Восприятие реальности в категориях времени и пространства, модель мира, носителем которой является фра Марко, имеет черты скорее архаичные, дорелигиозные. Мы не видим ни восприятия времени как вектора, характерного для религиозного сознания, ни пространственной вертикали, естественной для верующего человека.
Герой Марко увязывает в сознании архаичную модель мира с религиозным знанием. Итогом становится специфический «балканский круг»[ Цивьян].
Литература.
Кириллова: Кириллова О. Л. Специфика преобразования действительности в художественном мире Иво Андрича. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1989.
Цивьян 1990: Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990.
Я. Билек
(Институт Масарика АН ЧР, Прага)
Политические процессы в Чехословакии после 1948 г. и их отражение на судьбах писателей (Я. Глазаровой и др.)
В 1948 г. в Чехословакии коммунисты добились властной монополии. Ранний коммунистический тоталитарный режим всесторонне изменил общество. В первой половине 50-х гг. ХХ в. он прошел через классическую революционную фазу установления и укрепления власти посредством поиска внутреннего врага и поиска вредителя в собственных партийных рядах.
Выстроенные репрессивные политические процессы не были спецификой коммунистической Чехословакии, они использовались по советской модели и в ряде стран его блока. Первый процесс, с побежденными классам и группами, в рамках обостряющейся классовой борьбы был организован и инсценирован в 1950 г. по делу бывшего социального деятеля и политика Милады Гораковой (1901-1950). Второй, 1952 г., в котором были осуждены многие, кто участвовал в первом процессе, был по делу бывшего генерального секретаря коммунистической партии Рудольфа Сланского (1901-1952)
Область культуры, в том числе литературы, также претерпела всеобщие перемены, ликвидацию старых порядков и установление новой системы при утверждении доктрины социалистической культуры и искусства, социа-
листического реализма. Некоторые авторы чешской словесности эмигрировали, другие были вытеснены за пределы официальной общественной сферы. Некоторые подвергались давлению, другие были затравлены, иные кончили в тюрьме после инсценированных судебных процессов.
В показательный процесс с Гораковой был вовлечен и впоследствии убит левый публицист, историк, несогласный с советскими сталинскими процессами, Завиш Каландара (1902-1950). Грандиозный процесс с политиками бывших влиятельных партий и рядом «идейных лидеров», а кроме того писателей католической и руралистической ориентации был подготовлен в 1952 г., также был заключены в тюрьму левый поэт, позднее католически ориентированный историк, вузовский преподаватель Зденек Калиста (1900-1982), беллетрист и историк Йозеф Кнап (19001973), поэт и прозаик, учитель Франтишек Кршелина (1903-1976), прозаик и редактор Вацлав Прокупек (1902-1974), поэт и драматург Вацлав Ренч (1911-1973), поэт и редактор Ян Заградничек (1905-1960).
Процессы сопровождала аккуратно организованная медийная пропагандистская, демагогическая и манипуляционная кампания, в ней были задействованы и поддерживающие систему или признающие ее писатели, которые своим участием демонстрировали режиму лояльность. Среди них журналист, прозаик и драматург, шеф-редактор и председатель организации писателей Ян Дрда (1915-1970), писательница и дипломат с опытом роботы с СССР Ярмила Глазарова (1901-1977), журналист и прозаик Карел Конрад (1899-1971), писатель и дипломат Франтишек Кубка (1894-1969), прозаик и журналист Иржи Марек (1914-1994), поэт, в 30-х гг полемизировавший со сталинскими процессами, Ян Нога (1908-1966), прозаик Иван Ольбрахт (1882-1952), поэт, публицист и издатель изначально аграрных позиций Ян Пиларж (1917-1996), поэт Йозеф Рыбак (1904-1992), поэт и издатель Иван Скала (1922-1997), литературовед, вузовский преподаватель, ректор Карлового университета Ян Мукар-жовский (1891-1975) и лингвист, вузовский преподаватель, декан философского факультета Богуслав Гавранек (1893-1978).
Для выживших жертв, соучастников и их семей последствия были разными. В 1956 г. этого вопроса коснулся на втором съезде писателей поэт Ярослав Сейферт (1901-1986), который кроме того возглавлял реабилитационную комиссию союза. Общественная дискуссия оживилась во время либерализации 1968 г., тогда и впоследствии только после 1989 г. была возможность для общественной оценки, равно как и для общественного оправдания.
Суды над организаторами процессов вынесли один символичный легитимный многократный приговор прокурору Людмилы Брожовой (1921) в 2008 г., от исполнения наказания она была досрочно освобождена. Некоторые из репрессированных получили государственные награды.
И.А. Герчикова
(Институт славяноведения РАН)
К истории Союза чехословацких писателей. Литературная ситуация в Чехословакии после «бархатной революции» 1989 г.
До 1949 г. существовал Синдикат чешских писателей и композиторов, действовавший с 1918 г. Образование СЧСП по образцу и подобию Союза советских писателей, генеральной целью было «создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии». 1 Съезд 4-6 марта 1949 г. Принятие писательского Устава, определяющего социалистический реализм как основной метод литературы и литературной критики, следование которому - обязательное условие членства СП.
Деятельность первого Председателя Союза Яна Дрды.
Травля писателей некоммунистов.
2 съезд (22.-29.4.1956), где осторожно зазвучали требования смягчения цензуры, штолловской концепции идеологической литературы. Смелое выступление Я. Сайферта, будущего нобелевского лауреата в защиту осужденных писателей.
Во время 3 съезда в 1963 г. - еще более резкие требования освобождения от идеологического давления на литературу и культуру.
Знаменитый 4 съезд (27-29 июня 1967 г.) с докладом М. Кундеры, зачитыванием письма А. Солженицына, призывами к свободе Л. Вацу-лика. «Пражская весна» в писательской среде. Последовавшие за съездом репрессии.
5 съезд 1969 г. периода начальной «нормализации», где осуждается оккупация, новая политика и происходит организационное оформление двух писательских Союзов. Ситуация в Словакии.
Новый Союз 1972 г. как инструмент для подавления свободного творчества и замалчивания произведений выдающихся чешских писателей.