Суды над организаторами процессов вынесли один символичный легитимный многократный приговор прокурору Людмилы Брожовой (1921) в 2008 г., от исполнения наказания она была досрочно освобождена. Некоторые из репрессированных получили государственные награды.
И.А. Герчикова
(Институт славяноведения РАН)
К истории Союза чехословацких писателей. Литературная ситуация в Чехословакии после «бархатной революции» 1989 г.
До 1949 г. существовал Синдикат чешских писателей и композиторов, действовавший с 1918 г. Образование СЧСП по образцу и подобию Союза советских писателей, генеральной целью было «создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии». 1 Съезд 4-6 марта 1949 г. Принятие писательского Устава, определяющего социалистический реализм как основной метод литературы и литературной критики, следование которому - обязательное условие членства СП.
Деятельность первого Председателя Союза Яна Дрды.
Травля писателей некоммунистов.
2 съезд (22.-29.4.1956), где осторожно зазвучали требования смягчения цензуры, штолловской концепции идеологической литературы. Смелое выступление Я. Сайферта, будущего нобелевского лауреата в защиту осужденных писателей.
Во время 3 съезда в 1963 г. - еще более резкие требования освобождения от идеологического давления на литературу и культуру.
Знаменитый 4 съезд (27-29 июня 1967 г.) с докладом М. Кундеры, зачитыванием письма А. Солженицына, призывами к свободе Л. Вацу-лика. «Пражская весна» в писательской среде. Последовавшие за съездом репрессии.
5 съезд 1969 г. периода начальной «нормализации», где осуждается оккупация, новая политика и происходит организационное оформление двух писательских Союзов. Ситуация в Словакии.
Новый Союз 1972 г. как инструмент для подавления свободного творчества и замалчивания произведений выдающихся чешских писателей.
Драматические дни ноября-декабря 1989 г. Чрезвычайный съезд чешских писателей 5.12.1989. Подведение итогов пагубной деятельности СЧСП. Постановление чрезвычайного съезда. Дискуссии о прошлом и будущем.
Образование новых писательских союзов.
Современная оценка деятельности СЧСП. Роль Я. Козака, И. Скалы. Я. Пиларжа и других функционеров СЧСП. Различия чешского и словацкого Союзов.
Литературная ситуация начала 90-х. Издание запрещенных ранее авторов: М. Кундеры, Й. Шкорецкого, А. Лустига, К. Пецки. Литературные премии и конкурсы начала 1990-х гг.
И.Е. Адельгейм
(Институт славяноведения РАН)
Пространства-палимпсесты в молодой польской прозе после 1989 г.
1. Доклад посвящен двум пространствам-палимпсестам, острый интерес к многослойности которых возник в 1990-2000 гг. у младших поколений писателей. Оба эти пространства так или иначе связаны с военным опытом, поэтому перспектива молодых авторов, родившихся после войны, - это перспектива постпамяти: специфической формы памяти, отделенной от травматического события поколенческой дистанцией, когда человек связан с объектом не реальными воспоминаниями, а работой воображения. Наиболее характерной формой текста в этом случае оказывается эмпатическое повествование.
2. 1990-е годы в польской прозе - период активного художественного осмысления исторической драмы переселения народов с Восточных Кресов на «Обретенные земли» - северо-запад послевоенной Польши. Это сделали дети и внуки переселенцев, ощутившие себя здесь одновременно хозяевами и чужаками. Для укоренения в бывшем немецком пространстве авторам, хотя они и родились уже на этой земле, бытовой адаптации оказалось недостаточно: возникла потребность в художественной рефлексии над судьбами довоенных жителей этих территорий, что и было сделано в 1990-е годы.
Как раз для сложной национально-исторической мозаики западных Кресов польская проза 1990-х гг. и находит этот образ - «палимпсест на листе времени» \ Это и буквальные, физические наслоения - герои С. Хвина, П. Хюлле, А. Д. Лисковацкого и др. обнаруживают немецкие следы повсюду - под обоями, в подвале, на оборотной стороне кафельной