Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОДЕССЕ'

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОДЕССЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОДЕССЕ»

При максимальной оценке 5 баллов каждой из 15 форм повышения квалификации общая сумма оценок 15 врачей должна составить 1125 баллов (5Х 15Х 15). Если до выездного цикла суммарная оценка этих форм составила 791 балл, что составило 70,3 % от оптимального уровня, то спустя год после цикла она возросла до 1005 баллов (89,3%). На фоне общей более высокой суммарной оценки повседневных форм повышения квалификации обращает на себя внимание существенное усиление роли отдельных ее форм, таких как участие в конференциях, консультации со специалистами, обмен опытом работы, проведение тематических обследований и др.

Эти данные, несомненно, свидетельствуют о том, что занятия после обучения на цикле пробуждают интерес, делают осознанной мотивацию к расширению знаний, улучшают подготовленность к участию в разных формах повышения квалификации, среди которых предпочтение отдается науч-но-практической работе. И это закономерно, поскольку выполнение последней требует мобилизации имевшихся и приобретенных новых знаний и умений, а актуальность темы позволяет прийти к серьезным практическим решениям по наиболее важным вопросам. Иллюстрацией этого положения служит запланированная в качестве послециклового обучения научно-практическая работа по гигиенической оценке условий воспитания в детских учреждениях с повышенной заболеваемостью и разработке мер, способствующих ее снижению. Данная работа выполняется санитарными врачами Ярославской области при непосредственной и консультативной помощи кафедры. Она рассчитана на 3 года с четкой регламентацией содержания каждого этапа ее.

Начальный этап предусматривал выбор учреждений с повышенной заболеваемостью, их санитарное описание, изучение и анализ состояния здоровья детей, выявление причин заболеваемости, разработку общих и индивидуальных мер оздоровления. Эта работа завершена. Следующий этап — внедрение оздоровительных мероприятий, контроль за их реализацией. Эта работа проводилась в течение 1989 г. Завершится она в 1990 г. анализом заболеваемости детей, выявлением ее динамики под влиянием внедренных оздоровительных мероприятий.

Материалы, направляемые на кафедру по ходу выполнения обследований, свидетельствуют об умении специалистов сконцентрировать внимание на главных вопросах, из многообразия факторов, отрицательно влияющих на заболеваемость, выбрать ведущие и разработать рекомендации, направленные на ослабление или устранение этих факторов.

Выводы. 1. Эффективность повышения квалификации санитарных врачей по гигиене детей и подростков определяется не только их участием в циклах очного усовершен-

ствования в ГИДУВах, но и непрерывным последующим обучением с использованием разных его форм. Наиболее целесообразной является послецикловая подготовка, в течение которой курсанты под руководством кафедры выполняют тематическую или контрольную работу, рассчитанную на 1—2 года.

2. Послецикловая подготовка особенно эффективна для выездных циклов, поскольку позволяет выбрать тематику, актуальную для данной территории, и привлечь к ее выполнению всех врачей, участвовавших в работе цикла.

3. Производственно-научные контакты с врачами после выездных циклов, несомненно, полезны в целях непрерывного усовершенствования специалистов, однако в связи с периодической текучестью кадров сроки этого сотрудничества ограничены 2—3 годами.

4. Целесообразно ввести в практику отчетность санитарного врача перед трудовым коллективом сразу после цикла. Цель отчета — утверждение плана внедрения знаний и умений, полученных во время обучения и спустя 1—2 года после него, с сообщением о своей работе и применении приобретенных знаний и умений на практике. Краткую информацию по этим отчетам надлежит направлять в оргметод-отдел областной СЭС.

5. Основная работа по изучению отдаленных результатов эффективности последипломного обучения должна быть возложена на оргметодотделы и отделения по гигиене детей и подростков республиканских (областных) СЭС.

6. Региональные ГИДУВы призваны обеспечить методическое руководство работой по изучению эффективности последипломного обучения врачей, взяв за основу методические разработки, подготовленные кафедрой.

