Научная статья на тему 'Формирование системы высшего образования в Дагестане (1920-1930 гг. )'

Формирование системы высшего образования в Дагестане (1920-1930 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы высшего образования в Дагестане (1920-1930 гг. )»

2006 г. М.Д. Адухов

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

Первое десятилетие после революции 1917 г. - это период, когда были заложены прочные основы уже дальнейшего развития высшего образования.

Советская модернизация в 20-30-е гг. задала стране высокие темпы роста экономики и подготовки кадров, что влекло необходимость расширения географии формирования кадров высшей квалификации.

В течение второго десятилетия высшая школа способствовала успешной реализации модернизации путем подготовки новых специалистов, в первую очередь по специальностям, которых раньше не было. Следуя за быстро развивающейся экономикой, культурой, образованием, она доказала свое умение быть динамичной, мобильной, откликаться на запросы страны. И этот динамизм задавался государством. Так на июльском 1928 г. Пленуме ЦК партии, отмечалось «резкое несоответствие между потребностями в квалифицированных специалистах для технически перестраивающейся промышленности и для все развертывающегося капитального строительства, с одной стороны, и состоянием дела подготовки новых кадров специалистов через существующие вузы и техникумы, с другой» [1].

Люди с высшим образованием в большей степени расширяли светское влияние на жизнь общества, рационализируя его. Дагестан в те годы испытывал острый недостаток в квалифицированных кадрах во всех отраслях народного хозяйства. Более того, республика резко отставала от центральных районов страны по темпам их подготовки. Главной преградой тому была неразвитая еще сеть средних общеобразовательных заведений и отсутствие в самой республике высших учебных заведений. Костяком в светском высшем образовании всегда были инженерные и технические специальности. Традиционная же цивилизация Дагестана всегда была ориентирована на гуманитарные науки и специальности, взращенные на религиозной идеологии, , а развитие промышленности и выращивание техников, инженеров выводили эту региональную цивилизацию за малый исторический срок на рациональный уровень или, говоря другими словами, на модернизацию догоняющего характера. Ощущался острый недостаток инженерно-технических кадров с высшим образованием, особенно из коренных национальностей. В 1931 г. Дагестан по обеспеченности инженерами в 4 раза отставал от центральных районов, в промышленности республики было всего 235 специалистов с высшим и средним образованием, причем незначительный удельный вес в их числе составляли выходцы из Дагестана. В области просвещения работало в 1931 г. 268 чел. с высшим образованием, тогда как потребность в них составляла [2].

В целях привлечения и укоренения будущих специалистов руководство республики рекомендовало различным ведомствам заключать договоры со студентами вузов и выплачивать им стипендии, чтобы они после окончания учебы приезжали на работу в Дагестан. В 1927 г. 19 студентов последних курсов

различных высших учебных заведений согласились работать в Дагестане и им выплачивалась стипендия в размере 75-100 руб. в месяц [3, д.1010, л.10].

На таких условиях в свое время был приглашен Н.А. Золотарев - известный ученый, профессор Дагестанского сельхозинститута, проработавший всю свою жизнь в этом вузе.

Поэтому вопросы подготовки кадров высшей квалификации в те годы были приоритетными в проблемах руководства республики.

В 1929 г. в постановлении Бюро Дагестанского обкома ВКП(б) говорилось, что «дальнейшее продвижение социалистического строительства упирается в проблему кадров, что тесно связано с проведением культурной революции. Объединенное заседание поручает произвести проверку дагестанского студенчества, расширить вербовку студентов, решительно усилить темпы работы соответствующих органов в области культурной революции и подготовки кадров для индустриализации и социалистического переустройства сельского хозяйства». [3, д.1010, л.10].

В 1930 г. только по линии Консервтреста и Нар-комзема Дагестана на стипендии по договорам было израсходовано 24250 руб. [3, д.1623, л.56]. Однако эта форма привлечения будущих специалистов на работу в Дагестан имела и свои теневые стороны. Специалисты из других районов страны не задерживались в Дагестане, что рождало такое социальное явление, как текучесть кадров.

По решениям местных властей централизованный стипендиальный фонд был ориентирован на финансирование дагестанских студентов. Одновременно местные органы власти Дагестана предприняли усилия по улучшению материального положения приезжих специалистов, у которых содержание светского образования было более естественным и эффективным в направленности на окружающих людей.

