Научная статья на тему 'К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ЖИВОТНЫХ'

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ЖИВОТНЫХ»

являющаяся показателем эффективности пастеризации, во всех вариантах опытов была отрицательной.

В опытах на стерильном молоке получены аналогичные результаты. Основанием для положительного заключения о принадлежности выделенной культуры к шнгеллам Зонне служило обнаружение неподвижной, грамотрнцательной, негазообразующей палочки, дающей положительную реакцию агглютинации с адсорбированной сывороткой Зонне и не сбраживающей лактозу в 1-е сутки, не образующей H,S и индола, не расщепляющей мочевину и не утилизирующей цитраты.

При проверке патогенных свойств исходных и выделенных культур на белых мышах установлена различная степень патогенностн как среди исходных культур, так и среди культур, выделенных из пастеризованного молока. В целом по 5 исходным штаммам, взятым в опыт, летальность отмечена у 40% мышей при дозе 1 млрд. и у 60% — при дозе 1,5 млрд. микробных клеток. Наиболее патогенны культуры с типичной морфологией клеток, выделенные из пастеризованного молока при 74—86°: при дозе 1 млрд. они обусловили летальный исход у 25% зараженных внутрибрюшинно животных, а при повышении дозы до 2 млрд. летальность составила 100%. От павших животных наряду с типичными по морфологии выделены также и атипичные культуры шнгелл. От убитых мышей выделялись аналогичные культуры (на 3—10-е сутки), на 12-е сутки культуры не выделялись. Культуры коккообразнои формы, высеянные из молока при 74—90°, также обладали патогенными свойствами, хотя и менее выраженными, чем типичные по морфологии: при дозе инфицирования 2 млрд. летальный исход наблюдался в 66% случаев. От павших н убитых животных высевались как типичные, так и атипичные по морфологии формы шигелл. Короткие и средних размеров зернистые палочки, нитчатые формы не вызывали гибели мышей, хотя у животных, инфицированных первыми 2 формами, наблюдались явные признаки патологии (вялость, отказ от пищи, слипание глаз). У мышей, инфицированных длинными зернистыми, часто нитевидными палочками, признаки патологии отсутствовали.

Выводы

1. Среди 160 проверенных штаммов шигелл Зонне около 11% обладали высокой термоустойчивостью: они выдерживали нагревание в лабораторных условиях в течение 60—85 мин при 59° н моментальное — при 85—90°.

2. Принятый в промышленности режим пастеризации молока (74—76°, экспозиция 15—20 с) обеспечивает гибель штаммов шигелл Зонне, не обладающих высокой термоустойчивостью.

3. На лабораторном пластинчатом аппарате при всех изучаемых режимах, включая самый жесткий (90° с выдержкой 45—60 с), не достигнуто обеззараживания молока, обсемененного термоустойчивыми штаммами.

ЛИТЕРАТУРА. В а ш к о в В. И. Руководство по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. М., 1952. —Д э в и с Д. Г. Лабораторный контроль в молочном производстве. М., 1960. — Кондратьев И. А., Гриценко Т. Т., Тара-д и й А. К. и др. — «Гиг. и сан.», 1974, № 10, с. 116—117. — К у к Г. А. Пастеризация молока. М., 1951. - Троп И. Е., Филимонова Т. В. — В кн.: Кишечные инфекции н борьба с ними в областях и краях Дальнего Востока. Хабаровск, 1973, с. 61—63. — Nevot A., LafontP. et Lafont Y. — «Ann. Inst. Pasteur», 1960, v. 98, ¡p. 306—308.

Поступила 17/11! 1976 г.

УДК 6 12.6.052.014.46:691.175

Проф. А. Н. Боков, С. И. Гуськова, канд. биол. наук Е. П. Гуськов

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ЖИВОТНЫХ

Кафедра коммунальной гигиены Ростовского-на-Дону медицинского института

Цитогенетическке наблюдения являлись завершающим этапом цикла исследований, направленных на гигиеническую оценку полимерных строительных материалов, и проводились после окончания хронического токсикологического эксперимента.

Животных (крысы-самцы) в течение длительного времени (41/2 мес) подвергали круглосуточной ингаляционной затравке сложными комплексами химических веществ, выделяющимися из полимерных строительных материалов. Для выявления хронического ре-зорбтивного токсического действия проводили наблюдения за состоянием животных с использованием ряда специфических и интегральных тестов, позволяющих судить о функциональном состоянии центральной нервной системы, печени, почек и других органов и

систем. Одновременно осуществляли сгннтарно-химнческне исследования воздуха камер-генераторов, который подавался в затравочные камеры с подопытными животными. Исследуемые образцы материалов в силу своего химического состава способны выделять в окружающую среду весьма сложные комплексы химических веществ, состоящие из 5— 13 компонентов, нз которых лишь немногие были обнаружены с помощью методов санитарной химии.

