Научная статья на тему 'К истории переписки В. М. Шукшина с редакцией журнала «Знамя»'

К истории переписки В. М. Шукшина с редакцией журнала «Знамя» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
270
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ В. / В.М. ШУКШИН / ЭПИСТОЛЯРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / V.M. SHUKSHIN / RUSSIAN LITERATURE OF 20TH CENTURY / EPISTOLARY ART

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Марьин Дмитрий Владимирович

Автор статьи обращается к одному из неисследованных фактов творческой биографии В.М. Шукшина, нашедшему отражение в эпистолярном наследии писателя, сотрудничеству с литературным журналом «Знамя». Основываясь на материалах эпистолярия Шукшина, а также на документах из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, автор восстанавливает историю переписки В.М. Шукшина с редакцией «Знамени», ее тематику и проблематику, указывает следы влияния на последующее литературное творчество известного русского писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On history of V.M. Shukshin's correspondence with editors of Znamya magazine

The article deals with an episode of V.M. Shukshin's biography: correspondence with the editors of Znamya magazine. In 2009 on the occasion of the 80th anniversary of V.M. Shukshin a group of scientists of the Philological Faculty of Altai State University prepared to print eight-volume, most comprehensive up-to-date collected works of the writer. The material contained in the eighth volume of collected works (many of them were published for the first time) allowed conducting a comprehensive philological analysis of the epistolary works of Shukshin, his first experiences in journalism, beginning the study of autobiography and the autographs of the famous writer. The author draws attention to one of Shukshin's letters to the editors of Znamya, which refers to the nowadays unknown stories of the writer, sent for publication in the magazine. Reconstruction of the circumstances of writing the letter leads the author to describe the socio-cultural situation in the literary process of the 1960s in the USSR. The author claims that Shukshin's choice of Znamya was not accidental. In the 1960s the magazine was a respectable edition, which published not only eminent writers and poets, but also representatives of military and political leadership of the USSR. The chances to be published for the beginning author here were small, and Shukshin's desire to publish his stories in Znamya can only be regarded as a daring of the young writer trying to enter the circle of the Soviet literary establishment. Obviously, at this time Shukshin did not realize that to be the author of a certain "thick" magazine means to adhere to certain ideological, artistic and aesthetic concepts. The literary process of the 1960s in the USSR was marked with confrontation of the two "thick" journals: conservative and protective Octyabr, chaired by V.A. Kochetov, and the more liberal Noviy Mir under the direction of A.T. Tvardovskiy. These magazines were a kind of poles of the Soviet literature in 1960s, each of them formed its own ideological and aesthetic values, their circle of literary magazines-satellites. Znamya certainly belonged to the camp of Octyabr, and, as a consequence, it was an apologist for orthodox socialist realism. But the fact is that the early stories of V.M. Shukshin were fully in line with the ideological and aesthetic principles of Octyabr and Znamya, i.e. within the norms of socialist realism. The author gradually recovers the history of contacts of V.M. Shukshin with the editors of Znamya. In particular, based on the materials of the Russian State Archive of Literature and Art (RGALI), the author analyses in detail the reviewers' reports on Shukshin's stories, trying to restore some scenes of Shukshin's early works, unknown today. In the conclusion the author comes to a thesis, stating the importance of the role, played by correspondence of Shukshin with the editors of Znamya. The young writer acquired the necessary experience in dealing with editors and critics, felt the specifics of literary magazines. This experience proved to be extremely valuable for V. Shukshin: he published most of his literary works in periodicals.

Текст научной работы на тему «К истории переписки В. М. Шукшина с редакцией журнала «Знамя»»

Д. В. Марьин

К ИСТОРИИ ПЕРЕПИСКИ В.М. ШУКШИНА С РЕДАКЦИЕЙ ЖУРНАЛА «ЗНАМЯ»

Автор статьи обращается к одному из неисследованных фактов творческой биографии В.М. Шукшина, нашедшему отражение в эпистолярном наследии писателя, - сотрудничеству с литературным журналом «Знамя». Основываясь на материалах эписто-лярия Шукшина, а также на документах из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, автор восстанавливает историю переписки В.М. Шукшина с редакцией «Знамени», ее тематику и проблематику, указывает следы влияния на последующее литературное творчество известного русского писателя.

Ключевые слова: русская литература ХХ в.; В.М. Шукшин; эпистолярное творчество.

