Научная статья на тему 'К истории медицинских обществ в России'

К истории медицинских обществ в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории медицинских обществ в России»

СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ № 12007

МИЛОСЕРДИЕ, ВРАЧ И БОЛЬНОЙ

Жить для других - не для себя -вот истинное назначение врача. Он должен жертвовать не только спокойствием, выгодами, удобствами и приятностями жизни, но и собственным здоровьем и жизнью, даже, что выше всего, своей честью и славою, если он хочет достигнуть высочайшей цели своей -сохранения и жизни, и здоровья других.

Посему врачебное искусство соединено с самыми высокими и священными обязанностями, которые сливаются с первыми святейшими законами религии и человеколюбия, которые требуют полного самоотвержения и возвышения духа над мирскими расчетами. Врач в истинном значении этого слова, должен быть чистейшей нравственности человек, и тогда он найдет полное счастье в своем знании.

Гуфеланд

УДК 61(091)

*А.Ю. Коломийцев, **С.А. Некрылов,

***А.В. Недоступ

E-mail: [email protected]

К ИСТОРИИ

медицинских обществ в РОССИИ

*Томский научный центр сО рАМн; **Томский государственный университет; ***II Московский медицинский институт им. сеченова

Уроки развития России демонстрируют поразительную закономерность: во времена тяжелейших потрясений, экономических кризисов, войн и катастроф, когда разрушаются самые основы общественной и личной жизни людей, утрачиваются нравственные ориентиры и кажется, что уже неоткуда искать спасения, на помощь приходит твердая вера, помогающая обрести второе дыхание и возродить великую державу. Нет ничего удивительного в том, что руководители нашего государства, понимая важность и насущную необходимость поиска дополнительных резервов, помогающих 118

стабилизации общества и сплочению позитивных сил, в союзе с Русской Православной Церковью, обратились к традициям духовности и милосердия.

По прошествии многих десятилетий наметились пути воссоединения и взаимодействия врача и священника. 22 июля 1993 г. принято Постановление «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», обеспечивающее любому гражданину нашей страны право на «допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов...».

Во многих больницах медицинский персонал освящает больничные помещения, в кабинетах врачей и в палатах - иконы. За последние годы в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах созданы общества и союзы православных врачей, которые объединяют всех, кто может оказать действенную помощь в облегчении страданий наших российских больных.

Во многих больницах теперь есть храмы и часовни, в других случаях лечебнице помогают священники из близлежащего храма, не оставляя тяжелых больных без душепопечения.

В истории развития отечественной медицины медицинские общества сыграли огромную роль. Наибольшего развития они достигли в 60-80-е годы XIX века. Если к концу первой половины XIX века их было менее 10, то к 1896 г. в России насчитывалось уже до 120 научно-медицинских обществ; более половины всех врачей состояло членами различных обществ. Медицинские общества решали не только специальные научно-методические вопросы, но и живо откликались на общественные события в стране.

В этот период врачебные объединения создавались не только в крупных городах, но и в отдаленных от центра районах страны. Среди организованных во второй половине XIX века обществ - Общество русских врачей в Москве в память Н.И. Пирогова (1861 г.), Харьковское медицинское общество (1861 г.), Кавказское медицинское общество (1864 г.), Общество врачей Казани (1869 г.), Омское медицинское общество (1883 г.), Общество естествоиспытателей и врачей при Томском университете (1889 г.) и ряд других.

Остановимся подробнее на деятельности Общества естествоиспытателей и врачей Томского университета.

Устав Российских университетов (1884 г.) разрешал открытие при университетах подобных обществ. В дореволюционный период при Томском университете было организовано несколько научных обществ, главными из которых были: Общество естествоиспытателей и врачей, Юридическое общество и Акушерско-гинекологическое общество.

