Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В РСФСР'

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В РСФСР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В РСФСР»

УДК 614.3S:ÎCS6.e + 613.«S

C.B. Семенов

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В РСФСР

Республиканская санэпидстанция Минздрава РСФСР, Москва

19/IV 1923 г. Наркомздравом РСФСР в соответствии с декретом Совнаркома РСФСР от 15/1X 1922 г. «О санитарных органах республики» был издан приказ «О порядке работы санитарных органов транспорта», заложивший организационные основы государственного санитарного надзора на водных путях сообщения страны. Указанным документом впервые был определен круг задач и деятельности санитарных органов на водном транспорте, установлены их структура и штатная численность медицинского персонала.

В первые годы существования Советского государства, в условиях гражданской войны, разрухи и резко ухудшившейся эпидемической обстановки значительно возросла роль водных путей в распространении по территории республики массовых инфекционных заболеваний. Интенсивная миграция по водным путям гражданского населения и воинских контингентов, крайне неудовлетворительное санитарное состояние судов и портового хозяйства явились решающими факторами в формировании неблагополучной санитарно-эпидеми-ческой ситуации на морском и речном флоте.

В этих условиях система врачебно-санитарного надзора на водных путях сообщения, введенная впервые в России с 1900 г. и представленная в 1917 г. старшим санитарным врачом Главного управления водных путей и шоссейных дорог Министерства путей сообщения, 6 санитарными врачами — Петроградского, Вытегорского, Московского, Казанского, Донского и Томского водных округов и 28 санитарными врачами водных участков (Долматов Г. П., 1961), оказалась неэффективной в обеспечении строгого контроля за выполнением санитарных правил и противоэпидемических мероприятий. В годы гражданской войны и иностранной интервенции, кроме того, прекратили работу врачебно-наблюдательные станции в морских портах. Была, таким образом, нарушена вся система санитарной охраны морских границ страны, функционирующая в России с 1800 г.

В целях устранения имеющихся недостатков в организации санитарного надзора на водных путях сообщения, ликвидации ведомственной раздробленности и упорядочения системы здравоохранения правительством республики 21/VII 1918 г. принимается решение о передаче медико-санитарной части Главвода НКПС и соответствующих органов и учреждений на местах в Наркомздрав РСФСР, где создается медико-санитарный отдел водного транспорта. В ведение Наркомздрава передается также санитарная охрана территории и морских

границ, которая до революции относилась к компетенции Министерства внутренних дел.

В последующие 4 года происходят реорганизация и развитие сети и структуры санитарных органов и создание органов здравоохранения на водном транспорте. К 1922 г. в республике функционирует 8 областных (6 речных и 2 морских)1 и 47 районных водно-санитарных учреждений. Областные водно-санитарные управления в дальнейшем были преобразованы в водные отделы здравоохранения (Водздравотделы), в составе которых создали санитарно-эпидемические подотделы. С выходом указанного выше приказа Наркомздрава РСФСР в структуру санитарных органов на водном транспорте, помимо санитарно-эпидемических подотделов Водздравотделов, были включены вод-но-санитарные районы, морские врачебно-наблюдательные станции, речные врачебно-наблюдательные пункты, малярийные станции, дезинфекционные отряды и санитарно-гигиенические лаборатории.

Основными принципами построения и управления здравоохранением и санитарно-эпидемиологической службой на водном транспорте были линейный принцип обслуживания, экстерриториальность руководства сетью учреждений и централизация управления на республиканском уровне со стороны медико-санитарного отдела путей сообщения Наркомздрава РСФСР.

В первые годы деятельности санитарных органов на водном транспорте их работа, осуществляемая в тесном взаимодействии с территориальной санитарно-эпидемиологической службой, была направлена на борьбу с массовыми инфекционными заболеваниями и санитарным неблагополучием на морском и речном транспорте, а также на проведение широких противоэпидемических мероприятий на водных путях сообщения. Об эффективности проведенной за короткий период работы свидетельствуют данные о значительном снижении инфекционной заболеваемости среди работников водного транспорта и перевозимых пассажиров за 1922 и 1926 г. (Казанский С. Ф., 1926, 1927; Саруха-нов Г. В., 1925).

III Всесоюзный съезд санитарных врачей транспорта (4—5/V 1925 г. Тбилиси) определил в качестве очередного этапа деятельности санитарных органов ориентацию на развитие профилактического направления в работе санитарных врачей, сосредоточение внимания на изучении профессио-

1 Сюда не включены областные управления на терри- ^ тории УССР и Азербайджанской ССР.

