жения аутотрансплантации кожи давали возможность сохранить орган. Другим направлением, разрабатывавшимся О. А. Ру-стицким, была алло- и ксенотранспланта-ция. По мнению учёных того периода, достигших первых определённых успехов, лечение обширных гранулирующих ран путем пересадки кожи с ампутированных конечностей от только что скончавшихся людей, не страдавших инфекционными болезнями, могло привести к реальному успеху. Делались попытки пересадки кожи и от животных, тем не менее О.А. Рустиц-кий считал, что лучше формировать трансплантат из кожи самого больного. В этом направлении он разработал способы пе-
УДК 61(091)
ресадки кожи на веки и слизистых оболочек со щек на губы, благодаря чему сохранялись их функции и внешние формы.
Таким образом, при оценке деятельности выдающихся представителей казанской хирургической школы можно со всей основательностью констатировать их значительные успехи в пластической челюстно-лицевой хирургии. И если номинировать их только челюстно-лицевыми хирургами нельзя, тем не менее в силу своего таланта и эрудиции они оказывали высококвалифицированную помощь пациентам с патологией лица и челюстей. Их по праву можно считать основоположниками пластической хирургии в Казани.
Поступила 27.01.07.
К ИСТОРИИ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБФАКА КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
С.Н. Красильников
Кафедра истории, социологии, философии, политологии (зав. - проф. Л.М. Мухарямова) Казанского государственного медицинского университета.
Важную роль в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения играли рабочие факультеты, появившиеся в 1919 г. Постановлением ЦК ВКП(б) от 16 мая 1930 г. были определены основные направления коренной реорганизации рабфаков. Существовавшие разнородные отделения, которые находились в составе каждого крупного рабфака необходимо было превратить в самостоятельные рабфаки (индустриально-технические, сельскохозяйственные, экономические, медицинские, педагогические и т.д.) и присоединить к соответствующим вузам на правах самостоятельных отделений. Если в составе рабфака не было оформленных отделений, то тогда студенчество должно было быть объединено в группы в зависимости от того, в какие вузы они впоследствии хотели поступать. Рабфаки, располагавшиеся в местах, где не было вузов, должны были прикрепляться к вузам, для которых они готовили учащихся. Срок обучения на дневных рабфаках сокращался до трёх лет, на вечерних - до 4. Осенью 1930 г. на
госрабфаке Казанского университета были выделены три специальных отделения: техническое, социально-экономическое и медицинское. В Казанском медицинском институте рабфак был создан одновременно с самим институтом. С выделением медицинского факультета из состава Казанского государственного университета и образованием на его основе Казанского медицинского института ему были переданы слушатели двух групп первого курса, одной — второго и одной — третьего курса госрабфака КГУ, всего 127 слушателей [1]. Поэтому дневной рабфак медицинского института с самого начала существовал в составе трёх курсов. В течение декабря 1930 г. на дневной рабфак были приняты новые слушатели, и к началу 1931 г. на рабфаке было уже 169 человек. В декабре 1930 г. заведующим дневным рабфаком медицинского института был назначен А. З. Мифтахов [2].
Появление новых высших учебных заведений, техникумов, училищ, открытие новых факультетов, отделений при острой
нужде в учебных помещениях заставляло искать новые пути. 29 августа 1931 г. на заседании Совнаркома ТАССР был заслушан доклад правительственной комиссии о проекте размещения техникумов и вузов в г. Казани. С учетом необходимости дополнительной проработки этого вопроса и уточнения размещения вузов и техникумов по отдельным зданиям была сформирована комиссия, которой было поручено в пятидневный срок проработать и представить на утверждение Совнаркома проект размещения вузов и техникумов в Казани. В данном проекте должен был найти отражение ряд положений, одним из которых было проведение переброски рабфаков в районы [3]. В результате правительственная комиссия постановила все дневные рабфаки, кроме выпускных групп, перебросить в районы. Рабфак Казанского университета и Казанского медицинского института перебрасывали в Чистополь, рабфак зооветинститу-та, сельскохозяйственного и лесотехнического институтов - в Елабугу [4].
Организация рабфака Казанского медицинского института в г. Чистополе началась еще в сентябре 1931 г. В начале октября 1931 г. был установлен штат по Чистопольскому отделению рабфака КГМИ в составе 5 человек: заведующий учебной частью, заведующий хозяйственной частью, секретарь-делопроизводитель, счетовод и комендант. К середине октября 1931 г. штат Чистопольского рабфака уже насчитывал 26 человек, в том числе 18 преподавателей [9]. Организация учебного процесса предполагала и обеспеченность студентов преподавательским составом. К 1940 г. на медицинском рабфаке работали 16 преподавателей, из которых 8 имели высшее и 8 незаконченное высшее образование. Сокращение преподавательского состава было связано с уменьшением числа студентов Чистопольского медицинского рабфака.
Новый 1932— 1933 учебный год начался с создания подразделений, необходимых для рациональной организации учебнометодической работы. В сентябре 1932 г. были организованы совет рабфака, учебно-методическое бюро, цикловые предмет-
ные комиссии. Обществоведческо-литературная комиссия объединяла язык и литературу (как русскую, так и татарскую), общественно-экономические дисциплины, немецкий и латинский языки, военное дело и физкультуру, физико-математическая -физику, математику и графику, химикобиологическая - химию, биологию, физическую географию и гигиену. На эти комиссии возлагались следующие задачи: а) руководство преподаванием по всем предметам данного цикла; б) рассмотрение учебных производственных планов и заданий по предметам данного цикла; в) поручения отдельным преподавателям учебно-методических заданий.