В 2009 г. к 80-летнему юбилею В.М. Шукшина группой ученых филологического факультета Алтайского государственного университета было подготовлено к печати восьмитомное, самое полное на сегодняшний день, собрание сочинений писателя. В восьмом томе этого издания [1], редактором-составителем которого является автор данной статьи, представлены публицистика, эпистолярий (всего 136 писем), автобиографии и личные документы Шукшина, а также его рабочие записи и автографы, что впервые позволило практически в полном объеме познакомить читателей с внелитературным творчеством писателя.

«Без восьмитомника теперь уже невозможно представить работу хоть сколько-нибудь серьезного исследователя жизни и творчества Шукшина...» -подобная оценка известного литературного критика С.С. Белякова не выглядит преувеличением [2. С. 438]. Материалы, содержащиеся в восьмом томе Собрания сочинений (многие из них опубликованы впервые), позволили провести комплексный филологический анализ эпистолярия Шукшина, его первых опытов в публицистике, приступить к исследованию автобиографий и автографов алтайского писателя (см., например, [3, 4]).

Изучение эпистолярия В.М. Шукшина предполагает исследование истории создания писем, решение проблем текстологии (датировка писем, лакуны в тексте и т.п.), установление особенностей языка и стиля, выявление специфики авторского поведения в письмах и т.д. Зачастую именно знание истории создания письма является отправной точкой в процессе интерпретации его содержания, установления даты написания и основного текста документа. Однако реконструкция обстоятельств написания письма далеко не всегда возможна.

К числу эпистолярных загадок до недавнего времени относилось и письмо Шукшина в редакцию журнала «Знамя» от 28 апреля 1960 г. Ввиду незначительного объема приводим текст письма почти полностью: «...Дорогие товарищи! Два месяца назад послал вам 3 своих рассказа (“О матери”, “Мужч.[ина] и женщина” и “Опоздали”). Я догадываюсь, сколько у вас таких рассказов. Много. Но, пожалуйста, скажите что-нибудь о них. Хоть немного.» [1. С. 219]. Письмо вызывает закономерный интерес в двух аспектах.

Во-первых, указанные автором рассказы в «Знамени» опубликованы не были и в настоящее время не известны шукшиноведам, но, безусловно, в случае обнаружения, могли бы дать новый материал для адекватного представления вектора эволюции художественной прозы В.М. Шукшина.

Во-вторых, новая загадка возникает при сопоставлении текста письма с фразой из шукшинской автобиографии 1963 г.: «С 1960 года печатаюсь в журналах и газетах как прозаик» [1. С. 306]. Но ведь известно, что первый рассказ В.М. Шукшина («Двое на телеге») был опубликован еще в 1958 г. в журнале «Смена» (№ 15)1. Второй рассказ - «Правда» - будет опубликован лишь спустя три года, т.е. в 1961 г., в газете «Труд» (от 26 марта). Итак, почему же Шукшин упоминает именно 1960-й? Есть ли это одна из тех самых lapsus memoriae, которые свойственны шукшинским автобиографиям? Или указание на 1960 г. как год начала своей литературной карьеры каким-то образом связано с сотрудничеством молодого автора с журналом «Знамя»? Последнее предположение более вероятно. Изучение материалов из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) показало, что именно на 1960 г. падает пик контактов Шукшина с редакцией журнала «Знамя», в котором начинающий писатель предполагал напечатать подборку своих рассказов.

Может показаться, что выбор журнала «Знамя» Шукшиным был сугубо случайным. «Знамя» было основано в 1931 г. как издание для военных читателей. По словам нынешнего главного редактора журнала С.И. Чупринина, «в послевоенные годы мы превратились в ежемесячник официальной культуры. “Знамя” тогда было самым официальным журналом из всех существовавших. В нем печаталось военное, КГБшное, писательское начальство. Журнал был респектабелен, солиден и, на мой взгляд, неимоверно скучен» [5]. Шансы на публикацию у начинающего автора здесь были невелики, и стремление Шукшина напечатать свои рассказы в «Знамени» можно расценивать исключительно как дерзкую попытку молодого писателя войти в круг советского литературного истеблишмента. Вряд ли В. М. Шукшин в это время уже четко осознавал, что быть автором определенного «толстого» журнала - значит придерживаться определенной идеологической и художественно-эстетической концепции. «Для раннего Шукшина выработка четкой идейнополитической платформы не является приоритетом, главное - полноправное вхождение в мир культуры» [6. С. 122].