Литература

1. Буштуева К. А. // Гиг. и сан.— 1987.— № 12.— С. 4—7.

2. Коновалова И. Г., Крекилина В. Е., Лампусова А. И. // Здравоохр. Рос. Федерации.— 1987.— № 9.— С. 21—23.

3. Методы квалиметрии в последипломном обучении врачей (подходы к оценке эффективности): Метод, разработка.— М., 1986.

4. Симбирцев С. А., Кром Л. И., Смирнова Т. П. // Сов. здравоохр.— 1985.— № 8.— С. 30—35.

5. Сухарев А. Г., Рябова Л. В., Демина Э. М. и др. // Проблемы и пути оздоровления производственной и внешней среды в интересах сохранения и укрепления здоровья населения.— Вильнюс, 1987.— С. 158—159.

Поступила 10.07.89

© К. К. ВАСИЛЬЕВ, 1991 УДК 614.4:93(477.74-25)

К. К. Васильев

к истории создания санитарной организации в одессе

Тернопольский медицинский институт

Возникновение и развитие санитарной организации в Одессе непосредственно связано с созданием земской санитарной организации в Херсонской губернии, куда входило Одесское градоначальство. Однако это, конечно, не значит, что до 1886 г. (время воздания санитарной организации в Херсонском земстве) в Одессе не проводились какие-либо санитарные и противоэпидемические мероприятия. Такие мероприятия проводились, но только в рамках так называемой медицинской полиции — силами городовых врачей. Уже в 1802 г. в Одессе был городовой лекарь. Постепенно число городовых врачей увеличивается, и в 1871 г. в городе их насчиты-* вается уже 6 (в каждом полицейском участке по одному) и еше 1. в пригородных селениях (Дальницкий полицейский

участок)1, которые, находясь на городской земле, подчинялись городскому управлению. Первое время санитарная деятельность городовых врачей заключалась главным образом в наблюдении за эпидемиями, и только с 1874 г. в соответствии с постановлением Одесской городской думы им было поручено руководство санитарным надзором, за что им стали доплачивать от города по 250 руб. в год.

В 1885 г. при принятии решения о создании института санитарных врачей в Херсонской губернии поднимается во-

1 Диатроптов П. Н. Одесса. 1794—1894.— Одесса, тип. А. Шульца, 1895, с. 457.

\

i \

прос о введении и в Одесском градоначальстве как отдельной земской единице, входящей в губернию, должности земского санитарного врача.

23—29 августа 1886 г. на проходившем в Одессе X съезде врачей и членов управ Херсонской губернии в связи с обсуждением состояния санитарного дела в губернии представителем Одесской городской управы было сделано заявление о необходимости обеспечить Одессу санитарным врачом от губернского земства. Было принято постановление: «Съезд признает желательным для пополнения существующей организации учреждение должности санитарного врача г. Одессы»2.

В связи с этим постановлением в докладе Херсонской губернской управы «Об устройстве медицинской части в Херсонской губернии», подготовленном для губернского собрания, было записано, что управа находит нужным просить собрание принять предложение губернского съезда о приглашении санитарного врача для Одессы3. 12—21 октября 1886 г. состоялась очередная 22-я сессия Херсонского губернского земского собрания, которое постановило принять это предложение управы4.

1 марта 1887 г. Одесская городская управа по согласованию с губернской управой назначила на должность земского санитарного врача Одессы Ивана Степановича Суш-нова (1848—1913)°. Им был составлен «Обзор статистических данных по смертности в г. Одессе и заболеваемости заразными болезнями за 1887 год» [Херсон, тип. О. Д. Ходушиной (бывш. Ващенко), 1882, 102 е.]. В связи с тем что возник вопрос о распространении сифилиса питомцами Павловского приюта для подкидышей в Одессе, И. С. Сушнов исследовал состояние дела по их призрению [6].

