Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ И ЕЕ КУЛЬТУРНУЮ РОЛЬ В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)'

К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ И ЕЕ КУЛЬТУРНУЮ РОЛЬ В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ИСТИНА / СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) / САМООБОЛЬЩЕНИЕ / ГОРДОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лопухов Алексей Семенович

В контексте неоднозначного отношения восточной Церкви к философии как способу объяснения мира, в статье рассматриваются взгляды по этому вопросу святителя Игнатия (Брянчанинова). Свт. Игнатий как представитель «восточнохристианского» богословия занимает бескомпромиссную позицию по отношении к философии, обличая ее негативное влияние на человеческое естество. Казалось бы, обращенное к истине интеллектуальное, философское состояние ума способно порождать эгоцентрическое самопревозношение над людьми, искажение религиозных догматов, а будучи низведено в массы - революционное помрачение умов, приводящее к историческим трагедиям. В трудах свт. Игнатия показывается, каким образом философия способна разрушительно воздействовать на ум и дух человека. Особая опасность ее в том, что дух человека под воздействием философии приводится в состояние самообольщения, ложного мнения о себе, ложного самопознания. Это состояние подпитывается душевными страстями человека, и в результате философствующий ум теряет способность к общению с истиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON HISTORY OF CULTURE: ASSESSMENT OF PHILOSOPHY AND ITS PLACE IN CULTURE IN THE WORKS OF ST. IGNATIUS (BRIANCHANINOV)

Given a controversial attitude towards philosophy as a means of explicating the world, characteristic for the Eastern Church, the article examines the views on this issue of St. Ignatius (Brianchaninov). Rooted in Eastern Christian theology, St. Ignatius takes an inflexible position with regard to philosophy, denouncing its negative influence on human nature. In fact, the intellectual, philosophical mindset focused on the truth can induce self-centered exaltation of the mind, distortion of religious principles, while being relegated to masses, it can produce in them a revolutionary confusion leading to historical tragedies. The writings of St. Ignatius show how philosophy can have a destructive effect on the mind and spirit of man. It is particularly dangerous because the human spirit under the influence of philosophy is brought into self-obfuscation, false opinion about oneself, selfdelusion. This condition is fed by man’s mental passions; consequently, a philosophical mind loses its affinity to the truth.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ И ЕЕ КУЛЬТУРНУЮ РОЛЬ В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 (19) 2023

Иеромонах Серафим (Лопухов)

К истории культуры: взгляд на философию и ее культурную роль в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова)

УДК 101:271.2-1

DOI 10.47132/2541-9587_2023_3_205 EDN ZOZOGD

Аннотация: В контексте неоднозначного отношения восточной Церкви к философии как способу объяснения мира, в статье рассматриваются взгляды по этому вопросу святителя Игнатия (Брянчанинова). Свт. Игнатий как представитель «восточнохристианского» богословия занимает бескомпромиссную позицию по отношении к философии, обличая ее негативное влияние на человеческое естество. Казалось бы, обращенное к истине интеллектуальное, философское состояние ума способно порождать эгоцентрическое самопревозношение над людьми, искажение религиозных догматов, а будучи низведено в массы — революционное помрачение умов, приводящее к историческим трагедиям. В трудах свт. Игнатия показывается, каким образом философия способна разрушительно воздействовать на ум и дух человека. Особая опасность ее в том, что дух человека под воздействием философии приводится в состояние самообольщения, ложного мнения о себе, ложного самопознания. Это состояние подпитывается душевными страстями человека, и в результате философствующий ум теряет способность к общению с истиной.

Ключевые слова: философия, христианство, истина, святитель Игнатий (Брянчанинов), самообольщение, гордость.

Об авторе: Иеромонах Серафим (Лопухов Алексей Семенович)

Аспирант Ивановского государственного университета, заведующий кафедрой Богословия и Священного Писания Нового и Ветхого Завета Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии. E-mail: teist777@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4010-4317

Для цитирования: Серафим (Лопухов), иером. К истории культуры: взгляд на философию и ее культурную роль в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №3 (19). С. 205-216.

