексы международных отношений. Международные отношения в сфере мировой торговли часто относят к международным экономическим отношениям в широком смысле наряду с производственными, научнотехническими, валютно-финансовыми и многими другими. С подобным мнением трудно не согласиться, потому что вся история мировой торговли свидетельствует о тесной взаимосвязи и взаимодействии торговли и иных экономических отношений. Наряду с этим отношения в сфере мировой торговли, бесспорно, имеют свою специфику и представляют собой особый предмет правового регулирования. Анализ международно-правовых актов в сфере международной торговли позволяет выделить специфические принципы и институты, характерные именно для данного вида экономической деятельности, которые нуждаются в современной трактовке и понимании. В работе дается характеристика данной группы международно-правовых принципов и раскрывается их роль в формировании международноправовых институтов. Как известно, современные международно-правовые принципы международной торговли стали складываться в 60-х годах XX века при активной роли ООН и ее вспомогательных органов и организаций, а к концу 70-х годов прошлого столетия их содержание было консолидировано3 Вместе с тем, события конца XX века (распад мировой системы социализма и СССР) не могли не сказаться и на принципах международной торговли, которая стала базироваться преимущественно на рыночных концепциях. Это обстоятельство требует внимательного анализа произошедших изменений, поэтому без учета нового содержания и значения этих принципов трудно строить глобальную стратегию освоения мировых рынков торговли товарами и услугами.

Международное право как самостоятельная правовая система4 подразделяется на отрасли - большие группы (комплексы) международно-правовых норм, регулирующих однородные (с точки зрения объекта) отношения. Становление отраслей обусловлено состоянием межгосударственных отношений и уровнем международно-правового регулирования. По некоторым представлениям. своё оптимальное развитие отрасль получает с момента создания кодификационного акта5 или комплекса международно-правовых актов, которые в своей совокупности формируют некоторую «юридическую оболочку» однородных групп международных отношений, в которых еще не созрели достаточные условия для принятия кодификационного акта. Международная торговля в этом плане являет собой яркий пример специального (казуального) договорно-правового регулирования отношений: заключаются соглашения по самым разнообразным торговым вопросам (торговля сырьевыми или сельскохозяйственными товарами, торговля услугами, приграничная торговля и т. д.), создаются международные органы и международные организации, которые либо содействуют заключению многосторонних торговых соглашений, либо занимаются кодификацией отдельных институтов международного торгового права, либо принимают акты «мягкого права», оказывающие влияние на торговую политику отдельных государств или их групп.

Подобная конструкция правовой общности, каковой является международное торговое право, повышает в ней значение как межотраслевых, отраслевых, так и подотраслевых (или внутриотраслевых) принципов, играющих роль не только общих правовых ориентиров, но и в ряде случаев непосредственных регуляторов тех или иных не урегулированных в договорном порядке международных торговых отношений. Это обстоятельство настоятельно потребовало исследования места и роли данных принципов в общем механизме правового регулирования международной торговли.

В связи с современными тенденциями в развитии мировой торговли в условиях нарождающейся глобализации «второго поколения»6 хотелось бы обратить внимание на то, что для решения глобальных проблем необходимо обеспечить достаточно высокий уровень управления мировой системой в целом и ее отдельными подсистемами, к которым относится мировая торговля. Отсюда неизбежность роста роли всеобщих международных организаций, расширения их полномочий и повышения эффективности деятельности. ООН подчеркивает, что «многосторонний механизм защиты играет уникальную роль в отношении вызовов и возможно-

ПРАВО

стей, порождаемых глобализацией»7 Вместе с тем для международно-правовой науки принципиально важным является вопрос о юридической природе и характере международно-правовых норм, создаваемых международными организациями в целях регулирования международных торговых отношений. Сложившиеся в науке подходы, которые можно рассматривать как традиционные, акцентируют внимание при анализе данных вопросов на процедурных аспектах данной проблемы, уделяя внимание в основном юридической силе актов международных организаций и их типологизации на основе критерия отнесения к тому или иному виду международноправовых источников (международные договоры - не договорные источники). Не отрицая важности и сохраняющегося значения данного подхода, нам представляется необходимым отметить, что при анализе механизма международно-правового регулирования не следует упускать из вида и содержательный аспект международно-правовых актов, принимаемых международными организациями.

Отнесение определенного акта к такому широко используемому в международной торговле акту, как «международный договор», не дает возможности продвинуться в понимании роли и места данного акта в общем контексте международноправового регулирования международной торговли. Например, Мараккешское соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. (Устав ВТО), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 г., Международное соглашение по тропической древесине 2006 г., Конвенция о ко -дексе поведения линейных конференций 1974 г., Типовой закон об электронной торговле 1996 г. и т.д. были приняты в форме международного договора, но, безусловно, что их роль и значение в механизме международно-правового регулирования международной торговли значительно различаются. Более того, особенностью большинства многосторонних международных торговых договоров является то, что их положения оказывают непосредственное воздействие не только на государства, но и на внутригосударственные субъекты (физические и юридические лица), являющиеся непосредственными участниками международной торговли. Следовательно, каждое государство, становясь участником международного торгового соглашения, в соответствии с основными принципами своей конституционно-правовой системы имплементирует положения такого международного договора в свою правовую систему, последствия которой могут иметь значение как для частного, так и для публичного права данного государства. Иными словами, принятием международного торгового договора не завершается процесс

