Научная статья на тему 'Учебная программа по Истории Русской Православной Церкви для 2‑го курса'

Учебная программа по Истории Русской Православной Церкви для 2‑го курса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1029
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Истории Русской Православной Церкви для 2‑го курса»

Учебная программа по Истории Русской Православной Церкви для 2-го курса1

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о Церкви и церковной истории. Соотношение Божественного и человеческого факторов в мировом историческом процессе. Понятие о науке Истории Русской Церкви. Источники. Выдающиеся представители церковно-исторической науки. Труды митрополита Платона (Левшина), Евгения (Болховитинова), архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Макария (Булгакова), Е. Е. Голубинского, А. В. Карташёва. Труды светских историков, писавших на церковно-исторические темы.

1 Программа составлена на основе соответствующей программы для Московской

духовной семинарии. Внесены изменения с учетом особенностей учебного плана Нижегородской духовной семинарии.

РАЗДЕЛ I. ПЕРИОД КИЕВСКИЙ (ДОМОНГОЛЬСКИЙ). ОТ НАЧАЛА РУССКОЙ ЦЕРКВИ ДО НАШЕСТВИЯ ТАТАРО-МОНГОЛОВ

1. Христианство в пределах нашего Отечества до образования Русской Церкви при св. равноапостольном князе Владимире

Предание о проповеди апостола Андрея Первозванного в Скифии. Основные источники. Мнения исследователей. Священномученик Климент Римский. Первые христианские общины в Причерноморье. Археологические данные. Епархии в Причерноморье (1У—1Х вв.). Известия об обращении славян в христианство. Жития святых Стефана Сурожского и Георгия Амастридского.

Деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Болгарии, Моравии и Паннонии. «Хазарская миссия» св. Кирилла. Гипотеза акад. Веселовского. Перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык.

Киевские князья Аскольд и Дир. Предполагаемое «первое крещение Руси» в IX веке. Послание святителя Фотия, патриарха Константинопольского. Договор князя Олега с греками (911), договор князя Игоря с греками (944).

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Происхождение святой Ольги. Ольга-язычница (по сказаниям «Повести временных лет»). Поездка в Царьград. Крещение Ольги. Ольга-христианка. Положение христиан при князьях Святославе и Ярополке.

2. Начало Русской Церкви и распространение христианской веры

Занятие князем Владимиром Киевского престола. Торжество языческой партии. Языческой пантеон в Киеве (983). Мученическая кончина святых Феодора и Иоанна варягов. Характеристика Владимира-язычника.

«Выбор вер». Поход на Корсунь. Крещение князя Владимира (988). Крещение киевлян и образование Русской Церкви. Распространение христианской веры при св. Владимире и его преемниках в Х1-Х11 вв. Христианство у инородцев. Причины, способствовавшие успешному распространению христианства. Характеристика языческой религии древних славян.

3. Попытки римо-католичества утвердиться на Руси

История взаимоотношений Константинополя и Рима. Окружное послание патриарха Фотия (869). Отношение греков к латинисту. Рим и Русь. Папские послания и миссии на Русь. Полемические сочинения против латинян. Отношение к инославным и иноверцам. Православие в Прибалтике. Орден меченосцев. Распространение католичества в Галицком княжестве. Папа Иннокентий III и князь Роман Волынский. Венгры. Мстислав Удалой. Гонение на Православие.

4. Устройство Русской Церкви. Церковное управление

Начало Русской митрополии. Митрополиты-греки. Митрополиты из русских: Иларион, Ефрем и Климент Смолятич. Каноническая оценка поставления Илариона (1051) и Климента (1147). Тенденция к независимости. Отношение Киевских митрополитов к Константинопольским патриархам. Первые епархии на Руси. Порядок избрания епископов и их отношение к митрополитам и удельным князьям. Права и власть епископов. Юрисдикция епископского суда. «Церковные люди». Органы управления епархиями. «Клирошане», наместники, десятники.

Приходское духовенство. Условия его избрания и отношение к приходу. Состав приходского клира.

Церковное законодательство. Номоканон. Уставы св. Владимира и Ярослава Мудрого. Грамоты удельных князей. «Белечский устав».

Средства содержания и источники доходов церковного клира и иерархии. Взаимоотношения Церкви и государства. Роль иерархии в общественной и политической жизни.

5. Духовное просвещение

Общая характеристика просвещения и образованности в древней Руси. Влияние христианства на развитие культуры, появление начатков книжного просвещения и образования, пробуждение интереса и любви к учению. Начало книжного просвещения при св. Владимире. Известия о первых училищах. Грамотность и книжность. Первые библиотеки.

Письменность переводная и оригинальная. Книги Священного Писания на Руси в домонгольский период. Древнейшие памятники. Творения свв. отцов, известные на Руси, исторические сочинения (Жития святых, Палеи, хронографы). Сборники переводных произведений.

