УДК 227.1
Монахиня Мария (Лермонтова)
«КЕФАЛИ» - «ГЛАВА» ИЛИ «ПОДЧИНЕНИЕ» В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА
Аннотация: Статья посвящена богословскому анализу значения слова «К£фа\ф> (kephale), которое неоднократно встречается в посланиях апостола Павла (1 Кор. 11:3, Еф. 5:2) и вызывает диалектические разногласия среди ученых богословов и языковедов. Статья фокусируется на богословской и святоотеческой интерпретации стихов из апостольских посланий, содержащих настоящий термин. В ней отмечается, что в апостольском послании речь не идет об отношениях между полами в социуме, а говорится об отношениях мужчины и женщины в браке, где подчинение жен своим мужьям является одним из элементов брачного союза, который заключается в призыве к женам подчиняться мужьям. Также подчеркивается, что этический элемент в послании апостола Павла проявляется не только в призыве к женам повиноваться своим мужьям, но и в призыве к мужьям любить своих жен. Чтобы понять, заявляет ли апостол Павел, употребляя слово «КефаХ^», о приоритете мужчины над женщиной, в статье анализируется проблема субординации между мужчиной и женщиной в свете учения о монархии (единоначалии) в Святой Троице Бога Отца, потому что сотворенность человека по образу Божию выявляет в человеке личность, а именно Святая Троица являет нам образец межличностного общения.
Ключевые слова: Христос, образ Божий, личность, глава, источник, авторитет, подчинение, муж, жена.
Об авторе: Монахиня Мария (Лермонтова Татьяна Николаевна) -магистр богословия, аспирант Минской духовной академии. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1388-7590
Ссылка на статью: Мария (Лермонтова), монахиня. «КефаХф» - «глава» или «подчинение» в посланиях апостола Павла // Труды Минской духовной академии. 2021. № 2 (19). С. 44-57.
Введение
В посланиях апостола Павла мужчина называется «главой» женщины (греч. КефаХ^): «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:23), «хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава - Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» (1 Кор. 11:3). Что это означает и заявляет ли тем самым апостол Павел о преимуществе мужчины над женщиной?
С середины XX в. поводом для разногласия по этому вопросу стала статья Стивена Бидейла [Bedale 1954, 211-215], а также критика этой статьи со стороны Уэйна Грудема [Сг^еш 1985, 38-59]. Бидейл в своих исследованиях доказывал, что слово кефаХ^ в классическом греческом переводе Ветхого Завета чаще подразумевает «источник» или «начало», а не «авторитет» или «начальство». Грудем, напротив, доказывал, что греческое кефаХ^ всегда означает «авторитет». Один из крупнейших протестантских богословов нашего времени Вильфрид Хэрле [Хэр-ле 2020, 39], учитывая оба перевода, обращает внимание на цель аргументации апостола Павла, которую он видит в выражении: «Все же - от Бога» (1 Кор. 11:12), где слово «все» указывает на следующие два момента: «жена от мужа» и «муж через жену» («Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога»). Интерпретация Вильфрида Хэрле подтверждает перевод слова кефаХ^ в значении «источник». Вильфрида Хэрле утверждает, что так как изначально женщина была сотворена из «ребра» мужа, то она «от мужа». Утверждение «муж через жену» Виль-фрид Хэрле объясняет таким образом, что мужчина происходит от женщины через рождение от матери [Хэрле 2020, 39].
