Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ БАКУ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

К ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ БАКУ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
aрхитектура / Баку / старый город / современное градостроение / архитектурные традиции / модерн / Центр Гейдара Алиева / architecture / Baku / old city / modern urban planning / architectural traditions / modern / Heydar Aliyev Center

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алиева Эльмира Рафаельовна

Столица Азербайджана город Баку является одним из городов мира, славящихся своими архитектурными памятниками. С одной стороны, своей удивительной самобытностью здесь отличаются постройки старого города, а с другой – созданы интереснейшие образцы современной архитектуры. Образуя неразрывное единство, они придают городу неповторимый колорит. Основное внимание уделяется обзору новейших архитектурных форм, появившихся в постсоветский период. Показано, что построенные в последние годы новые здания, созданные в различных стилях, в том числе с привлечением наиболее известных архитекторов современности, не просто в полной мере отражают современные стандарты, требования сегодняшнего дня, но и относятся к числу лучших, получивших признание на мировом уровне. Строительные работы в столице находятся на подъеме, и вскоре появятся новые выдающиеся архитектурные памятники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF BAKU ARCHITECTURE: TRADITIONS AND MODERNITY

The capital of Azerbaijan, Baku, is one of the cities in the world famous for its architectural monuments. On the one hand, the buildings of the old city are distinguished here by their amazing originality, and on the other hand, the most interesting examples of modern architecture have been created. Forming an inextricable unity, they give the city a unique flavor. The main attention is paid to the review of the latest architectural forms that appeared in the post-Soviet period. It is shown that new buildings built in recent years, created in various styles, including with the involvement of the most famous architects of our time, not only fully reflect modern standards and the requirements of today, but are also among the best, recognized at the world level . Construction work in the capital is on the rise, and new outstanding architectural monuments will soon appear.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ БАКУ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

13. Konoplyov B.N. Osnovy fil'moproizvodstva / V. S. Bogatova. - 2-e izd. - M.: Iskusstvo, 1975. - 448 s.

ФОМЕНКО СОФИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант факультета истории искусства, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) (sofi20001434@gmail.com)

ФОМЕНКО МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат философских наук, доцент, кафедра истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (maryfom@mail.ru).

УГРЮМОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра документоведения, истории государства и права, Российский технологический университет - МИРЭА (mugruymova@mail.ru).

FOMENKO, SOFIA A. - master's student at the Faculty of History of Art, Russian State Humanitarian University (RGGU) (sofi20001434@gmail.com)

FOMENKO, MARINA V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Russian Economic University. G.V. Plekhanov (maryfom@mail.ru).

UGRYUMOVA, MARIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Document Management, History of State and Law, Russian Technological University - MIREA (mugruymova@mail.ru).

УДК 94(479.24):72 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-139-144

АЛИЕВА Э.Р.

К ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ БАКУ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ключевые слова: aрхитектура, Баку, старый город, современное градостроение, архитектурные традиции, модерн, Центр Гейдара Алиева.

Столица Азербайджана город Баку является одним из городов мира, славящихся своими архитектурными памятниками. С одной стороны, своей удивительной самобытностью здесь отличаются постройки старого города, а с другой - созданы интереснейшие образцы современной архитектуры. Образуя неразрывное единство, они придают городу неповторимый колорит. Основное внимание уделяется обзору новейших архитектурных форм, появившихся в постсоветский период. Показано, что построенные в последние годы новые здания, созданные в различных стилях, в том числе с привлечением наиболее известных архитекторов современности, не просто в полной мере отражают современные стандарты, требования сегодняшнего дня, но и относятся к числу лучших, получивших признание на мировом уровне. Строительные работы в столице находятся на подъеме, и вскоре появятся новые выдающиеся архитектурные памятники.

ALlYEVA, E.R.

ON THE HISTORY OF BAKU ARCHITECTURE: TRADITIONS AND MODERNITY

Key words: architecture, Baku, old city, modern urban planning, architectural traditions, modern, Heydar Aliyev Center.

