Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
П.Н. Жукович
К истории располячения рим.-католического костела в Беларусии
(библиографическая заметка)
Опубликовано:
Христианское чтение. 1911. № 12. С. 1488-1497.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Бъ иеторіи раеполяченія рям.-шішчешго костела въ Бѣлоруссіи (библіографическая замѣтка).
fHHCKlII Церковный Историко-Археологическій Комитетъ, въ качествѣ III выпуска издаваемой имъ «Минской Старины», выпустилъ въ свѣтъ въ текущемъ году ^ громадное изслѣдованіе по исторіи располяченія рим.-] католическаго костела въ Бѣлоруссіи А. В. Жиркевича подъ заглавіемъ: «Изъ-за Русскаго языка (біографія каноника Сенчиковскаго, въ двухъ частяхъ, съ алфавитнымъ указателемъ и тремя фотографіями). Частъ 1-я. На родинѣ Бѣлоруссіи. Частъ 2-я. Въ гтнанги. Вгиъна. 1911». Въ обѣихъ частяхъ 1435 страницъ.
Новѣйшая исторія западно-русскаго края (исторія этого края въ составѣ Русской Имперіи), какъ извѣстно, еще не написана, даже въ видѣ краткаго общаго очерка. Не много вышло въ свѣтъ и отдѣльныхъ историческихъ монографій по этой исторіи. Сравнительно болѣе посчастливилось исторіи православной церкви на нашемъ русскомъ западѣ. Другія стороны ,западнорусской народной жизни, и притомъ повелительно требующія въ наши дни яркаго историческаго научнаго освѣщенія, совсѣмъ еще не изучены. Не написано еще исторіи западно-русскаго крестьянскаго сословія подъ цластью Россіи, этихъ наиболѣе блестящихъ страницъ общей исторіи нашей государственности. Нѣтъ исторіи насажденія въ западномъ краѣ русскаго землевладѣнія всѣхъ его видовъ. Нѣтъ исторій рим. католицизма въ Западной Россіи въ XIX вѣкѣ («Римскій католицизмъ въ Россіи» гр. Д. А. Толстого отличается крайней неполнотой и сильно устарѣлъ, а «Іезуиты въ
Россіи» о. М. Я. Морошкина захватываютъ только два начальныя десятилѣтія XIX вѣка).
' Еще въ худшемъ йоложейіи находятся изданіе необходимыхъ первоисточниковъ по новой Исторій Западной Россіи. Правда, здѣшнее Императорское’ Русское Историческое Общество какъ-будто не собирается слѣдовать въ отношеній къ нимъ своеобразной политикѣ здѣшней Ймп. Археографической КшйМисіи въ отношеніи къ древнимъ западйо-руСскимъ Первоисточникамъ. Эта послѣдняя, какъ Извѣстно, предоставила честь Изданія сохранившихся въ здѣшней ймп. Публичной Библіотекѣ матеріаловъ по исторіи малороссійскаго казачества Львовскому «Науковому товяриству імени Шевченка» (какъ-будто вѣ Россіи нѣтъ для этогО Ни людей, ни денегъ). Но вообще въ С.-Петербургѣ каКой-то злой рокъ тяготѣетъ надъ западно-русскими учеными начинаніями. Наиболѣе яркимъ примѣромъ этого является грустная исторія съ изданіемъ «Сборника Матеріаловъ для исторіи учебныхъ заведеній въ западныхъ губерніяхъ», извлеченныхъ изъ архива министерства народнаго просвѣщенія. Въ теченіе послѣдняго десятилѣтія прошлаго вѣка выШло уже три обширныхъ тома этОго изданія, предпринятаго по почину и благодаря неустаннымъ хлопотамъ б. многозаслу-Женйаго попечителя Вилен. учебнаго округа И. Й. Корнилова. Но лишь только послѣдній умеръ (въ 1901 г.), изданіе, хотя и Высочайше одобренное, немедленно Пріостановилось, не успѣвши захватить даже цѣлаго перваго десятилѣтія ХІХ вѣка. Пріостановилось буквально на полутомѣ, который и теперь гдѣ-то сложенъ въ кладовыхъ министерства. Всѣ десятилѣтнія хлопоты А. Й. Корниловой о выпускѣ въ СВѢТЪ этого недоконченнаго печатаніемъ тома (четвертаго), даже формально заявленная ею готовность (при министрѣ Шварцѣ) принять па Свой счетъ всѣ вздержки по окончанію и печатанію его, не помогли дѣлу... Даже такой рѣдко случающійся благопріятный для западно-русскаго края моментъ, какъ преобладающій западно-русскій составъ минувшей лѣтней сессіи Св. Синода, прошелъ, повидимому, безрезультатно, къ горю и печалй ревнителей научно-историческаго освѣщенія западно-русской жизни дней новыхъ...
