Научная статья на тему 'К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the preparation of schoolchildren for the working activity may be presented as a model consisting of 4 blocks. Socially significant functions are system-forming factors of this model, i.e. the function of an organism with which successfulness of implementation of the major types of activities is associated. System approach to the management of schoolchildren’s activities based on the dynamic control of socially significant functions and on selective influence on external and internal factors with the help of prophylactic and corrective activities make it possible to maintain its hygienic optimization.

Текст научной работы на тему «К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

10. Царегородцев Г. ИСеверцев С. А., Алферов В. П.// Вестн. АМН СССР. — 1976. — № 4. — С. 22—31.

Поступила 23.11.88

к « « • • *

Summary. The pattern of forming of the adaptational process to occupational-industrial factors of working in a

coal mine depending on the conditions of carrying out practical work was determined. It was found out that the adaptation of young boys to the working activity in deep horizons was accompanied by a more marked tension of the functional status and regulation mechanisms compared to working in less deep horizons.

о

H. П. ГРЕБНЯК, 1990

УДК 613.955-07

Я. П. Гребняк

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

школьников

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

*

Ключевые положения школьной реформы связаны с подготовкой подрастающего поколения к труду и включением его таким образом в систему общественной трудовой деятельности. Это выдвигает на первое место проблему управления трудовым и профессиональным обучением учащихся общеобразовательных школ. В плане реализации мероприятий по охране и укреплению здоровья детского и подросткового населения необходимо перейти от изучения его состояния к управлению факторами, формирующими его [6]. С точки зрения управления деятельностью особый интерес представляет создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и приспособление факторов внешней среды к функциональным возможностям организма детей и подростков.

Оптимизация подготовки школьников к трудовой деятельности может быть представлена в виде модели, состоящей из 4 блоков (см. схему). Системообразующими факторами этой модели являются социально значимые функции, т. е. функции организма, с которыми связана успешность выполнения школьниками основных видов деятельности. Под оптимальной подразумевается деятельность, обеспечивающая высокую эе-

зультативность ее при благоприятном функционировании организма, а также направленная на развитие, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков [2, 5, 7, 8].

Ведущими видами деятельности, способствующими профессиональному развитию учащихся общеобразовательных школ, являются учение, трудовое обучение и труд. Основным видом дея-тельности, в ходе которого учащиеся готовятся для включения в систему общественной трудовой деятельности, считается учение, т. е. познание индивидуумом общественно-исторического опыта в форме знаний, умений и способов деятельности в нормативных показателях.

На разных этапах развития школьников учение имеет различный характер. На начальном этапе это прежде всего познание объективных закономерностей окружающего мира. Особым видом взаимодействия человека с природой яв-. ляется трудовое обучение, в процессе которого учащиеся осваивают общетрудовые навыки и умения. Ведущими направлениями деятельности детей и подростков служат познавательный процесс, профессиональное обучение, производи-^ тельный труд и профессиональное самоопределение. В связи с изменением круга и характера

Jpyd__

Трудовое обучение

Учение

Деятельность

Условия Характер трудового процесса Орудия и средства труда

Коррекция СЗФ

УроЗень разбития СЗФ

Функциональное-состояние СЗФ

Просри лак тические мероприятия

проективные коррективные

Схема. Модель оптимизации подготовки школьников к трудовой деятельности.

I % а , . 4*1 . ' -I \. . * Чч » ' " «

а •

стоящих перед школьниками задач, динамичностью их деятельности соответствующим образом изменяются и социально * значимые функции (СЗФ). В частности, процесс обучения учащихся общеобразовательных школ связан с восприятием и переработкой информации, направленными на познание закономерностей строения и движения материи, т. е. представляет собой осо-Абую форму интеллектуальной деятельности. Отсюда ясна ведущая роль ЦНС как материального субстрата высшей нервной деятельности. Следовательно, на начальных этапах обучения социально значимыми будут такие функции, с уровнем развития которых связана успешность овладения знаниями: внимание; память, мышление, особенности внешней нервной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что основной целью обучения является развитие собственных сил учащихся.