Однако И. С. Сушнов недолго оставался санитарным врачом. Уже в 1889 г. он становится городовым врачом Одессы0. И вот тогда Херсонская губернская управа предлагает Петру Николаевичу Диатроптову (1859—1934), впоследствии известному отечественному гигиенисту, занять открывшуюся вакансию. Но так как он в это время проходил усовершенствование в гигиенической лаборатории при Московском университете у проф. Ф. Ф. Эрисмана, управа разрешила П. Н. Диатроптову вступить в отправление своих обязанностей после окончания курса занятий в Москве — с 1 марта 1890 г.7. И эта дата является по существу временем создания одесской городской санитарной организации, так как до вступления Петра Николаевича в должность санитарное дело в городе находилось еще в зачаточном состоянии. Только после проведенного им анализа сведений о рождаемости и смертности за 1889 г. стало возможно сформулировать задачи, которые должен решать земский санитарный врач Одессы [2]. В следующем году П. Н. Диатроптов составил аналогичный обзор за 1890 г. [3], а с 1892 г. он подготавливал еженедельные бюллетени по смертности и инфекционной заболеваемости в Одессе, публиковавшиеся городской управой.

В период деятельности П. Н. Диатроптова в качестве земского санитарного врача в 1892 г. в Одессе учреждается институт врачей для бедных, в функции которых входит и наблюдение за распространением инфекционных болезней среди необеспеченного населения, и борьба с этими болезнями. Первоначально было создано 10 врачебных участков [4]. Устройство бесплатной врачебной помощи бедному населению в Одессе явилось одним из этапов создания городской санитарной организации. Институт врачей для бедных, созданный в 1892 г. временно для борьбы с холерой, с

1894 г. стал постоянным органом санитарной организации города. С 1899 г. в Одесском градоначальстве работает уже 13 врачей для бедных. (10 в городе и 3 в пригородных селах), с 1900 г.— 16 (12 в городе и 4 в пригороде), с 1902 г.— 18 (14 и 4 соответственно), с 1908 г.— 19 (15 и 4) и с 1911 г.— 20 (15 и 5).

1 июля 1893 г. Г1. Н. Диатроптов возглавил Одесскую бактериологическую станцию, и должность земского санитарного врача Одессы оказалась вакантной. Только в мае 1896 г. ее занял Николай Петрович Васильевский (1865— 1949). Н. П. Васильевский получил диплом лекаря в 1891 г., затем работал земским врачом в Ковровском уезде Владимирской губернии, в 1895—1896 гг. он — санитарный врач Александрийского уезда Херсонской губернии [1]. Большой период жизни и деятельности Николая Павловича связан с Одессой, где он с 1896 по 1908 г. является земским санитарным врачом, возглавляющим санитарное бюро при городской управе. Бюро было создано в 1896 г., и в ее штат входили, кроме земского санитарного врача, 4 служащих. Н. П. Васильевский составлял «Еженедельный санитарный бюллетень г. Одессы» с данными о рождаемости, смертности и инфекционной заболеваемости, а с 1897 г. начал подготавливать также «Сведения о деятельности санитарных учреждений и о ходе эпидемических заболеваний г. Одессы», выходившие в свет 2 раза в месяц в качестве приложения к журналу «Известия Одесской городской думы» (с 1899 г. «Сведения о вра-чебно-санитарной организации и эпидемических заболеваниях г. Одессы», издавались по 1916 г. включительно). Им были составлены и изданы подробные годовые отчеты санитарного бюро Одесского городского общественного управления за

1899—1906 гг.

В 1897 г. в связи с возможным занесением в пределы России чумы Одесская санитарная исполнительная комиссия подняла вопрос об учреждении института участковых городских санитарных врачей8. Создание этого института в Одессе имеет длительную предысторию. Еще в 1883 г. Одесская городская дума согласилась с мнением управы, что санитарный надзор, осуществляемый городовыми врачами, которым он поручен, неэффективен, так как они обременены множеством других дел и обязанностей и не могут справиться еще и с санитарным надзором. Первые собственные городские санитарные врачи появились в Одессе в 1887 г. в качестве временной меры в связи с угрозой распространения эпидемии холеры. Санитарный надзор, осуществляемый 6 участковыми санитарными врачами и 1 санитарным врачом, работающим на бактериологической станции, функционировал всего 6 мес — с 1 февраля по 1 августа 1887 г.9. В 1892 г. в связи с эпидемией возвратного тифа на основании постановления городской думы были, опять же временно, приглашены 4 санитарных врача для надзора за ночлежными приютами.

