Научная статья на тему 'К истории Чистопольского медицинского рабфака Казанского государственного медицинского института'

К истории Чистопольского медицинского рабфака Казанского государственного медицинского института Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории Чистопольского медицинского рабфака Казанского государственного медицинского института»

жения аутотрансплантации кожи давали возможность сохранить орган. Другим направлением, разрабатывавшимся О. А. Ру-стицким, была алло- и ксенотранспланта-ция. По мнению учёных того периода, достигших первых определённых успехов, лечение обширных гранулирующих ран путем пересадки кожи с ампутированных конечностей от только что скончавшихся людей, не страдавших инфекционными болезнями, могло привести к реальному успеху. Делались попытки пересадки кожи и от животных, тем не менее О.А. Рустиц-кий считал, что лучше формировать трансплантат из кожи самого больного. В этом направлении он разработал способы пе-

УДК 61(091)

ресадки кожи на веки и слизистых оболочек со щек на губы, благодаря чему сохранялись их функции и внешние формы.

Таким образом, при оценке деятельности выдающихся представителей казанской хирургической школы можно со всей основательностью констатировать их значительные успехи в пластической челюстно-лицевой хирургии. И если номинировать их только челюстно-лицевыми хирургами нельзя, тем не менее в силу своего таланта и эрудиции они оказывали высококвалифицированную помощь пациентам с патологией лица и челюстей. Их по праву можно считать основоположниками пластической хирургии в Казани.

Поступила 27.01.07.

К ИСТОРИИ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБФАКА КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

С.Н. Красильников

Кафедра истории, социологии, философии, политологии (зав. - проф. Л.М. Мухарямова) Казанского государственного медицинского университета.

Важную роль в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения играли рабочие факультеты, появившиеся в 1919 г. Постановлением ЦК ВКП(б) от 16 мая 1930 г. были определены основные направления коренной реорганизации рабфаков. Существовавшие разнородные отделения, которые находились в составе каждого крупного рабфака необходимо было превратить в самостоятельные рабфаки (индустриально-технические, сельскохозяйственные, экономические, медицинские, педагогические и т.д.) и присоединить к соответствующим вузам на правах самостоятельных отделений. Если в составе рабфака не было оформленных отделений, то тогда студенчество должно было быть объединено в группы в зависимости от того, в какие вузы они впоследствии хотели поступать. Рабфаки, располагавшиеся в местах, где не было вузов, должны были прикрепляться к вузам, для которых они готовили учащихся. Срок обучения на дневных рабфаках сокращался до трёх лет, на вечерних - до 4. Осенью 1930 г. на

госрабфаке Казанского университета были выделены три специальных отделения: техническое, социально-экономическое и медицинское. В Казанском медицинском институте рабфак был создан одновременно с самим институтом. С выделением медицинского факультета из состава Казанского государственного университета и образованием на его основе Казанского медицинского института ему были переданы слушатели двух групп первого курса, одной — второго и одной — третьего курса госрабфака КГУ, всего 127 слушателей [1]. Поэтому дневной рабфак медицинского института с самого начала существовал в составе трёх курсов. В течение декабря 1930 г. на дневной рабфак были приняты новые слушатели, и к началу 1931 г. на рабфаке было уже 169 человек. В декабре 1930 г. заведующим дневным рабфаком медицинского института был назначен А. З. Мифтахов [2].

Появление новых высших учебных заведений, техникумов, училищ, открытие новых факультетов, отделений при острой

нужде в учебных помещениях заставляло искать новые пути. 29 августа 1931 г. на заседании Совнаркома ТАССР был заслушан доклад правительственной комиссии о проекте размещения техникумов и вузов в г. Казани. С учетом необходимости дополнительной проработки этого вопроса и уточнения размещения вузов и техникумов по отдельным зданиям была сформирована комиссия, которой было поручено в пятидневный срок проработать и представить на утверждение Совнаркома проект размещения вузов и техникумов в Казани. В данном проекте должен был найти отражение ряд положений, одним из которых было проведение переброски рабфаков в районы [3]. В результате правительственная комиссия постановила все дневные рабфаки, кроме выпускных групп, перебросить в районы. Рабфак Казанского университета и Казанского медицинского института перебрасывали в Чистополь, рабфак зооветинститу-та, сельскохозяйственного и лесотехнического институтов - в Елабугу [4].

Организация рабфака Казанского медицинского института в г. Чистополе началась еще в сентябре 1931 г. В начале октября 1931 г. был установлен штат по Чистопольскому отделению рабфака КГМИ в составе 5 человек: заведующий учебной частью, заведующий хозяйственной частью, секретарь-делопроизводитель, счетовод и комендант. К середине октября 1931 г. штат Чистопольского рабфака уже насчитывал 26 человек, в том числе 18 преподавателей [9]. Организация учебного процесса предполагала и обеспеченность студентов преподавательским составом. К 1940 г. на медицинском рабфаке работали 16 преподавателей, из которых 8 имели высшее и 8 незаконченное высшее образование. Сокращение преподавательского состава было связано с уменьшением числа студентов Чистопольского медицинского рабфака.

Новый 1932— 1933 учебный год начался с создания подразделений, необходимых для рациональной организации учебнометодической работы. В сентябре 1932 г. были организованы совет рабфака, учебно-методическое бюро, цикловые предмет-

ные комиссии. Обществоведческо-литературная комиссия объединяла язык и литературу (как русскую, так и татарскую), общественно-экономические дисциплины, немецкий и латинский языки, военное дело и физкультуру, физико-математическая -физику, математику и графику, химикобиологическая - химию, биологию, физическую географию и гигиену. На эти комиссии возлагались следующие задачи: а) руководство преподаванием по всем предметам данного цикла; б) рассмотрение учебных производственных планов и заданий по предметам данного цикла; в) поручения отдельным преподавателям учебно-методических заданий.

