УДК 94(470+571):94(560)
К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ С ТУРЦИЕЙ: КАРССКИЙ ДОГОВОР 1921 Г.
Анаит Суреновна Акопьянц
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии, тел. (383)328-05-03, e-mail: [email protected]
Статья посвящена истории заключения Карсского договора, которому в российской историографии не уделяется особого внимания. Показана политическая мотивированность договора в ущерб принципам равноправности и справедливости.
Ключевые слова: международные договоры, внешняя политика, дипломатия, территориальные претензии, советско-турецкие отношения.
ABOUT THE HISTORY OF INTERNATIONAL TREATIES WITH TURKEY: KARS TREATY 1921
Anait S. Akopyants
Siberian State Transport University, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 D. Kovalchuk St., Ph. D., Prof. of department of history and political science, tel. (383)328-05-03, e-mail: [email protected]
The article is developed to the history of signing of Kars treaty, which has nоt had enough attention in Russian historical literature. The article emphasizes political motivation of the treaty, but not principles of equality and justice.
Key words: international treaties, foreign policy, diplomacy, territory claims, Soviet-Turkish relations.
Карсский договор («договор о дружбе между Армянской ССР, Азербайджанской ССР и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией - с другой») был заключен 13 октября 1921 г. в г. Карсе (в 963-1064 гг. был столицей Карсского царства - средневекового армянского государства). Цель его состояла в урегулировании отношений между указанными сторонами. Карсский договор между закавказскими советскими республиками (при участии РСФСР) и Турцией аналогичен принятому ранее Московскому договору от 16 марта 1921 г. между Россией и Турцией.
Истории заключения Карсского договора предшествовали сложные и неоднозначные события, связанные с подписанием Московского договора. Этот договор отразил новые отношения Советской России с соседними восточными странами, основанными на принципах равноправия, невмешательства во внутренние дела, признании их независимости. В заключении договора были заинтересованы обе стороны. Они видели друг в друге, прежде всего, союзников в борьбе с «империализмом». 23 апреля 1920 г. в условиях оккупации Стамбула войсками Антанты в Анкаре открылся новый турецкий парламент, принявший название Великого национального собрания Турции, которое тогда не признава-
лось ни одной из держав. Первым внешнеполитическим актом турецкого правительства стало обращение от 26 апреля 1920 г. к правительству РСФСР с предложением установить дипломатические отношения между Турцией и Советской Россией и просьбой оказать помощь туркам в их борьбе за независимость. Начался процесс установления советско-турецких отношений, обоюдного признания де-юре Советской России и новой Турции. К достижению договоренностей между ними, однако, имелись серьезные препятствия. В самой Турции среди кемалистов (сторонников Мустафы Кемаля, главы национального собрания), существовало течение противников курса Кемаля на сближение с большевистской Россией. Всеми возможными мерами стремились предотвратить советско-турецкое сближение страны Антанты.
С целью вызвать войну в Закавказье и отвлечь турок от борьбы против Антанты осенью 1920 г. была спровоцирована война между Турцией и Арменией, провозгласившей 28 мая 1918 г. независимость. После поражения в Первой мировой войне Турция оставила территорию Восточной Армении; между ними была восстановлена граница 1914 г. Однако 28 сентября 1920 г. эта граница была нарушена Турцией, началась турецко-армянская война (целью которой было «уничтожить армянскую армию и армянское государство» [3, с. 314]), в которой независимая Республика Армения потерпела поражение. Вторжение турецких войск в Армению сопровождалось массовым истреблением мирного населения. Александропольский договор (2 декабря 1920 г.) по итогам вооруженного конфликта, был составлен на крайне жестких со стороны турок для Армении условиях. К Турции отошли все оккупированные ею области; от Армении оставалась только небольшая территория вокруг Еревана и озера Севан [4, с. 71-73]. Однако незадолго до его подписания в Армении была установлена новая, советская власть (29 ноября 1920 г.). Турции была направлена нота о непризнании Александропольского договора. Оставшаяся за Арменией территория начала контролироваться советским армянским правительством; в конце ноября - начале декабря 1920 г. она была занята частями 11-ой Красной армией РСФСР.
В этой ситуации большевистская Россия стремилась не допустить срыва отношений с Турцией. Решающее значение в военных успехах кемалистов против Армении имела, начиная с осени 1920 вплоть до 1922 г., значительная безвозмездная финансовая и военно-техническая помощь РСФСР [5, с. 228]. Сближение Турции и России привело к открытию 26 февраля 1921 г. Московской конференции (глава советской делегации - Г. В. Чичерин, турецкой - Ю. Кемаль). Советско-турецкие переговоры закончились подписанием 16 марта 1921 г. (по турецкому исчислению 1337 г.) договора между Россией и Турцией («договор о дружбе и братстве») [1, с. 597-604]. Это было первое юридическое признание независимости Турции, свидетельствующее о ее выходе из дипломатической изоляции. Аналогично, наряду с договорами с Афганистаном и Ираном он имел большое значение для выхода из международной изоляции и Советской России.