Статья поступила в редакцию 11.04.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации 30.04.2023.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 (19) 2023

Hieromonk Seraphim (Lopukhov)

On history of culture: assessment of philosophy and its place in culture in the works of St. Ignatius (Brianchaninov)

UDC 101:271.2-1

DOI 10.47132/2541-9587_2023_3_205 EDN ZOZOGD

Abstract: Given a controversial attitude towards philosophy as a means of explicating the world, characteristic for the Eastern Church, the article examines the views on this issue of St. Ignatius (Brianchaninov). Rooted in Eastern Christian theology, St. Ignatius takes an inflexible position with regard to philosophy, denouncing its negative influence on human nature. In fact, the intellectual, philosophical mindset focused on the truth can induce self-centered exaltation of the mind, distortion of religious principles, while being relegated to masses, it can produce in them a revolutionary confusion leading to historical tragedies. The writings of St. Ignatius show how philosophy can have a destructive effect on the mind and spirit of man. It is particularly dangerous because the human spirit under the influence of philosophy is brought into self-obfuscation, false opinion about oneself, self-delusion. This condition is fed by man's mental passions; consequently, a philosophical mind loses its affinity to the truth.

Keywords: philosophy, Christianity, truth, St. Ignatius (Brianchaninov), self-delusion, pride.

About the author: Hieromonk Seraphim (Lopukhov Alexey Semyonovich)

Dolgnost.

E-mail: teist777@mail.ru.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4010-4317

For citation: Seraphim (Lopukhov), hieromonk. On history of culture: assessment of philosophy and its place in culture in the works of St. Ignatius (Brianchaninov). Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 3 (19), pp. 205-216.

The article was submitted 11.04.2023; approved after reviewing 24.04.2023; accepted for publication 30.04.2023.

Философия как древний и авторитетный способ бытия мысли и понимания мира на протяжении многих веков вызывала разноречивое к себе отношение и оценки. Так, Г. Гегель ставил философию выше всего, выше всех областей знания, объявляя ее царицей наук, выше самого христианства. И напротив, несмотря на бурное развитие философии в ХХ в., ряд известных ученых делали заявления о том, что философия бесполезна или устарела. К примеру, негативными можно назвать взгляды на философию физиков Нила Деграсса Тайсона, Лоуренса Краусса, Стивена Хокинга1.

В традиции восточной Церкви существует двоякое отношение к философии: 1) отрицательное; 2) сдержанное или положительное. В Св. Писании встречается только одно прямое высказывание о философии в послании ап. Павла к Колоссянам: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас фило-софиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2:8), и одно упоминание о споре философов (эпикурейцев и стоиков) с ним в ареопаге, когда апостол проповедовал им о Христе (Деян 17:18). В то же время имеются косвенные указания на философию как человеческую мудрость: «...погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? .мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией...» (1 Кор 1:19-21). «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор 3:19-20). Из этих упоминаний видно, что Св. Писание не дает положительной оценки философии и в целом даже ее отвергает или противопоставляет ее Божественной мудрости.

Если мы обратимся к святоотеческой экзегезе слов ап. Павла к христианам об опасности увлечением философией, то увидим разные взгляды толкователей по этому предмету. Одними вышеприведенные слова апостола о философии понимались как относящиеся ко всей философии, другими — как характеризующие конкретное философское учение. Например, свт. Иоанн Златоуст в своих толкованиях на этот отрывок говорил, что философия только считается похвальной с человеческой точки зрения, но приносит вред рождением множества суеверий, обольщая ими человека2. Другие авторитетные экзегеты, дополняя Златоуста, отмечали, что с помощью философии обкрадывается ум человека3 и похищается вера4, что в своем существе

1 Стивен Хокинг сказал: «философия мертва» (См.: Отношения науки и философии (как Стивен Хокинг преждевременно похоронил философию) // Хабр. URL: https://habr. com/ru/company/ruvds/blog/566448/ (дата обращения: 30.12.2022)).

