УДК 930
К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ГРОЗНЕНСКОМ НЕФТЯНОМ ПРАКТИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1920-е годы
© 2009 г. Х.А. Матагова
Чеченский государственный университет, Chechen State University,
364051, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32, 364051, Grozny, A. Sheripov St., 32,
umu-chgu@rambler. ru umu-chgu@rambler. ru
Исследуется становление рабочих факультетов в Чечне в первые послереволюционные годы для подготовки рабочих к поступлению в высшие учебные заведения.
Ключевые слова: рабочие факультеты, пролетарские кадры, чеченская коренизация рабфака.
Workers faculties were imposed new government in the early post-revolutionary years to train workers to enter higher education institutions.
Keywords: workers faculties, proletarian cadres, Chechen korenization of rabfak.
Вопрос о подготовке кадров высокой квалификации для молодой советской республики был ключевым. Выходом из положения в 20-е гг. ХХ в. стали рабочие факультеты, открывавшие их выпускникам двери в высшие учебные заведения, которые, несмотря на новые правила приема, введенные после революции 1917 г., оставались недоступными для рабочих и крестьян из-за их низкого образовательного уровня. Именно на рабфаки возлагалась ответственность за подготовку рабочих к поступлению в высшие учебные заведения.
Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» явился началом реорганизации высшей школы. В основу Декрета был положен принцип демократизации высшего образования и широкого доступа рабочим и крестьянам в высшие учебные заведения. Устанавливалось, что «каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения, без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы» [1, с. 168]. Воспрещалось требовать от поступающих каких бы то ни было удостоверений, кроме удостоверения об их личности и возрасте, отменялось взимание платы за обучение [1].
Постановление Наркомпроса от 10 ноября 1918 г. отменяло официальные вступительные и
переводные экзамены. Студенты могли сдавать экзамены по прослушанным дисциплинам в любое время по согласованию с преподавателем независимо от времени поступления и пребывания в вузе.
1 января 1919 г. коллегия Наркомпроса РСФСР выносит решение об открытии подготовительных курсов в вуз. Параллельно с курсами 2 февраля того же года первый рабфак был открыт в Москве по инициативе групп студентов-коммунистов бывшего коммерческого института [2].
Учитывая успешный опыт первого рабфака, Наркомпрос РСФСР 11 сентября 1919 г. принял постановление «Об организации рабочих факультетов при университетах», а 17 сентября 1920 г. СНК декретом «О рабочих факультетах» законодательно подтвердил постановление Наркомпроса и объявил рабфаки органической частью высшей школы. В положении о рабочих факультетах отмечалось, что «в ударных и промышленных пунктах, не связанных с местонахождением Высших учебных заведений, Рабочие факультеты могут открываться с особого всякий раз разрешения Главпрофобра» [3].
На основе постановления Наркомпроса РСФСР от 11 сентября 1919 г. в Чечне также был поднят вопрос об открытии рабочего факультета при местном нефтяном институте (Грозненский нефтяной техникум в 1921 году был реорганизован в Нефтяной практический институт). В рабочих массах появилась идея организовать рабфак в Грозном. На 4-й Грозненской конференции союза
горняков в 1921 г. в своем докладе по культурно-просветительскому вопросу один из его руководителей Пивоваров отмечал, что союзу горняков нужно поддержать это ходатайство в силу того, что имеется много специалистов-практиков, которые не могут сказать, сколько будет дважды два. Поэтому их нужно пропустить через профтехниче-ские курсы [4].
На 25 февраля 1922 г. был назначен коллоквиум, т.е. испытательная беседа - маленький экзамен всем записавшимся на рабочий факультет. Занятия предполагалось начать с 1 марта [5].
1 марта 1922 г. состоялось торжественное открытие рабочего факультета в составе 47 слушателей [6]. Вот что писала газета «Нефтерабочий» через несколько дней после открытия рабочего факультета: «Правда, много труда и энергии придется затратить слушателям, чтобы быть действительно готовыми поступить в высшую школу, чтоб стать инженерами. Но то обстоятельство, что рабочие без отдыха прямо от станка, от машины идут учиться, показывает вполне серьезное отношение к делу. Это уже залог благополучия. Слушателям необходимо больше стойкости, больше веры в себя и все пойдет хорошо» [6].
Однако об открытии и количественном составе слушателей первого курса рабфака в отчете Грозненского нефтяного практического института за период с 1 августа 1920 г. по 1 января 1923 г. даются следующие сведения: «В марте 22 года при Институте был открыт 1-й курс Рабфака с вечерними занятиями, имеющий целью дать рабочим необходимую для поступления на высшие факультеты подготовку; с осени 22 года занятия его были перенесены на утро и число слушателей (29 человек) пополнено еще 14, вновь поступившими. На основании этого постановлено было предыдущий период занятий считать нулевым семестром, занятия же с осени в новом составе Рабфака начать первым нормальным семестром для 1 курса...» [7, л. 114].