The capital of Azerbaijan, Baku, is one of the cities in the world famous for its architectural monuments. On the one hand, the buildings of the old city are distinguished here by their amazing originality, and on the other hand, the most interesting examples of modern architecture have been created. Forming an inextricable unity, they give the city a unique flavor. The main attention is paid to the review of the latest architectural forms that appeared in the post-Soviet period. It is shown that new buildings built in recent years, created in various styles, including with the involvement of the most famous architects of our time, not only fully reflect modern standards and the requirements of today, but are also among the best, recognized at the world level . Construction work in the capital is on the rise, and new outstanding architectural monuments will soon appear.

С древних времен Баку исторически считался одним из старейших городов не только Кавказа, но и всего Ближнего Востока. Возведенные на высоком уровне в различных архитектурных стилях памятники этого города с многовековой историей превратили его в один из мировых центров зодчества. С этой точки зрения город, синтезировавший архитектурные стили Востока и Запада, со временем выглядел все более привлекательным.

Древние памятники архитектуры Баку, являясь символами Азербайджанской культуры и истории, вошли в сокровищницу мирового зодчества. Ичери-шехер (Внутренний Город), будучи бесценным достоянием мировой архитектуры, является величественным образцом формировавшегося в Азербайджане на протяжении столетий искусства градостроительства. Возведенные здесь Девичья Башня, крепостные стены, комплекс Дворца Ширваншахов, мечети, бани, караван-сараи и другие строения прославили Баку на весь мир.

Хотя Баку с давних времен был известен как нефтяной город, начало промышленной нефтедобычи со второй половины XIX века оказало влияние на его преображение в современный город с неповторимым обликом. В Баку, благодаря бурному росту превратившемся в крупный промышленный центр, значительное развитие получили градостроительство и архитектура.

Стремительное расширение города во второй половине XIX - начале XX вв., в результате превращения Баку в крупнейший центр нефтяной промышленности, внесло свой вклад в развитие системы городского планирования и ландшафтной архитектуры. Благодаря деятельности известных архитекторов Европы того времени, наряду с усилиями представителей

азербайджанской национальной школы зодчества, в Баку возникли уникальные памятники архитектуры на основе синтеза европейского и восточного стилей, что обогатило облик города новыми современными зданиями. Эта традиция была продолжена и в последующих этапах истории Азербайджана. Построенные в советское время административные здания, театры и музеи, библиотеки и концертные залы, спортивные комплексы и жилые массивы, разбитые сады и парки завершили панораму Баку XX столетия. Одно из знаменитых зданий того времени, возведенное в форме латинской буквы «О» обращенное основным фасадом на площадь Низами (архитектор К. Сенчихин) вошло в историю под названием «Монолит» [1, с. 328].

Основным направлением приоритетной творческой деятельности азербайджанских архитекторов в 50-е гг. XX века стало переустройство центральной части Баку. Центр города подвергся существенной перестройке. Было возведено множество новых зданий. Построенные в 50-60 годы административное здание Министерства Внутренних Дел Азербайджанской Республики, здание бакинского филиала бывшего Центрального Музея В.И. Ленина (1954; 1955, архитектор Г. Меджидов), здания Республиканской Библиотеки им. М.Ф. Ахундова (1960, архитектор М. Гусейнов), Азербайджанского Государственного Театра Драмы (1960, архитектор Г. Ализаде при участии М. Мамедова), Центрального Универмага (1961, архитектор Н. Кенгерли) и др. украсили архитектурный облик Баку [8].

В 1960 годы в истории развития азербайджанского градостроительства и архитектуры начался качественно новый этап. В этот период Баку превращается в большой город столичного типа. В самых достопримечательных местах Баку были созданы прекрасные архитектурные ансамбли, возведены современные здания, определившие лицо города. Так, по проектам архитекторов М. Гусейнова, Г. Алескерова и А. Гусейнова, несущим в себе элементы национального зодчества, в Баку были построены десятки зданий, такие как гостиницы «Москва» (1978), Азербайджан (1980), дворец «Гюлистан» (1978) [2, с. 185].

