Д.В. Марьин
Алтайский государственный университет
Шукшинская география (города СССР в жизни и творчестве В.М. Шукшина)
Аннотация: В данной статье автор обращается к исследованию следов влияния отдельных географических объектов СССР на жизнь и творчество известного русского писателя и кинорежиссера В.М. Шукшина.
In this article the author deals with the problem of study the traces of influence of some geographical objects the USSR on the life and creation work of the famous Russian writer and filmdirector V. Shukshin.
Ключевые слова: русская литература, жизнь и творчество В.М. Шукшина.
Russian literature, life and creation work of V.M. Shukshin.
УДК: 82-94.
Контактная информация: Барнаул, ул. Димитрова, 66. АлтГУ, филологический факультет. Тел. (3852) 366379. E-mail: [email protected].
Любое литературное произведение не может создаваться вне времени и пространства, и прежде всего, географического пространства. Тот или иной топос по-разному может отражаться в структуре художественного произведения: либо непосредственно - т.е. служить местом действия произведения, либо опосредованно - т.е. на уровне аллюзий отражать впечатления автора от посещения данного географического объекта. Изучение роли, которую сыграл конкретный топос в жизни и творчестве писателя, есть не только необходимая дань делу реконструкции биографии автора, но и важный шаг на пути адекватной интерпретации художественного произведения и исследования истории его создания, и, таким образом, - существенный компонент филологического анализа литературного произведения. Ввиду сказанного, представляется перспективным и полезным с точки зрения комплексного филологического анализа произведений выдающихся писателей создание специальных изданий по образцу энциклопедического словаря-справочника, в которых бы давались достаточно полные сведения о месте и роли конкретных географических объектов в жизни и творчестве того или иного писателя.
Отечественное литературоведение в настоящее время располагает уже двумя энциклопедическими изданиями, полностью посвященными жизни и творчеству В.М. Шукшина [Творчество В.М. Шукшина, 2004-2007; Шукшинская энциклопедия, 2011]. Однако информация о населенных пунктах, связанных с жизнью и творчеством Шукшина в обоих изданиях крайне скудна. Так, в фундаментальный трехтомный энциклопедический словарь-справочник «Творчество В.М. Шукшина» включено всего 14 статей [Творчество В.М. Шукшина, 20042007, т. 2, с. 279-286], посвященных исключительно городам и селам Алтая, в которых побывал кинорежиссер и писатель. А вот в научно-популярной «Шукшинской энциклопедии» читатель найдет и того меньше: всего 4 статьи («Барнаул», «Бийск», «Сростки», «Чуйский тракт»), причем и здесь локальная принадлежность географических объектов ограничивается Алтаем [Шукшинская энциклопедия, 2011, с. 16, 28, 356, 423]. Между тем очевидно, что «шукшинская гео-
графия» гораздо более обширна и насчитывает, по меньшей мере, около 100 объектов. Напомним, что в апреле 1947 г. семнадцатилетним юношей В.М. Шукшин внезапно покинул свое родное село и следующие 2 года - до призыва на срочную службу в ВМФ в августе 1949 года - по существу, провел в скитаниях по стране: Новосибирск, Москва и Подмосковье, Владимир, Калуга. По мнению биографа писателя В. Коробова, впечатления от жизни в Калуге и Владимире позже нашли проявление в ранних шукшинских рассказах [Коробов, 1984, с. 14-15]. Впоследствии, став известным актером и кинорежиссером, В.М. Шукшин объездил не только значительную часть СССР, но и побывал в ряде городов зарубежных стран (Белград, Будапешт, Париж, Потсдам и др.), что нашло отражение не только в эпистолярии, но и в художественных произведениях Шукшина-писателя.
