Научная статья на тему 'Из истории становления Грозненского нефтяного института (1920-е годы)'

Из истории становления Грозненского нефтяного института (1920-е годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефтяной институт / ЧЕЧНЯ / становление / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / инженеры / специалисты / педагогический персонал / слушатели / теоретическая программа / техникум / oil institute / Chechen Republic / Formation / Reorganization / engineers / experts / pedagogical personnel / listeners / theoretical program / technical school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матагова Хатмат Абуевна

Исследуются характерные черты и особенности процесса становления Грозненского нефтяного института в 1920-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic lines and features of formation of Grozny Oil Institute per 1920 are investigated.

Текст научной работы на тему «Из истории становления Грозненского нефтяного института (1920-е годы)»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

УДК 930

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ГРОЗНЕНСКОГО НЕФТЯНОГО ИНСТИТУТА

(1920-е ГОДЫ)

© 2011 г. Х.А. Матагова

Чеченский государственный университет, Chechen State University,

ул. Киевская, 33, г. Грозный, 364907, Kievskaya St., 33, Grozny, 364907,

mail@chesu. ru mail@chesu. ru

Исследуются характерные черты и особенности процесса становления Грозненского нефтяного института в 1920-е гг.

Ключевые слова: нефтяной институт, Чечня, становление, реорганизация, инженеры, специалисты, педагогический персонал, слушатели, теоретическая программа, техникум.

Characteristic lines and features offormation of Grozny Oil Institute per 1920 are investigated.

Keywords: oil institute, Chechen Republic, formation, reorganization, engineers, experts, pedagogical personnel, listeners, theoretical program, technical school.

В России накоплен уникальный опыт строительства национально-регионального высшего образования. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным анализ истории становления и развития первого высшего учебного заведения Чечни в 1920-е гг. Безусловно, изучение опыта высшей нефтяной школы Чечни даст возможность использовать его для анализа современного состояния высшего образования, позволит выявить тенденции общего и особенного в государственной образовательной политике.

В печати имеется немало публикаций о разных периодах жизни Грозненского нефтяного института (ГНИ) [1]. Есть и ряд юбилейных монографических работ, посвященных его истории [2, 3]. Цель данной статьи - освещение времени становления ГНИ как следствие развития нефтяной промышленности в Чечне, необходимым условием которого является подготовка высококвалифицированных кадров в высшем нефтяном учебном заведении, а также изучение и определение характерных черт и особенностей этого процесса.

История становления высшей нефтяной школы в Чечне отличается сложностью и неоднозначностью. Общепринятым началом деятельности первого высшего учебного заведения в Чечне - Грозненского нефтяного института - считается 1929 г., когда постановлением Совнаркома СССР от 3 июля 1929 г. Грозненский нефтяной техникум был реорганизован в отраслевой втуз с 3-годичным сроком обучения. Однако, на наш взгляд, в истории ГНИ существует более ранний опыт работы высшей нефтяной школы, относящийся к первой половине 1920-х гг., который условно можно назвать предварительным периодом, завершившимся неудачно.

В 1920-е гг. были заложены основы становления системы высшего образования в Чечне. Исходным в

утверждении и развитии высшего образования явилось инженерно-техническое образование. Природные богатства Чечни обусловили открытие в Грозном нефтяной школы. Хотя необходимость создания школы нефтяного дела в Грозном назревала давно, но осуществилась лишь в 1920 г., когда нефтяная промышленность, лишившись специалистов высшей квалификации, работавших в Грозном по приглашению, после событий 1917 г. была вынуждена заняться их подготовкой внутри республики. Эта задача могла быть разрешена только созданием высшей нефтяной школы на месте производства. Нефтяная промышленность Грозного перешла из частных рук в руки государства в лице Нефтеуправления, управляющего органа национализированной промышленности, и оно привело в жизнь идею, которая давно и настоятельно требовала своего осуществления [4, л. 111]. В Грозненском Центральном нефтеуправлении (ЦНУ) создается отдел технических курсов, которому поручено вести работу по организации нефтяного техникума (для подготовки инженеров и техников) и различных курсов (для подготовки квалифицированных рабочих). Большую помощь в создании техникума оказывал председатель ЦНУ, известный большевик И.В. Косиор, командовавший трудовой армией, осуществлявшей восстановление грозненской нефтяной промышленности.

