Научная статья на тему 'К.Г. ЮНГ: ПРИРОДА АГРЕССИИ'

К.Г. ЮНГ: ПРИРОДА АГРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
315
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНГ / ПСИХОАНАЛИЗ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / АРХЕТИПЫ / АГРЕССИЯ / КОНФЛИКТЫ / ВОЙНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жуков Вячеслав Николаевич

В статье рассматриваются взгляды К.Г. Юнга на природу агрессии. Швейцарский психолог вводит понятие тени, под которой понимается совокупность негативных свойств, принадлежащих индивиду, но не признаваемых им в качестве своих. Особенность тени состоит в том, что она неустранима, индивидом не осознается и непроизвольно переносится индивидом на других лиц. В результате создается образ врага. Тот же механизм действует на уровне больших и малых человеческих коллективов. Агрессию, по Юнгу, устранить нельзя, но ее можно контролировать, если признать наличие в себе тени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K.G. JUNG: THE NATURE OF AGGRESSION

The article examines C.G. Jung's views on the nature of aggression. The Swiss psychologist introduces the concept of shadow, which is understood as a set of negative properties belonging to an individual, but not recognized by him as his own. The peculiarity of the shadow is that it cannot be removed, is not realized by the individual and is involuntarily transferred by the individual to other persons. As a result, an image of the enemy is created. The same mechanism operates at the level of large and small human collectives. Aggression, according to Jung, cannot be eliminated, but it can be controlled if you recognize the presence of a shadow in yourself.

Текст научной работы на тему «К.Г. ЮНГ: ПРИРОДА АГРЕССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_11

К.Г. ЮНГ: ПРИРОДА АГРЕССИИ K.G. JUNG: THE NATURE OF AGGRESSION

ЖУКОВ Вячеслав Николаевич,

доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор,

профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ).

119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13 (4-й учебный корпус).

главный научный сотрудник сектора философии права, теории и истории государства и права

Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН).

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10;

эксперт РАН.

E-mail: pifagor2002@mail.ru;

ZHUKOV Vyacheslav Nikolaevich,

Doctor of Law, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of theory of state and law and political science

of the faculty of law at Lomonosov Moscow state University.

1 Leninskie Gory, bld. 13 (4th academic building), 119991 Moscow, Russia.

chief researcher, sector of Philosophy of Law, theory and history of the state and law

of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.

10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia.

RAS expert.

E-mail: pifagor2002@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются взгляды К.Г. Юнга на природу агрессии. Швейцарский психолог вводит понятие тени, под которой понимается совокупность негативных свойств, принадлежащих индивиду, но не признаваемых им в качестве своих. Особенность тени состоит в том, что она неустранима, индивидом не осознается и непроизвольно переносится индивидом на других лиц. В результате создается образ врага. Тот же механизм действует на уровне больших и малых человеческих коллективов. Агрессию, по Юнгу, устранить нельзя, но ее можно контролировать, если признать наличие в себе тени.

Abstract: The article examines C. G. Jung's views on the nature of aggression. The Swiss psychologist introduces the concept of shadow, which is understood as a set of negative properties belonging to an individual, but not recognized by him as his own. The peculiarity of the shadow is that it cannot be removed, is not realized by the individual and is involuntarily transferred by the individual to other persons. As a result, an image of the enemy is created. The same mechanism operates at the level of large and small human collectives. Aggression, according to Jung, cannot be eliminated, but it can be controlled if you recognize the presence of a shadow in yourself.

Ключевые слова: Юнг, психоанализ, коллективное бессознательное, архетипы, агрессия, конфликты, война.

Keywords: Jung, psychoanalysis, collective unconscious, archetypes, aggression, conflicts, war.

Дата направления статьи в редакцию: 01.03.2022

Дата публикации: 31.03.2022

К.Г. Юнг относительно немного уделяет внимания теме агрессии, но написанное им - несомненный вклад в теорию психоанализа. Хотя в качестве базовой он использует фрейдистскую установку о врожденной агрессии, ее неизживаемой, неуничтожимой природе, между позициями его и Фрейда дистанция значительная. Фрейд связывает агрессию с биологией человека, действием принципов удовольствия и реальности, инстинктов жизни и смерти, нереализованной сексуальности, Юнг предпочитает умалчивать о генезисе агрессии, лишь констатируя ее наличие и детально описывая ее механизм. Оба классика психоанализа отвергают ценностные посылки эпохи Просвещения, согласно которым злое начало в человеке можно устранить, изменив социальные формы. Им чужды утверждения просветителей о разумной и доброй природе человека, якобы способного организовать бесконфликтный социальный порядок. Социальному оптимизму гуманистов (Эразм Роттердамский и др.) они противопоставили мрачный образ человека, который, согласно постулатам психоанализа, неисправим в своей порочности, а его агрессивная природа всегда будет источником социальных конфликтов. Создание возвышенного образа человека есть не что иное, с их точки зрения, как лицемерие, отрывающее людей от реальности и вводящее их в состояние невроза. Согласно Юнгу, просветительская трактовка отрицает наличие в человеке примитивных душевных импульсов, которые тем самым загоняются на уровень коллективного бессознательного, возвращаясь затем в форме массовых психозов и движений.