Оригинальные писатели. Митрополит Иларион. «Слово о Законе и Благодати» — первое оригинальное произведение древнерусской письменности. Полемические сочинения митрополитов Леонтия, Георгия и Иоанна II. Послания митрополита Никифора Владимиру Мономаху и Ярославу Святополковичу. Поучение еп. Новгородского Луки Жидяты. Поучения преп. Феодосия Печерского. Св. Кирилл Туровский (слова, послания и молитвы). Начало летописания. Гипотеза А. А. Шахматова. Первые памятники агиографического жанра. Преподобный Нестор. Иоаков мних. «Хождение» игумена Даниила. «Моление» Даниила Заточника. Поучение Владимира Мономаха. Св. Симон Владимирский. Киево-Печерский Патерик.

6. Богослужение в Русской Церкви в домонгольский период

Первые храмы и их общественное значение. Храмоздательство при св. Владимире и Ярославе Мудром. Наиболее замечательные храмы Киевского периода (Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород). Устройство храмов. Святые иконы (Киево-Печерская, Владимирская, «Знамение» иконы Божией Матери, иконы «Никола Мокрый» и «Никола Зарайский»). Мощи святых и других святыни. Новые русские праздники (Покров Пресвятой Богородицы, 1 августа, дни памяти святых, «Юрьев день», празднования в честь чудотворных икон и др.).

Богослужебные уставы, книги и церковное пение. Особенности Студийского устава. Особенности при совершении таинств и обрядов. Спор о постах в среду и пяток в северо-восточной и южной Руси.

7. Христианская жизнь

Влияние христианства на нравственность русского народа. Пережитки язычества, борьба с ними иерархов и пастырей Церкви. Причины сохранения остатков язычества. Примеры благочестия.

Монашество. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Монастыри до основания Киево-Печерского монастыря. Основание Киево-Печерского монастыря, его устройство и значение. Общежительный устав. Виды подвижничества. Связи с миром. Значение обители в деле духовного просвещения. Другие замечательные монастыри этого периода (Георгиевский, Антониев, Хутынский в Новгороде, Спасский и Богородицкий монастыри в Полоцке, Борисоглебский монастырь в Торжке и др.).

РАЗДЕЛ II. ОТ НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ ДО РАЗДЕЛЕНИЯ МИТРОПОЛИИ (1237-1459)

1. Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни

Нашествие Батыя (1237-1240). Бедствия народа и Церкви. Установление господства монголов. Отношение монголов к христианству. Причины веротерпимости ордынцев. Мученики за веру: свв. Михаил и Феодор, св. Роман Рязанский, св. Михаил Тверской. Отток населения из южной Руси. Ханские ярлыки. Христианство среди татар. Учреждение Сарайской епархии (1261). Св. Петр, царевич Ордынский.

2. Христианство на Севере

Преп. Кирилл Челмогорский, преп. Лазарь Мурманский. Преподобные Сергий и Герман Валаамские, преп. Арсений Коневский.

Деятельность святителя Стефана Пермского. Григорьевский затвор в Ростове Великом. Создание зырянской азбуки. Борьба с язычеством. Первые успехи проповеди в Пермской земле (Малая Пермь и Вычегда).

3. Борьба православия с католичеством на северо-западе

Распространение Православия среди финно-угорских народностей северо-запада Руси. Поход Биргера. Невская битва (1240). Святой благоверный князь Александр Невский. Объединение меченосцев и тевтонцев Ливонский орден (1237). Ледовое побоище (1242). Борьба св. Александра Невского с Литвой. Послы папы Иннокения IV во Владимире (1248). Внешняя политика св. Александра Невского: отношения с Востоком и Западом.

Св. благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковской (| 1299) — защитник западных рубежей Русского государства. Поход короля Магнуса (1347) в Карелию и Ижорскую землю.

4. Православие и католичество в Галицко-Волынском княжестве

Положение Галицко-Волынского княжества после нашествия Батыя. Князь Даниил Романович Галицкий (1229-1264). Восстановление

и строительство новых городов. Привлечение переселенцев из Европы. Переговоры с Римом. Коронование в Дрогочине (1255). Разрыв связей с Римом. Отношения с Литвой. Судьба Галиции и Волыни в XIV столетии. Раздел княжества между Литвой и Польшей. Последствия этого раздела для Православной Церкви.

5. Православие и католичество в Литве

Объединение Литвы при Миндовге. Захват некоторых русских земель (Полоцкое, Витебское княжества и часть Смоленского). Влияние Православия в литовских землях. Влияние католичества. Принятие Миндовгом Православия, а затем — католичества. Попытка примириться с Ливонским орденом. Возвращение к язычеству. Войшелг. Шварн Данилович. Распространения Православия. Миссионеры из Новгорода и Пскова. Родственные связи литовских князей с русскими.

Гедимин (1316-1340). Влияние русской культуры в Литве. Родственные связи с русскими князьями. Подчинение Гедимину русских княжеств в юго-западной Руси.

Ольгерд (1345—1377) и Кейстут. Гонение на православных. Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Прекращение гонений. Родственные связи с Русью. Крещение сыновей. Крещение Ольгерда. Борьба против ордена.

Ягайла. Брак с Ядвигой Польской (1386). Уния Литвы с Польшей. Распространение латинской пропаганды. Массовое крещение литовцев. Искоренение язычества. Насильственный характер обращения. Объявление католичества господствующей религией. Ухудшение положения православных.