1 августа 1920 г. в помещении реального училища Грозненский нефтяной техникум начал свой первый учебный год [2, с. 9]. Из отчета работы за период с 1 августа 1920 г. по 1 января 1923 г. следует, что в «1920 г. в Грозном был открыт техникум с тремя отделениями: горно-нефтяным, нефтехимическим и электромеханическим. Последнее вскоре было закрыто, а слушатели переведены во Владикавказский политехнический институт. Два же первых отделения, возникших по требованию самой жиз-

ни, стали быстро развиваться как со стороны учебного дела, так и в смысле количества слушателей» [5, с. 44]. В первый год работы на 2 высших учебных отделениях техникума обучалось 87 чел. К 1925 г. количество учащихся на них составляло 251 чел. [5, с. 44]. Таким образом, нефтяной техникум в своем составе имел два высших отделения, где программы основных теоретических курсов с момента начала деятельности были на уровне вузов. Тогда же, в начале 1920-х гг., предпринимаются попытки создать высшую нефтяную школу. В 1921 г. молодое учебное заведение окрепло настолько, что Горскпрофобр нашел возможным переименовать нефтяной техникум в нефтяной практический институт, а 23 июня 1922 г. он был утвержден Главпрофобром в Москве и получил свой особый устав [5, с. 44].

Однако в 1923 г. встал вопрос о переименовании Грозненского практического института в связи с уничтожением типа практических институтов по постановлению Главпрофобра, по которому менее оборудованные из них должны быть преобразованы в техникумы и среднетехнические школы, а лучше обеспеченные соответствующим персоналом, пособиями и средствами могут быть переименованы в вузы.

На заседании местного совещания по вопросу о преобразовании Нефтяного практического института в вуз, состоявшемся 10 марта 1923 г. в здании института под председательством представителя от союза горнорабочих председателя райкома С.Г. Абрамова, в присутствии представителей: от губисполкома и ОНО М.П. Ганцевой; от парткома - Большакова; от профоб-ра - заведующего профобром Н.П. Горсенкого; от сов-профа - Кулеша и Михайлика; от «Азнефти» - И.С. Арутюнова; от «Грознефти» - В.Ф. Остроменцкого, заместителя администрации директора; от промыслового управления «Грознефти» - помощника технического директора В.Д. Севастьянова; от заводского управления «Грознефти» - директора заводского управления В.А. Адамовича; от стройсоюза - Оствальда и Поплав-ского; от рабпроса и рабфака - Б.Е. Соколова; от че-чобревкома - И. Чуликова; от научно-технического общества - И.О. Лучинского; от технической секции -А.И. Сазонова; от института - ректора Л.В. Курского, проректора В.А. Сельского, помощника ректора по административно-хозяйственной части Н.Н. Надеж-динского и деканов Н.Ф. Раабена и Р.Л. Зомбе и от слушателей: рабфака - Хохлова; института - Кононы-хина и Шировокова [4, л. 140] единогласно была вынесена следующая резолюция:

«Принимая во внимание:

Необычный рост и мировое значение нефтяной промышленности во всех отраслях экономической жизни, в связи с особенностями развития техники, требующей все больших запасов специального - жидкого - топлива;

Необходимость развития российской нефтяной промышленности и для успешности борьбы за ее роль в мировом хозяйстве, создания кадров высококвалифицированных инженеров специалистов нефтяного дела;

Важность для подготовки последних высших учебных заведений со строгой специализацией про-

грамм и практическим уклоном, организованных по примеру и типу заграничных нефтяных школ;

