Научная статья на тему 'К истокам русской книжности'

К истокам русской книжности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истокам русской книжности»

К истокам

русской

книжности

Испокон веков Иосифо-Волоцкий (Волоколамский) монастырь был центром славянской книжности. Сегодня в нем открывается Библейская экспозиция. О первом Музее Библии в России рассказывает его куратор — профессор кафедры истории Церкви МГУ Ирина Поздеева.

— Открытие Музея Библии — чья инициатива?

— Книги Писания — непреходящая основа, на которой складывалась русская культура и которая помогает ее сохранить и воспроизвести. Тем не менее в России до сих пор нет музея, посвященного их истории. Совершенно не случайно, что идея создать его пришла знаменитому нашему архиерею, владыке Питириму (Нечаеву). Именно он — и это одно из величайших его достижений — впервые после громадного перерыва, в 1968 году, издал полную Библию. И так же не случайно, стремясь насытить Словом Божиим русскую землю, в начале 1990-х владыка открыл небольшую экспозицию истории Библии в Иосифо-Волоцком монастыре, где долгое время был игуменом.

Отсюда особенность построения нашего музея. Первый из трех его залов — мемориальный. Он будет посвящен жизни и деятельности владыки, который был главным инициатором возрождения Иосифо-Волоцкого монастыря. В 1989 году по его личной инициативе одной из первых в стране обитель была передана Русской Православной Церкви.

— А что было в Иосифо-Волоколамском монастыре во время советской власти?

— В монастырских зданиях располагались детдома, в жилом корпусе — школа-десятилетка, которая обслуживала громадную территорию, в скиту — большая больница. В конечном счете, это была та великая благотворительность, которую с самого начала вел монастырь и которая продолжается по сей день. При этом приписанный к монастырю храм в деревне Спирово никогда не за-

В основе музея — личная библиотека владыки Питирима (Нечаева).

Саша

канноне

крывался и много веков, даже во время Великой Отечественной войны, хранил высокие традиции молитвенного служения Господу. Я хорошо все это знаю, потому что больницей заведовала моя матушка, а я окончила здесь школу-десятилетку. Кроме того, в довоенные годы здесь работал прекрасный Краеведческий музей. В нем были собраны замечательные вещи, вплоть до подлинной гостиной из дома Гончаровых в Яропольце. Во время войны не все экспонаты были вывезены, многие погибли. Вновь их собирал и восстанавливал музей учитель истории Алексей Иванович Соколов. Он был на фронте, вернулся и начал эту работу. Сейчас его дочка Наталья Алексеевна преподает в школе в Теряеве и водит экскурсии по монастырю.

— Почему за помощью при создании Музея Библии обратились именно к вам?

— Я выросла в Иосифо-Волоцком монастыре и всю жизнь была с ним связана. С владыкой я познакомилась в 1965 году. Никогда не забуду эту встречу и его первую ознакомительную поездку в Ярополец и другие знаменитые места его епархии. Я их хорошо знала, и он просил меня быть его гидом. Это была воля владыки — чтобы я показала ему края, которые знала с детства. Много лет я была связана и с отцом Иннокентием — правой рукой владыки и по его уходе игуменом монастыря.

— Расскажите о своих родных, своем детстве,

0 той работе, которую ведете сегодня.

— История моей семьи абсолютно точно соответствует истории нашей страны. Оба деда были священниками. Мой любимый дед, отец матери, был расстрелян

1 сентября 1938 года. Это было сфабрикованное дело об антисоветской организации священников Перми. Второй дед умер до прихода советской власти.

Папа — блестящий врач, заведующий железнодорожной больницей — был арестован вместе с дедом и просидел 11 лет в тюрьме. Несколько дядек погибли. Все у меня было, как в каждой третьей русской семье. Когда в 1937 году были арестованы дед и отец, маму долго не брали на работу, и в 1938-м мы переехали в Иосифо-Волоцкий монастырь, где моя мать — опытный педиатр — стала врачом для трех детских домов.

Там я оканчивала школу. Это была блистательная школа с прекрасными педагогами, которая позволила мне завершить учебу с медалью и поступить в Московский университет. В МГУ я занималась историей античности и античной археологией и диссертацию писала по Древним Афинам. Но рабочего места по специальности мне не нашлось. Это было очень тяжело. Пришлось менять тему на археографию, на поиск книг. Несколько лет ушло на то, чтобы стать профессионалом. Так что в итоге у меня оказалось пять специальностей — археология, археография, история античности, история Церкви и кириллической книги. В настоящее время я преподаю на кафедре истории Церкви МГУ и в археографической лаборатории, которую в свое время создала и которой руковожу. Сначала это была археографическая группа, статус лаборатории она обрела в 1991 году. Сейчас это один из ведущих центров по изучению Московского печатного двора и русского старообрядчества. Так что у меня уже есть школа, есть замечательные ученики. За четыре десятилетия работы в экспедициях мы собрали более 4,5 тыс. древних книг. Часть находок была

передана в музеи, в том числе в Музей книги на Украине, но в основном они хранятся в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. Это колоссальный труд, работа всей моей жизни и труд десятков участников наших экспедиций.