Для специалистов сельского хозяйства и врачей, работавших в горных районах, повышалась заработная плата, сельские врачи пользовались преимуществом при командировании на курсы повышения квалификации для скорейшего их ознакомления с местными традициями. В директивных письмах обкома партии сельским райкомам было предложено создавать хорошие условия работы и отдыха приезжим специалистам. Эти и другие меры по привлечению и подготовке кадров высшей квалификации хотя и уменьшали текучесть кадров, но проблема обеспеченности специалистами отраслей народного хозяйства оставалась неразрешенной.

В связи с ростом числа средних общеобразовательных школ назревает необходимость светского высшего педагогического заведения в республике. Эта выраженная необходимость дана в резолюции VII Пленума Дагобкома в 1930 г.: «наряду с подготовкой высшего педагогического персонала вне Дагестана, необходимо форсировать организацию пединститута

для подготовки националов-педагогов школ повышенного типа» [3, д.2116, л.183].

Этот вопрос очень напряженно обсуждался на высшем уровне власти Дагестана в те годы. В августе 1930 г. в решении бюро Дагобкома ВКП(б) было отмечено, что отсутствие вузов в Дагестане наносило определенный ущерб в углублении светского мировоззрения в гуще общества, на уровне местной цивилизации.

Время было плотно сцементировано, вековые размеры категории «времени» начали умещаться в рамки десятилетий. 2 ноября 1930 г. бюро Дагестанского обкома ВКП(б) приняло решение «Об организации Агропединститута» [3, д.1939, л.2351], в 1931 г. оно было утверждено Совнаркомом РСФСР. Задачей вновь организованного института являлась подготовка педагогических кадров высшей квалификации для средних учебных заведений из коренных народностей Дагестана.

В первом учебном году в пединституте работало 4 отделения, переведенных из Владикавказского пединститута и доукомплектованных на месте: общественно-литературное, физико-математическое, химико-биологическое, экономическое. Свой первый учебный год институт начал с 97 студентами и 8 преподавателями. На третьем курсе общественно-литературного отделения было 16 студентов.

Постановлением СНК ДАССР от 8 октября 1931 г. был образован специальный комитет по организации и налаживанию работы института под руководством председателя Совета Министров ДАССР Д. Коркма-сова, куда вошли Омаркадиев из НКФ, Курдюков из Госплана, Алхазов от ЦСНХ ДАССР, народный комиссар просвещения А. Кадиев. На приобретение учебно-хозяйственного оборудования было выделено 25 тыс. руб. и в 1932 г. - 50 тыс. руб. на улучшение материально-бытовых условий профессорско-преподавательского состава и студентов. Дополнительно для студентов из наиболее отсталых районов было учреждено 30 стипендий по дагестанскому бюджету [4].

В 1932-1933 учебном году уже на 6 отделениях пединститута обучались 191 студент и 124 заочника. Из 32 преподавателей было 4 профессора, 16 доцентов [3, д.3871, л.55,56]. Таким образом, единая мощно организованная государственная система российской цивилизации направила жизнь молодого института в нормальную колею работы с быстротой, непривычной для исторического времени.

В 1932 г. появился Плодовиноградный институт с 200 студентами, среди которых представители народностей Дагестана составляли 38 человек [3, д.2122, л.8].

В том же году был открыт Дагестанский медицинский институт с целью подготовки врачей для народов Северного Кавказа и Дагестана Эти меры в рамках региональной цивилизации Дагестана имели колоссальное значение. В организацию мединститута и налаживание его нормальной работы много труда вложил М.Ю. Нахибашев, возглавлявший оргбюро по созданию в Дагестане медицинского института и ставший его директором. Он создавал первые кафедры, производил набор студентов, обращая при этом

особое внимание на укомплектование института представителями коренных народностей Дагестана, организовывал им подготовительные группы и дополнительные занятия по русскому языку. В мединституте было 4 кафедры - гистологии, анатомии, химии, биологии. Свой первый учебный год мединститут начал со 139 студентами. Молодой институт организовывался всей страной. Кафедру биологии и гистологии возглавил проф. П.А. Мавродиади, приглашенный из Белорусского мединститута, кафедру анатомии - проф. В.С. Попов, бывший доцент СевероКавказского мединститута, кафедру химии - проф. И.Л. Гвоздев из Ашхабадского мединститута, физики - проф. Н.И. Смирнов из Свердловского мединститута. Из Азербайджанского мединститута был приглашен проф. О.А. Байрашевский [3, д.1793, л.67,68]. Организация молодого светского (по своему естественному функционированию) вуза была строго централизована. Так на 1933 г. Наркомздрав РСФСР установил для мединститута контингент приема 380 человек, в том числе 330 на дневное, 50 на вечернее отделения и 250 человек - для медрабфака. В 1937 г. республика уже получила 83 молодых врача [3, д.27, л.27].