1. Человек как двуипостасное творение
Заслуживает внимания факт, что человек в завершенном виде, как половое существо, был сотворен с фактом появления
женщины, с фактом разделения единой человеческой природы на два начала - мужское и женское [Лермонтова 2021, 179185]. Если мы обратимся к первой главе книги Бытия, где описывается акт творения богом человека, обнаружим, что название человека употреблено в ней с артиклем «га-»: «га-адам», где «га-адам» есть не имя собственное, а обозначение человека в целом, оно относится и к мужчинам, и к женщинам. Митрополит Антоний Сурожский предполагает, комментируя эти стихи Священного Писания, что «сотворена была человеческая «двоица», двуипостасное творение - человек; и сотворен он был одномоментно» [Сурожский 2010, 5-25]. А пока не было жены - не было и мужа. А так как человек - мужчина и женщина - сотворены Богом в едином акте творения, то и муж, и жена - «от Бога». Источник один - Бог. Поскольку и то и другое «от Бога» - не следует оценивать различие полов в духе соперничества и конкуренции. А выражение «как жена от мужа, так и муж через жену» можно понимать следующим образом: в момент разграничения Богом человеческой природы на мужское и женское начала, в факте творения мужского начала было сотворено женское, и в факте творения женского - мужское. В данном случае является неуместным говорить о преимуществе кого-то одного.
2. «Кефа\ф> в послании апостола Павла в значении «источник»
По замечанию Вильфреда Херле, в высказывании апостола Павла о том, что Христос - глава мужа, а Бог - глава Христа (1 Кор. 11:3), слово кефаХ^ имеет значение «источник» [Хэрле 2020, 40]. Ведь человек (а значит, и мужчина, и женщина) имеет свое начало в Иисусе Христе. Это осуществляется через посредничество Иисуса Христа при сотворении мира и через его воскресение, ставшее основой Церкви. Вот как об этом пишет
апостол Павел: «...говорил нам в Сыне, ...через которого и веки сотворил» (Евр. 1:2); «ибо Им создано все; .и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16-17). А то, что Бог-Отец есть источник Сына - это одно из основных христианских убеждений, сформулированных в Никейском Символе Веры в 325 г.
3. «Кефа\ф> в послании апостола Павла в значении «подчинение»
В другом месте апостольского послания наряду со словом «глава» встречается существительное «подчинение», «повиновение» (греч. Улотау^) и глагол «подчинять» (греч. Уло-бееотерп). Например, «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви.» (Еф. 5:22-23). В данном контексте речь уже идет не об источнике, а об авторитете или руководстве. В настоящем отрывке для объяснения слова «глава» апостол Павел не упоминает о том, что женщина произошла от мужчины, а мужчина через женщину, поэтому слово «глава» здесь имеет значение подчинения. В следующем стихе апостол Павел сравнивает отношения между женой и мужем с отношениями Церкви и ее «Главой», Христом: «но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24). В греческой Библии в этом стихе использовано слово «илотаааетаь» [ЬХХ 1979], которое употребляется и в первом послании апостола Павла к Коринфянам, где апостол описывает отношения Господа Иисуса Христа с Отцом (1 Кор. 15:28). В данном случае роль жены в семье сравнивается с ролью Сына Божьего - жена должна подчиняться мужу именно так, как Сын Божий подчиняется Богу-Отцу. Отношения в семье апостол Павел уподобляет отношениям между Божественными лицами.
4. Личность как образ Божий в человеке
Из Священного Писания мы узнаем, что как мужчина, так и женщина - оба сотворены по образу Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт. 1:26-27). В Библии не имеется конкретных указаний, как понимать, что именно в человеке есть образ Божий. Отцы Церкви имели различные мнения по этому вопросу. Одни из них упоминали владычество человека над низшим творением, другие - его разум, свободу, нравственность, мораль, способность творить, справедливость [Роуз 1998, 98]. Некоторые авторы определяли образ Божий в человеке в его властности [Златоуст 1994, 62]. Иные даже тело видели носителем образа Божия [Симеон Новый Богослов 1993]. Обобщая рассуждения отцов Церкви об образе Божием в человеке, В. Н. Лосский в своем труде «Очерк мистического богословия» пришел к выводу, что «сотворенность человека по образу Божию выявляет в нем особое и притом фундаментальное для него бытийное измерение - личность» [Лосский 1995, 48-49]. По мнению профессора В. Н. Лосского, богословие образа заключается в христианской личности, то есть именно «личность человека являет Бога» [Лосский 1995, 48-49].
