РАЗМЫШЛЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ,
КОММЕНТАРИИ
В.Н.Бабенко
К ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ
Бабенко Василий Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.
Органы политической юстиции возникали на различных этапах развития многих государств особенно в годы революционных событий или в переходные периоды. Тем не менее проблема политической юстиции сохраняет свою актуальность и в наше время, хотя условий для ее существования и развития становится все меньше. Как юридический институт политическая юстиция формировалась в основном в странах с тоталитарными режимами. Правовое регулирование деятельности органов политической юстиции носило в основном подзаконный и закрытый характер, а нормативная база содержала много положений, предназначенных для оправдания борьбы руководства страны с политическими противниками.
В многочисленных работах общеисторического и историко-правового характера, опубликованных в последние два столетия довольно сложно найти определение политической юстиции. Отсутствует оно и в большинстве юридических энциклопедий. Исследователи рассматривали, как правило, отдельно вопросы становления и развития конкретных государственных учреждений, а также соответствующей нормативно-правовой базы, направленных непосредственно против противников политического режима.
В зависимости от вида судопроизводства в юриспруденции различают административную, гражданскую, уголовную, конституционную, военную, международную и ювенальную юстицию. Имеет право на существование и понятие политической юстиции. В общем виде политическую юстицию можно рассматривать как совокупность государственных органов, сформированных для подавления политических противников. В.Н. Кудрявцев и А.И. Трусов дают этому институту следующее определение: «Политическая юстиция - это часть юридической системы, специально созданная или используемая для подавления поли-
тических противников путем применения правовых и противоправных средств»1. В целом данное определение содержит основные характеристики этого юридического института. Тем не менее оно требует некоторого уточнения. Политическая юстиция представляет собой прежде всего совокупность государственных органов и правовых норм, созданных для борьбы с противниками политического режима в условиях абсолютной монархии, тоталитаризма и крайней формы авторитаризма. В этом случае к политической юстиции можно отнести следующие учреждения: опричнину Ивана Грозного как систему государственных органов и мер, направленных против измены бояр в России в 1565-1572 гг.; Приказ тайных дел (1654-1676), осуществлявший контроль за деятельностью всех государственных органов и рассматривавший важнейшие политические дела; Преображенский приказ (1695-1729); Тайную канцелярию, учрежденную Петром I в 1718 г. для рассмотрения дел, связанных с государственной изменой; Канцелярию тайных розыскных дел, являвшуюся высшим органом политического сыска в России в 1731-1762 гг. и др. Однако можно согласиться и с известным юристом И.Я. Фойницким, который отмечал: «Подле этого ординарного порядка суда уже в княжеский период возникает и постепенно развивается порядок экстраординарный, сыска, и прежде всего в делах политического свойства». Он ссылается при этом на опыт Новгорода и Пскова, когда, «не дожидаясь истца, всем составом своим шли на своих внутренних врагов, расправлялись с ними, бросали их в Волхов или вешали, а имущество их разграбляли»2. Конечно и в XII-XV вв. в древнерусских княжествах и феодальных республиках уже существовали отдельные виды внесудебной расправы и некоторые элементы политической юстиции. Однако они начали приобретать определенную организационную форму только в годы правления Ивана IV.
Как известно, опричнина Ивана Грозного представляла особую территорию, войско и государственный аппарат. В контексте данной темы мы рассматриваем ее и как государственный аппарат, и как систему политических мер, предпринятых в 1565-1572 гг. и направленных против измены в среде боярской знати: тогда широко применялись массовые репрессии, казни, конфискации земельных угодий и т.п. Так, отвечая на обвинения князя A.M. Курбского в массовых репрессиях против бояр, Иван IV писал: «А всеми родами мы вас не истребляем, но изменников повсюду ожидает расправа и немилость: в той стране, куда ты поехал, узнаешь об этом подробнее. А за ту вашу службу, о которой говорилось выше, вы достойны многих казней и опалы; но мы еще милостиво вас наказали, - если бы мы наказали тебя так, как следовало, то ты бы не смог
1. Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. - М., 2000. - С. 14.
2. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб., 1996. - Т. 1. - С. 33.