Трудовое обучение как одна из форм деятельности имеет в виду в основном не информационный процесс, а двигательные действия с объектами внешней среды. В связи с этим социально. ^ значимыми будут функции, обеспечивающие ус-. ^ пешность освоения профессиональных навыков, прежде всего координация движений, реакция на движущийся объект, вопроизведение ритма раздражения и темп движений.

Труд в отличие от обучения вообще и трудового в частности предполагает наличие завершенных сил индивидуума с целью их применения. Следовательно, уровнем развития функций служит степень профессиональной пригодности. Для оценки ее необходимо определять показатели, обеспечивающие наибольшую эффективность общественно полезной деятельности.

СЗФ и деятельность взаимосвязаны между собой. С одной стороны, без деятельности не только не формируются СЗФ, но и невозможно ^гармоничное развитие в целом, с другой —СЗФ "обеспечивают эффективность деятельности школьников.

Оценка СЗФ осуществляется по уровню развития и их функциональному состоянию [1]. Критерием дифференцирования уровня развития СЗФ служат величина и направленность возрастных изменений показателей во взаимосвязи с характером их устойчивости под влиянием стандартных воздействий. Формирующее влияние деятельности может проявиться в различных уровнях развития: предпочтительное развитие показателей, имеющих наиболее важное значение в деятельности на соответствующем этапе, — зона актуального развития (ЗАР) и тенденция активации ключевых функций — зона ближайшего развития (ЗБР). Функциональное состояние оценивается по динамике показателей в процессе деятельности [3, 4].

4 На основании оценки СЗФ осуществляется как Чех коррекция, так и разработка профилактических мероприятий проективной или корректив-

ной направленности. Таким образом, представляется возможность реализовать избирательность и дифференциально-динамический подход к выбору и проведению мероприятий под объективным контролем состояния СЗФ. Процесс же управления деятельностью учащихся общеобразовательных школ основывается на регулировании субъекта управления, т. е. ассоциации учебно-воспитательных заведений и базовых предприятий в соответствии с закономерностями функционирования и взаимодействия школьников и производственной среды. Гигиенические мероприятия путем рационализации условий, характера трудового процесса и орудий труда позволяют обеспечить благоприятное протекание деятельности. Коррекция СЗФ осуществляется с помощью различных нелекарственных средств.

Практическое опробование профилактических мероприятий, разработанных' в соответствии с принципами избирательности и дифференциально-динамическим подходом, подтвердило их эффективность. Так, коррекция адаптации первоклассников к обучению с помощью гигиенического нормирования учебной нагрузки, рациональной организации учебных занятий, тренировки внимания, памяти и мышления обусловила улучшение СЗФ: показателя внимания на 126,6± ±22,5 ед., объема зрительной памяти на 15,1± .±2,4%, объема слуховой памяти на 14,7±2,7%, скорости решения примеров на 4,6+0,7 ед. {р< <0,005). При этом успеваемость повысилась с 3,2±0,03 до 3,6±0,07 балла. Разработанный в соответствии с указанными принципами режим деятельности во внеучебное время для учащихся начальных классов способствовал сохранению работоспособности на постоянном и более высоком уровне (р<0,05) в течение 5 недели, тогда как в контрольной группе выраженное снижение произошло уже в четверг. Следовательно, организация режима деятельности на основе системного подхода позволяет оптимизировать состояние СЗФ. Организация трудового обучения школьников с высоким уровнем двигательной активности на занятиях (удельный вес практических работ в пределах 80—90 %), по-видимо-му, является одной из причин интенсивного развития СЗФ. Так, при обучении школьников среднего звена техническим видам труда отмечена более высокая степень развития СЗФ: большинство показателей тремора, координации движений, двигательной реакции, воспроизведения ритма раздражений находилось в зоне актуального развития. Следовательно, трудовая нагрузка может быть использована в качестве фактора направленного воздействия, формирующего и развивающего СЗФ учащихся общеобразовательных школ.

Таким образом, системный подход к управлению деятельностью школьников, базирующийся на динамическом контроле СЗФ и избирательном воздействии на внешние и внутренние фак-

торы с помощью профилактических мероприятий, позволяет осуществить ее гигиеническую оптимизацию.

Литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах.— М., 1982. —Т. 1.

2. Кардашенко В. Н.// Гиг. и сан.— 1977. — № 12.— С. 10—14.

3. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. — М., 1981.

4. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов, — Л., 1982.

5. Сердюковская Г. И. Социальные условия и состояние здоровья школьников. — М., 1979.

6. Сердюковская Г. Н., Стан В. В., Сапожникова Г. М. // Гиг. и сан. — 1988. — № 3. — С. 4—7.

7. Сидоренко Г. И., Сутокская И. В., Прокопенко Ю. И. // Там же.— 1983. — № 1. —С. 37—41.

8. Сухарев А. Г. // Там же. — 1982. — № 5. — С. 70—72.

Поступила 14.12.88

Summary. Optimization of the preparation of schoolchildren for the working activity may be presented as a model consisting of 4 blocks. Socially significant functions are system-forming factors of this model, i. e. the function!! of an organism with which successfulness of implementation of the major types of activities is associated. System approach to the management of schoolchildren's activities based on the dynamic control of socially significant functions and on selective influence on external and internal factors with the help of prophylactic and corrective activities make it possible to maintain its hygienic optimization.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

I

УДК 614.37:655.3.06

3. А. Скобарева, Л. М. Текшева, С. А. Яншин

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ #

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Под удобочитаемостью понимается качество текста, определяющее удобство и легкость его прочтения и восприятия. Удобочитаемость зависит от многих элементов издательско-полиграфи-ческого оформления текста, среди которых ведущими являются гарнитура (тип шрифта), размер шрифта, длина строки, интерлиньяж (пробел между строками), контраст печати с фоном.

Задача настоящего исследования заключалась в определении влияния на удобочитаемость современных печатных изданий наиболее часто применяемых вариантов основных элементов набора текста: гарнитуры и размера шрифта, ширины межстрочных пробелов, длины строки, а также взаимосвязей этих элементов.

Исследования были выполнены в экспериментальных условиях с использованием наиболее распространенного и достаточно информативного интегрального метода оценки удобочитаемости — по скорости чтения тестовых текстов [3], содержащих определенный объем печатных знаков и определенные вариации оцениваемых элементов набора.

Тексты для исследований были составлены во ВНИИ комплексных проблем полиграфии Госкомиздата СССР на офсетной бумаге. Они представляли собой различные варианты наборов печатных текстов одного и того же содержания объемом 1800 печатных знаков. Для снижения вероятности заучивания текстов и устранения влияния на скорость чтения смыслового содержания текста тесты состояли из логически не обязанных общеизвестных слов. Тем самым по-

вышалась достоверность зависимости скорости чтения от параметров набора. В экспериментальных исследованиях использовано 29 образцов 4 гарнитур, наиболее широко применяемых в наборе текстов массовых печатных изданий: «Литературной», «Балтики», «Журнальной рубленой и «Тайме». Размер шрифта варьировали от 7-го до 10-го кегля, длину строки — от до 7 квадратов, интерлиньяж (в шпонах — от 0 до 2*.

Исследования проводили в экспериментальном помещении при постоянном искусственно*^, освещении. На рабочей поверхности была обеспечена равномерная освещенность 500 лк от потолочной осветительной установки с люминесцентными лампами ЛБ-40, перекрытыми снизу пластмассовым рассеивателем. Воздушный, и температурный режим в помещении поддерживали постоянным, близким к оптимуму.

Регистрацию времени прочтения осуществляли с помощью электронно-счетных частотомеров Ф5041, соединенных с пультом экспериментатора для подачи сигналов «Внимание» и «Старт», и с пультом испытуемого для подачи сигнала «Конец работы». Скорость чтения определяли по времени полного прочтения тестового текста в секундах; увеличение времени, затрачиваемого на прочтение текста, свидетельствовало о снижении его удобочитаемости.

В исследованиях принимали участие испытуе-

0

* 1 кегль = 0,376 мм, 1 пункт = 0,376 мм.

1 квадрат = 18 мм, 1 шпона

Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.