нальной заболеваемости работников водного тран-

Ь спорта, описание санитарных условий их труда и профессиональных вредностей, усиление саннтар-ного надзора за жилищами, водоснабжением, санитарной очисткой населенных пунктов водников. На съезде был положительно оценен опыт контроля за выполнением утвержденных в 1924 г. Нарком-здравом РСФСР и НКПС санитарных правил для речных, морских судов и плотов.

Важной мерой, направленной на усиление санитарного надзора, явилось решение Наркомздра-ва от 28/У 1927 г. о четком разграничении обязанностей лечащих и санитарных врачей на водном транспорте, согласно которому запрещалось привлекать последних к оказанию постоянной медицинской помощи обслуживаемым контингентам.

В соответствии с новым постановлением Совнаркома РСФСР от 19/11 1927 г. «О санитарных органах республики» и утвержденным 8/Х этого же года положением о них санитарная организация на водном транспорте включена в санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации. По положению о санитарных органах республики государственным санитарным надзором на водном транспорте охватывались практически все стороны деятельности быстро развивающихся в те годы воднотранспортных организаций. Основными задачами санитарного надзора являлись охрана жизни и здоровья пассажиров судов, работников морского и речного флота и членов их семей, предупредительный и текущий санитарный надзор за судами и береговыми объектами транспорта, условиями перевозки грузов (в первую очередь пищевых), санитарная охрана морских границ от заноса карантинных инфекций и предупреждение распространения инфекционных заболеваний по внутренним водным путям. Постановлением Совнаркома РСФСР были утверждены также дифференцированные нормы обеспечения санитарными кадрами специализированной санитарной службы на водном транспорте.

Серьезное внимание уделялось восстановлению после гражданской войны деятельности врачебно-наблюдательных станций в морских портах республики. Так, 10/Ш 1925 г. Совнаркомом РСФСР утверждено положение о санитарной охране морских границ, в 1926 г. ратифицирована Международная санитарная конвенция.

Последующий период в истории санитарной организации на водном транспорте в РСФСР характеризовался быстрыми темпами развития сети санитарно-эпидемиологических учреждений, упорядочением их структуры, увеличением численности работающих в них специалистов.

Число врачей, работающих в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте страны, возросло с 123 в 1925 г. до 759 в 1936 г., в том числе санитарных врачей с 87 до 286, врачей-эпидемиологов с 6 до 73. В 1936 г.

Ь в указанных учреждениях было 1473 средних ме-

дицинских работника и 515 представителей медицинского персонала.

В 1934 г. образована Государственная санитарная инспекция республики (постановления правительства от 23/XII 1933 г. и 20/111 1934 г.), в нее включается и госсанинспекция водного транспорта, в состав которой вошли бассейновые, портовые и линейные государственные санитарные инспекторы.

С образованием в 1936 г. Наркомздрава СССР управление здравоохранением на водном транспорте централизуется на уровне союзного комиссариата, в котором в 1937 г. создается Управление медико-санитарной службой на водном транспорте (Водлечсанупр). Несколько упорядочилась структура органов и учреждений санитарной службы. Вместо водно-санитарных районов организуются районные отделы здравоохранения на водном транспорте (райводздравотделы). Санитарная организация была представлена в этот период Госсанинспекцией Водлечсанпура Наркомздрава СССР, бассейновыми государственными санитарными инспекторами водздравотделов, портовыми линейными государственными санитарными инспекторами райводздравотделов, морскими карантинными станциями и пунктами, речными врачебно-наблюда-тельными станциями и речными плавучими санитарными станциями, малярийными станциями, санитарно-гигиеническими лабораториями и лабораториями гигиены труда.

В 1932—1940 гг. происходит значительное укрепление материально-технической базы учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Было построено 14 плавучих речных санитарных станций, на которых развертывались санпропускники, изоляторы, санитарно-бактериологические лаборатории, а также типовые здания морских санитарно-карантинных станций в Архангельске, Мурманске, Николаеве-на-Амуре, Новороссийске, Туапсе, Ростове-на-Дону, Ленинграде и Владивостоке.

В 1940 г., учитывая опыт создания санэпидстанций как единого учреждения санитарно-эпидемиологической службы, Наркомздрав СССР принимает решение об упорядочении структуры учреждений санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте. В августе этого года были утверждены положения о бассейновой (морской и речной), линейной и морской портовой санэпидстанциях. Однако на практике эти положения были реализованы только после Великой Отечественной войны.