2 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Колоссянам // Азбука веры. URL: https://azbyka.rU/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_69/6 (дата обращения: 30.12.2022).

3 Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-kolossjanam/2 (дата обращения: 30.12.2022).

4 Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Колоссянам // Азбука веры. URL: https://azbyka.rU/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_kolossjanam/2 (дата обращения: 30.12.2022).

философия заставляет стыдиться веры и уклоняться от нее5. Однако свт. Феофан Затворник понимал слова ап. Павла уже в другом аспекте: речь идет не обо всей философии вообще, но о конкретном философском учении, которое насаждалось в христианской общине в Колоссах и имело опасность для христианской веры6. Такого же взгляда придерживался профессор

A. П. Лопухин, лишь добавляя, что ап. Павел, наоборот, особенно отдавал предпочтение «философствующему уму в постижении Божества»7. Сам вышеуказанный отрывок не исчерпывает разнообразия взглядов относительно философии среди исследователей и аскетических писателей Церкви.

Неоднозначным является понимание философии и ее общественно-культурной роли у крупнейших отечественных религиозных философов.

B. П. Океанский, анализируя ключевые идеи религиозно-философского наследия о. Сергия Булгакова и взгляды Н. А. Бердяева, находил у этих ученых серьезные разногласия в их отношении к философии. Если о. Сергий переживал «трагедию философии» в ее невозможности быть самой по себе без религиозного аспекта, в том смысле, что философия в своем предназначении, по его убеждению, должна была «переродиться в богословие», то для Бердяева философия — это, прежде всего, союзник для создания его «личной философии»8.

Свт. Иоанн Златоуст, сравнивая философию с христианством, называл первую «детской забавой», а последнее «самой истиной»; для него учение философии уже архаично и погибло9. В этой традиции формируются и взгляды свт. Игнатия (Брянчанинова) — не только критическое отношение к философии, но даже ее полное отвержение. По его убеждению, после пришествия в мир истинной Божественной Премудрости — Христа Спасителя, человеческая (языческая) мудрость (философия) стала бессмысленной. Божественная Премудрость в воплощении открыла глаза человечеству, ослепленному ложными понятиями и обманами мудрецов и оракулов10.

Для понимания специфики взгляда на философию конкретного отца Церкви или религиозного мыслителя (среди которых многих принято считать именно философами) следует внимательней взглянуть на то, какие именно стороны философии актуализируются им, в какой исторической и культурной ситуации, каков общий ракурс рассмотрения. Так, Тертуллиан считал, что философия только исказила учение о человеке, и для подлинного познания человека,

5 Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание Послание к Колоссянам // Азбука веры. URL: https://azbyka.ra/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-poslanie-k-kolossjanam/2 (дата обращения: 30.12.2022).

6 Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к колоссянам, истолкованное святителем Феофаном // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_ Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-kolossjanam/3_3 (дата обращения: 30.12.2022).

7 Толковая Библия / Под ред. А. П. Лопухина. Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Колоссянам // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/ tolkovaja_biblija_69/2#sel=2:3,2:3 (дата обращения: 30.12.2022).

8 Океанский Вяч. П., Океанская Ж. Л. Прохождение вод: Неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова. СПб., 2022. С. 108-110.

9 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/ (дата обращения: 30.12.2022).

10 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. М., 2014. С. 606.

наоборот, требуется отвержение философского мудрования и принятие в простоте сердца истинной веры, через христианский аскетизм и самопознание11. Однако в историко-культурном плане нельзя отрицать значимость философского багажа ранней патристики — например, архиеп. Никанор (Каменский) прямо говорит о положительном влиянии на отцов Восточной Церкви языческой философии12. С наличием такой «философской базы» соглашается и свт. Игнатий, оговаривая, правда, что это знание можно отнести только к некоторым отцам, притом по немногим предметам веры13. Наличие данной связи, очевидно, обусловлено преобладающим типом знания в общественной элите в эпоху возникновения христианства — для античного мира философская традиция в широком смысле и есть самый авторитетный тип знания: «Античность — это, пожалуй, единственное время в истории человечества, когда философия царствовала полностью и беспрекословно. Она была царицей наук, она ставила любые вопросы, для нее не было ничего запретного»14.