Долгое время над «Ономастическим словарем по произведениям В.М. Шукшина» работала И.А. Воробьева - доктор филологических наук, профессор, крупнейший сибирский топонимист. Однако смерть ученого, последовавшая в 1995 г. после продолжительной болезни, не позволила довести этот проект до конца. Судя по опубликованным материалам словаря [Воробьева, 1989; 1992], его словник должен был включать все собственные имена, встречающиеся в текстах произведений Шукшина: имена персонажей, их прозвища, географические названия, клички животных, имена героев произведений других писателей, упоминаемые Шукшиным [Воробьева, 1989, с 106]. Как видим, топонимы в данном словаре составляют лишь часть исследовательской области; кроме того, в словаре И.А. Воробьевой не предполагалось описание роли данного географического объекта в жизни и творчестве писателя. Другими словами, это должен был быть лингвистический словарь, в то время, как показывает жизнь, возникла острая потребность в создании словаря энциклопедического типа, максимально полно представляющего место определенного географического объекта в творчестве Шукшина.
В процессе подготовки комментария к восьмому тому новейшего собрания сочинений В.М. Шукшина [Шукшин, 2009] у автора данной статьи накопился достаточно обширный объем сведений, касающихся «шукшинской географии», которые в будущем могут составить базис энциклопедического словаря-справочника под условным названием «Географические объекты в жизни и творчестве В.М. Шукшина». Представляем вниманию читателей предполагаемые образцы оформления статей словаря.
АСТРАХАНЬ. Город, административный центр Астраханской области. Основан в 1558 г. Население 520 тыс. чел. (2010 г.).
В июле 1970 г. В.М. Шукшин во главе творческой группы к/с им. М. Горького, в которую вошли: оператор А. Заболоцкий, художник П. Дашкевич, художник-фотограф В. Кузин и директор картины Г. Шолохов, прибыл в Астрахань для проведения подготовительных работ по фильму о Степане Разине. В поездке участвовал и С.А. Зиновьев, племянник В.М. Шукшина, который позже вспоминал: «В Астрахани крепость была на реставрации, но нам разрешили ее осмотреть. Местный краевед, инвалид на коляске, много рассказывал о ее истории. Крепость мы исходили вдоль и поперек, все подвалы излазили. Побывали в библиотеке, где как раз готовили к уничтожению старинные книги. Все члены нашей группы стали обладателями редких книг. Потом мы целый день не выходили из гостиничных номеров: разбирали это богатство, читали. А жили мы в гостинице "Цирк", по коридорам бегали собачки, кошки» [Шукшин, 1999, с. 462].
В июле 1970 г. в ряде портовых городов юга СССР (Одесса, Керчь, Астрахань и др.) вспыхнула эпидемия холеры (согласно официальной истории - последняя в СССР). В связи с этим были ограничены транспортные перевозки в южном направлении, в ряде городов введен карантин. В Астрахани с 30 июля
запрещен выезд граждан из города, с 1 августа - въезд. Всего в Астраханской области зараженными холерой оказались около 3000 человек, из них 35 скончались.
С.А. Зиновьев пишет: «За час до нашего вылета (из Астрахани - Д.М.) закрыли аэропорт, в городе объявили карантин, и мы десять дней сидели без дела. Все были взвинченные, в гостинице даже по этажам ходить было запрещено. Лёля Вася, несмотря на это, много работал, писал...» [Шукшин, 1999, с. 463]. В период карантина, несмотря на ограничение передвижения, члены киногруппы посещали библиотеки города. Познакомились с книжным собранием купца Крупского, содержавшим многие дореволюционные издания и книжные памятники. Задержка с выездом киногруппы из Астрахани неожиданно вызвала волнение у руководителей Госкино СССР, доказательством чему может служить правительственная телеграмма от 5 августа 1970 г.:
«Астрахань. Областное управление кинофикации. Казимирову.
Прошу выяснить, срочно сообщить срок выезда из Астрахани работников киностудии Горького: Шукшина, Шолохова, Пашкевича, Заболоцкого, проживающих [в] гостинице "Цирк". Баскаков» (РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 4. Д. 2103. Л. 59).
9 сентября группа вернулась в Москву. О своем пребывании в Астрахани В.М. Шукшин упоминает в письме к редактору журнала «Сибирские огни» и известному критику Н.Н. Яновскому от 1 октября 1970 г.: «Не обижайтесь на меня за мою неопределенность с приездом: просидел месяц в холерной Астрахани в карантине и запустил дела целиком» [Шукшин, 2009, с. 246].