По данным хронического токсикологического эксперимента было установлено, что изученные полимерные материалы обусловили у подопытных животных однократные сдвиги всего лишь по 2—3 тестам из 11—14. В результате анализа всем материалам дана положительная гигиеническая оценка с точки зрения опасности их общетоксического действия.

Цитогенетический эффект полимерных строительных материалов изучали анафазным методом учета хромосомных аберраций в делящихся ядрах клеток костного мозга; при анализе хромосомных нарушений учитывали одиночные и парные фрагменты, хромосомные и хроматидные мосты с фрагментами и без них.

Результаты цитогенетического анализа свидетельствуют, что в процессе хронической ингаляционной затравки использованные лаки, трехслойная конструкция и обе губки вызвали у подопытных животных значительное ( в 2—4 раза) увеличение аберрантных анафаз по сравнению со спонтанным уровнем мутирования у контрольных животных (Я<0,05). Прн этом во всех указанных группах структура хромосомных перестроек, как правило, отличалась от таковой в контрольных группах животных.

В частности, значительно возросло как относительное (в % от числа перестроек), так и абсолютное (в % от числа проанализированных анафаз) количество хромосомных разрывов-фрагментов соответственно в I1/,—2 и в 4—8 раз по сравнению с контролем (во всех случаях Р<0,05). Что касается хромосомных и хроматидных мостов, то при увеличении абсолютного количества удельный вес их среди перестроек во всех случаях снизился, однако указанные изменения не всегда статистически достоверны. Увеличение числа фрагментов при индуцированном мутагенезе отмечают ряд авторов в условиях подкожного или внутрибрюшинного введения различных химических веществ.

Наряду с изменением общей частоты хромосомных повреждений предметом обсуждения должен быть н анализ структуры повреждений. Прн этом особое внимание следует уделять анализу изменений фрагментов. Не исключено, что изменение структуры перестроек уже само по себе может служить более ранним признаком мутагенного эффекта, чем общий рост числа аберраций. С этих позиций определенный интерес представляют данные цитогенетического анализа действия на животных некоторых исследованных нами веществ (антивибритов, трехслойных конструкций I н Ни релина), которые-не вызывали у животных статистически достоверного увеличения общего числа анафаз с перестройками. Однако анализ типов повреждений позволил установить и в этих опытных группах животных значительные изменения в структуре аберраций, заключающиеся прежде всего в существенном увеличении удельного веса фрагментов.

Анализ изменений в содержании мостов показал, что частота хроматидных и хромосомных мостов колебалась в довольно широких пределах. Так, в наиболее выраженных случаях удельный вес хроматидных мостов снижался почти в 6 раз, в то время как в других случаях — нерезко. В отдельных же опытных группах животных удельный вес хроматидных мостов был даже более высоким, чем в контроле. Однако удельный вес хроматидных и хромосомных мостов, вместе взятых, существенно снижался и в этих случаях.

Абсолютное и относительное увеличение числа хромосомных разрывов-фрагментов на фоне сохранившегося общего уровня частоты аберраций, а также изменения в соотношении содержания мостов обоих типов наводят на мысль, что антивибриты, трехслойные конструкции I и II и релин оказывают на генетический аппарат подопытных животных какое-то неблагоприятное воздействие. Полученных нами данных,естественно, недостаточно для того, чтобы дать им глубокий анализ. Однако, на наш взгляд, заслуживает внимания следующее предположение.

Анализируя данные цитогенетического исследования, свидетельствующие о том, что из 12 изученных материалов 6 обусловили значительное увеличение фрагментов при сохранении общего числа аберраций на уровне контрольных данных, можно полагать, что комплексы летучих химических веществ, выделяющихся из указанных 6 материалов, по-видимому, обладают способностью каким-то образом воздействовать на специализированные ферментативные системы клетки, ответственные за процессы репарации.

Мутационное повреждение отдельных этапов репарационных процессов или их инги-бнрование, как отмечают В. Н. Сойфер, В. Д. Жестянников и соавт., приводит к увеличению спонтанных повреждений вследствие нарушения восстановления ДНК. Авторы утверждают, что в возникновении как спонтанных, так и индуцированных мутаций важную роль играют ошибки ферментов. Выяснение роли ферментов в возникновении мутаций позволило обосновать тезис о возможности вызывания мутаций без прямого воздействия мутагенов на нуклеиновые кислоты (В. Н. Сойфер).

Полученные в настоящем исследовании результаты позволяют высказать следующие суждения.

1. Из 12 изученных полимерных материалов 6 оказались причиной выраженного мутагенного эффекта, проявившегося в достоверном увеличении содержания хромосомных аберраций в клетках костномозговой ткани крыс.