5. Понятие личности в православной антропологии
Определения концепции личности в Священном Писании мы не найдем. Категория личности, как и троичности, возникает позже. В восточной христианской традиции основой для антропологии являются триадология и христология, учение о личности является элементом учения о троичности и элементом учения о Иисусе Христе - о двух Его природах (божественной и человеческой), которые соединены, по определению IV Вселен-
ского Собора, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» в Его Личности (или Ипостаси). В. Н. Лосский, терминологически сопоставив учение святых отцов об ипостаси с учением о личности, отождествлял оба термина [Лосский 2000, 113-120]. Позднее идея Лосского была обоснована в работе «Понятие личности как религиозно-философский и лингвистический концепт» иеромонаха Мефодия Зинковского, где он приходит к выводу, что не только на богословском, но и на филологическом уровне термины ипостаси и личности тождественны: «Анализ филологически обосновывает адекватность и актуальность рассмотрения богословского употребления русского понятия «личность» наряду с традиционными греческими терминами ото-0xa0iq, npöownov и характер, а также с латинским persona» [Зин-ковский 2014, 103-110]).
6. Субординация между мужчиной и женщиной в свете троичного догмата
Православное христианское учение о Троице утверждает, что Бог есть единый Бог, который существует в трех вечных и единосущных Личностях: Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. Божественная Троица является образцом личностного бытия. Исходя из этого рассмотрим проблему субординации между мужчиной и женщиной в свете учения о монархии (единоначалии) в Святой Троице Бога Отца, где Бог-Отец, являясь единым началом, не имеет большей власти, чем Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Христос, который «не восхищением непщева быти равен Богу» (Флп. 2:6), то есть не присвоил Себе Божество, но по естеству имея равенство с Отцом прежде сотворения веков, подчинялся воле Бога-Отца: «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Подчинение Христа Богу-Отцу не есть подчинение низшего высшему, но есть подчинение равного равному. Будучи Богом по естеству и имея равен-
ство с Отцом, Христос подчиняется Отцу свободно. Он Сам: «себе умалил, зрак раба приим» (Флп. 2:7).
Единоначалие Отца не предполагает субординации Сына и Духа, так как «Начало тогда только совершенно, когда оно - начало реальности равно совершенной» [Лосский 1973, 62-71]. Также слово «монархия» не означает «власть», но является производным отот греч. ц6voq (монос) - один, единый, единственный, и арх| (архи) - начало) [Давыденков 1997] - богословский термин, указывающий на то, что согласно православному учению о Святой Троице, Бог Отец, будучи безначальным, является единым Началом в Святой Троице: Он вечно рождает Бога Сына и вечно изводит Святого Духа, то есть даёт бытие Ипостасям Сына и Духа; Божественная воля и любое божественное действие проистекает от Отца, через Сына во Святом Духе [Фло-ровский 1928, 176-212]. Поэтому и субординация между мужчиной и женщиной в свете троичного догмата не может пониматься как преимущество, некое онтологическое верховенство одного над другим. И подобно тому, как единоначалие Бога-Отца в Пресвятой Троице не умаляет единосущия Сына Божия и Духа Святого, единоначалие мужчины не будет умалять достоинства женщины.
7. Этический элемент в послании апостола Павла
Важно отметить, что апостол Павел призывает не просто к повиновению женского пола мужскому, а именно жен он призывает повиноваться своим мужьям, что следует из вышеприведенной цитаты (Еф. 5:22-23). Очевидно, что в апостольском послании речь не идет об отношениях между полами в социуме. Здесь говорится об отношениях мужчины и женщины в браке, где подчинение жен своим мужьям является одним из элементов брачного союза, который заключается в призыве к женам подчиняться мужьям «во всем» (Еф. 5:24) и «бояться» (Еф. 5:33)
(уважать) своего мужа. Блаженный Феофилакт Болгарский, комментируя данный стих апостольского послания, пишет: «Недаром и не напрасно Павел прилагает великое попечение о супружестве, ибо и Бог от начала особенно о нем заботился» [Феофилакт Болгарский 2015]. В «Толковой Библии» Лопухина утверждается, что апостол Павел «излагает учение о христианском браке как об образе единого неразрывного союза Христа с Церковью» [Лопухин 2008].