Витовт (1392—1430). Утверждение латинских кафедр в Вильне и Киеве. Городельский сейм (1413). Запрет на занятие православными высших должностей в государстве. Свидригайло. Борьба с католичеством. Сигизмунд. Католическая реакция.

6. Церковное управление и иерархия

Последствия Батыева нашествия. Труды митрополита Кирилла по восстановлению порядка в делах церковного управления. Владимирский собор 1274 года. Образование нового центра русской государственности в северо-восточной Руси.

Митрополит св. Максим. Перенесение центра церковного управления во Владимир.

Митрополит св. Петр. Жизнь до поставления на кафедру. Спасо-Преображенский Ратский монастырь. Св. Петр — кандидат на Галицкую митрополию. Поставление на общерусскую кафедру. Собор в Переяславле-Залесском (1311). Св. Митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Пребывание митрополита в Москве. Основание Успенского собора (1325).

Митрополит св. Феогност. Окончательное утверждение митрополичьей кафедры в Москве. Борьба митрополита за права Русской Церкви, отстаивание прав в Золотой Орде. Святитель Феогност и великий князь Симеон Гордый.

Митрополит св. Алексий, его церковная и государственная деятельность. Ученые труды святителя. Споры о единстве митрополии. «Мятеж во святительстве». Митрополит Антоний в Галиче. Поставление митрополита Киприана (Киев) с тем, чтобы он после кончины св. Алексия возглавил русскую митрополию.

Смуты в митрополии по кончине св. Алексия. Архимандрит Михаил (Митяй). Поставление митрополита Пимена. Митрополит св. Киприан. Окончательное утверждение на кафедре. Положение Церкви в русском государстве. Церковный суд. Просветительные труды святителя Киприана. Устранение беспорядков в богослужении.

Митрополит св. Фотий. Пребывание в Киеве. Переезд в Москву. Восстановление имущества митрополичьего дома. Поставление Григория Цамвлака — особого митрополита для Литвы. Обвинения в адрес св. Фотия. Протесты св. Фотия против поставления Григория. Кончина митрополита Григория. Соединение всей митрополии под управлением св. Фотия.

Митрополит Исидор. Его участие в Ферраро-Флорентийском соборе. Измена Православию. Осуждение собором русских епископов (1441). Бегство в Рим.

Поставление митрополита св. Ионы (1448). Установление автокефалии Русской Церкви, прекращение зависимости от Константинопольского патриархата. Падение Константинополя (1453).

Посвящение патриархом-униатом Григорием Маммой, жившим в Риме, митрополитом Киевским Григория Болгарина. Собор в Москве (1459). Окончательное разделение митрополии.

7. Богослужение

Состояние храмов и богослужения после нашествия Батыя. Заботы пастырей Церкви об упорядочении богослужебного строя. Определения Владимирского (1274) и Константинопольского (1276) соборов относительно богослужения. Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения. Распространение Иерусалимского устава. Храмы и их значение. Соборные храмы в Московском Кремле, храмы Новгорода и Пскова.

Святые иконы. Чудотворные иконы Божией Матери: Донская, Владимирская (1395), Феодоровская и Тихвинская. Новые праздники. Богослужения в честь новопрославленных святых.

8. Христианская жизнь

Религиозно-нравственное состояние общества. Примеры высокой нравственности и благочестия. Святители. Благоверные князья. Преподобные. Монашество. Появление новых обителей. Причины «монастырского движения». Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество. Роль св. Алексия в распространении общежития. Монастырские вотчины. Значение монастырей.

Преподобный Сергий Радонежский. Основание и устройство Троице-Сергиева монастыря. Прп. Сергий и св. Алексий Московский. Прп. Сергий и св. Димитрий Донской. «Эпоха Куликовской битвы».

«Игумен земли Русской». Школа преподобного Сергия. Его ученики — основатели новых обителей. Преподобные Савва Звенигородский, Афанасий Серпуховской, Роман Киржачский, Григорий Голутвинский, Авраамий Галичский, Феодор Ростовский, Макарий Писемский, Мефодий Пешношский, Кирилл Белозерский.

Значение Троице-Сергиева монастыря.

Другие монастыри и подвижники. Обители, основанные св. Даниилом Московским (Данилов и Богоявленский монастыри), св. Алексием, митрополитом Московским (Зачатьевский, Андроников, Чудов и Серпуховской Владычный).

Сретенский монастырь. Можайский Лужецкий монастырь.

Николо-Угрешский монастырь. Вознесенский монастырь. Преподобная Евфросиния Московская.

Ересь стригольников — первое еретическое движение в древней Руси. Появление ереси в Пскове. Объяснение наименования. Основные

положения лжеучения. Борьба иерархов Церкви с ересью. Увещевательные грамоты патриархов Нила и Антония. Послания святителя Фотия.

9. Духовное просвещение

Пагубные последствия монгольского нашествия для развития духовного образования и просвещения. Состояние грамотности в обществе. Образованность духовенства (характеристика).

Переводная письменность. Афон. Южно-славянское влияние. Сборники.

