Научная статья на тему 'К истории Союза чехословацких писателей. Литературная ситуация в Чехословакии после «бархатной революции» 1989 г.'

К истории Союза чехословацких писателей. Литературная ситуация в Чехословакии после «бархатной революции» 1989 г. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — И. А. Герчикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории Союза чехословацких писателей. Литературная ситуация в Чехословакии после «бархатной революции» 1989 г.»

Суды над организаторами процессов вынесли один символичный легитимный многократный приговор прокурору Людмилы Брожовой (1921) в 2008 г., от исполнения наказания она была досрочно освобождена. Некоторые из репрессированных получили государственные награды.

И.А. Герчикова

(Институт славяноведения РАН)

К истории Союза чехословацких писателей. Литературная ситуация в Чехословакии после «бархатной революции» 1989 г.

До 1949 г. существовал Синдикат чешских писателей и композиторов, действовавший с 1918 г. Образование СЧСП по образцу и подобию Союза советских писателей, генеральной целью было «создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии». 1 Съезд 4-6 марта 1949 г. Принятие писательского Устава, определяющего социалистический реализм как основной метод литературы и литературной критики, следование которому - обязательное условие членства СП.

Деятельность первого Председателя Союза Яна Дрды.

Травля писателей некоммунистов.

2 съезд (22.-29.4.1956), где осторожно зазвучали требования смягчения цензуры, штолловской концепции идеологической литературы. Смелое выступление Я. Сайферта, будущего нобелевского лауреата в защиту осужденных писателей.

Во время 3 съезда в 1963 г. - еще более резкие требования освобождения от идеологического давления на литературу и культуру.

Знаменитый 4 съезд (27-29 июня 1967 г.) с докладом М. Кундеры, зачитыванием письма А. Солженицына, призывами к свободе Л. Вацу-лика. «Пражская весна» в писательской среде. Последовавшие за съездом репрессии.

5 съезд 1969 г. периода начальной «нормализации», где осуждается оккупация, новая политика и происходит организационное оформление двух писательских Союзов. Ситуация в Словакии.

Новый Союз 1972 г. как инструмент для подавления свободного творчества и замалчивания произведений выдающихся чешских писателей.

Драматические дни ноября-декабря 1989 г. Чрезвычайный съезд чешских писателей 5.12.1989. Подведение итогов пагубной деятельности СЧСП. Постановление чрезвычайного съезда. Дискуссии о прошлом и будущем.

Образование новых писательских союзов.

Современная оценка деятельности СЧСП. Роль Я. Козака, И. Скалы. Я. Пиларжа и других функционеров СЧСП. Различия чешского и словацкого Союзов.

Литературная ситуация начала 90-х. Издание запрещенных ранее авторов: М. Кундеры, Й. Шкорецкого, А. Лустига, К. Пецки. Литературные премии и конкурсы начала 1990-х гг.

И.Е. Адельгейм

(Институт славяноведения РАН)

Пространства-палимпсесты в молодой польской прозе после 1989 г.

1. Доклад посвящен двум пространствам-палимпсестам, острый интерес к многослойности которых возник в 1990-2000 гг. у младших поколений писателей. Оба эти пространства так или иначе связаны с военным опытом, поэтому перспектива молодых авторов, родившихся после войны, - это перспектива постпамяти: специфической формы памяти, отделенной от травматического события поколенческой дистанцией, когда человек связан с объектом не реальными воспоминаниями, а работой воображения. Наиболее характерной формой текста в этом случае оказывается эмпатическое повествование.

2. 1990-е годы в польской прозе - период активного художественного осмысления исторической драмы переселения народов с Восточных Кресов на «Обретенные земли» - северо-запад послевоенной Польши. Это сделали дети и внуки переселенцев, ощутившие себя здесь одновременно хозяевами и чужаками. Для укоренения в бывшем немецком пространстве авторам, хотя они и родились уже на этой земле, бытовой адаптации оказалось недостаточно: возникла потребность в художественной рефлексии над судьбами довоенных жителей этих территорий, что и было сделано в 1990-е годы.

Как раз для сложной национально-исторической мозаики западных Кресов польская проза 1990-х гг. и находит этот образ - «палимпсест на листе времени» \ Это и буквальные, физические наслоения - герои С. Хвина, П. Хюлле, А. Д. Лисковацкого и др. обнаруживают немецкие следы повсюду - под обоями, в подвале, на оборотной стороне кафельной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.