Научная статья на тему 'Первые опубликованные работы В. М. Шукшина'

Первые опубликованные работы В. М. Шукшина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
299
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЯ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА / ПУБЛИЦИСТИКА / ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В.М. ШУКШИНА / LIFE AND CREATION WORK OF V.M. SHUKSHIN / PHILOLOGY / LITERARY CRITICISM / RUSSIAN LITERATURE OF THE XX CENTURY / PUBLICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Марьин Дмитрий Владимирович

В данной статье автор обращается к описанию и анализу первых опубликованных работ известного русского писателя В.М. Шукшина. В центре внимания – две статьи Шукшина, опубликованные им в 1953 году в сельской районной газете «Боевой клич». Автор подробно анализирует историю создания данных статей, их язык и композиционные особенности, а также влияние на зрелое творчество В.М. Шукшина.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author refers to the description and analysis of the first published works by the famous Russian writer V.M. Shukshin. In the center of attention there are two articles by Shukshin, he published in 1953 in the rural local newspaper «Boyevoy klich» («Battle cry»). The author analyzes in detail the history of the articles, their language and compositional characteristics, and impact on the mature work of V.M. Shukshin.

Текст научной работы на тему «Первые опубликованные работы В. М. Шукшина»

смысл жизни), и даже телесно. «Правая рука» - это ведь, разумеется, не ампутированная конечность, а обретенный здесь сын. Чудо воскресенья Тихона могло состояться только в таком поистине необыкновенном месте.

Литература

Бианки В. Задумчивые рассказы. СПб., 1994.

Ефремов И. Озеро Горных Духов // Ефремов И. Встреча над Тускаророй. М.-Л.,

1944.

Зазубрин В.Я. Горы // Зазубрин В.Я. Бледная правда. Художественная проза, публицистика. М., 1992.

Катаев В. Время, вперед! Хроника. М., 1984. Низовой П. В горах Алтая. М.-Л., 1927.

Новикова М. Большая жизнь // А.С. Новиков-Прибой в воспоминаниях современников. М., 1980.

Папкова Е. «Беловодье» Михаила Плотникова : русская литература первой трети ХХ века в поисках крестьянского рая // Сибирские огни. 2011. № 4.

Паустовский К.Г. Правая рука // Паустовский К.Г. Собрание сочинений : в 6-ти тт. М., 1958. Т. 5.

Повесть временных лет. Часть вторая. М.-Л., 1950.

Потанин Г.Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральной Монголии. СПб., 1893. Т. 2.

Яранцев В. Зазубрин. Главы из книги // Сибирские огни. 2010. №№ 5, 6. Яранцев В. Последняя ночь Зазубрина // Москва. 2011. № 7.

ПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ В.М. ШУКШИНА

Д.В. Марьин

Ключевые слова: филология, литературоведение, русская литература ХХ века, публицистика, жизнь и творчество В.М. Шукшина.

Keywords: philology, literary criticism, Russian literature of the XX century, publicism, life and creation work of V.M. Shukshin.

Первое опубликованное произведение писателя - это начало его творческой карьеры. Поэтому совершенно очевидно, что описание и анализ дебютных текстов того или иного литератора помогает адекватно представить процесс и вектор его творческой эволюции. Во многих случаях первые печатные работы выдающихся литературных

деятелей остаются в тени их зрелых произведений, и до определенного времени игнорируются исследователями жизни и творчества писателя. Известны случаи, когда сам автор, недовольный художественным уровнем своего дебютного произведения, либо умалчивает о нем впоследствии, либо даже уничтожает его (вспомним судьбу гоголевского «Ганса Кюхельгартена»!). Все указанные выше обстоятельства способны значительно затруднить изучение первых опубликованных произведений писателя, а сама проблема претендует на место одной из важнейших в текстологии и литературоведении.

В отношении литературного творчества известного русского писателя В.М. Шукшина поиск первого опубликованного произведения писателя весьма непрост, так как много неточностей содержится даже в автобиографиях писателя, не говоря о том, что сам Шукшин окружил свою жизнь легендами и мифами, многие из которых продолжают существовать и после смерти кинорежиссера и писателя. В частности, в автобиографии 1963 года Шукшин указал: «С 1960 года печатаюсь в журналах и газетах как прозаик» [Шукшин, 2009, с. 306]. Но ведь достоверно известно, что первый рассказ

B.М. Шукшина («Двое на телеге») был опубликован еще в 1958 году в журнале «Смена» (№ 15)!