Целесообразность создания таких школ в центрах нефтяной промышленности, дающей возможность использовать естественное богатство края и соответственное техническое оборудование в качестве наглядных пособий и лучших специалистов практиков в качестве педагогов - руководителей;

Особо благоприятные условия для существования и развития Нефтяного Практического Института в Грозном, а именно:

а) соответствие его программ и учебных планов поставленной цели;

б) непосредственную его связь с нефтяным производством;

в) надлежащий подбор педагогического персонала, как теоретиков, так и практиков;

г) наличие здания, оборудования в виде лабораторий, чертежных кабинетов и богатой технической библиотеки;

д) материальное обеспечение благодаря поддержке «Грознефти»;

Значение Института и научно-технического общества при нем как центра научно-технической мысли в Грозном, возбуждающего интерес к научно-исследовательским вопросам в области нефтелогии и дающего возможность разработки этих вопросов;

Потребность местного края, богатого месторождениями в специальном нефтяном высшем учебном заведении и научно-исследовательском нефтяном институте на месте в центре Северо-Кавказской нефтяной промышленности;

В программном и организационном отношених устойчивое существование, формально еще не утвержденного Центром при Институте Рабочего факультета, подводящего под нефтяной Институт прочную пролетарскую базу, что вполне отвечает запросам данного времени, собрание признает необходимым и вполне своевременным ввиду упразднения типа практических институтов предоставить Грозненскому Нефтяному Практическому Институту полные права высшего учебного заведения» [4, л. 140].

Начинается обследование Грозненского нефтяного практического института, которое должно было решить вопрос его преобразования. В обнаруженном нами отчете о командировке в Грозный по обследованию Грозненского практического института В.Е. Акимова (с 5 июня по 20 июня 1923 г.) приводятся данные об открытии в Грозном нефтяного техникума и его реорганизации в практический институт, также о социальном составе студенчества, о педагогическом персонале, оборудовании и помещениях института. В результате обследования был сделан вывод, что практический институт вполне удовлетворяет нефтяное управление, ставящее перед ним вполне конкретные задачи дать квалифицированные технические кадры для промышленности [4, л. 175].

Результаты обследования свидетельствовали, что по социальному составу студентов Грозненский нефтяной практический институт являлся подлинно пролетарским вузом: крестьян - 73, рабочих - 32, служащих - 88

[4, л. 168]. Распределение студентов по курсам и специальностям института показано в таблице.

Педагогический персонал института в рассматриваемое время соответствовал задачам подготовки высококвалифицированных специалистов нефтяной промышленности. Связь с производством и углубление научно-практических нефтепромышленных интересов еще более достигались ввиду привлечения к участию в педагогической работе лучших специалистов «Гроз-нефти», которых на 1 января 1923 г. работало 22 человека. Участие инженеров-практиков, а также заводской и промысловой администрации ввиду тесной связи института с производством в организации практических работ слушателей дало самые благоприятные результаты [4, л. 112 - 113]. Однако не умалялось значение теоретической подготовки слушателей. Основы

Таким образом, 89,6 % преподавателей Грозненского нефтяного практического института имели высшее образование, 3,44 % - спец. среднее образование, 6,9 % - незаконченное высшее образование.

По материальной базе Грозненского практического института в отчете по обследованию института В.Е. Акимовым отмечается, что он располагается в здании бывшего Реального училища, где днем занимаются еще 3 школы, и что институт имеет отдельную часть здания, далеко недостаточную для него. С нового учебного года из занимаемого институтом помещения планировалось выделить школы 1 и 2-й ступени в здание бывшей женской гимназии, о чем было составлено распоряжение исполкома и ассигнованы средства на ремонт. Таким образом, если у института на время обследования имелись некоторые затруднения из-за нехватки помещений, то уже к началу учебного года были намечены пути их разрешения.