Распространение апокрифических сочинений. Оригинальная письменность. Поучения и послания. Митрополит Кирилл, Серапион, епископ Владимирский, святитель Петр, святитель Алексий, преп. Кирилл Белозерский, святители Киприан и Фотий. Святитель Иона.

Сочинения митрополита Григория Цамвлака. Агиографическая литература. Прохор, еп. Ростовский, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и другие авторы. Стиль «плетения словес».

Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения».

Хождение на Флорентийский собор иером. Симеона Суздальца.

РАЗДЕЛ III. МОСКОВСКО-КИЕВСКИЙ ПЕРИОД (РАЗДЕЛЕННАЯ МИТРОПОЛИЯ) (1459-1589 ГГ.)

1. Разделение Церкви на две митрополии

Предпосылки к разделению Русской митрополии. Исторические прецеденты. Св. Андрей Боголюбский и еп. Суздальский Феодор. Перемещение общецерковного центра на северо-восток в XIII веке. Соперничество между Русью и Литвой. Церковная уния 1439 года.

Борьба св. Ионы и других русских иерархов против Григория Болгарина.

Различие в положении Православной Церкви на Руси и в Литве. Общая характеристика Псковской митрополии. Епархии. Монастыри.

Приходская жизнь. Состояние духовного просвещения. Литургическая жизнь.

2. Русская Церковь при преемниках св. митрополита Ионы

Митрополит Феодосий (1461-1464). Начало фактической автокефалии. Деятельность митрополита Феодосия по укреплению Русской Церкви. Отношения с Новгородом. Духовный облик митрополита.

Митрополит Филипп I (1464-1473). Нестроения в Новгороде и Пскове. Сторонники сепаратизма в церковной среде. Битва на Шелони (1471). Поражение новгородцев. Увеличение зависимости Новгорода от Москвы в делах церковных. Конфликт с Константинополем, вызванный попытками греков уничтожить автокефалию Русской Церкви.

Брак великого князя Иоанна III с Софьей Палеолог. Политические последствия этого брачного союза. Папский легат кардинал Антоний в Москве. Реакция митрополита. Начало строительства нового Успенского собора (1472).

Митрополит Геронтий (1473-1489). Столкновения с великим князем (из-за Кирилло-Белозерского монастыря и хождения «посолонь»). Покаяние Иоанна III.

«Стояние на Угре» (1480). Роль иерархии в свержении монгольского ига; митр. Геронтий, арх. Вассиан (Рыло).

Покорение Новгорода (1478). Поставление московского кандидата на Новгородскую кафедру (архиеп. Сергий). Появление ереси жидовствующих.

3. Ересь жидовствующих

Схария. Появление ереси в Новгороде. Генезис ереси. Основные положения лжеучения. Источники. Новообращенные.

Распространение ереси в Москве. Тайный характер ереси, открытие тайного движения. Первое осуждение жидовствующих (1488).

Митрополит Зосима (1490-1494) — приверженец жидовствующих. Использование еретиками эсхатологических настроений. Удаление Зосимы с кафедры.

Высокопоставленные покровители еретиков. Дьяк Федор Курицын. Ересь в доме великого князя.

Борьба свт. Геннадия Новгородского и преп. Иосифа Волоцкого с еретиками. Геннадиевская Библия. «Просветитель». Причины распространения воззрений жидовствующих в русском обществе.

4. Теория «Москва — третий Рим»

Идея всемирного христианского центра в Византии и на Балканах. Падение Константинополя (1453). Эсхатологические настроения. Изначальный эсхатологический характер теории. Формула старца Филофея. Его послания к великому князю и Мисюрю Мунехину. Влияние апокрифов на возникновение новой историософской концепции. Идея преемственности власти московских государей от византийских императоров. Значение брака Иоанна III с племянницей последнего византийского императора. «Приданое» Софьи Палеолог. Венчание Димитрия на царство (1498).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Церковное искусство XV — начала XVI века

Отражение идеи «Москва — третий Рим» в архитектуре. Ансамбль Московского Кремля. Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения на митрополичьем дворе, храм-колокольня преп. Иоанна Лествичника. Работа итальянских архитекторов в Москве. Строительство соборных и приходских храмов.

Работы Дионисия в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. «Иконописец Третьего Рима».

Памятники церковного зодчества середины XVI столетия. Храм Вознесения Господня в селе Коломенском, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково, Храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву).

Певческая культура. Федор Крестьянин.

6. Русская Церковь в первой половине XVI столетия

Митрополит Симон (1495-1511). Собор 1503 года. Дисциплинарные вопросы. Спор о монастырских имениях. Две точки зрения. Заволжские старцы (прп. Нил Сорский и Паисий Ярославов) и прп. Иосиф Волоцкий. Спор «осифлян» и «нестяжателей». Традиционная точка зрения. Мнения современных светских исследователей. Поддержка «нестяжателей» великим князем.

Изменение в отношениях между Церковью и государством. Увеличение зависимости митрополита от великого князя. Тенденция к вмешательству государства в церковную жизнь.

Духовный облик митрополита Варлаама. Его позиция в споре «осифлян» и «нестяжателей».

Собор 1504 года. Осуждение жидовствующих. Предание их светской власти. Позиция «заволжских старцев». Возвращение Смоленска (l514).