Построенные в Баку в 1960-е - начале 1980-х гг. архитектурные здания Государственного Цирка (А. Исмайлов, Ф. Леонтьева), Дворца Республики (В.С. Шульгин, Б.И. Гинзбург, Э.Р. Мехлеседеков, инженер К. Керимов), гостиниц «Баку» (Г. Меджидов), «Карабах» (Э.Р. Мехлеседеков) «Апшерон» Бакинского Железнодорожного вокзала (Ш. Зейналова, Ю.Н. Козлов, Х. Рагимова), Исполкома Наримановского района (Т. Ханларов), «Дворца бракосочетания» (И. Алиев) сыграли большую роль в формировании облика города [8]. В 1982 году был утвержден генеральный план города Баку, превратившегося к тому времени в крупный промышленный и культурный центр бывшего Союза.

Распад СССР привел к длительному застою в сфере строительства по всей стране, в том числе и в Баку. Переход от социальной плановой экономики к рыночной не мог пройти бесследно для облика города: строительные предприятия прекратили работу, многие здания остались незавершенными.

Лишь относительное уменьшение последствий переходного периода, возникновение первичных признаков роста в экономике страны привели со второй половины 90-х гг. к появлению в Баку новых зданий. Согласно генплану Баку, до 2000 года предполагалось объединение разделенных ныне промышленной зоной (восток-запад) строительных районов по планово-архитектурному и пространственно-объемному принципу, использование, с учетом ограниченности площадей, непригодных к разработке нефтяных промыслов и территорий некоторых переносимых на другие места производств. В соответствии с планом, город Баку должен был быть расширен, предусматривалась закладка новых жилых массивов, что при изменении географического расположения и параметров, придало бы ему новый архитектурно-художественный вид.

Реформы по обеспечению экономического, социального, культурного развития, проводившиеся в то время по всей стране, стремительно изменили и облик Баку. Высотные здания, затмевающие красотой друг друга, обустроенные дороги, великолепные мосты, удобные, ублажающие человеческий взор парки, современные университетские кампусы, новые жилые комплексы, бизнес-центры, всемирно известные гостиничные бренды преображают Баку в современный мегаполис. Новые символы современного Баку - «Башни пламени», дворец «Кристал Холл», Центр Гейдара Алиева - возникли всего за несколько лет [4, с. 13]. В панораме этих потрясающих изменений были сохранены неповторимые архитектурные традиции Баку,

воплотившие в себе цивилизацию Востока и Запала. С одной стороны, древние исторические здания, а с другой, - шедевры современного зодчества. Именно в этом кроется одна из причин потока иностранных туристов в Баку.

На пороге XXI столетия Баку постоянно развивается, меняя внешний вид благодаря новым строениям и архитектурным памятникам. Некоторые из них заслуживают внимание своей уникальностью и великолепием. Среди новых архитектурных сооружений величественностью отличается Центр Гейдара Алиева. Центр Гейдара Алиева был учрежден распоряжением Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева №1886 от 29 декабря 2006 года [10, с. 1 ]. Центр осуществляет систематическую работу по глубокому изучению и широкой пропаганде политической деятельности Гейдара Алиева и его руководства Азербайджаном, а также сохранению азербайджанской истории, языка, культуры, национально-духовных ценностей.

Центр Гейдара Алиева, считающийся жемчужиной мирового зодчества, является одним из символов современного Баку. Фундамент его здания был заложен 10 сентября 2007 года [9, с. 1]. Церемония официального открытия Центра была проведена 10 мая 2012 года, 89-ю годовщину со дня рождения ощенационального лидера Гейдара Алиева [7, с. 2]. Этот комплекс, возведенный на проспекте Гейдара Алиева по проекту всемирно известного зодчего, лауреата Прицкеровской премии Захи Хадида, обладает уникальным архитектурным строением, воплотившим модернизм и своеобразие. Общая площадь Центра составляет 15,93 га. На 2-х гектарах расположено главное здание и другие сооружения, а 13,93 га. занимает ландшафт. В комплексе расположены музей, выставочные залы, аудиториум (конференц-зал) на 967 мест, 2 многофункциональных зала, медиа-центр, административные помещения, кафе и ресторан.

В списке из двенадцати наиболее крупных и великолепных образцов архитектуры за 2012 г., составленном авторитетным американским журналом «Архитектурал дайджест», Центр Гейдара Алиева в Баку оказался в первой пятерке [13]. Журнал, информируя о проекте, отмечает, что это сооружение с конференц-залом на широкую аудиторию и музеем играет важную роль в формировании нового облика столицы Азербайджана.