уехать от нас к нашему врагу...»3. Оправдывая далее массовые репрессии, Иван Грозный подчеркивал: «Убитые и заточенные, как я сказал выше, получили наказание по своей вине»4. Всесторонне рассматривая характер опричнины, Р.Г. Скрынников отмечает, что она была «политической мерой», а ее задачи, «будучи узкими сами по себе, сводились к утверждению неограниченной единодержавной власти монарха»3. Эти акции не были регламентированы в действовавшем в то время законодательстве. Поэтому мы в полной мере можем отнести опричнину к институту политической юстиции, который начал оформляться именно в годы правления Ивана Грозного. Этим вопросам посвящено значительное число исследований общеисторического и историко-правового характера6.
Приказ тайных дел был учрежден в 1654 г. в период правления царя Алексея Михайловича и функционировал до 1676 г. Он располагался в царском дворце и к его ведению относилось решение важнейших государственных вопросов без привлечения Боярской думы к их рассмотрению. На первом этапе приказом руководил тайный дьяк. В его подчинении находилась коллегия из 6-7 подьячих, которая затем расширилась до 15 человек. К компетенции Приказа тайных дел относился контроль за деятельностью государственного аппарата, в первую очередь, за приказами и воеводами.
Приказ тайных дел рассматривал дела различной государственной важности. К ним следует отнести дело патриарха Никона, дело Степана Разина и его сподвижников. Деятельности данного приказа уделяется определенное место в работах общеисторического характера7.
Преображенский приказ (1695-1729) первоначально занимался охраной порядка в Москве и рассмотрением некоторых особо важных политических дел. Данный приказ находился под постоянным контролем монарха. В 1697 г.
3. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - М., 1981. - С. 148.
4. Там же. - С. 155.
5. Скрынников Р.Г. Царство террора. - СПб., 1992. - С. 404.
6. См.: Григорьев Г.Л. Кого боялся Иван Грозный?: К вопросу о происхождении опричнины. - М., 1998. - 127 е.; Зимин A.A. Опричнина. - М., 2001. - 448 е.; Скрынников Р.Г. Царство террора. - СПб., 1992. - 573 е.; Хорошкевич АЛ. Опричнина и характер русского государства в советской историографии 20-х - середины 50-х годов //История СССР. - М., 1991. - № 6. - С. 85~Ю0; Юрганов A.JI. Опричнина и Страшный Суд // Отечественная история. - М., 1997. - № 3. ~ С. 52-75 и др.
7. См.: Воскобойникова НИ. Описание древнейших документов архивов московских приказов XVI - начала XVII веков (РГАДА. Ф. 141. Приказные дела старых лет). - М., 1999. ~ 327 е.; Князьков С.Е. К определению границ понятия «судебно-следственное дело» //Мир источниковедения. - М.; Пенза, 1995. - С. 67-71; Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. - М., 2000. -271 е.; Павлов А.П. Приказы и приказная бюрократия (1584-1605 гг.) // Исторические записки. - М., 1988. - Т. 116. -С. 187-227 и др.
приказ получил право проводить следствие и суд по делам, связанным с политическими преступлениями. Такого рода дела рассматривались Главной канцелярией Преображенского приказа во главе с князем Ф.Ю. Ромодановским. Кроме того, в период с 1698 по 1706 г. при ней функцинировала Судебная боярская коллегия, состоявшая из шести членов Боярской думы. Следует отметить, что не все дела, поступавшие в Преображенский приказ в большом количестве, принимались к рассмотрению. Из них отбирались только политические, а остальные передавались в другие приказы. Для проведения следствия создавались так называемые «майорские канцелярии», которые широко применяли пытки. В данный период получила распространение «обязанность извета», т.е. доноса. В годы правления Петра I все подданные должны были непременно доносить о следующих видах преступлений: измена, бунт, незаконный переход границы, «шатания» и «смута», «умышление на государево здоровье», «неистовые речи» и «негожие слова» о царе8. «В целом сыском по "слову и делу государеву" решались, - отмечает В.И. Власов, - одновременно три задачи: а) уяснить, виновно ли лицо в том преступлении, о котором на него извещают; б) не виноват ли изветчик в ложном доносительстве; в) виноваты ли близкие родственники обвиненного в том, что знали и не известили»9.