Этический элемент в послании апостола Павла проявляется не только в призыве к женам повиноваться своим мужьям, но также и в призыве к мужьям любить своих жен: «.должны мужья любить своих жен, как свои тела.» (Еф. 5:28).
При тщательном рассмотрении настоящего отрывка (Еф. 5: 22-23) можно заметить, что и в призыве к жене, и в призыве к мужу - в обоих случаях речь идет об отношении к «собственному телу», а не об отношениях между двумя разными телами. Эта мысль встречается снова в стихах 28-32: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь, потому что мы члены тела Его. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и Церкви. Так каждый из вас да любит жену свою, как самого себя». Основная мысль апостола: жить необходимо «.повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21).
Заключение
Проанализировав высказывания апостола Павла, которые включают в себя богословский термин «Кефа\ф> (керЬа1е), мы пришли к выводам, что апостол не учит о приоритете мужчины над женщиной, так как, во-первых, в некоторых случаях слово
«Кефа\ф> он употребляет в значении «источник». Во-вторых, в апостольском послании говорится не об отношениях между полами, а об отношениях мужчины и женщины в браке, об уважении жен к своим мужьям и о самоотверженной любви мужей к своим женам, что и составляет их «взаимное» подчинение «в страхе Божием» (Еф. 5:21). Таким образом, не только жена должна подчиняться, но и муж любить так, «как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее» (Еф. 5:26). И в этом контексте Священное Писание к мужчине гораздо более требовательно.
Проанализировав проблему субординации между мужчиной и женщиной в свете учения о монархии (единоначалии) в Святой Троице Бога Отца, мы пришли к выводам, что даже если понимать апостольское послание как формулировку принципов подчинения между полами в обществе, то это повиновение может быть только как повиновение равного равному, а не как низшего высшему.
Список сокращений
СП - Библия в русском Синодальном переводе
ЬХХ - Septuaginta
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Источники
1. СП (2013) - Библия. Священное писание Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 2013.
2. LXX (1979) - Septuaginta: Id Est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes (Editio Minor, Duo Volumina In Uno) / Ed. A. Rahlfs. Stuttgart: Deitsche Bibelgesellschaft, 1979.
Литература
3. Bedale (1954) - Bedale St. The Meaning of кефаХ^ in the Pauline Epistless // Journal of Theological Studies. 1954. № 5. P. 211-215.
4. Grudem (1985) - Grudem W. Does KEFALH («Head») Mean «Source» or «Authority Over» in Greek Literature? A survey of 2, 336 Examples // Trinity Journal of Theology. 1985. № 6. P. 38-59.
5. Давыденков (1997) - Давыденков Олег, протоиерей. Догматическое богословие. Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. - 1997.
6. Златоуст (1994) - Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Сотворение человека по образу Божию // Полное собрание творений в 12 т. М., 1994. Т. 4. Кн. 1.
7. Лопухин (2008) - Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 1. Новый Завет. Даръ, 2008.
8. Лосский (1973) - Лосский В. Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице // Журнал Московской Патриархии. 1973. №. 9. С. 62-71.
9. Лосский (1995) - Лосский В. Н. По образу и подобию. М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 1995.
10. Лосский (2000) - Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Богословские труды. 2000. Т. 14. С. 113-120.
11. Лермонтова (2021) - Мария (Т. Н. Лермонтова), монахиня. Равенство мужчины и женщины, основанное на объединяющем принципе отделения при сотворении Евы из ребра Адама в Быт. 2:21 // Христианство и педагогика: история и современность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Пенза: Пензенская духовная семинария, 2021 С. 179-185.
12. Зинковский (2014) - Мефодий (Зинковский), иеромонах. Понятие личности как религиозно-философский и лингвистический концепт // Философские науки. 2014. № 2. С. 103-110.