Жизнь между тѣмъ теперь идетъ быстро впередъ, и исторія не Лицъ (конечно), а государственно-общественныхъ дѣлъ и стремленій начинается гораздо скорѣе, чѣмъ прежде.
■ Любопытно, что въ польской научно-исторической литера-
98*
турѣ самое напряженное вниманіе въ послѣдніе годы обращено на разработку новѣйшей (подъ властью Русской имперіи) польской и западно-русской исторіи. Народъ, не имѣющій государственности, какъ-то умѣетъ находить средства на изданіе^ё только многотомныхъ изслѣдованій, но и сырыхъ историческихъ матеріаловъ. Къ одной приближающейся пятидесятилѣтней годовщинѣ послѣдняго польскаго возстанія сколько уже издано и изслѣдованій, и собраній матеріаловъ на польскомъ языкѣ! По всему западно-русскому краю распространилась уже черезъ нихъ облеченная во внѣшнія научныя формы идея, что столь благодѣтельныя для польскаго и западно-русскаго крестьянства реформы Имп. Александра II были не чѣмъ инымъ, какъ соціально-политическимъ планомъ польскаго революціоннаго люнда, только подхваченнымъ у него царскимъ правительствомъ. Съ нашей же, русской, стороны, дай Богъ, чтобы появилась къ этой годовщинѣ хотя бы сносная брошюра.
Тѣмъ болѣе съ отраднымъ чувствомъ нужно привѣтствовать выходъ въ свѣтъ обширной исторической монографіи А. В. Жиркевича. Тѣмъ болѣе нужно радоваться тому, что на мѣстѣ, въ лицѣ Минскаго Церковнаго Историко-Археологическаго Комитета, нашелся для нея просвѣщенный издатель.
Каноникъ Фердинандъ Сенчиковскій, съ именемъ котораго самымъ тѣснымъ образомъ связана исторія попытокъ къ рас-поляченію рим.-католическаго костела въ предѣлахъ Минской губерніи (гдѣ онѣ только и дѣлались), былъ и уроженцемъ этой губерніи: родился 4 окт. 1837 г. въ им. Сновѣ (Ново-груд. уѣзда). Бѣлоруссъ по происхожденію, онъ по матери былъ внукомъ уніатскаго священника. Въ раннемъ дѣтствѣ онъ встрѣтился, по его воспоминаніямъ, въ одномъ селѣ Гродн. губерніи, въ домѣ своего дяди, православнаго священника, съ покойнымъ профессоромъ нашей академіи М. О. Кояловичемъ, въ то время воспитанникомъ Литовской духовной семинаріи (занимавшимся съ нимъ въ каникулярное время ариѳметикой). Съ М. О. Кояловичемъ Сенчиковскій поддерживалъ сношенія и впослѣдствіи... Учился Сенчиковскій въ Минской рим.-като-лической духовной семинаріи, въ которой окончилъ курсъ въ 1861 году. Въ этомъ же году онъ рукоположенъ въ санъ священника и былъ сначала капелланомъ въ домовыхъ помѣщичьихъ костелахъ въ Минской губерніи. Въ 1868 г. назначенъ былъ викаріемъ, а въ 1869 г. настоятелемъ Блонскаго костела Игуменскаго уѣзда той же губерніи.