Центр осуществляет проекты, способствующие признанию и продвижению на международной арене истории, культуры Азербайджана, его языка, иного национального достояния, поддерживающие различные сферы науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта, экологии и экономики и служащие их развитию. Многие при первом взгляде на архитектурный проект Центра Гейдара Алиева считали, что его реализация будет чудом. Возведение этого необычного, структурно сложного здания даже теоретически казалось нереалистичным. Строение волнообразно возвышающегося от земли, а, затем, вновь стекающего к ней здания отражает не только постмодернистские архитектурные тенденции, но и, одновременно, воплощает длительность и бесконечность. Линии на здании устанавливают взаимодействие прошлого с будущим. Гармония и взаимосвязь внутреннего и внешнего дизайна здания делают это пространство близким каждому. Поскольку Центр ставит цель объединения всех без возрастных, расовых, языковых, половых различий вокруг своих идей. Белый цвет сооружения помимо символизации ясного будущего, способствует выделению особых элементов. Благодаря белому цвету лучи света, скользя по поверхности, подчеркивают избранные штрихи проекта. Логотип Центра символизирует взоры из прошлого Азербайджана в будущее, его прогресс и завтрашний день. Серебряный цвет логотипа взывает к преодолению всех преград и поступательное движение к цели.

Линии логотипа, будучи созвучны с идеей здания Центра Гейдара Алиева, олицетворяют динамичное развитие Азербайджана, его стремление к первенству в международном сообществе, его движение в будущее с сохранением ценности привязанности к Родине и народу. Логотип Центра Гейдара Алиева, символически отображая, возложенные на это учреждение функции, прославляет также лозунг передачи последующим поколениям национальных и общечеловеческих ценностей, традиций государственности. Лозунг Центра «В будущее с ценностями!» проистекает из этих идей.

Одним из построенных В Баку в последнее время в прекрасном архитектурном стиле сооружений является здание Фонда Гейдара Алиева. Официальная церемония открытия здания состоялось 10 мая 2004 года. Выступая на данном мероприятии, И. Алиев отметил, что спроектировал это здание Г. Алиев [6, с. 1-2].

Построенный в Баку с целью дальнейшего развития и пропаганды искусства мугама в Азербайджане Международный Центр Мугама стал еще одним архитектурным украшением города. Строительство этого Центра, являющегося одним из крупнейших проектов, занимающих особо значимое место в деятельности Фонда Гейдара Алиева по сохранению и широкому распространению в мире наших духовных ценностей, было осуществлено по инициативе президента Фонда, посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутата Милли Меджлиса Мехрибан Алиевой.

Международный Центр Мугама является трехэтажным зданием общей площадью 7,5 тыс. кв.м. По форме здание напоминает элементы старинного азербайджанского музыкального инструмента тара. Оборудование для этого сооружения, построенного по самым современным технологиям, было приобретено в Италии, Австрии, Франции и Турции. При строительстве использовано более 2 тысяч стекол разного размера.

В Международном Центре Мугама, являющемся плодом сотрудничества Азербайджана и ЮНЕСКО, имеется концертный зал на 350 мест, ресторан, вмещающий 80 посетителей, студия звукозаписи. Здание оборудовано современными системами вентиляции и отопления. В стилизованном под гриф тара коридоре расположены бюсты видных азербайджанских исполнителей мугама и ресторан «Уд». В целом, здание Международного Центра Мугама вписывается в городскую среду и делает Баку еще краше.

Комплекс «Башни пламени» превратился в символ нынешнего Баку. На строительство этих зданий высотой 190 метров было затрачено 350 мпн. Американских долларов. «Башни пламени» стал победителем номинации «Лучший отель и туристический центр» на конкурсе «MIPIM 2013», являющимся крупнейшим инвестиционным проектом на европейском рынке недвижимости. Название сооружения «Башни пламени» тоже не случайно. Оно отсылает к традиционному определению Баку как «страны огней». Согласно опросу градостроительного фонда «Skyscrapercity.com», система освещения «Flame Towers», ставшего неповторимым украшением бакинской панорамы и отныне его символом, была признана лучшей в мире.