Литературный процесс 1960-х гг. в СССР отмечен знаком противостояния двух «толстых» журналов: консервативно-охранительного «Октября», возглавляемого В. А. Кочетовым, и более либерального «Нового мира» под руководством А.Т. Твардовского. Эти журналы стали своеобразными полюсами советской литературы эпохи «оттепели», каждый из которых сформировал

собственные идеологические и эстетические ценности, свой круг литераторов и журналов-сателлитов. Журнал «Знамя», безусловно, принадлежал к лагерю «Октября» и, как следствие, являлся апологетом ортодоксального соцреализма. Но дело в том, что ранние рассказы В.М. Шукшина полностью соответствовали идейноэстетическим принципам «Октября» и «Знамени», «вполне укладывались в нормативы социалистического реализма» [6. С. 120]. Поэтому неудивительно, что после неудачной попытки опубликовать свои произведения в «Знамени» Шукшин уже в 1961 г. печатает подборку рассказов в «Октябре» [7] и на два года входит в число постоянных авторов данного журнала.

Попытаемся поэтапно восстановить историю контактов В.М. Шукшина с редакцией журнала «Знамя». Итак, согласно письму Шукшина в редакцию «Знамени» от 28 апреля 1960 г. [1. С. 219] в конце февраля 1960 г. писателем были высланы в редакцию три рассказа: «О матери», «Мужчина и женщина» и «Опоздали». В краткой рецензии от 6 апреля 1960 г. критик В. Уваров охарактеризовал эти шукшинские рассказы как «тонкожурнальные» [8. Л. 70]2. Тем не менее Уваров обратил внимание на талант автора и рекомендовал редакции связаться с ним по поводу присылки новых произведений.

В мае того же года Шукшин выслал еще 4 рассказа: «Страдалец», «Сила жизни», «Коса на камень» и «Демагоги»3. Развернутая рецензия на данные рассказы, датированная 26 мая 1960 г., была подготовлена критиком Н. Калитиным [11. Л. 18-19].

К сожалению, текст рецензии позволяет сделать лишь общие предположения относительно содержания этих трех неизвестных в настоящее время рассказов Шукшина.

Так, в «Силе жизни» «рассказывается о попытке самоубийства, предпринятой героем», в центре рассказа «Коса на камень» - «драматическая сцена разрыва комсомольца-тракториста со своим отцом». В основе сюжета рассказа «Страдалец» лежал характерный для Шукшина конфликт молодого интеллигента, «умницы-доктора» с деревенским «пьяницей и драчуном Ванькой Дегтяревым».

Рецензент в качестве положительных моментов отмечает жизненную и психологическую достоверность рассказов, оптимизм и веру в человека, требовательность, которую обнаруживают шукшинские герои «в оценках собственного поведения и поведения окружающих, внутренний такт и чуткость во взаимоотношениях простых, ничем особенно не примечательных людей» [Там же].

Особая заслуга Шукшина, по мнению критика, -язык его произведений: лаконичный, выразительный, с точным воссозданием диалога. Данные черты «делают эти рассказы близкими советскому читателю, позволяют нам увидеть в их героях людей нашего сегодняшнего дня» [Там же]. Негативная критика Н. Калитина относится, главным образом, к рассказу «Страдалец». Рецензент упрекает молодого автора в надуманности, искусственности конфликта, лежащего в основе сюжета, банальности главного героя - молодого сельского интеллигента. «Слишком уж много от высмеянных еще

Чеховым и Горьким интеллигентских хлюпиков в герое этого рассказа» [Там же]. Критика, как видим, носит явную «октябрьскую» направленность в духе большего соответствия канонам соцреализма. Все рассказы, кроме «Страдальца», при условии обязательной их доработки, рекомендованы Калитиным к печати, однако опубликованы не были.

Наконец, в марте 1961 г. редакцией «Знамени» рассматривался еще один рассказ В.М. Шукшина - «Ванькина мама»4. Критик В. Уваров в краткой рецензии от 15 марта 1961 г. дал положительную оценку рассказу и рекомендовал его «вниманию редакции» [12. С. 101]. Но по неизвестным причинам и этот рассказ Шукшина не был опубликован в «Знамени». Возможно, решающую роль сыграло то обстоятельство, что рассказы писателя в это время уже лежали в редакции «Октября» и как раз в марте 1961 г. в № 3 журнала вышла подборка его произведений [7].

