Научная статья на тему 'К характеристике областного искусства'

К характеристике областного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО РЕГИОНА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РЕГИОНА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА / СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / REGIONAL ART / ARTISTIC LIFE OF THE REGION / ARTISTIC CULTURE OF THE REGION / ARTISTIC CREATIONS / SYSTEM OF ESTHETIC RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ветохин Е. А.

Статья посвящена характеристике художественных процессов в регионе. Активное включение регионов в экономические и политические отношения усилило внимание к себе и со стороны ученых: культурологов, искусствоведов, социологов и других. Возникла необходимость введения некоторых понятий в статус категорий науки. К таким понятиям можно отнести «искусство региона», «художественную жизнь региона» и «художественную культуру региона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGARDING THE CHARACTERISTICS OF THE REGIONAL ART

The article is devoted to the characteristics of the artistic activities in the region. The active inclusion of different regions into economic and political relationships drew the attention of the following groups of scholars: specialists in culture sciences, arts, social life, etc. The necessity led to the conversion of some of the terms into categories of science. These terms are "regional art", "artistic life of the region" and "artistic culture of the region".

Текст научной работы на тему «К характеристике областного искусства»

УДК 7.01:316

Е.А. Ветохин, соискатель Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина, г. Бийск

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОБЛАСТНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена характеристике художественных процессов в регионе. Активное включение регионов в экономические и политические отношения усилило внимание к себе и со стороны ученых: культурологов, искусствоведов, социологов и других. Возникла необходимость введения некоторых понятий в статус категорий науки. К таким понятиям можно отнести «искусство региона», «художественную жизнь региона» и «художественную культуру региона».

Ключевые слова: искусство региона, художественная жизнь региона, художественная культура региона, произведения художественного творчества, система эстетических отношений.

Этапы формирования и развития искусства на протяжении многих столетий представляют большой интерес для различных форм общественного познания. Главным предметом искусства является жизнь во всем многообразии, которая перерабатывается и отражается художником в специфической форме — художественном образе. Поэтому, говоря о художественном образе, мы в первую очередь обращаемся к таким эмоциональным сферам деятельности человека, как литература, изобразительное искусство, музыка, театр. Однако в каждой такой сфере человеческой деятельности есть вопросы, которые долгое время оказывались спорными или замалчивались.

В литературе и изобразительном искусстве таким вопросом стало областное искусство или искусство региона. В русской историографии это явление возникло в середине XIX в. и главным образом было связно с деятельностью сибирского областнического движения. Особенно остро обсуждение понятий «областное искусство» или «искусство региона», «областная литература» возникали до середины 20-х годов XX в. С установлением же советской власти и развитием идеологической системы, в понятие «искусство региона» начал вкладывался несколько другой смысл.

Советский период, наверное, можно характеризовать как время формирования новой национальной общности, получившей название «советский народ». Очевидно, что это была не лингвистическая выдумка, а реальное, подталкиваемое мероприятиями государства и идеологическими установками правящей в СССР партии, сближение народов. Многим народам, входящим в состав СССР, приходилось ориентироваться под единый образ жизни. Поэтому игнорирование различных национальных особенностей в плане культуры, доминирование политики над культурой было ошибочным.

В начале 90-х годов, с изменениями политической и экономической жизни страны, вопрос о национально-этнических отношениях, самоопределении народов, их культур, быта, политики, экономики вновь стал одним из главнейших. Стало очевидным, что слабое использование культурного, особенно художественноэстетического потенциала малочисленных народов негативно отразилось на процессах образования и воспитания молодого поколения. По мнению философа Г.И. Прибыткова, активно занимающегося изучением и теоретическим обоснованием художественной культуры сибирского региона, одной из причин этого было то, что средства массовой информации союзного государства и республик «проходили мимо эстетической жизни краев, областей, автономных республик, областей, округов». В результате чего написание учебников, составление программ происходило без учета регионального компонента.

В последнее время интерес к художественной культуре, традициям возрастает, как со стороны предста-

вителей политических, экономических формаций, так и культурологов, философов, искусствоведов и других представителей научных дисциплин. Поэтому, при более детальном изучении культурных процессов регионов, возникает потребность во введении некоторых культурологических и искусствоведческих понятиях в статус научных категорий.

К этим категориям, например, можно отнести такие понятия, как — «искусство региона», «художественная жизнь региона», «художественная культура региона». Необходимость, по мнению Г.И. Прибытко-ва, отнесения этих понятий к категории науки связана еще с тем, что все больше и больше эти термины используются в образовательных процессах различного вида учебных заведениях, в выступлениях региональных руководителей, в исследованиях по теории и истории искусства.

В сибирском, особенно алтайском регионе, это звучит очень актуально, так как именно здесь в конце XIX века представители сибирского областнического движения первыми подняли вопрос об областном искусстве, областной литературе и попытались определить на теоретическом, а затем и на практическом уровне категориальный аппарат этих понятий. Их стремление обозначить развитие материальной и духовной культуры Сибири в масштабе общерусской культуры, сводилось к изучению, описанию не только Сибири и про Сибирь, но и по-сибирски.

Под понятием «художественная культура региона» обычно понимается история образования и функционирования учреждений искусства, к которым относятся библиотеки, кинематограф, театры, передвижные художественные выставки, общества попечения о художественном образовании и другие региональные организации. Это целостная система, «компонентами которой выступают производство, ценности, потребление, художественная критика». Являясь частью культуры, художественная культура включает в себя не только развитие искусства, но и ее функционирование. В целом же художественная культура образует систему эстетических отношений различных социальных групп, которая формирует эстетическую культуру государства и его субъектов.