Юнг (так же, как и Фрейд) выводит социальную агрессию из индивидуальной, распространяя свойства отдельного человека на общество в целом. В контексте своей теории коллективного бессознательного он вводит понятие тени. Чтобы учиться управлять своим коллективным бессознательным, утверждает Юнг, необходимо осознать свою тень. Тень - это низшая сторона личности, не признаваемая сознанием и несовместимое с ним. Тень есть «сумма всех тех непривлекательных качеств, которые мы предпочитаем скрывать, вместе с недостаточно развитыми функциями и содержанием личного бессознательного». Тень существует личная и коллективная. Когда индивид растворяется в массе, происходит регрессия тени к ее коллективной форме. На биологическом уровне идентификация с тенью означает «повиновение инстинкту», на психологическом - психическую инфляцию. Это состояние характерно тем, что у индивида или группы возникает ощущение огромной энергии, но после исчезновения этого чувства появляется апатия, чувство бессилия и никчемности. Тень не признается сознанием и активно вытесняется в подсознание. Чем более тень вытесняется, тем дальше она от реальности, тем больше и темнее она становится. Несмотря на все ее негативные черты, тень - это живая часть души, требующая своего выражения. Тень нельзя ни отрицать, ни оправдать как нечто безобидное. Тень существует неотрывно от личности, ее невозможно преодолеть, без нее индивид лишается глубины. Человек, не сознающий в себе злого начала, подобен

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

благовоспитанному ребенку, страдающим неполным нравственным развитием. Признание своей тени приводит к недовольству собой, но отказываясь от такого признания, личность отказывает себе в своем психическом развитии. Осознание тени (а это означает признание человеком зла в собственной природе) есть не только интеллектуальная, но и этическая проблема. Поскольку осознание своей тени касается и личности, и общества, этическая проблема является индивидуальной и социальной. По мере осознания тени она наполняется «дьявольской энергией». Тень дает себя знать в фольклоре, пародиях и клоунаде, где переворачивается существующий иерархический порядок, а природа человека показывается двойственной1.

Самый распространенный человеческий тип - это «человек без тени», т.е. индивид, старающийся не видеть в себе недостатков. Это касается в том числе представителей религии и науки. Такие люди лишены «воображения зла», не знакомы с чувством вины, они предпочитают не видеть себя виновными в социальных катастрофах, потрясающих мир. В их представлении они никогда не совершают ошибок, но ошибки, по их мнению, совершают общество, государство, другие люди - только не они. Такая слепота к злу безрассудна и пагубна. «Безрассудна, потому что только глупец игнорирует внутренние законы своего существования; и пагубна, потому что "лишает нас способности противостоять злу". Ведь ни для кого не секрет, что человеческая история представляет собой летопись зла и несправедливости, творимых людьми по отношению друг к другу. Достаточно задуматься над делами людскими, чтобы увидеть, что открывающееся при этом и вне всяких сомнений существующее в человеческой душе зло так огромно, "что слова церкви о первородном грехе, восходящем к сравнительно невинному проступку Адама и Евы, хочется воспринимать как своего рода эвфемизм. Проблема гораздо серьезнее и осложняется в силу ее упорной недооценки". И хотя мы не можем отрицать ужасных вещей, которые происходили и продолжают происходить, нам, тем не менее, свойственно настаивать на том, что эти ужасные вещи совершаются "другими", что мы-то на такое не способны. А между тем уже в силу общечеловеческой природы, объединяющей нас со всеми людьми, следует признать наличие у нас способности и наклонности к совершению всего того зла, которое когда-либо совершалось другими. Пусть в юридическом отношении за нами может и не быть вины, на самом деле, в силу нашей общечеловеческой природы, мы все потенциальные преступники, — часто нам просто не предоставляется случая в этом убедиться. В конце концов, "неважно, когда произошло преступление: за несколько поколений до нас или сегодня, в любом случае оно остается симптомом предрасположенности, существующей всегда и повсюду. ...Никому из нас не дано находиться за пределами черной коллективной тени, отбрасываемой человечеством"»2.