Но дальнейшее типологическое развитие философской и религиозной мысли, конечно, не могло быть схожим. Не вдаваясь в эту огромную проблематику, акцентируем очевидное ключевое расхождение, в полной мере раскрытое западноевропейскими схоластами: «Благодаря Петру Дамиани классической формулой схоластики в Западной Европе стала фраза, сказанная еще Филоном Александрийским: "Философия есть служанка богословия". <...> Философия, не поставленная в рамки церковного учения, есть вымысел диавола, а логика есть источник всех ересей <...> Философия ни в коем случае не должна анализировать христианские таинства и догматы, потому что они выше нашего разума, превосходят его»15. У современных православных богословов также преобладает мнение, что философия — это все-таки служанка богословия. Светские философы, напротив, нередко вообще отказываются находить связь между ними. Так, основоположник философской антропологии Макс Шелер полностью отрицал связь философии и религии, утверждая, что «философия не может быть служанкой церковной веры»16. Для свт. Игнатия (Брянчанинова) такой подход — по сути, диагноз: именно человек, не испытавший подлинной личной встречи с истинной Премудростью (Христом-Богом) и пребывающий в падении, особенно гордится философией17.

В трудах свт. Игнатия раскрывается онтологическая и антропологическая сторона вопроса: он рассматривает философию в ее внутренней сущности, в ее воздействии на поврежденное (грехопадением) естество человека. С точки зрения свт. Игнатия, философия есть порождение человеческого падения, в своей сущности — это «любомудрие» падшего человеческого естества18,

11 Лега В.П. История западной философии. Ч.1: Античность. Средневековье. Возрождение. М., 2009. С. 245.

12 Никанор (Каменский), архиеп. Самопознание. Орел, 1900. С. 5.

13 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. С. 620.

14 Лега В.П. История западной философии. Ч. 1. [Филон Александрийский].

15 Там же. С. 318.

16 Шелер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. М., 1994. С. 3.

17 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. М., 2014. С. 543.

18 Там же. С. 543.

как бы кульминация всех сенсационных рассуждений поврежденной природы человека. Философия — изобретение ума, искаженного и помраченного грехопадением19. Если можно так сказать, это проявление греховной человеческой самости, обещанной искусителем в раю первым человекам: «вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3:5), некоторая свобода рассуждения, не зависящая от мнения Творца.

Свт. Игнатий усматривает вредное и разрушительное воздействие философии на все человеческое естество, не только на ум человека, но и на его дух. Святитель, как глубоко эрудированный, широко понимающий «ученость» мыслитель, будучи создателем развернутой концепции культурогенеза20, видит в философии множество построенных систем, противоречащих и несогласных между собой, чем и обличается мудрование человеков отсутствием знания Истины. Так, философы, в своем поиске гоняющиеся за истиною, оказываются чаще всего далеко от нее. Свт. Иоанн Златоуст, досконально изучивший философию, свидетельствовал, что философы, написавшие множество книг об одних и тех же предметах, не только были несогласны друг с другом, но и противоречили между собой21. Такое отношение философов к философии происходит от их самости, желания своими силами и своим разумом постичь истину, что явным образом выражается в философском мировоззрении Макса Шелера: «...тот, кто стремится философски обоснованному мировоззрению, должен отважиться на то, чтобы опираться на собственный разум. Он должен в порядке эксперимента подвергнуть сомнению все известные мнения, он не имеет права признавать ничего, что лично ему не представляется очевидным обоснованным»22. Здесь раскрывается проблема философствующего ума, находящегося в свободе от критерия познания истины.