Помимо уверений обеих сторон в солидарности в борьбе против империализма, искренней дружбе, признании права на самоопределение, избрание формы правления и пр., принципиальное значение в Московском договоре имело «установление северо-восточной границы Турции» (ст.1; прил. ЦА) и I(B)) по линии: деревня Сарп, расположенная на Черном море, гора Хедис-мта, водораздел гор Шавшет - Канныдаг, северная административная граница Ардаганского и Карсского санджаков по тальвегу рек Арпа-чай и Аракс до устья Нижнего Кара-су. На армянском участке она практически не отличалась от линии, установленной в Александрополе [4 с. 71]. Турция пошла на уступки Грузии: возвращала ей порт и город Батум и территории, лежащие к северу от границы, указанной в ст.1 (ст.2). Азербайджану, при согласии обеих сторон, передавалась Нахичеванская область (ст.З).Что касается Армении, то вопросы армяно-турецкой границы были решены с учетом претензий Турции за счет интересов Армении, без представителей Армении (Карс, входивший в 1878-1918 гг. в состав Российской империи, Ардаган и др. передавались Турции, Нахичевань -Азербайджану) (ст.1,2,3). Советская Россия пошла на ряд серьезных территориальных уступок Турции; в результате Армения потеряла свои исторические территории общей площадью около 30 тыс. кв. км, что было немногим меньше ее оставшейся территории (29 тыс. кв. км). Это был совместный «вклад» большевистского правительства и кемалистов в решение Армянского вопроса. Армянскому народу, пережившему трагедию геноцида в Турецкой Армении, было крайне тяжело реагировать на незаконную уступку Турции армянских территорий, в том числе и тех, на которых находится наиболее известный символ Армении гора Арарат.
Московский договор между Россией и Турцией был ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 г., Великим Национальным Собранием Турции - 31 июля 1921 г. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 г. в г. Карсе. В ст. 15 Московского договора указывалось, что Россия обязуется предпринять в отношении закавказских республик шаги, необходимые для обязательного признания ими в договорах, которые будут заключены ими с Турцией статей договора, их касающихся. Во исполнение Московского договора 26 сентября - 13 октября 1921 г. проходила Карсская конференция Турции с граничащими с ней тремя закавказскими советскими республиками, с участием представителя РСФСР. На открытии конференции выступили председатели делегаций РСФСР (Я.С. Ганецкий), Турции (К. Карабекир, диктовавший армянам условия Алек-сандропольского договора) и Армении (А. Мравян, единственный от закавказских республик). Рефреном всех выступлений была мысль о поддержке борьбы Турции с Антантой, об общности интересов народов Турции и Закавказья, их стремлении жить в мире и дружбе. Я.С. Ганецкий выразил уверенность, что все задачи «в принципе уже разрешенные, будут закончены быстро и дружно, лояльно и справедливо, к удовлетворению обеих сторон», имея ввиду, прежде всего, армяно-турецкие отношения, призывая на деле доказать, «что раз навсегда отброшена вражда между этими народами». А. Мравян под жестким давлением был вынужден заявить, что «мы не имеем никакого намерения возбуж-
дать теперь те спорные вопросы, которые мы унаследовали». К. Карабекир ограничился общим политическим заявлением, не упоминая о спорных вопросах (турки надеялись на новые территориальные уступки) [2, с. 371-373].
Итоговым документом конференции стал четырехсторонний Карсский договор, подписанный 13 октября 1921 г. [2, с. 420-429]. Текст нового документа представлял лишь несколько отредактированную версию Московского договора. Карсский договор распространил его положения на закавказские республики; без изменения излагалась статья об установлении границы Турции с закавказскими республиками (ст. 4). Приложения к договору (I—III) содержали подробное описание границы между сторонами, которая существует поныне. Это единственный документ, регулирующий границу между Арменией и Турцией, государственность которой в сегодняшнем виде во многом продукт Карсского договора. Карсский договор вступил в силу 11 сентября 1922 г. Срок действия договора оговорен не был.
Современные российские оценки значения Карсского договора исходят из общих политических интересов заинтересованных сторон в то время. Отмечается, что договор «полностью исключал любую возможность вмешательства Турции в дела Закавказья» [7, с. 221], «избавлял народы от кровопролитных войн на Кавказе и создавал условия для восстановления национальной государственности армянского народа» [8, с. 20], «устранил трения, существующие между Турцией и советскими республиками Закавказья» [6, с. 348]. Вопрос об обоснованности договорных решений по установлению границы между Арменией и Турцией, справедливости разрешения территориальных разногласий между ними остается открытым.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Документы внешней политики СССР. Т. III. - М.: Госполитиздат, 1959. -723 с.
2. Документы внешней политики СССР. Т. IV. - М.: Госполитиздат, 1960. - 835 с.
3. Кемаль Мустафа. Путь новой Турции. Т. III. - М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1934 . -
460 с.
4. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. 4.III. Вып. II. Акты дипломатии иностранных держав. - М.: литиздат НКИД, 1929. - 367 с.
5. Миллер А. Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. - М.: гл. ред. вост. л-ры изд-ва «Наука», 1983. - 277 с.
6. Новая Российская энциклопедия. В 12 т. ТУП(2). - М.: Изд-во «Энциклопедия», 2010. - 479 с.
7. Фомин А. М. Армянский вопрос и дипломатия великих держав в 1918-1921 гг. // Кавказский сборник. Т. 5(37). - М.: Русская панорама, 2008.- 367 с.
8. Шустова Н. Е. Армянский вопрос в российско-турецких отношениях (1911-1921 гг.): автореф. дис.... канд. ист. наук - Владимир, 2006. - 21 с.
© А. С. Акопьянц, 2016