Тень, вытесненная в подсознание, легко проецируется на окружающие объекты. Проекции (они бывают позитивными и негативными) есть ошибочное приписывание индивидом или группой собственных, но не осознаваемых качеств другим объектам. Отрицательные проекции играют роль защитных механизмов, помогающих индивиду или группе избежать прямого контакта с фактами, вызывающих беспокойство. Такой перенос тени на внешние объекты является единственным средством сделать тень социально приемлемой. Из чувства самосохранения отрицательные проекции избирают для себя объекты, находящиеся на известном расстоянии, позитивные проекции обращаются к близким объектам. В силу бессознательной природы проекции наивны по своей форме и неспособны к объективной оценке. Пример тому - психология войны и шовинизма: все, что совершает моя страна, хорошо, все, что совершает противник, плохо3. «Во времена "холодной войны" "стали политическим и гражданским долгом ритуальные проклятия по адресу капитализма с той стороны, и такие же проклятия, как будто речь шла о самом дьяволе, в адрес коммунизма — с этой". Отсюда можно сделать вывод, что тень неизменно проецируется на "других", а в политике "другие" — это всегда чьи-то политические враги. Поскольку отрицательная проекция переносит "на противную сторону тот самый страх, который мы непроизвольно и тайно испытываем перед нашим собственным злом", она увеличивает угрозу до пугающих размеров. Анализ происходящего при этом психологического процесса показывает, что, по существу, проекция разоблачает наши собственные, хотя и неосознаваемые качества: "Мы просто обвиняем нашего врага в недостатках, которые не хотим признать за собой". Самый приговор, который мы выносим врагу, фактически является приговором нашей бессознательной половине. Мы злимся на непризнаваемые нами составные части собственного существа. Вот почему лучший способ распознать отрицательную проекцию и научиться понимать свою тень - это обратить внимание как раз на тех людей и на те ситуации, которые вызывают у нас особенно сильное беспокойство, враждебность и злобу»4.

Любая проекция вызывает контрпроекцию, т.е. состояние, при котором объект проекции не осознает качества, проецируемого на него субъектом проекции. «Зачастую объект выполняет роль "крючка" для проекции и даже активно "приманивает" ее. Это особенно касается того случая, когда лицо, являющееся объектом, "не догадывается о приписываемом ему качестве и таким образом прямо работает на бессознательное проецирующего". Устанавливается, в определенном смысле, почти принудительное, "таинственное", а проще говоря, бессознательное, тождество между проецирующим и получателем проекции. Они становятся "одной душой" и, по всей видимости, нуждаются друг в друге для своего душевного равновесия и просто существования, даже если в процессе этих странных взаимоотношений и разрушают друг друга. Одновременно возникает и сопротивление таким бессознательным узлам - сознательное сопротивление, "если положение субъекта проекции позволяет ему отдавать свое либидо только добровольно, но никак не с помощью уговоров или принуждения; и бессознательное, когда субъект ни о чем другом и не мечтает, как передать свое либидо данному объекту"»5.

При том что проекция отражает теневые свойства личности или группы, не следует избегать проекций. Проекция - объективный психологический механизм, участвующий в коммуникации людей. «Например, чересчур сознательное отношение к нашим проекциям "легко может

1 Одайник В. Психология политики. Политические и социальные взгляды К.Г. Юнга. СПб., 1996. С. 80 - 84.

2 Там же. С. 81 - 82.

3 Там же. С. 84.

4 Там же. С. 84 - 85.

5 Там же. С. 85 - 86.

стать помехой во взаимоотношениях с другими, потому что будет уничтожен воображаемый мост, через который любовь и ненависть могут беспрепятственно перетекать". В результате либидо "запружено", негативные элементы бессознательного получают дополнительную энергию и прокладывают себе путь в сознание. Таким образом, даже отрицательные проекции выполняют полезную функцию: потому что не будь их, "индивид был бы вынужден записать на свой счет все то зло и беззаконие, которое он любезно приписывал другим и которым всю жизнь возмущался". Это могло бы оказать настолько деморализующее и разрушительное воздействие на самовосприятие индивида или группы, что психическое снова вытеснило бы неприятные для него элементы и еще раз перенесло их на внешние объекты. "Само существование врага, на которого можно свалить все зло", включая сюда и наши несбывшиеся мечты о перевоспитании и усовершенствовании жизни, — огромное облегчение для нашей совести и для компенсирующего чувства идеализма. "Вы можете тогда по крайней мере сказать не колеблясь, кто дьявол; и будете совершенно уверены, что причина ваших бед находится вовне, а не в вас самих". Вот так, через использование социальных и политических форм, включая войны и революции, и изживают "нормальные" люди свои психические расстройства и защищаются от теневых аспектов своего психического»1.