И, наконец, 24 июня 1897 г. Одесская городская дума, согласившись с предложением санитарной исполнительной комиссии, постановила учредить должности 3 постоянных санитарных врачей10. В этом же 1897 г. санитарная исполнительная комиссия избрала городскими санитарными врачами И. В. Александровского, Л. Ф. Падалку и Ф. И. Мартемьянова, между которыми город был разделен на 3 санитарных участка11. Через 2 года в 1899 г., городской думой введена должность четвертого участкового санитарного врача. В 1899—1904 гг. ее занимал Н. А. Соколов (1860—1904)12. С 1912 г. штаты участковых санитарных врачей увеличены до 6.

2 Сборник Херсонского земства, 1887, № 1, отд. 2, с. 41.

3 Там же, 1886, № 6, отд. 2, с. 42.

4 Там же, отд. 2, с. 284.

5 Там же, 1887, № 5, отд. 2, с. 59—69.

6 Ведомости Одесского городского общественного управления, 1889, 11 ноября, с. 3.

7 Государственный архив Одесской области (ГА ОО),

ф. 16, оп. 66, ед. хр. 205, л. 1; Диатроптов П. Н. Отчет о

деятельности санитарного врача г. Одессы. Сборник Херсон-

ского земства, 1890, № 9, с. 104—107.

8 Известия Одесской городской думы, 1897, N° 11, с. 109— 117.

9 Ведомости Одесского городского общественного управления, 1890, 23 декабря, с. 2—6.

10 Известия Одесской городской думы, 1897, № 16, с. 347— 348.

11 Там же, 1897, № 16, с. 365—367; № 20, с. 1143—1145.

12 Диатроптов П. Н. Памяти санитарного врача Н. А. Соколова.— Русский врач, 1904, № 10, с. 388.

В 1897 г. были созданы также участковые санитарные попечительства, которые наблюдали за выполнением обязательных постановлений городской думы, занимались изучением санитарных нужд своих участков. Деятельными членами попечительства были участковые городские санитарные врачи и врачи для бедных. К концу 1897 г. было организовано 7 попечительств. В последующие годы число их увеличивается за счет создания новых попечительств как в самом городе, так и в пригородных селах и на одесских лиманах — Хаджибейском и Куяльницком, где летом скапливалось большое число отдыхающих и больных. Так, в 1900 г. функционировало 9 санитарных попечительств (7 в городе и 2 на лиманах), в 1905 г.— 14 (7 в городе, 5 в пригородных селах и 2 на лиманах), в 1910 г.— 16 (соответственно 8, 6 и 2), в 1914 г. их число осталось таким же, как и в 1910 г.

Среди председателей попечительств можно назвать Н. В. Гамалею (1901 г.)13, П. Н. Диатроптова (1902—

1907 гг.), Л. А. Тарасевича (1906 г.) и профессоров— гигиениста Г. В. Хлопина (1904 г.), физиолога В. В. Завьялова (1906—1907 гг.), фармацевта М. Б. Блаубер-га (1905—1907 гг.).

В 1908—1914 гг. городским санитарным бюро руководил проф. Иван Иванович Кияницын. В 1879 г. он окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, а в 1887 г. в этой же академии защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1906 г. И. И. Кияницын — профессор кафедры гигиены Харьковского университета, а в 1907 г. перемещен на должность заведующего кафедрой гигиены Новороссийского университета14. В 1910 г., возглавляя санитарную организацию города, Иван Иванович участвовал в борьбе с чумой и холерой в Одессе. В годы первой мировой войны (с 1915 г.) заведующим городским санитарным бюро был А. В. Попов.

В Одесскую городскую санитарную организацию входили бактериологическая станция, дезинфекционная камера и химическая лаборатория.