Астрахань (историческая) неоднократно упоминается в романе «Я пришел дать вам волю», город служит местом действия для целого ряда сцен произведения.
БАРНАУЛ. Город, административный центр Алтайского края. Основан в 1730 г. Население 652 тыс. человек (2010 г.).
Барнаул занимает одно из ведущих мест в стране по числу достопримечательностей, увековечивающих память В.М. Шукшина: памятник писателю и кинорежиссеру, улица Шукшина, имя В.М. Шукшина носит Краевой театр драмы, в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая действует обширная экспозиция, посвященная Шукшину, именно в Барнауле начинается программа ежегодных шукшинских чтений. В действительности отношения Шукшина с Барнаулом складывались гораздо сложнее.
Шукшин редко бывал в Барнауле. Достоверно известно лишь о трех случаях пребывания писателя и кинорежиссера в столице Алтайского края. В 1954 г. Сро-стинский райком КПСС предложил кандидатуру В.М. Шукшина на должность второго секретаря райкома комсомола и направил его на собеседование в краевой комитет ВЛКСМ в Барнаул. На собеседовании Шукшин был, но от номенклатурной работы отказался. В феврале 1963 г. во время творческой поездки по Сибири в рамках программы «Молодые кинематографисты - народу» в крайкоме КПСС состоялась встреча участников акции с руководством края и журналистами. Шукшин показал свой дипломный х/ф «Из Лебяжьего сообщают». Присутствовавший на встрече журналист В. Явинский позже вспоминал: «Восторгов. не было и Шукшин задумчиво и даже как будто мрачновато смотрел на нас, первых зрителей». Позже показ фильма для всех желающих прошел в городском клубе строителей. Краевая газета «Алтайская правда» приезду молодых кинематографистов посвятила отдельную статью [Логвинов, 1963]. Последний раз, согласно воспоминаниям А. Заболоцкого, Шукшин был в Барнауле в 1972 г., в период съемок х/ф «Печки-лавочки».
Среди жителей Барнаула также бытует легенда о приезде В.М. Шукшина в Барнаул, не нашедшая, впрочем, документального подтверждения: «Однажды он Шукшин приехал в Барнаул из Бийска. И у него не хватило денег, чтобы вернуться в Сростки. Может быть, он зашел бы в наш Союз писателей и ему бы там <...> одолжили бы какую-то сумму из литфонда как члену Союза писателей. Но
был воскресный день. <.. .> Он узнал у кого-то адрес тогдашнего секретаря нашей писательской организации. Шукшин пошел по этому адресу. Одет он был серенько - в кирзовых сапогах, в фуфайке, в шапчонке какой-то. Ну постучал <...> Попросил, если хозяин дома, передать, что к нему пришел писатель Василий Шукшин. Через пять минут хозяйка ответила: "Мы такого писателя не знаем".» [Тихонов, 2011, с. 23]. В Сростки Шукшин обычно добирался из Новосибирска поездом Томск - Бийск. Отчасти это объясняется особенностями транспортного сообщения: регулярная прямая авиалиния Барнаул - Москва открылась только 20 июня 1967 г. Однако совершенно очевидно, что Шукшин избегал Барнаул, старался объезжать город стороной. Причин такого отношения к городу могло быть несколько.
При жизни писателя из всех его произведений на Алтае был опубликован только рассказ «Дядя Ермолай» (Алтайская правда, 1971, 26 августа). Сдержанно приняла творчество Шукшина (главным образом киноработы) и барнаульская критика. Так В. Явинский упрекал Ш. в том, что тот «не услышал подлинного голоса сегодняшнего алтайского села» (!). Известно, что писатель остро переживал недооценку его творчества земляками, что и нашло отражение в статье «Слово о "малой родине"» («Признание в любви»).
