Научная статья на тему 'Роль рабочих факультетов в формировании новой интеллигенции из числа рабочих и крестьян Дагестана'

Роль рабочих факультетов в формировании новой интеллигенции из числа рабочих и крестьян Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюбова Шуайнат Исрапиловна

Для построения нового общества и управления страной требовались высококвалифицированные специалисты. И решающая роль в их подготовке принадлежала рабфакам. Они завоевали особую популярность среди горской молодежи как наиболее приемлемая форма подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Острая потребность в местных кадрах интеллигенции обусловила рост количества рабфаков. На основе фактического материала в статье освещается история создания рабочих факультетов в России и на Кавказе и их особая роль в формировании новой интеллигенции из рабочих и крестьян в Дагестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рабочих факультетов в формировании новой интеллигенции из числа рабочих и крестьян Дагестана»

РОЛЬ РАБОЧИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ИЗ

ЧИСЛА РАБОЧИХ

И КРЕСТЬЯН ДАГЕСТАНА

© 2°1° Аюбова Ш.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

Для построения нового общества и управления страной требовались высококвалифицированные специалисты. И решающая роль в их подготовке принадлежала рабфакам. Они завоевали особую популярность среди горской молодежи как наиболее приемлемая форма подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Острая потребность в местных кадрах интеллигенции обусловила рост количества рабфаков. На основе фактического материала в статье освещается история создания рабочих факультетов в России и на Кавказе и их особая роль в формировании новой интеллигенции из рабочих и крестьян в Дагестане.

To build a new society and to govern the country highly skilled specialists were required. The decisive role in their training belonged to workers' courses. They gained the widespread popularity among the young mountaineers as the most appropriate form of training for the entering the higher educational institutions. The urgent needfor local intellectual personnel led to the growth of workers' courses number. On the basis of the factual material the author of the article throws the light upon the history of workers' courses in Russia and the Caucasus, and their special role in the development of new intelliectuals from workers and peasants in Dagestan.

Ключевые слова: рабочий факультет, интеллигенция, высшее образование, молодежь, высококвалифицированные специалисты.

Keywords: workers' courses, intellectuals, higher education, young people, highly skilled specialists.

Успехи Советского государства в разрешении грандиозных задач модернизации страны

были непосредственно связаны с созданием новой интеллигенции из ряда рабочих и крестьян.

После революции рабочие и крестьяне получили возможность учиться. Чтобы управлять страной и реализовать построение нового общества, требовались многочисленные кадры новой интеллигенции. С первых же дней установления советской власти правительство начало осуществлять коренное преобразование всей системы народного просвещения, создало условия для удовлетворения растущих потребностей трудящихся в знаниях и культуре. Огромное внимание уделялось перестройке высшей и средней специальной школ, которые должны были готовить кадры интеллигенции из рабочих и крестьян.

Советом Народных Комиссаров РСФСР 2 августа 1918 года был издан декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения», согласно которому перед всеми гражданами открывались двери любой высшей школы страны. Чтобы действительно обеспечить трудящимся возможность учиться в высшей школе, предусматривалось: «на первое место, безусловно, должны быть приняты лица из среды беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии» [1. С. 632]. Была найдена наиболее целесообразная форма подготовки рабочих и крестьян в высшие учебные заведения через рабочие факультеты.

Желание учиться у молодежи было огромным. Сразу же после образования Наркомпроса рабочая молодежь буквально засыпала наркомат заявлениями. В Московском университете до 2 августа на 2350 мест было подано 2632 заявления от лиц, окончивших средние учебные заведения. После второго августа было подано еще 5892 заявления главным образом от лиц, не имевших среднего образования [2. С. 78]. Прием в Московский университет в 1918 г. превысил прием 1913 г. более чем в пять раз. К осени 1918 г. количество студентов в университетах страны увеличилось до 117 тысяч (60 тыс. в начале 1918 г.) [3. С. 11].

В условиях Дагестана создание новой советской школы, осуществление всего культурного строительства было делом чрезвычайно трудным. Разоренная гражданской войной страна ощущала во всем острую нужду, трудящиеся массы испытывали большие лишения. Наиболее сознательная часть трудящихся масс, несмотря на разруху и голод, проявляла огромный интерес к просвещению повсеместно открывались школы.

Возникшие таким образом школы не имели подготовленных помещений, школьного инвентаря и учебных пособий. Педагогический персонал в основном состоял из малограмотных людей. Не меньшим тормозом на пути ликвидации культурной отсталости Дагестана были патриархально-феодальные пережитки и то огромное влияние, которое имело духовенство на народные массы.