В современной науке и философии уже намечено движение и сформулированы представления, раскрывающие ограниченность «механистического» эпистемического стандарта, требующего от религиозной доктрины буквального соответствия правилам выведения положений позитивной науки23. Познающий субъект не является рациональным механизмом — это человек, воля которого к истине и благу делает его способным к богопознанию; более того, именно в Боге — абсолюте одновременно истины и блага — ищущий человек чает искомое их совпадение, если сам находит в себе силы открыться навстречу этому зову. Однако господствующий тон науки и философии во времена свт. Игнатия, а во многом и сейчас — атеистически-рационалистический, и в ключе противостояния такому «волюнтаризму ума» (считающего, что он «сбрасывает путы» и «разрывает оковы», а на деле уничтожающего

19 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 3. М., 2011. С. 364.

20 Серафим (Лопухов), иером. Проблема культурогенеза и взгляд на нее святителя Игнатия (Брянчанинова) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (17). С. 231-246.

21 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/ (дата обращения: 30.12.2022).

22 Шелер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. С. 3.

23 Гаспаров И. Г. "Sensus divinitatis" и «мистическое восприятие»: две модели эписте-мического оправдания религиозных убеждений // Философия религии: аналитические исследования. 2018. № 1. С. 50-66.

связь между истиной, добром, красотой, самим человеком) и надо воспринимать непримиримость свт. Игнатия к философскому типу знания.

По свт. Игнатию, когда человек принимает за истину предлагаемое философией ложное мнение или учение, он тем самым вводится «в заблуждение и умоповреждение»24. Поэтому святитель говорит, что «болезненность ума» особенным образом раскрывается и показывает себя именно в науках философских. Так, удовлетворение человека познаниями, доставляемыми одной только философией, заражает его ложными понятиями, которые оказывают пагубное влияние на его ум, глубоко повреждая человека ложью, тем самым делая его неспособным для общения с Истиной25. Свт. Игнатий убежден, что процесс познания истины заменяется в философии гаданиями и предположениями, тогда как истина открыта человечеству Богом в лице Иисуса Христа, доступ к которой не через интеллектуальные умствования, а через смиренную веру.

Например, в философии Платона поставленный им вопрос о познании истины, с точки зрения свт. Игнатия, находится в опасном положении. По учению Платона, познание истины и обретение истинных знаний происходит из собственной души человека. Платон убежден, что истина всегда находится в душе человека, от человека требуется только ее найти и познать. Получение истинного знания происходит из самого себя, что якобы позволяет управлять самим собой и возделывать добродетели, двигаясь к идеалу26. Соответственно, в понимании Платона, познать себя и обрести истину — одно и тоже. Мы видим: Платон связывает самопознание с поиском истины, что является теснейшим соприкосновением его философии с христианским мировоззрением (см.: Лк 12:22-23). И во взглядах свт. Игнатия (Брянчанинова) истинная христианская жизнь состоит «в изучении истины, в образовании себя ею»27. Однако принципиальное отличие взглядов свт. Игнатия от позиции Платона состоит в том, что «поврежденный грехопадением человек не может иметь в себе истины, она находится вне человека»28. То есть, самопознание в понимании Платона — это инструментарий достижения смиренного понятия о себе, смирение происходит от самопознания; по свт. Игнатию, напротив, настоящее самопознание не может совершаться без главной христианской добродетели — смирения. Иными словами, от смирения только и возможно совершенство самопознания.

Истина — в Евангелии, а сущностность каждого человека после грехопадения — это наполненное ложью существо29. Свт. Игнатий писал для философствующего ума, размышляющего об истине в этом направлении: «Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в самом падении своем, что ты должен искать истины вне себя, что вход для нее в твою душу — чрез слух и другие телесные чувства! Но это — неоспоримая правда, обличающая,

24 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Т. 5. М., 2014. С. 586.

25 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. С. 543.

26 Грибоедова О. И., Фельдман И. Л. Философско-исторические подходы к изучению самопознания личности в психологии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. № 2. С. 82-94.

27 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. С. 546.

28 Там же. С. 149.

29 Там же. С. 148.