В 2009 году к 80-летнему юбилею В.М. Шукшина группой ученых филологического факультета Алтайского государственного университета было подготовлено к печати восьмитомное, самое полное на сегодняшний день, собрание сочинений писателя. В восьмом томе этого издания [Шукшин, 2009], редактором-составителем которого является автор данной статьи, представлены публицистика, эпистолярий (всего 136 писем), автобиографии и личные документы Шукшина, а также его рабочие записи и автографы, что впервые позволило практически в полном объеме познакомить читателей с внелитературным творчеством В.М. Шукшина. «Без восьмитомника теперь уже невозможно представить работу хоть сколько-нибудь серьезного исследователя жизни и творчества Шукшина...» [Беляков, 2011, с. 438] - подобная оценка известного литературного критика

C.С. Белякова не выглядит преувеличением. Материалы, содержащиеся в восьмом томе Собрания сочинений (многие из них опубликованы впервые), позволили провести комплексный филологический анализ эпистолярия Шукшина, его первых опытов в публицистике, приступить к исследованию автобиографий и автографов алтайского писателя (см., например: [Марьин, 2012]). Здесь же впервые читатель

смог познакомиться и с первыми печатными работами В.М. Шукшина.

Первая известная шукшиноведам опубликованная работа алтайского писателя - «Учиться никогда не поздно» - статья в Сростинской районной газете «Боевой клич» от 11 октября 1953 года [Шукшин, 1953а]. Итак, Шукшин-публицист проявил себя в печатном слове гораздо раньше, чем Шукшин-беллетрист. При этом стремление Шукшина высказаться по актуальным вопросам было явно не спонтанным, а внутренне осознанным и подготовленным активной жизненной позицией вчерашнего матроса и будущего писателя, актера и режиссера. М.М. Ельчанинова, в 50-е годы заведующая отделом пропаганды и агитации Сростинского райкома партии, вспоминает, как однажды (очевидно в апреле 1953 года) В.М. Шукшин обратился к ней с просьбой: «Мария Михайловна, Вы разрешите мне выступить где-нибудь с беседой или докладом о Дне радио (7 мая - Ред.)? Вот мои записи». Посмотрела, они мне понравились. <...> Я и говорю ему: «Давай, Вася, выступи в Доме культуры». <...> Выступил. Потом снова приходит: «Вы можете мне поручить небольшую аудиторию, чтобы я проводил беседы по текущим вопросам?» Конечно, я с радостью согласилась» [Гришаев, 1994, с. 108]. Публикация в местной газете стала дальнейшим, вполне предсказуемым шагом. К этому времени В.М. Шукшин уже вступил в комсомол (11 апреля 1953 года), начал работу в качестве учителя Сростинской школы сельской молодежи, а с 17 октября 1953 года стал исполнять обязанности директора школы. 11 ноября 1953 года - единогласно избран секретарем учительской комсомольской организации при Сростинской средней школе. Эту должность В.М. Шукшин исполнял вплоть до своего отъезда в Москву для поступления во ВГИК в июле 1954 года. За время работы секретарем комсомольской организации В.М. Шукшин избирался делегатом на районную комсомольскую конференцию, в рамках агитационно-массовой работы выступал с лекциями перед сельской молодежью.

Вскоре за первой статьей последовала и другая - «Больше внимания учащимся вечерних школ» [Шукшин, 19536]. К сожалению, за редким исключением (см.: [Гришаев, 1994, с. 106-107], [Коробов, 1984, с. 27-28] и [Овчинникова, 2001, с. 20-21]) первые публицистические опыты В.М. Шукшина не попадали в фокус внимания исследователей жизни и творчества алтайского писателя, и, во всяком случае, до сих пор не получили детального анализа.

Обе статьи имеют много общего: нарочитая назидательность, митинговый, пропагандистский стиль, констатация, в общем-то, банальных, но идеологически верных положений, обилие готовых лексических и фразеологических штампов, обычных для советских СМИ («сознательность трудящихся масс», «царской России», «полного торжества коммунизма в СССР», «задача коммунистического воспитания», «рабочим классом и колхозным крестьянством» и т.п.). Здесь очевидно сказался опыт выступления автора на комсомольских собраниях, участие в агитационных мероприятиях, что не могло не отразиться на стилистике статей. Особенно явно указанные черты присутствуют в статье «Учиться никогда не поздно», что практически обезличивает ее, лишает авторской индивидуальности. Видно, как в своем первом появлении перед читателями (пусть и малотиражной, но газеты, которую читают соседи, односельчане - то есть люди, хорошо знавшие автора) будущий писатель еще невольно или боится, или стесняется своего слова, а потому предпочитает «спрятаться» за обезличенными, но зато бесспорными идеями и готовыми, «проверенными», не могущими вызвать ни у кого сомнения штампами. Таким образом, в обеих статьях, в целом, отсутствует одно из главных свойств языка зрелой публицистики Шукшина - непринужденность акта коммуникации, понимаемая как естественная речь, лишенная напряжения, неловкости [Творчество В.М. Шукшина..., 2004, с. 193].