Таким образом, за очень короткий срок (1931-1932 гг.) в Дагестане стали функционировать три высших учебных заведения. Это было выдающимся достижением новой власти и ее политики, направленной на выравнивание культурного развития народов страны.

Заботу молодых вузах отныне постоянно проявляли местные власти. Были созданы управление вузовским городком необходимая материальная база, отведен только что выстроенный большой корпус Дома кадров, щедрые средства по меркам того времени выделялись на хозяйственные и учебные нужды, была обеспечена транспортом перевозка студентов и преподавателей из города до учебного корпуса. Уже к концу 1932-1933 учебного года в этих трех институтах обучалось 780 студентов, более половины из которых составляли представители коренных народностей Дагестана [3, д.1793, л.67,68].

19 сентября 1932 года ЦИК СССР принял постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», которое было направлено на ликвидацию недостатков в подготовке кадров и перестройку учебно-воспитательной программы. По новым программам на специальные дисциплины было отведено 80-85 % всего учебного времени. В вузах внедрялись активные методы обучения, проверенные на практике функционирования светской системы обучения.

2 октября 1933 г. бюро Дагобкома партии обсудило вопрос «Об итогах 1932-1933 учебного года и задачах следующего года по вузам, техникумам и рабфакам». В принятом постановлении подчеркивалось, что вузы, техникумы и рабфаки «значительно перестроили свою учебную работу в разрезе выполнения постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. Введены новые методы преподавания, в основу которых положены многообразные методы, способствующие приобретению глубоких знаний учащимися, значительно пересмотрены учебные планы и программы с отражением в них факультативных дисциплин,

дифференцирован срок обучения, установлены профили и выделены ведущие дисциплины, определяющие студента как будущего специалиста, частично введена дифференцированная стипендия, значительно повысились меры взыскания как общественно-воспитательного, так и административного характера, на основе чего укреплена дисциплина как среди учащихся, так и среди преподавателей» [5]. Светское образование развивается вширь.

Благодаря росту выпуска средних общеобразовательных и специальных школ в вузах Дагестана начали вводиться обязательные конкурсы, ущемляющие демократические свободы граждан, но учебные заведения получили возможность отбирать наиболее подготовленных из поступающей молодежи, что повышало качество обучения и подготовки будущих специалистов. Предусматривалась единая форма учета успеваемости студента: текущие и государственные, выпускные экзамены, защита дипломных работ. Особое место в учебном процессе вуза стала занимать теперь производственная практика, которая служила формой закрепления полученных теоретических знаний.

Ущемляла общедемократические права другая мера - отбор по социальному происхождению поступающих: на передний план при получении высшего образования выдвигались дети рабочих и крестьян. В год открытия Дагмединститута среди поступивших было детей крестьян - 40 чел., рабочих - 29, детей специалистов - 4, служащих - 64 чел. [6, с.94]. Новым явлением стало в отставание среднего светского образования от потребностей вузов.

Характерна для времени докладная записка директора Дагестанского медицинского института Муслима Нахибашева в секретариат Дагобкома ВКП(б) в октябре 1932 г., в которой говорилось: «Дагмединститут создан главным образом для подготовки национальных кадров из дагестанцев, северокавказских нацоб-ластей. Однако опыт показал, что среди национальностей Дагестана и Северного Кавказа нет еще достаточного количества лиц, подготовленных для поступления в институт, поэтому стало необходимым иметь еще в течение 2-3 лет подготовительную группу, т.е. до выпуска студентов из своего медрабфака. Существующий Дербентский вечерний медрабфак на тюркском языке не дал нам в этом году ни одного студента и не в состоянии в ближайшие годы обеспечить нас контингентом. Необходимо этот рабфак реорганизовать при мединституте» [3, д.1793, л.67,68].