регулирования соответствующих международных торговых отношений, наоборот, в силу его содержания возникает потребность в принятии целого ряда норм внутреннего права, регулирующих как частноправовые, так и публично-правовые отношения. Данное обстоятельство позволяет заключить, что правотворческая, а в отдельных случаях и нормотворческая деятельность международных организаций по регулированию международной торговли имеет своим конечным результатом формирование сложных по своей внутренней структуре (включающих международно-правовые и внутригосударственные нормы) комплексов норм, регулирующих отношения в сфере международной торговли.

Категория «комплекс» как нельзя лучше подходит для характеристики сложившейся юридической ситуации, поскольку она позволяет сконцентрировать внимание не только на отдельных объектах международно-правового или внутригосударственного регулирования, а рассматривать механизм регулирующего воздействия норм международного права на соответствующие отношения в совокупности всех его элементов, имеющих различную правовую при-роду8. В комплексах может наблюдаться сочетание разных по своей природе явлений и действий, составляющих единое целое. Данное понятие не отменяет традиционное и широко признанное деление права на системы (международное и внутригосударственное), а каждой системы на отрасли, подотрасли или институты. Вместе с тем, оно не лишает логики и характера различные нормы, регулирующие соответствующие отношения, поскольку у каждого государства может изменяться со временем стратегия участия в международной торговле, делающая акцент на инновационных правовых подходах внутри правовой системы, или появляться новые международные обязательства в этой сфере, обусловленные его присоединением к региональным или иным международным организациям, имеющим компетенцию по регулированию международной торговли. В работе подробно исследуется характер и особенности подобных сложноструктурных комплексов с учетом практики России.

Таким образом, процессы глобализации, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к международному и внутреннему праву государств, их взаимодействию и взаимовлиянию. Однако в данном контексте было бы правильнее говорить не о глобализации, а об интернационализации внутреннего права государств, отражающей «растущее влияние на внутреннее право международного права и правовых систем других государств»9, в том числе и на правовое регулирование внешнеторговой деятельности России.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Примечания

1. Устав ООН: Международное право в документах. М.,1982. С. 196-223.

2. Там же, С. 87.

3. См.: Геновский М. Правовые принципы международной торговли. Международное торговое право: Некоторые вопросы теории и практики: Сб. статей. М., 1979. С.47-71. Войтович С. А. Принципы международно-правового регулирования межгосударственных экономических отношений. Киев, 1988. Вельяминов Г. М. Основы международного экономического права. М., 1994. Шумилов В. М. Международное публичное экономическое право. М., 2001 и др

4. См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983.

5. См.: Колосов Ю. М. Массовая информация и международное право. М., 1974. С.152. Подробный анализ различных точек зрения о критериях выделения отраслей международного права см.: Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983. С.19-40; Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право: Уч. Пособие. М., 2007. С. 43-49. О международном экономическом праве как отрасли международного права см.: Ковалев А. А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности: Уч. Пособие. М., 2007. С. 20-29.

6. См.: Док. ООН: А/64/177. С. 4.

7. См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2000 г. А/ 55/102.

8. На проблему «комплексности права» в свое время обращал внимание профессор М. И. Лазарев, отметивший, что на практике в одном и том же правоотношении одновременно используются нормы различных отраслей международного права, или нормы международного и внутригосударственного права, или нормы внутреннего права различных государств. См.: Лазарев М. И. Указ .соч. С. 99.

9. Лукашук И. И. Глобальная ответственность государств// Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов «круглого стола». Под ред. Н. П. Колдаевой, Е. Г. Лукьяновой. М., 2005. С.21.

Библиографический список

10. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994.

11. Войтович С.А. Принципы международно-правового регулирования межгосударственных экономических отношений. Киев, 1988.

12. Геновский М. Правовые принципы международной торговли// Международное торговое право: Некоторые вопросы теории и практики: Сб. статей. М., 1979. С.47-71.

13. Док. ООН: А/64/177. С. 4.

14. Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. М., 1974. С.152.

15. Лукашук И.И. Глобальная ответственность государств// Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов «круглого стола». Под ред. Н. П. Колдаевой, Е. Г. Лукьяновой. М., 2005. С.21.

16. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2000 г. А/ 55/102.

17. Устав ООН: Международное право в документах. М., 1982. С. 196-223.

18. Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983.

19. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. М., 2001.

V.A. NIKIFOROV, M.A. SOBOLEVA TO THE HISTORICAL BACKGROUND ABOUT FORMATION OF THE INTERNATIONAL COMMERCIAL LAW AS INTERSYSTEM COMPLEX EDUCATION

In this article attempt of consideration ofprocess offormation of the international commercial law as intersystem complex education is carried out.

Key words: international organizations, principles of international law, international law, globalization, international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.