Вместе с тем первые публицистические работы В.М. Шукшина содержат и ряд языковых черт, характерных для публицистики писателя в целом. В статье «Больше внимания учащимся вечерних школ», несмотря на сохраняющуюся «робость» автора, видны уже хорошо знакомые нам по зрелым работам шукшинские юмор и ирония как средства создания экспрессии: «Так на вопрос: «Почему Вы не учитесь?» товарищи Соколова Р., Дегтярева М. и другие из колхоза «Путь к коммунизму», тяжело вздохнув, отвечают: «Да куда уж нам... ». Причем этим «старушкам» по 25 лет», или: «Некоторые комсомольцы, записавшись в школу, решили, что они выполнили свой долг, что теперь можно со спокойной душой проходить мимо школы... на танцы» [Шукшин, 19536]. Учитывая, что в обеих статьях критика автора направлена на определенные социальные явления и, отчасти, на конкретных лиц, то можно говорить о фельетонном характере первых публицистических работ В.М. Шукшина. Здесь уже явно прослеживается преемственность с творческой работой Шукшина при поступлении во ВГИК - «Киты, или о том, как мы приобщались к

искусству» (1954), где фельетонные черты выражены еще ярче. Впрочем, комическое станет непременным атрибутом и зрелой публицистики писателя. В статье «Как я понимаю рассказ» для иллюстрации собственного видения композиционного строения рассказа Шукшин введет вымышленный комический эпизод со старушкой, которая «за углом брякнулась на мостовой». В «Вопросы самому себе» юмористически обыгрывается как «хороший, серьезный фильм пришел в деревню и нашел там своего зрителя, предположим, Сидорова». И даже в статье «Признание в любви» («Слово о «малой родине»), где писатель, по сути, отвечает на серьезные упреки земляков, В.М. Шукшин не удержался от комических моментов, показав «тетю-пассажирку», ночью заходящую в купе автора в поисках свободного места, а затем еще и пригласившую свою «товарку» и т.д.

В статье «Учиться никогда не поздно» в качестве приема организации экспрессии Шукшин использует повтор. Главная идея, которую автор хочет донести до сознания читателя повторяется в тексте трижды: в заглавии статьи «Учиться никогда не поздно», в трансформированном виде в реплике «молодежи и взрослых» - «Мне поздно учиться» и в предложении «Учиться никогда не поздно -мысль не новая, но столь верная, что ее необходимо высказать еще раз» [Шукшин, 1953а]. При этом две последние фразы образуют антитезу (поздно учиться - учиться никогда не поздно), еще один из характерных для публицистики В.М. Шукшина прием создания экспрессии.

Другой языковой особенностью зрелой шукшинской публицистики, проявившейся уже в ранних статьях, является диалогичность повествования. Диалогичность - конститутивная особенность текстов В.М. Шукшина [Творчество В.М. Шукшина..., 2004, с. 196], в особенности публицистических. В них всегда присутствует оппонент - реальный (например, «товарищи Соколова Р., Дегтярева М. и другие из колхоза "Путь к коммунизму"» [Шукшин, 19536], критики Л. Крячко и В. Орлов в статье «Не дело режиссеру "толмачить" свой фильм», грузчик консервного завода в статье «Я тоже прошел этот путь», школьник-подросток в «Завидую тебе» и т.д.) или собирательный (см. в статье «Учиться никогда не поздно»: «Однако довольно часто, причем, без оснований можно слышать от молодежи и взрослых возражения: "Мне уже поздно учиться"», позже это - «молодые ученые» из Обнинска в статье «Монолог на лестнице», «земляки» в «Признание в любви» и др.). В

некоторых статьях автор сам формулирует и вводит в текст вопросы, на которые он должен ответить («Монолог на лестнице»). Более того, заглавия некоторых статей представляют по форме вопрос, ответ на который содержится в тексте статьи («Как привлечь мастеров?», «Как нам лучше сделать дело», «Как я понимаю рассказ»). В.М. Шукшин в каждом произведении настроен на диалог, на дискуссию, сознательно драматизирует повествование. Нередко в качестве приема, диалогизирующего монолог выступает риторический вопрос [Творчество В.М. Шукшина., 2004, с. 197]. В статье «Больше внимания учащимся вечерних школ» риторический вопрос («Но чем объяснить равнодушие руководителей, которые не очень-то заботятся о повышении общеобразовательного уровня трудящихся, зная о том, что ближайшие годы поставят их перед лицом еще более сложных задач?») предваряет диалог с двадцатипятилетними «старушками» (см. выше).