2. Анализ полученных данных позволяет отметить и то, на наш взгляд, существенное обстоятельство, что материалы, сходные по рецептуре, вызывали в определенной мере однотипные изменения, что явно свидетельствует о связи цитогенетического эффекта с качественным составом загрязняющих воздушную среду комплексов химических веществ.

3. Поскольку вещества, выделяющиеся из некоторых полимерных материалов, способны вызывать не только достоверное увеличение общего числа хромосомных аберраций, но и изменение их соотношения, для выяснения гигиенического значения этого феномена наряду с количественным (учет общего числа перестроек) необходимо считать целесообразным и качественный анализ хромосомных повреждений (учет изменений в структуре перестроек).

ЛИТЕРАТУРА. Боков А. Н., Г у с ь к о в а С. И., Гуськов Е. П. и др. — «Гиг. и сан.», 1974, № 8, с. 17. — Ж е с т я н и и к о в В. Д., М и х е л ь -сон В.. М., К р у п н о в а Г. Ф. и др. — Тезисы докладов 2-го Всесоюзного симпозиума «Молекулярные механизмы генетических процессов: мутагенез и репарация». М., 1973, с. 89. — С о й ф е р В. Н. — Там же, с. 117—118.

Поступила 8/ХП 1975 г.

УДК 614.777:574.57]:628-19 1:54

Канд. биол. наук А. Н. Захаркина, канд. мед. наук Е. А. Можаев, доктор мед. наук Л. Е. Корт

ДЕЙСТВИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И ИХ КОМБИНАЦИЙ НА МИКРОФЛОРУ ВОДЫ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Наши исследования (Е. А. Можаев и соавт.) и немногочисленные литературные данные (В. В. Шслакова) показывают, что некоторые синтетические поверхностноактивные вещества (ПАВ) обладают выраженной способностью стимулировать развитие в воде санитарно-показательных и патогенных бактерий.

Задачей данных исследований было изучение возможности и степени стимулирующего действия других химических соединений на санитарно-показательную микрофлору, а также влияния на нее комбинаций некоторых веществ с целью выяснения возможности главным образом потенцирующего эффекта.

Методика исследований состояла в следующем: сырую дехлорированную и стерильную водопроводную воду заражали суточной культурой бактерий, выделенных из сточной воды; воду из р. Москвы использовали без дополнительного заражения, предварительно определив в ней содержание ПАВ и микрофлоры. Исследуемые химические вещества вносили в опытные сосуды, которые выдерживали при температуре 20—22°.

При изучении комбинированного действия в дехлорированной воде ацетона и жидкого моющего средства «Прогресс», содержащего вторичный алкилсульфат (АС), на санитарно-показательную микрофлору оказалось, что стимулирующий эффект комбинаций веществ был выше, чем каждого из них в отдельности. Так, если в присутствии АС в концентрации 5,0 мг/л число сапрофитных бактерий в первые 2 сут увеличивалось в 40 раз, а в присутствии ацетона (0,01 мг/л) — в 18 раз, то при совместном присутствии этих веществ в тех же концентрациях число бактерий возрастало в 100—112 раз. При комбинации тех же веществ, но при большей концентрации ацетона (0,1 мг/л) число сапрофитов на 4—5-е сутки повышалось по сравнению с контролем на 2 порядка. При этом следует учесть, что стимулирующее действие одного ацетона при данной концентрации было несущественным. Такое действие данной комбинации веществ наблюдалось в ряде опытов, что свидетельствует о закономерности явления. В опытах с водой из р. Москвы получены аналогичные результаты.

При изучении стабильности АС в данных опытах было установлено, что в водопроводной воде, предварительно стерилизованной, а затем зараженной Е. coli, распад ПАВ происходит очень медленно: только на 41-й день их концентрация понижается на 30— 40%. В речной необработанной воде такой же эффект наблюдался уже на 2-е сутки опыта. Эти данные позволяют предположить, что Е. coli в распаде ПАВ практически не играет роли.

С целью выяснения вопроса о сохранении санитарно-показательного значения Е. coli под влиянием ПАВ были изучены ее основные дифференциальные свойства. При этом было установлено, что АС в концентрации 0,5—5,0 мг/л не изменяет биохимические, куль-туральные и морфологические свойства этого микроорганизма. При концентрации АС 100 мг/л и длительности контакта с бактериями 6—25 сут количество биохимически измененных штаммов было на 9% больше, чем в контроле (соответственно 32,5 и 23,5%). Изменение в основном заключалось в понижении способности к газообразованию.

При изучении действия в водопроводной воде динатриевой соли моноалкнлеуль-фоянтарной кислоты (ДНС) в концентрации 10 мг/л в смеси с ацетоном (2,0 мг/л) на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.