Но если в понятии «художественная культура региона» большое значение придается слову «культура», то в определении «художественная жизнь региона» на первое место выходит понятие «художественная». Одним из первых отечественных искусствоведов, кто обратился к проблеме художественной жизни общества, стал Г.Ю. Стернин. В своих трудах он определяет художественную жизнь как «социально-культурный феномен, выявляющий не только внешнюю, но и внутреннюю, сущностную взаимосвязь между искусством и его потребителем, между творческим замыслом художника и жизненными потребностями действитель-

ности» [1, с. 16]. Одним из первых в изучении художественной жизни регионов, в частности художественной жизни Сибири, обратился П.Д. Муратов. В своей работе особое внимание он уделяет художественному образованию в Сибири и его основным формам [2].

На первый взгляд может показаться, что словосочетание «художественная жизнь региона» взято без достаточных научных оснований: оно может представляться слишком обыденным; не имеет заметного следа в истории мировой эстетики, искусствоведения, философии общественного сознания; не содержит, не несет в себе научно-поискового начала. И тем не менее мы убеждены, что за словосочетанием «художественная жизнь региона» может быть большое научное будущее в свете всё углубляющего свои позиции деятельностного подхода в характеристике общественных процессов и явлений.

Дело в том, что в этом подходе социальное бытие предстает не как научная абстракция, а как реальные процессы жизни общества, вовлекающие в себя всех участников социального сообщества в определенном векторе его существования. В данном случае имеется в виду такая художественная жизнедеятельность, которая не ограничивается только мастерскими живописцев, графиков и скульпторов, театрами, киностудиями и телестудиями, писательскими или музыкальными кабинетами, репетиционными залами и классами для танцоров и хоровиков и т.д. Короче говоря, художественная жизнь общества — это не только продуктивная жизнедеятельность непосредственных создателей художественных произведений. Это также деятельность всех участников художественного образования, т.е. педагогов профессионального художественного образования и учителей, преподающих основы изобразительных искусств, музыки, танца и ритмики, литераторы в самых обыкновенных общеобразовательных школах, репетиторов. Это деятельность большого круга специалистов, обслуживающих читателей, зрителей, слушателей, т.е. реципиентов восприятия созданных произведений художественного профессионального и самодеятельного творчества, выступающих в средствах массовой информации с критическими анализами произведений искусства и профессиональными установками для тех, кто будет читать, смотреть, слушать эти произведения искусства.

Наконец, — и это самое важное для этого термина, — данная жизнедеятельность определяется степенью подготовленности масс к полноценному восприя-

тию произведений искусства, их активностью и сотворчеством с создателями произведений художественного творчества.

В таком понимании нет замены или подмены понятия «искусство региона», так как последнее ориентирует читателя и исследователя больше на продукт деятельности, чем на процесс, ведущий к нему. Это во-первых. А еще более существенно то, что термин «искусство региона» хотя и ассоциируется с общефилософским понятием форм общественного сознания, однако не очень-то раскрывает именно общественнодействующий масштаб творческого процесса создания произведения и его реального бытия через отношение к нему как объекту присвоения, распределения, духовного потребления в массах.

Это обстоятельство мы считаем серьезным недостатком общей теории искусства, сужающим границы его функциональной роли и, соответственно понимания искусства в социологическом плане. Не отрицая значительных достижений философии искусства, эстетики и искусствознания в раскрытии природы искусства как формы отражения реальной действительности, мы тем не менее считаем, что деятельностный подход к выявлению природы искусства предполагает более широкий охват участников творческого процесса и их качествообразующую функцию в конечном продукте всякой художественной деятельности. Этой цели и должно служить понятие «художественная жизнь общества». Через призму этого понятия легче разглядеть такие стороны искусства как продукт деятельности, как национальные и интернациональные его особенности, черты традиционности и народности и инновационные приращения, этнокультурные и региональные признаки.

Вполне естественно, что художественная жизнь общества неразрывно связана с политическими, экономическими и другими социальными процессами жизни общества. Следовательно, рассматривать искусство без взаимосвязи с другими институтами жизни общества невозможно. И если мы будем сравнивать художественную жизнь столичных и региональных городов, то увидим определенную неравномерность развития, которая будет в некотором отношении пропорциональна неравномерности развития духовных и материальных условий жизни людей в этих поселениях. Однако это не значит, что они развиваются отдельно друг от друга, без взаимосвязи и взаимовлияния. Более высокое развитие материального прогресса еще не означает больших достижений в духовном производстве.

Библиографический список

1. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в. 70 — 80-е годы / Г.Ю. Стернин. — М.: Наука, 1997.

2. Муратов, П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П.Д. Муратов. — Л.: Художник РСФСР, 1974.

Статья поступила в редакцию 20.10.08.

УДК 172.03

Р.Ю. Волосное, соискатель АлтГУ, г. Барнаул, Алтайский край

СЕЛЬСКОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО АЛТАЯ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX В.

Исследование посвящено сельскому культовому зодчеству Алтая конца х1х — начала хх веков. На основе научной литературы

и архивных документов рассматриваются храмостроительные процессы в алтайской деревне на рубеже веков.

Ключевые слова: культовое зодчество, храмостроительные процессы, научная литература, архивные данные.

Культовое зодчество сельского Алтая рубежа XIX - С XVII века вводится в практику новый тип проек-

XX веков в силу своей массовости вызванной резким тной деятельности — создание образцовых проектов и увеличением населения представляло собой частое воз- новый способ строительной деятельности — сооруже-

ведение деревянных храмов по образцовым и типовым ние зданий по этим проектам. Тем не менее, до первой

проектам. четверти XIX столетия образцовые проекты использо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.