Уже во время польскаго возстанія 1863 года Сенчиков-скій обнаружилъ политическое настроеніе, совсѣмъ необычное для ксендза. Онъ взглянулъ на это возстаніе, какъ на новую польскую попытку къ дальнѣйшему національному обезличенію бѣлорусскаго народа. Молодой ксендзъ-бѣлоруссъ, съ дѣтскихъ лѣтъ’жившій въ непосредственной близости къ народу (его отецъ-дворянинъ служилъ управляющимъ въ имѣніяхъ разныхъ польскихъ пановъ), теперь воочію увидѣлъ, что онъ самъ по самой профессіи своей является однимъ изъ наиболѣе активныхъ денаціонализаторовъ бѣлорусскаго народа, совершая для него въ костелѣ все богослуженіе (кромѣ латинской, конечно, миссы) на польскомъ языкѣ. Въ немъ грбмко заговорило національное русское чувство, и сначала въ частныхъ сношеніяхъ съ прихожанами, а потомъ и въ костелѣ, въ церковной службѣ, онъ сталъ замѣнять польскій языкъ русскимъ. 29 іюня 1869 года, въ Блонскомъ костелѣ онъ сказалъ первую свою проповѣдь на русскомъ языкѣ, а еще раньше, 27 мая 1869 г., совершилъ на русскомъ языкѣ молебствіе о здравіи Государя Императора.
Едва-ли можетъ подлежать сомнѣнію, что чуткая, воспріимчивая душа Сенчиковскаго захвачена была общимъ могучимъ подъемомъ русскихъ національныхъ силъ во всей Бѣлоруссіи въ эпоху гр. М. Н. Муравьева и его первыхъ преемниковъ. Въ то время, когда самъ Сенчиковскій въ своемъ захолустьѣ переживалъ тяжелую личную драму, въ центрѣ сѣверо-западнаго края обсуждался и рѣшался трудный и сложный вопросъ о введеніи русскаго языка въ такъ-называемое дополнительное богослуженіе въ рим.-католическихъ приходахъ съ бѣлорусскимъ населеніемъ. Потребовалось нѣсколько лѣтъ всякаго рода междувѣдомственныхъ совѣщаній, и въ Вильнѣ, и въ С.-Петербургѣ, прежде чѣмъ выработанный на лихъ планъ располяченія костела въ Бѣлоруссіи вылился въ форму блѣдно-нерѣшительнаго Высочайшаго повелѣнія отъ 25 дек. 1869 г. о разрѣшеніи употребленія русскаго языка въ дополнительномъ богослуженіи въ тѣхъ рим.-католическихъ церквахъ, прихожане которыхъ роднымъ своимъ языкомъ считаютъ русскій языкъ.
Автору интересующей насъ книги удалось установить фактъ вліянія захолустнаго тогда ксендза Сенчиковскаго на общій ходъ дѣла о введеніи русскаго языка въ рим.-католическое дополнительное богослуженіе, въ предшествовавшихъ Выс. по-велѣнію отъ 25 дек. 1869 г. стадіяхъ. Оказывается, въ Игу-
менскомъ уѣздѣ било имѣніе у правителя Особой .-канцеляріи' при министрѣ внутреннихъ дѣлъ Д. С. Макова («Марьина? Горка), бывшаго правою рукою министра Тимашева, а потомъ и его преемникомъ. Макова Сенчиковскій имѣлъ возможность Вполнѣ ознакомить со своими взглядами и планами. Рѣшительное же сочувствіе тогда дѣлу располяченія костела Ма-кова преодолѣло всѣ лежавшія на пути его. препятствія: самому цолякующему виленскому генералъ-губернатору Дота-пову пришлось оффиціально возбудить вопросъ о замѣнѣ польскаго языка русскимъ въ рим.-катодическомъ богослуженіи... Но нельзя сказать, чтобы все дѣло подготовки къ изданію Выс. новелѣнія отъ 25 дек. 1869 года было выяснено въ интересующей насъ книгѣ. Оба .комитета (впленскій и петербургскій) только случайно проскользнули въ ней. Остается не совсѣмъ выясненной и роль давняго и ревностнаго защитника плана располяченія костела А. П. Владимірова, который въ письмѣ къ Сенчиковскому отъ 27 сент. 1888 года назвалъ себя даже «создателемъ этого плана» (II, 421).