Для расширения сферы влияния светских знаний наличие и функционирование сельскохозяйственного и медицинского институтов в республике - это революционный скачок, в силу наличности в них, прежде всего научного естествознания. Это понимание присутствовало на верхних ступенях власти республики.

15 июня 1933 г. на бюро Дагобкома ВКП(б) обсуждались «Итоги обследования Дагестанского плодо-виноградного института», где отмечалось, что молодой институт из трудностей организационного этапа вступил в полноценное развитие. Были найдены и шероховатости, которые намечено было ликвидировать.

Правительство Дагестана обязывалось улучшить материально-бытовые условия профессорско-преподавательского состава, признать целесообразность перевода Дербентской зональной станции в учебное хозяйство ДПВИ и организации на этой базе научно-исследовательского учебного комбината [3, д.2705, л.42-45].

Постоянной заботой республиканского руководства было увеличение рабочей прослойки студенчества в молодых дагестанских вузах. Молодые вузы Дагестана нуждались еще, а в высококвалифицированных преподавательских кадрах, в укреплении материальной базы. В первые годы недостаточная подготовка абитуриентов в сочетании с другими трудностями приводили к большому отсеву студентов.

Отсев студентов из вузов превращался в целое социально-экономическое явление. В 1932-1933 учебном году из 189 студентов мединститута в течение учебного года отсеялось 89 человек [7]. В пединституте основной причиной отсева становилось слабое знание студентами русского языка, особенно из сельских школ. Отсев наносил большой материально-экономический и моральный ущерб вузам и республике в целом, поэтому в декабре 1932 г. власти запретили, без разрешения СНК ДАССР расширение контингента студентов. Норма набора дагестанцев в вузы была доведена до 75 %.

По всей стране к 1935 г. в несколько раз увеличилось число специалистов, занятых в народном хозяйстве: с высшим образованием - почти в 4 раза, со средним образованием - более чем в 5 раз [8]. А в области медицины и просвещения все еще остро ощущалась нехватка специалистов. Это было подмечено на XVII съезде партии, потребовавшим от правительственных органов повышения внимания на развитие высшего медицинского и педагогического образования. В 1935 г. на строительство новых зданий медицинских институтов по стране из бюджета было отпущено 37,9 млн. рублей, а затраты на высшее педагогическое образование в 1935 г. составили по всей стране 340 млн руб. [9].

В годы первой пятилетки в культурное строительство и подготовку специалистов из народов Дагестана было израсходовано 82,2 млн руб., что в два раза больше, чем предусматривалось планом. На подготовку кадров из республиканского бюджета СНК ДАССР за 1929-1931 гг. израсходовано 5,8 млн руб. [3, д.1870, л.300].

За 15 лет при новой власти Дагестан обрел новое качество своего развития. В 1934 г. в 1340 дагестанских школах обучалось 140 тыс. учащихся, около 80 % населения республики было грамотным. Промышленность дала 50,3 % всей продукции республики, а число рабочих в промышленности увеличилось в 10 раз (76,2 тыс. чел.) [4, д.3683, л.3]. В сельском хозяйстве республики в 1935 г. на плоскости Дагестана коллективизировано было 67,8 % крестьянских хозяйств, в предгорной части - 49 %, в горной организовывались товарищества по совместному выпасу скота.

В 1935 г. Президиум ВЦИК СССР нашел возможность обсудить вопрос «О состоянии хозяйственного, культурного и светского строительства ДАССР к 15-летию ее существования». Постановление было об-

ращено на улучшение подготовки кадров. НКЗему ДАССР предлагалось организовать при сельхозинституте зооветеринарное отделение и выделить необходимые средства на капитальный ремонт и оборудование института и постройку дома для профессорско-преподавательского состава [3, д.5052, л.148].

О темпах расширения светского образования свидетельствуют факты, что педагогический институт вместе с учительским, открытым в 1935 г. за годы двух первых пятилеток подготовили свыше 750 специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием [10, С.222].

Новый этап развития высшего образования в стране отразило постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой». Советская система высшего образования вступала к новому периоду своего развития. В стране шла ускоренная модернизация, ломающая все старое, иногда во вред себе. Она предъявляла высокие требования к темпам подготовки высококвалифицированных, всесторонне образованных и культурных кадров, способных полностью осваивать новые достижения науки и техники, теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой [10]. Отныне были провозглашены единые для всех вузов страны правила приема в высшие учебные заведения, куда могли поступать все граждане Советского Союза обоего пола в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании полного курса средней школы и успешно выдержавшие установленные для поступления в эти учебные заведения испытания.

ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили решающее значение лекций и практических занятий в обучении студентов. Во всех высших учебных заведениях вводилась система сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных проектов для технических вузов. Для оканчивающих вузы вводились дипломы двух степеней (обычный и с отличием) единого образца. Постановление определяло, «что без научно-исследовательской работы не может осуществляться высшими учебными заведениями подготовка специалистов на уровне требований современной науки и немыслимы подготовка научно-исследовательских кадров и повышение их квалификации» [10,280]. От государства был получен новый солидный импульс развитию высшего образования в стране. Естественно, дагестанские вузы привели свои программы и учебные планы в соответствие с требованиями времени, установили более твердый порядок назначения и использования профессорско-преподавательского состава. Назначение преподавателей - явление, характерное для того времени. Именно в эти годы по решению правительства Российской Федерации Плодови-ноградный институт реорганизуется в Дагестанский сельскохозяйственный с двумя факультетами, новыми научными кабинетами, лабораториями, ветеринарной клиникой и учебно-опытным хозяйством на площади 600 га для практических занятий студентов. В сентябре 1938 г. в нем появились два новых факультета -зоотехнический и ветеринарный, а с сентября 1939 г. и полеводческий факультет. На пяти факультетах сельскохозяйственного института начали готовиться

высококвалифицированные специалисты: агрономы-плодоовощеводы, полеводы, зоотехники, ветеринарные врачи. На 22 кафедрах института работали 63 преподавателя, 5 профессоров, 13 доцентов - кандидатов наук, а в 1940 г. на 35 кафедрах института работали уже 5 профессоров и 20 доцентов и кандидатов наук, 1941 г. институт выпустил 270 квалифицированных специалистов для работы в сельском хозяйстве Дагестана [3, д.5058, л.69,148].

В крупнейшее учебное заведение вырос Дагестанский медицинский институт, став настоящей кузницей высококвалифицированных врачей не только для Дагестана, но и для всего Северного Кавказа. Это прекрасное светское учебное заведение не набирало требуемого количества студентов из коренных народностей Дагестана. В 1936 учебном году в нем обучалось всего 86 дагестанцев [3, д.5058, л.16,21].

В 1937 г. дважды (15 июля и 10 ноября) на бюро обкома ВКП(б) обсуждался вопрос «О положении в мединституте», отмечалось недостаточное количество представителей народов Дагестана среди студентов и неудовлетворительное положение отдельных приглашенных преподавателей. В том же году правительство республики выделило 10 квартир для преподавателей мединститута в доме специалистов, 2 квартиры в кооперативном доме. Приглашенные преподаватели к основной зарплате стали получать надбавку в размере 35 % [11]. Из 75 преподавателей этого института 9 были в должности профессора и 17 человек имели ученую степень докторов и кандидатов наук [3,д.4268, л.35].

Об улучшении материального положения студентов говорит тот факт, что в 1938 г. из 872 студентов 795 получали государственные стипендии, что составляло 91 % [3, д.4248, л.243].

Об интенсивности научной работы преподавателей ДМИ свидетельствует представление в 1940 г. к защите 9 докторских и 21 кандидатской диссертации, а количество студентов в 1939-1940 учебном году перевалило за 1000 [5]. В молодых дагестанских вузах в основном работали приглашенные из центральных городов преподаватели. Одна из настойчивых проблем - подготовка научных и педагогических кадров для быстро растущих вузов и научно-исследовательских учреждений. Аспирантура как форма подготовки научных кадров оправдала себя. Она здесь только начала развертывать свою работу. В 1934 г. в трех высших учебных заведениях работало 22 профессора, 48 доцентов, 28 ассистентов [4, с.210]. Однако нехватка преподавателей являлось слабым звеном первых вузов Дагестана. На 1934-1935 учебный год надо было пригласить в Мединститут профессоров, в пединститут - но обеспечить их квартирами не всегда удавалось, что создавало текучесть. Это обязывало местные органы власти проявлять большую заботу о подготовке своих научных и научно-педагогических кадров для высших учебных заведений и научных учреждений.

Внимание правительства было обращено на повышение количества и качества подготовки научных работников. Вопрос о подготовке научных кадров поднимал еще вышеуказанный июльский Пленум ЦК ВКП(б), который нашел необходимым «в кратчайший

срок расширить кадры молодых научных работников (аспирантов), коренным образом улучшив их подбор и руководство научной работой, а также их материальные условия» [4, с.115]. В 1929-1930 учебном году при высших учебных заведениях и научных учреждениях страны обучалось уже более 3 тыс. аспирантов [12].

Чтобы дать возможность представителям рабочих и крестьян поступить в аспирантуру, в 1930 г. в правила приема были внесены некоторые измерения. Обязательное представление печатных работ при поступлении в аспирантуру было отменено. Кандидаты в аспирантуру стали выдвигаться общественными организациями.

Кандидаты, направляемые в аспирантуру из Дагестана, утверждались на заседании секретариата Дагестанского обкома партии. В 1933 г. в аспирантуре различных учебных заведений и научно-исследовательских институтов обучалось 27 человек из Дагестана [3, д.2166, л.161], в 1926 г. в аспирантуре Научно-исследовательского института народов Востока СССР в Москве училось всего два дагестанца -А. Шамхалов и Г. Гаджибеков. Дагестанское руководство проявляло большую заботу об аспирантах, оказывая им материальную поддержку, нашло возможность установить дополнительную стипендию в 45 руб. [3, д.1286, л.14]. В 1931 г. в аспирантуру Научно-исследовательской Ассоциации национально-колониальных проблем им. Сталина были направлены П.г Алиев и А. Османов, окончившие в свое время Коммунистический университет трудящихся Востока. По представлению Института Дагкультуры несколько раньше в аспирантуру Научно-исследовательского института народов Востока СССР были направлены два языковеда, специалисты лакского и кумыкского языков.

27 июля 1932 г. по решению секретариата обкома ВКП(б) в аспирантуру Центрального института национальной педагогики были направлены С.П. Аб-дуллаев, Ш. Хасбулатов, А. Муллаев, Гадис Гаджиев [3, д.2316, л.68]. В Институте красной профессуры в 1930-1931 гг. обучалось 5 дагестанцев [3,д.2520, л.57]. В кружке по подготовке в Институт красной профессуры в 1932 г. занимались 13 человек [3, д.2168, л.53]. Все члены кружка решением секретариата обкома партии были освобождены от общественных нагрузок и командировок. Для ведения семинарских занятий были привлечены лучшие преподаватели г. Махачкалы.

В ноябре 1938 г. при медицинском и сельскохозяйственном институтах была открыта аспирантура. В 1938 г.в аспирантуре двух институтов обучалось 10 чел., а в 1940 г. в аспирантуре только СХИ было 8 чел. [3,л.5058, л.149]. Начавшаяся война прервала дальнейшую работу аспирантуры.

Республика стала остро нуждаться в инженерах, механиках, геологах, нефтяниках. Их для Дагестана готовили вузы других городов.

В 30-е годы зародилась своеобразная форма подготовки руководителей народного хозяйства через отраслевые академии: промышленная, сельскохозяйственная, финансовая, торговая и другие, рожденные велением времени и сыгравшие заметную роль в под-

готовке и переподготовке хозяйственных руководителей, директоров, руководителей торговых, плановых и других организаций. В тех условиях мобилизация коммунистов и комсомольцев на учебу была оправдана. Российский менталитет еще с петровских времен естественно воспринимал военный, государственный оттенок мобилизации на учебу. Партийные мобилизации в развитии светского образования Дагестана стали необходимостью времени. В «парттысячники» попадали члены партии со стажем руководящей партийной, советской хозяйственной работы не менее 4 лет, а также с партийным стажем не менее 5 лет для рабочих, батраков и не менее 7 лет для служащих. Отбор производился Дагобкомом ВКП(б) с участием представителей других организаций.

Для женщин-работниц и женщин-горянок допускалось снижение партстажа до 3 лет. Для них были созданы специальные подготовительные курсы и повышенные стипендии. Из 225 дагестанских студентов московских вузов в 1932-1933 учебном году 78 % составляли рабочие и крестьяне [6, 105].

В 30-х гг. была сохранена система бронирования мест для национальных республик в ведущих высших учебных заведениях страны. Советское правительство обязало наркоматы республики позаботиться о правильном укомплектовании бронированных мест, усиливать контроль за направлением на учебу наиболее подготовленной молодежи из рабочих и крестьян, создавать для нее лучшие жилищно-бытовые условия. При Президиуме Совета Национальностей ЦИК СССР была создана постоянная комиссия, которая контролировала систему бронирования и руководила ею. По разверстке этой комиссии Дагестану в 19331934 учебном году было выделено 400 мест в высших учебных заведениях Союза ССР.

Многие дагестанцы продолжали получать высшее образование и в вузах Северного Кавказа. Так, в январе 1933 г. в учебные заведения этого региона было принято 200 дагестанцев, при этом особое внимание обращалось на социальный состав студенчества и вовлечение в вузы горянок [13]. Помощь Дагестану выражалась еще и в том, что он получал квалифицированных работников для партийных и советских органов, органов народного образования, преподавателей для высших учебных заведений [14].

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны было подготовлено большое количество кадров высшей квалификации по самым необходимым для Дагестана и наиболее массовым специальностям. Масштаб их подготовки как в самой республике, так и за ее пределами в основном позволял обеспечить нужды развития сельского хозяйства и культуры республики.

По переписи 1939 г. в Дагестане работало уже 2781 человек с высшим образованием (в 1920 г. -около 40 чел., в 1930 г. - 625).

Об успехах развития высшего образования в Дагестане за довоенные годы наиболее наглядно говорят следующие цифры:

Итак, за 20 лет существования новой власти после революции на территории Дагестана выросла сеть высших учебных заведений, сформировалась система

высшего образования, функции которой не прервались даже в годы Великой Отечественной войны.

Литература

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 10 т. Т. 4. М., 1970. С. 113.

2. 10 лет социалистического строительства ДАССР. Статсборник. Махачкала, 1991. С. 10.

3. ЦГА РД. ф. 1-п. 0.1. д. 1010, л. 10.

4. Наука и высшая школа в Дагестане. Документы и материалы. Т. 1. 1918 - июнь 1941. Махачкала.

5. ЦГА РД. Ф. 1-п. 0.1. Д. 3871. Л. 55-56.

6. Эфендиев А.И. Формирование интеллигенции Дагестана, Махачкала. С. 94.

7. ЦГА РД. 0,14. Д..409. Л. 72.

8. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. Док. за 1917-1947 гг.: в 2 т. М.,-Л., 1947.

9. ЦГА РД. Ф. 178-р 0,10. Д. 19. Л. 161.

10. КПСС в резолюциях и решениях съездов. М., в 10т. Т. 5. С. 222.

11. ЦГА РД. Ф. 168-р, 0. 14. Д. 7. Л. 384.

12. Галкин К.Т. Высшее образование, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. М., 1958. С. 37.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36.

Красный Дагестан. 1931.16 нояб.

ЦГА РД. Ф. 22-р. 0. 22. Д. 60. Л. 1.

Там же. Д. 2122. Л. 8.

Там же. Д. 1793. Л. 67-68.

Там же. Д. 27. Л. 27.

ЦГА РД. Ф. 168-р. 0,19. Д. 118. Л. 82.

ЦГА РД. Ф. 1-п. 0.1. Д. 1793. Л. 67-68.

Там же. Д. 2705. Л. 42-45.

ЦГА РД. Ф. 1. 0,1. Д. 1870. Л. 300.

Там же. Д. 3683. Л. 3.

Там же. Д. 5052. Л. 148.

Там же. С. 280.

ЦГА РФ. ф. 1-п, 0. 1. Д. 5058. Л. 6, 9.

Там же. Л. 149.

Там же. Л. 16, 21.

Там же. Ф. 1-п, 0. 1. Д. 4248. Л. 35.

Там же. Л. 243.

ЦГА РД. Ф. 168-р. О. 19. Д. 118. Л. 82. ЦГА РД. Ф. 1-п. 0. 1. Д. 2166. Л. 161. Там же. Д. 1286. Л. 14.

Там же. Д Там же. Д Там же. Д Там же. Д

2316. Л. 68. 2520. Л. 57. 2168. Л. 53. 5058. Л. 149.

Дагестанский осударственный педагогический университет

28 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.