— какова судьба собственной дореволюционной библиотеки монастыря — уникальной по числу, сохранности и возрасту изданий?

— Когда мы говорим о библиотеке Иосифо-Волоцкого монастыря, следует помнить, что речь идет прежде всего о рукописях. Это знаменитая рукописная древняя библиотека. Она сохранилась, но после революции была разделена на две части и передана в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (бывшей Ленинской) и в Исторический музей. Эта часть описана мной и моими учениками, а также сотрудниками музея. Впоследствии описание было издано при участии академика Д.С. Лихачева.

— Что войдет в экспозицию создающегося в обители Музея Библии?

— Основа собрания — личная библиотека владыки Питирима. Но в последние годы она постоянно пополняется новыми книгами. Наместник монастыря архимандрит Сергий прилагает колоссальные усилия, чтобы ее расширить. Я была совершенно потрясена, когда однажды у меня зазвонил телефон и я услышала голос архимандрита: «Я в букинистическом магазине в Риме. Что нужно купить для музея?» Когда я поставила вопрос, что нельзя открывать экспозицию без первого московского полного издания Библии (оно вышло в 1663 году на Московском печатном дворе), хотя это было очень сложно,

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Нечаев)

Выдающийся богослов, профессор Московской духовной академии, один из кандидатов на Патриарший престол Поместного собора 6 июня 1990 года. Родился 8 января 1926 года в семье протоиерея Владимира Нечаева, настоятеля Ильинского храма города Козлова Тамбовской епархии. Его предки были священниками с XVII века. В 1943 году поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), в 1945 году — в недавно открывшийся Православный Богословский институт (ныне Московская духовная академия). В 1962 году назначен главным редактором «Журнала Московской

Патриархии», год спустя — председателем Издательского отдела Русской Церкви. В этот момент его главной заботой был выпуск книг Священного Писания и богослужебных книг, а также исследование и публикация древних рукописей и памятников богословия. На этом посту оставался более 30 лет. В 1989 году от Советского фонда культуры избран народным депутатом СССР, в 1990 году — народным депутатом Московского областного совета от Волоколамска.

В 2001 году организовал в МИИТе, где некогда учился, первую среди технических вузов России кафедру теологии и возглавил ее.

Скончался 4 ноября 2003 года. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы.

он его нашел и приобрел. Книга была отреставрирована и заняла в нашей коллекции второе почетное место после Острожской Библии.

Однако создать экспозицию, адекватно освещающую историю и значение книг Писания в мировой цивилизации и российской культуре, один монастырь не может. Мы уже не раз обращались к обществу с просьбой поддержать наше начинание деньгами или книгами. Вы знаете, кто откликнулся? Русская эмигрантка, проживающая в Италии, и журналист из Лос-Анджелеса. Из России, хотя у нас много собирателей, которые имеют уникальные книги, никто не отозвался.

В нашем собрании много пробелов. Я уже три года говорю, что нам абсолютно необходим, скажем, Новый Завет Ивана Федорова. Библия у нас представлена хорошо. Но нет ни одного анонимного издания, совершенно необходимого для такого музея. Анонимными мы называем дофедоровские книги. Ведь Федоров — это только первый известный типограф, а до него были другие, которые выпустили семь изданий. Ни одного из них нам до сих пор не удалось получить. Очень хорошо бы, конечно, получить ранние рукописи — Евангелие, Апостол.

— Каков возраст экспонатов? Скажем, самого древнего из них?

— Есть интереснейший экземпляр Острожской Библии из библиотеки владыки Питирима. Кстати, всего на сегодня известно 344 ее экземпляра. Рассказывая о ней, я обычно спрашиваю у аудитории — сколько, по ее мнению, может быть у нас этих изданий. Называют цифры 5, 10 и, услышав ответ, едва верят. Но так долго не было полных изданий Библии — в ту эпоху издавали Новый Завет, как правило, — и так берегли это, Острож-ское издание, передавая его из поколения в поколение, что до наших времен оно дошло в таком количестве и таком превосходном состоянии. Что касается нашего экземпляра, самое поразительное, что мы знаем всю

«Книга Царств» (издательство «Филлин») — классический образец Livre d'artist — направления полиграфии, возникшего во Франции на рубеже XIX-XX веков. В отличие от обычной книги, в которой оформление играет побочную роль, в Livre d'artist оно самоценно.

его историю — с XVI века до 1910 года. Все прочитано в записях на полях. К Новому году выйдет очередной том конференции, которая проводится систематически в Иосифо-Волоцком монастыре. Там будет моя статья на эту тему.