Количественный состав в 47 слушателей, который дается «Нефтерабочим», имел место, видимо, в начале набора и занятий рабфака, но к осени 1922 г. по разным причинам отсева он составил 29 чел., что отмечено в указанном отчете института. Но главное в том, что за счет нового набора в 14 чел. осенью 1922 г. состав первого курса был доведен до 43 чел. На 1 января 1923 г. количество слушателей 1 -го курса рабфака составило 44 чел. [7, л. 102].
Осенью 1922 г. на 2-й курс рабфака был принят 31 слушатель [7, л. 114]. Таким образом, количественный состав 1 -го курса рабфака превышал набор 2-го курса.
Одним из основателей рабфака был Б.Е. Соколов. В числе первых преподавателей-энтузиастов рабфака числились З.А. Гавришевская,
О.П. Беловидова, Н.Е. Краснов. Первыми студентами рабфака были рабочие-выдвиженцы, впоследствии ответственные работники Н.Г. По-нятков, Ф.А. Квочкин, Г.А. Ковтунов, К.М. Снур-ников и др. [8].
Рабочий факультет имел солидные педагогические силы и самостоятельные, и общие с институтом. Из семи лекторов рабфака пять имели законченное специальное высшее образование [7, л. 114]. Ни один из лекторов не имел в качестве основной службу в институте, все они были совместителями, т.е. основное место работы находилось в других учреждениях.
Результатом работы педагогического коллектива и самих слушателей явился первый выпуск рабфаковцев, состоявшийся 1 июня 1924 г. в Грозном, который также свидетельствовал, что рабочие из низов достойно справились с поставленными задачами. В своем докладе заврабфака Покровский отмечал: «Двадцать с лишним рабочих, взятых на рабфак с производства, сегодня заканчивают первую пролетарскую школу для того, чтобы стать идейными коммунистами, красными спецами, командирами на хозяйственном фронте, уходят из этого рабфака для новой работы, для продолжения стройки социалистического государства» [9]. То есть выпускники рассматривались не только как специалисты, но и как надежные идеологические кадры.
Студенты рабфака проявили большую жажду к знаниям. Накопленный рабфаком в течение первого года работы опыт явился благодатной основой, на которой получили свое дальнейшее развитие рабфаки Чечни.
Второй выпуск грозненского рабфака, состоявшийся в июне 1925 г., дал новые молодые пролетарские кадры в вузовскую среду. Всего закончило рабфак 28 студентов с правом поступления в вузы и 3 студента с правом поступления в техникум.
Итак, уже на протяжении нескольких лет грозненский рабфак успешно справлялся с задачей подготовки кадров для вузовской системы. Особенно отрадным являлся тот факт, что к концу выпуска рабфака в 1925 г. удалось сохранить его первоначальный количественный состав из 31 чел.
Рабфаки создавались не только для подготовки рабочих в высшие учебные заведения, но и для их пролетаризации. Поэтому подбор рабфаковцев проводился с особой тщательностью. Рабфаки первых лет советской власти в отношении горской молодежи не были столь строги в требовании относительно рабочего производственного стажа, какими они начинают становиться к концу 30-х гг. О социальном составе слушателей первых двух курсов грозненского рабфака свидетельствует табл. 1 [7, л. 102].
Таблица 1
Сведения о принадлежности слушателей рабфака к союзу на 1 января 1923 г.
Рабфак Принадлежность к союзу
Горнорабочих Строителей Других союзов В союзе не состоит Военных Всего на 1.01.1923г.
1-й курс 32 3 8 1 - 44
2-й курс 31 - - - - 31
В сентябре 1924 г. президиумом рабочего факультета было получено официальное уведомление от отдела рабфаков о том, что грозненский рабфак превращен в государственный, с расширением его в настоящем учебном году до 180 учащихся, а в будущем - до 300 [10]. Государством были ассигнованы средства, но недостаточные, потому что уже поднимался вопрос о дотации от Грознефти.
Набор на 1 -й курс грозненского рабфака 1924 г. был завершен в первых числах октября. Из-за отсутствия соответствующих материально-бытовых условий занятия еще не начинались. А 3 и 2-й курсы были помещены в бывшем магазине Чернявского (45 чел.). Рабфаковцы жаловались на отсутствие условий для занятий [11].