Уже в первых статьях В.М. Шукшин обращается к проблемам, которые он не раз поднимет в своей зрелой публицистике: проблемы образования и культуры, тесно связанные между собой в творчестве писателя. Проблема культуры наиболее явно поставлена Шукшиным в статьях «Вопрос самому себе», «Монолог на лестнице» «Я тоже прошел этот путь», «Мода.», отчасти «Завидую тебе» и «Признание в любви», в беседах «Слушая сердце земли», «Судьбу выстраивает книга» и др. Одним из важнейших показателей культуры для писателя является образование. Уже в первых своих статьях В.М. Шукшин настойчиво утверждает незыблемую для него самого истину: культурный уровень человека напрямую зависит от его уровня образования. «Повышение своего общеобразовательного и культурного уровня - это то, что мы называем гражданским долгом перед Родиной» [Шукшин, 1953а]. Еще весной 1953 года в письме к Н.М. Зиновьевой демобилизованный матрос Шукшин выдает свое заветное желание: «сделаю все, что могу сделать с тем, чтобы много учиться. Если не в институте, то, наверное, в техникуме» [Всероссийский мемориальный.]. Эта вечная тяга к знаниям - не просто жизненный принцип писателя, это - объективное требование времени: «Необходимость серьезных и глубоких знаний диктует сама жизнь» [Шукшин, 1953а] (ср. с репликой Шукшина из беседы 1973 года: «Теперь надо кончать академии и всерьез кончать» [Шукшин, 1973]). Образование формирует судьбу человека. «А этот балбес... смотрит в книгу, а видит, конечно... все, что угодно, только не формулу. Улица на уме! Хватишься потом! Близко локоть, да не

укусишь. Куда она уйдет от тебя, эта улица?! Никуда не уйдет! Будешь потом лес ворочать... без образования-то» [Шукшин, 1979].

Но роль знания, образования в понимании В.М. Шукшина, конечно, не ограничивается распределением людей на социальной лестнице. Именно образование помогает отличить истинную культуру от культуры ложной, суррогатной. Противопоставление истинной и ложной культур для писателя отнюдь не связано с оппозицией деревни и города, в чем неоднократно обвиняли Шукшина критики. Для алтайского писателя не существует культуры городской и культуры сельской. Есть культура истинная, присущая интеллигенту, и есть культура мещанская, присущая «производителю культурного суррогата», автору «ковров-книг», «ковров-фильмов», «ковров-лекций», «ковров-концертов» («Вопрос самому себе»). И если город, с его значительной прослойкой интеллигенции, может отличить истину от суррогата, то деревня отдана на откуп мещанину. Потому-то так необходимо «сельскому жителю» стремиться к образованию, к повышению своего культурного уровня. Потому-то так настойчив в своем требовании к сельской молодежи учиться молодой педагог, а позже и директор, Сростинской вечерней школы, потому так горячо взывает он к совместной работе в деле обучения к руководителям «предприятий, колхозов и совхозов», к местным комсомольским организациям.

Возможно, что сотрудничество В.М. Шукшина с газетой «Боевой клич» было более продуктивным, нежели публикация известных нам на сегодня двух статей. Редактор газеты М.Г. Гапов (1923-1989) вспоминал: «Его (то есть В.М. Шукшина. - Ред. ) материалы были наиболее грамотно в литературном отношении построены. Править его почти не приходилось. Если все же надо было, согласовывали с ним, он не обижался.

Часто заходил он на огонек в редакцию. И обязательно приносил материал. Скромно говорил: «Может быть, найдете местечко и поставите мою заметку». Давали мы ему задания, он выполнял их аккуратно.

Увлекался он больше фельетонами, которые подписывал псевдофамилией - Ванька Мазаев (N5! - М.Д.). Отличался беспощадностью к недостаткам. Иногда замахивался даже на работников райкома партии» [Гришаев, 1994, с. 82].