как глубоко наше ниспадение»30. Свт. Игнатий убежден, что подлинное обращение к истине происходит не в самом естестве человека, а извне, через приобщение к Евангелию и ко Христу. Впрочем, свт. Игнатий допускает нахождение истины внутри человека, но — это возможно только по приобщению его к Св. Духу (по существу, это есть новое сверхъестественное состояние человека). Поэтому до обновления человеческого естества Св. Духом представляется большая аскетическая опасность для человека искать истину в самом себе, — это есть гордость и самообман31, так как падшие духи могут легко вкладывать в человека ложные мысли и ощущения, которые последний может воспринять за «истину». Таким образом, по свт. Игнатию, философские рекомендации Платона только уводят человека от действительного познания истины, так как философский ум сам по себе без подлинного приближения к Богу не способен к подлинному очищению и просвещению.

Сравнивая философию с Божественным Откровением, свт. Игнатий (Брян-чанинов) не боится выносить ей приговор: философия по своему существу — «игра воображения», «собрание мнений чуждых истины»32, «недуг ума» или «беснование ума»33. В связи с этим человек не может приобрести подлинного богопознания и самопознания, напитывая свой ум философскими учениями: «Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией... не получает правильных понятий о Боге, о самом себе, о мире духовном.»34 Человеческая природа онтологически повреждена грехом; философия по своему действию развивает это повреждение в более широких масштабах, она усиливает это повреждение.

В классификации главных страстных состояний в человеческом естестве ложную философию свт. Игнатий относил к страсти гордости35. Особенная опасность ее в том, что дух человека под воздействием философии приводится в состояние самообольщения, ложного мнения о себе, ложного самопознания. Это состояние подпитывается душевными страстями человека: «.философия обыкновенно очень удовлетворена собою. С обманчивым светом ее входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним»36. Человек-философ явно или неявно начинает думать о себе как уникальном и исключительном, а других прямо или косвенно принижать. Показательно, что такое «высокомерие по роду занятий» очень явно, например, проявляющееся сейчас в отношении интеллектуальной элиты к народу, на самом деле может и не зависеть от конкретных идеологических взглядов, но является нередким культурным свойством горделивого «философского» сознания, чуждого всякого смирения. Процитируем для примера высказывание современного философа А. Г. Дугина: «Все люди, которые не являются философами, являются недолюдьми. Поэтому философ — это

30 Там же. С. 149.

31 Там же. С. 150.

32 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Т. 5. С. 585-586.

33 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 3. С. 544.

34 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. С. 543.

35 Там же. С. 186.

36 Там же. С. 543.

человек»37. Здесь прослеживается явное пренебрежение к человеку как образу Божию, происходящее от философского ума; наоборот, христианская философия приводит к подлинному смирению и любви к каждому человеку: «.мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви»38.

Мы видим, что, казалось бы, обращенное к истине интеллектуальное, философское состояние ума способно порождать эгоцентрическое самопревозношение над людьми. На наш взгляд, распространенность подобных состояний свидетельствует о глубокой болезни современной культуры, доводящей до предела одновременно потребительскую массовидность сознания и индивидуалистическую гордыню по любому факту реального, а чаще мнимого превосходства над остальными. Более того, в эпоху шоу-культуры такие состояния нуждаются в демонстрации, самопрезентации («хайп»), и при этом могут быть скрыты и замаскированы от самого человека, в том числе и философа, ибо трудно увидеть в самом себе превозношение над другими, когда состояние человека подпитывается гордостью. Для страсти гордости противоположной является добродетель любви, которая рождается от практической христианской философии. Одним из плодов этой любви есть «зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам»39.

В истории культуры, истории распространения христианского учения немало случаев, когда именно философы были непримиримыми «врагами истинного Богопознания»40. Философские идеи нередко — разумеется, через опосредующие звенья — овладевают массами и ложатся в основании революционных потрясений, как это хорошо видно на примере Великой Французской революции, интеллектуально подготовленной философами-атеистами, низвергшей монархию и «клерикализм» ради свободы, но обернувшейся беспощадным государственным террором и закончившейся диктатурой Наполеона Бонапарта. Целые народы и государства, увлеченные настойчиво распространявшимися идеями философов, способны дойти до крайнего безумия революционных волнений со множеством жертв и кровопролитий. В этом смысле революционно-агрессивный марксизм-ленинизм XX в. или доходящий в наши дни до настоящего сатанизма западный неолиберальный культ свободы от всего и вся (результирующий очень влиятельную, почти трехвековую философскую традицию) крайне опасны. Об этих разрушительных плодах

37 Дугин А. Занятие философией — свойство полноценного человека // Изборский клуб. URL: https://izborsk-club.ru/16127?ysclid=lcepe27hor781618137 (дата обращения: 02.01.2023).