Основное внимание в работе санитарных органов в военный период сосредоточивается на проведении санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в портах, затонах, жилых поселках водников, а также на судах в условиях массовых перевозок пассажиров-беженцев. В 1942 г. издаются совместные приказы Наркомздрава СССР и наркоматов морского и речного флотов о принятии мер по предупреждению эпн-

демических заболеваний на морском и речном транспорте страны. Опыт, накопленный санитарно-эпидемиологической службой на водном транспорте в мирные годы, был в полной мере использован в годы войны и позволил обеспечить эпидемическое благополучие на транспорте.

В послевоенный период, в годы восстановления народного хозяйства страны, санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте получила свое дальнейшее развитие. Создаются бассейновые, портовые и линейные санэпидстанции, в 1948 г. утверждаются штатные нормативы их медицинского персонала; в 1949 г. завершается реорганизация структуры учреждений санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте и вводятся новые положения о бассейновой, портовой и линейной санэпидстанциях. В состав санэпидстанции как основного учреждения санитарно-эпидемиологической службы включаются морские санитарно-карантннные станции и речные врачебно-наблюдательные станции и пункты, дез-отряды и лаборатории.

В 1952 г. Минздравом СССР утверждены новые штатные нормативы медицинского персонала санэпидстанций и структура этих учреждений, которые в основном сохранены до настоящего времени.

Важным этапом в организации здравоохранения на водном транспорте стали ликвидация в Минздраве СССР Управления лечебно-санитарными учреждениями на водном транспорте и передача функции управления вопросами медико-санитарного обслуживания работников морского и речного флота в министерства здравоохранения союзных республик.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте в Российской Федерации характеризуется ликвидацией водздравотделов и раиводздравотделов, созданием единых органов управления здравоохранением на водном транспорте — центральных бассейновых больниц, приближением структуры органов здравоохранения к структуре транспортных организаций и созданием новых бассейнов на водном транспорте, образованием в Минздраве РСФСР отдела лечебно-профилактической помощи работникам водного транспорта (1970), а в Республиканской санэпидстанции Минздрава РСФСР — отдела гигиены и эпидемиологии на водном транспорте (1973), развитием сети санэпидстанций и увеличением их штатной численности.

Функции, задачи, права и обязанности работников санэпидстанций на водном транспорте регламентированы в настоящее время положением о государственном санитарном надзоре, утвержден-

ным постановлением Совета Министров СССР от 31/У 1973.

На рубеже своего 60-летия санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте Минздрава РСФСР представляет собой четкую административно-функциональную систему, построенную на экстерриториальном — бассейновом, линейном — принципе обслуживания, в оптимальном отношении соответствующем построению и функционированию морского и речного транспорта республики.

Административное управление санэпидстанциями осуществляется на бассейновом уровне со стороны центральных бассейновых больниц (поликлиник), функциональное, в области государственного санитарного надзора — на республиканском уровне со стороны Главного санитарно-эпи-демиологического управления и Республиканской санэпидстанции Минздрава РСФСР.

В РСФСР создана единая система государственного санитарного надзора на водных путях сообщения, который осуществляется бассейновыми, портовыми и линейными санэпидстанциями. В эту систему включены не только суда и береговые объекты морского, речного и рыбопромыслового флотов, но и суда, и другие плавучие сооружения различных министерств и ведомств, отдельных предприятий, организаций, совхозов и колхозов.

За последние годы в республике проведена определенная работа по упорядочению предупредительного и текущего санитарного надзора на водном транспорте, улучшению качественных показателей деятельности санэпидстанций, внедрению более совершенных форм и методов их работы, а также повышению эффективности государственного санитарного надзора и проводимых противоэпидемических мероприятий среди обслуживаемого населения.

Совместная работа санэпидстанций с транспортными организациями, промышленными предприятиями, профсоюзными органами, лечебно-профи-лактическими учреждениями при постоянной поддержке местных партийных и советских органов позволяет добиваться существенного улучшения условий труда и быта работников водного транспорта и рыбопромыслового флота, надлежащего санитарного состояния судов, судоремонтных предприятий, портов, жилых поселков.

Литература. Долматов Г. П. — Сов. здравоохр.,

1961, № 7, с. 73—77. Казанский С. Ф. — Бюлл. Нар. ком, здравоохр. РСФСР,

1926, № 7, с. 35—38. Казанский С. Ф. — Гиг. и эпидемиол., 1927, № 10, с. 42— 44.

Саруханов Г. В. — В кн.: Всероссийское совещание санитарных врачей транспорта. Материалы. М., 1925, с. 26—43.

Поступила 30.05.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.