Однако просмотр подшивки газеты «Боевой клич» за 1953-1954 годы показал, что указанным именем («Ванька Мазаев») никто материалы не подписывал. Встречается подпись «И. Мазаев», но она

принадлежала реальному лицу. Мазаев Иван Григорьевич (1929- ?) -друг детства В.М. Шукшина, в 1953 году - заведующий Сростинской избой-читальней, позже - секретарь Сростинской территориальной комсомольской организации. Именно И.Г. Мазаев дал рекомендацию (одну из двух) В.М. Шукшину при принятии его в члены ВЛКСМ 13 апреля 1953 года [Государственный архив.]. Более того, первая публикация И.Г. Мазаева в газете «Боевой клич» зафиксирована 21 августа 1952 года, то есть когда В.М. Шукшин еще проходил срочную службу в ВМФ, а последняя датирована 25 ноября 1954 года - в это время Шукшин уже находился в Москве, будучи студентом ВГИК. Кроме того, из 12 публикаций Мазаева только 2 - фельетоны, что явно противоречит фразе М.Г. Гапова «увлекался он (то есть В.М. Шукшин. - М.Д.) больше фельетонами». Итак, версия о том, что Шукшин мог печатать свои статьи под именем И. Мазаева -маловероятна. М.Г. Гапов здесь явно ошибся.

Но одна заметка вполне могла быть написана В.М. Шукшиным. Опубликована она в номере газеты «Боевой клич» от 14 марта 1954 года (с. 1), подписана: «М. Куксина» (среди сотрудников газеты была некто И. Куксина, «специализировавшаяся» на экономических и производственных вопросах). Мария Сергеевна Куксина (1909-1979) -мать В.М. Шукшина. Сравнение текста заметки с известными текстами, принадлежавшими М.С. Куксиной (например, ее письмами) свидетельствует о том, что заметка не могла быть написана матерью писателя. Ввиду небольшого объема приводим текст статьи полностью:

Концерт для избирателей

Недавно силами учащихся Сростинской средней школы был дан концерт для избирателей с. Сросток. В программу концерта входила пьеса «Капитан в отставке».

Зрители с захватывающим интересом следили за развитием действия пьесы, глубоко переживали удачи и неудачи действующих лиц, совершенно забыв о том, что на сцене всего лишь только школьники, а не профессионалы-артисты.

С интересом были прослушаны вокальные выступления исполнителей-школьников. Благодаря хорошей организации концерт прошел увлекательно и интересно.

Хочется пожелать драматическому коллективу школы и его руководителю тов. Чекушкину Степану Мартыновичу дальнейших творческих удач.

Среди других доводов, позволяющих предположить авторство В.М. Шукшина, следует назвать еще два. Во-первых, тема творчества, искусства всегда привлекала писателя. Во-вторых, В.М. Шукшин, как мы уже указывали, в это время работал учителем Сростинской школы сельской молодежи, одновременно исполняя обязанности директора школы, а также являлся секретарем школьной комсомольской учительской организации. Возможно, он посчитал некорректным ставить свое имя под заметкой с благодарным отзывом о выступлении творческого коллектива учреждения, в котором он сам работал.

Таким образом, вопрос о сотрудничестве В.М. Шукшина с газетой «Боевой клич» остается открытым. Возможно, существуют ранние произведения В.М. Шукшина, еще не известные исследователям его жизни и творчества. Выявление таких произведений - одна из ближайших задач шукшиноведения.

Литература

Беляков С.С. Барнаульский Шукшин : многое впервые // Вопросы литературы. 2011. № 5.

Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина (ВММЗВШ). ОФ. 9830.

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 143. Оп. 2. Ед. хр. 86. Л. 52.

Гришаев В.Ф. Шукшин. Сростки. Пикет. Барнаул, 1994.

Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1984.

Марьин Д.В. Письма, автобиографии и автографы В.М. Шукшина. Барнаул, 2012.

Овчинникова О.С. Прорыв в будущее. О публицистике В.М. Шукшина // Шукшинские чтения. Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Сростки, 2001.

Он похож на свою родину : земляки о Шукшине. Барнаул, 1989.

Творчество В.М. Шукшина : Энциклопедический словарь-справочник. Барнаул,

2004. Т. 1.

Шукшин В. Учиться никогда не поздно // Боевой клич. 1953. 11 октября.

Шукшин В. Больше внимания учащимся вечерних школ // Боевой клич. 1953. 10 декабря.

Шукшин В.М. Судьбу выстраивает книга // Комсомольская правда. 1973. 27 апреля.

Шукшин В.М. Вот моя деревня // Комсомольская правда. 1979. 17 июня.

Шукшин В.М. Собрание сочинений : в 8-ми тт. Барнаул, 2009. Т. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.