Хотя Выс. повелѣніе отъ 25 дек. 1869 года далеко не удовлетворило Сеичиковскаго, на него пала главная практическая забота о примѣненіи его къ жизни. Онъ одинъ не побоялся отдаться дѣлу его жизненнаго примѣненія со всею искренностью, и даже страстностью, не взирая на тѣ іезуитскія лазейки для обхода закона, которыя съумѣли внести въ него рим.-католическія вліянія въ высшихъ нашихъ правительственг ныхъ сферахъ и которыя онъ констатировелъ сразу же* при первомъ же съ ними ознакомленіи. Собственно Минская губернія-только и была ареной;дѣйстщя Выс. новелѣнія 25 дек. 1869 года.
Сенчиковскій въ 187СГ году назначенъ былъ деканомъ, костеловъ Борисовскаго и Игуменскаго уѣздовъ. Въ томъ же году ему поручено произвести ревизію всѣхъ костеловъ Минской губерніи. Въ 1871 году онъ перемѣщенъ въ Минскъ и назначенъ минскимъ деканомъ. Такимъ образомъ, вся Минская губернія, составлявшая часть виленской рим.-католинескрй епархіи, оказалась въ сферѣ вліянія Сенчиковскаго, и онъ проявилъ горячее рвеніе въ дѣлѣ введенія въ ея костеламъ дополнительнаго богослуженія на русскомъ языкѣ, Черезъ нѣсколько лѣтъ уже 46 ксендзовъ въ 32 костелахъ совершали его на русскомъ языкѣ. Сенчиковскій не удовольствовался одними практическими мѣропріятіями по приведенію въ исполненіе Выс. указа отъ 25 дек. 1869 года. Онъ,старался побу-
дать »высшее правительство къ дальнѣйшему развитію основной идеи этого укава. Уже въ 1870 году онъ составилъ и представилъ минскому губернатору особую записку о способѣ изданія для ръм.-католическихъ церквей Бѣлоруссіи церковныхъ книгъ съ русскимъ переводомъ соотвѣтствующихъ въ нихъ молитвословій и пѣснопѣній. Въ этой запискѣ онъ разошелся івѳ взглядѣ на этотъ предметъ съ незадолго передъ тѣмъ изданнымъ указомъ виленской рим.-католической консисторіи (консисторія цензуру русскаго перевода молитвословій дополнительнаго богослуженія желала (предоставить римской куріи, Сѳнчиковскій же считалъ достаточной цензуру мѣстной рим.-католической духовной власти). Ие смотря на поддержку, оказанную консисторіи' Потаповымъ, взглядъ Сенчиковскаго восторжествовалъ въ министерствѣ внутреннихъ дѣлъ. Въ видахъ облегченія способовъ къ скорѣйшему снабженію бѣлорусскихъ костеловъ знающими »русское пѣніе органистами, онъ основалъ въ Минскѣ особое училище органистовъ. Въ это училище онъ нѣсколько лѣтъ влагалъ всю свою душу.