— Монастырь занимается активной научной деятельностью?

— Монахам вести активную научную деятельность некогда. Это подвижники, которые все свое время и силы отдают Господу. А вот люди, кто предан монастырю, приезжают сюда, чтобы поделиться своими исследованиями. Другое дело, что обитель много издает. Это громадный труд. В нашем музее будет две витрины, посвященные этим изданиям. Ранних подлинников у нас нет. Но выставлены факсимильные издания древнейших Евангелий и Библий начиная с XIII века. Без этого невозможно представить историю Писания. Это истоки русской книжности, которые нельзя не показать.

Это не подлинники, потому что они уникальны и как зеница ока хранятся в крупнейших библиотеках России. Мы обращались к ним. Я составила список, 15 книг: хоть три, говорю, дайте. Отказали. Для того чтобы музею что-то дали, нужно, во-первых, решение министерства, которое выдает специальная коллегия, и во-вторых, нужна громадная страховка. А у нас пока нет ни статуса, чтобы такое соизволение получить, ни денег страховщикам. Слава Богу, у монастыря есть спонсоры. Спасибо им.

— И все-таки, судя по тому, что я вижу, экспозиция представительная. Сколько в ней экспонатов?

— Пока не открыт музей, я вам этого точно не скажу, потому что все время надеюсь, что в последний момент

кто-то нам еще предоставит недостающие книги.

Если говорить о порядке — то в целом будет выставлено от 300 до 400 памятников.

— Музей расположен в трех залах. О мемориальном вы уже сказали. Что будет в остальных двух? — Следующий зал представляет историю Библии в мировой цивилизации. В первых витринах располагаются факсимильные издания ранних рукописей. Далее помещаются памятники XVI, XVII, XVIII и XIX веков и несколько современных изданий. Одна из витрин рассказывает об их бывших владельцах и дарителях. В витрине, посвященной Острожской Библии, показаны ее позднейшие перепечатки. Особая витрина отсылает к XVII веку — Московской Библии 1663 года. Далее — несколько замечательной красоты Библий XVIII века, в том числе знаменитая Елизаветинская. Все эти книги — подлинники. Несколько витрин покажут историю Библии вплоть до XXI века. Наконец, особая часть экспозиции представит библейские книги, в основном из библиотеки владыки, с дарственными автографами. Кроме того, в этом зале будет карта, на которой красными точками показано, где в мире издавали Библию. Это прямая иллюстрация главной идеи нашего музея, что Священное Писание — это основа духовной культуры человечества.

Третий зал вызовет наибольший интерес. Он посвящен русской святости. Здесь много подлинников XVII века, вплоть до экземпляра Московской Библии 1633 года с дарственной надписью царя Михаила Федоровича. Есть прекрасные книги — Евангелия и Апостолы — XVII века Московского печатного двора. Экспозиция интересная, затрагивающая многие стороны бытования Священных Книг в российской жизни и российской культуре.

— на сайте монастыря в статье, посвященной Музею Библии, обозначен срок открытия: конец осени 2012 года. но, кажется, он отодвигается. Почему?

— Чтобы открыть полноценный музей, а не «уголок», где мы дилетантски разложим книги, нужна колоссальная работа профессионалов — художников, оформителей, монтажников. Ведь каждая книга должна быть соответствующим образом поднята на специальной подставке, которую изготавливают именно для этого издания. Нужны особые крепления, которые держат книгу, не причиняя ей вред. Если это листовой материал — необходимы паспарту. Требуются соответствующие фоны для всех витрин. Это огромная работа, а денег на нее нет. Большая часть работ ведется по личной инициативе людей.

Что ноябрь! Музей не откроется и к Рождеству. Успеть бы к Крещению.

— Музей Библии, который вы подготовили, — первый в России. но в мире подобные музеи существуют. Они были для вас образцом?

— Никаких образцов! «Подобные» экспозиции создают на базе крупнейших хранилищ и возможностей всего государства. Мы работаем на базе нуля. Мне, чтобы собрать эту экспозицию, нужно было стоять вверх ногами да еще на одной руке. Потому что то, чем мы располагаем, — это небольшая личная коллекция владыки Питирима, дары и покупки отца Сергия последних лет. Надежда была на то, что нам подарят какие-то экспонаты. Но государство не может этого сделать, у него жесткие порядки. И тем не менее я уверена, что мы завершим это важное общее дело. Музей будет ценный. Каждый найдет в нем что-то свое, и тысячи туристов, ежедневно посещающих этот красивейший центр русской духовности, смогут получить представление о непреходящем значении Священного Писания.

В основе экспозиции — библиотека владыки Питирима плюс книги, которые архимандрит Сергий приобрел после его ухода

Профессор Поздеееа выросла в Иос-ифо-Волоцком монастыре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.