Первое заседание Общества естествоиспытателей и врачей состоялось 23 сентября 1889 г., а устав общества был утвержден министром народного просвещения месяцем раньше - 19 августа 1889 г. Общество естествоиспытателей и врачей состояло при Томском

университете и имело следующие цели: во-первых, «содействие успехам всех отраслей естествознания и научной медицины»; во-вторых, «изучение Сибири и прилегающих к ней стран в естественно-историческом и медицинском отношениях, имея в виду не только научные, но и практические цели изучения страны»; в-третьих, «изучение населяющих Сибирь племен, преимущественно инородцев, в антропологическом отношении, а также антропологическое изучение, по археологическим памятникам, живших здесь доисторических племен»; в-четвертых, «распространение в публике естественно-исторических и медицинских сведений и привлечение наибольшего числа лиц к естественно-историческим исследованиям». Таким образом, главной задачей Общества было планомерное и всестороннее изучение Сибирского края. Согласно уставу общества, «лица, подписавшие проект Устава, утверждаются действительными членами». Среди них были попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, и.д. ректора университета Н.А. Гезехус, ординарные профессора С.И. Залеский и Н.М. Малиев, экстраординарные профессора

A.С. Догель, А.М. Зайцев, С.И. Коржинский и Э.А. Леман. В последующие годы членами Общества стали все профессора университета, практические врачи Томска и других городов Сибири, а также преподаватели и некоторые студенты Томского университета. К концу 1899 г. в обществе насчитывался 161 член, в том числе: 1 почетный член, 155 действительных, 4 члена-сотрудника и 1 член-соревнователь. В течение этого года общество обменивалось своими изданиями со 105 учреждениями и редакциями. После выделения в 1905 г. врачей аку-шеров-гинекологов в самостоятельное общество численность Общества естествоиспытателей и врачей несколько уменьшилась. В сентябре 1892 г. председателем общества был избран профессор Э.Г. Салищев. Он был председателем Общества 11 месяцев. 23 августа 1893 г. Э.Г. Салищев, чтобы разрядить нездоровую обстановку в Обществе, сложил с себя звание председателя. С 1896 г. по 1903 г. председателем общества состоял профессор

B.Н. Великий. Затем на этот пост был избран профессор М.Г. Курлов. В 1903 г. по инициативе последнего была выделена медицинская секция, преобразованная позже в медицинский отдел. С этого времени работа общества разделяется на два направления: медицинское и естественно-историческое.

Медицинский отдел под председательством профессора М.Г. Курлова объединял на своих заседаниях всех врачей. На общих собраниях общества под председательством профессора В.В. Сапожникова делались доклады естествоиспытателей. Основная работа Общества естествоиспытателей и врачей состояла, во-первых, в проведении заседаний, где заслушивались и обсуждались научные сообщения; во-вторых, в содействии организации, а также осуществлении экскурсий на свои средства; в-третьих, в открытии публичных чтений в виде отдельных лекций или систематических, популярных курсов по естествознанию и медицине.

Так, например, по инициативе Общества практикующие томские врачи продолжили регистрацию заразных больных. Напомним, что в 1892 г. в Томске была эпидемия холеры. В виду возможности возврата холерной эпидемии в городе по предложению профессора М.Г. Курлова была образована комиссия из 8 человек. Помимо Курлова, в нее вошли врач, а затем томский городской голова Алексей Иванович Макушин, врач Владислав Станиславович Пирусский и другие. Комиссии поручили обсудить меры и провести в жизнь те из них, которыми Общество могло бы служить в деле борьбы с эпидемией. Они включали лекции о холере, которые читались сестрам милосердия при Томском отделении Общества Красного Креста, возглавляемом профессором М.Г. Курловым, ученицам школы повивальных бабок, ученикам ветеринарной школы, ученикам старших классов духовной семинарии и ученицам женского епархиального училища. Члены Общества организовали краткие курсы по дезинфекции при больнице Приказа Общественного призрения, подготовив тем самым санитаров на случай борьбы с холерой. число прослушавших эти курсы и получивших соответствующие удостоверения превысило 200 человек. Обществом была издана составленная М.Г. Курловым брошюра «что такое холера и как себя от нее уберечь». Она была напечатана на средства Общества в количестве 13 тысяч экземпляров. Они быстро разошлись, и потребовалось второе исправленное издание этой брошюры.