После учреждения в 1718 г. Тайной канцелярии большая часть политических дел передавалась ей. Однако после ее ликвидации в 1726 г. прежние функции Преображенского приказа были восстановлены. И в том же году он рассмотрел 691 дело, связанное с политическими преступлениями. Преображенский приказ был ликвидирован в 1729 г., а вопросы, относившиеся к его ведению, были переданы в Сенат. Месту и роли Преображенского приказа также уделяется значительное внимание в общеисторических исследованиях.
Тайная канцелярия была создана в Петербурге, а в Москве было учреждено ее отделение. Первоначально она была образована для рассмотрения дела царевича Алексея, а затем разрешала и другие политические дела. Тайная канцелярия находилась в Петропавловской крепости в Петербурге. Дела, относившиеся к ее ведению, рассматривала коллегия, состоявшая из ближайших сподвижников Петра I. В своей деятельности она руководствовалась прежде всего Указом царя от 24 января 1715 г., который обязывал всех подданных доносить монарху о государственной измене, о злом умысле против персоны государя, о бунтах, о похищении казенных денег. Кроме дела царевича Алексея Тайная канцелярия рассматривала дело бывшей царицы Евдокии Лопухиной и А. Кикина, дело фаворитки Петра I Марии Гамильтон, дело о злоупотреблениях в Астрахани и др. Рассматривались также дела о «непристойных выражениях» против особы
8. См.: Власов В.И. История судебной власти в России. - М., 2003. ~ Кн. 1. - С. 342.
9. Там же. - С. 346.
царя, самозванстве, о раскольниках, казнокрадстве, взяточничестве, колдовстве и др. В рассмотрении дел часто лично принимал участие сам царь. Во время допросов широко применялись пытки.
В первой половине 20-х годов XVIII в. «Тайная канцелярия становится самой могущественной из розыскных учреждений»10. В 1726 г. Тайная канцелярия была упразднена, а ее функции были распределены между Верховным тайным советом, Сенатом и Преображенским приказом. Проблемы деятельности Тайной канцелярии нашли отражение преимущественно в работах общеисторического характера.
Созданная императрицей Анной Иоанновной в 1731 г. Канцелярия тайных розыскных дел (1731-1762) рассматривается как центральное государственное учреждение политического сыска и суда. Канцелярия организовала крупные политические процессы в 1730-1750-е годы. К ним относятся прежде всего дела членов упраздненного Верховного тайного совета (князей В.В. и В.Л. Долгоруких, Д.М. Голицына), дело А.П. Волынского и др. Кроме того, Канцелярия тайных розыскных дел рассматривала дела об оскорблении монарха, членов его семьи и фаворитов, высших государственных чиновников, дела о бунте, взяточничестве, злоупотреблении властью и др. В целом Канцелярия тайных розыскных дел в значительной степени восприняла компетенцию Преображенского приказа и «представляла собой высший орган политического сыска»11. В годы правления Анны Иоанновны по ее приговорам было сослано «свыше 20 тыс. человек, причем 5 тыс. пропали бесследно»12. В 1762 г. Канцелярия тайных розыскных дел была упразднена императором Петром III. Следует отметить, что данный институт политической юстиции не получил необходимого освещения в специальных историко-правовых исследованиях.
Тайная экспедиция Сената (1762-1801) являлась центральным государственным учреждением в России, органом политического сыска и суда в годы правления Екатерины II и Павла I. Она, как и Тайная канцелярия Петра I, располагалась в Петербурге, а ее отделение - в Москве. Общее руководство Тайной экспедицией осуществлял генерал-прокурор Сената, а также его помощник. Руководил повседневной работой экспедиции обер-секретарь. Необходимо отметить, что Тайная экспедиция Сената находилась под постоянным контролем Екатерины II, которая утверждала приговоры по важнейшим политическим делам. Тайная экспедиция рассматривала большое количество дел, связанных с оскорблением монарха, с преступлениями против государства, веры и др. Осо-
10. См.: Власов В.И. История судебной власти в России. - М., 2003. - Кн. 1. - С. 320.
11. Кутафин O.E., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: История, документы. - М., 2003. - Т. П. - С. 214.
12. Там же.
бое место в ее деятельности занимали политические процессы над А. Мацееви-чем (1763), В.Я. Мировичем (1764), над участниками чумного бунта в Москве (1771), над А.Н. Радищевым (1790), Н.И. Новиковым (1792) и др. В следственном производстве Тайной экспедиции широко применялись пытки.