13. Роуз (1998) - Серафим (Роуз), иеромонах. Православное понимание книги Бытия. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1998.
14. Симеон Новый Богослов (1993) - Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения: [в 3 т.]. Т. 3 : Божественные гимны. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
15. Сурожский (2010). - Антоний, митрополит Сурож-ский. Во свете твоем // Консультативная психология и психотерапия. 2010. Т. 18. № 3. С. 5-25.
16. Феофилакт Болгарский (2015) - Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский. Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского (в 3-х томах) // Блаженный Феофилакт Болгарский. Киево-Печерская Лавра, 2015. 2056 с.
17. Флоровский (1928) - Флоровский Г. Тварь и твар-ность // Православная мысль. 1928. Т. 1. С. 176-212.
18. Хэрле (2020) - Хэрле В. По поручению Христа? Рукоположение женщин : pro et contra. М.: Издательство ББИ, 2020. 139 с.
« KE$AAH» - «HEAD» OR «SUBMISSION» IN THE EPISTLES OF THE APOSTLE PAUL
Nun Maria (Lermontova)
Abstract: The article is devoted to the theological analysis of the meaning of the word "kephale", which is repeatedly found in the epistles of the Apostle Paul (1 Corinthians 11:3, Ephesians 5:2) and causes dialectical differences among scholars of theology and linguists. The article focuses on the theological and patristic interpretation of verses from the apostolic epistles containing this term. It notes that the apostolic epistle does not
talk about the relationship between the sexes in society, but rather about the relationship between a man and a woman in marriage, where the subordination of wives to their husbands is one of the elements of the marriage union, which consists in calling for wives to obey their husbands. It is also emphasized that the ethical element in the epistle of the Apostle Paul is manifested not only in the call to wives to obey their husbands, but also in the call to husbands to love their wives. To understand whether the Apostle Paul, using the word "KxqiaAii", declares the priority of a man over a woman, the article analyzes the problem of subordination between a man and a woman in the light of the doctrine of monarchy (unity of command) in the Holy Trinity of God the Father, because the creation of man in the image of God reveals a person in a person, namely the Holy Trinity is we need a sample of interpersonal communication.
Keywords: Christ, the image of God, the personality, head, source, authority, submission, husband, wife.
About the author: Nun Maria (Lermontova Tatiana Nikolaevna) is a graduate student of the Minsk Theological Academy. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1388-7590
Article link: Maria (Lermontova), nun. «Ks^aAi» - «head» or «submission» in the epistles of the Apostle Paul. Scientific Works of Minsk Theological Academy, 2021, no. 2 (19):44-57. (In Russian).
SOURCES AND REFERENCES
Sources
1. Bibliya. Svyashhennoepisanie Vetxogo i Novogo Zaveta [Bible. Holy Scripture of the Old and New Testaments]. 2013. Moscow: IzdatePstvo Moskovskoj Patriarxii (In Russian).
2. Rahlfs A., ed. 1979. Septuaginta: Id Est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes. Editio Minor, Duo Volumina In Uno. Stuttgart: Deitsche Bibelgesellschaft. (In Old Greek).
References
3. Bedale, Stefan. 1954. "The Meaning ofxe^aX^ in the Pauline Epistless". Journal of Theological Studies, no. 5. Oksford. (In English).
4. Davydenkov, Oleg (protoierej). 1997. Dogmaticheskoe bogo-slovie. Kurs lekcij [Dogmatic theology. Course of lectures]. Moscow: Pravoslavny'j Svyato-Tixonovskij Bogoslovskij institut. (In Russian).
5. Florovsky, Georgij. 1928. "Tvar' i tvarnost'" ["The Creature and the creature"]. Pravoslavnaya my'sl', vol. 1. (In Russian).
6. Grudem, Wayne. 1985. "Does KEFALH («Head») Mean «Source» or «Authority Over» in Greek Literature? A survey of 2, 336 Examples". Trinity Journal of Theology, no. 6. (In English).