Неутомимая и въ высшей степени энергичная дѣятельность ксендза Сенчиковскаго, возведеннаго черезъ нѣсколько лѣтъ въ награду за нее въ званіе почетнаго каноника, проходила, какъ и слѣдовало ожидать, среди неустанной;, ожесточенной борьбы. Детальному изображенію этой борьбы собственно и посвященъ первый томъ книги А. В. Жиркевича. Противъ Сенчиковскаго ополчились и 'все мѣстное польское общество, и римская курія, и высшія римско-католическія духовныя власти въ Россіи. Война была ему объявлена по всѣмъ направленіямъ и велась всѣми возможными средствами. Борьба для Сенчиковскаго тѣмъ болѣе была трудной и опасной, что ее вели противъ неш обходными движеніями, тайными подкопами... Въ особенности удалась автору характеристика личности и дѣятельности непосредственнаго начальника Сенчиковскаго, управлявшаго тогда внленокою рим.-католическою епархіею прелата Жилинскаго. Двуличная политика этого «руссофила» яркими красками и съ фактическою обстоятельностью обрисована на многихъ страницахъ интересующей насъ книги. Наряду съ личностью этого долголѣтняго главы римскаго католицизма въ Западной Бѣлоруссіи выступаетъ передъ ея читателями цѣлая толпа подчиненнаго «му рим.-католическаго духовенства, которую обычно принято представлять себѣ такой однообразной, но которая въ изображеніи нашего автора
является во всемъ живомъ разнообразіи индивидуальностей. Тутъ выступаетъ передъ читателемъ и вся группа искреннихъ и неискреннихъ ксендзовъ-ревнителей располяченія костела. Съ другой стороны, фактическимъ изложеніемъ автора въ нѣкоторой степени опровергается тотъ обычный взглядъ на дѣло, что ксендЗъ всегда въ приходѣ активная, подстрекающая, будирующая сила. Исторія минскаго опыта располяченія костела показываетъ, что главное, наиболѣе рѣшительное противодѣйствіе ему вышло изъ среды не ксендзовъ, а мѣстнаго польскаго интеллигентнаго и полуинтеллигентнаго общества, въ полной матеріальной зависимости отъ котораго стояли ксендзы. Дѣло, оказывается, было не столько въ воинствующемъ католицизмѣ, сколько въ воинствующемъ полонизмѣ. Наконецъ, въ книгѣ г. Жиркевича сдѣлано кое-что и для выясненія отношеній къ располяченію костела въ Бѣлоруссіи римской куріи. Оффиціальнаго съ ея стороны выступленія не было, но свое дѣло она все-таки дѣлала. Писались и разсылались кардиналами письма противъ Сенчиковскаго. Издавались особыя печатныя брошюры. Одна изъ нихъ оффиціознаго, несомнѣнно, происхожденія (проф. Кнапинскаго) перепечатана г. Жиркеви-чемъ съ возраженіями на нее Сенчиковскаго. Вообще въ книгѣ г. Жиркевича не мало имѣется данныхъ и для уясненія канонической постановки вопроса о введеніи русскаго языка въ дополнительное богослуженіе въ бѣлорусскихъ костелахъ.
А. В. Жиркевичъ, по самому свойству своихъ основныхъ историческихъ матеріаловъ, особенно много сдѣлалъ для выясненія отношеній къ Сенчиковскому и его дѣлу нашей правительственной власти, начиная съ министровъ внутреннихъ дѣлъ и оканчивая губернскими и уѣздными властями. Передъ читателемъ книги г. Жиркевича одинъ за другимъ проходятъ министры внутреннихъ дѣлъ (изъ которыхъ одинъ Маковъ имѣлъ надлежащее понятіе о дѣлѣ), директоры департамента иностранныхъ исповѣданій, ближе всѣхъ другихъ центральныхъ властей стоявшіе къ проекту и факту располяченія костела въ Бѣлоруссіи (въ числѣ ихъ столь легкомысленно-несправедливый по отношенію къ Сенчиковскому Мосоловъ) и другіе чины этого департамента, связанные незримою, но крѣпкою цѣпью всякихъ взаимоотношеній съ рим.-католическою духовною коллегіею и рим.-католическою митрополичьею канцеляріею. Изъ виленскихъ генералъ-губернаторовъ изслѣдованіе г. Жиркевича захватило собственно только Потапова, да
и то самое начало его Виленскаго генералъ-губернаторства (Минская губернія вскорѣ выдѣлена была изъ его состава). Но и перейдя въ С.-Петербургъ на постъ шефа жандармовъ, Потаповъ не пересталъ дѣйствовать въ польскихъ интересахъ (онъ самъ въ 1877 году въ домовомъ костелѣ графини М. Тышкевичъ, въ имѣніи Городокъ Новгруд. уѣзда, молился, стоя на колѣняхъ, но польскому молитвеннику). Само собой разумѣется, что отношенія къ Сенчиковскому и его дѣлу минскихъ губернаторовъ и другихъ губернскихъ властей обрисованы авторомъ со всей фактической полнотой. Самыя личности губернаторовъ (особенно Петрова) живо охарактеризованы.