Один из архитектурных комплексов Баку «Хрустальный Зал» был сооружен в 2012 году в преддверии конкурса «Евровидения». Строительство здания, возведенного согласно указу Президента Ильхама Алиева для проведения конкурса «Евровидения-2012», было завершено в течении 8 месяцев. Указом проектирование комплекса, соответствующего международным стандартам, функции заказчика строительных работ, а также организация и координация работ, осуществляемых в процессе возведения объекта, были возложены на Государственный Комитет Имущества. Для обеспечения строительных работ из президентского фонда Госкомимуществу было первоначально выделено 6 млн. манат. Бакинский «Хрустальный Зал» достойно принял конкурс «Евровидения-2012» и потряс гостей нашего города своим великолепием.

Площадь Государственного Флага, созданная по указу Президента Азербайджанской Республики от 17 ноября 2007 года, отличается величественностью [3, с. 1]. Фундамент Площади, олицетворяющей суверенитет, независимость и единство нашего государства был заложен 30 декабря 2007 года в поселке Баил, недалеко от базы Военно-Морских Сил.

Для ускорения строительно-монтажных работ на Площади Государственного Флага из президентского фонда в госбюджете Азербайджанской Республики на 2009 год было выделено 10 млн. манат. Выбранное для Площади место позволяет видеть государственный флаг в разных уголках города. На площади, занимающей 20000 м2, установлена опора высотой 162 метра на основании диаметром 3,2 метра внизу и 1,09 метра вверху. Общий вес сооружения составляет 220с тонн. Общая площадь флага шириной 35, а длиной 70 метров - 2450 кв. метров при приблизительной массе 350 кг. Установленные на Площади герб Азербайджанской Республики, текст государственного гимна и карта страны изготовлены из позолоченной бронзы.

Книга рекордов Гиннеса 29 мая 2010 года подтвердила, что флагшток Азербайджанского Государственного Знамени является самым высоким в мире.

12 мая 2010 года было проведено торжественное открытие «Бакинского Бизнес-Центра», являющегося архитектурным украшением города [11, с. 1-2]. На расположенном на 2025 м2 первом этаже трехэтажного здания «Бакинского Бизнес-Центра» общей площадью 4664 кв. метров находится выставочный зал. Здесь можно проводить различные мероприятия, конференции с количеством участников до 300 человек. В данном помещении имеется современное

оборудование, привезенное из Италии: устройства для перевода, звукоусилители, мониторы и проекторы. На втором этаже площадью 1721 кв. метров расположены три зала для встреч и конференций на двенадцать, двадцать пять и пятьдесят человек, ресторан, вмещающий 250 посетителей, где имеются все условия для удобного пользования.

Заложенный Гейдаром Алиевым еще в 1970-е гг. и также определяющий лицо города Бакинский Морской Вокзал был отремонтирован в 2006 году, став архитектурной достопримечательностью [5, с. 1]. Отвечающий современным стандартам морской вокзал, где установлено самое современное оборудование, обслуживает 1200 пассажиров в день.

Особую прелесть архитектурному облику Баку придает также здание «Музея Азербайджанского Ковра». Фундамент здания, возведенного по инициативе руководителя Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой, был заложен в 2010 году при участии Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. Особое своеобразие этому сооружению придает форма в виде свернутого ковра [12].

Проводимые последние годы значительные реформы, направленные на поощрение туризма, успешное исполнение государственных программ, создание современной инфраструктуры вывели туристический сектор Баку на новый этап развития. Ныне в Баку присутствуют всемирно известные гостиничные бренды - пятизвездочные «Апшерон Мариотт», «Хилтон Баку», «Фор Сизонс Хотел Баку», «Кемпински Бадамдар», «Джумейра Билгях Бич Хотел», «Фейрмонт Баку», «Эксельсиор» и др. Все это привело к увеличению туристического потока в Баку в 2,5 раза в 2013 году по сравнению с 2003 годом [4, с. 37].