Несмотря на трудности, советская школа в Дагестане была создана сравнительно быстро. В 1921-1922 гг. органы народного образования республики пересмотрели стихийно возникшую сеть школ. Часть школ, не соответствующая своему назначению, была снята с государственного обеспечения. К концу 1922 г. в Дагестане насчитывалось 117 начальных школ [4].

Особую популярность горской молодежи в эти годы завоевали рабочие факультеты (рабфаки) как наиболее целесообразная и приемлемая форма подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Рабочие факультеты возникли не сразу. Их предшественниками были подготовительные курсы, организованные Наркомпросом для неподготовленных рабочих, желающих учиться в высшей школе. Идея организации таких курсов родилась в Бюро московского коммунистического студенчества и получила свое практическое разрешение в сентябре 1918 г. на совещании в Наркомпросе.

Совещание выработало временное положение о курсах, которое включало следующие пункты:

1. Курсы имеют целью подготовить рабочих и крестьян в вузы.

2. Курсы устраиваются по всей территории Советской республики как для отдельных районов, так и для отдельных заводов и фабрик.

3. Курсы находятся в ведении Наркомпроса.

1 января 1919 г. коллегия Наркомпроса вынесла постановление об открытии в Москве 13 подготовительных курсов для занятия в вузе. Немного позже, в начале того же года, коллегия Наркомпроса выдвинула еще одно решение об открытии в Москве 45 таких курсов [5. С. 28].

Подготовительные курсы оказались недостаточно жизнеспособными. Структура их была расплывчатой и неопределенной, без твердого организующего центра. Для занятий не имелось подходящих помещений, прочной материальной базы. Учебный план на курсах был бессистемен. Наиболее успешно работали курсы, организованные в январе 1919 г. при Московском университете. Всего на курсах при Московском университете занималось 300 рабочих.

Рабфак - это новый тип учебного заведения, «простотой и отчетливостью своих программ и всей своей пролетарской настроенностью он сразу пришелся по вкусу скромному горскому юноше» [б. С. 207]. Не случайно поэтому в составе дагестанского студенчества, обучающегося за пределами республики, в годы восстановительного периода большое место занимали рабфаковцы. Число последних стало увеличиваться особенно в 1923 году, когда при северокавказских рабфаках (в Краснодаре, Грозном, Ростове-на-Дону) были созданы горские отделения, а также открыт специальный горский рабфак в г. Владикавказе. Так, в 1923-1924 гг. на рабфак РСФСР «Азербайджанской ССР было послано более 75 юношей Дагестана, из них 50 - на северокавказские рабфаки» [7].

В 1925-1926 учебном году за пределами республики обучалось всего 329 студентов-дагестанцев, из них на рабфаках - 95 человек, комвузах - 49, в университетах и различных вузах -110 [8]. Учитывая острую потребность в местных кадрах интеллигенции, государство из года в год увеличивало число мест в вузах и других учебных заведениях страны для представителей народов Дагестана. В 1924 году республике было дано по разверстке 90 мест, а в 1925 - 1926 годах уже 370 мест.

С изданием постановления о рабочих факультетах (17 сентября 1920 г.) сеть рабфаков быстро разрасталась. На протяжении 19l9-l920 и 1920-1921 гг. рабфаки открывались каждый месяц. Так, в октябре 1919 г. - 2 рабфака, в ноябре - 5, в декабре - 3; к концу 1919 г. функционировало 14 рабочих факультетов. В 1920 г. в январе было открыто 2 рабфака, в феврале и марте - по 1, в мае-июне - по 1, в августе - 3, в сентябре - 3, в октябре - 4. Всего в 1920 г. насчитывалось 45 рабфаков [10. С. 70].

На 1 апреля 1921 г. в стране насчитывалось 59 рабочих факультетов с 25 436 учащимися. Кроме Москвы, рабфаки существовали уже в 33 городах Советской республики.