38 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. С. 526.

39 Там же. С. 189.

40 Там же. Т. 2. С. 699.

демократии относительно религии писал К. П. Победоносцев: «Мнимое же равнодушие ко всякому верованию, сначала бессознательное, мало-помалу способно переходить в сознательное отрицание всякого верования, презрение ко всякому культу, и если соединяется со властью, осуществляется в мероприятиях и законах стеснительных для всякого верования. Новейшая демократия

41

явила уже довольно тому примеров» .

Нельзя не заметить, что в России многие выдающиеся мыслители, увлекающиеся философией Запада, «повредили свой ум», сделали его неспособными к восприятию православной веры, являющейся корневой основой самосознания русского народа. В XIX в. «русское образованное общество находилось под влиянием идей западного рационализма»42, приведшего в итоге к восприятию религии (в сравнении с философией) как чего-то крайне архаичного и даже примитивного. Некоторые прямо отвергали православие, как П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен; другие, уверовав, что художественный талант всесилен (а это западный романтический взгляд), становились ересиархами, как Лев Толстой; третьи не смогли до конца принять догматы Церкви, как Николай Бердяев. Последний случай особенно показателен.

С раннего детства Бердяев напитывал свой ум различными философскими учениями. Так, когда ему было 14 лет, он уже с жадностью читал Шопенгауэра, Канта, Гегеля43. Сам Бердяев свидетельствовал о себе, что во время его духовного пробуждения в него с особой силой «запала не Библия, а философия Шопенгауэра; это имело длительные последствия»44. Это показательный пример того, когда философски образованный человек в зрелом возрасте сознательно обращается к христианству, но оно уже не находит у него полноты восприятия истины. Религиозная философия Бердяева является не столько учением о Боге, сколько учением о человеке, антропологией в богословском смысле, но не вполне согласной с православным пониманием. Бердяев, являясь православным христианином, тем не менее имел ошибочное воззрение на христианскую сотериологию, считая возможным спасение человека через творчество45. Это не единичный случай негативного воздействия философии. Например, К. П. Победоносцев отмечал пагубное влияние воспитания Александра I в духе отвлеченных идей философии XVIII столетия, которое развило в нем отвлеченный идеал своего Отечества. Император не понимал русской души и своего народа, русская действительность была для него совершенно закрыта, отсюда происходило полное непонимание значения Православной Церкви для русского народа: «не зная Церкви Православной в ее народном значении, мечтал об уравнении с нею всех вероисповеданий и о безразличии церквей и вероучений»46.

41 Победоносцев К. П. Россия, которую мы теряем. О гибельном влиянии Запада. М., 2023. С. 55.

42 Любомудров А. М. Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы // Полное собрание творений: в 8 т. Т. 4. М., 2014. С. 448-465.

43 Бердяев Н. Самопознание. М., 1991. С. 48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Там же. С. 51.

45 Там же. С. 211.

46 Победоносцев К. П. Россия, которую мы теряем. О гибельном влиянии Запада. С. 10.