Связи с православным Востоком. Прибытие с Афона преп. Максима Грека и его спутников (1518).

Собор 1520 года. Отголоски ереси жидовствующих. Дело Исаака Собаки. Позиция преп. Максима Грека.

Удаление митрополита Варлаама в связи с делом Василия Шемячича.

Митрополит Даниил (1522-1539). Игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. Поставление на кафедру. Отношения с великим князем. Митрополит и Василий Шемячич. Развод Василия III с Соломонией Сабуровой. Позиция митрополита Даниила. Дальнейшая судьба Соломонии. Брак великого князя с Еленой Глинской.

Тенденция к подчинению церковных интересов государственным. Борьба митрополита против преп. Максима Грека. Соборы 1525 и 1531 гг. Подати с духовенства (первый прецедент в истории).

Соперничество Шуйских и Бельских. Удаление митрополита Даниила.

7. Подвижничество

Преподобный Нил Сорский (1433-1508). Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Странствия по Востоку. Жизнь на Афоне. Основание Сорской пустыни. Устройство обители. Творения прп. Нила («Устав», «Предание ученикам о жительстве скитском»). Аскетические воззрения и церковно-общественная позиция прп. Нила Сорского.

Преподобный Иосиф Волоцкий (1439-1515). Происхождение. Постриг в Пафнутьевско-Боровском монастыре. Игуменство. Уход в Кирилло-Белозерский монастырь. Основание обители в Волоколамских пределах (1479). Устройство монастыря.

Борьба прп. Иосифа с жидовствующими. Сочинения его. Воззрения прп. Иосифа Волоцкого на государственную власть.

Другие подвижники: преподобные Антоний Сийский, Арсений Комельский, Александр Свирский.

Преподобный Максим Грек. Жизнь до приезда на Русь. Переводческие труды. Творения прп. Максима. Судьба его в России.

8. Русская Церковь в середине XVI века

Митрополит Иоасаф (1539-1542). Положение дел в государстве и обществе. Борьба боярских партий. Духовный облик митрополита Иоасафа.

Эпоха святителя Макария ( 1542-1563). Постриг. Жизнь в Пафнутьево-Боровском и Лужецком монастырях. Церковно-общественная ориентация. Поставление на Новгородскую кафедру (1542). Деятельность в Новгороде. Отношения с духовенством и паствой. Храмоздательство. Литературные труды.

Поставление на кафедру. Отношения с Иоанном IV. Венчание на царство Иоанна IV (1547).

Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 гг.

Стоглавый собор (1551). Роль св. Макария в подготовке и проведении Собора. Постановления собора. Оценка собора историками.

Собор на еретиков 1553-1554. Дело Матвея Башкина. Феодосий Косой. Основные положения лжеучения. Дело игумена Артемия.

Дело дьяка И. М. Висковатого.

9. Учреждение Казанской архиепископии

Казанский поход. Покорение Казани (1552). Характер похода. Собор 1555 года. Представительство на соборе. Святитель Гурий. Миссионерский характер новоучрежденной кафедры. Святые Герман и Варсонофий.

10. Духовная литература. Церковные писатели. Церковное пение

Священник Ермолай-Еразм. Книга «О Троице» и другие произведения. Инок Зиновий Отенский «Истины показание», «Послание многословное». Полемика с еретиками. «Домострой» протопопа Сильвестра. Новые жития, составленные в связи с канонизациями на соборах 1547 и 1549 гг.

Начало книгопечатания. Диакон Иоанн Федоров. Петр Мстиславич. Печатный «Апостол» 1564 г. Андроник Невежа.

Церковное пение. Развитие древнерусской певческой традиции. Решения Стоглавого собора относительно богослужебного пения.

11. Положение Церкви во второй половине царствования Иоанна Грозного

Личность Иоанна IV. Религиозность Грозного. Оценка личности царя современниками и историками. Грозный и Курбский. Воззрение Иоанна IV на природу государственной власти.

Митрополит Афанасий (1564-1566). Опричнина. Уход митрополита Афанасия на покой.

Святитель Филипп (1566-1 568). Жизнь в миру. Соловки. Возведение на кафедру. Обличения беззаконий Грозного. Суд. Клевета на святителя. Удаление с кафедры. Ссылка в Отрочь монастырь (1568). Мученическая кончина (1569).

Преподобный Корнилий Печерский. Блаженный Никола Салос.

Митрополит Кирилл (1568-1572). Поход Грозного на Новгород. Насилия над духовенством. Набег Девлет-Гирея на Москву (1571). Митрополит Антоний (1572-1581). Ограничение церковного землевладения на соборах 1573 и 1580 гг.

Митрополит Дионисий (1581-1586). Кончина Иоанна IV. Собор

1584 г.

Проповедь христианства на Севере. Трифон Печенгский.

РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОРУССКОЙ МИТРОПОЛИИ

1. Начало Православия в Литве

Периодизация истории юго-западной митрополии. История Православия в Литве. Положение Православной Церкви в польско-литовском государстве. Сравнительный анализ положения Православия и католичества в Литве.