Для расследования отдельных дел в Тайной экспедиции Сената создавались специальные секретные следственные комиссии, которые получили право выносить окончательные приговоры, не подлежавшие обжалованию. Такая комиссия расследовала дела Е.И. Пугачева и его соратников.
Следует отметить, что в период правления Павла I (1796-1801) Тайная экспедиция сохранилась в качестве самостоятельного структурного подразделения Сената и занимала особое место в государственном аппарате Российской империи. Она была упразднена императором Александром I в 1801 г., а ее функции были распределены между первым и пятым департаментами Сената, а также учрежденным в 1802 г. Министерством внутренних дел. Деятельность Тайной экспедиции Сената нашла отражение как в работах общеисторического характера, так и в специальных исследованиях.
Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии (1826-1880) являлось органом политического надзора и сыска в Российской империи. Оно опиралось в своей деятельности на Отдельный корпус жандармов, который непосредственно подчинялся руководителю Третьего отделения. В общеисторических и историко-правовых работах уделяется значительное место деятельности Третьего отделения и Жандармского корпуса в XIX в. Особое внимание отводится также деятельности тайной полиции13.
Верховный уголовный суд создавался как высший чрезвычайный судебный орган Российской империи для проведения политических процессов над декабристами в 1826 г. Затем он рассматривал дела Д.В. Каракозова (1866) и А.К. Соловьева (1879) о покушениях на императора Александра II и др. Начиная с 1906 г. к его компетенции были отнесены важнейшие уголовные дела, которые он решал в качестве первой судебной инстанции. Большое количество работ посвящено деятельности данного высшего судебного органа, среди которых следует выделить издания, опубликованные в последние годы14.
Особое присутствие правительствующего Сената (1872-1917) представляло собой специальный орган, рассматривавший политические дела. Так, за пе-
13. См.: Иванов О. Тайная полиция в Москве в начале XIX века // Московский журнал. - М., 1993. - № 4. - С. 11-17; Троицкий H.A. Тайная полиция при Александре III: (Нормативные документы) // Отечественные архивы. - М., 1998. - № 4. - С. 88-91; Чу кар ев А.Г. Тайная полиция России, 1825-1855 гг. - М., 2005. ~ 704 с. и др.
14. См.: Восстание декабристов: Документы / Федер. арх. служба России; Гос. арх. Рос. Федерации; Под ред. Козлова В.П., Мироненко C.B. - М., 2001. ~ Т. 19~20; Слободянюк И.П. Верховный уголовный суд над декабристами. - М., 2005. ~ 148 с. и др.
риод с 1873 по 1878 г. в данном судебном учреждении слушалось 37 из 52 политических процессов15.
Охранные отделения впервые появились в Петербурге в 1866 г., а в 1880 г. -в Москве. Они подчинялись Департаменту полиции МВД и действовали до февраля 1917 г. К их компетенции относились прежде всего вопросы политического сыска. Для выполнения данной задачи они широко использовали агентов наружного наблюдения (филеров) и секретных агентов, которых они направляли для сбора информации и организации различного рода провокаций в политические партии и рабочие объединения. Так, в соответствии с «Положением об охранных отделениях» от 9 февраля 1907 г. начальникам охранных отделений предписывалось, что «собирание сведений о замышляемом или совершенном преступлении политического характера производится способами, указанными в 251 ст. Уст. Угол. Суд., т.е. путем розысков (секретная агентура), словесных расспросов и негласного наблюдения (через секретных сотрудников и филеров)»16. Значительное число работ посвящено деятельности данных учреждений17.
Особое совещание при министре внутренних дел России (1880 - февраль 1917 г.) было учреждено в соответствии с Указом императора Александра II 6 августа 1880 г. министру внутренних дел поручалось рассматривать политические дела на особых совещаниях на тех же основаниях, которые были предоставлены 12 февраля 1880 г. Верховной распорядительной комиссии по охранению общественного порядка и спокойствия. Одна из главных задач, которую ей необходимо было решить: «положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок»18.
15. См.: Троицкий Н.А. Безумство храбрых: Русские революционеры и карательная политика царизма, 1866-1882 гг. - М., 1978. - С. 77.
16. Агентурная работа политической полиции Российской империи: Сб. документов. 1880-1917. - М.; СПб., 2006. - С. 89.