Тяжелую грусть навѣваютъ страницы книги А. В. Жир-кевича, посвященныя отношеніямъ правительственныхъ властей всѣхъ ранговъ къ ксендзу-бѣлоруссу, до самозабвенія преданному своему національно-русскому долгу. Большинство ихъ, если не враждебно, то глубоко-равнодушно было къ тому, что Сенчиковскій считалъ своимъ историческимъ призваніемъ. Даже лучшіе изъ нихъ, какъ Маковъ, губернаторы Токаревъ и Ча-рыковъ, скоро бросили дѣло располяченія костела на произволъ судьбы, а Сенчиковскаго на жертву всѣмъ его многочисленнымъ врагамъ. Самъ Сенчиковскій и умеръ, не узнавши всей печальной правды въ этомъ отношеніи. Эту правду, во всей ея ужасающей наготѣ, раскопалъ уже нашъ авторъ въ архивѣ департамента иностранныхъ исповѣданій... Горько и обидно читать эти слова незаслуженнаго недовѣрія къ Сенчиковскому, полупрезрительной ироніи, которыми обмѣнивались между собою, и это въ лучшемъ случаѣ, наши сановники недавняго прошлаго. Они сошли въ могилу, не подозрѣвая, что Сенчиковскій всею своею дальнѣйшею, долгою и исполненною самыхъ тяжкихъ нравственныхъ мукъ, жизнью докажетъ свою непреклонную вѣрность своей русской идеѣ. Но и сохраняя всю силу симпатіи къ Сенчиковскому, нельзя не предъявить къ автору разсматриваемой нами книги одного пожеланія: хотѣлось бы въ ней видѣть разъясненіе тѣхъ сложныхъ причинъ, которыя произвели такъ скоро наступившій въ высшемъ правительствѣ переломъ во взглядахъ на располяченіе костела.
Второй томъ книги А. В. Жиркевича посвященъ тому долгому періоду бездѣйствія, который наступилъ для Сенчиковскаго послѣ десяти лѣтъ его боевой жизни за идею. Въ 1879 г. Сенчиковскій изъ Минска удаленъ былъ въ Бобруйскъ, гдѣ для его излюбленнаго дѣла совсѣмъ не было примѣненія, а
въ 1882 году уволенъ отъ службы на маленькую пенсію я отправленъ для жительства въ Гродну, во францисканскій монастырь. Начался періодъ мщенія Сеячиковекому его враговъ за мнимую измѣну рим.-католической церкви. Спасаясь отъ нихъ, онъ съ радостью ухватился за предложенное ему (въ 1883 г.) извѣстнымъ генераломъ Черняевымъ мѣсто рим.-ка-толическаго военнаго священника въ Ташкентѣ. Но и это не спасло его отъ преслѣдованій. Вездѣ за нимъ по пятамъ шла злобная интрига. Не долго ему пришлось совершать (на русскомъ, конечно, языкѣ) богослуженіе въ устроенномъ имъ ташкентскомъ костелѣ. Черняевъ вскорѣ оставилъ Ташкентъ, а его преемники не могли отстоять Сенчиковскаго отъ преслѣдованій его враговъ, во главѣ которыхъ стали сами рим.-католическіе въ Россіи митрополиты. Потянулся для Сенчиковскаго длинный рядъ лѣтъ среди клеветы и озлобленія, безъ дорогихъ для вѣрующаго священника утѣшеній общественной церковной молитвы. Но вынудить у Сенчиковскаго «раскаяніе въ заблужденіи» не удалось. Онъ умеръ въ г. Омскѣ 23 октября 1907 года. За отказомъ рим.-католическаго духовенства, погребенъ православнымъ духовенствомъ на православномъ омскомъ кладбищѣ.