Психика человека нуждается во враге и вносит вклад в его создание. Благодаря проекции лицо, в отношении которого она направлена, действительно становится врагом. Агрессия, исходящая от субъекта проекции, воспринимается объектом проекции как нечто вполне достоверное и объективное. Индивид или группа, у которых расстройство психики носит особо тяжелый характер, наживают себе реальных врагов. Проекция, перенося агрессию на объект, тем самым запускает механизм саморазрушения субъекта. Так, в эпоху Просвещения западная цивилизация вытесняет в подсознание свою тень, что погрузило ее в тяжелый невроз, проявившийся в войнах и гонке ядерных вооружений2.

Если при сбалансированной индивидуальной и групповой психике отрицательные проекции полезны, то там, где тень подвергается интенсивному вытеснению, они становятся опасными. Глубокое вытеснение тени усиливает энергию бессознательного и ускоряет проекцию агрессии на внешние объекты. Так возникает невротическая (иногда психотическая) личность или общество, для которых характерно навязчивое стремление к саморазрушению. Осознание факта существования тени помогает сдерживать и контролировать проекции и непроизвольную потребность в создании себе врагов, что развивает у индивидов сдержанность, скромность и личную ответственность за происходящее в мире и обществе3. «Ибо "ничто так не разделяет общество и не отчуждает людей друг от друга, как... моральное самодовольство и отсутствие ответственности, но и ничто так не способствует взаимопониманию и восстановлению дружественных отношении, как взаимное снятие проекции". Очевидно, что всего этого не произойдет до тех пор, пока люди, во-первых, не узнают себя лучше, а во-вторых, не научатся критически смотреть на самих себя. Научившись смотреть на низшую сторону своей природы, пишет Юнг, они научатся в свою очередь лучше понимать и любить своего ближнего. «Чуть меньше лицемерия и чуть больше терпимости по отношению к самим себе, и мы могли бы куда лучше относиться к нашим соседям; потому что мы слишком склонны переносить на ближних те несправедливость и насилие, которым привыкли подвергать собственную натуру"»4. Только развитие сознания может принести освобождение от рабства сил коллективного бессознательного.

«Пока люди не осознают своей личной и коллективной тени, им будут нужны враги и они будут с успехом их создавать. Эта предпосылка имеет особенное значение для политики. Достаточно, например, понаблюдать, как наши недавние политические враги, для которых пресса еще вчера не жалела черной краски, в которых видели воплощенное зло, став сегодня нашими союзниками, неожиданно оказываются людьми гуманными и по-своему обаятельными. Имена меняются - и место немцев занимают русские, место японцев китайцы (если говорить о последних "пристрастиях" американцев), но суть реакции остается неизменной и всегда тотальной: врагов надо презирать, союзников любить или уважать, и любые противоположные чувства воспринимаются как изменнические и подрывные. Такая реакция (по принципу "все или ничего") особенно характерна для массового человека, который не терпит неопределенности в подобного рода вещах. Психологически недифференцированная личность оказывается во власти психополитического потока событий, не поддающихся ее контролю. Всякий преуспевающий диктатор прекрасно знает о такой реакции и манипулирует ею для достижения своих личных и партийных целей. Более того, врагу необязательно быть иностранцем: евреи, коммунисты, буржуазия, черные, белые равно удобны и могут вызвать такой же недвусмысленный ответ у массы. Ибо, помимо политических врагов, люди склонны проецировать собственную тень на всякого, кто отличается или отдален от них. Низшие классы общества, расовые и национальные меньшинства также служат подходящими объектами для личных и коллективных отрицательных проекций со стороны господствующего класса или культуры»5.

Библиография:

1. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные взгляды К.Г. Юнга. СПб., 1996. С. 80 - 89.

References (transliterated):

1. Odainik V. Psychology of politics. Political and social views of K.G. Jung. St. Petersburg, 1996. pp. 80 - 89.

1 Там же. С. 86 - 87.

2 Там же. С. 87.

3 Там же.

4 Там же. С. 88.

5 Там же. С. 88 - 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.