17. См. : Агентурная работа политической полиции Российской империи: Сб. док. 1880-1917. - М.; СПб., 2006. - 384 е.; Брачев B.C. Заграничная агентура Департамента полиции (1883-1917). - СПб., 2001. - 184 е.; Джанибекян В.Г. Провокаторы и охранка. -М., 2005. - 480 е.; «Охранка»: Воспоминания руководителей политического сыска. -М., 2004. - Т. 1-2; Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917). - М., 2000. -431 е.; Политическая полиция и политический терроризм в России (вт. пол. XIX - нач. XX вв.). - М., 2001. ~ 520 е.; Прайсман Л.Г. Террористы и революционеры, охранники и провокаторы. - М., 2001. - 431 е.; Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900-1917 гг.). - Рязань, 2001. - 286 е.; ТЦеголев П.Е. Охранники и авантюристы: Секретные сотрудники и провокаторы. - М., 2004. - 459 с. и др.
18. См.: Министерство внутренних дел, 1802-1902: Исторический очерк. Репринтное издание. - М., 2002. - С. 110.
После Февральской революции 1917 г. Временное правительство 9 марта 1917 г. приняло «Положение о Чрезвычайной следственной комиссии» для рассмотрения дел о должностных преступлениях, многие из которых носили политический характер, бывших царских министров, главноуправляющих и других высших государственных лиц. Примером тому может быть дело бывшего военного министра Сухомлинова, обвинявшегося в государственной измене, злоупотреблении и превышении должностных полномочий. Кроме того, рассматривались также дела бывшего военного министра Беляева, бывшего жандармского генерала Комиссарова, начальника полиции Трусевича и др. 14 апреля 1917 г. были созданы Особые следственные комиссии для рассмотрения дел о злоупотреблениях в военном и морском ведомствах. Начиная с 10 июня 1917 г. права Чрезвычайной следственной комиссии и Особых следственных комиссий были существенно расширены. В частности, им теперь разрешалось рассматривать дела не только должностных лиц свергнутого царского режима, но и действовавших уже при новом режиме. Необходимо отметить, что данные чрезвычайные комиссии были ликвидированы советской властью только в январе 1918 г.
20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), являвшаяся чрезвычайным органом, направленным на борьбу с политическими противниками советской власти. В губерниях и уездах создавались соответствующие Чрезвычайные комиссии, а в Красной Армии и на Флоте -Особые отделы. ВЧК вскоре сосредоточила в своих руках розыск, следствие, вынесение и исполнение приговора. И.Б. Усенко справедливо отмечает, что «написать правдивую историю органов государственной безопасности (от ВЧК до КГБ) невозможно без ответа на кардинальный вопрос: какой политический и правовой механизм привел к перерождению органов защиты революции в орудие, направленное в печально известные времена непосредственно против собственного народа»19.
В соответствии с декретом ВЦИК РСФСР от 6 февраля 1922 г. ВЧК была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. Первоначально в отличие от ВЧК органы ГПУ не наделялись чрезвычайными полномочиями. Однако в соответствии с декретом ВЦИК от 10 августа 1922 г. учреждалась Особая комиссия при НКВД РСФСР под председательством наркома внутренних дел и с участием представителей НКВД и НКЮ, получившая право применять административную высылку в определенные местности РСФСР на срок до трех лет или за границу за контрреволюционные выступления. Затем 16 октября 1922 г. эта комиссия по декрету ВЦИК получила право отправлять в лагеря на срок до трех лет членов политических партий,
19. Усенко И.Б. Внесудебная репрессия. Как это начиналось //Коммунист Украины. -Киев, 1990. -№ 2. - С. 43.
выступавших против советской власти, и дважды осужденных по определенным 14 статьям Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. В соответствии с данным декретом ГПУ было предоставлено право внесудебной расправы, включая и расстрел в отношении тех лиц, которые были взяты с поличным на месте преступления в ходе бандитских налетов и вооруженных грабежей.
2 ноября 1923 г. ЦИК СССР учредил Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. В союзных республиках ОГПУ имело своих уполномоченных, а в армии и на флоте - особые отделы. В соответствии с Постановлением ЦИК СССР от 15 ноября 1923 г. коллегии ОГПУ предоставлялось право рассматривать дела с применением любых репрессивных мер.