7. Herle, Vil'frid. 2020. PoporucheniyuXrista?Rukopolozhenie zhenshhin : pro et contra [On behalf of Christ? Ordination of women: pro et contra]. Moscow: Izdatel'stvo BBI. (In Russian).
8. Lermontova, Tat'yana Nikolaevna (monaxinya Mariya). 2021. "Ravenstvo muzhchiny' i zhenshhiny', osnovannoe na ob''edi-nyayushhem principe otdeleniya pri sotvorenii Evy' iz rebra Adama v By't. 2:21" ["Equality of men and women based on the unifying principle of separation at the creation of Eve from Adam's rib in Gen. 2:21"]. Xristianstvo i pedagogika: istoriya i sovremennost': sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. Penza: Penzenskaya duxovnaya seminariya. (In Russian).
9. Lopukhin, Aleksandr Pavlovich. 2008. Tolkovaya Bibliya, ili Kommentarii na vse knigi Sv. Pisaniya Vetxogo i Novogo Zaveta [The Explanatory Bible, or comments on all the books of St. The Writings of the Old and New Testaments]. Vol. 1. Novy'j Zavet. Dar''. (In Russian).
10. Lossky, Vladimir Nikolaevich. 1973. "Isxozhdenie Svyatogo Duxa v pravoslavnom uchenii o Troice" ["The Exodus of the Holy Spirit in the Orthodox doctrine of the Trinity"]. Zhurnal Moskovskoj Patriarxii, no. 9:62-71. (In Russian).
11. Lossky, Vladimir Nikolaevich. 1995. Po obrazu i podobiyu [In the image and likeness]. Moscow: Izdanie Svyato-Vladimirskogo Bratstva. Glava 7. Bogoslovie obraza. (In Russian).
12. Lossky, Vladimir Nikolaevich. 2000. "Bogoslovskoe ponyatie chelovecheskoj lichnosti" ["The Theological concept of human personality"]. Sankt-Peterburg. Bogoslovskie trudy\ (In Russian).
13. Rose, Serafim (ieromonax). 1998. Pravoslavnoe ponimanie knigi By'tiya [Orthodox Understanding of the Book of Genesis]. Moscow: Rossijskoe otdelenie Valaamskogo obshhestva Ameriki. Gl. 4. Sotvorenie cheloveka. (In Russian).
14. Simeon Novy'j Bogoslov, prepodobnyj 1993. Tvoreniya: (v 3 v.). [Creations: (in 3 vols.)]. Sergiev Posad: Svyato-Troiczkaya Sergieva Lavra (Sokrovishhnicza svyatootecheskoj pis'mennosti). Vol. 3. Bozhestvenny'e gimny\ Gimn 58. (In Russian).
15. Surozhsky, Antonij. 2010. "Vo svete tvoem" ["In your light"]. Konsul'tativnayapsixologiya ipsixoterapiya, vol. 18, no. 3:525. (In Russian).
16. Feofilakt Bolgarskij, arxiepiskop Oxridskij. 2015. Blago-vestnik, ili Tolkovanie blazhennogo Feofilakta, arxiepiskopa Bolgar-skogo (v 3-x vol) [The Evangelist, or the Interpretation of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria (in 3 volumes)]. Kievo-Pecher-skaya Lavra. (In Russian).
17. Zinkovskij, Mefodij (ieromonax). 2014. "Ponyatie lichnosti kak religiozno-filosofskij i lingvisticheskij concept" ["The concept of personality as a religious-philosophical and linguistic concept"]. Filosofskie nauki, no. 2:103-110. (In Russian).
18. Zlatoust, Ioann (svyatiteP). 1994. Besedy' na knigu By'tiya. Sotvorenie cheloveka po obrazu Bozhiyu [Conversations on the Book of Genesis. The creation of man in the image of God]. Polnoe sobranie tvorenij v 12 vol. Kn. 1. Beseda VIII. (In Russian).