2. Начало разделения. Борьба с латинством и попытки введения унии в 1468-1503 гг. Обзор иерархии

Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473). Поставление в Риме. Признание православным епископатом Литвы. Неприятие унии аристократией, народом и духовенством. Внешний характер унии. Возвращение митр. Григория в Православие (1470). Признание его Константинополем. Протесты Москвы.

Митрополит Мисаил (1474-1480) (нареченный). Давление сторонников унии на Мисаила. Поставление в Константинополе Спиридона-Саввы (1480). Арест его в Литве. Бегство в Москву. Судьба митрополита в Московском государстве. Творения митр. Спиридона-Саввы.

Митрополит Симеон (1481-1488). Избрание его литовскими епископами. Утверждение Константинополем.

Королевский указ о запрещении строительства новых православных храмов и ремонта старых.

Митрополит Иона I Глезна (1492-1494). Усиление давления на Православную Церковь.

Митрополит св. Макария I (1495-1497). Брак великого князя Литовского Александра с дочерью Иоанна III Еленой. Мученическая кончина св. Макария.

Митрополит Иосиф I Болгаринович (1498-1501). Действия его в пользу унии. Притеснения княгини Елены и ее приближенных. Война Иоанна III с Литвой. Победа Москвы. Ее значение для прекращения предпринимавшихся в Литве попыток насильственного введения унии. Склонность высшей иерархии к унии. Причины этой пагубной тенденции. Причины упадка иерархии. «Право подавания».

3. Положение Православной Церкви в Литве в первой половине XVI века

Изменение отношения великого князя Александра к Православной Церкви. Отход его от фанатичной католической партии. Поставление митрополита Ионы II ( 1503-1507). Строительство Супрасльского монастыря. Восстановление некоторых храмов.

Митрополит Иосиф II Солтан (1509-1521). Собор 1509 г. Состав собора и его решения, направленные на защиту Церкви от произвола светских властей. Грамота короля Сигизмунда, подтверждающая древ-

ние права Православной Церкви в Литве. Собор 1514 г. Канонизация преп. Елисея Лавришевского.

Положение Православной Церкви в Галиции, принадлежавшей Польше. Наместники Киевского митрополита в Галиции. Политика полонизации. Притеснение православных.

Митрополит Иосиф III (1523-1534). Подтверждение Городельского закона (1413) на Виленском сейме (1529). Положение в Галиции. Исаакий Гдашицкий. Кончина князя К. И. Острожского (1530).

Митрополит Макарий II (1534-1556). Право подавания и его последствия для духовно-нравственного состояния иерархии. Галиция. Макарий Тучапский. Поставление Тучапского на православную Львовскую кафедру (1540).

Восстановление Львовской кафедры. Арсений Балабан.

Оживление монашеской жизни. Строительство новых монастырей. Основание Жировицкого монастыря. Окончание периода относительно спокойного положения Юго-западной митрополии.

Злоупотребления «правом подавания». Появление протестантизма. Феодосий Косой. Социны.

4. Начало упадка Юго-западной митрополии

Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1557). Личность митрополита. Обстоятельства его поставления на кафедру. Конфликт с Киево-Печерской Лаврой.

Борьба между искателями «хлебов духовных». Конфликт между епископом Феодосием Лозовским и И. Борзобогатым-Красненским за Владимиро-Волынскую кафедру. Получение «духовных хлебов» по наследству.

Изменение в положении православных. Отмена Городельского закона в 1563 г. Разрешение возобновлять и строить храмы. Расширение протестантской пропаганды. Пассивность митрополита в противодействии новым лжеучениям.

Митрополит Иона III Протасевич (1568-1577). Борьба митрополита против злоупотреблений «правом подавания». Люблинская уния (1569). Образование Речи Посполитой. Последствия этого события для православных. Появление иезуитов в Польше (1564) и Литве (1569). История ордена. Иезуиты в России (краткий исторический обзор). Методы иезуитов. Пропаганда католичества в Литве.

Митрополит Илия Куча (i577-i579). Управление митрополией совместно с митрополитом Ионой. Кончина митр. Ионы (1577).

Митрополит Онисифор Девочка (1563-1589) — нареченный с 1579 года. Обстоятельства его поставления. Каноническая оценка. Неспособность к управлению. Календарный вопрос. Гонения на православных.

5. Православные братства

Происхождение братств в юго-западной Руси. Братства как цеховые объединения. Магдебургское право.

Деятельность братств, направленная на защиту православной веры. Ведущая роль братств в борьбе за Православие. Взаимоотношения с иерархией. Исключительные права, данные братствам восточными патриархами.

Крупнейший братства: Виленское (1664) и Львовское (1565). Уставы. Внутреннее устройство.

Католические братства, созданные в противовес православным. Судьба православных братств после Брестской унии (обзор).

6. Образование и просвещение в Юго-западной митрополии

Роль выходцев из Московской Руси в деле развития просвещения в Литве. Князь Андрей Курбский. Переводы святоотеческих творений. Игумен Артемий. Книгопечатание. Диакон Иоанн Федоров и Петр Мстиславец. «Евангелие Учительное» (1569), «Псалтирь» и «Часослов» (1570), «Апостол» (1574). Работа над «Острожской Библией» (1581). Белорусский первопечатник Григорий (Франциск) Скорина.