Помимо этого, обществом издавались Труды Томского Общества естествоиспытателей. В них печатались протоколы заседаний (позднее они стали выходить отдельными изданиями), рефераты научных сообщений, сделанных на заседаниях общества, а также краткие заметки, научные статьи и предварительные сообщения об экспедициях и экскурсиях, а также ученых трудах, написанных членами Общества.

На заседаниях Общества с докладами и научными сообщениями регулярно выступали как медики, так и представители естественных наук. В 1912 г. в память об ученой и педагогической деятельности профессора кафедры хирургии Томского университета Эраста Гавриловича Салищева Общество учредило премию его имени - Салищевскую премию. Фондом для премии являлись деньги (4280 руб. 55 коп.), пожертвованные учениками и почитателями Э.Г. Салищева. Основная сумма пожертвований (4000 руб.) была превращена в акции 5%-ного займа г. Томска и представляла неприкосновенный капитал. Остальные деньги хранились в государственной сберегательной кассе. Премии лауреатам в размере 200 руб. должны были выдаваться ежегодно из процентов с основного капитала. Премия присуждалась за лучшую научную работу по медицине и естествознанию, выполненную в Сибири и обязательно доложенную в Обществе. При этом научные работы профессоров на конкурс не допускались.

В последующие годы активность Общества заметно снизилась. В годы Гражданской войны попытки при-

дать деятельности этой организации новый импульс не увенчались успехом.

В 1905 г. по инициативе профессора И.Н. Грам-матикати на базе медицинской секции Общества естествоиспытателей и врачей было основано Акушерско-гинекологическое общество, бессменным председателем которого он являлся до конца своей жизни. Это способствовало заметному оживлению научной работы при акушерской клинике. За период с 1905 по 1914 гг. на заседаниях общества было заслушано около 80 докладов и сообщений. Правда, после смерти И.Н. Грамматикати в 1917 г. деятельность Акушерско-гинекологического общества также заметно снизилась.

Научно-исследовательскую работу студентов, стипендиатов, молодых ученых в Томском университете стимулировали студенческие кружки, научные общества, участие в ежегодных конкурсах студенческих работ.

В 1908 г. ординарным профессором по кафедре эмбриологии и гистологии А.Е. Смирновым, учеником выдающегося отечественного гистолога профессора К.А. Арнштейна, было организовано одно из первых в России студенческих обществ, получившее имя известного ученого Н. И. Пирогова.

Ученые медицинского факультета Томского университета поддерживали тесные связи с крупными научными и учебными центрами в Европейской России и за рубежом, переписывались с отечественными и иностранными коллегами. Весьма тесными были контакты томских ученых с Петербургской академией наук. Они принимали активное участие в работе отечественных и международных научных съездов и конгрессов. Ученые съезды за редким исключением обычно собирались в университетских городах России, и члены профессорской университетской коллегии были главной ученой силой, выступавшей с докладами и сообщениями на этих съездах. Устраивались съезды естествоиспытателей и врачей, археологические съезды.

Как признание заслуг профессоров Томского университета, их избирали почетными членами русских и зарубежных научных обществ. Так, Бельгийское акушерско-гинекологическое общество, признавая научные достижения И.Н. Грамматикати, избрало его своим почетным членом (1914). Профессор А.А. Кулябко был избран почетным членом научных обществ физиологов Англии, Германии, Франции и ряда других стран. Работы томских медиков регулярно печатались на страницах русских и зарубежных медицинских журналов, в том числе издававшихся в Берлине, Вене, Париже. Их монографии, помимо Томска, издавались в Москве и Петербурге.

Научный авторитет Томского университета признавался во многих странах мира, поэтому профессора университета приглашались на различные юбилеи старейших университетов Европы.

В конце 1921 г., когда перестали выходить многие медицинские журналы в России и в Сибири, ученый

медицинский совет совместно с Обществом естествоиспытателей и врачей при Томском университете и Обществом практических врачей Томской губернии при содействии Сибздрава, Сибсанпросвета и Томского госиздательства приняли решение об издании «Сибирского медицинского журнала». С января 1922 г. журнал стал издаваться ежемесячно в г. Томске. Редакционный совет возглавили профессора С.В. Лобанов, П.И. чистяков, Н.И. Березнеговский и доктор Д. Глебов.