Для истинно православного сознания такое уравнивание невозможно, как и признание множественности спорящих между собой философий положительным фактом. Если философия — это любовь к мудрости, то ищущий мудрости заслуживает только похвалы и уважения, но возникает вопрос — какой мудрости, и где искать эту мудрость? Ап. Павел свидетельствовал, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2:3), ибо сам Христос — «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор 1:24). Поэтому для свт. Игнатия истинная философия содержится только в учении Христа; ищущие премудрости вне Христа отвергаются истинной премудрости и самого Христа, тем самым развивают в себе лжеименный и падший разум, противящейся разуму Божию47. Святитель не призывал к обскурантизму, наоборот, он выступал за развитие человеческого общества в областях науки и культуры. Но человечеству, на чем настаивал свт. Игнатий, особенно необходимо развивать себя в познании христианского учения и Христа, без чего «всё в мире суетно» (Еккл 1:14). Христианская практическая философия заключается в глубоком познании человеческой греховности и исцелении души от страстей. Философия без Христа — ложная философия: «К истинной философии приводит одно христианство: только при посредстве его можно быть непогрешительным психологом и метафизиком»48. Поэтому, на наш взгляд, сегодняшнее постхристианское общество, отказавшись от христианства, лишилось влияния на себя подлинной философии.

Для тех, кто желал бы стать подлинным философом, свт. Игнатий (Брян-чанинов) рекомендовал сначала изучение положительных наук, далее основательное изучение аскетики (подвижничества) Православной Церкви в теории и на практике. Сочетание точных знаний науки и благодатных знаний христианства, согласно свт. Игнатию, могут даровать человечеству истинную философию: «Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы»49.

Источники и литература

Источники

1. Бердяев Н. Самопознание. М.: Изд-во «Книга», 1991.

2. Ефрем Сирин, прп. Толкование на священное Писание Послание к Колоссянам // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-poslanie-k-kolossjanam/2 (дата обращения: 30.12.2022).

3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. М.: Паломник, 2014.

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. М.: Паломник, 2014.

5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Т. 5. М.: Паломник, 2014.

47 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. С. 543.

48 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Т. 5. С. 586.

49 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. С. 484.

6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 3. М.: Паломник, 2011.

7. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/ (дата обращения: 30.12.2022).

8. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Колоссянам // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_69/6 (дата обращения: 30.12.2022).

9. Никанор (Каменский), архиеп. Самопознание. Орел: Типография Губернского Правления, 1900.

10. Отношения науки и философии (как Стивен Хокинг преждевременно похоронил философию) // Хабр. URL: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/566448/ (дата обращения: 30.12.2022)

11. Победоносцев К. П. Россия, которую мы теряем. О гибельном влиянии Запада. М.: Родина, 2023.

12. Толковая Библия / Под ред. А. П. Лопухина. Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Колоссянам // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Lopuhin/tolkovaja_biblija_69/2#sel=2:3,2:3 (дата обращения: 30.12.2022).

13. Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Колоссянам // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_ kolossjanam/2 (дата обращения: 30.12.2022).

14. Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к колоссянам, истолкованное святителем Феофаном // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-kolossjanam/3_3 (дата обращения: 30.12.2022).

15. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/ tolkovanie-na-poslanie-k-kolossjanam/2 (дата обращения: 30.12.2022).

Литература

16. Гаспаров И.Г. "Sensus divinitatis" и «мистическое восприятие»: две модели эпистемического оправдания религиозных убеждений // Философия религии: аналитические исследования. 2018. № 1. С. 50-66.

17. Грибоедова О. И., Фельдман И. Л. Философско-исторические подходы к изучению самопознания личности в психологии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. № 2. С. 82-94.

18. Дугин А. Занятие философией — свойство полноценного человека // Избор-ский клуб. URL: https://izborsk-club.ru/16127?ysclid=lcepe27hor781618137 (дата обращения: 02.01.2023).

19. Лега В.П. История западной философии. Ч.1: Античность. Средневековье. Возрождение. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.

20. Любомудров А. М. Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы // Полное собрание творений: в 8 т. Т. 4. М.: Паломник, 2014. С. 448-465.

21. Океанский Вяч. П., Океанская Ж. Л. Прохождение вод: Неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова: монография. СПб.: Изд-во РХГА, 2022.

22. Серафим (Лопухов), иером. Проблема культурогенеза и взгляд на нее святителя Игнатия (Брянчанинова) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (17). С. 231-246.

23. Шелер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. М.: Гнозис, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.