28 марта 1924 г. издается Особое совещание при ОГПУ, состоявшее из трех членов коллегии ОГПУ при участии Прокурора СССР. Аналогичные совещания создавались и при ГПУ союзных республик. Однако только Особому совещанию при ОГПУ СССР принадлежало исключительное право высылки за границу и заключения в концлагеря. Если же такое решение принимало Особое совещание при ГПУ союзной республики, то оно могло вступить в силу лишь после утверждения Особым совещанием ОГПУ СССР. «Тройки» сыграли свою положительную роль в 20-е годы, например в борьбе с фальшивомонетничеством. При очередной реформе органов безопасности 6 февраля 1922 г. «тройки» были ликвидированы, - указывает О. Мозохин, «но постепенно с 1923 г. они воссоздаются и продолжают функционировать вплоть до 1938 г. включительно»20.
13 августа 1926 г. Президиум ЦИК предоставил ОГПУ право запрещать отбывшим срок административной высылки въезд в Москву и Московскую губернию. 4 апреля 1927 г. Президиум ЦИК СССР предоставил ОГПУ право рассматривать во внесудебном порядке дела, связанные с диверсиями, поджогами, взрывами и повреждением машинных установок, с применением в отношении совершившим такого рода преступления высшей меры наказания. 9 июня 1927 г. были предоставлены такие же права и в отношении бывших белогвардейцев, бандитов и шпионов.
В соответствии с решением Президиума ЦИК СССР от 3 февраля 1930 г. ОГПУ было предоставлено право в связи с проведением кампании по «ликвидации кулачества» делегировать свои полномочия по внесудебному рассмотрению дел краевым и областным органам ОГПУ при условии, что в состав «троек» обязательно включались представители краевых и областных комитетов ВКП(б). ОГПУ было упразднено в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г., когда был создан общесоюзный Народный комиссариат
20. Мозохин О. Вся страна - концлагерь (Правовое регулирование внесудебных полномочий ГПУ-ОГПУ // Закон и право. - М., 1999. - № 10. - С. 42.
внутренних дел (НКВД). В его состав было включено ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). ГУГБ играло важную роль в структуре НКВД СССР, занимаясь разведывательной деятельностью, вопросами политического контроля и политического розыска. Хотя оно и подчинялось Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным, в основу его деятельности были положены не нормы права, а административный произвол. Так, в 1934 г. при наркоме внутренних дел было создано Особое совещание, которому было предоставлено право применять в административном порядке ссылку и заключение на срок до пяти лет. Затем в соответствии с Инструкцией НКВД СССР от 27 мая 1935 г. при органах внутренних дел республик, краев и областей создавались «тройки» с правами Особого совещания. В инструкции, в частности, подчеркивалось: «Решение тройки, при отсутствии возражений прокурора, приводится в исполнение немедленно, а протокол направляется на утверждение ОС НКВД»21. Причем в последнем параграфе данного документа настоятельно рекомендуется «тройкам» при рассмотрении дел руководствоваться соответствующей инструкцией ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Следует отметить, что руководители партии и правительства активно участвовали в проведении политических репрессий и в вынесении конкретных приговоров. Об этом красноречиво свидетельствует Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О троцкистах» от 20 мая 1936 г. В нем указывается следующее: «Ввиду непрекращающейся контрреволюционной активности троцкистов, находящихся в ссылке и исключенных из ВКП(б), предложить НКВД:
1) 583 человека троцкистов, находящихся в ссылке, срок высылки которых истекает не ранее чем через 2 года, а также 23 человека, находящихся в режимных пунктах, изъять и решением Особсовещания НКВД заключить в отдаленные концлагеря на срок от трех до пяти лет;
2) исключенных из ВКП (б) троцкистов, проявляющих враждебную активность, проживающих в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Свердловске, Тифлисе, Баку, Минске, Смоленске, Саратове, Сталинграде, Ярославле, Горьком, решением Особсовещания НКВД СССР заключить в отдаленные концлагеря на срок от трех до пяти лет;
3) всех арестованных НКВД троцкистов, уличенных следствием в причастности к террору, предать суду Военной Коллегии Верховного Суда с применением к ним в соответствии с законом от 1.XII.1934 г. - расстрела»22. Это
21. Кутафин O.E., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: История, документы. - М., 2003. - Т. V. - С. 332.
22. Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. Январь 1922 ~ декабрь 1936. - М., 2003. ~ С. 756.