Институт к 1923 г. располагал значительными учебно-вспомогательными учреждениями. Если в начале своего существования институту, не имевшему собственной лаборатории, приходилось пользоваться лабораториями Грознефти, что создавало большое неудобство, то в 1923 г. это неудобство было устранено, так как лаборатория качественного анализа уже функционировала. Также на момент летнего обследования в 1923 г. институт располагал следующим учебно-вспомогательными учреждениями: 2 чертежные, оборудованные столами, чертежными досками; лаборатория по общей химии; лаборатория органической химии; геодезический кабинет; геологический и минералогический кабинет; электромеханическая лаборатория; библиотека в 8200 томов; физический кабинет [6, л. 173].

Богатая техническая библиотека обеспечивала институту роль научно-технической мысли Грозного.

теории велись преимущественно на 1-м курсе специалистами педагогами, семь из которых являлись старыми работниками высшей школы - В.А. Сельский, А.Н. Саханов, П.Л. Смирнов, А.М. Станулис, И.Т. По-всянко и др. Общий состав преподавателей на 1 января 1923 г. насчитывал 29 человек, в том числе 26 лекторов и 3 ассистентов. Из 26 лекторов 20 были служащими в «Грознефти», 5 - имели основную службу в институте и 1 - на другом предприятии. Из 3 ассистентов института 2 были служащими в «Грознефти» и 1 - работником другого предприятия. Образовательная подготовка педагогического персонала также была высокой [4, л. 109]: из 26 лекторов 25 имели законченное высшее образование и только один - среднее специальное, из ассистентов 1 имел законченное высшее образование и 2 - незаконченное высшее.

Библиотека была основана в 1920 г. Фонд комплектовался по профилю геологоразведочного, нефтяного, нефтетехнологического, нефтемеханического и строительного факультетов [7, с. 132]. К началу 1923 г. библиотека насчитывала 5208 томов. В ней имели право работать все специалисты, независимо от того, являются ли они слушателями института. Эта библиотека, с большим трудом скомплектованная институтом, была единственной в Грозном, так как бывшая в нем прежде библиотека технического общества сгорела в полном объеме во время Гражданской войны. В течение 1922 г. библиотека была пополнена 3595 томами капитальных работ и учебников 718 названий всего на сумму 4962 руб. золотом [4, л. 119]. Также институт обращался во все наиболее крупные высшие учебные заведения РСФСР с просьбой поделиться имеющимися в их распоряжении лишними экземплярами новых научных изданий, а в дальнейшем планировал установление связей с заграничными нефтяными школами для обмена учебными планами и программами, а также для получения новейшей специальной литературы через заграничное представительство «Грознефти».

Таким образом, существующий третий год в Грозном нефтяной практический институт по своей теоретической программе, практическому обучению в производстве, наличию состава лекторов, непосредственно занятых в производстве, соответствию количества слушателей, наличию своего здания и вполне оборудованных научных кабинетов, лабораторий и богатой технической библиотеки давал реальные результаты в подготовке кадров для нефтяной промышленности. Институт готовил кадры для всего Северного Кавказа, так как рельефная характеристика и геологическое строение местности Грозного были тождественны всему Северному Кавказу вплоть до Баку, захватывая весь Дагестан. Казалось, нефтяной практический институт в Грозном должен был не только продол-

Распределение студентов по курсам и специальностям института

Специальность Курс

I II III Итого

Горно-нефтяное дело 47 40 20 107

Нефтехимическое дело 32 37 17 86

жить свою деятельность, но и быть преобразованным в нефтяной вуз. Однако на заседании президиума Глав-профобра 10 июля 1923 г., где обсуждался вопрос о реорганизации Грозненского практического института, постановили: во-первых, ввиду особых условий возникновения института считать необходимым реорганизовать институт в техникум повышенного типа, программа которого удовлетворяла бы потребность местной промышленности; во-вторых, обязать отдел ИТО и правление техникума к 15 августа предоставить на утверждение Главпро-фобра положение о техникуме и на утверждение ГУСа программы и учебные планы техникума [4, л. 177]. В итоге практический институт в Грозном был преобразован в высший техникум.