Одним из бытующих ныне эпитетов Баку является «культурная столица страны». В Баку имеется множество театральных подмостков, концертных залов, на которых представлены все жанры театрального и музыкального искусства. Одни из этих храмов культуры - Творческая Сцена «УНС», Международный Центр Мугама, Государственный Фонд Кино - были построены в последние годы, другие же - Дворец Гейдара Алиева, Государственная Филармония, Государственный Академический Театр Драмы, Государственный Музыкальный Театр, Государственный Театр Русской Драмы, Государственный Театр Песни, Театр Юного Зрителя, Государственный Театр Кукол, Киноцентр «Низами», Зеленый Театр и другие объекты были открыли свои двери для зрителей после капитальной перестройки [4, с. 84].

Аэропорт, железнодорожный вокзал, морской порт и автовокзал являются основными воротами Баку, расположенного на историческом Шелковом пути. Их функция, конечно, не ограничивается приемом и отправкой пассажиров и грузов. Они должны с первого же мгновения создавать благоприятное впечатление о городе, в котором расположены. С этой целью в Международном Аэропорту Гейдара Алиева, являющегося основной воздушной гаванью, были осуществлены существенные работы по переустройству. В аэропорт сдан в эксплуатацию крупный грузовой терминал, построен великолепный аэровокзальный комплекс. Из Баку производятся международные авиарейсы в более чем 50 городов мира. Современный Международный Аэровокзальный Комплекс Баку привлекает внимание оригинальной архитектурой и многофункциональностью. Здесь созданы все условия для удобства пассажиров.

Литература и источники

1. История Азербайджана. В 7 т. Т. VI. - Баку, Элм, 2008.

2. История Азербайджана. В 7 т. Т. VII. - Баку, Элм, 2008.

3. Указ Президента Азербайджанской Республики «О создании в столице Азербайджанской Республики городе Баку Площади Государственного флага» // Азербайджан. - 2007. - 18 ноябрь.

4. Баку. 2003-2013: цели, развитие, результаты. - Баку, 2013.

5. Бакинский морской вокзал открыт после капитальной реконструкции. // Республика. - 2006. - 22 июнь.

6. В Баку состоялось торжественное открытие Фонда Гейдара Алиева. // Азербайджан. - 2004. - 11 мая.

7. В Баку открылся Центр Гейдара Алиева, состоялась торжественная церемония по случаю 89-летия со дня рождения великого лидера и 8-летия Фонда Гейдара Алиева. // Азербайджан. - 2012. - 11 мая.

8. Азербайджанская национальная энциклопедия. Баку, Научный центр, 2012.

9. В Баку заложен фундамент Центра Гейдара Алиева // Халк. - 2007. - 11 сентября.

10. Указ Президента Азербайджанской Республики о создании Центра Гейдара Алиева. // Республика. - 2006. - 30 декабря.

11. Президент Ильхам Алиев принял участие в открытии Бизнес-центра в Баку. // Азербайджан. - 2010. - 13 марта.

12. https://heydaraliyevcenter.az/

13. Азербайджанский ковер сохраняется как всемирная ценность // Халк. - 2012. -14 март.

References and Sources

1. Istoriya Azerbajdzhana. V 7 t. T. VI. - Baku, Elm, 2008.

2. Istoriya Azerbajdzhana. V 7 t. T. VII. - Baku, Elm, 2008.

3. Ukaz Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki «O sozdanii v stolice Azerbajdzhanskoj Respubliki gorode Baku Ploshchadi Gosudarstvennogo flaga» // Azerbajdzhan. - 2007. - 18 noyabr'.

4. Baku. 2003-2013: celi, razvitie, rezul'taty. - Baku, 2013.

5. Bakinskij morskoj vokzal otkryt posle kapital'noj rekonstrukcii. // Respublika. - 2006. - 22 iyun'.

6. V Baku sostoyalos' torzhestvennoe otkrytie Fonda Gejdara Alieva. // Azerbajdzhan. - 2004. - 11 maya.

7. V Baku otkrylsya Centr Gejdara Alieva, sostoyalas' torzhestvennaya ceremoniya po sluchayu 89-letiya so dnya rozhdeniya velikogo lidera i 8-letiya Fonda Gejdara Alieva. // Azerbajdzhan. - 2012. - 11 maya.