Одновременно осуществлялся поиск методов преподавания, что было проблемой не только для медицинского рабфака, но и для всей средней и высшей школы. Большое распространение в те годы получил бригадно-лабораторный метод, который стал универсальным методом преподавания всех предметов. Это привело к поверхностному изучению дисциплин и снижению личной ответственности каждого учащегося перед преподавателем. Особое внимание обращалось на овладение учащимися навыками самостоятельной работы. В 1932—1933 учебном году на медрабфаке отказались от лабораторнобригадного метода как «дававшего обезличку в работе и снижавшего роль педагога». Основной формой организации учебной работы являлся урок с группой определенного состава по утверждённому расписанию. Большое внимание уделялось выработке навыков работы с книгой. Лабораторные занятия чередовались с лекциями преподавателя. Планировалось проведение экскурсий на местные заводы — судоремонтный и завод по обработке металла.
В мае 1933 г. сектор кадров НКЗ РСФСР предложил организовать выпускные экзамены студентов рабфака с тем расчётом, чтобы они являлись одновременно приёмными в данный институт по следующим предметам — родной язык и литература, математика, физика, химия и общественные дисциплины. К выпускным испытаниям допускались только подго-
товленные студенты. Лица, по различным причинам не усвоившие программного материала, должны были остаться на рабфаке, и их выпускали только к набору в медицинский институт в 1934 г. Прием зачетов осуществлялся публично, причем присутствие студентов всей группы было обязательным. Зачеты принимала комиссия в составе двух человек, которая назначалась учебной частью и утверждалась директором медрабфака.
Нельзя не отметить и руководителей Чистопольского медицинского рабфака. В архивах сохранились лишь личные дела некоторых из них. Да и в этих делах нет ни автобиографий, ни листков по учету кадров, ни трудовых списков, поэтому не представляется возможным дать о них наиболее полные сведения. Поэтому мы вынуждены ограничиться расположением их в хронологическом порядке. За всё время существования медрабфака в г. Чистополе его работой руководили А.Я.Хватков ( с 1931 г. до 26 марта 1933 г.), И.Д.Юда-нов (с 26 марта 1933 г. по 22 августа 1935 г.), С.М.Прохоров (с 22 августа 1935 г. по 15 января 1936 г.), И.С.Янгнаев (с 15 января по 1 апреля 1936 г.), О. А. Пермякова (с 1 апреля 1936 г. по 1941 г.).
Одним из самых популярных средних специальных учебных заведений Чистополя и в настоящее время является медицинское училище. Историю этого учреждения, как правило, ведут от медицинского политехникума, который был создан приказом народного комиссара здравоохранения Татарской АССР в 1932 г. О существовании в городе медрабфака Казанского медицинского института даже не упоминается [5]. Вместе с тем история и медицинского училища и самого медицинского политехникума тесно связана с медицинским рабфаком. К октябрю 1932 г. в Чистополе, кроме рабфака Казанского медицинского института, находились рабфак Казанского университета и 4 техникума: социалистического земледелия, педагогический, медицинский и ФЗС. С момента своего создания медицинский политехникум существовал вместе с медицинским рабфаком под одним руководством. Директор медрабфака был одновременно и директором медполитехникума. Прика-
зами директора медрабфака преподаватели зачислялись сразу и на медрабфак и медполитехникум. Учебной части медраб-фака предписывалось представлять данные об успеваемости студентов как мед-рабфака, так и медполитехникума, а административно-хозяйственная часть должна была осуществлять проверку инвентаря и имущества медрабфака и медполитехни-кума. Всему педагогическому и техническому персоналу, находящемуся на работе в медрабфаке и медполитехникуме, приказом директора необходимо было заполнить анкету и приложить документы, подтверждавшие правильность сведений. Приказами директора медрабфака осуществлялось зачисление и отчисление студентов, зачисление на стипендию, устанавливались сроки каникул и т.д.
В 1941 г. по приказу Наркомздрава РСФСР Чистопольский медицинский рабфак был ликвидирован. В июле 1941 г., согласно составленным актам, Чистопольскому райздраву были переданы имущественные ценности, мебель и запасы продовольствия. Одновременно осуществлялась передача части имущества медицинского рабфака (4 учебных кабинета, библиотека и часть оборудования) фельдшерско-акушерской школе, завершившаяся 30 июля 1941 г. передачей библиотеки медицинского рабфака, которая насчитывала к тому времени 12294 наименования.
14 августа 1941 г. в архив Казанского государственного медицинского института были переданы по описям документы Чистопольского медицинского рабфака за 1937—1941 гг. [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Красильников С.Н., Красильникова М.С. Начало нового этапа в истории Казанского государственного медицинского университета / Актуальные проблемы дезинфектологии и эпидемиологии в медицинской отрасли. - Казань, 2005. - С. 78.
2. Архив КГМУ. Оп. 1-л. Ед. хр. 1. Л. 31.
3. Национальный архив Республики Татарстан Ф. 128. Оп.1. Д. 1528. Л. 81.
4. Переброска рабфаков в районы//Красная Татария. - 1931, 1 сентября.
5. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. Научно-популярное издание. - Казань, 2004.— С. 296 — 297.
6. Национальный архив Республики Татарстан Ф. 6446. Оп. 1. Д. 191. Л. 49-53.