В Наркомпрос ДАССР потоками поступали заявления желающих учиться. Из самых отдаленных округов Дагестана, не имея средств и соответствующей учебной подготовки, молодежь прибывала в Махачкалу, чтобы добиться направления на учебу. Как сообщала Вербовочная комиссия при Дагобкоме РКП (б), «наплыв желающих учиться из округов

принял стихийный характер» [10. С. 72]. Идя навстречу стремлению трудящейся молодежи Дагестана к образованию, руководящие органы федерации выделяли для нее дополнительные места в учебных заведениях, еще шире открывали ей доступ к специальному образованию. В результате за пределы республики всегда посылалось на учебу сверх разверстки большое число представителей народов Дагестана. По неполным данным, из 660 человек, посланных в специальные учебные заведения страны в 1924-1926 гг., сверх брони было отправлено более 210 дагестанцев [11. С. 75-76]. Хотя большинство посланных на учебу оказывались малоподготовленными для прохождения курса специальных учебных заведений и особенно высших школ и университетов, значительная часть дагестанского студенчества, благодаря помощи со стороны государства, а также упорству в овладении знаниями, преодолевала все трудности на пути к образованию и становилась в ряд культурных, высококвалифицированных специалистов. Часть же посланных на учебу, в силу крайне слабой общеобразовательной подготовки и ряда других причин, отсеивалась.

Приток в вузы и другие учебные заведения рабочих, батраков и трудовых крестьян из местных народностей Дагестана продолжал оставаться недостаточным. В республике все еще не хватало подготовленных молодых людей для учебы в вузах, на рабфаках и в техникумах, поэтому в 1928-1929 учебном году 25 мест из числа выделенных в вузах страны для ДАССР не были заполнены. Мало выдвигали кандидатов в средние и высшие учебные заведения такие народности Дагестана, как аварцы, даргинцы, ногайцы, очень мало было женщин, особенно горянок. Слабо укомплектовывались представителями народов Дагестана индустриальные, сельскохозяйственные и промышленноэкономические учебные заведения. Подготовка специалистов высшей и средней квалификации планировалась еще недостаточно четко, что затрудняло правильную организацию приема представителей народов Дагестана в различные учебные заведения страны. В результате отдельные дагестанские стипендиаты, особенно те, которые оканчивали рабфаки вне республики, поступали на такие факультеты вузов, профили которых не соответствовали запросам развития народного хозяйства в тот период и поэтому не могли быть использованы в республике по специальности.

В феврале 1929 года Совнарком ДАССР обсудил доклад Наркомпроса ДАССР об итогах комплектования учебных заведений на 1928-1929 гг. и признал необходимым провести следующие мероприятия:

1. Продолжить и в дальнейшем строгий классовый отбор учащихся в вузы и другие учебные заведения вне республики, решительно увеличивая рабочий, батрацко-бедняцкий состав учащихся.

2. Чтобы обеспечить специальные учебные заведения контингентом учащихся из трудовых слоев народа, расширить сеть подготовительных курсов при техникумах, форсировать организацию общеобразовательных школ в округах.

3. Продолжить работу по подготовке в высшие и средние учебные заведения представителей народностей Дагестана, отстающих в этой области, и женщин-горянок.

4. Принять меры к увеличению контингента учащихся из представителей народов Дагестана в индустриальных и сельскохозяйственных вузах, не ослабляя внимания к комплектованию учащимися педагогических вузов.

В результате число представителей народов Дагестана, посланных на учебу в различные города страны, систематически возрастало. Если за два года (1927-28) на учебу за пределы Дагестана было послано 260 человек, то в следующие два года (1929-30) количество их составило более 900 человек [13]. В дальнейшем, в связи с возрастающими из года в год потребностями республики в специалистах - представителях местных

народностей, подготовка их в различных учебных заведениях РСФСР и других республик проводилась в еще больших масштабах.

Так, в крупнейших учебных заведениях нашей страны с помощью видных советских ученых и квалифицированных преподавателей готовились основные высококвалифицированные кадры молодой интеллигенции Дагестана.

Примечания

1. Записки Северо-Кавказского горского института. Т. 1. 1928. С. 138. 2. Катунцева Н. М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М. : Изд-во «Мысль», 1977. С. 205. 3. Катунцева Н. М. Роль рабочих факультетов в формировании интеллигенции СССР. М. : Изд-во «Наука», 1966. С. 192. 4. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1918. № 57. С. 632. 5. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 1. Д. 84. Л. 15. 6. ЦГА РД. Ф. 37-р. Оп. 19. Д. 324. Л. 62. 7. ЦГА РД. Ф. 117-р. Оп. 5. Д. 45. Л. 44. 8. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 8. Д. 4. Л. 227-228. 9. ЦГА РД. Ф. 178-р. Оп. 3. Д. 2. Л. 25-28. 10. Эфендиев А. И. Формирование советской интеллигенции в Дагестане (19201949 гг.). Махачкала, 1960. С. 153.

Статья поступила в редакцию 29.01.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.