позволяет нам полностью согласиться с утверждением о том, что в 30-е годы «приговоры в действительности выносились не судом, а Политбюро (или лично Сталиным), суд же их только озвучивал»23.
30 июля 1937 г. «тройкам» в республиках, краях и областях в составе первого секретаря партийного комитета, начальника управления внутренних дел и прокурора предоставлялось право выносить приговоры без ограничений. Затем в соответствии с Приказами НКВД СССР от И августа и 20 сентября 1937 г. рассмотрение дел по спискам обвиняемых предоставлялось право осуществлять уже «двойками» без участия прокурора. 26 ноября 1938 г. «тройки» и «двойки» были упразднены.
Деятельность ВЧК, ГПУ, ОГПУ и НКВД по борьбе с противниками политического режима нашла отражение в многочисленных работах24. Следует особо выделить работу А.Г. Звягинцева и Ю.Г. Орлова, в которой на основе архивных материалов и обширных документальных публикаций рассматривается деятельность российских и советских прокуроров в 1937-1953 гг., в период массовых политических репрессий25.
«В СССР политическая юстиция, как особая система государственного принуждения, стала изживать себя, - отмечают В. Кудрявцев и А. Трусов, -после Второй мировой войны - к середине XX в.»26. Меры по закреплению ряда демократических принципов в новом уголовном законодательстве, предпринятые во второй половине 50-60-х годов, свидетельствуют об этом. Однако в сфере политических преступлений эти меры были достаточно ограниченными и непоследовательными. Так, в 1966 г. в Уголовный кодекс РСФСР была вне-
23. Кутафин O.E., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: История, документы. - М., 2003. ~ Т. V. - С. 372.
24. См.: ВЧК-ЕПУ: Документы и материалы/ Ред.-сост. Фелыитинский Ю.Г. - М., 1995. ~ 272 е.; Епифанов А.Е. Карательная практика Особого совещания НКВД-МВД-МГБ СССР по делам лиц, обвиняемых в военных преступлениях // История органов внутренних дел России. - М., 2002. - Вып. 5. - С. 99~108; Красный террор в годы гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии // Вопросы истории. -М., 2001. - № 7-9; Лубянка: ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, 1917-1960: Справочник / Сост.: Кокурин А.И., Петров H.B. - М., 1997. - 349 е.; Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД: Архив Сталина: Документы высших органов партийной и государственной власти. Январь 1922 - декабрь 1936 / Сост.: Хаустов В.Н., Наумов В.П., Плотникова Н.С. - М., 2003. ~ 912 е.; Мозохин О Б. Вся страна - концлагерь: Правовое регулирование внесудебных полномочий ГПУ-ОГПУ // Закон и право. - М., 1999. № 10. -С. 40-44; Петров М.Н. ВЧК-ОГПУ: первое десятилетие: (На материалах Северо-Запада России). - Новгород, 1995. - 162 с. и др.
25. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Приговоренные временем: Российские и советские прокуроры. XX век. 1937-1953 гг. - М., 2001. - 536 с.
26. Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. - М., 2000. - С. 319.
сена новая статья (193-1), в соответствии с которой уголовному преследованию подвергались лица за систематическое распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй27.
Таким образом, система политической юстиции в СССР стала трансформироваться после смерти И.В. Сталина, когда начали упразднять ее отдельные функции и полномочия, передавая их в ведение органов общей юстиции. Тем не менее «организационный распад этой системы произошел уже в 90-х годах при ликвидации КГБ, провозглашении независимости "третьей власти" - судебной, а также в процессе многолетнего изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства»28.
В целом исторический опыт свидетельствует о том, что в условиях абсолютной монархии и тоталитарных режимов, в годы революций, гражданских и мировых войн, а также на этапе перехода от одного общественно-политического строя к другому в России непременно возникали органы политической юстиции, наделявшиеся функциями внесудебной расправы и полностью игнорировавшие действовавшие в стране законодательные акты. В тех случаях, когда государство ослабляло контроль за их деятельностью, разворачивались массовые политические репрессии, жертвами которых становились сотни тысяч ни в чем не повинных людей, как это было в СССР в 30-е годы.