Главнымъ матеріаломъ для составленія біографіи каноника Сенчиковскаго послужили г. Жиркевичу собственныя бумаги его, заботливо сберегавшіяся имъ въ теченіе всей его жизни. Одна часть этихъ бумагъ передана была еще при жизни о. Сенчиковскимъ въ Имп. Публичную Библіотеку въ С.-Петербургѣ (гдѣ и теперь хранится), а другая по предсмертной его волѣ досталась автору интересующей насъ книги (съ которой покойный каноникъ познакомился уже въ концѣ своей жизни, и то не лично, а только письменно). Доставшійся въ его руки богатый біографическій матеріалъ г. Жиркевичъ еще восполнилъ обширными разысканіями въ архивахъ департа* мента иностранныхъ исповѣданій министерства внутреннихъ дѣлъ, канцеляріи виленскаго генералъ-губернатора, канцеляріи минскаго губернатора и др.
Авторъ перенесъ на страницы своей книги громадную массу сырого матеріала. Самая книга его—почти въ такой же мѣрѣ сборникъ историческихъ матеріаловъ, какъ и историческое изслѣдованіе. Всѣ болѣе важные документы помѣщены въ текстѣ книги цѣликомъ. Для тѣхъ писемъ, для которыхъ не оказалось подходящаго мѣста въ текстѣ книги, отведены
ію второмъ томѣ особыя главы (УІ и XI). Въ нѣкоторыхъ изъ этихъ писемъ можно найти матеріалъ и для такихъ предметовъ, которые находились въ отдаленной связи съ располя-ченіемъ бѣлорусскаго костела (напр., письма протопресвитера I. Л. Янышева и А. А. Кирѣевл). Обиліе сырого матеріала, несомнѣнно, пѣсколько затрудняетъ для обыкновеннаго читателя ознакомленіе съ исторіей жизни и дѣятельности о. Сончиков-скаго. Но нельзя не признать и того, что дословное приведеніе документовъ во многихъ случаяхъ было для автора неотвратимою необходимостью, просто въ видахъ возстановленія истины во всей ея полнотѣ и неприкосновенности. Но если бы читатель нашей библіографической замѣтки о книгѣ А. В. Жиркевича сдѣлалъ изъ нашихъ послѣднихъ словъ тотъ выводъ, что эта книга представляетъ собою тяжеловѣсное чтеніе, то онъ совершенно бы ошибся. Напротивъ, авторъ такъ счастливо сочеталъ свое собственное повѣствованіе и дословную передачу документовъ, что книга въ общемъ производитъ впечатлѣніе интересныхъ мемуаровъ, но только всюду сопровождаемыхъ вдумчивыми поясненіями автора. Благопріятному на читателя впечатлѣнію тѣхъ и другихъ особенно способствуетъ стремленіе автора быть объективнымъ по отношенію къ герою своего повѣствованія. Авторъ не скрываетъ и несимпатичныхъ чертъ въ характерѣ и дѣятельности о. Сенчиковскадо, даже нѣкоторыхъ его нравственныхъ дефектовъ. Они явственно выступаютъ изъ писемъ и документовъ, какъ разысканныхъ самимъ авторомъ въ архивахъ, такъ и довѣрчиво переданныхъ ему каноникомъ Сенчиковскимъ. Благодаря этому, личность каноника Сенчиковскаго, при всемъ глубоко-участливомъ отношеніи къ нему его біографа, не является въ искусственномъ ореолѣ, сотканномъ изъ однихъ свѣтлыхъ лучей. Личность его встаетъ, какъ живой земной образъ историческаго дѣятеля, одушевленнаго высокой идеей, готоваго изъ-ва нея всегда на подвигъ самопожертвованія, принесшаго и фактически въ жертву ей свощ жизнь, но въ то же время не чуждаго слабостей и недостатковъ свррго особаго, воспитанія, своей профессіи, всей окружавшей его съ дней юности, своеобразной общественной среды. Думается, такимъ отношеніемъ къ дѣлу А. В. Жиркевичъ оказалъ услугу не только наукѣ новой исторіи Западной Россіи, но и своему заочно-люб^-мому другу, такъ дорожившему, высшею правдою въ теоріи и въ жизни. П, Жуиовичъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки