Научная статья на тему 'Рабочие факультеты в практике развития советской высшей школы в 1920-1930-е годы'

Рабочие факультеты в практике развития советской высшей школы в 1920-1930-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ / ПРОЛЕТАРИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / LABOUR FACULTIES / HIGHER SCHOOL PROLETARIZATION / HIGHER SCHOOL DEMOCRATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Тамара Анатольевна

Дана общая характеристика процесса возникновения и становления рабочих факультетов, определены условия и цели этого процесса, приведены количественные показатели форсированных темпов организации рабочих факультетов, на основе архивных источников выявлены особенности и проблемы их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR FACULTIES IN THE PRACTICE OF THE SOVIET HIGHER SCHOOL'S DEVELOPMENT IN 1920-1930

The article gives the general characteristics of forming and growing of labour faculties, conditions and aims of this process are determined. Data are given concerning the rapid growth of labour faculties. According to archives sources and problems of labour faculties' functions are revealed.

Текст научной работы на тему «Рабочие факультеты в практике развития советской высшей школы в 1920-1930-е годы»

Т.А. ВОЛКОВА

РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ В ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В 1920-1930-е годы

Ключевые слова: рабочие факультеты, пролетаризация высшей школы, демократизация высшего образования.

Дана общая характеристика процесса возникновения и становления рабочих факультетов, определены условия и цели этого процесса, приведены количественные показатели форсированных темпов организации рабочих факультетов, на основе архивных источников выявлены особенности и проблемы их функционирования.

T.A. VOLKOVA LABOUR FACULTIES IN THE PRACTICE OF THE SOVIET HIGHER SCHOOL’S DEVELOPMENT IN 1920-1930

Key words: labour faculties, higher school proletarization, higher school democratization.

The article gives the general characteristics of forming and growing of labour faculties, conditions and aims of this process are determined. Data are given concerning the rapid growth of labour faculties. According to archives sources and problems of labour faculties’ functions are revealed.

С приходом к власти большевиков высшая школа была подвергнута глубоким реформам, сущность и содержание которых определялись коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями в советском государстве в 1920-1930-е годы. Между тем курс на реформирование высшего образования отвечал не только историческим задачам страны. Он осуществлялся в условиях складывавшегося тоталитарного режима и был обременен его целями и задачами. Смена модели высшего образования, декларативно нацеленной на ликвидацию неравенства и демократизацию, должна была решить и практические задачи складывавшегося тоталитарного государства, в соответствии с которыми высшей школе предстояло стать одним из инструментов функционирования планово-директивной экономики, проведения идеологической политики и формирования новой социально-классовой структуры.

Тоталитарная практика советского государства в сфере высшего образования включала в себя множество мероприятий. Однако в её рамки не всегда укладывалось многообразие исторического развития. В этих условиях развитие высшей школы порождало множество противоречий, что ярко иллюстрируется функционированием рабочих факультетов в 1920-1930-е годы.

Рабочие факультеты (рабфаки) - это общеобразовательные учебные заведения (или их подразделения) для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить среднее образование [12, с. 231]. Поскольку система подготовки в вузы была существенно перестроена и «средняя общеобразовательная школа перестала существовать как коридор в вузы» [3, с. 600], туда хлынул поток рабочих и крестьян с недостаточным уровнем общеобразовательной подготовки. Исправить ситуацию должны были специальные, обычно вечерние, курсы по подготовке рабочих и крестьян в высшую школу, открывавшиеся в 1919 г. при вузах, школах и в качестве самостоятельных учреждений. Например, в Казани весной того же года были открыты подобные курсы при Казанском губернском отделе народного образования [2, с. 90]. Они стали базой для будущих рабочих факультетов. Первые учреждения типа рабочих факультетов возникли на базе таких курсов в Москве в 1919 г. В соответ-

ствии с постановлением Наркомпросса РСФСР в сентябре 1919 г. предписывалось «открыть при университетах Республики подготовительные курсы, как автономные учебно-вспомогательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу, присвоив им название «Рабочих факультетов» [11]. Законодательно система рабочих факультетов была оформлена декретом СНК РСФСР в сентябре 1920 г.

Однако подготовка рабочей молодежи к обучению в вузе была лишь одной из задач рабочих факультетов. Решительная перестройка системы подготовки в вузы осуществлялась «ввиду твердой проводимой линии решительной пролетаризации вузов и техникумов...» [3, с. 600]. Создание рабочих факультетов было обусловлено необходимостью пролетаризации высшего образования, что отвечало практическим задачам большевиков - укреплению и расширению их социальной базы путем широкого привлечения пролетарской молодежи в ряды новой интеллигенции. Принцип классового отбора лег в основу формирования студенческого контингента рабочих факультетов. По декрету, на рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом и представившие «от фабричного комитета или от коммунистической ячейки удостоверение в том, что принадлежат к классу рабочих или крестьян, не эксплоатирующих чужого труда, и что стоят на платформе Советской власти» [11]. В результате принятых мер росла численность рабочекрестьянской молодежи в вузах. Если на 1 января 1918 г. она составляла всего 8,5% от общего количества студентов, то в 1920 г. - уже 33% [2, с. 90].

Другим важным условием приема на рабочий факультет была принадлежность к партийной и комсомольской организации, а также профсоюзным и советским органам, что достигалось путем широкого использования до 1930-х годов практики командирования, т.е. посылки на учебу представителей соответствующих организаций. Для этого была создана система государственной разверстки вакантных мест. Например, все места в ленинградские рабочие факультеты на предстоящий 1925/26 учебный год (1576 мест) были переданы в разверстку центральным партийным, профсоюзным, советским организациям (570 мест), губернским и низовым организациям в районах (1006 мест) [9]. А в докладе о состоянии работы Татарского обкома партии за 1922 г. говорилось, что «большая кампания проведена была по вербовке в вузы. Обком партии направил в вузы 48 членов партии и в рабфаки - 150 членов РКПб» [6, с. 108].

Организация рабочих факультетов осуществлялась форсированными темпами. Взятый в 1928 г. курс на ускоренную подготовку специалистов, сокращенный курс обучения, узкую специализацию стимулировал рост рабфаков. Как указывает М.Р. Круглянский, всего с 1928 по 1932 г. количество рабфаков в стране увеличилось со 176 до 1025, а численность учащихся в них -с 56,6 тыс. до 339,5 тыс. (табл. 1) [7, с. 22].

Таблица 1

Сведения о количестве рабфаков и численности учащихся в СССР в 1928-1932 гг.

Годы Количество рабфаков Численность учащихся, тыс.

1928 176 56,6

1932 1025 339,5

К 1932/33 учебному году работало свыше одной тысячи рабочих факультетов с общей численностью студентов около 350 тыс. Например, в Ленинграде к началу 1925/26 учебного года существовали такие рабочие факультеты, как университетский, электротехнический, политехнический, педагогический, техноло-

гический, путейский, горный, сельскохозяйственный, лесной, эстонский, института гражданских инженеров, с общей численностью 2271 чел. [8]. В Уфе первый Башкирский рабочий факультет был открыт в 1921 г. В 1930-е годы там же открылись медицинский, сельскохозяйственный, кооперативный рабочие факультеты [1]. Первый Чувашский рабочий факультет был основан в Чебоксарах также в 1921 г., где на следующий год обучался 251 чел., а в 1937 г. в Чувашии действовали пять рабфаков с численностью 876 чел. Динамика численности рабочих факультетов и их студентов в Чувашии в 1922-1939 гг. приведена в табл. 2 [16].

Таблица 2

Количество рабочих факультетов и численность студентов в Чувашии в 1922-1939

гг.

Годы Количество рабочих факультетов Численность студентов

1922 1 (Чувашский рабочий факультет в Чебоксарах) 251

1930 3 (педагогический и сельскохозяйственный в Чебоксарах, индустриально-технический в Шумерле) 476

1932 7 (4 дневных и 3 вечерних) 1390

1937 5 (педагогический, сельскохозяйственный, медицинский в Чебоксарах, лесотехнический в Алатыре, индустриально-технический в Шумерле) 876

1939 3 240

Существенный количественный рост рабочих факультетов имелся в 19201930-е годы в Татарской АССР. Первый такой факультет был открыт при Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина 1 ноября 1919 г. Б.Ф. Султанбеков указывает на одиннадцать рабочих факультетов, действовавших в республике в первой половине 1930-х годов [5, с. 383]. По данным из справки Госплана ТАССР о подготовке кадров за 1928-1932 гг. в городе Казань численность рабочих факультетов выросла с 1928 по 1932 г. с двух до двадцати одного, что составило 1050% роста. При этом количество вузов увеличилось с пяти до шестнадцати и составило 330% роста (табл. 3) [3, с. 602].

Таблица 3

Вузы, втузы и рабочие факультеты в городе Казань в 1928-1932 гг.

Годы Вузы и втузы Рабфаки

1928 5 - 100% 2 - 100%

1932 16 - 330% 21 - 1050%

Это свидетельствует об активизации деятельности вузов по организации рабочих факультетов: многие казанские вузы создавали несколько рабочих факультетов. Например, Казанский сельскохозяйственный институт им. А.М. Горького организовал рабочие факультеты в городах Казань, Елабуга, селе Богатые Сабы.

Среди рабочих факультетов, действовавших в Татарии, в современной литературе обычно называются рабочие факультеты Казанского государственного университета, Казанского политехнического института, Восточно-

педагогического института и Татарский рабочий факультет, располагавшиеся в Казани [2,

с. 90; 5, с. 383]. Вместе с тем организация рабочих факультетов активно осуществлялась на местах, что зафиксировано, в частности, в докладной записке От-

дела народного образования Казанского горсовета о подготовке кадров профтехобразования за 1927-1930 гг.: «Реформированы как особо существовавшие хозрасчетные курсы по подготовке в вузы, перекинулись в самые рабочие районы и непосредственно в предприятия отделения рабфаков, в вечерние рабфаки и т.д.» [3, с. 600]. На основании материалов Национального Архива Республики Татарстан (НАРТ) мы насчитываем семь рабочих факультетов в составе казанских вузов, располагавшихся в 1930-е годы в городах Елабуга, Чистополь, Свияжск Верхне-Услонского района, Набережные Челны, селе Богатые Сабы. В городах Елабуга и Чистополь работали по два рабочих факультета, в остальных населенных пунктах по одному. Их организаторами выступили Казанский сельскохозяйственный институт им. А.М. Горького (рабфаки в городе Елабуга и селе Богатые Сабы), Казанский финансово-экономический институт им. В.В. Куйбышева (рабфак в городе Елабуга), Казанский медицинский институт (рабфак в городе Чистополь), Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина (рабфак в городе Чистополь), Казанский институт советского строительства (рабфак в городе г. Свияжск Верхне-Услонского района) и Казанский государственный ветеринарный институт им. Н.Э. Баумана (филиал рабфака в городе Набережные Челны). Эти данные приведены в табл. 4.

Таблица 4

Рабочие факультеты в населенных пунктах Татарской АССР (кроме города Казань) в 1930-1941 гг.

№ п/п Наименование вуза Место расположения филиала рабочего факультета Годы существования рабочего факультета*

1. Казанский сельскохозяйственный институт им. А.М. Горького г. Елабуга 1930-1940

2. Казанский финансово-экономический институт им. В.В. Куйбышева г. Елабуга 1931-1935

3. Казанский медицинский институт г. Чистополь 1931-1941

4. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина г. Чистополь 1932-1937

5. Казанский институт советского строительства г. Свияжск Верхне-Услонского района 1932-1935

6. Казанский сельскохозяйственный институт им. А.М. Горького с. Богатые Сабы 1933-1935

7. Казанский государственный ветеринарный институт им. Н.Э. Баумана г. Набережные Челны 1934-1935

* Датируются по содержания документов

Рабочие факультеты создавались при отраслевых вузах и управлялись соответствующими народными комиссариатами. Непосредственное руководство осуществлялось дирекцией вуза, которая контролировала материальное, кадровое, методическое обеспечение, организацию набора и численный состав студентов. Например, учебный процесс в набережночелнинском филиале рабочего факультета Казанского государственного ветеринарного института (КГВИ) осуществлялся под методическим руководством соответствующих учебно-методических секций рабфака института, которые отправляли в Набережные Челны методические письма о реализации программ по различным дисциплинам, а также тезисы тех методических докладов, которые ставились на заседаниях секции с конкретными предложениями организации учебно-

го процесса. Так, обеспечение учебными программами по истории, обществоведению, литературе, географии, языкам возлагалось на общественно-литературную секцию рабочего факультета КГВИ. В конце каждого месяца посылались рабочие планы на следующий месяц, и обеспечивалось получение из на-бережночелнинского филиала отчетов по их выполнению. Вместе с тем руководством секции подчеркивалось, что планы, посылаемые в набережночелнин-ский филиал, не должны являться обязательными, а лишь примерными [13]. Дирекция рабочего факультета определяла нормы численного состава студентов и регламентировала количество учебных групп в филиале. Что касается финансового обеспечения деятельности набережночелнинского филиала рабочего факультета, оно включало заработную плату преподавателям и служащим, стипендию студентам, дотационные и прочие единовременные выплаты (например, на жилье студентам, питание, поощрения), закупку учебников и пр.

Создание рабочих факультетов при вузах давало возможность использовать в учебной работе оборудование, лаборатории, кабинеты и укрепляло их связь с высшей школой. Однако это утверждение верно, скорее, для рабочих факультетов, располагавшихся на площадях вузов. И в их деятельности имелось много организационных и учебных проблем, вызванных слишком быстрыми темпами создания системы рабфаков и слабыми финансовыми государственными вливаниями. А на периферии эти проблемы усугублялись дальностью расстояния, плохими дорогами, бюрократическими препонами, безынициативностью местных властей, отсутствием кадров и пр. Например, источники указывают на наличие таких характерных трудностей функционирования рабфаков, как неукомплектованность преподавательского и студенческого состава, нехватка учебной литературы, невыплаты заработной платы преподавателям и административно-техническому персоналу, плохое питание студентов, необеспеченность их жильем, необходимость постоянного участия в сельскохозяйственных работах, нехватка учебных площадей (а нередко и их отсутствие!). Плачевным результатом подобного положения дел становилось низкое качество обучения. Да и сама специфика студенческого контингента, набиравшегося по директивно установленным нормам, во многом определяла характер возникавших в учебно-воспитательном процессе проблем. Как свидетельствуют источники, постоянными были проблемы качества знаний студентов и их дисциплинарного поведения [15]. Особенно это касалось студентов новых наборов, малограмотных и слабо дисциплинированных (нередки были случаи распития спиртных напитков, прогулов, воровства, да и просто несоблюдения элементарных правил поведения в обществе). Одним из методов учебно-воспитательной работы в рассматриваемом нами набережночелнинском филиале рабфака КГВИ стало прикрепление преподавателей к отдельным группам с тем, чтобы они могли «заниматься изучением учеников, организовав помощь отстающим, следя за дисциплиной в группе и т.д.» [14, л. 1]. Кроме того, преподаватели были прикреплены и к общежитиям с требованием посещать их один раз в шестидневку. Ставилась задача «дать понять студентам о добросовестном отношении к учебе и о дисциплине. В особенности стипендиаты должны понять важность затрачиваемых на них государством средств» [14, л. 3]. Так, 1934/35 учебный год был объявлен годом работы ударного порядка, дисциплины и аккуратного отношения к работе [14, л. 3]. Нередко в источниках встречаются требования со стороны преподавательского состава рабфаков обязательного сохранения как вступительных, так и итоговых экзаменов и даже организации по перифе-

рии сети курсов по подготовке на рабочие факультеты (подготовка к подготовке в вуз!).

Вместе с тем в ходе этой практики реализовывалась противоположная по своей сути, демократическая тенденция развития высшей школы. И, несмотря на во многом декларативный характер демократических преобразований в высшей школе, одним из инструментов которых и выступили рабочие факультеты, в эти годы через толщу невежества рождались тяга к знанию, новаторство и раскрывался огромный человеческий потенциал. Вот, например, одна из характеристик студентов рабфаков: «Те образчики рядовых «рабфаков», что попадали в мое поле зрения, - это все народ скромный, духовно крепкий, работящий, искренно относящийся к делу. Тип, должен сказать, необычайно привлекательный и многообещающий. Их основной интерес -в приобретении знаний, на которые они набрасываются прямо с жадностью, пламенея самой чистой, даже восторженной верой в спасительность и величие науки» [10, с. 245]. Историки педагогики отмечают, что в 1920-е годы вузы становятся «экспериментальной площадкой», на которой апробируются новые методики, программы, технологии высшего образования. И несомненным положительным результатом явились широкое развитие активности и самодеятельности студентов в процессе овладения знаниями, укрепление связи теории с практикой, обучения с жизнью [4, с. 375]. К.А. Тимирязев, выступая с приветствием к первому русскому рабочему факультету, так говорил об этих нововведениях: «Наука и демократия - тесный союз знания и труда - десятки лет были моим любимым призывным кличем, и в сегодняшнем вашем собрании я вижу начало осуществления одного из важнейших проявлений его в жизнь» [17, с. 42].

Итак, в истории российской высшей школы 1920-1930-е годы составляют особую главу. Складывавшееся тоталитарное государство приступило к реорганизации всей системы образования и построению её в духе новой, советской действительности, начав с «борьбы» за пролетаризацию студенчества, а также за новые формы и методы подготовки специалистов. В этих условиях именно рабочие факультеты стали эффективным инструментом образовательной политики, позволившим государству в исторически короткие сроки решить проблему кадрового обеспечения развития экономики. Таким образом, несмотря на то, что строительство новой высшей школы часто сопровождалось отказом от дореволюционных достижений, примитивизацией и потерей качества образования, успех в этой сфере с точки зрения поставленных советской властью задач был очевиден.

Литература

1. Баишев И.Н. Рабочие факультеты / И.Н. Баишев [цитировано 11 августа 2007]. http://www.uic.bashedu.ru/encikl/rrrr/rab_fak.htm.

2. Гарипова З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941) / З.Г. Гарипова. Казань: Магариф, 2004. 167 с.

3. История Казани в документах и материалах. XX век / под ред. Р.У. Амирханова. Казань: Магариф, 2004. 711 с.

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева [и др.]; под. ред. З.И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.

5. История Татарстана / Б.Ф. Султанбеков [и др.]. Казань: ТАРИХ, 2005. 544 с.

6. Казанский университет. 1804-1979. Очерки истории. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979.

304 с.

7. Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны / М.Р. Круглянский. М.: Высш. шк., 1970. 315 с.

8. Ленинградская правда. 1925. 1 августа (№ 174).

9. Ленинградская правда. 1925. 5 августа (№ 177).

10. Мещеряков Н. Новое студенчество / Н. Мещеряков [цитировано 11 августа 2007]. http://www.ruthenia.rU/sovlit/j/274.html.

11. Московский университет. 2003. № 21.

12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бада; редкол. М.М. Безруких [и др.]. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.

13. Производственные планы общественно-литературной секции рабочего факультета КГВИ на 1934-1935 уч. г. // НАРТ. Ф. Р - 4557. Оп. 1. Д. 3. Л. 41.

14. Протокол № 1 заседания педагогического совета набережночелнинского филиала рабочего факультета КГВИ от 07.09.1934 // НА РТ. Ф. Р - 4557. Оп. 1. Д. 1.

15. Протокол № 1 производственного собрания группы № 5 // НАРТ. Ф. Р - 4557. Оп. 1. Д. 5. Л. 2-3.

16. Сергеев Т.С. Рабочие факультеты / Т.С. Сергеев // Энциклопедия [цитировано 11 августа 2007]. Энциклопедия епс.сар.ги/ореп^р?і<і=4&І-=20.

17. Тимирязев К.А. Наука и демократия: сб. статей. 1904-1919 гг. / К.А. Тимирязев. Л.: Раб. изд. «Прибой», 1926. 432 с.

ВОЛКОВА ТАМАРА АНАТОЛЬЕВНА РОДИЛАСЬ в 1968 г. Окончила Алтайский государственный университет. Старший преподаватель Камской государственной инженерно-экономической академия г. Набережные Челны. Область научных интересов - высшее образование в Республике Татарстан. Автор 17 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.