Одновременно осуществлялся поиск методов преподавания, что было проблемой не только для медицинского рабфака, но и для всей средней и высшей школы. Большое распространение в те годы получил бригадно-лабораторный метод, который стал универсальным методом преподавания всех предметов. Это привело к поверхностному изучению дисциплин и снижению личной ответственности каждого учащегося перед преподавателем. Особое внимание обращалось на овладение учащимися навыками самостоятельной работы. В 1932—1933 учебном году на медрабфаке отказались от лабораторнобригадного метода как «дававшего обезличку в работе и снижавшего роль педагога». Основной формой организации учебной работы являлся урок с группой определенного состава по утверждённому расписанию. Большое внимание уделялось выработке навыков работы с книгой. Лабораторные занятия чередовались с лекциями преподавателя. Планировалось проведение экскурсий на местные заводы — судоремонтный и завод по обработке металла.

В мае 1933 г. сектор кадров НКЗ РСФСР предложил организовать выпускные экзамены студентов рабфака с тем расчётом, чтобы они являлись одновременно приёмными в данный институт по следующим предметам — родной язык и литература, математика, физика, химия и общественные дисциплины. К выпускным испытаниям допускались только подго-

товленные студенты. Лица, по различным причинам не усвоившие программного материала, должны были остаться на рабфаке, и их выпускали только к набору в медицинский институт в 1934 г. Прием зачетов осуществлялся публично, причем присутствие студентов всей группы было обязательным. Зачеты принимала комиссия в составе двух человек, которая назначалась учебной частью и утверждалась директором медрабфака.

Нельзя не отметить и руководителей Чистопольского медицинского рабфака. В архивах сохранились лишь личные дела некоторых из них. Да и в этих делах нет ни автобиографий, ни листков по учету кадров, ни трудовых списков, поэтому не представляется возможным дать о них наиболее полные сведения. Поэтому мы вынуждены ограничиться расположением их в хронологическом порядке. За всё время существования медрабфака в г. Чистополе его работой руководили А.Я.Хватков ( с 1931 г. до 26 марта 1933 г.), И.Д.Юда-нов (с 26 марта 1933 г. по 22 августа 1935 г.), С.М.Прохоров (с 22 августа 1935 г. по 15 января 1936 г.), И.С.Янгнаев (с 15 января по 1 апреля 1936 г.), О. А. Пермякова (с 1 апреля 1936 г. по 1941 г.).

Одним из самых популярных средних специальных учебных заведений Чистополя и в настоящее время является медицинское училище. Историю этого учреждения, как правило, ведут от медицинского политехникума, который был создан приказом народного комиссара здравоохранения Татарской АССР в 1932 г. О существовании в городе медрабфака Казанского медицинского института даже не упоминается [5]. Вместе с тем история и медицинского училища и самого медицинского политехникума тесно связана с медицинским рабфаком. К октябрю 1932 г. в Чистополе, кроме рабфака Казанского медицинского института, находились рабфак Казанского университета и 4 техникума: социалистического земледелия, педагогический, медицинский и ФЗС. С момента своего создания медицинский политехникум существовал вместе с медицинским рабфаком под одним руководством. Директор медрабфака был одновременно и директором медполитехникума. Прика-

зами директора медрабфака преподаватели зачислялись сразу и на медрабфак и медполитехникум. Учебной части медраб-фака предписывалось представлять данные об успеваемости студентов как мед-рабфака, так и медполитехникума, а административно-хозяйственная часть должна была осуществлять проверку инвентаря и имущества медрабфака и медполитехни-кума. Всему педагогическому и техническому персоналу, находящемуся на работе в медрабфаке и медполитехникуме, приказом директора необходимо было заполнить анкету и приложить документы, подтверждавшие правильность сведений. Приказами директора медрабфака осуществлялось зачисление и отчисление студентов, зачисление на стипендию, устанавливались сроки каникул и т.д.

В 1941 г. по приказу Наркомздрава РСФСР Чистопольский медицинский рабфак был ликвидирован. В июле 1941 г., согласно составленным актам, Чистопольскому райздраву были переданы имущественные ценности, мебель и запасы продовольствия. Одновременно осуществлялась передача части имущества медицинского рабфака (4 учебных кабинета, библиотека и часть оборудования) фельдшерско-акушерской школе, завершившаяся 30 июля 1941 г. передачей библиотеки медицинского рабфака, которая насчитывала к тому времени 12294 наименования.

14 августа 1941 г. в архив Казанского государственного медицинского института были переданы по описям документы Чистопольского медицинского рабфака за 1937—1941 гг. [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Красильников С.Н., Красильникова М.С. Начало нового этапа в истории Казанского государственного медицинского университета / Актуальные проблемы дезинфектологии и эпидемиологии в медицинской отрасли. - Казань, 2005. - С. 78.

2. Архив КГМУ. Оп. 1-л. Ед. хр. 1. Л. 31.

3. Национальный архив Республики Татарстан Ф. 128. Оп.1. Д. 1528. Л. 81.

4. Переброска рабфаков в районы//Красная Татария. - 1931, 1 сентября.

5. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. Научно-популярное издание. - Казань, 2004.— С. 296 — 297.

6. Национальный архив Республики Татарстан Ф. 6446. Оп. 1. Д. 191. Л. 49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.