На этом контакты В. М. Шукшина с редакцией журнала «Знамя» закончились. Ни одно из произведений писателя в данном журнале никогда опубликовано не было. Тем не менее период общения Шукшина с редакцией «Знамени» можно с полным правом назвать значимым этапом в литературной карьере писателя, и вот почему:

1) эпопея со «Знаменем» - это начало нового, «раннего» периода (1960-1965 гг.) в творчестве В.М. Шукшина, ознаменовавшегося активным сотрудничеством начинающего писателя с периодическими изданиями: большинство литературных произведений В. М. Шукшина было опубликовано в журналах (причем не только «толстых»), а также в газетах, как центральных («Труд», «Советская Россия», «Литературная Россия» и др.), так и региональных («Туркменская искра», «Советская Эстония», «Алтайская правда» и т.п.);

2) опыт общения с журнальными редакторами и критиками был крайне важен для писателя, сделавшего для себя приоритетом публикацию произведений в периодике. Шукшин достаточно быстро постиг особенности журнального противостояния в современном ему литературном процессе. В 1963 г. он переходит в лагерь «Нового мира», став на некоторое время постоянным автором журнала. О том, что писатель в своем зрелом творчестве четко осознавал необходимость следования идеологической и художественно-эстетической программе того или иного «толстого» журнала, свидетельствует следующий отрывок из письма В.М. Шукшина к Г.А. Горышину, назначенному в 1972 г. редактором прозы ленинградского журнала «Аврора»: «Рассказы-то? Они есть, но ты мне объясни сперва: а преследует журнал какую-то свою тему (ну, «невскую», что ли)? Или - не обязательно? Я его (журнал) как-то не очень хорошо знаю. Если он все же ленинградский преимущественно, то будет сложно помочь» [1. С. 256];

3) критические замечания рецензентов «Знамени» Шукшиным, по всей видимости, были все же учтены. Ведь все упомянутые нами рассказы (кроме «Демагогов»), очевидно, были либо отвергнуты самим писателем как слабые, либо существенно переработаны и позже увидели свет в других изданиях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О своих первых опубликованных статьях в сростинской районной газете «Боевой клич» за 1953 г. Шукшин по вполне понятным причинам мог сознательно не упоминать.

2 Интересно, что почти в это же время (рецензия от 23 февраля 1960 г.) В. Уваровым был отвергнут рассказ В.П. Астафьева «Кровь человеческая». В качестве главного недостатка рассказа указан «излишне натуралистичный язык героев» [8. Л. 98].

3 Ныне известен только последний рассказ. Впервые опубликован в составе подборки [9]. Документы РГАЛИ позволяют скорректировать дату написания этого рассказа Шукшиным: апрель-май 1960 г. Ранее время создания рассказа «Демагоги» традиционно определялось 1961 г. [10. Т. 3. С. 80].

4 Впоследствии переработанный, он получил название «Далекие зимние вечера». Известно, что в конце 1961 - начале 1962 г. В.М. Шукшин предлагал рассказ «Ванькина мама» режиссерам Ю.В. и Р.А. Григорьевым в качестве сценарной основы для одноименного художественного фильма (см. письмо Шукшина к Р. Григорьевой [1. С. 225]). Картина, к сожалению, так и не была снята. Однако концепция сценария, заложенная Шукшиным, была отчасти использована Григорьевыми при работе над х/ф «Праздники детства» (1982).

ЛИТЕРАТУРА

1. Шукшин В.М. Собрание сочинений : в 8 т. / под общ. ред. О.Г. Левашовой. Т. 8: Публицистика. Статьи. Интервью. Беседы. Выступления.

Письма. Рабочие записи. Автографы. Документы. Стихотворения / под ред. Д.В. Марьина. Барнаул : Издательский Дом «Барнаул», 2009.

2. Беляков С.С. Барнаульский Шукшин: многое впервые // Вопросы литературы. 2011. № 5. С. 428-438.

3. Марьин Д.В. Эпистолярное творчество В.М. Шукшина // Сибирский филологический журнал. 2010. № 4. С. 109-118.

4. Марьин Д.В. Автографы писателя как объект филологического исследования (на материале автографов В.М. Шукшина) // Язык. Словес-

ность. Культура. 2011. № 3. С. 49-61.

5. Ребель А. «Читающая публика - это инвалиды» (интервью с Сергеем Чуприниным от 25.07.2006). ИЯЬ: http://www.advertology.ru/article

32963.htm (дата обращения: 27.12.2011).

6. Куляпин А.И. Творчество В.М. Шукшина: от мимезиса к семиозису. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005.

7. Шукшин В. Три рассказа // Октябрь. 1961. № 3. С. 91-103.

8. РГАЛИ. Ф. 618 «Знамя». Оп. 17. Ед. хр. 243.

9. Шукшин В. Ленька. Демагоги : рассказы // Молодая гвардия. 1962. № 3. С. 110-124.

10. Творчество В.М. Шукшина : энцикл. словарь-справочник / науч. ред. А. А. Чувакин. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004-2007. Т. 1-3.

11. РГАЛИ Ф. 618 «Знамя». Оп. 17. Ед. хр. 250.

12. РГАЛИ Ф. 618 «Знамя». Оп. 17. Ед. хр. 284.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 5 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.