Деятельность князя К. К. Острожского на ниве духовного просвещения. Острожское училище. Кирилл Лукарис. Школы князей Курбского и Луцкого. Братская школа во Львове. Устройство «греко-славянских» школ.

7. Подготовка к заключению унии

Посещение Константинопольским патриархом Иеремией II Юго-западной митрополии (1588, 1589). Смещение митрополита Онисифора. Поставление Михаила Рогозы (1589-1596). Назначение Кирилла Гердецкого экзархом. Последствия визита. Недовольство иерархии.

Роль иезуитов в подготовке унии. Книга Петра Скарги «О единстве Церкви Божией». Настроения православного епископата. Причины расположенности иерархии к унии.

Грамота Брестского собора (1591). Проект унии К. К. Острожского. Кирилл Герлецкий и Ипатий Поцей — главные деятели унии. Гедеон Балабан. «Артикулы» 1595 г. Движение против унии, возглавленное князем Острожским. Усилия короля Сигизмунда III, воспитанника иезуитов, и королевского правительства, направленные к заключению унии.

Заключение унии. Герлецкий и Поцей в Риме. Принятие ими условий католической стороны.

Прибытие экзархов восточных патриархов. Архидиакон Никифор. Кирилл Лукарис. Архимандрит Никифор Тур.

Открытие Брестского собора 6 октября 1596 г. Православный и униатский соборы. Позиция митрополита Михаила Рогозы. Твердость князя К. К. Острожского. Результаты собора. Иерархи, оставшиеся верными Православию. Последствия заключения унии для православных.

8. После Бреста

Полемика, вызванная решениями Бресткого собора. Положение Православной Церкви после Бреста. Сопротивление унии. Союз с протестантами.

Первые униатские митрополиты: Михаил Рогоза (1596-1599), Ипатий Поцей (1599-1613) и Иосиф Рутский (1613-1637). Орден базили-ан (1617). Преследования православных. Патриаршие экзархи: епископ Гедеон, Кирилл Лукарис и князь К. К. Острожский.

Личность Иосифа Рутского. Латинизация унии.

9. Восстановление высшей иерархии в западно-русской Церкви

Посещение Литвы патриархом Иерусалимским Феофаном (1620). Тайное поставление митрополита Иова Борецкого и других иерархов. Поддержка казачества. Гетман Сагайдачный. Сношения западно-русского епископата с Москвой.

Иосафат Кунцевич. Преследование православных в Белоруссии. Убийство Кунцевича (1623). Репрессии в Белоруссии. Переход в унию арх. Мелетия Смотрицкого. Смерть Сигизмунда III (1631). Изменения в положении православных. Соглашение 1632 г.

Непризнание правительством «феофановской» иерархии. Постановление нового митрополита Петра Могилы (1632-1647). Личность нового митрополита. Сейм 1635 г.

Заботы митрополита Петра о духовном просвещении и образовании. Киево-Могилянская коллегия (1632). Труды митрополита Петра Могилы. «Православное исповедание веры», «Требник», «Известие учительное» и др. Западное влияние.

10. Сближение с Москвой

Митрополит Сильвестр Коссов (1648-1657). Борьба казачества против унии. Выступления Павлюка (1637) и Остряницы (1638).

Восстание 1648 года. Богдан Хмельницкий. Зборовский мир 1649 г. Уступки православным, сделанные на сейме 1650 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение борьбы. Белоцерковский договор (1651). Слободская Украина. Переяславская рада (1654). Воссоединение Малороссии с Россией.

11. Смуты в управлении митрополией

Митрополит Дионисий Балабан (1658-1663). Польская партия среди малороссийского духовенства. Измена Юрия Хмельницкого (1660). Епископ Лазарь Баранович — местоблюститель. Назначение местоблюстителем еп. Мефодия Филимонова. Реакция митрополита Дионисия. Протесты Константинопольского патриархата. Кончина митрополита Дионисия (1660). Гетман Брюховецкий и гетман Тетеря. Иосиф Тухальский. Попытки добиться признания Москвы. Переход еп. Мефодия на сторону «кольской партии». Андрусовский мир (1667). Недовольство малороссов действиями Москвы. «Турецкая партия». Гетман Дорошенко. Еп. Мефодий и гетман Брюховецкий. Бегство Мефодия в Москву. Заточение в монастырь.

Патриарх Иоаким (1674). Завершение подчинения Юго-западной митрополии Москве. Поставление митрополита Гедеона Четвертинского (1686). «Вечный мир» с Польшей. Его последствия для положения Православной Церкви в польско-литовском государстве.

Рекомендуемая литература

Основные пособия

1. Знаменский П. В. Руководство по Русской церковной истории. Любое издание.

2. Салтыков А., свящ. Учебное пособие по Истории Русской Церкви. Загорск, 1988.

Источники

1. Великие Минеи Четьи. СПб.: Изд. Археографической Комиссии, 1883-1917.

2. Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский и всея России // Прибавл. к творениям свв. отцев в русском переводе. Ч. 2. М., 1884. С. 73-84.