Однако вскоре последовал новый кризис и в августе 1924 г. представителями Главпрофобра решался вопрос о существовании в Грозном высшего нефтяного техникума, так как в том же году в связи с сокращением накладных расходов «Грознефть» отказалась от финансирования института, что было равносильно его закрытию. Причем это мотивировалось не только денежными, но и принципиальными соображениями. «Грознефть» считала, что ей нефтяной институт не нужен, потребности производства, по ее мнению, в достаточной мере может обслужить Горная академия в Москве. Как известно, средства на содержание институт получал от «Грознефти». В отчетах Грозненского практического института еще за 1922 - 1923 гг. отмечалась «вредная для хода работы и крайне тяжелая для сотрудников сторона: неопределенность формальных и финансовых взаимоотношений с "Гроз-нефтью"» [6, л. 121 об.]. Институт не был включен «Грознефтью» в общий коллективный договор, подписанный ею с союзом горнорабочих, а подписание отдельного договора «Грознефти» с институтом еще в 1922 - 1923 гг. было отложено на неопределенное время. Подобная неопределенность отвлекала руководство института от организации учебного дела в связи с тем, что приходилось согласовывать материальные вопросы, и в конечном итоге привело к новой реорганизации в 1924 г. Со снабжения «Грознефти» нефтяной практический институт снимался, на государственное снабжение взять его оказалось невозможно. Грозненский высший нефтяной техникум считался закрытым. Грозненский профобр был занят разработкой вопроса о создании в Грозном среднего техникума, каковым он был признан в 1924 г. Регулярные занятия предполагалось начать с 1 ноября 1924 г. после проведения приемных испытаний. Работа мандатной комиссии по приему учащихся в Грозненский нефтяной техникум закончилась к 1 ноября 1924 г. Не принято было только 10 % общего числа подавших заявление: это или не явившиеся для сдачи зачетов, или лица, не имеющие достаточных знаний.

Несмотря на отсутствие в Чечне нужного контингента для создаваемого техникума, особое внимание уделялось социальному составу зачисляемых студентов. Большинство принятых относились к пролетарскому составу -рабочие, служащие и их дети. На свободные места были приняты лица, принадлежащие к так называемым сво-

бодным профессиям. Обучались они в техникуме за плату [10]. Очередной кризис 1925 г. был вызван тем, что в предыдущем 1924 г. прием был произведен без экзаменов и больше 50 % на 1-м курсе приходилось на пролетарское сословие. Однако справиться с программой сумели немногие, и за первый же семестр выбыло до 20 % слушателей, а к концу года на 1-м курсе осталось всего 15 - 18 % пролетарского состава [10]. Частые кризисы, которые переживал Грозненский нефтяной техникум за время своего существования, были связаны в значительной степени с уровнем грамотности населения Чечни. Дело в том, что в техникуме (бывшем институте) программы основных теоретических курсов были всегда на уровне вузов, другими словами, с первого курса начиналась высшая математика, и многие студенты не справлялись с программой. Понятно, что он не мог принимать в свои стены слабо подготовленных рабочих, которые, однако, попадали в вуз из-за стремления советского государства к пролетаризации всех звеньев системы образования. Несмотря на то, что он был признан юридически средним техникумом в 1924 г., фактически его программы не были изменены, что и вызвало очередной кризис, поставивший вопрос о самом существовании техникума.

В Грозный приехал представитель из Главпрофобра т. Пескин, и на совещании с местными организациями и правлением техникума было решено, что в Грозном нужен средний нормальный индустриальный техникум с 4-годичным обучением и что нужно составить новую программу с приемом на первый курс лиц, окончивших школьную семилетку. Техникум должен был построить свою программу так, чтобы рабочие действительно могли учиться и чтобы в дальнейшем техникум не переживал кризисов.