Расширение состава учащихся создавало необходимость подыскать второе здание под общежитие. Решение этой задачи было возложено на отдел местного хозяйства. Газета «Нефтерабочий» сообщает, что занятия на рабфаке начались с 20 октября 1924 г. [12].
Экономическое положение рабфаковцев было очень тяжелым. Государство пока не имело средств, чтобы без общественной помощи заниматься делами просвещения, обеспечить пролетарское студенчество так, чтобы оно училось, ни в чем не нуждаясь. Выход был один - в самостоятельном поиске средств для улучшения материального положения нуждающихся студентов. В 1923 г. в Грозном проводилась неделя помощи студентам, после которой слушатели рабфака и техникума постановили создать кассу взаимопомощи и передать ей собранные средства с тем, чтобы выдавать их нуждающимся студентам.
Вторая неделя по созданию денежного фонда для выдачи единовременных пособий в помощь студентам проходила в Грозном с 13 по 20 декабря 1924 г. Такие недели помощи проводились по всей стране.
Результаты недели помощи студенчеству в Грозном были скромными. В частности, в газете «Грозненский рабочий» сообщается, что неделя помощи пролетарскому студенчеству дала мало средств: приблизительно 1000 руб. [13].
Работа по организации в Грозном общества «Помощи пролетарскому студенчеству» была возложена на исполнительное бюро студенческих организаций рабфака. Его ячейки на промыслах и заводах и в городе должны были создать устойчивое финансовое положение общества путем сбора членских взносов, добровольных пожертвований и пр.
Особенностью грозненского рабфака в первые годы его существования было преобладание русских и даже отсутствие в первом наборе 1922 г. представителей других народов Чечни (табл. 2) [7, л. 3].
Таблица 2
Сведения о национальном составе слушателей рабфака
Рабфак Национальность Всего
Русские Армяне Другие нации
1-й курс 44 - - 44
2-й курс 28 2 1 31
Как видно из таблицы, русские составляли на 1 -м курсе среди слушателей рабфака 100 %, на 2-м -90,3. И только в 1925 г. на грозненском рабфаке открываются 2 группы для национальных меньшинств [14]. Так, в чеченский рабфак им. Асламбе-ка Шерипова грозненский рабфак был реорганизован в мае 1931 г. [15]. Чеченская прослойка на грозненском рабфаке в 1925-1927 гг. составляла только 1,5 %. А к моменту реорганизации в 1931 г. по национальному представительству рабфак в Грозном действительно можно считать чеченским. В 1928 г. рабфак включается в борьбу за корениза-цию, увеличение прослойки чеченцев. В 1928 г. она увеличилась до 10,1 %, в 1929 г. - до 18,5 и в 1932 г. - до 49,5%. В новом наборе 1933 г. количество чеченцев предполагалось довести до 75 % [15, с. 156].
В национальных областях и, в частности Чечне, в условиях культурной отсталости, характеризуемой слабо развитой сетью начальной школы и весьма низким количеством школ повышенного типа, рабочие факультеты заняли важное место как один из наиболее пригодных типов учебного заведения для подготовки рабочих и крестьян в высшую школу.
В день открытия рабфака в историю революционных завоеваний грозненских рабочих была вписана новая страница, потому что имело не только местное, но и общегосударственное значение. Лишь здесь и в Баку из рядов трудящихся можно было подготовить специалистов по нефтепромышленности. Это было крайне важно, ибо нефть являлась мощным двигателем советской промышленности и транспорта, особенно в 1920-е гг.
Литература
Культурное строительство в РСФСР (1917-1927 гг). М., 1983. Т. 1.
Высшая школа СССР за 50 лет. М., 1967. С. 24. Высшие учебные заведения и рабочие факультеты СССР: прил. к кн. «Высшая школа в РСФСР и новое студенчество». М., 1923. С. 12. Красный труд. 1921. 19 нояб. Нефтерабочий. 1922. 22 февр. Там же. 3 марта. ГАРФ. Ф. 1565. Оп. 4. Д. 237.
8. Лосев И.К. Трудящиеся Грозного в борьбе за построение социализма в нашей стране // Грозный за 40 лет Советской власти. Грозный, 1957. С. 54-55.
9. Нефтерабочий. 1924. 13 июня.
10. Там же. 1924. 11 сент.
11. Там же. 1924. 23 окт.
12. Там же. 1924. 16 дек.
13. Грозненский рабочий. 1925. 13 янв.
14. Там же. 1925. 24 окт.
15. От вековой отсталости к социализму. Осуществление ленинской национальной политики в Чечено-Ингушетии (1917-1941 гг.): сб. док. и материалов. Грозный, 1977. С. 155.
Поступила в редакцию
11 марта 2008 г