3. Древнерусские княжеские уставы Х-ХV веков. М., 1976.

4. Житие Авраамия Смоленского и службы ему // Памятники древнерусской литературы. Вып. 1. СПб., 1912.

5. Житие Кирилла (Константина-философа) и житие Мефодия // Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930.

6. Житие св. Стефана Сурожского // Васильевский В. Г. Русско-византийские исследования. Вып. 2. СПб., 1893.

7. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им // Памятники древнерусской литературы. Вып. 2. Пг., 1916.

8. Изборник 1073 года. Факсимильное издание. М., 1983.

9. Киево-Печерский патерик. Киев, 1930. (Или любое другое издание).

10. Максим Грек. Сочинения. Казань, 1859-1862.

11. Памятники литературы Древней Руси. Т. 1-12. М., 1978-1994.

12. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984.

13. Повесть временных лет (ПВЛ). Ч. 1. М. — Л., 1950. (Или другое издание).

14. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ).

15. Послания Иосифа Волоцкого. М. — Л., 1959.

16. Послания Нила Сорского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1974.

17. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Казань, 1857. (И другие издания).

18. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

19- Стоглав // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 2. М., 1985.

Специальная литература

1. Алексий (Кутепое), архим. Преподобный Сергий как русский идеал святости // Богословские труды. №29. М., 1989.

2. Амеросий (Орнатский), архим. История российской иерархии. Т. 1-6, М., 1807-1815.

3. Афонский П., сеящ. Что такое уния, как она началась и как окончилась. Минск, 1898.

4. Веретенников П. Просветительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси // Вестник Русского западноевропейского экзархата. № 105-108. Париж, 1980-1981.

5. Вешнякое В. Н. О причинах возвышения Москвы. СПб., 1909.

6. Воейкое Н. Церковь, Русь и Рим. Джорданвиль, 1983.

7. Голубее С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. 1-2. Киев, 1883.

8. ГолубинскийЕ. Е. История Русской Церкви. Т. 1-11. М., 1880-1917. (Репринт:

М., 1997-1999).

9. Он же. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.

10. Он же. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1892.

11. Даеид (Кузьмич), иером. Ученики преподобного Сергия — создатели русских обителей. Машинопись, Загорск, 1967.

12. Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999.

13. Жукоеич Т.Н. Лекции по истории 3ападно-Русской Церкви. СПб., 1900.

14. Зноско К., прот. Исторический очерк церковной унии. М., 1993.

15. Иеаное А. И. О пребывании Максима Грека в доминиканском монастыре св. Марка во Флоренции // Богословские труды. Вып. II. М., 1976.

16. Карташёе А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1-2. М., 1991.

17. Ключееский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Богословский вестник. 1892, ноябрь.

18. Концееич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993.

19. Костомарое Н. Н. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. СПб., 1912.

20. Коялоеич М. Чтение по истории Западной России. СПб., 1884.

21. Лебедее Лее, прот. Крещение Руси. 988-1988. М., 1987.

22. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. 1-12. СПб., 1857-1883.

23. Никольский К., прот. О службах русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885.

24. Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. СПб., 1881.

25. Платон (Левшин), митр. Краткая российская церковная история. Т. 1-2. М., 1805.

26. Пономарев А. И. Св. Кирилл, еп. Туровский, и его поучения // Памятники древней церковно-учительной литературы. Вып. 1. СПб., 1894.

27. Поторжинский М. А., свящ. Историческая хрестоматия для изучения истории русской проповеди. Киев, 1879.

28. Русская Православная Церковь. 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. Вып. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.

29. Синицина Н. В. Максим Грек в России. М., 1977.

30. Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1994.

31. Сокольский В. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV — первой половине XVII вв. // Вера и Разум. 1902, № 9-18.

32. Соловьев И. Хронология по русской истории. М., 1994.

33. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Т. 1-6, Л., 1987.

34. Тальберг Н. История Русской Церкви. Ч. 1-2. М., 1994.

35. Титов Ф. И., прот. Западная Русь в борьбе за веру и народность. Киев, 1905.

36. Он же. Русская Православная Церковь в польско-литовском государстве. Киев, 1905.

37. Толстой М. В. История Русской Церкви (Рассказы из истории Русской Церкви). М., 1991.

38. Он же. Книга, глаголемая описание о российских святых, где и в каком граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых. М., 1995.

39. Федотов Г. П. Св. Филипп, митрополит Московский. М., 1991.

40. Он же. Святые Древней Руси М., 1990.

41. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. Т. 1-5. Рига — Москва, 1847-1848.

42. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937.

43. Чистович И. Очерк истории Западно-Русской Церкви. СПб., 1884.

44. Шабатин И. Н. Из истории Русской Церкви от дня кончины св. митрополита Алексия до осуществления русской церковной автокефалии. Машинопись. Загорск, 1966.

45. Шабатинский К. Исторический генезис идеи Москвы — третьего Рима // Вера и Разум. 1908, август.

46. Шмеман А., протопр. Исторический путь Православия. М., 1993.

47. Щапое Я. Н. Государство и церковь Древней Руси. Х-Х111 вв. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.