Бактериологическая станция была организована в 1886 г. В 1886—1888 гг. ее возглавлял И. И. Мечников, а затем такие крупные ученые, как Я. Ю. Бардах (1888—1892 гг.), О. Ф. Буйвид (1892—1893 гг.), П. Н. Диатроптов (1893—

1908 гг.), Н. Ф. Гамалея (1908—1909 гг.), В. В. Воронин (1909—1910 гг.), Ф. Ф. Скшиван (1910—1917 гг.), В. К. Стефанский (с 1917 г.). Станция обслуживала не только город Одессу, но и уезды Херсонской губернии, а также частично и соседние губернии. В функции станции входили производство вакцин и сывороток, санитарно-гигиеническая и диагностическая работа.

13 Здесь и далее в скобках указаны годы, когда данные лица возглавляли попечительства.

14 ГА ОО, ф. 45, оп. 4, ед. хр. 1337, лл. 1 — 118.

В 1887 г. при городской больнице была открыта дезинфекционная камера [5]. Первоначально она обслуживала в основном больницы, а с 1894 г. стала самостоятельным санитарным учреждением. В 1894—1904 гг. ею руководил И. А. Костевич.

С 1884 г. в Одессе функционировала химическая лаборатория, которая осуществляла главным образом надзор за пищевыми продуктами, а также исследовала питьевую воду, сточные воды и др. (первый заведующий — профессор-химик А. А. Вериго).

Руководство санитарной организацией и объединение ее звеньев осуществляла городская санитарная исполнительная комиссия, созданная в 1884 г. в связи с возможностью появления в Одессе холеры. Городская дума обязала комиссию наблюдать за точным исполнением обязательных постановлений как городского общественного управления, так и правительства. Членов комиссии выбирала дума из состава гласных. В санитарную комиссию входили и гласные-врачи. Среди них в разные годы были О. О. Мочут-ковский, Н. Ф. Гамалея (1897—1901 гг.), председатель Общества одесских врачей А. Т. Духновский (1897—1904 гг.) и др.- Кроме того, в заседаниях комиссии принимали участие земский санитарный врач Одессы, участковые городские санитарные врачи, председатели санитарных попечительств, заведующие бактериологической станцией, дезинфекционной камерой и химической лабораторией, врачи для бедных, врачебный инспектор и др.

Таким образом, до революции в Одессе сложилась санитарная организация, имеющая довольно сложную структуру. Она состояла из санитарной исполнительной комиссии, городского санитарного бюро, возглавляемого земским санитарным врачом Одессы, института участковых городских санитарных врачей, института врачей для бедных на городской территории и врачей пригородных селений, санитарных участковых попечительств, бактериологической станции, дезинфекционной камеры и химической лаборатории.

Литература

1. Васильевский Н. П. Земская медицина и санитарное состояние Александрийского уезда Херсонской губернии за 1895 г.— Александрия, 1896.— С. 2; 128.

2. Диатроптов П. И. Очерк санитарного положения г. Одессы по данным рождаемости и смертности за 1889 год.— Одесса, 1890.

3. Диатроптов П. Н. Рождаемость и смертность населения Одесского градоначальства в 1890 году.— Одесса, 1891.

4. Диатроптов П. И. // Ведомости Одесс. гор. общ. управления.— 1893.— № 23—24.

5. Скрыпник В. И., Серебренникова С. С. // Актуальные вопросы дезинфекции и стерилизации.— Одесса, 1987.— С. 32—34.

6. Суилнов И. С. // Сборник Херсон, земства.— 1887.— № 5.— С. 1—43.

Поступила 02.1 1.89

Гигиенические основы здорового образа жизни

А. И. МАРКОВА, 1991

УДК 613:364.464

А. И. Маркова

наглядные средства в гигиеническом воспитании населения

в условиях поликлиники

ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР, Москва

Тактика медицинских работников в области повышения нием гигиенической установки на сохранение здоровья, качества профилактических мероприятий определяется усиле- повышение физической активности, снижение распространен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.