Причины негативного отношения Шукшина к Барнаулу могут иметь и более глубокий личный характер. В рассказе «Солнечные кольца», впервые опубликованном лишь в 1989 г. Л.Н. Федосеевой-Шукшиной (Советская Россия, 1989, 12 июля), алтайский писатель рассказывает о некоторых эпизодах своего раннего детства, в том числе об аресте отца и связанной с этим попыткой выселения их семьи, о том, как В.М. Шукшин стал «сыном врага народа». Арестованного Макара Шукшина перегнали в Барнаул: «Тогда мать и еще одна молодая баба поехали в Барнаул. Ехали в каких-то товарных вагонах, двое суток ехали. (Сейчас за шесть часов доезжают). Доехали.<...> Потом они пошли к какому-то главному начальнику. Сидит, <.> такой седой, усталый <...>. Посмотрел в книгу и спрашивает:
- Дети есть?
- Есть, двое.
- Не жди его, устраивай как-нибудь свою жизнь. У него высшая мера наказания.
Соврал зачем-то. Отца реабилитировали в 56-м году посмертно, но в бумажке было сказано, что он умер в 1942 году».
Эпизод характерен тем, что на самом деле «начальник» не соврал: М.Л. Шукшин был расстрелян 28 апреля 1933 по обвинению в антисоветском заговоре. Если вслед за Дж. Гивенсом признать, что образ репрессированного отца повлиял на всю жизнь и творчество Шукшина, то негативное отношение к Барнаулу теперь становится окончательно объяснимым. Барнаул - это тюрьма, место, где трагически оборвалась судьба М.Л. Шукшина. Неслучайно, когда в 1988 г. решался вопрос о том, где будет установлен памятник писателю - в Барнауле или в Бийске - Н.М. Зиновьева (сестра В.М. Шукшина) высказала свое мнение: «Если где и ставить, так в Бийске».
Негативное отношение к Барнаулу нашло отражение и в литературном творчестве Шукшина. Барнаул как определенный топос представлен в произведениях писателя тремя способами:
1) прямая номинация: «Барнаул» («Солнечные кольца», «Там, вдали», «Любавины» (кн. 2));
2) перифраза: «краевой центр» («Хахаль»), «край» («Любавины» (кн.2));
3) метонимия: «краевые организации» («Материнское сердце»), «краевая газета» («Леля Селезнева с факультета журналистики»).
Анализ произведений Шукшина показывает, что Барнаул либо «выпадает» из пространства художественного мира писателя, либо приобретает негативные коннотации. Уже в раннем рассказе «Сельские жители» (1962) путешествие бабки
Маланьи в Москву предполагается по маршруту Бийск - Новосибирск - Свердловск - Москва, минуя Барнаул - «крупный ж.д. узел Западной Сибири» (БСЭ, 1950 г.). В рассказе «Залетный» председатель, возвращаясь с войны в родную деревню, делает остановку в Новосибирске. Действие рассказов «Ваня, ты как здесь?» и «Мастер» происходит в «областном городе», «Н-ске», т.е. Новосибирске (для Шукшина характерна шифровка города по начальной букве: ср. «город Б.», «город Б-ск», т.е. Бийск в рассказах «Первое знакомство с городом» и «Сураз») хотя остальные упоминаемые в тексте топонимы - алтайские: Чебровка (Чемров-ка), Талица, Кулунда. Конфликтом со вторым секретарем крайкома Лукиным оборачивается поездка в Барнаул для Ивлева («Любавины». Кн. 2). Неприятное впечатление оставляет командировка в «краевой центр» у Кости Жигунова («Хахаль»), латентное негативное отношение к Барнаулу есть и в рассказе «Материнское сердце» и повести «Там, вдали». Барнаул - это своеобразный locus non gratus в художественном пространстве Шукшина.
Лишь после смерти писателя, уже во время первых Шукшинских чтений в 1976 г., Барнаул входит в «шукшинское пространство», становится отправным пунктом по дороге «в Сростки, на Алтай, в гости к Шукшину».
ВЛАДИМИР. Город, административный центр Владимирской обл. Расположен на левом берегу р. Клязьма, в 180 км от Москвы. Входит в «Золотое кольцо России». Население 339 тыс. человек (2009).