С радостью отмечаем, что в прошедшем 2006 г. редакция “Сибирского медицинского журнала” отметила 10-летие возрожденного издания. В прошлом столетии Сибирский медицинский журнал просуществовал всего 10 лет с 1923 по 1932 гг. Несмотря на незначительный срок издания, он сыграл огромную роль в объединении научно-медицинских сил и разрешил многие вопросы науки и практической медицины.

При всем многообразии задач, которые ставили перед собой различные общества, при больших различиях в структуре, в формах и методах работы медицинские общества дореволюционной России имели большое значение в объединении и организации врачей, активизации их внимания к вопросам научной и практической медицины, обсуждении и разрешении насущных проблем медико-санитарного дела, повышении квалификации врачей.

В послереволюционное время научно-практические медицинские общества сохранились, но приобрели секуляризированный характер. Существование каких-либо православных объединений стало невозможно,

ОТЧЕТЪ,

Протокольный извлечешя и труды

Общества Практическихъ врачей: Томской губернж.

& 1-нй годТ) сге суи^стЬеВатя*

томскъ

Томрищсспю (-I |[Г ч . I ||:| Л. А-1904.

тем более во врачебной среде. Реальности нового времени 90-х годов конца XX столетия дали возможность возрождения вековых исторических традиций русской церковной медицины. Потерянные нравственные ориентиры, отсутствие единого этического эталона для современных врачей бывшего СССР вызывали в последнее время у части из них чувство неудовлетворенности в общении друг с другом из-за разных взглядов на одни и те же проблемы (эвтаназия, аборты, экстракорпоральное оплодотворение, трансплантация органов и тканей и др.), отсутствия единой мировоззренческой базы и желания обрести единомышленников.

В 1995 г. в Москве образуется небольшая группа врачей различных специальностей, объединенная православным вероисповеданием и православным взглядом на ключевые моменты медицины. Группа организуется в первое в России Общество православных врачей под руководством профессора А.В. Недоступа. В организации Общества, составлении первого устава принимают участие сотрудники Отдела и Министерства здравоохранения РФ, а также Синодального отдела социального служения и благотворительности Русской Православной Церкви. Создание общества благословил духовник Троице-Сергиевой Лавры старец архимандрит Кирилл (Павлов), в течение многих лет осуществлявший духовное руководство обществом.

Общество занялось обсуждением животрепещущих проблем современной медицины, практической помощью больным православным людям и участием в обсуждении законопроектов Государственной Думы в области здравоохранения. К 2000 г. число его членов достигло 40, среди них такие известные в медицине специалисты, как заслуженный врач России профессор Ф.В. Кондратьев, профессор Л.Ф. Курило, профессор С.И. Городецкий, специалист по биоэтике доктор медицинских наук, профессор И.В. Силуянова и др. В общество входят также известные врачи-священники г. Москвы: иеромонах Анатолий (Берестов), игумен Валерий (Ларичев), протоиерей Алексий Бабурин, иерей Максим Обухов, иерей Валентин Жохов и др.

Многие члены общества вошли в состав Церковнообщественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии.

Вслед за Московским в России стали возникать общества православных врачей и в других городах России (на сегодняшний день их насчитывается уже несколько десятков). Из них наиболее представительным и действенным является Санкт-Петербургское общество, возглавляемое доктором медицинских наук протоиереем о. Сергием Филимоновым. В ближайшее время предполагается объединение регионарных обществ православных врачей во Всероссийское. Общества православных врачей действуют также в братской Белоруссии и Украине.

Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий.

Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия

о человеке: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5. 23). Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию -болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека - обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой.

Как вам известно, личные контакты людей, особенно ученых и обмен мнениями, - одно из условий их успешной научной деятельности. В дореволюционный период постоянной формой таких контактов и обмена мнениями служили научные общества, а временной и периодической формой - ученые съезды. Принципиальных изменений не произошло и в начале XXI века.