8. Azerbajdzhanskaya nacional'naya enciklopediya. Baku, Nauchnyj centr, 2012.

9. V Baku zalozhen fundament Centra Gejdara Alieva // Halk. - 2007. - 11 sentyabrya.

10. Ukaz Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki o sozdanii Centra Gejdara Alieva. // Respublika. - 2006. - 30 dekabrya.

11. Prezident Il'ham Aliev prinyal uchastie v otkrytii Biznes-centra v Baku. // Azerbajdzhan. - 2010. - 13 marta.

12. https://heydaraliyevcenter.az/

13. Azerbajdzhanskij kover cohranyaetsya kak vsemirnaya cennost' // Halk. - 2012. -14 mart.

АЛИЕВА ЭЛЬМИРА РАФАЕЛЬОВНА_ - старший лаборант, Национальный Музей Истории Азербайджана, докторант (elmirakberova@mail.ru); Orcid:0000-0003-3492-828

ALiYEVA, ELMIRA R. - Senior Laboratory Assistant, National Museum of History of Azerbaijan, doctoral student (elmirakberova@mail.ru); Orcid:0000-0003-3492-828

УДК 94(479.24):316.354 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-144-149

ГОРЛОВА Н.И.

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (2009-2023 гг.)

Ключевые слова: волонтерские объединения, волонтерские программы, государственное волонтерство, волонтерские организации, добровольческая деятельность.

Автором представлен исторический обзор развития института добровольчества в Азербайджане. Статья содержит информацию об основных добровольческих организациях и объединениях, общественных и гражданских инициативах. Анализируется эффективность реализуемых на уровне государства мероприятий с участием волонтерского актива. В статье выявлены предпосылки генезиса и определяющие факторы развития волонтерства на современном этапе, основное содержание добровольчества и отраслевых практик социально значимой деятельности. Особое внимание уделено инновационным подходам к организации волонтерства и роли государства в развитии этой сферы в Азербайджане.

GORLOVA, N.I

DEVELOPMENT OF VOLUNTEERING IN AZERBAIJAN: HISTORY AND PRESENT

Key words: volunteer associations, volunteer programs, state volunteering, volunteer organizations, volunteer activities.

The author presents a historical overview of the development of the institution of volunteerism in Azerbaijan. At the same time, the Article contains information about the main volunteer organizations and associations, public initiatives. The effectiveness of measures implemented at the state level with the participation of volunteer activists is analyzed. The article reveals the prerequisites for the genesis and determining factors in the development of volunteering at the present stage, the main content of volunteerism and the direction of practices of socially significant activities. Particular attention is paid to innovative approaches to the organization of volunteering and the role of the state in the development of this sphere in Azerbaijan.

В Азербайджане волонтерство? в современном понимании этого слова? возникло в 2009 г. после принятия закона о добровольческой деятельности. Необходимо отметить, что среди стран СНГ впервые такой закон был принят именно в Азербайджане. С момента его принятия добровольческие объединения и организации в Азербайджане развивались очень активно [1].

Вместе с тем, своего рода предтечей возникновения волонтерства в Азербайджане стало создание различных благотворительных организаций еще в XIX веке. Среди них, в частности, примечательно появление Мусульманского благотворительного общества, Бакинского мусульманского просветительного общества «Ниджат», Благотворительного общества «Ясли» и еще десятков организаций, в которых работали именно добровольные помощники. Добровольцами служили и пожарные в созданной в 1886 г. по инициативе Зейналабдина Тагиева пожарной команде. Работали пожарные на добровольной основе до 1918 г., когда уже в рамках Азербайджанской Демократической Республики получили статус государственных служащих.

В советский период добровольцы активно участвовали в многочисленных субботниках и воскресниках, безвозмездно помогая в строительстве, уборке, благоустройстве городов, восстановлении сельского хозяйства, оказывая помощь населению в селах и деревня. В годы Великой Отечественной войны на территории Азербайджана широко распространилось тимуровское движение, когда дети и подростки брали шефство над семьями военнослужащих, ветеранами, инвалидами, детьми из малообеспеченных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.