Владимир - один из городов, сыгравших заметную роль в жизни и творчестве В.М. Шукшина. С февраля по май 1948 г. Шукшин работал слесарем на Владимирском тракторном заводе им. Жданова. По мнению В. Коробова, воспоминания об этом периоде жизни нашли отражение в рассказах «Мечты» и «Ленька» [Коробов, 1984, с. 14-15]. С Владимиром связан и такой эпизод в жизни писателя и режиссера. В биографии 1966 г. он писал: «В 1948 году Владимирским горвоенкоматом я как парень сообразительный и абсолютно здоровый был направлен в авиационное училище в Тамбовской области. Все мои документы, а их было много, разных справок, повез сам. И потерял их дорогой. В училище явиться не посмел и во Владимир тоже не вернулся - там, в военкомате, были добрые люди, и мне больно было огорчить их, что я такая "шляпа"...» [Шукшин, 1979, с. 322].
В августе - октябре 1968 г. в с. Мордыш Суздальского района Владимирской обл. проходили съемки х/ф В.М. Шукшина «Странные люди» (1969 г.). В массовых сценах были задействованы жители села. На съемках режиссер внезапно заболел воспалением легких и попал в одну из больниц Владимира, где провел некоторое время. Во Владимире Шукшин также встречался с представителями высшего духовенства с целью получения консультации по вопросам, связанным с воплощением образов священнослужителей в х/ф о Степане Разине.
25 июля 1969 г. во Владимире, в гостинице «Заря», В.М. Шукшин встретил свое 40-летие.
В сентябре 1970 г. Шукшин в составе рабочей группы фильма о Степане Разине с целью поиска натуры вновь побывал в Суздале и Владимире. Для съемок были выбраны Успенский и Дмитровский соборы Владимира. А. Заболоцкий вспоминал: «Дмитровский собор Шукшин просил снять таким, каким видел его однажды, в сырую оттепель: моросило, вдруг налетел холодный ветер -заморозило, все оделось в стеклянный ледяной панцирь. Изысканно выглядело каменное чудо Дмитровского собора» [Белов, Заболоцкий, 2002, с. 105].
ВОЛОКОЛАМСК. Город областного подчинения в Московской области, в 124 км от Москвы. Административный центр Волоколамского р-на. Население 23,9 тыс. человек (2009).
В июле-августе 1960 г. в Волоколамске и его окрестностях проходили съемки дипломного фильма В.М. Шукшина «Из Лебяжьего сообщают». Эпистолярное
наследие Шукшина содержит три письма к М.С. Куксиной (матери), написанных в Волоколамске [Шукшин, 2009, с. 219-221].
НОВОЧЕРКАССК. Город в Ростовской области. Столица Донского казачества (с 1991 г.). Основан в 1805 г. Около 170 тыс. жителей (2010 г.).
Впервые В.М. Шукшин приезжал в Новочеркасск весной 1966 года в рамках подготовительной работы по фильму о Степане Разине. Писатель и режиссер посетил Новочеркасский музей истории Донского казачества, где познакомился с Л.А. Новак - заведующей отделом досоветского периода, а позже - директором музея. Л.А. Новак станет постоянным научным консультантом Шукшина по вопросам разинского восстания. Также режиссер в свой первый приезд побывал в станице Старочеркасской - малой родине С. Разина. Во второй раз В.М. Шукшин приезжал в Новочеркасск в сентябре 1971 г. во главе созданной съемочной группы фильма о Степане Разине. Кроме музея истории Донского казачества, Шукшин вновь посетил Старочеркасскую, а также станицы Бессерге-невскую, Заплавскую, Раздорскую, Мелеховскую, Кочетовскую, а также Кагаль-ницкий казачий городок - предполагаемое место расположения разинского лагеря [Немиров, 1975]. Впечатления от посещения Новочеркасска и его окрестностей нашли отражение в романе «Я пришел дать вам волю».
ПЯТИГОРСК. Город-курорт в Ставропольском крае. Основан в 1780 г. Население 198 тыс. человек (2012 г.).