Из вышесказанного следует, что именно задачи пролетаризации системы образования и низкий уровень грамотности в Чечне, а также отказ «Грознефти» от финансирования определили, в какой форме будет функционировать первое учебное заведение в Чечне по подготовке инженерно-технических кадров для нефтяной промышленности. Однако решающее значение в вопросе о существовании высшей нефтяной школы в Чечне, на наш взгляд, сыграл отказ «Гроз-нефти» от финансирования Грозненского высшего нефтяного техникума в 1924 г., после которого и последовала его реорганизация в средний техникум.

Указанные нами кризисные явления в истории нефтяного техникума свидетельствовали, что образование на территории Чечни в данный период целесообразно было осуществить в форме среднего специального, различных курсов и профтехшкол. Именно среднее звено системы образования становилось для Чечни ступенью к высшей школе на данном историческом этапе развития, этапе восстановления и развития народного хозяйства. Свидетельством этому явился опыт существования высшей нефтяной школы в Чечне в первой половине 1920-х гг. в лице Грозненского техникума с двумя высшими отделениями (1920 г.), Грозненского практического института (1921 г.) и Грозненского высшего техникума (1923 - 1924 гг.).

Таким образом, последовавшие в первые годы существования высшей нефтяной школы в Чечне кризисы показали, что без создания низовых и средних звеньев обучения, без удовлетворения этих первоначальных потребностей профессионального образования невозможно создание и полноценное функционирование вуза. Необходимо было создать культурно-образовательные основы для всестороннего развития высшей школы.

Однако начавшаяся в стране коренная перестройка всей системы подготовки инженерно -технических кадров, пересмотр всей системы высшей и средней технической школы внесли изменения и в структуру образовательной системы Чечни, ускорили процесс становления высшей нефтяной школы. Исторические решения Июльского и Ноябрьского 1928 г. пленумов обусловили преобразование Грозненского нефтяного техникума в высшее учебное заведение. Постановлением Совнаркома СССР от 3 июля 1929 г. нефтяной техникум в Грозном был реорганизован в отраслевой втуз - Грозненский нефтяной институт с 3-годичным сроком обучения, что явилось началом нового этапа в истории окончательного становления высшей нефтяной школы в Чечне.

Литература

1. Башилов Б. Кузница кадров для нефтяной промышленности // Дагестанская Правда. 1951. 4 июля; Расторгуев Ю.Л. Грозненскому нефтяному институту - 50 лет // Изв. вузов. Нефть и газ. 1979. № 9. С. 9 - 13; Стерленко Ю.А., Горин Г.И. Старейший нефтяной вуз страны // Изв. СКНЦ ВШ. Техн. науки. 1977. № 4. С. 109 - 110; Сухарев Г.М. Из истории Грозненского нефтяного института // Изв. вузов. Нефть и газ. 1920. № 4. С. 37 - 38; Шахназарян И. Где учились академики? // Грозненский рабочий. 1976. 22 сент.

2. 50 лет Грозненскому ордена Трудового Красного Знамени нефтяному институту имени академика М.Д. Мил-лионщикова / отв. ред. Ю.Л. Расторгуев. Грозный, 1979.

3. Грозненский государственный нефтяной институт имени акад. М.Д. Миллионщикова (1920 - 2005). Грозный, 2005.

4. ГАРФ. Ф. 1565. Оп. 4. Д. 237.

5. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (1920 -июнь 1941 г.) : сб. документов и материалов. Грозный, 1979.

6. ГАРФ. Ф. 1565. Оп. 4. Д. 232.

7. Библиотеки высших учебных заведений СССР : справочник. М., 1964.

8. Нефтерабочий. 1924. № 3 (844). 12 нояб.

9. Там же. № 169. 25 июля.

10. Грозненский рабочий. 1924. № 3 (844). 12 нояб.

11. Там же. 1925. № 3256 (1097). 17 сент.

Поступила в редакцию 30 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.