Созданию Общества православных врачей в Томске предшествовала продолжительная работа специально созданной группой врачей-ученых при сибирском медицинском Фонде им. Д.Д. Яблокова. Регулярные встречи врачей проходят в Храме святой преподобномученицы княгини Елисаветы в здании ГУ НИИ кардиологии Томского научного центра СО РАМН при непосредственном участии иерея А. Луговского по благословению Архиепископа Томского и Асиновского Ростислава.

Общество православных врачей сегодня, на наш взгляд, должно быть профессиональным объединением врачей различных специальностей, которое ставит перед собой как научно-просветительские, так и практические задачи. Реализация научно-практических задач осуществляется следующим образом: члены Общества разрабатывают заданную тему, выступают с сообщениями на заседании Общества. После дискуссий и критических замечаний материалы докладов выносятся на обсуждение широкой медицинской общественности, используя в этих целях печать, телевидение, радио (например, в форме Дискуссионного клуба). Тематика докладов включает в себя: «Проблемы эвта-

назии», «Особенности причащения хирургических и терапевтических больных», «Православный взгляд на проблему переливания крови», «Медицинское голодание и посты», «Право на жизнь детей с врожденными уродствами и отклонениями в психическом развитии», «Православный взгляд на иглорефлексотерапию» и т.д. Расширенные заседания дискуссионного клуба предполагается проводить регулярно, 1 раз в месяц в Томском городском Доме Ученых.

Главная задача расширеннных заседаний - выработка единого соборного мнения православных врачей на поставленную проблему и подготовка решений, которые устраивали бы как Общество православных врачей, так и светскую медицину.

Томское общество православных врачей имеет в «Сибирском медицинском журнале» свой раздел - «Милосердие, врач, больной».

Высшим органом Общества является общее собрание его членов. В промежутках между собраниями работой Общества руководит правление, избираемое на

1 год. Правление состоит из председателя, секретаря, заместителей по направлениям деятельности (лечебный, научный, учебный, издательский отделы, отдел цензуры). В будущем в работе Общества православных врачей предполагается выделить хирургическое, терапевтическое, психолого-психоневрологическое, педиатрическое и другие направления.

Непременным фактором успешного развития православного общества является объединение его членов единой евхаристической и молитвенной жизнью, послушанием священноначалию, четким исполнением уставных положений Общества, уважением соборных решений, принятых на пленарных заседаниях.

Вместе с тем, учитывая опыт работы аналогичных обществ в других городах, следует избегать попыток насильственного воцерковления врачей; неправильное воцерковление врачей приводит порой к серьезным неприятностям на работе вплоть до увольнения, так как некоторые врачи-неофиты допускают много ошибок во взаимоотношениях с администрацией. Все это отталкивает от Церкви многих опытных врачей. Вместе с тем, остронаправленная коммерциализация медицины все чаще лишает врачей возможности по-122

могать обездоленным, как это было ранее. Известные сложности создает порой нарушение священниками и врачами пределов взаимной компетенции (первые иногда запрещают лечиться, вторые берут на себя решение духовных проблем пациента), что мешает диалогу между церковью и медициной.

Однако несмотря на все имеющиеся опасения, создание Общества православных врачей, несомненно, имеет важное значение, поскольку оно способствует постепенному воцерковлению врачей, выработке единомыслия на сложные проблемы медицины с точки зрения основ православной вероучительной истины. В целом создание обществ содействует консолидации различных сил общества, их координации в борьбе с сатанинскими и оккультными течениями, препятствует их распространению в медицине.

В завершение, мы с благоговением знакомим читателей с текстом молитвы врача, содержанию которой следовало не одно поколение русских врачей:

«..Очисти меня от духовной проказы и удостой со всеми благоугодившими Тебе святыми врачами прославлять милость Твою, Спасителю мой, и человеколюбие безначального Твоего Отца, со Единосущным Тебе Пресвятым Духом, во веки веков.

Аминь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.