В Пятигорск В.М. Шукшин приезжал 14 апреля 1974 г. из Железноводска, где он находился на лечении в одном из правительственных санаториев. Достоверно известно, что в Пятигорске Шукшин посетил Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, о чем свидетельствует запись, сделанная рукой писателя и режиссера в книге отзывов «домика Лермонтова»: «С глубоким волнением, с грустью дышал воздухом этого домика. 14 апреля 1974 г.» [Шукшин, 2009, с. 299].
Безусловно, в качестве объекта исследования в словаре могут быть рассмотрены не только города и населенные пункты, но и другие географические объекты, упоминаемые в художественных произведениях Шукшина и его письмах, автобиографиях и т. д: реки (Катунь, Волга и др.), озеро Байкал, Черное море, Чуй-ский тракт и т. п.
ЧУЙСКИЙ ТРАКТ. В настоящее время - федеральная трасса М 52 Новосибирск - Бийск - Ташанта (956 км). Строительство Чуйского тракта проходило (с перерывами) с 1901 по 1935 гг. В г. Бийске работает музей Чуйского тракта.
В творчестве Шукшина (киносценарий «Живет такой парень», рассказы «Рыжий», «Первое знакомство с городом», статья «Послесловие к фильму») упоминается т.н. «старый Чуйский тракт» - участок магистрали от Бийска до границы с Монголией, проходящий по долинам рек Катунь и Чуя.
На Чуйском тракте проходили съемки х/ф «Живет такой парень» (1964). Музыкальной темой фильма стала мелодия рожденной на Чуйском тракте популярной народной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога.» в обработке композитора П. Чекалова. В творчестве Шукшина рождается сложный образ Чуйского тракта, как места красивого и в то же время опасного: «А тракт чудовищно красив. Но он диктует людям суровые законы. Их немного, и они неумолимы: "Помоги товарищу в беде, ибо с тобой может случиться то же самое ", "Не ловчи за счет другого", "Не трепись - делай", "Помяни добрым словом хорошего человека"» («Послесловие к фильму»).
Некоторые материалы, представленные в данной статье, без сомнения, еще требуют дополнения. Кроме того, до сих пор нет исчерпывающего исследования влияния таких городов как Москва, Новосибирск, Ленинград на обстоятельства жизни Шукшина и фактов отражения этого влияния в творчестве известного отечественного режиссера и писателя. Требуют доработки и уточнения также
и принципы отбора материала и его презентации в словаре. Все эти задачи будут решаться автором в ближайшее время.
Литература
Белов В.И., Заболоцкий А.Д. Тяжесть креста. Шукшин в кадре и за кадром: Сборник. М., 2002.
Воробьева И.А. Ономастический словарь по произведениям В.М. Шукшина // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество: Сборник тезисов докладов к конференции. Барнаул, 1989. С. 105-108.
Воробьева И.А. Топонимы в художественном тексте В.М. Шукшина // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Труды Краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул, 1992. Вып. 2. С. 163-165. Гришаев В.Ф. Шукшин. Сростки. Пикет. Барнаул, 1994. Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1984.
Логвинов Е. В поисках будущих героев // Алтайская правда. 1963. 24 февраля.
Немиров Ю. Шукшин на родине Разина // Комсомолец. [Ростов-на-Дону]. 1975. 12 марта.
Творчество В.М. Шукшина. Энциклопедический словарь-справочник / На-учн. ред. А.А. Чувакин. Т. 1-3. Барнаул, 2004-2007.
Тихонов В.Е. Знать и помнить: Публицистика - интервью и репортажи // Библиотека журнала «Барнаул». 2011. №1.
Шукшин В.М. Нравственность есть Правда / Сост. Л.Н. Федосеева-Шукшина; Вступ. ст. Л.А. Аннинского. М., 1979.
Шукшин В.М. Надеюсь и верую: Рассказы. Киноповесть «Калина красная». Письма. Воспоминания. М., 1999.
Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общ. ред. О.Г. Левашовой. Барнаул, 2009. Т. 8: Публицистика. Статьи. Интервью. Беседы. Выступления. Письма. Рабочие записи. Автографы. Документы. Стихотворения. / Под ред. Д.В. Марьина.
Шукшинская энциклопедия / Гл. ред. и сост. С.М. Козлова. Барнаул, 2011.