Политическая юстиция не является чисто российским явлением. Она имела место и в зарубежных государствах на различных этапах их развития. Так, например, в годы Великой французской революции был учрежден Революционный трибунал с правом ускоренного судопроизводства, приговоры которого считались окончательными, а единственной мерой наказания в отношении осужденных была смертная казнь. Кроме того, особую роль в период якобинской республики играли комиссары Конвента, наделявшиеся чрезвычайными полномочиями. Они направлялись в наиболее опасные департаменты страны для подавления мятежей и обеспечения населения продовольствием. За невыполнение их распоряжений полагалась смертная казнь. В 1933 г. в Германии было создано гестапо, представлявшее собой тайную государственную полицию, которая развернула в стране, а после начала Второй мировой войны и на оккупированных территориях массовый политический террор.
Изучение данного явления в истории отечественного государства и права имеет важное значение. С одной стороны, оно позволяет открыть неизвестные ранее страницы прошлого, так как архивные документы по данной теме в течение длительного времени были недоступны широкому кругу исследователей. С другой стороны, усвоение исторического опыта, выявление места и роли пред-
27. Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. - М., 2000. - С. 323.
28. Там же. - С. 346.
ставительных органов власти, правительства России и их отношения к учреждениям политической юстиции должно способствовать тому, чтобы в будущем, основываясь на трагических уроках прошлого, была бы исключена сама возможность восстановления политической юстиции. В связи с этим возникает ряд аспектов данной темы, которые требуют углубленного исследования. К ним следует прежде всего отнести:
- отношение Сената и Юстиц-коллегии к таким органам политической юстиции, как Преображенский приказ, Тайная канцелярия и Канцелярия тайных розыскных дел;
- место и роль Тайной экспедиции Сената в системе представительных органов власти России (1762-1801);
- Министерство юстиции Российской империи и Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии (1826-1880);
- Министерство юстиции России и Особое совещание при министре внутренних дел (1880 - февраль 1917 г.);
- правовые основы становления и развития органов политической юстиции в России (2-я половина XVI - начало XX в.);
- социалистическое правосознание и правовые основы политической юстиции в СССР (1917-1941) и др.
На развитие современных государств в последние годы оказывают большое влияние серьезные глобальные вызовы (международный терроризм, техногенные катастрофы, угроза распространения оружия массового поражения и др.), требующие нового осмысления и адекватных противодействий. Принятие соответствующих мер, способных обеспечить безопасность своих граждан, может подтолкнуть руководство некоторых стран к созданию особых органов с наделением их чрезвычайными полномочиями. Ослабление контроля за деятельностью этих органов со стороны государства и гражданского общества неизбежно приведет к перерождению их в органы политической юстиции.
В современной Российской Федерации прямой угрозы для такой трансформации в настоящее время нет. Тем не менее в соответствии с утвержденным президентом РФ 6 марта 2006 г. Федеральным законом «О противодействии терроризму» специальные службы получили право прослушивать телефонные переговоры, а войска ПВО - сбивать самолеты, захваченные террористами. Кроме того, незадолго до этого В.В. Путин подписал указ о создании Национального антитеррористического комитета (HAK) во главе с директором ФСБ. По данному указу в руках HAK концентрируются большие полномочия. Отныне спецслужбы, основываясь на необходимости введения режима контртеррористической операции, получили право без дополнительных санкций прослушивать или отключать телефоны, объявлять закрытыми зонами улицы и целые кварталы, беспрепятственно проникать в любые жилые помещения и организации. В дан-
ном случае мы являемся свидетелями появления в нашей стране фактически чрезвычайного органа, ставшего теневой структурой по отношению к силовому блоку правительства, нормативных правовых актов, в результате применения которых будет приостановлено действующее российское законодательство. Будем надеяться, что необходимость повышения эффективности взаимодействия силовых структур в борьбе против терроризма не приведет к применению Национальным антитеррористическим комитетом огромных полномочий не по назначению.
Говоря о главных задачах, стоящих перед правоохранительными структурами страны, Президент РФ В.В. Путин подчеркивал, что «мотивация сотрудников этих органов должна быть прежде всего связана с качеством защиты прав и свобод граждан»29.
Для нас очевидно, что только сбалансированное функционирование законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также их постоянное взаимодействие с организациями гражданского общества позволят избежать в современной России возрождения органов политической юстиции.
29. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. 2005. - М„ 2005. ~ С. 10.